СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса по обществознанию для 10-11 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов  составлена на основе авторской программы под редакцией Л.Н. Боголюбова «Обществознание 10-11», издательство «Просвещение», 2003 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса по обществознанию для 10-11 классов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАЗАНЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

____________/Л.П. Ашихина/

_______________/Т.А. Морозова/


« » ____________2010 г « »_____________2010 г









Рабочая программа учебного курса

по обществознанию для 10-11 классов

на 2010-2011 учебный год



Учитель: Егиоя С.Н.





Рассмотрено на заседании

ШМО учителей гуманитарного цикла.

Протокол № ________

от «____»__________________2010 г.


Руководитель ШМО

учителей гуманитарного цикла:

_________________/Е.Б. Тигишвили/











2010 г.


Пояснительная записка

к рабочей программе по обществознанию (10-11 классы).

Рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Л.Н. Боголюбова «Обществознание 10-11», издательство «Просвещение», 2003 г.

Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. Развитие личности в период ранней юности, её духовно – нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интересам к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.

  2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ.

  3. Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

  4. Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной и коммуникативной, практической деятельности необходимых для участия в жизни общества и государства.

  5. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей во всех областях жизни общества, система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путём углублённого изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Рабочая программа рассчитана на 136 часов. 10 класс – 68 ч, 11 класс – 68 ч, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Программа позволяет использовать разнообразные формы организации учебного процесса: лекция, семинар, диспут, организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся (написание докладов, рефератов).






























Тема раздела, краткое содержание. Тема уроков

Кол-во часов.

Дата

Тип урока

Форма организации учебного занятия

Основные понятия и термины

Мониторинг

I

Введение в курс обществознания (цели и задачи, общественные науки, специфика познания соц. явлений)


2

4.09


Комбинир.


Урок

Общество,

сфера жизни общества, общественные отношения


Поурочный балл

II

Человек как творец и творение культуры (личность, внутренний мир человека, деятельность человека, культура, познания, истина, мировоззрение, наука, свобода человеческой деятельности)



28






1

Человек, индивид, личность

2

11.09

Комбинир.

Урок

Индивид, личность, индивидуальность

Самостоятельная

работа


2

Внутренний мир человека

2

18.09

Урок новых знаний

Лекция

Потребности, способности, характер, мышление


Устный беглый опрос

3

Сущность человеческой деятельности

2

25.09

Комбинир.

Урок

Деятельность,

субъект, объект деятельности, цель, средства, поведение

Поурочный балл


4

Многообразие человеческой деятельности

2

2.10

Урок новых знаний

Лекция

Труд, познание, творчество, игра, учение.

Устный беглый опрос.

5

Многообразие человеческой деятельности

2

9.10

Урок анализа и синтеза знаний

Семинар


Самостоятельная работа

6

Познавательная деятельность человека

2

16.10

Урок новых знаний

Лекция

Познание, чувственное и рациональное познание, рационалисты, эмпирики восприятие, ощущение, и др.

Конспект

7

Истина и ее критерии

2

23. 10

Комбинир.

Урок с элементами лаборат. работы

Истина, объективная , относительная и абсолютная истина, заблуждение, агностики, критерий.

Самостоятельная работа

8

Наука. Научное познание.

2

30 .10

Комбинир

Урок

Методы научного познания, научная теория, научная революция, научный закон,

Фронтальный опрос

9

Ненаучное познание

2

13.11

Комбинир

Урок

Мифология, здравый смысл, паранаука, художественный образ, ритуал.

Поурочный балл

10

Самопознание

2

20.11

Комбинир

Практикум

Самопознание, самооценка, притязание, «Я-концепция»

Самостоятельная работа

11

Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность человека

2

27.11

Урок новых знаний

Урок

Культура, материальная, духовная культура, мораль, искусство, диалог культур, элитарная, народная, массовая культура, традиции, новаторство.

Поурочный балл

12

Мировоззрение. Убеждение. Вера.

2

4.12

Комбинир.

Урок-беседа

Мировоззрение, убеждение, менталитет, типы мировоззрений

Решение познавательных задач

13

Религия в современном мире

2

11.12

Урок новых знаний

Урок

Мировые религии, религиозные конфессии, нравственные заповеди, веротерпимость, свобода совести.

Поурочный балл

14

Свобода в деятельности человека

2

18.12

Урок новых знаний

Урок-диспут

Самореализация, свобода выбора, необходимость, ответственность, свободное общество

Решение познавательных задач

III

Общество как сложная динамическая система (общество как система, элементы и подсистемы, соц. институты, развитие общества, особенности современного мира, глобальные проблемы)

20






1

Общество и общественные отношения

2

25.12

Комбинир

Урок

Общество, экономика, политика, социальная сфера, духовная сфера, система, подсистема, общ. отношения.

Тест

2

Общество и общественные отношения

2

15.01

Урок анализа и синтеза знаний

Семинар


Поурочный балл

3

Общество и природа

2

22.01

Комбинир

Урок

Биосфера, ноосфера, экологический кризис

Эссе

4

Исторический процесс и его участники

2

29.01

Урок новых знаний

Урок

Исторический процесс, субъекты исторического процесса, элита, общественные объединения, исторические личности, историческое событие, историческая альтернатива

Самостоятельная работа

5

Общественный прогресс

2

5.02

Комбинир

Урок

Прогресс, регресс, критерии прогресса, прогрессивные силы, реакционные силы, эволюция, революция

Срезовая работа

6

На пути к современной цивилизации

2

12.02

Комбинир

Урок

Цивилизация, формация

Поурочный балл

7

На пути к современной цивилизации

2

19.02

Урок анализа и синтеза знаний

Семинар

Аграрное, индустриальное , постиндустриальное общество

Ответы на вынесенные для обсуждения вопросы

8

Информационное общество

2

26.02

Комбинир

Урок

Информационное общество, глобализация, антиглобализм

Эссе

9

Глобальные проблемы современности

2

5.03

Урок новых знаний

Лекция

Глобальные проблемы современности, терроризм.

План, конспект лекции

10

Глобальные проблемы современности

2

12.03

Урок анализа и синтеза

Урок с элементами проектной д -ти


Защита мини - проекта

IV

Социальные отношения (соц. структура, нормы, отклоняющиеся поведение, мобильность, группы, конфликт, нации, семья, религиозные объединения)

22






1

Социальная структура и структурные отношения

2

19.03

Урок новых знаний

Лекция

Социальная структура, страта, социальные отношения, социальный статус, социальная роль, социализация

План, конспект

2

Социальная структура и структурные отношения

2

2.04

Урок анализа и синтеза знаний

Семинар


Тест

3

Социальная стратификация

2

9.04

Комбинир

Урок

Стратификация, соц. неравенство.

Самостоятельная работа

4

Социальные группы

2

16.04

Комбинир

Урок

Социальные группы, молодежь, тинэйджеры, инфантилизм, субкультура, контркультура

Поурочный балл

5

Социальные конфликты

2

23.04

Комбинир

Урок

Социальные конфликты

Поурочный балл

6

Социальные нормы

2

30.04

Комбинир

Урок

Социальные нормы

Поурочный балл

7

Отклоняющееся поведение

2

7.05

Комбинир

Семинар

Наркомания, преступность, алкоголизм, отклоняющееся поведение.

Решение познавательных задач

8

Социальная мобильность

2

14.05

Комбинир

Урок

Социальная мобильность, «социальный лифт», маргиналы, вертикальная, горизонтальная, индивидуальная, групповая соц. мобильность.

Фронтальный опрос

9

Нации и межнациональные отношения

2

21.05

Урок новых знаний

Урок с элементами лаб. раб.

Этнос, нация, национальное самосознание, национальная политика, национализм, геноцид, толерантность

Самостоятельная работа

10

Семья как социальный институт

2

28.05

Урок новых знаний

Урок

Брак, семья, проблема неполных семей, демографическая ситуация.

Поурочный балл

11

Религиозные объединения в РФ

2

4.06

Урок новых знаний

Урок

Религия

Срезовая работа

12

Социальные отношения

2

3.09

Урок анализа и синтеза знаний

Урок


Поурочный балл

13

Социальная сфера

2

10.09

Урок анализа и синтеза знаний

Лабораторная работа


Самостоятельная работа

14

Социальная сфера

2

17.09

Урок диагностики ЗУН

Зачет


Тест


Политика как общественное явление (власть, государство, политическая система, полит. режим, идеология, процесс, правовое государство, политическая элита, партии, политический процесс)

32






1

Власть. Политическая власть

2

24.09

Комбинир

Урок

Власть, политика, политология

Поурочный балл

2

Государство. Функции государства.

2

1.10

Комбинир

Урок с элементами лаб. раб.

Государство, разделение властей, монархия, республика, внешняя, внутренняя политика, федерация, унитарное государство.

Самостоятельная работа

3

Политика и ее роль в жизни общества

2

8.10

Комбинир

Урок-дискуссия

Политика

Эссе

4

Политическая система

2

15.10

Урок новых знаний

Лекция

Политическая система, элементы, политическая элита, экстремизм

Сложный план, конспект

5

Политический режим

2

22.10

Комбинир

Урок

Политический режим, авторитаризм, тоталитаризм, демократия, непосредственная демократия, представительная демократия

Индивидуальный опрос

6

Демократия

2

29.10

Комбинир

Урок с элементами лаб. раб.

Демократия, избирательное право граждан, консенсус , референдум, плюрализм.

Самостоятельная работа

7

Правовое государство

2

12.11

Комбинир

Урок-дискуссия

Правовое государство, гражданское общество

Составление дискуссионной карты

8

Политическая идеология

2

19.11

Урок новых знаний

Лекция

Идеология

Устный беглый опрос по содержанию лекции

9

Политические партии

2

26.11

Комбинир

Урок

Партия, многопартийность, фракция

Фронтальный опрос

10

СМИ и их роль в политической жизни общества

2

3.12

Комбинир

Урок с элементами проектной деятельности

СМИ

Защита проекта

11

Политический процесс и его участники

2

10.12

Комбинир

Урок

Политический процесс, политическая роль, популизм, охлократия, политический маркетинг, политический имидж, политический статус личности, политический лидер

Поурочный балл

12

Особенности политического процесса в России

2

17.12

Урок анализа и синтеза знаний

Семинар

Избирательная кампания

Поурочный балл

13

Особенности политического процесса в России

2

24.12

Урок анализа и синтеза знаний

Семинар


Таблица

14

Политика как общественное явление

2


Урок анализа и синтеза знаний

Урок


Самостоятельная работа

15

Политика как общественное явление

2


Урок анализа и синтеза знаний

Урок с сообщениями учащихся


Сообщение, рецензия

16

Урок-зачет по теме «Политика как общественное явление»

2


Урок диагностики ЗУН

Зачет


Тест


Человек в системе общественных отношений (духовная жизнь человека, общественное и индивидуальное сознание, свобода, человек и экономика, политика)

28






1

Общественное и индивидуальное сознание

2


Комбинир

Урок

Общественное, индивидуальное сознание

Поурочный балл

2

Социализация индивида

2


Комбинир

Урок с элементами лабораторной работы

Социализация, социальная роль.

Самостоятельная работа

3

Духовная жизнь человека

2


Урок новых знаний

Лекция

Интеллект, духовность, интеллигентность, духовный мир, инициатива, сознание

План, конспект

4

Духовная жизнь человека

2


Урок анализа и синтеза знаний

Семинар


Поурочный балл

5

Самосознание индивида и социальное поведение

2


Комбинир

Урок

Самосознание, ценности, нормы, мотивы.

Самостоятельная работа

6

Свобода и ответственность

2


Урок новых знаний

Урок-диспут

Свобода

Поурочный балл

7

Путь к духовной личности

2


Урок новых знаний

Семинар


Самостоятельная работа

8

Образование и его роль в жизни человека и общества

2


Урок новых знаний

Лекция

Образование, гуманизация, гуманитаризация образования, интернационализация образования, самообразование, воспитание

План, конспект

9

Образование и его роль в жизни человека и общества

2


Урок анализа и синтеза знаний

Семинар


Самостоятельная работа

10

Человек в системе экономических отношений

2


Комбинир

Урок

Экономика, предпринимательство, потребитель

Поурочный балл

11

Человек в политической жизни

2


Комбинир

Урок

Политика, статус, абсентеизм, политическое лидерство.

Поурочный балл

12-13

Человек в системе общественных отношений

2


Урок анализа и синтеза

Урок с элементами проектной деятельности


Защита проекта

14

Человек в системе общественных отношений

2


Урок диагностики ЗУН

Урок


Тест


Урок – заключение по курсу обществознания «Человек и общество»

2


Урок анализа и синтеза знаний

Урок-беседа


Поурочный балл


Дополнительная литература для учащихся:


ЕГЭ: 2009:Обществознание/ О. А. Котова. – М.: АСТ: Астрель, 2009

Кравченко А. И. Введение в социологию. – М., 1998 г.


Любимов Л. Л., Липсиц И. В. Основы экономики. – М., 1994 г.


Певцова Е. А. Основы правовых знаний. – М., 2000 г.


Религии мира: 10-11 кл. – М., 1997 г.


Шилобод М. И., Петрухин А. С. Политика и право: 10-11 кл. – М., 1995 г.


Школьный словарь по обществознанию. – М., 2002 г.


Дополнительная литература для учителя:


Человек и общество. Дополнительные материалы к учебнику. – М., 2001 г.


Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10 кл. – Ч. 1. – М., 2002 г.


Единый Государственный Экзамен 2002 г.: КИМ: обществознание. – М., 2002


Никитин А. Ф. Обществознание. Подготовка к экзамену. – М., 2003 г.


Глебова В. Л. Принципы разделения властей в различных формах государственного устройства. ПИШ № 5 2007 г.


Кондратенко И. Н. Семья в обществе. ПИШ № 3-4 2007 г.


Бельский Э. Национальный вопрос в Российской империи в схемах. ПИШ № 3 2007 г.


Школьный словарь по обществознанию. – М., 2002 г.


Никитин А. Ф., Суворова Н. Г. Правовое образование в вопросах и заданиях. ПИШ № 1 1998 г.


Воспитательные задачи.

Тема 1 «Человек как творец и творение культуры».

  1. Создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихся.

  2. Формирование представления о свободе как условии самореализации личности.

  3. Создание условий для формирования гуманистического мировоззрения, включающего убеждённость неповторимости, уникальности каждой личности.

  4. Формирование толерантности, веротерпимости.

  5. Развитие способности к рефлексии, умение оценивать и владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой.

Тема 2 «Общество как сложная динамическая система».

  1. Формирование гражданственности, любви к Родине.

  2. Формирование экологической культуры, включающей признание ценности природы, убеждение в необходимости сбережения природы для живущих и будущих поколений, ответственности за судьбу природы, понимание неразрывной связи природы и общества.

  3. Формирование у учащихся целостного представления об истории человеческого общества.

  4. Воспитание чувства неприятия войн как средства решения международных конфликтов.

Тема 3 «Социальные отношения».

  1. Формирование социальной культуры, включающей культуру межличностных, межгрупповых и этнических отношений, толерантность к иному образу жизни и образу мыслей.

  2. Подготовить учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению.

  3. Развитие позитивных представлений старшеклассников о семье как о социальном институте, имеющем высокую личностную и общественную значимость.

  4. Создание условий для успешной деятельности каждого ученика.


Тема 4 « Политика как общественное явление»

1. Создание условий для формирования политической культуры, гражданской позиции, чувства патриотизма, уважение истории страны, законов, органов государственной власти.


Тема 5 «Человек в системе общественных отношений»

1. создание условий для формирования политической, экономической, правовой, экологической культуры человека.


Требования к уровню подготовки выпускников

  1. Знать/понимать

Биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений.

Тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов.

Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования.

Особенности социально-гуманитарного познания.

  1. Уметь:

Характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития.

Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.

Объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества).

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.

Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать из неадаптированных текстов знания по заданным темам, систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию.

Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм , экономической рациональности.

Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике.

Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.


3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для;

успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами.

Совершенствования собственной познавательной деятельности.

Критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной информации.

Решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности.

Ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции.

Предвидения возможных последствий определенных социальных действий.

Оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.

Реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей.

Осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.