Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины "Основы гидравлики и теплотехники" по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ДУВАНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
Рабочая программа учебной дисциплины
ОСНОВЫ ГИДРАВЛИКИ И ТЕПЛОТЕХНИКИ
Специальность 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
2018г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.07 Механизация сельского хозяйства (базовый уровень).
Организация-разработчик: ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж
Разработчик: Болсунов А.А., преподаватель первой категории
Одобрена предметной цикловой Утверждаю комиссией технических дисциплин Директор ГБПОУ
Протокол №___ от «___» ______20__ г Дуванский многопрофильный колледж
Председатель _____________ _________Т.А. Фазлаев
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 5 ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 13 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 15 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ГИДРАВЛИКИ И ТЕПЛОТЕХНИКИ
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО, входящей в состав укрупненной группы профессии 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство, по направлению подготовки:
Механизация сельского хозяйства.
Рабочая программа учебной дисциплины не может быть использована:
в дополнительном профессиональном образовании
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные законы гидростатики, кинематики и динамики движущихся потоков;
особенности движения жидкостей и газов по трубам (трубопроводам);
основные положения теории подобия гидродинамических и теплообменных процессов;
основные законы термодинамики;
характеристики термодинамических процессов;
принципы работы гидравлических машин и систем, их применение;
виды и характеристики насосов и вентиляторов;
принципы работы теплообменных аппаратов, и их применение.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 135 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часов ;
самостоятельной работы обучающегося 45 часов
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 135 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 90 |
в том числе: | |
практические занятия | 26 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 45 |
в том числе: | |
решение задач | 24 |
подготовка рефератов | 6 |
ответы на контрольные вопросы | 15 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы гидравлики и теплотехники»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1.Основы технической термодинамики | | 33 | |
Тема 1.1. Основные понятия и определения. Смеси газов и теплоёмкость. | Предмет технической термодинамики, ее задачи и основные определения. Рабочее тело. Уравнения состояния идеального газа. Понятие о реальных газах и парах. Параметры состояния рабочего тела. Понятия о газовой смеси. Закон Дальтона. Способы задания смеси газов. Теплоемкость газа и газовой смеси. | 6 | |
Практическое занятие:. Расчёт параметров состояния рабочего тела. | 2 | |
Самостоятельная работа студента: решение задачи на расчёт параметров состояния рабочего тела. | 3 | |
Тема 1.2. Анализ термодинамических процессов . Законы термодинамики | Термодинамические процессы. Работа расширения газов и внутренняя энергия. Теплота. Формулировки и математические выражения первого закона термодинамики. Энтропия и энтальпия газов. P-V, T-S и h-S диаграммы процессов. Анализ термодинамических процессов. Содержание второго закона термодинамики. Круговые процессы и циклы. Прямой и обратный циклы. Термический КПД цикла и холодильный коэффициент. Цикл Карно. | 6 | 2 |
Практическое занятие: Решение задач на применение законов термодинамики. | 2 | |
. Самостоятельная работа студента: решение задачи на первый закон термодинамики. | 3 | |
Тема 1.3. Идеальные циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания. Компрессоры и компрессорные установки | Классификация поршневых двигателей внутреннего сгорания. Общие понятия об идеальных циклах ДВС. Цикл со смешанным подводом теплоты. Идеальный цикл с подводом теплоты при постоянном объеме Компрессоры, их назначение, классификация. Действительные циклы поршневых компрессоров. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа студентов: ответы на контрольные вопросы. | 2 | |
Тема 1.4. Водяной пар и влажный воздух | Основные понятия и определения. Водяной пар, как рабочее тело. Процесс образования пара. P-V, T-S и h-S диаграммы водяного пара. Определение параметров воды и водяного пара по диаграммам и таблицам. Влажный воздух, как смесь сухого воздуха и водяного пара. Насыщенный, ненасыщенный и перенасыщенный влажный воздух. Основные параметры влажного воздуха: абсолютная и относительная влажность, влагосодержание, удельный объём, энтальпия. h-d диаграмма. | 6 | 2 |
Практическое занятие: Определение параметров влажного воздуха с помощью. h-d диаграммы . | 2 | |
Самостоятельная работа студентов: решение задачи на определение параметров водяного пара и влажного воздуха | 3 | |
Раздел 2. Теплообмен и теплообменные аппараты. | | 12 | |
Тема 2.1. Теплообмен. Теплопроводность многослойных стенок. | Теплопроводность. Температурное поле. Теплопроводность плоских стенок. Теплопроводность цилиндрических стенок. Конвективный теплообмен. Теплопередача, Методы интенсификации теплопередачи. Тепловая изоляция. | 6 | 2 |
Практическое занятие: Расчёт теплового потока через многослойную стенку. | 2 | |
Самостоятельная работа студентов: решение задачи на расчёт коэффициента теплоотдачи и теплового потока. | 3 | |
Тема 2.2. Теплообменные аппараты. | Типы теплообменных аппаратов. Уравнения теплопередачи и тепловых балансов теплоносителей. Средний температурный напор. Прямоточные и противоточные схемы движения теплоносителей. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа студентов: ответы на контрольные вопросы. | 1 | |
Раздел 3. Тепловые установки | | | |
Тема 3.1. Котельные установки и топочные устройства | Котельные установки, их типы и назначение. Принципиальная схема котельной установки, основное и вспомогательное оборудование. Состав котельного агрегата, тепловой баланс, потери теплоты, КПД, расход топлива. | 4 | 2 |
Практическое занятие: Расчет показателей котельных установок и топочных устройств | 2 | |
Самостоятельная работа студентов: решение задачи на расчет котельных установок и топочных устройств. | 2 | |
Тема 3.2. Водогрейные и паровые котлы, водонагреватели | Классификация и отличительные особенности котлов. Котлы водогрейные и паровые, малой и средней производительности для отопления. Основы эксплуатации и технического освидетельствования. Водонагреватели, их типы и назначение. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа студентов: ответы на контрольные вопросы. | 1 | |
Тема 3.3. Нагреватели воздуха | Назначение, классификация и устройство нагревателей воздуха. Их характеристики, тепловой баланс и КПД. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа студентов: ответы на контрольные вопросы. | 2 | |
Раздел 4. Использование теплоты и холода в сельском хозяйстве | | 24 | |
Тема 4.1 Отопление и горячее водоснабжение жилых и производственных помещений. Вентиляция | Назначение и классификация систем отопления. Принцип расчета тепловых потерь помещением. Нагревательные приборы систем отопления, их типы и характеристики. Методика расчета площади поверхности нагрева и подбора нагревательных приборов. Системы горячего водоснабжения. Назначение и классификация систем вентиляции. Вредные выделения и их допускаемая концентрация. Эксплуатация систем вентиляции. | 4 | 2 |
Практическое занятие: Расчет воздухообмена | 2 | |
Самостоятельная работа студентов: ответы на контрольные вопросы. | 2 | |
Тема 4.2. . Теплоснабжение сооружений защищенного грунта | Типы культивационных сооружений, их конструкции и характеристики. Способы обогрева воздуха и почвы при техническом обогреве. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа студентов: ответы на контрольные вопросы | 1 | |
Тема 4.3 Сушка сельскохозяйственной продукции | Понятие о сушке, ее значение. Естественная и искусственная сушка материалов. Способы искусственной сушки. Тепловые режимы сушки. Классификация сушильных установок. Принципиальные схемы сушильных установок. Материальный и тепловой баланс конвективной сушилки. Расход сушильного агента. Основы эксплуатации сушильных установок. | 6 | 2 |
Практическое занятие: Определение режима искусственной сушки. | 2 | |
Самостоятельная работа студентов: ответы на контрольные вопросы | 3 | |
Тема4.4.Теплотехнические основы хранения сельскохозяйственной | Классификация предприятий по хранению фруктов, овощей и продуктов животноводства. Оптимальные параметры микроклимата в хранилищах для различной сельскохозяйственной продукции. Способы создания оптимальных условий хранения. Применение холода в сельском хозяйстве. Способы охлаждения. Холодильные агрегаты. Схема парокомпрессорной холодильной установки. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа студентов: написание конспекта по теме «Применение холода в сельском хозяйстве». | 2 | |
Раздел 5. Гидравлика. | | 21 | |
Тема 5.1. Гидростатика. | Основные физические свойства и параметры жидкостей. Гидростатическое давление. Основное уравнение гидростатики. Поверхности равных давлений. Гидростатический закон распределения давления. Закон сообщающихся сосудов. Приборы для измерения давления. Определение силы и положения центра давления жидкости на плоские и криволинейные поверхности. Относительные равновесия жидкостей. Закон Паскаля. Закон Архимеда. | 6 | 2 |
Практическое занятие: Применение основного уравнения гидростатики. | 2 | |
Самостоятельная работа студентов: решение задачи на уравнение гидростатики. | 3 | |
Тема 5.2. Гидродинамика. | Понятие движения жидкости. Расход и средняя скорость потока. Уравнение неразрывности. Уравнение Бернулли. Методы и приборы измерения скоростей и расходов..Потери напора при установившемся движении жидкости. Основной закон вязкого сопротивления, Гидравлический закон трения. Формулы для определения местных потерь напора. Гидравлический удар, способы аго предотвращения и использования. истечение жидкости через отверстие и насадки. | 8 | 2 |
Практические занятия: Методика расчёта коротких трубопроводов. Методика расчёта длинных трубопроводов с учётом потерь напора. | 4 | |
Самостоятельная работа студентов: решение задачи на расчёт трубопровода. | 4 | |
Раздел 6. Гидравлические машины. | | 6 | |
Тема 6.1. Динамические насосы и вентиляторы. | Классификация и область применения. Центробежные насосы. Основное уравнение центробежных насосов. Характеристики центробежного насоса. Регулирование подачи, параллельное и последовательное соединение насосов. Вентиляторы. Регулирование подачи. Подбор вентиляторов. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа студентов: ответы на контрольные вопросы | 2 | |
Раздел 7. Основы сельскохозяйственного водоснабжения и гидромелиорации. | | 15 | |
Тема 7.1. Основы сельскохозяйственного водоснабжения | Источники водоснабжения. Основные схемы водоснабжения. Нормы и режимы водопотребления. Водонапорные башни и их оборудование. Виды мелиорации. Источники воды для орошения. Насосные станции и их типы. Принципы обводнения пастбищ. Сооружение для забора поверхностных и подземных вод. Графики водоподачи. Определение расчётной подачи и напора. | 10 | 2 |
Практические занятия: Определение параметров насосной установки при параллельном и последовательном соединении насосов. Методика подбора элементов системы водоснабжения. | 6 | |
Самостоятельная работа студентов: решение задачи на расчёт параметров насосной установки. | 5 | |
Раздел 8. Гидропередачи и гидроприводы. | | 12 | |
Тема 8.1. Динамические гидропередачи. | Назначение, типы, достоинства и недостатки. Гидромуфты и гидротрансформаторы. Устройство и рабочие процессы. Уравнения моментов. Преобразующие свойства. Характеристики. Совместная работа двигателя и гидропередачи. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа студентов: ответы на контрольные вопросы | 1 | |
Тема 8.2. Объёмные гидроприводы. | Назначение, общее устройство, принцип действия, достоинства и недостатки, классификация, типовые схемы. Элементы гидропривода. Характеристики. Типовые схемы объёмных гидроприводов и гидротрансмиссий, применяемых в сельскохозяйственной технике. Гидравлические системы управления и регулирования. Расчёт и испытание объёмного гидропривода. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа студентов: ответы на контрольные вопросы | 2 | |
.3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории гидравлики и теплотехники
Оборудование учебной лаборатории:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
учебно-наглядные пособия по дисциплине «Гидравлики и теплотехники»
комплект рабочих инструментов;
измерительный и разметочный инструмент;
макеты гидравлических установок. Технические средства обучения:
интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Зимняков Н.В. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы. М.:«Колос-Пресс» 2006-300с.
Исаев А.П. Гидравлика. М.: «КолосС» 2010-260с.
Кожевникова Н.Г. Основы гидравлики и теплотехники. М.: «КолосС» 2010-420с.
Рудобашта С.П. Теплотехника. М.: «КолосС» 2010-310с.
Фефелов В.А. Основы теплотехники. Учебное пособие для самостоятельного изучения теоретических основ. Дуван, 2008-326 с.
Дополнительные источники:
Журавлев А.П. Практикум по вентиляционному оборудованию. М.: «КолосС» 2010-144с.
Кожевникова Н.Г. Практикум по гидравлике. М.: «КолосС» 2010- 180с.
Оболенский Н.В. Практикум по холодильному оборудованию. М.: «КолосС» 2010-156с.
Механизация и электрификация сельского хозяйства: научно-практический журнал, утвержденный МСХ РФ
Техника в сельском хозяйстве: научно-практический журнал, утвержденный МСХ РФ
Изобретатель и рационализатор: научно-практический журнал, утвержденный МСХ РФ
Интернет- ресурс «Гидравлика и теплотехника». Форма доступа: ru.wikipedia.org
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
- использовать гидравлические устройства | практические занятия |
и тепловые установки в производстве | |
Знания: | |
- основные законы гидростатики, | домашние работы |
кинематики и динамики движущихся | |
потоков; | |
- особенности движения жидкостей и | практические занятия |
газов по трубам; | |
- основные положения теории подобия | практические занятия |
гидродинамических и теплообменных | |
процессов; | |
- основные законы термодинамики; | практические занятия |
характеристики термодинамических | |
процессов; | |
- виды и характеристики насосов и | практические занятия |
вентиляторов; | |
- принципы работы теплообменных | практические занятия |
аппаратов, и их применение | |
5