ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ
для 8 классов
общеобразовательных учреждений
(2 часа в неделю, всего 70 ч)
УМК Г.Е. Рудзитиса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования. За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Н.Гара), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Просвещение» в 2008 году (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.)
Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии учащихся в 8классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 70 ч/год (2 ч/нед.).
Программа реализована в учебнике Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. «Химия 8» издательства «Просвещение», вышедших с 2011 года.
В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.
Изучение химии в основной школе направлено:
на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.
Изучение органической химии основано на учении А. М. Бутлерова о химическом строении веществ. Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8 класс
70 ч/год (2 ч/нед.)
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема 1. Первоначальные химические понятия (18 ч)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ.
Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.
Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.
Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.
Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Разложение основного карбоната меди(II). Реакция замещения меди железом.
Практические работы
Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Тема 2. Основные классы неорганических соединений (15 ч)
Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.
Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение.
Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение.
Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Тема 3. Кислород (5 ч)
Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.
Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха, методом вытеснения воды. Определение состава воздуха. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.
Практическая работа. Получение и свойства кислорода.
Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Тема 4. Водород (2 ч)
Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение.
Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Лабораторные опыты. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).
Тема 5. Растворы. Вода (6 ч)
Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.
Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.
Практическая работа. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.
Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.
Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (7 ч)
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.
Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.
Лабораторные опыты. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.
Тема 7. Строение веществ. Химическая связь (7ч)
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции.
Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Демонстрации. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов (2 ч)
Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Расчетные задачи. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
Тема 9. Галогены (6 ч)
Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов.
Демонстрации. Знакомство с образцами природных хлоридов. Знакомство с физическими свойствами галогенов. Получение хлороводорода и его растворение в воде.
Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода. Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений.
Практическая работа. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать:
• химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
• называть химические элементы, соединения изученных классов;
• объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
• характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
• определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
• составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы
Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
• распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы;
• вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
• безопасного обращения с веществами и материалами;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
• приготовления растворов заданной концентрации.
Проверка и оценка знаний и умений учащихся
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.
Литература для учителя:
Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008. -56с.
Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 кл.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 11 с.
Гара Н.Н. Химия. Контрольные и проверочные работы. 8-9 классы / Н.Н.Гара. – Дрофа, 2004.
Литература для учащихся:
Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008.-176с.
MULTIMEDIA – поддержка предмета:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
Демонстрационное поурочное планирование. Общая химия. – Волгоград: издательство «Учитель», 2007
№ п/п | Дата | Тема урока | Химический эксперимент. | Вводимые понятия | Актуализация опорных знаний | Дом. задание |
8 класс НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Тема 1. Первоначальные химические понятия (18 ч) |
-
| | Химия как часть естествознания. Понятие о веществе. Вводный инструктаж по ТБ. Правила ТБ. Первая доврачебная помощь пострадавшему. | | Вводный инструктаж по ТБ. Правила ТБ. Первая доврачебная помощь пострадавшему. Вещество. Свойства веществ. | Естественные науки. Химическая промышленность. | С.3-4, §1, определения, ответить на вопросы 1-5 на с.13 |
-
| | Практическая работа №1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием. | П/Р №1 | Правила ТБ при работе с химическими веществами. Приемы обращения с химическим оборудованием. | | Правила ТБ,с.48, с.51-52 |
-
| | Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей Физические и химические явления | Дем.: Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Л/О №2: Разделение смеси с помощью магнита. | Чистое вещество, смеси веществ. Способы разделения смеси веществ. кристаллизация, дистилляция, хроматография. | Вещество | §2, №5,7, с.13 |
-
| | Практическая работа № 2. Очистка загрязненной поваренной соли. | П/Р. №2. | Правила Т/Б при работе с химическими веществами. Приемы обращения с химическим оборудованием. | Чистое вещество, смеси веществ. Способы очистки веществ: фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. | повторить§2, правила ТБ, С.48-50 |
-
| | Физические и химические явления | Л/О №1: Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Л/О №3: Примеры физических явлений. Л/О №4: Примеры химических явлений. | Признаки хим. реакций. Условия возникновения и течения химических реакций. | | §3, №11,13 |
-
| | Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Простые и сложные вещества. Химический элемент. | Дем.: Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. | Атомно-молекулярное учение. | Атомы и молекулы. | §4,№8,9, с 25 §5, схема 5, с.18, таблица 1, с.19, №12 на с.25 |
-
| | Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса. | | Х. э., символы х. э., знакомство с ПСХЭ, масса атома, относительная атомная масса. Атомная единица массы. | Атом. | §6,7,8, №17, с.25 |
-
| | Закон постоянства состава веществ | | . | | §9, , №2, с.31,зада- ние по тетради. |
-
| | Относительная молекулярная масса. Химические формулы. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. | | Качественный и количественный состав вещества. Относительная молекулярная масса. Химические формулы. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. | Вещества, металлы, неметаллы, молекулы, НОК. Относительная атомная масса. | §10, до с.30, № 9, с.32 |
-
| | Массовая доля химического элемента в соединении. Вычисление массовой доли х.э. в соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. | | Массовая доля химического элемента в соединении. Вычисление массовой доли х.э. в соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. | Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. | §10, , № 10, с.32 |
-
| | Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности. | | Валентность высшая и низшая, валентность кислорода и водорода, определение высшей и низшей валентности хим. элементов по ПСХЭ, по формуле. | Индекс, НОК | §11, 12, №4,5, с.37, задача2 |
-
| | Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности. | | Валентность высшая и низшая, валентность кислорода и водорода, определение высшей и низшей валентности хим. элементов по ПСХЭ, по формуле. | Индекс, НОК | §11, 12, записи в тетради |
-
| | Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. | Дем.: Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ. Л/О №5: Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. | Материальный баланс хим. реакции. Сохранение массы веществ. Уравнение химической реакции. | . | §14,№2, с.47, §15 |
-
| | Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. | Л/О №6: Разложение основного карбоната меди (II). Л/О №7: Реакция замещения меди железом. | Признаки хим. реакций и условия возникновения и течения химических реакций. | | §16, схема 6, с.41, №6, с.47 |
-
| | Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. | | | | §16, записи в теради |
-
| | Моль — единица количества вещества. Молярная масса. | Дем. Химических соединений, количеством вещества 1 моль. | Количество вещества, моль. Молярная масса. Вычисление молярной массы вещества по формуле. | Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. | §17, задача2, с.48 |
-
| | Решение расчетных задач по уравнениям химических реакций. | | Решение задач по уравнениям химических реакций. | Уравнение химической реакции. | повторить §16,17, две задачи |
-
| | Повторение и обобщение материала по теме: «Первоначальные химические понятия» | | | | повторить §5,10,11,12,16,17, задача |
-
| | Контрольная работа №1 по теме: «Первоначальные химические понятия». | | | | задача |
Тема 2. Основные классы неорганических соединений (15 ч) |
1/20 | | Анализ результатов к/р №1. Оксиды. Классификация. Номенклатура. | Дем. Знакомство с образцами оксидов. | Классификация, свойства оксидов. Применение. | | §30, схема 12, таблица 9 |
2/21 | | Основания. Классификация. Номенклатура. | Дем. Знакомство с образцами оснований. | Основания, щелочи. Номенклатура. Получение | Состав оснований. Основные и кислотные оксиды, гидроксогруппа, индикаторы. | §31,до с.95, схемы13,14 с.94,95, №3, с.99 |
3/22 | | Кислоты. Классификация. Номенклатура. | Дем. Знакомство с образцами кислот. | | | Записи в тетради |
4/23 | | Кислоты. Классификация. Номенклатура. | | | | Записи в тетради |
5/24 | | Соли. Классификация. Номенклатура. | Дем. Знакомство с образцами солей. | Кислые, основные, средние, двойные и соли. | | Записи в тетради |
6/26 | | Оксиды. Свойства и получение оксидов. | | | | §30, упр.№4,6, с.92,93. |
7/27 | | Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации | Дем. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора. Л/О №14: Свойства растворимых и нерастворимых оснований. Л/О №15: Взаимодействие щелочей с кислотами. Л/О №16: Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами. Л/О №17: Разложение гидроксида меди (II) при нагревании. | Реакция нейтрализации. | Кислоты, основания, индикаторы. | §31, таблица 11, №6,7,с.99 |
8/28 | | Кислоты. Физические и химические свойства кислот | Дем. Знакомство с образцами кислот. Л/О №11: Действие кислот на индикаторы. Л/О №12: Отношение кислот к металлам. Л/О №13: Взаимодействие кислот с оксидами металлов. | | Кислоты | §32, таблица 13, №6,7, с.104 |
9/29 | | Кислоты. Физические и химические свойства кислот | | Определение кислородсодержащих и бескислородных кислот, основность кислот, индикаторы. Вытеснительный ряд металлов Н.Н.Бекетова. | Кислоты | §32 |
10/30 | | Способы получения солей | Дем. Знакомство с образцами солей. | Кислые, основные, средние, двойные и соли. | | §33, до с.108, схема 17, таблица 15, с.110, №2,5, с.112 |
11/31 | | Физические и химические свойства солей | | Физические и химические свойства солей | | §33, №6,9, с.112, задача |
12/32 | | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений | | Генетическая связь. | | §33, №10 а), г), з) |
13/33 | | Повторение и обобщение темы «Основные классы неорганических соединений». | | | | Повторить §30-33, схема превраще- ний |
14/34 | | Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений» | | | Правила Т/Б при работе с хим. веществами и хим. оборудованием. | Повторить §30-33, правила ТБ |
15/35 | | Контрольная работа №2 по теме: «Основные классы неорганических соединений». | | | | задача |
Тема 3. Кислород (5 ч) |
1/36 | | Анализ результатов к/р №2. Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства. | Дем. Получение и собирание кислорода ме тодом вытеснения воздуха и воды. | Содержание кислорода в земной коре, гидросфере. Количественный состав воздуха. Биологическая роль кислорода на планете. Круговорот кислорода в природе | Качественный состав воздуха, валентность кислорода. | §18,19, №2, с.59 |
2/37 | | Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе. | Л/О №8: Ознакомление с образцами оксидов. | Окисление, горение. Оксиды, их состав. | Зависимость растворимости газов в воде от t и p. Валентность кислорода. | §20, №7, с.60 |
3/38 | | Практическая работа №4. Получение и свойства кислорода. | | | Правила Т/Б при работе с хим. веществами и хим. оборудованием. | повторить§19, правила ТБ |
4/39 | | Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения. | Дем. Определение состава воздуха. | Количественный состав воздуха. | Качественный состав воздуха. | §22, до с.62, из §24 с.68, №11,13, с.68 |
5/40 | | Горение и медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций. Расчеты по термохимическим уравнениям. | | Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям. | Уравнение химической реакции. Состав пламени. | §22, 23, задача 2 с.69 |
Тема 4. Водород (2 ч) |
1/41 | | Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. | Дем. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка его на чистоту, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды. Л/О №9: Получение водорода и изучение его свойств. | Физические свойства водорода. Лабораторный и промышленный способы получения водорода. | Валентность атома водорода. Способы собирания газов. | §25,26, №4,5, с.76 |
2/42 | | Химические свойства водорода. Применение. | Дем. Горение водорода. Л/О №10: Взаимодействие водорода с оксидом меди (II) | Восстановление, восстановитель. Гидроксиды, основания. | Правила ТБ. Окисление. Оксиды. | §27, №9, с.77, задача |
Тема 5. Растворы. Вода (6 ч) |
1/43 | | Вода — растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде. | | Дистиллированная вода, экологические проблемы, связанные с очисткой воды. Растворитель. Растворимость, насыщенный и ненасыщенный растворы, хорошо и плохо-растворимые вещества. | Растворимость в воде газов, жидкостей и твердых веществ. | §28, до с.80 |
2/44 | | Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества. | | Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации. Массовая доля и концентрация веществ. | Процент, массовая доля. | §28, №2-4, с.81 |
3/45 | | Практическая работа №5. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества | | | Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации. Правила Т/Б при работе с хим. веществами и хим. оборудованием. | §28 пов. правила ТБ |
4/46 | | Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды. | Дем. Анализ воды. Синтез воды. | Взаимодействие воды с натрием, кальцием, железом, углеродом и с оксидами. | Состав оксидов. Гидроксиды, основания | §29, № 5,6, с.88, задача |
5/47 | | Обобщение и систематизация знаний по темам: «Кислород. Водород. Растворы. Вода» | | | | Повторить §§20, 22, 23, 25, 27, 28, 29. |
6/48 | | Контрольная работа №3 по темам: «Кислород. Водород. Растворы. Вода» | | | | Задача1,3 |
Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (7 ч) |
1/49 | | Анализ результатов к/р №3. Классификация химических элементов. Амфотерные соединения. | Л/О №18: Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей. | Амфотерные соединения. | | § 34, №1-3, с.122 |
2/50 | | Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды | | Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. | | § 35, 36, №4-5, задача, с.122 |
3/51 | | Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент — вид атома с одинаковым зарядом ядра | | Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент — вид атома с одинаковым зарядом ядра. | | § 37, до с.129, № 1-5, с.138 |
4/52 | | Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева. Современная формулировка периодического закона | | Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева. Современная формулировка периодического закона. | | § 37, № 6-7,с.138 |
5/53 | | Состояние электронов в атомах. Периодическое изменение свойств химических элементов в периодах и главных подгруппах | | Состояние электронов в атомах. Периодическое изменение свойств химических элементов в периодах и главных подгруппах. | | § 37, задания в тетради |
6/54 | | Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева | | Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева. | | § 38, 39, презентации уч-ся |
7/55 | | Повторение и обобщение по теме: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Зачет – «вертушка». | | | | § 34-37, задания КИМ, задача |
Тема 7. Строение веществ. Химическая связь (7 ч) |
1/56 | | Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи. Ковалентная связь. Ионная связь. Кристаллические решетки. | Дем. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. | | | § 40, №1, с. 145 § 41, №2, с.145, №2-7, с.145 |
2/57 | | Кристаллические решетки. | | | | § 42, № 1-3, с.152 |
3/58 | | Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов | | | | С. 148, § 43, повторить § 27, примеры по тетради |
4/59 | | Окислительно-восстановительные реакции | | | | § 43, примеры потетради,№7,задачи 1,2, с.152 |
5/60 | | Окислительно-восстановительные реакции | | | | Записи в тетради |
6/61 | | Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь» | | | | Повторить §§ 34-43, ОВР, строение атома. |
7/62 | | Контрольная работа №4 по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь» | | | | Задача 2 |
Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов (2 ч) |
1/63 | | Анализ результатов к/р №4. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. | | | | §44 |
2/64 | | Объемные отношения газов при химических реакциях | Расчетные задачи. Объемные отношения газов при химических реакциях. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества.. | | | § 45, № 3,4, с.156 |
Тема 9. Галогены (6 ч) |
1/65 | | Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение | Дем. Знакомство с образцами природных хлоридов. Знакомство с физическими свойствами галогенов. | Строение атома. Химическая связь | | § 46, 47, № 6,9, с.164 |
2/66 | | Хлороводород. Получение. Физические свойства. Соляная кислота и ее соли . Сравнительная характеристика галогенов | Л/О №19: Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода. Л/О №20: . Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений. | ОВР | | § 48, 49 № 1,2, задачи 1,2, с.169 § 50, 3 3-5, С.172 |
3/67 | | Повторение и обобщение по темам: «Закон Авогадро. Молярный объем газов. Галогены». | | | | Пов. § 40-50, задания КИМ |
4/68 | | Контрольная работа №5 по темам: «Закон Авогадро. Молярный объем газов. Галогены». | | | | |
5/69 | | Анализ результатов контрольной работы №5. Повторение. Осуществление схем превращений. | | | | Схемы превращений задача |
6/70 | | Повторение. Решение задач. | | | | Схемы превращений задача |