Рабочая программа может быть реализована в 9 классе (2 ступень, основное общее образование, общеобразовательный уровень). Учебники линии Г.Е.Рудзитиса.
Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии учащихся в 9 классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 70 ч/год (2 ч/нед.).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии.
В курсе 9 класса учащиеся изучают теорию электролитической диссоциации, окислительно – восстановительные реакции, некоторые вопросы общей химии (закономерности протекания химических реакций), углубляют знания по теме «Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева» на примере характеристик подгрупп некоторых элементов. Продолжается изучение основных законов химии (закон Авогадро), отрабатываются навыки в выполнении практических работ и решении качественных и расчетных задач. Фактологическая часть программы включает первоначальные сведения об органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в органическом мире.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.
Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.
Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы(IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы(VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.
Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.
Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.
Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.
Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение.
Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота.
Жиры — продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.
Глюкоза, сахароза — важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.
Крахмал и целлюлоза — природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.
Белки — биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах.
Полимеры — высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.
Химия и здоровье. Лекарства.
№ п/п | Дата | Тема урока | Вводимые химические понятия. | Химический Эксперимент. | Актуализация опорных знаний | Дом. задание |
Тема 1. Электролитическая диссоциация (11 ч) |
1 | | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах
| Электролит. Неэлектролит. Электролитическая диссоциация, гидратация. Кристаллогидраты. Кристаллическая вода | Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле. | Электрический ток. Ионы (анионы и катионы) | §1, упр. 5,6, с. 13 |
2 | | Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. | Кислоты, щелочи и соли с точки зрения ТЭД. Ступенчатая диссоциация кислот. Ион гидроксония | | Основные классы неорганических соединений. Вода как уникальный растворитель для живых систем | § 2, табл.1, с.11, упр. 7,8, с. 13 |
3 | | Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. | Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. | | | § 3, задача 2, с.13. |
4 | | Реакции ионного обмена и условия их протекания. | Реакции ионного обмена: полные и сокращенные ионные уравнения. Обратимые и необратимые химические реакции | Лабораторный опыт №1. Реакции обмена между растворами электролитов. | Классификация химических реакций в неорганической химии | §4, таблица 3, с.14-15, таблица 4, с.17, упр. 1-2, с. 22 |
5 | | Урок - практикум по составлению реакций ионного обмена. | Отработка алгоритма составления полных и сокращенных уравнений ионных реакций | | Классификация химических реакций в неорганической химии | §§3,4, таблица 3, с.14-15, таблица 4, с.17, упр. 3-4, с. 22. |
6 | | Окислительно-восстановительные реакции. Окисление и восстановление. | ОВР. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление | | Понятие о степени окисления и валентности | §5, упр.6, 7,8, с.22 |
7 | | Урок-практикум: Окислительно-восстановительные реакции. | Расстановка коэффициентов методом электронного баланса в ОВР | | Металлы и неметаллы | § 5, упр. 8, задачи по карточ- -кам |
8 | | Гидролиз солей. | Гидролиз солей. Гидролиз по катиону и аниону. Гидролиз с разложением соединения | | Соли и их строение, классификация. Явление гидролиза в природе | §6, упр.9,10☼ Задача 1,с.22 Подгот. к П.Р. №1 с.24 |
9 | | Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитичес-кая диссоциация». | | Практическая работа №1. | | Пов. § § 1-5, с.24, правила ТБ |
10 | | Повторительно - обобщающий урок по теме: «Электролитическая диссоциация». | | | | Пов. §§ 1-5, схема гидролиза соли, задания в тетради. |
11 | | Контрольная работа №1 по теме: «Электролитичес-кая диссоциация». | | | | Задача 2,с.22 |
Тема 2. Кислород и сера (9 ч) |
1/12 | | Анализ результатов к/р №1. Положение кислорода и серы в ПСХЭ, строение их атомов. Озон — аллотропная модификация кислорода. | Аллотропия. Аллотропная модификация. Озон – как простое соединение | Демонстрации: Аллотропия кислорода. | ПСХЭ Д.И. Менделеева. Биологическая роль кислорода и озона. Оксиды. Экологические проблемы современности | §§ 7,8, упр.1,2, с.31 |
2/13 | | Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Применение | Аллотропные модификации (ромбическая, моноклинная). Флотация. | Демонстрации: Аллотропия серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов. | Биологическая роль серы. | §9,10, упр.5,6, с.31, задача 1 |
3/14 | | Сероводород. Сульфиды | Сульфиды, гидросульфиды. Сероводород. | Лабораторный опыт № 2. Распознавание сульфид- и сульфит- ионов в растворе. (л/о №5, с.43) | Кислоты и соли. ОВР | §11, упр.1,2, с.34 |
4/15 | | Сернистый газ. Сернистая кислота и ее соли | Сернистый газ. Сульфиды и гидросульфиды | Лабораторный опыт № 2. Распознавание сульфид- и сульфит- ионов в растворе. (л/о №5, с.43). | ОВР | § 12, упр.3-5, с.34, задача2 |
5/16 | | Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли | Сульфаты. Гидросульфаты | Демонстрации. Знакомство с образцами природных сульфатов. Лабораторный опыт №3. Распознавание сульфат - ионов в растворе. (л/о №6, с.43). | ОВР | § 13, таблица 10, с.36, упр.1-2, с.38, задача 2 |
6/17 | | Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. | Серный ангидрид. Олеум. Взаимодействие конц. серной кислоты с металлами | | ОВР | § 13, таблица 10, с.36, упр.1-2, с.38, задача 2 пов. § 9-13, правила ТБ |
7/18 | | Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера». | | Практическая работа №2. | | задача 2 |
8/19 | | Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. | Скорость хим. реакции. Катализатор. Ингибитор. Химическое равновесие | | Обратимые химические реакции и необратимые | § 14, упр.4-5, с.42 |
9/20 | | Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступивших или получающихся в реакции веществ. Тестирование. | Умение решать расчетные задачи | | Моль, молярная масса вещества, молярный объем вещества | Задачи 1-3, пов. § 9-14. Тесты КИМ для 9 класса |
Тема 3. Азот и фосфор (11 ч) |
1/21 | | Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот. Свойства, применение. | Нитриды. Фосфиды | | Химическая инертность. Энергия активации | § 15 - 16, упр.2-5, с.52 |
2/22 | | Аммиак. Физические и химические свойства. Получение, применение | Ион аммония, донорно-акцепторный механизм | Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. | Азотфиксация | § 17, таблица 13, с.49, упр.6-8, с.52 |
3/23 | | Соли аммония. | Соли аммония. Двойные соли | Лабораторный опыт №4. Взаимодействие солей аммония со щелочами. | | § 18, таблица 14, с. 51, упр.12-13, с.52 |
4/24 | | Практическая работа №3. Получение аммиака и изучение его свойств. | | Практическая работа №3. | | Пов. § 17, правила ТБ |
5/25 | | Оксид азота (II) и оксид азота (IV). Азотная кислота, строение молекулы и получение. | Химизм получения азотной кислоты | | Скорость химической реакции. Катализаторы. Химическое равновесие | § 19, таблица 15, с.55, упр.1,3,4, с.59 |
6/26 | | Окислительные свойства азотной кислоты | Окислительные свойства азотной кислоты. Взаимодействие с металлами | | ОВР | § 19, таблица 15, с.55, упр.6,7,9☼, с.59 |
7/27 | | Соли азотной кислоты | Нитраты и особенности их разложения при нагревании | Демонстрации. Ознакомление с образцами природных нитратов | Соли. ОВР | § 20, упр. 2, 8, 9, (с.59) |
8/28 | | Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора. | Белый, красный и черный фосфор | | | § 21, таблица 16 упр.2,4, с.70 |
9/29 | | Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения | Фосфорный ангидрид. Ортофосфорная кислота. Гидрофосфат-ион, дигидрофосфат-ион. Простые и сложные минеральные удобрения | Демонстрации. Ознакомление с образцами природных фосфатов. Лабораторный опыт №5. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями. | Круговорот азота и фосфора в природе. Классификация минеральных удобрений. Агрономия | § 22, 23, таблицы 17, 20, упр.5-6, 9, с.70 |
10/30 | | Практическая работа №4. Определение минеральных удобрений | | Практическая работа №4. | | Пов. § 22, задачи 3,4, с.70 правила ТБ |
11/31 | | Зачет - тестирование по теме: «Азот и фосфор». | | | | Задача 2 |
Тема 4. Углерод и кремний (8 ч) |
1/32 | | Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода. | Аллотропия углерода. Алмаз, графит, карбин, фуллерены | Демонстрации. Кристаллические решетки алмаза и графита. Ознакомление с различными видами топлива. | Понятие о нанотехнологиях (на примере углеродных трубок и фуллеренов) | § 24, упр. 2,5, с.90 |
2/33 | | Химические свойства углерода. Адсорбция | Адсорбция. Десорбция. Активированный уголь | | | § 25, таблица 23, упр. 8, с.90 |
3/34 | | Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей. | Газогенератор. Генераторный газ. Газификация топлива | | Физиологическое действие угарного газа Оказание первой медицинской помощи | § 26, № 14-17, с90, задача1 с.91 |
4/35 | | Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли | Карбонаты. Гидрокарбонаты | Демонстрации. Знакомство с образцами природных карбонатов. Лабораторные опыты № 6,7. Ознакомление со свойствами и взаимопревра щениями карбонатов и гидрокарбона тов. Качественные реакции на карбонат- ионы. | Фотосинтез и дыхание. Парниковый эффект. Круговорот углерода в природе | § 27 -29, № 18, 19,20, 21*,с.90-91 задач2-3,с.91 |
5/36 | | Практическая работа №5. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. | | Практическая работа №5. | | Пов. § § 27 -29, правила ТБ |
6/37 | | Кремний и его соединения. Стекло. Цемент | Кварц, карборунд, силициды, силикаты. Силикатная промышленность, керамика, стекло, цемент | Демонстрации. Знакомство с образцами природных силикатов. Ознакомление с видами стекла. Лабораторный опыт №7. Качественные реакции на силикат-ионы. | | § 30 – 33, № 5,7,9* с.101, задача 1 |
7/38 | | Обобщение и повторение материала тем: «Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний». | | | | Пов. материал по таблицам 13,14,15,17, 19,23-26 |
8/39 | | Контрольная работа №2 по темам: «Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний». | | | | Задача 5,с.91 |
Тема 5. Общие свойства металлов (14 ч) |
1/40 | | Анализ результатов к/р №2. Положение металлов в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов. | Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка | | Металлы в физике. Электро- и теплопроводность | § 34-36, упр. 1-4, 8, 9 задача 1-2 (с. 112) |
2/41 | | Химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов. | Электрохимический ряд напряжения металлов (ряд стандартных электродных потенциалов металлов) | | ОВР. Восстановители. Электрохимический ряд напряжения металлов | § 37, упр. 11-12, задача 4 (с. 112) |
3/42 | | Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение. | Соли щелочных металлов. Аномальные свойства щелочных металлов | Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия. Взаимодействие щелочных, металлов с водой. | | § 39, упр. 1-5, 7, 8 задачи 2-3 (с. 119) |
4/43 | | Щелочноземель- ные металлы. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. | Соединения кальция, особенности химических свойств | Демонстрации. Знакомство с образцами природных соединений кальция. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. | Роль кальция в природе. | § 40-41 (до с. 123), упр. 1-12, задачи 1-2 (с. 125) |
5/44 | | Жесткость воды и способы ее устранения. | Жесткость воды. Понятие о титровании | | | § 41, упр. 13-14, задачи 3-4 (с. 125) |
6/45 | | Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюми- ния. | Понятие «амфотерность» на примере соединений алюминия | Демонстрации. Взаимодейст- вие алюминия с водой. Демонстрации. Знакомство с соединениями алюминия. Лабораторный опыт №8. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. | Классификация химических реакций. Реакция нейтрализации | § 42, упр. 1-11, задачи 1, 2, 3 (с. 131) |
7/46 | | Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IA— ША-групп периодической таблицы химических элементов». | | Практическая работа №6. | | С.131 |
8/47 | | Железо. Нахождение в природе. Свойства железа. | Железо в свете представлений об ОВР. | Демонстрации. Знакомство с рудами железа. Сжигание железа в кислороде и хлоре. | | § 43, упр. 1-3, задачи 1, 4 (с. 136) |
9/48 | | Оксиды, гидроксиды и соли железа (П) и железа (Ш). | Химические свойства основных соединений железа в разных степенях окисления. Понятие о коррозии | Лабораторные опыты №9,10. Получение гидроксидов железа (П) и железа (Ш) и взаимодействие их с кислотами и щелочами. | | § 44, упр. 6-11, задача 3 (с. 136) |
10/49 | | Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Проблемы безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды. | Металлургия, чугун, сталь, легированные сплавы | | Экологические проблемы: кислотные дожди. | § 35, 45-47 упр. 1-3, 5-6, 11, 14 задачи 3, 4, 6 (с. 147) |
11/50 | | Сплавы. | Сплавы, интерметалличес -кие соединения | | Металлы. Коррозия. Получение металлов и общие свойства | § 38, повто- рить 45-47, упр. 13-15, задачи 2-3 (с. 112) |
12/51 | | Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения». | | Практическая работа №7. | | С.136 |
13/52 | | Обобщение и повторение материала темы: «Общие свойства металлов». | | | | Пов. материал § § 39 -44 |
14/53 | | Контрольная работа №3 по теме: «Общие свойства металлов». | | | | Задача 4, с.136 |
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах (2 ч) |
1/ 54 | | Анализ результатов к/р №3. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. | Органические вещества. Химическое строение. Структурные формулы | | | § 48 – 49, № 1-4, с.163 |
2/ 55 | | Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений. | Изомерия. Изомеры. Функциональные группы | | | |
Тема 7. Углеводороды (4 ч) |
1/ 56 | | Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение. | Углеводороды. Алканы. Гомология. Гомологи. Гомологическая разность | Демонстрации. Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. | | § 51, № 6,8, с.163 |
2/ 57 | | Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. | Непредельные углеводороды (алкены). Международная номенклатура алкенов. Полимеризация | Демонстрации. Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественные реакции на этилен. Лабораторный опыт №13. Этилен, его получение, свойства. | | § 52, № 9-10, задача 2 с. 163 |
3/ 58 | | Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятие о циклических углеводородах. | Ацетиленовые углеводороды (алкины). Тройная связь. Диеновые углеводороды (алкадиены). Циклоалканы | Лабораторный опыт №12. Ацетилен, его получение, свойства. | | § 52, упр. 11-13, задача 3 с. 163 |
4/ 59 | | Природные источники углеводородов. Природный газ. Нефть. Защита атмосферного воздуха от загрязнения. Решение расчетных задач. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. | Бензин. Керосин. Мазут. Нефтехимическая промышленность | Демонстрации. Образцы нефти и продуктов их переработки. | Альтернативные виды топлива | § 54, упр. 14-16, задачи по карточкам |
Тема 8. Спирты (2 ч) |
1/ 60 | | Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение. | Одноатомные предельные спирты. Радикал. Функциональная группа. Гидроксильная группа | Демонстрации. Количественный опыт выделения водорода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в воде. | | § 55, решение задач на примеси по карточкам |
2/ 61 | | Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение. | Многоатомные спирты. Качественная реакция | Демонстрации. Растворение глицерина в воде. Качественные реакции на многоатомные спирты. | | § 55 |
Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры (2 ч) |
1/ 62 | | Муравьиная и уксусная кислоты. Применение. Высшие карбоновые кислоты, стеариновая кислота. | Карбоновые кислоты. Карбоксильная группа. Сложные эфиры. Мыла | Демонстрации. Получение и свойства уксусной кислоты. | | § 56, упр. 4-5, задачи 2, 4 (с. 173) |
2/ 63 | | Жиры. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. | Жиры. Калорийность пищи | Демонстрации. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях. | | § 56, упр. 7, задачи на вычисление практического выхода продукта |
Тема 10. Углеводы (1 ч) |
1/ 64 | | Глюкоза, сахароза, крахмал и целлюлоза. Нахождение в природе. Биологическая роль | Углеводы. Гидролиз крахмала | Демонстрации. Качественные реакции на глюкозу, крахмал | Качественные реакции на глюкозу | § 57, упр. 8-10, задача 5 с. 173 |
Тема 11. Белки. Полимеры (4 ч) |
1/ 65 | | Белки — биополимеры. Состав белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах. | Аминокислоты. Незаменимые аминокислоты. Белки. Высокомолекулярные соединения. Гидролиз белков. Ферменты и гормоны | Демонстрации. Качественные реакции на белок. | | § 51, , упр. 6, 7, задача 1 с. 163 |
2/ 66 | | Полимеры — высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение. | Макромолекулы. Полимер. Мономер. Элементарное звено. Степень полимеризации | Демонстрации. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида. | | § 59, упр. 14-15 |
3/ 67 | | Обобщение и повторение материала темы: «Органическая химия». | | | | Пов. § § 49-59 |
4/ 68 | | Контрольная работа №4 по теме: «Органическая химия». | | | | |
5/ 69 | | Анализ результатов к/р №4. Химия и здоровье. Лекарства. | | | | §60 |
6/ 70 | | Решение задач , выполнение тренировочных тестов КИМ. | | | | Тесты КИМ |