СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "ХИМИЯ" 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета "ХИМИЯ" 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "ХИМИЯ" 9 класс»

ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ

для 9 классов

общеобразовательных учреждений

(2 часа в неделю, всего 70 ч)

УМК Г.Е. Рудзитиса


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования. За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Н.Гара), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Просвещение» в 2008 году (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.).

Рабочая программа может быть реализована в 9 классе (2 ступень, основное общее образование, общеобразовательный уровень). Учебники линии Г.Е.Рудзитиса.

Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии учащихся в 9 классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 70 ч/год (2 ч/нед.).

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии.

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В курсе 9 класса учащиеся изучают теорию электролитической диссоциации, окислительно – восстановительные реакции, некоторые вопросы общей химии (закономерности протекания химических реакций), углубляют знания по теме «Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева» на примере характеристик подгрупп некоторых элементов. Продолжается изучение основных законов химии (закон Авогадро), отрабатываются навыки в выполнении практических работ и решении качественных и расчетных задач. Фактологическая часть программы включает первоначальные сведения об органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в органическом мире.




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


9 класс

70 ч/год (2 ч/нед.; 2 ч — резервное время)


НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ


Тема 1. Электролитическая диссоциация (11 ч)

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.

Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.

Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».


Тема 2. Кислород и сера (9 ч)

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.

Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы(IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы(VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.

Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.


Тема 3. Азот и фосфор (11 ч)

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Минеральные удобрения.

Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.

Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.

Практические работы

  • Получение аммиака и изучение его свойств.

  • Определение минеральных удобрений.


Тема 4. Углерод и кремний (8 ч)

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.

Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Демонстрации. Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.

Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат-ионы.

Практическая работа. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.


Тема 5. Общие свойства металлов (14 ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов
Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III).

Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа(II) и (III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.

Практические работы

  • Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IА—IIIА-групп периодической таблицы химических элементов».

  • Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.




ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах (2 ч)

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.


Тема 7. Углеводороды (4 ч)

Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.

Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды.

Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

Демонстрации. Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественные реакции на этилен. Образцы нефти и продуктов их переработки.

Лабораторные опыты. Этилен, его получение, свойства. Ацетилен, его получение, свойства.

Расчетная задача. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.


Тема 8. Спирты (2 ч)

Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение.

Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.

Демонстрации. Количественный опыт выделения водорода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественные реакции на многоатомные спирты.


Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры (2 ч)

Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение.

Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота.

Жиры — продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.

Демонстрации. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.


Тема 10. Углеводы (1 ч)

Глюкоза, сахароза — важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.

Крахмал и целлюлоза — природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.

Демонстрации. Качественные реакции на глюкозу и крахмал.


Тема 11. Белки. Полимеры (4 ч)

Белки — биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах.

Полимеры — высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.

Химия и здоровье. Лекарства.

Демонстрации. Качественные реакции на белок. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.

Литература для учителя:


  1. Брейгер Л.М. Химия. 9 класс: контрольные и самостоятельные работы, тесты /Л.М.Брейгер. – Волгоград: Учитель, 2006

  2. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008. -56с.

  3. Гара Н.Н. Химия. Контрольные и проверочные работы. 8-9 классы / Н.Н.Гара. – Дрофа, 2004.


Литература для учащихся:


  1. Рудзитис Г.Е. Химия: неорган. химия. Орган. химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2008.-191с.

MULTIMEDIA – поддержка предмета:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004

  2. Демонстрационное поурочное планирование. Общая химия. – Волгоград: издательство «Учитель», 2007

















Тематическое планирование

9 класс

70 ч/год (2 ч/нед.; 2 ч резервное время)



п/п


Дата


Тема урока


Вводимые

химические

понятия.


Химический

Эксперимент.



Актуализация

опорных знаний


Дом.

задание


Тема 1. Электролитическая диссоциация (11 ч)


1


Электролиты и неэлектролиты. Электролити­ческая диссоциация веществ в водных растворах

Электролит. Неэлектролит. Электролитическая диссоциация, гидратация. Кристаллогидраты. Кристаллическая вода

Демонстрации. Испытание растворов веществ на элект­рическую проводимость. Движение ионов в электричес­ком поле.

Электрический ток. Ионы (анионы и катионы)

§1, упр. 5,6, с. 13


2


Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей.


Кислоты, щелочи и соли с точки зрения ТЭД. Ступенчатая диссоциация кислот. Ион гидроксония


Основные классы неорганических соединений. Вода как уникальный растворитель для живых систем

§ 2, табл.1, с.11, упр. 7,8, с. 13


3


Слабые и сильные электролиты. Степень дис­социации.

Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.



§ 3, задача 2, с.13.

4


Реакции ионного обмена и условия их про­текания.


Реакции ионного обмена: полные и сокращенные ионные уравнения. Обратимые и необратимые химические реакции

Лабораторный опыт №1. Реакции обмена между раство­рами электролитов.


Классификация химических реакций в неорганической химии

§4, таблица 3, с.14-15, таблица 4, с.17, упр. 1-2, с. 22

5


Урок - практикум по составлению реакций ионного обмена.


Отработка алгоритма составления полных и сокращенных уравнений ионных реакций


Классификация химических реакций в неорганической химии

§§3,4, таблица 3, с.14-15, таблица 4, с.17, упр. 3-4, с. 22.

6


Окислительно-восстановительные реакции. Окисление и восстановление.

ОВР. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление


Понятие о степени окисления и валентности

§5, упр.6, 7,8, с.22


7


Урок-практикум: Окислительно-восстановительные реакции.

Расстановка коэффициентов методом электронного баланса в ОВР


Металлы и неметаллы

§ 5, упр. 8, задачи по карточ-

-кам

8


Гидролиз солей.


Гидролиз солей. Гидролиз по катиону и аниону. Гидролиз с разложением соединения


Соли и их строение, классификация. Явление гидролиза в природе

§6, упр.9,10☼

Задача 1,с.22

Подгот. к П.Р. №1 с.24

9


Практическая работа №1. Решение экспери­ментальных задач по теме «Электролитичес-кая диссоциация».


Практическая работа №1.


Пов.

§ § 1-5, с.24, правила ТБ

10


Повторительно - обобщающий урок по теме: «Электролитичес­кая диссоциация».




Пов.

§§ 1-5, схема гидролиза соли, задания в тетради.

11


Контрольная работа №1 по теме: «Электролитичес-кая диссоциация».




Задача 2,с.22


Тема 2. Кислород и сера (9 ч)


1/12


Анализ результатов к/р №1.

Положение кислорода и серы в ПСХЭ, строение их атомов. Озон — аллотропная модифика­ция кислорода.

Аллотропия. Аллотропная модификация.

Озон – как простое соединение

Демонстрации: Аллотропия кислорода.


ПСХЭ Д.И. Менделеева. Биологическая роль кислорода и озона. Оксиды. Экологические проблемы современности

§§ 7,8, упр.1,2, с.31



2/13


Сера. Аллотропия серы. Физические и хими­ческие свойства серы. Применение


Аллотропные модификации (ромбическая, моноклинная). Флотация.

Демонстрации: Аллотропия серы. Знаком­ство с образцами природных сульфидов, сульфатов.


Биологическая роль серы.

§9,10, упр.5,6, с.31, задача 1


3/14


Сероводород. Сульфиды


Сульфиды, гидросульфиды. Сероводород.

Лабораторный опыт № 2. Распознавание сульфид- и суль­фит- ионов в растворе. (л/о №5, с.43)


Кислоты и соли. ОВР

§11, упр.1,2, с.34


4/15


Сернистый газ. Сернистая кислота и ее соли


Сернистый газ. Сульфиды и гидросульфиды

Лабораторный опыт № 2. Распознавание сульфид- и суль­фит- ионов в растворе. (л/о №5, с.43).

ОВР

§ 12, упр.3-5, с.34, задача2


5/16


Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли


Сульфаты. Гидросульфаты

Демонстрации. Знаком­ство с образцами природных сульфатов. Лабораторный опыт №3. Распознавание сульфат - ионов в растворе. (л/о №6, с.43).

ОВР

§ 13, таблица 10, с.36, упр.1-2, с.38, задача 2


6/17


Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Серный ангидрид. Олеум. Взаимодействие конц. серной кислоты с металлами


ОВР

§ 13, таблица 10, с.36, упр.1-2, с.38, задача 2

пов.

§ 9-13, правила ТБ

7/18


Практическая работа №2. Решение экспери­ментальных задач по теме «Кислород и сера».


Практическая работа №2.


задача 2


8/19


Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Скорость хим. реакции. Катализатор. Ингибитор. Химическое равновесие


Обратимые химические реакции и необратимые

§ 14, упр.4-5, с.42


9/20


Вычисления по химическим уравнениям реак­ций массы, количества вещества или объема

по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступивших или получаю­щихся в реакции веществ.

Тестирование.

Умение решать расчетные задачи


Моль, молярная масса вещества, молярный объем вещества

Задачи 1-3, пов.

§ 9-14.

Тесты КИМ для 9 класса


Тема 3. Азот и фосфор (11 ч)


1/21


Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот. Свойства, применение.

Нитриды. Фосфиды


Химическая инертность. Энергия активации

§ 15 - 16, упр.2-5, с.52


2/22


Аммиак. Физические и химические свойства. Получение, применение


Ион аммония, донорно-акцепторный механизм

Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде.


Азотфиксация

§ 17, таблица 13, с.49, упр.6-8, с.52


3/23


Соли аммония.


Соли аммония. Двойные соли

Лабораторный опыт №4. Взаимодействие солей аммония со щелочами.



§ 18,

таблица 14, с. 51, упр.12-13, с.52


4/24


Практическая работа №3. Получение амми­ака и изучение его свойств.


Практическая работа №3.


Пов. § 17, правила ТБ


5/25


Оксид азота (II) и оксид азота (IV).

Азотная кислота, строение молекулы и получение.

Химизм получения азотной кислоты


Скорость химической реакции. Катализаторы. Химическое равновесие


§ 19, таблица 15, с.55, упр.1,3,4, с.59


6/26


Окислительные свойства азотной кислоты

Окислительные свойства азотной кислоты. Взаимодействие с металлами


ОВР

§ 19, таблица 15, с.55, упр.6,7,9☼, с.59


7/27


Соли азотной кислоты

Нитраты и особенности их разложения при нагревании

Демонстрации. Ознакомление с образцами природных нитратов

Соли. ОВР

§ 20, упр. 2, 8, 9, (с.59)

8/28


Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фос­фора.

Белый, красный и черный фосфор




§ 21, таблица 16 упр.2,4, с.70


9/29


Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения


Фосфорный ангидрид. Ортофосфорная кислота. Гидрофосфат-ион, дигидрофосфат-ион. Простые и сложные минеральные удобрения

Демонстрации. Ознакомление с образцами природных фосфатов. Лабораторный опыт №5. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.

Круговорот азота и фосфора в природе. Классификация минеральных удобрений. Агрономия

§ 22, 23, таблицы 17, 20, упр.5-6, 9, с.70


10/30


Практическая работа №4. Определение ми­неральных удобрений


Практическая работа №4.


Пов. § 22, задачи 3,4, с.70

правила ТБ


11/31


Зачет - тестирование

по теме: «Азот и фосфор».





Задача 2


Тема 4. Углерод и кремний (8 ч)


1/32


Положение углерода и кремния в периоди­ческой системе химических элементов, стро­ение их атомов. Аллотропные модификации углерода.

Аллотропия углерода. Алмаз, графит, карбин, фуллерены

Демонстрации. Кристаллические решетки алмаза и графита. Ознакомление с различными видами топ­лива.


Понятие о нанотехнологиях (на примере углеродных трубок и фуллеренов)

§ 24, упр. 2,5, с.90


2/33


Химические свойства углерода. Адсорбция


Адсорбция. Десорбция. Активированный уголь



§ 25, таблица 23, упр. 8, с.90


3/34


Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм.

Вычисления по химическим урав­нениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Газогенератор. Генераторный газ.

Газификация топлива


Физиологическое действие угарного газа Оказание первой медицинской помощи

§ 26, № 14-17, с90, задача1 с.91

4/35


Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли


Карбонаты. Гидрокарбонаты

Демонстрации. Знакомство с образцами природных карбонатов. Лабораторные опыты № 6,7. Ознакомление со свойствами и взаимопревра

щениями карбонатов и гидрокарбона

тов. Качественные реакции на карбонат- ионы.


Фотосинтез и дыхание. Парниковый эффект. Круговорот углерода в природе

§ 27 -29, № 18, 19,20, 21*,с.90-91

задач2-3,с.91

5/36


Практическая работа №5. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распо­знавание карбонатов.


Практическая работа №5.


Пов. § § 27 -29, правила ТБ

6/37


Кремний и его соединения. Стекло. Цемент


Кварц, карборунд, силициды, силикаты. Силикатная промышленность, керамика, стекло, цемент

Демонстрации. Знакомство с образцами природных силикатов. Ознакомление с видами стекла. Лабораторный опыт №7. Ка­чественные реакции на силикат-ионы.




§ 30 – 33, № 5,7,9* с.101, задача 1

7/38


Обобщение и повторение материала тем: «Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний».




Пов. материал по таблицам 13,14,15,17, 19,23-26

8/39


Контрольная работа №2 по темам: «Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний».




Задача 5,с.91


Тема 5. Общие свойства металлов (14 ч)


1/40


Анализ результатов к/р №2.

Положение металлов в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов.

Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка


Металлы в физике. Электро- и теплопроводность

§ 34-36, упр. 1-4, 8, 9 задача 1-2 (с. 112)

2/41


Химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Электрохимический ряд напряжения металлов (ряд стандартных электродных потенциалов металлов)


ОВР. Восстановители. Электрохимический ряд напряжения металлов

§ 37, упр. 11-12, задача 4 (с. 112)

3/42


Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Приме­нение.

Соли щелочных металлов. Аномальные свойства щелочных металлов

Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших со­лей натрия, калия. Взаимодействие щелочных, металлов с во­дой.


§ 39, упр. 1-5, 7, 8 задачи 2-3 (с. 119)

4/43


Щелочноземель-

ные металлы. Нахождение в природе. Кальций и его соединения.

Соединения кальция, особенности химических свойств

Демонстрации. Знакомство с образцами природных соединений кальция. Взаимодействие щелочноземельных металлов с во­дой.

Роль кальция в природе.

§ 40-41 (до с. 123), упр. 1-12, задачи 1-2 (с. 125)

5/44


Жесткость воды и способы ее устранения.

Жесткость воды. Понятие о титровании



§ 41, упр. 13-14, задачи 3-4 (с. 125)

6/45


Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюми­-

ния.

Понятие «амфотерность» на примере соединений алюминия

Демонстрации. Взаимодейст-

вие алюминия с во­дой. Демонстрации. Знакомство с соединениями алюминия. Лабораторный опыт №8. Получение гидроксида алюми­ния и взаимодействие его с кислотами и щелочами.

Классификация химических реакций. Реакция нейтрализации

§ 42, упр. 1-11, задачи 1, 2, 3 (с. 131)

7/46


Практическая работа №6. Решение экспери­ментальных задач по теме «Элементы IA— ША-групп периодической таблицы химичес­ких элементов».


Практическая работа №6.


С.131

8/47


Железо. Нахождение в природе. Свойства железа.

Железо в свете представлений об ОВР.

Демонстрации. Знакомство с ру­дами железа. Сжигание железа в кислороде и хлоре.


§ 43, упр. 1-3, задачи 1, 4 (с. 136)

9/48


Оксиды, гидроксиды и соли железа (П) и железа (Ш).

Химические свойства основных соединений железа в разных степенях окисления. Понятие о коррозии

Лабораторные опыты №9,10. По­лучение гидроксидов железа (П) и железа (Ш) и взаимо­действие их с кислотами и щелочами.


§ 44, упр. 6-11, задача 3 (с. 136)

10/49


Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Проблемы безотходных произ­водств в металлургии и охрана окружающей среды.

Металлургия, чугун, сталь, легированные сплавы


Экологические проблемы: кислотные дожди.

§ 35, 45-47 упр. 1-3, 5-6, 11, 14 задачи 3, 4, 6 (с. 147)

11/50


Сплавы.

Сплавы, интерметалличес

-кие соединения


Металлы. Коррозия. Получение металлов и общие свойства

§ 38, повто-

рить 45-47, упр. 13-15, задачи 2-3 (с. 112)

12/51


Практическая работа №7. Решение экспери­ментальных задач по теме «Металлы и их соединения».


Практическая работа №7.


С.136

13/52


Обобщение и повторение материала темы: «Общие свойства металлов».




Пов. материал § § 39 -44

14/53


Контрольная работа №3 по теме: «Общие свойства металлов».




Задача 4, с.136

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах (2 ч)


1/ 54


Анализ результатов к/р №3.

Первоначальные сведения о строении орга­нических веществ. Основные положения тео­рии строения органических соединений А. М. Бутлерова.

Органические вещества. Химическое строение. Структурные формулы



§ 48 – 49, № 1-4, с.163

2/ 55


Изомерия. Упрощенная классификация орга­нических соединений.

Изомерия. Изомеры. Функциональные группы






Тема 7. Углеводороды (4 ч)


1/ 56


Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.

Углеводороды. Алканы. Гомология. Гомологи. Гомологическая разность

Демонстрации. Модели молекул органических соедине­ний. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.


§ 51,

№ 6,8, с.163

2/ 57


Непредельные углеводороды. Этилен. Физи­ческие и химические свойства. Применение.

Непредельные углеводороды (алкены). Международная номенклатура алкенов. Полимеризация

Демонстрации. Модели молекул органических соедине­ний. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественные реакции на этилен.

Лабораторный опыт №13. Этилен, его получение, свой­ства.


§ 52, № 9-10, задача 2 с. 163

3/ 58


Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятие о циклических углеводородах.

Ацетиленовые углеводороды (алкины). Тройная связь. Диеновые углеводороды (алкадиены). Циклоалканы

Лабораторный опыт №12. Ацетилен, его получение, свойства.



§ 52, упр. 11-13, задача 3 с. 163

4/ 59


Природные источники углеводородов. При­родный газ. Нефть. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

Решение расчетных задач. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.


Бензин. Керосин. Мазут. Нефтехимическая промышленность

Демонстрации. Образцы неф­ти и продуктов их переработки.

Альтернативные виды топлива

§ 54, упр. 14-16, задачи по карточкам


Тема 8. Спирты (2 ч)


1/ 60


Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Фи­зиологическое действие спиртов на организм. Применение.

Одноатомные предельные спирты. Радикал. Функциональная группа. Гидроксильная группа

Демонстрации. Количественный опыт выделения водо­рода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в воде.


§ 55, решение задач на примеси по карточкам

2/ 61


Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Гли­церин. Применение.

Многоатомные спирты. Качественная реакция

Демонстрации. Растворение глицерина в воде. Качественные реак­ции на многоатомные спирты.


§ 55


Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры (2 ч)


1/ 62


Муравьиная и уксусная кислоты. Применение.

Высшие карбоновые кислоты, стеариновая кислота.

Карбоновые кислоты. Карбоксильная группа.

Сложные эфиры. Мыла

Демонстрации. Получение и свойства уксусной кисло­ты.


§ 56, упр. 4-5, задачи 2, 4 (с. 173)

2/ 63


Жиры. Роль жиров в процессе обмена ве­ществ в организме.

Жиры. Калорийность пищи

Демонстрации. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.


§ 56, упр. 7, задачи на вычисление практического выхода продукта


Тема 10. Углеводы (1 ч)


1/ 64


Глюкоза, сахароза, крахмал и целлюлоза. Нахождение в природе. Биологическая роль

Углеводы. Гидролиз крахмала

Демонстрации. Качественные реакции на глюкозу, крахмал

Качественные реакции на глюкозу

§ 57, упр. 8-10, задача 5 с. 173


Тема 11. Белки. Полимеры (4 ч)


1/ 65


Белки — биополимеры. Состав белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах.

Аминокислоты. Незаменимые аминокислоты. Белки. Высокомолекулярные соединения. Гидролиз белков. Ферменты и гормоны

Демонстрации. Качественные реакции на белок.


§ 51, , упр. 6, 7, задача 1 с. 163

2/ 66


Полимеры — высокомолекулярные соедине­ния. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение.

Макромолекулы. Полимер. Мономер. Элементарное звено. Степень полимеризации

Демонстрации. Озна­комление с образцами изделий из полиэтилена, полипро­пилена, поливинилхлорида.


§ 59, упр. 14-15

3/ 67


Обобщение и повторение материала темы: «Органическая химия».




Пов. § § 49-59

4/ 68


Контрольная работа №4 по теме: «Органическая химия».





5/ 69


Анализ результатов к/р №4.

Химия и здоровье. Лекарства.




§60

6/ 70


Решение задач , выполнение тренировочных тестов КИМ.




Тесты КИМ