СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.07 «Автоматизация технологических процессов и производств». (углубленной и базовой подготовки)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»»




СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА И ИКТ


4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА и ИКТ

5

  1. условия реализации рАБОЧей программы учебной дисциплины ИНФОРМАТИКА и ИКТ

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины ИНФОРМАТИКА и ИКТ

13



1. паспорт РАБОЧЕй ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИНФОРМАТИКА и ИКТ


1.1. Область применения программы


Рабочая программа учебной дисциплины ИНФОРМАТИКА и ИКТ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования (приказ об утверждении ФГОС среднего общего образования от 17 мая 2012г № 413) и примерной программы учебной дисциплины Информатика и ИКТ для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования для следующих специальностей СПО:

15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств,

21.02.04 Землеустройство,

21.02.05 Земельно-имущественные отношения


Рабочая программа учебной дисциплины ИНФОРМАТИКА и ИКТ может быть использована в средних специальных учебных заведениях по социально-экономическому, техническому и естественнонаучному профилям подготовки.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

профильные дисциплины

указать принадлежность дисциплины к учебному циклу


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся


должен уметь:

  • владеть навыками алгоритмического мышления;

  • владеть стандартными приёмами написания и отладки программ на алгоритмическом языке;

  • составлять компьютерно-математическую модель и анализировать соответствие модели и моделируемого объекта;

  • владеть компьютерными средствами представления и анализа данных;

  • соблюдать требования техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

  • понимать и соблюдать основы правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • работать с программами, файлами и носителями информации;

  • пользоваться антивирусными программами;

  • владеть технологиями поиска информации в сети Интернет.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:


  • роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

  • основные приёмы и методы формального описания алгоритмов;

  • основные конструкции программирования;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:


Рабочая программа рассчитана на 95 часов (из них 42 часа - практические занятия).


Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений программой обучения дисциплины предусмотрено проведение практических занятий. В содержании учебной дисциплины по каждому разделу приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.


Для улучшения усвоения учебного материала программой учебной дисциплины предусматривается проведение практических занятий с применением технических средств обучения.


Максимальной учебной нагрузки обучающегося 121 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 53 часа;

практических занятий – 42 часа;

самостоятельной работы обучающегося 26 часов.






2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

121

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

95

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

42

контрольные работы

1

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

26

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

-

Реферат, конспект, домашняя работа, творческие работы





Итоговая аттестация в форме зачета

в этой строке часы не указываются


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ИНФОРМАТИКА и ИКТ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Входной контроль знаний учащихся.

Техника безопасности на уроках информатики

2


Раздел 1.

Информационная деятельность человека.


5 (1)


Тема 1.1.

Роль информационной деятельности в современном обществе.


Содержание учебного материала

5


Информатика как научная дисциплина, цели и задачи.

Этапы развития информационного общества.

Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

Информационные ресурсы общества

Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств.

Правовые нормы, относящиеся к информации.

4

1

Самостоятельная работа обучающихся

подобрать материал на тему: «Путь человечества к информационному обществу»

1

3

Раздел 2.

Информация и информационные процессы.



12 (3)


Тема 2.1.

Подходы к понятию информации и измерению информации.

Содержание учебного материала

3


Язык как способ представления информации. Основные подходы к понятию «информация». Виды и свойства информации.

Различные формы представления информации. Кодирование. Двоичная форма представления информации. Количество информации как мера уменьшения неопределённости знания. Единицы измерения информации. Алфавитный подход к определению количества информации. Позиционные и непозиционные системы счисления.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Выучить основные определения и подготовить примеры на различные свойства информации

1

3


Тема 2.2

Представление информации в компьютере


Содержание учебного материала

3


Системы счисления, используемые в ЭВМ: двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная. Запись чисел в различных системах счисления. Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую. Двоичная арифметика.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: выполнить перевод чисел в разных системах счисления по индивидуальным заданиям.

1

3

Тема 2.3.

Принципы обработки информации компьютером.

Содержание учебного материала

6


Логические основы ЭВМ. Основные логические элементы, их назначение и обозначение на схемах. Функциональные схемы логических устройств.


4

1

Самостоятельная работа обучающихся. составить индивидуальное задание:

  • построить логическую схему;

  • составить таблицу истинности к логической схеме.

1

3

Раздел 3.

Средства информационных и коммуникационных технологий.



12 (3)


Тема 3.1

Архитектура компьютеров

Содержание учебного материала

3


Основные устройства компьютера: устройства ввода информации, устройства вывода информации, устройства хранения информации (внутренняя и внешняя память), носители информации, устройства обработки информации, устройства передачи информации

Архитектура ЭВМ. Магистрально модульный принцип построения компьютера. Правила техники безопасности при работе на компьютере.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

подготовить расширенный материал о каком-либо устройстве компьютера

1

3

Тема 3.2

Программное обеспечение компьютера. Операционная система

Содержание учебного материала

3


Практическая работа 1.

Программное обеспечение компьютера. Системное и прикладное программное обеспечение. Операционная система: назначение и основные функции.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выучить состав и структуру средств компьютера

1

3


Тема 3.3

Файловая система. Работа с носителями информации

Содержание учебного материала

2


Практическая работа 1.

Файловая система. Графические пользовательские интерфейсы.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся: подготовить отчёт по ПР 1

1

3

Тема 3.4

Инсталляция программ. Компьютерные вирусы и антивирусные программы

Содержание учебного материала

3


Практическая работа 1.

Инсталляция – установка программы на жёсткий диск и её «привязка» к операционной системе.

Компьютерные вирусы Антивирусные программы и защита информации..

2

2

Раздел 4

Информационные технологии создания и преобразования информационных объектов.



35 (6)


Тема 4.1

Технология обработки текстовой информации

Содержание учебного материала

7


Текст как информационный объект: характерные особенности, назначение. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Преобразование текста с помощью текстового редактора: редактирование, форматирование, построение таблиц, графических изображений.

Структурные элементы текста, их характеристика.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: выучить конспект

1

3

Практическая работа 2.

Текстовый редактор: назначение и основные функции. Ввод и редактирование текста. Фрагмент текста, работа с фрагментом текста (выделение, перенос, копирование, удаление и т.д.). Абзац, операции с абзацами (форматирование, установка межстрочного интервала и т.д.). Оформление текста (шрифты, цвет символов, обрамление, и т.д.). Ввод, заполнение и форматирование таблиц.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся: подготовить документ в MS Word

1

3


Тема 4.2

Технология обработки графической информации



Содержание учебного материала

7


Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов

Способы представления графической информации:

- растровая графика,

- векторная графика,

- фрактальная графика.

2

1

Практическая работа 3.

Теоретические основы представления графической информации. Пиксель. Графические примитивы. Способы хранения графической информации и форматы графических файлов. Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс и основные функции. Работа с фрагментами изображения.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся: подготовить рисунок в MS Paint

1

3

Тема 4.3

Технология обработки числовой информации




Содержание учебного материала

7


Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)

Применение ЭТ для решения профессиональных задач.

2

1

Практическая работа 4.

Электронные таблицы: назначение и основные функции. Ячейка: абсолютная и относительная адресация. Форматы данных (числа, формулы, текст). Ввод и редактирование данных. Оформление таблиц. Решение расчетных задач. Решение уравнений. Решение задач методом подбора. Табулирование и построение графиков функций. Деловая графика (диаграммы различных видов).

4

2

Самостоятельная работа обучающихся: составить индивидуальное задание в MS Excel

1

3

Тема 4.4

Информационные системы

Содержание учебного материала

7


Понятие информационной системы. БД Способы организации баз данных: иерархический, сетевой, реляционный. СУБД. Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчёты). Структурные элементы, виды БД.

Этапы создания БД (разбор конкретных примеров).

Основные возможности СУБД (на примере Access).

2

1

Практическая работа 5.

Системы управления базами данных. СУБД MS Access Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей. Изменение структуры базы данных. Виды и способы организации запросов. Создание форм и отчетов.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся: составить свою базу данных в MS Access

1

3

Тема 4.5

Мультимедийные технологии

Содержание учебного материала

7


Профессиональная графика по профилю специальности. Понятие мультимедиа.

Программная реализация задач мультимедиа. Представление графической и мультимедийной информации с помощью компьютерных презентаций (на примере P.Point).

2

1

Принципы и способы использования мультимедийных технологий. Основные требования к аппаратной части компьютера. Информационная технология разработки презентации в МS Power Point

4

2

Самостоятельная работа обучающихся: составить презентацию по своей специальности

1

3

Раздел 5.

Алгоритмизация и программирование


40 (10)


Тема 5.1

Моделирование и формализация

Содержание учебного материала

3


Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели Моделирование. Формальная и неформальная постановка задачи. Основные принципы формализации. Основные типы информационных моделей.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: составить классификацию моделей

1

3

Тема 5.2

Основные типы информационных моделей

Содержание учебного материала

3


Понятие об информационной технологии решения задач. Этапы решения задачи на компьютере: постановка задачи, построение модели, разработка алгоритма и программы, отладка и исполнение программы, анализ результатов.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: выучить конспект

1

3

Тема 5.3

Алгоритм. Основные алгоритмические конструкции

Содержание учебного материала

3


Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Различные способы записи алгоритма.

Основные алгоритмические конструкции

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: выучить теорию и определения

1

3


Тема 5.4

Языки программирования

Знакомство с одним из языков программирования. Язык Бейсик

Содержание учебного материала

34


Алгоритм и программа. Что такое язык программирования. Компиляторы и интерпретаторы. Уровни языков программирования. Поколения языков программирования.

Введение в язык программирования. Основные типы данных. Основные алгоритмические конструкции языка

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: выучить конспект

1

3

Практическая работа 6. Работа на ПЭВМ в прямом режиме. Выполнение арифметических, алгебраических, тригонометрических примеров Выполнение индивидуального задания.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: подготовить отчёт по ПР 6

1

3

Простейшие программы линейной структуры

2

1

Практическая работа 7. Выполнение заданий 1-го уровня Выполнение заданий 2-го и 3-го уровней.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся: подготовить отчёт по ПР 7

1

3

Программы разветвляющейся структуры. Разработка алгоритма, составление блок-схем.

2

1

Практическая работа 8. Составление программ, отладка и выполнение программ на ПЭВМ.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся: подготовить отчёт по ПР 8

1

3

Программы циклической структуры Разработка алгоритма, составление блок-схем.

2

1

Практическая работа 9. Составление программ, отладка и выполнение программ на ПЭВМ. Выполнение индивидуального задания.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся: подготовить отчёт по ПР 9

1

3

Структурные типы данных. Массивы. Типовые алгоритмы обработки массивов. Разработка алгоритма, составление блок-схем с применением массивов

2

1

Практическая работа 10. Работа с массивами. Составление программ с применением массивов.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся: подготовить отчёт по ПР 10

2

3

Раздел 6.

Коммуникационные технологии.


8 (2)


Тема 6.1.

Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий.

Содержание учебного материала



Передача информации. Линии связи, их основные компоненты и характеристики. Компьютерные коммуникации: назначение, структура, ресурсы. Локальные и глобальные компьютерные сети. Организация глобальных систем.

Основные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференция, файловые архивы. Сеть Интернет. Информационные ресурсы. Поиск информации.

2

1


Самостоятельная работа обучающихся: выучить конспект

1

3

Тема 6.2.

Возможности сетевого программного обеспечения для организации

коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях.


Содержание учебного материала



Виды сервисных услуг глобальной сети Интернет

Характерные особенности телеконференций, Интернет – телефонии.

Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети учебного заведения.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение на темы:

  • «Компьютерные сети»

  • «Возможности Интернет»

1

3

Практическая работа 11.

Работа с ресурсами Интернет (Работа с электронной почтой. Поиск в Интернете).

2

2

Раздел 7.

Основы социальной информатики.


5 (1)


Тема 7.1.

Информационные ресурсы и информационное общество

Содержание учебного материала

5


Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Правовое регулирование проблем в информационной сфере.

Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.

4

1


Самостоятельная работа обучающихся: выучить конспект

1

3


Контрольная работа: по всему курсу

1


Зачётное занятие

1


Всего:

121


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины ИНФОРМАТИКА и ИКТ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики;

Оборудование учебного кабинета: комплект учебно-методической документации.

Технические средства обучения: персональные компьютеры IBM, телевизор, DVD, видеоматериалы.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина Информатика Базовый уровень Учебник для 10 класса М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина Информатика Базовый уровень Учебник для 11 класса М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Угринович Информатика и ИКТ 10 класс. М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

  4. Угринович Информатика и информационные технологии 10-11 классы. 4-е издание. М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  5. Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова Информатика и ИКТ: ПРАКТИКУМ М : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 394с.:ил

  6. Информатика и ИКТ: Задачник-практикум В двух томах Под редакцией И. Семакина, Е. Хеннера М : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

  7. Е.В. Михеева Практикум по информатике – М.: ACADEMA., 2012

  8. Е.В. Михеева Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности – М.: ACADEMA., 2013

  9. М.Е. Фиошин, А.А. Рессин, С.М. Юнусов Информатика и ИКТ. часть 1. М. ДРОФА, 2008

  10. М.Е. Фиошин, А.А. Рессин, С.М. Юнусов Информатика и ИКТ. часть 2. М. ДРОФА, 2008


Дополнительные источники:

  1. Виталий Леонтьев Новейшая энциклопедия ИНТЕРНЕТ@ 2014 М. ОЛМА Медиа Групп, 2014



4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины ИНФОРМАТИКА и ИКТ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований, итоговой контрольной работы.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

  • умение приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека и окружающем мире;

  • умение перечислять основные характерные черты информационного общества, основные компоненты информационной культуры человека;

Устный, фронтальный и комбинированный опрос; тестирование

  • переводить числа из одной системы счисления в другую;

  • строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений;

  • владеть навыками алгоритмического мышления;

  • составлять алгоритмы на формальном языке;

  • понимать программы , написанные на универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;

  • анализировать алгоритмы с использованием таблиц;

  • владеть стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ;


Выполнение контрольных и самостоятельных работ.

Выполнение домашних заданий

  • Работать с файлами (создание, копирование, переименование, поиск файлов);

  • ввод и вывод данных;

  • работать с различными носителями информации;

  • применять антивирусные программы;

  • работать с текстовым процессором: редактировать и форматировать тексты;

  • работать с графическим редактором: создавать и редактировать изображения;

  • работать с электронными таблицами: решать задачи с применением формул, построением диаграмм;

  • осуществлять численные расчеты на компьютере с использованием стандартных функций;

  • использовать стандартные алгоритмы для решения учебных задач;

  • записывать на языке программирования алгоритмы решения учебных задач и производить их отладку на компьютере.

  • использовать готовые прикладные компьютерные программы по выбранной специализации;

  • составлять компьютерно-математическую модель и анализировать соответствие модели и моделируемого объекта;

  • уметь работать с базами данных;

  • владеть компьютерными средствами представления и анализа данных;

  • соблюдать требования техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

  • понимать и соблюдать основы правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.

Выполнение практических работ на персональном компьютере,

проверка и принятие отчётов

  • Сообщения по темам:

  • «Путь человечества к информационному обществу»

  • «Виды антивирусных программ»

  • «Компьютерные сети»

  • «Возможности Интернет»

Проверка и защита конспектов

  • Перевод чисел в разных системах счисления по индивидуальным заданиям.

  • разработка своего индивидуально составленного примера логической схемы ( прямая и обратная задача)

  • подготовить документ в MS Word

  • разработка эмблемы гипотетического предприятия по специальности в MS Paint

  • разработка индивидуального задания в MS Excel

Самостоятельные внеаудиторные работы


5