ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖНЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №19 Г. ТЕЙКОВО
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель МК Зам.директор по УПР _____________/Амирханова А.П./ _______________/И.П.Зонтова / Протокол № ___ от «____» ________20__г. «____» ________________ 20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03
Основы экономики организации
262019.02 «Закройщик»
г.Тейково, 2013г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования 262019.02 «Закройщик», положения « О разработке учебно-планирующей документации профессий НПО и утверждении учебного плана» от 10 сентября 2012г.
Разработчик: Зонтова Ирина Петровна - зам.директора по УПР.
Рецензенты:
Касаткина Татьяна Ивановна – директор ООО «Тейковская фабрика спецодежды».
Амирханова Алевтина Петровна – председатель методической комиссии.
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
учебной дисциплины
Основы экономики организации
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Основы экономики организации является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 262000 «Технология изделий легкой промышленности» и профессиональной подготовке рабочих по профессии:
16185 «Оператор швейного оборудования», 19601 «Швея», а также в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:
262019.01 «Художник по костюму»;
262019.04 «Оператор швейного оборудования»;
262019.03 «Портной»;
262005.04«Скорняк»;
262019.05 «Вышивальщица».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-ориентироваться в общих вопросах экономики производства продукции;
-применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях;
-защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-основные принципы рыночной экономики;
-понятия спроса и предложения на рынке товаров и услуг;
-особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития отрасли;
-организационно-правовые формы предприятий;
-основные положения законодательства, регулирующие трудовые отношения;
-механизмы ценообразования;
-формы оплаты труда.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часа;
самостоятельной работы обучающегося 22 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 66 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 44 |
в том числе: | |
практические занятия | 5 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 22 |
| |
Итоговая аттестация в форме зачета. |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Основы экономики организации
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
| 3 курс – 34 часа | | |
Раздел 1. Основы экономики | | 34(+17) | |
Тема 1.1 Основные принципы рыночной экономики. | Содержание учебного материала | 10 |
Понятие экономики, ее предмет и задачи. Экономика швейной отрасли и ее особенности. Основные вопросы экономики: что? как? для кого? Основные направления экономического развития промышленности на современном этапе. Уровни решения экономических проблем; микро и макроэкономика. | 1 2 2 2 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |
Изучение теоретического материала по теме, поиск информации, составление плана конспекта, подготовка сообщения, реферата по теме. |
Тема 1.2. Спрос и предложение на рынке товаров и услуг. | Содержание учебного материала | 8 |
Рынок: понятие, типы, виды и функции; структура рынка. Товар и продукт труда, их особенность. Стоимость и цена товара. Спрос и предложение, как факторы, влияющие на цену. Факторы, определяющие спрос и предложение. | 2 2 2 2 2 |
Практическое занятие | 2 | |
Маркетинговые исследования регионального рынка труда и продвижение товаров и услуг отрасли. |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
Изучение теоретического материала по теме. Подготовка к практическому занятию, подготовка ответов на контрольные вопросы. |
Тема 1.3. Механизм ценообразования. | Содержание учебного материала | 10 |
Виды цен и их функции. Формирование рыночных цен. Механизм ценообразования. Причины возникновения и формы денег. Функции денег в современной экономике. | 2 2 2 2 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |
Составление плана конспекта, подготовка презентации, изучение теоретического материала по теме. |
Тема 1.4. Формы оплаты труда. | Содержание учебного материала | 6 |
Нормирование труда: основные виды норм затрат труда, методы нормирования труда. Организация и регулирование оплаты труда: формы и системы оплаты труда рабочих. Порядок оплаты труда специалистов и служащих. | 2 2 2-3 |
Практическое занятие | 1 | |
Расчет заработной платы. |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
Чтение дополнительной литературы по теме, подготовка к практическому занятию, подготовка ответов на контрольные вопросы. |
| 4 курс – 10 часов | | |
Раздел 2. Экономика отрасли | | 10(+4) |
Тема 2.1. Производственно-хозяйственная деятельность организации. | Содержание учебного материала | 5 |
Особенности формирования, характеристика современного состояния и перспективы развития отрасли. Понятие производственной структуры предприятия, ее состав, функции и назначение. Факторы, влияющие на производственную структуру предприятия. Принцип деятельности, виды и характеристика производственно-хозяйственной деятельности организаций. | 1 2 2 2 |
Практическое занятие | 1 | |
Составление структурной схемы базового предприятия. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Чтение дополнительной литературы по теме, подготовка ответов на контрольные вопросы. |
Тема 2.2. Основные технико-экономические показатели производства. | Содержание учебного материала | 5 |
Себестоимость продукции (понятие, компоненты, расчет, пути снижения). Прибыль (понятие, формирование, распределение). Производительность труда (понятие, расчет, факторы, определяющие размер производительности труда, пути повышения, роль рабочего в повышении производительности труда). Качество продукции (показатели, стандартизация качества, факторы, влияющие на качество продукции, пути повышения качества, управление качеством, ответственность рабочего за качество продукции). | 2 2 2-3 2 |
Практическое занятие | 1 | |
Расчет основных технико-экономических показателей в пределах выполняемой профессиональной деятельности. |
| Самостоятельная работа обучающихся Изучение теоретического материала по теме, подготовка к зачету. | 2 | |
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономика».
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-учебники;
-карточки – задания;
-карточки-тесты.
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Липсиц И.В. Экономика: Учебник для 10,11классов общеобразовательных учреждений. - М: издательство ВИТА, 2010.-272с.
2.Бабаджанов Ю.А., Доможирова Ю.А. Экономика предприятий швейной промышленности: учебник для СПО – М: издательский центр «Академия», 2005.-320с.
3.Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2002. – 208с.
4.Соколова С.В. Основы экономики, учебник – 4-е изд., стер – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 128 с.
Дополнительные источники:
1.http://www.ecsocman.edu.ru – образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»;
2.http://www.akdi.ru – агентство консультаций и деловой информации «Экономика».
3.http://www.eeg.ru – макроэкономическая статистика России на сайте экономической экспертной группы Министерства финансов РФ;
4.http://www.nns.rn/analytdoc/anal12.html - аналитические доклады по экономическим проблемам России на сайте Национальной электронной библиотеки;
5.http://www.online.rn/sp/iet/trends/ - обзоры состояния экономики России на сайте Института экономики переходного периода;
6.http://www.exin.ru/test/doc.html - аналитические доклады по экономическим проблемам России на сайте Экспертного института;
7.http://referats-tv.stars/link/ - перечень информационных ресурсов Интернета (в том числе по экономике) в помощь учащимся. 4.Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992года.
5. Наличие точки доступа Интернет.
Дидактическое и методическое обеспечения дисциплины:
1.Учебно-методическое пособие по разделам программы.
2.Паспорт комплексно-методического обеспечения (КМО) по темам программы.
3.Комплект контрольно-измерительных материалов (КИМ) для мониторинга учебных достижений.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения: -ориентироваться в общих вопросах экономики производства продукции; | Текущий, тематический и рубежный контроль (в том числе с использованием тестирования). Устный опрос, письменный контроль, практические работы. Итоговый контроль – зачет. |
-применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях; |
-защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства. |
знания: -основные принципы рыночной экономики; |
-понятия спроса и предложения на рынке товаров и услуг; |
-механизмы ценообразования; |
-организационно-правовые формы предприятий; |
-основные положения законодательства, регулирующие трудовые отношения; |
-особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития отрасли; |
-формы оплаты труда. |
3