МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАЗАНЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
____________/Л.П. Ашихина/
_______________/Т.А. Морозова/
« » ____________2010 г « »_____________2010 г
Рабочая программа учебного курса
по обществознанию для 10-11 классов
на 2010-2011 учебный год
Учитель: Егиоя С.Н.
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей гуманитарного цикла.
Протокол № ________
от «____»__________________2010 г.
Руководитель ШМО
учителей гуманитарного цикла:
_________________/Е.Б. Тигишвили/
2010 г.
Пояснительная записка
к рабочей программе по обществознанию (10-11 классы).
Рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Л.Н. Боголюбова «Обществознание 10-11», издательство «Просвещение», 2003 г.
Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Развитие личности в период ранней юности, её духовно – нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интересам к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ.
Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной и коммуникативной, практической деятельности необходимых для участия в жизни общества и государства.
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей во всех областях жизни общества, система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путём углублённого изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Рабочая программа рассчитана на 136 часов. 10 класс – 68 ч, 11 класс – 68 ч, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Программа позволяет использовать разнообразные формы организации учебного процесса: лекция, семинар, диспут, организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся (написание докладов, рефератов).
№ | Тема раздела, краткое содержание. Тема уроков | Кол-во часов. | Дата | Тип урока | Форма организации учебного занятия | Основные понятия и термины | Мониторинг |
I | Введение в курс обществознания (цели и задачи, общественные науки, специфика познания соц. явлений) | 2 | 4.09 | Комбинир. | Урок | Общество, сфера жизни общества, общественные отношения | Поурочный балл |
II | Человек как творец и творение культуры (личность, внутренний мир человека, деятельность человека, культура, познания, истина, мировоззрение, наука, свобода человеческой деятельности) | 28 | | | | | |
1 | Человек, индивид, личность | 2 | 11.09 | Комбинир. | Урок | Индивид, личность, индивидуальность | Самостоятельная работа |
2 | Внутренний мир человека | 2 | 18.09 | Урок новых знаний | Лекция | Потребности, способности, характер, мышление | Устный беглый опрос |
3 | Сущность человеческой деятельности | 2 | 25.09 | Комбинир. | Урок | Деятельность, субъект, объект деятельности, цель, средства, поведение | Поурочный балл |
4 | Многообразие человеческой деятельности | 2 | 2.10 | Урок новых знаний | Лекция | Труд, познание, творчество, игра, учение. | Устный беглый опрос. |
5 | Многообразие человеческой деятельности | 2 | 9.10 | Урок анализа и синтеза знаний | Семинар | | Самостоятельная работа |
6 | Познавательная деятельность человека | 2 | 16.10 | Урок новых знаний | Лекция | Познание, чувственное и рациональное познание, рационалисты, эмпирики восприятие, ощущение, и др. | Конспект |
7 | Истина и ее критерии | 2 | 23. 10 | Комбинир. | Урок с элементами лаборат. работы | Истина, объективная , относительная и абсолютная истина, заблуждение, агностики, критерий. | Самостоятельная работа |
8 | Наука. Научное познание. | 2 | 30 .10 | Комбинир | Урок | Методы научного познания, научная теория, научная революция, научный закон, | Фронтальный опрос |
9 | Ненаучное познание | 2 | 13.11 | Комбинир | Урок | Мифология, здравый смысл, паранаука, художественный образ, ритуал. | Поурочный балл |
10 | Самопознание | 2 | 20.11 | Комбинир | Практикум | Самопознание, самооценка, притязание, «Я-концепция» | Самостоятельная работа |
11 | Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность человека | 2 | 27.11 | Урок новых знаний | Урок | Культура, материальная, духовная культура, мораль, искусство, диалог культур, элитарная, народная, массовая культура, традиции, новаторство. | Поурочный балл |
12 | Мировоззрение. Убеждение. Вера. | 2 | 4.12 | Комбинир. | Урок-беседа | Мировоззрение, убеждение, менталитет, типы мировоззрений | Решение познавательных задач |
13 | Религия в современном мире | 2 | 11.12 | Урок новых знаний | Урок | Мировые религии, религиозные конфессии, нравственные заповеди, веротерпимость, свобода совести. | Поурочный балл |
14 | Свобода в деятельности человека | 2 | 18.12 | Урок новых знаний | Урок-диспут | Самореализация, свобода выбора, необходимость, ответственность, свободное общество | Решение познавательных задач |
III | Общество как сложная динамическая система (общество как система, элементы и подсистемы, соц. институты, развитие общества, особенности современного мира, глобальные проблемы) | 20 | | | | | |
1 | Общество и общественные отношения | 2 | 25.12 | Комбинир | Урок | Общество, экономика, политика, социальная сфера, духовная сфера, система, подсистема, общ. отношения. | Тест |
2 | Общество и общественные отношения | 2 | 15.01 | Урок анализа и синтеза знаний | Семинар | | Поурочный балл |
3 | Общество и природа | 2 | 22.01 | Комбинир | Урок | Биосфера, ноосфера, экологический кризис | Эссе |
4 | Исторический процесс и его участники | 2 | 29.01 | Урок новых знаний | Урок | Исторический процесс, субъекты исторического процесса, элита, общественные объединения, исторические личности, историческое событие, историческая альтернатива | Самостоятельная работа |
5 | Общественный прогресс | 2 | 5.02 | Комбинир | Урок | Прогресс, регресс, критерии прогресса, прогрессивные силы, реакционные силы, эволюция, революция | Срезовая работа |
6 | На пути к современной цивилизации | 2 | 12.02 | Комбинир | Урок | Цивилизация, формация | Поурочный балл |
7 | На пути к современной цивилизации | 2 | 19.02 | Урок анализа и синтеза знаний | Семинар | Аграрное, индустриальное , постиндустриальное общество | Ответы на вынесенные для обсуждения вопросы |
8 | Информационное общество | 2 | 26.02 | Комбинир | Урок | Информационное общество, глобализация, антиглобализм | Эссе |
9 | Глобальные проблемы современности | 2 | 5.03 | Урок новых знаний | Лекция | Глобальные проблемы современности, терроризм. | План, конспект лекции |
10 | Глобальные проблемы современности | 2 | 12.03 | Урок анализа и синтеза | Урок с элементами проектной д -ти | | Защита мини - проекта |
IV | Социальные отношения (соц. структура, нормы, отклоняющиеся поведение, мобильность, группы, конфликт, нации, семья, религиозные объединения) | 22 | | | | | |
1 | Социальная структура и структурные отношения | 2 | 19.03 | Урок новых знаний | Лекция | Социальная структура, страта, социальные отношения, социальный статус, социальная роль, социализация | План, конспект |
2 | Социальная структура и структурные отношения | 2 | 2.04 | Урок анализа и синтеза знаний | Семинар | | Тест |
3 | Социальная стратификация | 2 | 9.04 | Комбинир | Урок | Стратификация, соц. неравенство. | Самостоятельная работа |
4 | Социальные группы | 2 | 16.04 | Комбинир | Урок | Социальные группы, молодежь, тинэйджеры, инфантилизм, субкультура, контркультура | Поурочный балл |
5 | Социальные конфликты | 2 | 23.04 | Комбинир | Урок | Социальные конфликты | Поурочный балл |
6 | Социальные нормы | 2 | 30.04 | Комбинир | Урок | Социальные нормы | Поурочный балл |
7 | Отклоняющееся поведение | 2 | 7.05 | Комбинир | Семинар | Наркомания, преступность, алкоголизм, отклоняющееся поведение. | Решение познавательных задач |
8 | Социальная мобильность | 2 | 14.05 | Комбинир | Урок | Социальная мобильность, «социальный лифт», маргиналы, вертикальная, горизонтальная, индивидуальная, групповая соц. мобильность. | Фронтальный опрос |
9 | Нации и межнациональные отношения | 2 | 21.05 | Урок новых знаний | Урок с элементами лаб. раб. | Этнос, нация, национальное самосознание, национальная политика, национализм, геноцид, толерантность | Самостоятельная работа |
10 | Семья как социальный институт | 2 | 28.05 | Урок новых знаний | Урок | Брак, семья, проблема неполных семей, демографическая ситуация. | Поурочный балл |
11 | Религиозные объединения в РФ | 2 | 4.06 | Урок новых знаний | Урок | Религия | Срезовая работа |
12 | Социальные отношения | 2 | 3.09 | Урок анализа и синтеза знаний | Урок | | Поурочный балл |
13 | Социальная сфера | 2 | 10.09 | Урок анализа и синтеза знаний | Лабораторная работа | | Самостоятельная работа |
14 | Социальная сфера | 2 | 17.09 | Урок диагностики ЗУН | Зачет | | Тест |
| Политика как общественное явление (власть, государство, политическая система, полит. режим, идеология, процесс, правовое государство, политическая элита, партии, политический процесс) | 32 | | | | | |
1 | Власть. Политическая власть | 2 | 24.09 | Комбинир | Урок | Власть, политика, политология | Поурочный балл |
2 | Государство. Функции государства. | 2 | 1.10 | Комбинир | Урок с элементами лаб. раб. | Государство, разделение властей, монархия, республика, внешняя, внутренняя политика, федерация, унитарное государство. | Самостоятельная работа |
3 | Политика и ее роль в жизни общества | 2 | 8.10 | Комбинир | Урок-дискуссия | Политика | Эссе |
4 | Политическая система | 2 | 15.10 | Урок новых знаний | Лекция | Политическая система, элементы, политическая элита, экстремизм | Сложный план, конспект |
5 | Политический режим | 2 | 22.10 | Комбинир | Урок | Политический режим, авторитаризм, тоталитаризм, демократия, непосредственная демократия, представительная демократия | Индивидуальный опрос |
6 | Демократия | 2 | 29.10 | Комбинир | Урок с элементами лаб. раб. | Демократия, избирательное право граждан, консенсус , референдум, плюрализм. | Самостоятельная работа |
7 | Правовое государство | 2 | 12.11 | Комбинир | Урок-дискуссия | Правовое государство, гражданское общество | Составление дискуссионной карты |
8 | Политическая идеология | 2 | 19.11 | Урок новых знаний | Лекция | Идеология | Устный беглый опрос по содержанию лекции |
9 | Политические партии | 2 | 26.11 | Комбинир | Урок | Партия, многопартийность, фракция | Фронтальный опрос |
10 | СМИ и их роль в политической жизни общества | 2 | 3.12 | Комбинир | Урок с элементами проектной деятельности | СМИ | Защита проекта |
11 | Политический процесс и его участники | 2 | 10.12 | Комбинир | Урок | Политический процесс, политическая роль, популизм, охлократия, политический маркетинг, политический имидж, политический статус личности, политический лидер | Поурочный балл |
12 | Особенности политического процесса в России | 2 | 17.12 | Урок анализа и синтеза знаний | Семинар | Избирательная кампания | Поурочный балл |
13 | Особенности политического процесса в России | 2 | 24.12 | Урок анализа и синтеза знаний | Семинар | | Таблица |
14 | Политика как общественное явление | 2 | | Урок анализа и синтеза знаний | Урок | | Самостоятельная работа |
15 | Политика как общественное явление | 2 | | Урок анализа и синтеза знаний | Урок с сообщениями учащихся | | Сообщение, рецензия |
16 | Урок-зачет по теме «Политика как общественное явление» | 2 | | Урок диагностики ЗУН | Зачет | | Тест |
| Человек в системе общественных отношений (духовная жизнь человека, общественное и индивидуальное сознание, свобода, человек и экономика, политика) | 28 | | | | | |
1 | Общественное и индивидуальное сознание | 2 | | Комбинир | Урок | Общественное, индивидуальное сознание | Поурочный балл |
2 | Социализация индивида | 2 | | Комбинир | Урок с элементами лабораторной работы | Социализация, социальная роль. | Самостоятельная работа |
3 | Духовная жизнь человека | 2 | | Урок новых знаний | Лекция | Интеллект, духовность, интеллигентность, духовный мир, инициатива, сознание | План, конспект |
4 | Духовная жизнь человека | 2 | | Урок анализа и синтеза знаний | Семинар | | Поурочный балл |
5 | Самосознание индивида и социальное поведение | 2 | | Комбинир | Урок | Самосознание, ценности, нормы, мотивы. | Самостоятельная работа |
6 | Свобода и ответственность | 2 | | Урок новых знаний | Урок-диспут | Свобода | Поурочный балл |
7 | Путь к духовной личности | 2 | | Урок новых знаний | Семинар | | Самостоятельная работа |
8 | Образование и его роль в жизни человека и общества | 2 | | Урок новых знаний | Лекция | Образование, гуманизация, гуманитаризация образования, интернационализация образования, самообразование, воспитание | План, конспект |
9 | Образование и его роль в жизни человека и общества | 2 | | Урок анализа и синтеза знаний | Семинар | | Самостоятельная работа |
10 | Человек в системе экономических отношений | 2 | | Комбинир | Урок | Экономика, предпринимательство, потребитель | Поурочный балл |
11 | Человек в политической жизни | 2 | | Комбинир | Урок | Политика, статус, абсентеизм, политическое лидерство. | Поурочный балл |
12-13 | Человек в системе общественных отношений | 2 | | Урок анализа и синтеза | Урок с элементами проектной деятельности | | Защита проекта |
14 | Человек в системе общественных отношений | 2 | | Урок диагностики ЗУН | Урок | | Тест |
| Урок – заключение по курсу обществознания «Человек и общество» | 2 | | Урок анализа и синтеза знаний | Урок-беседа | | Поурочный балл |
Дополнительная литература для учащихся:
ЕГЭ: 2009:Обществознание/ О. А. Котова. – М.: АСТ: Астрель, 2009
Кравченко А. И. Введение в социологию. – М., 1998 г.
Любимов Л. Л., Липсиц И. В. Основы экономики. – М., 1994 г.
Певцова Е. А. Основы правовых знаний. – М., 2000 г.
Религии мира: 10-11 кл. – М., 1997 г.
Шилобод М. И., Петрухин А. С. Политика и право: 10-11 кл. – М., 1995 г.
Школьный словарь по обществознанию. – М., 2002 г.
Дополнительная литература для учителя:
Человек и общество. Дополнительные материалы к учебнику. – М., 2001 г.
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10 кл. – Ч. 1. – М., 2002 г.
Единый Государственный Экзамен 2002 г.: КИМ: обществознание. – М., 2002
Никитин А. Ф. Обществознание. Подготовка к экзамену. – М., 2003 г.
Глебова В. Л. Принципы разделения властей в различных формах государственного устройства. ПИШ № 5 2007 г.
Кондратенко И. Н. Семья в обществе. ПИШ № 3-4 2007 г.
Бельский Э. Национальный вопрос в Российской империи в схемах. ПИШ № 3 2007 г.
Школьный словарь по обществознанию. – М., 2002 г.
Никитин А. Ф., Суворова Н. Г. Правовое образование в вопросах и заданиях. ПИШ № 1 1998 г.
Воспитательные задачи.
Тема 1 «Человек как творец и творение культуры».
Создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихся.
Формирование представления о свободе как условии самореализации личности.
Создание условий для формирования гуманистического мировоззрения, включающего убеждённость неповторимости, уникальности каждой личности.
Формирование толерантности, веротерпимости.
Развитие способности к рефлексии, умение оценивать и владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой.
Тема 2 «Общество как сложная динамическая система».
Формирование гражданственности, любви к Родине.
Формирование экологической культуры, включающей признание ценности природы, убеждение в необходимости сбережения природы для живущих и будущих поколений, ответственности за судьбу природы, понимание неразрывной связи природы и общества.
Формирование у учащихся целостного представления об истории человеческого общества.
Воспитание чувства неприятия войн как средства решения международных конфликтов.
Тема 3 «Социальные отношения».
Формирование социальной культуры, включающей культуру межличностных, межгрупповых и этнических отношений, толерантность к иному образу жизни и образу мыслей.
Подготовить учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению.
Развитие позитивных представлений старшеклассников о семье как о социальном институте, имеющем высокую личностную и общественную значимость.
Создание условий для успешной деятельности каждого ученика.
Тема 4 « Политика как общественное явление»
1. Создание условий для формирования политической культуры, гражданской позиции, чувства патриотизма, уважение истории страны, законов, органов государственной власти.
Тема 5 «Человек в системе общественных отношений»
1. создание условий для формирования политической, экономической, правовой, экологической культуры человека.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать/понимать
Биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений.
Тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов.
Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования.
Особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
Характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития.
Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.
Объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества).
Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.
Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать из неадаптированных текстов знания по заданным темам, систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию.
Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм , экономической рациональности.
Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике.
Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для;
успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами.
Совершенствования собственной познавательной деятельности.
Критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной информации.
Решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности.
Ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции.
Предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
Оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.
Реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей.
Осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.