СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа с тематическим планированием по программе 2100 по окружающему миру.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа с тематическим планированием по программе 2100 по окружающему миру.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа с тематическим планированием по программе 2100 по окружающему миру.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»





РАССМОТРЕНО

МО учителей

начальных классов

протокол № __

от « __» августа 201_ г.

Руководитель МО

.

___________________


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УР

Лапистова О.В.


_________________

« УТВЕРЖДАЮ»

__________________

Директор МОУ «СОШ № 9»

Григорьев Д.Ю.


« __ » августа 201_ г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учителя начальных классов

по окружающему миру


автор учебникаА.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан.


класс 4






Рабочая программа составлена на основе программы


«Школа 2100» А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин






Дуванова Елена Николаевна



Предмет окружающий мир

Класс 4

Учебный год 2016 – 2017


Рабочая программа по окружающему миру

на 2016-2017 учебный год




Предмет: окружающий мир

Класс:4

Учитель: Дуванова Е.Н.

Система обучения: развивающая

Программа: Школа 2100. Окружающий мир. Образовательная система.Примерная основная образовательная программа Москва БАЛАСС 2011г

Учебник:окружающий мир(в 2-х частях)А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан Москва БАЛАСС 2011г

Учебник предназначен для учащихся 4-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы. Соответствует Федеральному государственному стандарту начального общего образования, является продолжением непрерывного курса и составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100».

С опорой на собственный опыт ребёнка учебник формирует целостное представление о мире, интерес к его познанию и создаёт базу для изучения наук в основной школе.


Количество часов в неделю по программе 2

Количество часов в неделю по учебному плану 2

Количество часов в год 70

Количество контрольных работ

Количество проверочных работ







1чет

По плану\Дано

2чет

По плану\Дано

3чет

По плану\Дано

4чет

По плану\Дано

Год

По плану\Дано

Контрольные работы






Проверочные работы






Практические работы






Районный к.












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Вахрушев, А. А.Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли») : учебник : в 2 ч. Ч. 1 / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М. :Баласс : Школьный дом, 2012.

2. Вахрушев, А. А.Окружающий мир. 3 класс. («Мое Отечество») : учебник : в 2 ч. Ч. 2 / А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова, С. В. Тырин. – М. :Баласс : Школьный дом, 2012.

3. Вахрушев, А. А.Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. («Обитатели Земли») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М. :Баласс : Школьный дом, 2012.

4. Данилов, Д. Д.Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. («Мое Отечество») / Д. Д. Данилов, С. С. Кузнецова, Е. В. Сизова. – М. :Баласс : Школьный дом, 2012.

5. Вахрушев, А. А.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. («Обитатели Земли») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, О. А. Родыгина. – М. :Баласс : Школьный дом, 2012.

6. Сизова, Е. В.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. («Мое Отечество») / Е. В. Сизова, Н. В. Харитонова. – М. :Баласс : Школьный дом, 2012.

7. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли») : методические рекомендации для учителя / А. А. Вахрушев, О. А. Родыгина. – М. :Баласс, 2010.

8. Сизова, Е. В. Окружающий мир. 3 класс («Мое Отечество») : методические рекомендации / Е. В. Сизова, Д. Д. Данилов, М. Е. Турчина. – М. :Баласс, 2010.

Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса.

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Окружающий мир» реализует следующие цели:

 осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира;

 создание фундамента значительной части предметов основной школы: физике, химии, биологии, географии, обществознанию, истории.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

 умение наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

 освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и в обществе;

 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Структура курса

Раздел 1: « Как работает организм человека»

Как устроен организм человека. Кожа – пограничник организма. Как человек двигается. Путешествие бутерброда. Как удаляются ненужные вещества. Для чего и как мы дышим. Волшебная восьмёрка. Что такое кровь. Почему наш организм работает слаженно. Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств. Родители и дети. Отчего мы иногда болеем. Наши предки – древесные жители. На заре человечества.


Раздел 2: «Рукотворная природа».

Рукотворная жизнь. На службе у человека. Покорение силы. Как человек использует свойства воды. Как человек использует свойства воздуха. Горные породы и минералы. Металлы. Приручение огня. Как нам жить.


Раздел 3; «Человек и его внутренний мир».

Кого можно назвать человеком. Посмотри в своё «зеркало». Как понять, что творится у друга на душе. Переживания, испытанные временем. Как узнать человека.


Раздел 4; « Человек в мире людей»

Что такое общество. Как жить в мире людей. Моё общество. Права человека.


Раздел 5: «Человек и прошлое человечества».

Первобытный мир. Древний мир. Средние века. Новое время. Новейшее время.


Раздел 6: «Человек и многоликое человечество».

Короли, президенты и граждане. Расы и народы. Кто во что верит.


Раздел 7: «Человек и единое человечество».

Мировое хозяйство. Мировое сообщество государств. Что человечество ценит больше всего. Как нам жить.


Предмет «Окружающий мир» как часть системы начального образования призван решать не только частные, но и общие задачи начальной школы. Содержание курса отражает сущность современного образования вообще и начального – в особенности, и определяется не накоплением у учащихся определенной суммы знаний, а умением использовать, добывать знания, применять различные способы деятельности для изучения окружающего мира. Учебный материал по окружающему миру отобран таким образом, что позволяет формировать у учащихся очень многие заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности.

Прежде всего, это ознакомление школьников с разными методами познания окружающего мира – планируется система наблюдений объектов и явлений окружающего мира, организуется экспериментирование, опытная работа. Структурным элементом урока может стать деятельность моделирования, составление учащимися схем, графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями.

Предусмотрена с учетом конкретного содержания урока речевая (коммуникативная) деятельность школьников: ознакомление с элементарной естественнонаучной и обществоведческой терминологией, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями для детей, развитие разнообразных умений по работе с информацией, поиск ее непосредственно в окружающем мире, в научно-художественной и справочной литературе, работа по ее преобразованию и хранению в табличной, знаковой и схематичной форме.

Усилено внимание к развитию умений детей организовывать свою деятельность по изучению окружающего мира: умение выполнять инструкции (например, при проведении опытов), ставить цель наблюдения, сравнивать ее с полученным результатом и т. п.

Предусмотрены и возможности для организации учебного сотрудничества (например, групповое выполнение практических работ, творческих заданий, работа в парах и др.), что будет способствовать реализации важных задач Обязательного минимума – умений учебного общения (взаимодействовать, давать объективную оценку, учитывать другие мнения и пр.).

Освоение содержания невозможно без таких видов практической деятельности детей, как наблюдение, эксперимент, моделирование, что, в свою очередь, неизбежно требует от учителя организации экскурсий, практических работ, дидактических игр, побуждает к созданию соответствующей образовательной среды (уголок живой природы, уголок документальных обществоведческих материалов и т. п.). Предусмотрены разнообразные приемы учебной и практической деятельности, которые обеспечат формирование содержание специального раздела стандарта «Опыт практической деятельности». Все названное обеспечивает теснейшую связь учебного предмета с жизнью ребенка.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей1(см. Примечание).

Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность трудаи творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур2(см. Примечание).

Содержание учебного предмета

Раздел 1: «Человек и природа».(34ч)

Человек и его строение (13ч) Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары.

Движение человека. Внутренний скелет и его преимущества и недостатки.

Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык.

Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток.

Органы дыхания. Гигиена дыхания. Круги кровообращения. Кровь и е1 транспортная функция внутри организма. Мозг - орган управления. Органы чувств .Размножение – свойство живых организмов. Травмы.

Происхождение человека (2ч).

Рукотворная природа(10ч).

Приручение и разведение домашних животных. Разведение культурных растений. Изобретение рычага. Вода и её свойства. Воздух, его состав и свойства. Горные породы и минералы, их использование человеком.

Металлы и их свойства. Присваивающее хозяйство наших предков.

Раздел 2: «Человек и человечество».(34ч)

Человек и его внутренний мир(5ч).

Человек – дитя природы и человечества. Основные качества личности. Эмоции. Отношения с другими и к другим.

Человек и общество (4ч). Общество как взаимосвязь людей. Конфликт.Правила поведения людей в обществе. Круги общения и социальные группы. Права человека к обществе.

Картина всемирной истории человечества(10ч)Первобытный мир. Древний мир. Средние века. Новая история Новейшее время.

Человек и многоликое человечество (3чЧеловек и единое человечество(4ч)

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:

 Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

 Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

 Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

 В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

 Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

 Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

 Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

 Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

 В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

 Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

 Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

 Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

 Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

 Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

 Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

 Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

 Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

 Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:

Часть 1. Человек и природа

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

 объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

 применять знания о своём организме в жизни;

 называть основные свойства воздуха как газа, основные свойства воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;

 объяснять в чём главное отличие человека от животных;

2-я линия развития – уметь определять отношение к миру;

-оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

-доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;

Часть 2. Человек и человечество

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

 по поведению людей узнавать, какие у них черты характера;

 отличать друг от друга разные эпохи в истории человечества;

 Объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от расы; верующих разных религий и атеистов.

 по году определять век, место события в прошлом;

 отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

-объяснять какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

-замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения, правам человека и правам ребёнка. Предлагать, сто ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Описание материально-технической базы

1. Дополнительная литература.

1. Большая иллюстрированная энциклопедия истории России для детей. – М. : Славянский Дом Книги, 2008.

2. Грибов, В. С. Как человекисследует, изучает, использует природу. 2–4 кл. / В. С. Грибов. – Волгоград : Учитель, 2005.

3. Дроздов, Н. Н. Тайны живой природы / Н. Н. Дроздов, А. К. Макеев. – М. : Вече, 2007.

4. Клепинина, З. А. Энциклопедия тайн и чудес. Тайны окружающего мира. 500 загадочных фактов из жизни растений, животных и не только… / З. А. Клепинина. – М. :Ювента, 2005.

5. Калашников, В. И. Чудеса живой природы. Энциклопедия тайн и загадок / В. И. Калашников, С. А. Лаврова. – Белгород : Белый город, 2009.

6. Карамзин, Н. М. История государства Российского для детей / Н. М. Карамзин. – М. : АСТ, 2009.

7. Крылова, О. Н. Окружающий мир : итоговая аттестация : 4 класс : типовые тестовые задания / О. Н. Крылова. – М. : Экзамен, 2011.

8. Непомнящий, Н. Н. 1000 тайн живой природы / Н. Н. Непомнящий. – М. : АСТ, 2002.

9. Новицкая, М. Ю. Родная земля / М. Ю. Новицкая. – М. : Дрофа. 2008.

10. Окружающий мир : тематический тестовый контроль в начальной школе / авт.-сост. Н. Н. Бобкова. – Волгоград : Учитель, 2007.

11. Окружающий мир. 3 класс : занимательные материалы / авт.-сост. Г. Н. Решетникова, Н. И. Стрельников. – Волгоград : Учитель, 2008.

12. Окружающий мир. 1–4 классы : конспекты уроков и внеклассных занятий / авт.-сост. Е. М. Васина и др.. – Волгоград : Учитель, 2011.

13. Окружающий мир. 2–4 классы : внеклассные занятия на тему «Времена года» / сост. Г. Т. Дьячкова. – Волгоград : Учитель, 2007.

14. Окружающий мир. 4 класс : поурочные планы по учебнику А. А. Вахрушева, Д. Д. Данилова, О. В. Бурского, А. С. Раутиана / авт.-сост. О. А. Тимофеева. – Волгоград : Учитель, 2010.

15. Окружающий мир. 2–4 классы :дополнительные материалы к разделу «Общество» / авт.-сост. Е. А. Ляшенко. – Волгоград : Учитель, 2008.

16. Справочник школьника для начальных классов. Русский язык. Математика. Природоведение / Е. М. Дорогова, Л. Ф. Знаменская, В. Д. Майоров. – М. : Стрекоза, 2010.

17. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. – М. : АСТ : Астрель, 2010.

18. Тайны природы. Детская энциклопедия «Махаон». – М. : Махаон, 2003.

19. Ухарцева, А. В. Что? Где? Почему? Большая иллюстрированная детская энциклопедия. – М. : АСТ : Астрель, 2008.

20. Энциклопедия для детей. История России : в 2 ч. – М. : Аванта +, 2008.

2. Информационно-коммуникативные средства.

1. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс. – М. : Кирилл и Мефодий, 2009. – 1 электрон.опт. диск (CD-ROM).

2. Кузя и сила природы. – М. : Медиа Хауз, 2002. – 1 электрон.опт. диск (CD-ROM).

3. Окружающий мир. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа 2100» / Т. С. Гулуева [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2011. – 1 электрон.опт. диск (CD-ROM).

3. Наглядные пособия.

Комплект наглядных пособий :4 класс : Окружающий мир : в 4 ч. / сост. А. А. Вахрушев. – М. :Баласс, 2010.

4. Интернет-ресурсы.

1. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp/ru/course/category.php?id=15

2. Официальный сайт Образовательной системы «Школа2100». – Режим доступа : http://www.school2100.ru

3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

4. Справочно-информационный Интернет-портал. – Режим доступа : http://www.gramota.ru

5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok

6. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

5. Технические средства обучения.

1. Телевизор.

2. Магнитофон.

3. Аудиоцентр.

4. Мультимедийный компьютер.

5. Мультимедийный проектор.

6. Экран проекционный.

6. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, карт.

2. Штатив для карт и таблиц.

3. Укладка для аудиторных средств (слайдов, кассет и др.).

4. Шкаф для хранения таблиц.

7. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.















3.7.  Календарно-тематическое планирование


Тема урока


Контрольные работы, Р\К,….

Дата по плану

Дата фактическая

Количество часов


Планируемые результаты



Деятельность учащихся

Страницы учебника и раб.тетради.

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)


Как работает организм человека.




17


Знать:

– строение тела человека;

– органы человека, правила сохранения и укрепления здоровья.

Уметь:

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

– определять температуру тела человека с помощью термометра;

– распознавать органы человека и самостоятельно работать с учебником

Регулятивные:

– определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

– составлять план

действий при отработке способа;


Познавательные:


Логические:

– выполнять анализ;

– устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;


Общеучебные:

-ориентироваться в своей системе знаний;

-самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.



Коммуникативные:

– оформлять правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.свои мысли в устной
и письменной речи;

– учиться подтверждать аргументы фактами;



Личностные:

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех


Иметь общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма; правила личной гигиены


1

Как устроен организм человека




1

С.3-11

2

Кожа – «пограничник» организма




1

С.12-16

3

Как человек двигается




1

С.17-18

4

Путешествие бутерброда




1


С.19-21

5

Как удаляются ненужные вещества




1



Р/т с.3

6

Для чего и как мы дышим




1



С.22-25

7

Волшебная восьмерка




1



С.2629



8

Что такое кровь?




1



С.30-33

9

Почему наш организм работает слаженно




1




С.34-37

10

Окна в окружающий мир.




1




С.38-39

11

Многогранный мир чувств






1




Р.т с.5

12

Родители

и дети




1





13

Отчего мы иногда болеем




1





14

Наши предки – древесные жители




1





15

На заре человечества




1





16

Обобщающий урок по разделу «Человек и его строение»

Р.к. Древесные жители родного края

Р.к.



1





17

Контрольная работа по разделу «как работает наш организм».

К.р.



1






Рукотворная природа.




21

Знать о теории происхождения человека от человекообразной обезьяны

понятие эволюция.

Уметь объяснять на элементарном уровне этапы становления человека разумного Знать, что такое окружающий мир, как человек познает природу, общество, самого себя.

Уметь различать неживую и живую природу; давать краткую характеристику неживой и живой природы, отличать объекты природы от изделий труда человека.

Понимать связи неживой

и живой природы


Личностные:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Регулятивные:

– определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

– составлять план действий при отработке способа;

Познавательные:

Логические:

– выполнять анализ;

– устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

Общеучебные:

-отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Коммуникативные:

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

– учиться подтверждать аргументы фактами;




Применять полученные на уроках знания и умения в жизни.

Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Разум – способность мыслить и использовать предыдущий опыт для предсказания будущего. Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Разделение труда. Происхождение семьи. Появление человека


18

Рукотворная жизнь





1

С.40-43


19

На службе

у человека




1

С.44-46

20

Покорение силы.




1



С.46-48

21

Как человек использует свойства воды




1



С.50-53



22

Как человек использует свойства воды

Р.к. Водоёмы нашего края.

Р.к.



1




С.54-58

23

Как человек использует свойства воздуха.




1




С.58-61

24

Горные породы и минералы




1




С.62-69

25

Горные породы и минералы .

Р.к. Горные породы и минералы Ставрополья.

Р.к.



1




С.70-73

26

Металлы.




1




С.74-77

27

Приручение огня





1




Р.т. с.20

28

Невидимая сила




1




С.78-85

29

Чудо-волны




1





30

Человек проникает в тайны природы




1





31

Человек проникает в тайны природы




1





35

Как нам жить?




1





36

Как нам жить?

Р.к. Тайны родной природы.

Р.к.



1





37

Проверочная работа по разделу «Рукотворная природа».

П.р.



1





38

Контрольная работа за 2 четверть.

К.р.



1






Человек и его внутренний мир.




11


Знать о биологической и общественной природе человека, о факторах, определяющих формирование личности человека. о взаимосвязи эмоций, переживаемых человеком, и выражением его лица. что такое настроение, каким оно может быть и из чего складывается.


Уметь объяснять разницу между понятиями врожденные и приобретенные признаки; высказывать свое мнение и анализировать ответы других видеть отражение эмоций на лицах окружающих и объяснять их, сопереживать, делиться своими чувствами

понимать, в каком настроении находится человек,

и выбирать правильную тактику своего поведения

Познавательные:

Логические;

– выполнять анализ;

– выстраивать логическую цепь рассуждений.

Общеучебные:

Добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах;

Перерабатывать полученную информацию.

Коммуникативные:

– учиться подтверждать аргументы фактами;

– прогнозировать последствия коллективных решений;

Личностные:

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные:

-определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости , исправлять ошибки с помощью учителя.


Понятие настроение. Различие эмоционального состояния хорошего и плохого настроения

Развитие умения определять эмоции окружающих по выражению их лиц. Представление о сопереживании

Круги общения и социальные группы. Понятие конфликт. Причины его возникновения и способы выхода из конфликтных ситуаций Личные права человека. Основные правовые документы: Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о правах ребенка. Права и обязанности



39

Кого можно назвать человеком?




1

С.86-89

40

Посмотри в своё «зеркало».




1

С.90-95

41

Как понять, что творится у друга на душе?




1


С.96-99

42

Переживания испытанные временем.

Что такое настроение?




1


С.100-103

43

Как узнать человека?

Что такое характер




1



С.104-109


Человек в мире людей.




6

Знать понятия: общество, человечество, круг общения, общественная группа.

Уметь жить среди людей, следуя правилам и законам, принятым в данном обществе

Знать о необходимости наличия взаимосвязи интересов, взглядов для объединения людей.

Уметь находить «свое общество», принимать законы этого общества, избегать конфликтов и находить способы выхода из них

Знать о существовании неотъемлемых личных прав человека, об основных законах, регулирующих права, и их соблюдении.

Уметь с уважением относиться к личным правам каждого человека, не забывать о своих обязанностях


Познавательные:

Логические: -выполнять анализ;

– выстраивать логическую цепь рассуждений.

Общеучебные:

-ориентироваться в своей системе знаний;

-самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.



Коммуникативные:

– учиться подтверждать аргументы фактами;

– прогнозировать последствия коллективных решений;


Личностные:

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.



Регулятивные:

– определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

– составлять план действий при отработке способа;


Находить и извлекать информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний.

Обмениваться с одноклассниками сведениями о прошлом и настоящем своей семьи, родного края.

Выполнять в группе задания по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины,


нашей страны.


44

Что такое

общество?




1


С.2-7

45

. Как жить

в мире людей?




1

С.8-11

46

Моё общество.

Р.к. Мой друг.

Р.к.



1

С.12-15

47

Права человека в обществе




1



С.16-21

48

Повторение по разделу «Человек».




1



С.22-27

49

Повторение по разделу «Человек». Проверочная работа № 1 по разделу «Человек».

П.р.



1



С.28-31


Человек и прошлое человечества.




10

Знать о предмете изучения науки истории, понятия: всемирная история человечества, историческая эпоха.

об эпохе Первобытного мира, о первых человеческих обществах – родах и племенах.

Уметь ориентироваться в историческом времени: вести счет времени по эрам, векам, годам; определять по году век, последовательность и длительность событий; работать с текстом учебной статьи объяснять жизнь первобытных людей с точки зрения их морали; анализировать ответы других и строить собственное монологическое высказывание

Личностные:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.


Регулятивные:

– определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

– составлять план действий при отработке способа;


Познавательные:


Логические:

– выполнять анализ;

– устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;


Общеучебные:

-отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Коммуникативные:

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

– учиться подтверждать аргументы фактами;

Понятия: общество, человечество, круг общения, общественная группа

Круги общения и социальные группы. Понятие конфликт. Причины его возникновения и способы выхода из конфликтных ситуаций

Личные права человека. Основные правовые документы: Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о правах ребенка. Права и обязанности


50

Всемирная история Первобытный мир – «детство» человечества




1


С.38-41

51

Первобытный мир – «детство» человечества




1


С.42-48

52

Древний мир – время первых цивилизаций




1



С.48-51

53

Древний мир – время первых цивилизаций




1


С.52-57

54

«Эпоха Средних веков – между древностью и Новым временем»




1



С.58-61

55

«Эпоха Средних веков – между древностью и Новым временем




1



С.62-65

56

Новое время:

Р.к. Столица Ставрополья.




1




57

Новое время:




1




Р.т.с.5

58

Новейшее время.




1





59

Новейшее время.




1






Человек и многоликое человечество.




1

Знать о существовании различных по формам правления

и политическим режимам государствах, о таких видах государств, как монархия и республика, демократическое и недемократическое государства, о существовании различных органов власти и государственных руководителей.

Уметь работать с учебником, строить монологический ответ, слушать других и анализировать услышанное

Регулятивные:

– определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

– составлять план действий при отработке способа;

Познавательные:

Логические:

– выполнять анализ;

– устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

Общеучебные: ориентироваться в своей системе знаний;

-самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.



Коммуникативные:

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

– учиться подтверждать аргументы фактами;

Личностные:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.



Высказывать и вежливо отстаивать свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом.

Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка.

Представление о том, что единое человечество складывается из граждан разных государств. Право каждого государства на суверенитет. Различия между государствами на уровне форм правления и политических режимов. Различные органы власти


60

Короли, президенты и граждане




1


С.62-69

61

Расы и народы Земли




1


С.70-73

62

Кто во что верит?




1


С.74-79

63

Мировое

Хозяйство




1



С.80-83

64

Мировое

сообщество государств




1



С.84-87



65

Что человечество ценит больше всего?




1



С.88-90

66

Как нам жить?




1




С.91-93

67

Обобщение по разделу «Человек и единое человечество»

Проверочная работа № 2.

П.р.



1




С.94-99

68

Контрольная работа за год.




1




С.100-105

69

Комплексное повторение изученного за год.

Р.к. Охранять природу -значит охранять свою родину.

Р.к.



1




С.106-109

70

КВН «Что узнали – чему научились?»




1