МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 20 г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
Протокол № ____ от___________
Руководитель МО
_________________ Косилова М. И.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________
Нещерет Е. Н.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ школа №20
___________________
Степунина-Копылова Н. Н. Приказ № ____ от
________ 2017 г.
ЗАТВЕРДЖУЮ
Директор ЗОШ №20
_________З.М.Богатова
Наказ № _______
від «__»________ 2014р.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Решение занимательных задач»
для 7 класса
Программу разработала
Нещерет Елена Николаевна,
учитель математики
2017 год
Содержание программы:
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………3-4
2. Личностные и метапредметные результаты
освоения курса внеурочной деятельности …………………………………………....4-5
3. Содержание курса внеурочной деятельности ………………………………………...5-6
4. Тематическое планирование……………………………………………………………6
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Решение занимательных задач» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Составлена в соответствии с ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897). Рассчитана на 34 учебные недели, при 1 часе курса в неделю. Количество учебных часов по рабочей программе 34.
Актуальность программы определена тем, что семиклассники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, в частности геометрии выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение нестандартных геометрических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с учащимися, подготовке их к олимпиадам различного уровня.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы внеурочной деятельности должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.
Курс внеурочной деятельности дополняет базовую программу по геометрии, способствует развитию познавательной активности, интереса к новому предмету, повышает геометрическую культуры. Занятия позволят ученикам утвердиться в своих способностях, развить свои интеллектуальные и творческие способности.
В процессе занятий формируются общеучебные умения и навыки, развиваются коммуникативные свойства личности учащихся, воспитывается стремление к взаимопомощи в процессе работы.
Основные цели курса внеурочной деятельности:
- развивать математическое мышление школьников и их творческие способности;
- развивать знания, умения и навыки, полученные на основных занятиях;
- научить самостоятельно добывать знания;
- способствовать интеллектуальному развитию обучающихся в процессе учебных занятий;
- повышать познавательный интереса;
- развить пространственное мышление.
Задачи курса внеурочной деятельности:
- воспитать творческую активность учащихся в процессе изучения математики;
- оказать конкретную помощь обучающимся в решении задач;
- способствовать повышению интереса к геометрии, развитию логического мышления;
- работать над формированием интереса к математике, к решению задач различного уровня сложности;
- формировать творческое мышление учащихся через задания исследовательского характера;
- воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству.
2. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностными результатами являются:
– развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
– развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности;
–– воспитание чувства справедливости, ответственности;
– развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты изучения данного курса:
Учащиеся научаться:
– сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
– применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с геометрическими головоломками;
– анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
– включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
– аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
– сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
– контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
– анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
– искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
– воспроизводить способ решения задачи;
– анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
– конструировать несложные задачи;
– выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
– анализировать расположение деталей (треугольников, уголков) в исходной конструкции;
– составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
– выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
– объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
– анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
– осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля.
Содержание курса внеурочной деятельности
Формы обучения: коллективные и индивидуально-групповые занятия, теоретические и практические занятия, творческие работы.
Основные методы: объяснение, беседа, иллюстрирование, решение задач, дидактические игры, убеждение.
Предполагаемые результаты
Занятия должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
4. Тематическое планирование
№ | Название раздела, темы занятия | Количество часов |
Геометрия вокруг нас (9 ч) |
1 | Геометрия вокруг нас | 1 |
2 | Круг и его элементы | 2 |
3 | Головоломка «танграм» | 2 |
4 | Симметрия | 2 |
5 | Мозаика | 2 |
Нестандартные задачи по геометрии (23 ч) |
1 | Задачи на вычисление | 2 |
2 | Задачи на доказательство | 2 |
3 | Задачи на построение | 2 |
4 | Задачи на разрезания | 2 |
5 | Построение с препятствиями и ограничениями | 2 |
6 | Непрерывное рисование | 2 |
7 | Решение задач на раскраску | 2 |
8 | Принцип паркета | 2 |
9 | Головоломки со спичками | 2 |
10 | Геометрические головоломки | 3 |
11 | Замечательные кривые | 2 |
Повторение (2 ч) |
| Итого | 34 |
6