Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Корочанский сельскохозяйственный техникум»
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05. ОСНОВЫ ГИДРАВЛИКИ И ТЕПЛОТЕХНИКИ
для специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
Короча 2017
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы гидравлики и теплотехники» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) базового уровня подготовки по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
РАССМОТРЕНО: на заседании ПЦК протокол № __от ___________ Председатель ПЦК ______ | УТВЕРЖДАЮ: зам. директора по УР _______Н.А.Старовойтова |
Организация-разработчик: ОГАПОУ СПО «Корочанский СХТ».
Разработчики:
Бельченко В.В. – преподаватель ОГАПОУ СПО «Корочанский СХТ»
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 10 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы гидравлики и теплотехники»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы обучения студентов специальности СПО 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства» в соответствии с ФГОС.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной рабочей программы: учебная дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные законы гидростатики, кинематики и динамики движущихся потоков;
особенности движения жидкостей и газов по трубам (трубопроводам);
основные положения теории подобия гидродинамических и теплообменных процессов;
основные законы термодинамики;
характеристики термодинамических процессов и тепломассообмена;
принципы работы гидравлических машин и систем, их применение;
виды и характеристики насосов и вентиляторов;
принципы работы теплообменных аппаратов, их применение.
Общие компетенции выпускника:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
Профессиональные компетенции выпускника:
ВПД 1 Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц
ПК 1.1 Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования.
ПК 1.2 Подготавливать почвообрабатывающие машины.
ПК 1.3 Подготавливать посевные, посадочные машины и машины для ухода за посевами.
ПК 1.4 Подготавливать уборочные машины.
ПК 1.5 Подготавливать машины и оборудование для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик.
ПК 1.6 Подготавливать рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей.
ВПД 2 Эксплуатация сельскохозяйственной техники.
ПК 2.1 Определять рациональный состав агрегатов и их эксплуатационные показатели.
ПК 2.2 Комплектовать машинно-тракторный агрегат.
ПК 2.3 Проводить работы на машинно-тракторном агрегате.
ПК 2.4 Выполнять механизированные сельскохозяйственные работы.
ВПД 3 Техническое обслуживание и диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов; ремонт отдельных деталей и узлов.
ПК 3.1Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов.
ПК 3.2Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов.
ПК 3.3 Осуществлять технологический процесс ремонта отдельных деталей и узлов машин и механизмов.
ПК 3.4Обеспечивать режимы консервации и хранения сельскохозяйственной техники.
ВПД 4 Управление работами по обеспечению функционирования машинно-тракторного парка сельскохозяйственной организации.
ПК 4.1 Участвовать в планировании основных показателей машинно-тракторного парка сельскохозяйственной организации.
ПК 4.2 Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 4.3 Организовывать работу трудового коллектива
ПК 4.4 Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 4.5 Вести утвержденную учетно-отчетную документацию
ПК 5.1Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов на предприятиях сельского хозяйства
ПК 5.2Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве.
ПК 5.3Выполнять механизированные работы по обслуживанию животноводческих комплексов и механизированных ферм
ПК 5.4Выполнять работы по техническому обслуживанию при использовании и при хранении тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося99 часов, в том числе:
обязательной аудиторной, учебной нагрузки обучающегося 66 часов, в том числе лабораторно-практические занятия -30 часов,
самостоятельная работа обучающегося33 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 99 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 66 |
в том числе: |
практические занятия | 30 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 33 |
в том числе: |
внеаудиторные самостоятельные работы | 25 |
консультации | 8 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы гидравлики и теплотехники»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основы гидравлики | | 48 | |
Тема 1.1.Основные понятия и законы гидростатики | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Основные понятия и определения гидравлики. Физические свойства жидкостей и газов. Единицы измерения. |
2 | Общие законы и уравнения статики жидкостей и газов. |
Лабораторные работы | 2 | 2 |
1 | Расчёт силы гидростатического давления, расход жидкости, скорости истечения. |
Тема 1.2. Основные понятия и законы гидродинамики | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Турбулентность и ее основные статические характеристики. Элементарный расход. Напорное и безнапорное движение. |
2 | Уравнение Бернулли. Физический смысл и графическая интерпретация уравнения Бернулли. Режимы движения жидкостей. |
3 | Закон распределения скоростей. Определение потерь напора при установившемся турбулентном режиме движения. |
Практические занятия | 4 | 2 |
1 | Методика расчета коротких и длинных трубопроводов. |
2 | Методика подбора элементов системы водоснабжения |
Тема 1.3. Насосы, гидромоторы и вентиляторы | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Гидравлические машины, классификация и назначение. Насосы их классификация, область применение. |
2 | Параметры, характеризующие работу насосов. Подача, напор, мощность, КПД. Характеристики насосов. |
3 | Гидравлические двигатели их назначение и общая классификация. Вентиляторы, их устройство и назначение. | 2 |
Лабораторные работы | 10 | 2 |
1 | Подбор центробежных насосов по каталогу для испытания. |
2 | Испытание центробежных насосов. |
3 | Расчёт и подбор вентиляторов по каталогу по производительности и мощности. |
4 | Сельскохозяйственное водоснабжение и гидромелиорация. |
5 | Гидро- и пневмотранспорт. | |
Самостоятельная работа: | 12 | |
Подготовка рефератов: «Основы сельскохозяйственного водоснабжения», «Методы и приборы измерения давления», «Вентиляторы, их устройство и назначение», «Применение гидро- и пневмотранспортирования навоза, кормов и других с/х продуктов», «Способы полива сельскохозяйственных культур». | | 2-3 |
Раздел 2. Основы теплотехники | | 51 | |
Тема 2.1. Основные понятия и законы термодинамики | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Основные понятия и определения технической термодинамики, I-й закон термодинамики. |
2 | Смесь газов. Теплоёмкость. |
3 | Термодинамический процесс. Законы термодинамики. |
Тема 2.2. Термические циклы тепловых машин | Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Круговые процессы и циклы.Работа, внутренняя энергия, энтальпия, энтропия газов. | 2 |
2 | Прямой обратный цикл Карно. Идеальные циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания. |
3 | Компрессоры и компрессорные установки. Водяной пар и влажный воздух. |
Практическая работа | 4 | 2 |
1 | Идеальные циклы поршневых ДВС. |
2 | Диаграмма h-d водяного пара. |
Тема 2.3. Основные виды теплообмена | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Основные понятия и определения процесса теплообмена. Теплопроводимость. | 2 |
2 | Теплопередача и теплообменные аппараты. |
Тема 2.4. Котельные установки | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Котельные установки. Водогрейные и паровые котлы, водонагреватели. Тепловой баланс и КПД котельных агрегатов. | 2 |
Лабораторные работы | 4 | |
1 | Анализ устройства и работа котла. | 2 |
2 | Расчёт КПД котельного агрегата, угольного топлива |
Практические работы | 6 | 2 |
1 | Расчет воздухообмена |
2 | Применение холода в сельском хозяйстве |
3 | Отопление и горячие водоснабжение. Вентиляция. |
Самостоятельная работа | 13 | |
Подготовить рефераты на темы: « Эксплуатация нагревателей воздуха»,«Работатеплогенераторов», «Виды систем отопления», «Горячее водоснабжение сельскохозяйственных предприятий»,«Устройство и назначение нагревателей воздуха»; «Способы охлаждения сельскохозяйственной продукции», «Устройство и назначение холодильных установок», «Сушка и хранение сельскохозяйственной продукции» | | 2-3 |
Всего: | 99 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории гидравлики и теплотехники
Оборудование учебной лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-наглядные пособия по дисциплине «Гидравлики и теплотехники»
- комплект рабочих инструментов;
- измерительный и разметочный инструмент;
- макеты гидравлических установок.
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Рудобашта С.П. Теплотехника. М.: «КолосС» 2014-310с.
2.Кожевникова Н.Г. Практикум по гидравлике. М.: «КолосС» 2012-180с.
3. Исаев А.П. Гидравлика. М.: «КолосС» 2013-260с.
4. Кожевникова Н.Г. Основы гидравлики и теплотехники. М.: «КолосС» 2012-420с.
Дополнительные источники:
1. Журавлев А.П. Практикум по вентиляционному оборудованию. М.: «КолосС» 2010-144с.
2. Зимняков Н.В. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы. М.:«Колос-Пресс» 2006-300с.
3. Оболенский Н.В. Практикум по холодильному оборудованию. М.: «КолосС» 2010-156с.
4. Курочкин А.А Гидроприводы и гидропневмоавтоматика станков. М.: «Академия», 2004 .-190с.
5. Механизация и электрификация сельского хозяйства: научно- практический журнал, утвержденный МСХ РФ
6. Техника в сельском хозяйстве: научно-практический журнал, утвержденный МСХ РФ
7. Изобретатель и рационализатор: научно-практический журнал, утвержденный МСХ РФ
8. Интернет- ресурс «Гидравлика и теплотехника». Форма доступа: ru.wikipedia.org
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: |
использовать гидравлические устройства и тепловые установки в производстве | наблюдение и оценка выполнения лабораторных работ |
Знания: |
основные законы гидростатики, кинематики и динамики движущихся потоков | устный (письменный) опрос, тестирование |
особенности движения жидкостей и газов по трубам (трубопроводам) | устный (письменный) опрос, тестирование |
основные положения теории подобия гидродинамических и теплообменных процессов | устный (письменный) опрос, тестирование |
основные законы термодинамики; | устный (письменный) опрос, тестирование |
характеристики термодинамических процессов и тепломассообмена | наблюдение и оценка выполнения лабораторных работ устный (письменный) опрос, тестирование |
принципы работы гидравлических машин и систем, их применение | устный (письменный) опрос, тестирование контрольная работа |
виды и характеристики насосов и вентиляторов | наблюдение и оценка выполнения лабораторных работ устный (письменный) опрос, тестирование |
принципы работы теплообменных аппаратов, их применение | наблюдение и оценка выполнения лабораторных работ устный (письменный) опрос, тестирование |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации проводится в соответствии с универсальной шкалой (таблицей).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90-100 | 5 | отлично |
80-89 | 4 | хорошо |
70-79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |