Планируемые результаты
Личностные результаты:
Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное. Языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в обращении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль соей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
Понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
Формирование установки на здоровый образ жизни, исключающей употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личной позиции;
Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
Умение оказывать первую помощь пострадавшим;
Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, полученной из различных источников;
Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Раздел | Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
Основы безопасности личности общества и государства |
Основы комплексной безопасности | классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности; использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве; использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов; классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания; безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания; безопасно использовать бытовые приборы; безопасно использовать средства бытовой химии; безопасно использовать средства коммуникации; классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера; предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера; безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице; безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде; безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте; безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире; безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже; безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества; адекватно оценивать ситуацию дорожного движения; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре; безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре; безопасно применять первичные средства пожаротушения; соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода; соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста; соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном); классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде; адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде; использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде; классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах; готовиться к туристическим походам; адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах; адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности; добывать и поддерживать огонь в автономных условиях; добывать и очищать воду в автономных условиях; добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях; подавать сигналы бедствия и отвечать на них; | безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста; классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках; готовиться к туристическим поездкам; адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках; анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера; безопасно вести и применять права покупателя; использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности. |
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства; предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера; классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера; безопасно использовать средства индивидуальной защиты; характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства; предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера; классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера; безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»; безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации; | использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных; усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности; творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности. |
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства; классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников; классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения; классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей; предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей; оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации; | анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма; предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
Основы здорового образа жизни | характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства; классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья; адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок; выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья; безопасно использовать ресурсы интернета; анализировать состояние своего здоровья; определять состояния оказания неотложной помощи; | анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья; характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека; классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; |
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи; классифицировать средства оказания первой помощи; оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении; извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей; оказывать первую помощь при ушибах; оказывать первую помощь при растяжениях; оказывать первую помощь при вывихах; оказывать первую помощь при переломах; оказывать первую помощь при ожогах; оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении; оказывать первую помощь при отравлениях; оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе; оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей. | классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи; оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях; оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях; оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности; оказывать первую помощь при коме; оказывать первую помощь при поражении электрическим током; |
Содержание учебного предмета, курса
Опасные и чрезвычайные ситуации становятся все более частым явлением в нашей повседневной жизни и требуют получения обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций личной безопасности в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций социально сложного и технически насыщенного окружающего мира.
Целью изучения и освоения программы является формирование у подрастающего поколения россиян культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательным для изучения на уровне основного общего образования и является одной из составляющих предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».
Программа определяет базовое содержание по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в форме и объеме, которые соответствуют возрастным особенностям обучающихся и учитывает возможность освоения приемов умственной и практической деятельности обучающихся, что является важнейшим компонентом развивающего обучения.
На основе программы, курс «Основ безопасности жизнедеятельности», может быть выстроен как по линейному, так и по концентрическому типу. При составлении рабочих программ в отдельных темах возможны дополнения с учетом местных условий и специфики обучения.
Основы безопасности жизнедеятельности как учебный предмет обеспечивает:
освоение обучающимися знаний о безопасном поведении в повседневной жизнедеятельности;
понимание обучающимися личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности, ценностей гражданского общества, в том числе гражданской идентичности и правового поведения;
понимание необходимости беречь и сохранять свое здоровье как индивидуальную и общественную ценность;
понимание необходимости следовать правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
освоение обучающимися умений экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма, терроризма и наркотизма;
освоение умений использовать различные источники информации и коммуникации для определения угрозы возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
освоение умений предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
освоение умений оказывать первую помощь пострадавшим;
освоение умений готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
освоение умений принимать обоснованные решения в конкретной опасной (чрезвычайной) ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
освоение умений использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.
Освоение и понимание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на:
воспитание у обучающихся чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
развитие у обучающихся качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни; необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование у обучающихся современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни, антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека.
Программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» учитывает возможность получения знаний через практическую деятельность и способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Межпредметная интеграция и связь учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с такими предметами как «Биология», «История», «Информатика», «Обществознание», «Физика», «Химия», «Экология», «Экономическая и социальная география», «Физическая культура» способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте, явлении, содействует лучшему усвоению содержания предмета, установлению более прочных связей учащегося с повседневной жизнью и окружающим миром, усилению развивающей и культурной составляющей программы, а также рационального использования учебного времени.
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др. Безопасность на дорогах. Правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), ответственность за их нарушения. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар его причины и последствия. Правила поведения при пожаре при пожаре. Первичные средства пожаротушения. Средства индивидуальной защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде. Правила безопасности в туристических походах и поездках. Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них. Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество, самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты. Информационная безопасность подростка.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины, ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад, сильный гололед, метели, снежные заносы, наводнения, половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной защиты. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии на радиационно-опасных, химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики, транспорте, гидротехнических сооружениях). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации.
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации
Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Личная безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников. Личная безопасность при посещении массовых мероприятий.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и их факторов. Семья в современном обществе. Права и обязанности супругов. Защита прав ребенка.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания,их профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей. Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая помощь при коме. Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
5 класс (1 ч в неделю, всего 35 ч)
№ темы | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства Раздел 1. Основы комплексной безопасности (15 часов) |
1 | Человек, среда его обитания, безопасность человека Город как среда обитания Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища Особенности природных условий в городе Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность Основы безопасности жизнедеятельности человека | Сравнивают особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации. Анализируют инструкции пользователя электрических и электронных приборов. Различают предметы бытовой химии. Заполняют дневники безопасности. Характеризуют наиболее эффективный способ предотвращения опасной бытовой ситуации в быту. |
2 | Опасные ситуации техногенного характера 2.1 Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. 2.2 Пешеход. Безопасность пешехода. 2.3 Пассажир. Безопасность пассажира 2.4 Водитель 2.5 Пожарная безопасность 2.6 Безопасность поведения в бытовых ситуациях | Характеризуют причины ДТП, организацию дорожного движения и правила безопасного поведения участников дорожного движения. Запоминают правила безопасного поведения на дорогах. Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Запоминают правила безопасного поведения при пожаре. |
3 | Опасные ситуации природного характера 3.1 Погодные условия и безопасность человека 3.2 Безопасность на водоемах | Характеризуют основные опасные погодные условия в местах своего проживания и их последствия. Различают меры безопасного поведения в условиях опасных погодных явлений. Различают состояние водоемов в различное время года. Объясняют правила поведения на водоемах. Применяют правила само и взаимопомощи терпящим бедствие на воде. |
4 | ЧС природного и техногенного характера 4.1 ЧС природного характера 4.2 ЧС техногенного характера | Различают ЧС по причинам их возникновения. Анализируют правила своего возможного поведения в случае возникновении той или иной ЧС. |
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ. (7 часов) |
5 | Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение 5.1 Антиобщественное поведение и его опасность 5.2 Обеспечение личной безопасности дома 5.3 Обеспечение личной безопасности на улице | Характеризуют основные виды антиобщественного поведения и его последствия. Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам антиобщественного поведения. Распознают признаки возникновения опасной ситуации дома и на улице. Составляют правила собственного безопасного поведения дома и на улице в различных опасных ситуациях. |
6 | Экстремизм и терроризм – опасности для общества и государства 6.1 Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения 6.2 Виды экстремистской и террористической деятельности 6.3 Виды террористических актов и их последствия 6.4. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности | Объясняют общие понятия об экстремизме и терроризме и причины их возникновения. Характеризуют основные виды террористической деятельности. Формулируют свои правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителями. Составляют план своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте. Анализируют виды террористических актов и их характерные особенности. Характеризуют ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение. |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни. Раздел 4. Основы здорового образа жизни. (8 часов) |
7 | Возрастные особенности развития человека и ЗОЖ 7.1 О здоровом образе жизни 7.2 Двигательная активность и закаливание организма – необходимое условие укрепления здоровья. 7.3 Рациональное питание. Гигиена питания. | Объясняют основные положения о ЗОЖ. Распознают виды двигательной активности и закаливания. Характеризуют сущность рационального питания. |
8 | Факторы, разрушающие здоровье 8.1 Вредные привычки и их влияние на здоровье 8.2 ЗОЖ и профилактика вредных привычек | Объясняют пагубное влияние на здоровье школьника, его умственные и физические способности. Вырабатывают отрицательное отношение к курению и употребления алкоголя. |
9 | Первая помощь и правила ее оказания 9.1 Первая помощь при различных повреждениях 9.2 Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах 9.3 Первая помощь при отравлениях | Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой помощи. Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах. Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при отравлениях никотином и угарным газом. |
6 класс (1 ч в неделю, всего 35 ч)
№ темы | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (25 ч) |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (25 ч) |
1 | Подготовка к активному отдыху на природе (6 ч) 1.1.Природа и человек. 1.2. Ориентирование на местности.\ 1.3.Определение своего местонахождения и направления движения на местности. 1.4.Подготовка к выходу на природу. 1.5.Определение места для бивака и организа ция бивачных работ. 1.6.Определение необходимого снаряжения для похода | Объясняют необходимость сохранения окружающей природной среды. Определяют основные особенности для безопасного пребывания человека в природной среде. Характеризуют основные способы ориентирования на местности. Вырабатывают навыки работы с картой. Характеризуют порядок подготовки к выходу на природу. Начинают вести дневник безопасности, в котором в течение года описывают различные ситуации, случающиеся с человеком в природных условиях |
2. | Активный отдых на природе и безопасность (5 ч) 2.1.Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. 2.2.Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности. 2.3.Подготовка и проведение лыжных походов. 2.4.Водные походы и обеспечение безопасности на воде. 2.5.Велосипедные походы и безопасность туристов. | Характеризуют общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. Сравнивают основные меры безопасности при пеших походах на равнинной и горной местности. Объясняют, какие факторы необходимо учитывать при подготовке к лыжному походу. Характеризуют основные особенности подготовки к водному туризму. Объясняют особенности подготовки к велосипедному туризму. Объясняют, какие существуют возрастные ограничения для юных велотуристов |
3. | Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности (6 ч) 3.1. Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме. 3.2.Акклиматизация человека в различных климатических условиях. 3.3.Акклиматизация в горной местности. 3.4.Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта. 3.5.Обеспечение личной безопасности на вод ном транспорте. 3.6.Обеспечение личной безопасности на воз душном транспорте | Анализируют основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Различают факторы, которые способствуют быстрой акклиматизации человека в различных климатических условиях Характеризуют особенности акклиматизации человека в горах. Анализируют порядок обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта. Составляют план своих действий при возникновении опасных ситуаций, которые могут возникнуть при следовании речным или морским судном. Характеризуют средства безопасности, имеющиеся на борту самолёта, и запоминают правила их использования |
4. | Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде (4 ч) 4.1.Автономное существование человека в при роде. 4.2.Добровольная автономия человека в природной среде. 4.3.Вынужденная автономия человека в природ ной среде. 4.4.Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существова НИИ. | Характеризуют виды автономного существования человека в природной среде. Анализируют обстоятельства, при которых человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде. Объясняют правила и методы по формированию навыков для безопасного существования в природной среде. В дневнике безопасности формулируют качества, которыми должен обладать человек для успешного выхода из условий вынужденной автономии в природной среде. Дают оценку действиям людей, попавших в экстремальные условия в природной среде |
5. | Опасные ситуации в природных условиях (4 ч) 5.1. Опасные погодные явления. 5.2. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. 5.3. Укусы насекомых и защита от них. 5.4. Клещевой энцефалит и его профилактика | Характеризуют опасные погодные явления, случающиеся в своём регионе, и анализируют их последствия. Запоминают диких животных и насекомых, обитающих в регионе проживания учащихся. Объясняют, какую опасность эти животные представляют при встрече с ними. Сравнивают меры профилактики, которые могут понадобиться при встрече с опасными дикими животными и насекомыми. Объясняют меры профилактики клещевого энцефалита |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч) |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч) |
6. | Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч) 6.1. Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях. 6.2. Оказание первой помощи при травмах. 6.3. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге . 6.4. Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых | Характеризуют основные правила личной гигиены, которые необходимо соблюдать в походной жизни. Вырабатывают в паре навыки в оказании первой помощи в походе: при травмах, при тепловом и солнечном ударе, при отморожении и ожоге. Сравнивают порядок по оказанию первой помощи при укусах змей и насекомых |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (6 ч) |
7. | Здоровье человека и факторы, на него влияющие (6 ч) 7.1. Здоровый образ жизни и профилактика утомления. 7.2. Компьютер и его влияние на здоровье. 7.3Влияние неблагоприятной окуружающей среды на здоровье человека. 7.4.Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. 7.5. Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. 7.6. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ. | Объясняют положение о том, что здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека. Характеризуют влияние основных неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека. Характеризуют пагубное влияние на здоровье человека употребления наркотиков. Вырабатывают отрицательное отношение к приёму наркотиков. Находят в сети Интернет и в средствах массовой информации, в книгах из библиотеки примеры заболевания наркоманией подростков и анализируют их. По итогам изучения раздела «Основы здорового образа жизни» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике |
7 класс (1 ч в неделю, всего 35 ч)
№ темы | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
| Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (28 ч) |
| Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 ч) |
1. | Тема 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера (3 ч) |
Различные природные явления. 1.2. Общая характеристика природных явлений. 1.3. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера | Характеризуют и анализируют основные природные явления геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения. Объясняют понятия опасной и чрезвычайной ситуаций. Анализируют, в чём их сходство и различия |
2. | Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (3 ч) |
2.1. Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия. 2.3.Правила безопасного поведения населения при землетрясении. 2.4.Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов | Характеризуют чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни и обвалы). Объясняют причины возникновения чрезвычайных ситуаций геологического происхождения. Моделируют выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях геологического происхождения, характерных для региона проживания учащихся |
3. | Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (2 ч) |
3.1. Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. 3.3. Смерчи | Характеризуют чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи). Объясняют причины возникновения чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения |
4. | Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (5 ч) |
4.1. Наводнения. Виды наводнений и их причины. 4.3. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения 4.4. Сели и их характеристика. 4.6. Цунами и их характеристика. 4.8. Снежные лавины | Объясняют и характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные лавины). Моделируют в паре выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях гидрологического происхождения, характерных для региона проживания учащихся |
5. | Тема 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения (3 ч) |
5.1. Лесные и торфяные пожары и их характеристика. 5.3. Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. 5.4. Эпизоотии и эпифитотии | Моделируют в паре на местности выполнение правил безопасного поведения при природных пожарах и чрезвычайных ситуациях биолого-социального происхождения, характерных для региона проживания учащихся. Анализируют причины возникновения природных пожаров и чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения |
| Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (8 ч) |
2 | Тема 2. Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения (Зч) |
2.2. Защита населения от последствий землетрясений. 2.5. Последствия извержения вулканов. Защита населения. 2.6. Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения | Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера. Объясняют правила оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера. Моделируют действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях природного характера. Анализируют причины возникновения землетрясений, наводнений, оползней, обвалов, ураганов, бурь, цунами, селей. |
3 | Тема 3. Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (1ч) |
3.2. Защита населения от последствий ураганов и бурь | Характеризуют чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи). Объясняют причины возникновения чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения |
4 | Тема 4. Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения (3 ч) |
4.2. Защита населения от последствий наводнений 4.5. Защита населения от последствий селевых потоков. 4.7. Защита населения от цунами | Выписывают в дневник безопасности рекомендации специалистов МЧС России по правилам поведения во время наводнения и других чрезвычайных ситуаций природного характера. Записывают в дневнике безопасности порядок своего поведения при угрозе возникновения селя в нескольких ситуациях (во время нахождения в помещении, в горах и т. д.). Составляют план личной безопасности при возникновении цунами с учётом характеристик этого явления |
5. | Тема 5. Защита населения от природных пожаров (1ч) |
5.2. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения | Сравнивают и анализируют способы тушения лесных пожаров. Характеризуют меры пожарной безопасности, которые необходимо соблюдать в лесу в зависимости от условий погоды и цели похода в лес |
| Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (4 ч) |
6. | Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму (4 ч) |
6.1.Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. 6.2.Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения | Характеризуют терроризм как преступление, не имеющее оправдания и представляющее одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России. Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам террористической деятельности. Вырабатывают привычки, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность |
| Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч) |
| Раздел 4 .Основы здорового образа жизни (3 часа) |
7 | Тема 7. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (3 ч) |
7.1. Психологическая уравновешенность. 7.2. Стресс и его влияние на человека. 7.3. Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте | Характеризуют общие понятия о стрессе и психологической уравновешенности в системе здоровья. Анализируют состояние своего здоровья. Описывают особенности физического, психического и социального развития человека. Вырабатывают индивидуальную систему здорового образа жизни |
| Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч) |
8. | Тема 8 . Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч) |
| 8.1. Общие правила оказания первой помощи. 8.2. Оказание первой помощи при наружном кровотечении. 8.3. Оказание первой помощи при ушибах и переломах. 8.4. Общие правила транспортировки пострадавшего | Характеризуют общие правила оказания первой помощи. Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при наружном кровотечении, при ушибах и переломах. Отрабатывают втроём (впятером) правила транспортировки пострадавшего. По итогам изучения раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике |
8 класс (1 ч в неделю, всего 35 ч)
№ темы | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
| Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (23 ч) |
| Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 ч) |
1 | Пожарная безопасность (3 ч) 1.1. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. 1.2. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. 1.3. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах | Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Запоминают права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возгорания, оказания помощи младшим, престарелым и т. д. Характеризуют основные мероприятия, проводимые МЧС России, по совершенствованию пожарной безопасности в стране. Составляют планы своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома, общественном месте (стадион, кинотеатр) и записывают их в дневник безопасности |
2 | Безопасность на дорогах (3 ч) 2.1.Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. 2.2.Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. 2.3.Велосипедист — водитель транспортного средства | Анализируют причины дорожно-транспортных происшествий. Повторяют правила дорожного движения, запоминают дорожные знаки. Запоминают правильные алгоритмы безопасно- -о поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда |
3 | Безопасность на водоёмах (3 ч) 3.1.Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях. 3.2.Безопасный отдых на водоёмах. 3.3.Оказание помощи терпящим бедствие на воде | Характеризуют состояние водоёмов в различное время года. Объясняют правила безопасного поведения на водоёмах. Сравнивают способы обеззараживания воды. Объясняют правила безопасного поведения на воде. .Отрабатывают в паре правила само- и взаимо помощи терпящим бедствие на воде |
4. | Экология и безопасность (2 ч) 4.1.Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. 4.2.Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке | Ищут в Интернете информацию об экологической обстановке в местах проживания. Анализируют состояние окружающей среды. Запоминают приёмы по защите личного здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой |
5. | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 ч) 5.1.Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. 5.2.Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. 5.3.Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия 5.4.Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. 5.5.Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия | Характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия по масштабу распространения. Различают чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией. Составляют алгоритм своего поведения во вре мя характерной чрезвычайной ситуации техно генного характера, возможной в регионе своего проживания. Анализируют расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей |
| Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч) |
6 | Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4 ч) 6.1.Обеспечение радиационной безопасности населения. 6.2.Обеспечение химической защиты населения. 6.3.Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. 6.4.Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях | Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите и защите от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах и гидротехнических сооружениях. Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Отрабатывают в паре (в группе) правила безопасного поведения в условиях различных чрезвычайных ситуаций техногенного характера |
7. | Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 часа) 7.1.Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. 7.2.Эвакуация населения. 7.3. Мероприятия по нженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите и защите от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах и гидротехнических сооружениях. Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Отрабатывают в паре (в группе) правила безопасного поведения в условиях различных чрезвычайных ситуаций техногенного характера |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 ч) |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (8 ч) |
8. | Здоровый образ жизни и его составляющие (8 ч) 8.1.Здоровье как основная ценность человека. 8.2.Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. 8.3.Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества. 8.4.Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. 8.5.Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. 8.6.Вредные привычки и их влияние на здоровье. 8.7.Профилактика вредных привычек. 8.8.Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | Характеризуют особенности индивидуального здоровья, его духовную, физическую и социальную составляющие. Объясняют общие понятия о репродуктивном здоровье как общей составляющей здоровья человека и общества. Обосновывают значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Анализируют собственные поступки и их влияние на личное благополучие. Формулируют правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактики неинфекционных заболеваний и вредных привычек, записывают правила в дневник безопасности. Формулируют кратко своё понимание здоровья человека и указывают критерии, по которым можно оценить его уровень. По итогам изучения раздела «Основы здорового образа жизни» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч) |
9. | Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч) 9.1.Первая помощь пострадавшим и её значение. 9.2.Первая помощь при отравлениях аварийно-химически опасными веществами (практическое занятие). 9.3.Первая помощь при травмах (практическое занятие). 9.4.Первая помощь при утоплении (практическое занятие) | Анализируют возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи. Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при отравлениях АХОВ, при травмах, при утоплении. По итогам изучения раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике |
9 класс (1 ч в неделю, всего 35 ч)
№ темы | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
Модуль 1 . Основы безопасности личности, общества и государства (24 ч) |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (8 ч) |
1. | Национальная безопасность в России в современном мире (4 ч) 1.1.Современный мир и Россия. 1.2.Национальные интересы России в современном мире. 1.3.Основные угрозы национальным интересами безопасности России. 1.4.Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России | Обосновывают значение молодого поколения граждан Российской Федерации для развития нашей страны. Характеризуют основные виды национальных интересов России в современном мире. Анализируют степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности Рос- сии. Определяют значение культуры безопасности жизнедеятельности населения в обеспечении национальной безопасности России |
2 | Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России (4 ч) 2.1.Чрезвычайные ситуации и их классификация. 2.2.Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. 2.3.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. 2.4.Угроза военной безопасности России | Классифицируют чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести последствий. Характеризуют в общих чертах чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Определяют отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций на национальную безопасность России. Анализируют влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Объясняют существующие (внешние и внутренние) угрозы национальной безопасности России |
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч) |
3. | Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 ч) 3.1.Единая государственная система предупреж дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). 3.2.Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. 3.3.МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. | Анализируют права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Характеризуют основные силы и средства РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Характеризуют задачи, решаемые образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала в условиях чрезвычайных ситуаций. Объясняют роль МЧС России по защите населения от чрезвычайных ситуаций в современных условиях |
4. | Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 ч) 4.1.Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. 4.2.Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. 4.3.Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. 4.4.Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Анализируют систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и её основные мероприятия. Моделируют рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по территории страны с точки зрения обеспечения их безопасности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. |
Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (9 ч) |
5. | Терроризм и экстремизм: их причины и последствия (2 ч) 5.1.Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. 5.2.Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления | Характеризуют международный терроризм как серьёзную угрозу национальной безопасности России. Анализируют виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Формулируют собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях |
6. | Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3 ч) 6.1.Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. 6.2.Общегосударственное противодействие терроризму. 6.3.Нормативно-правовая база противодействия наркотизму. | Характеризуют основные нормативно-правовые акты противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму. Формулируют основные направления по формированию антитеррористического поведения. Выводы записывают в дневник безопасности. С помощью Интернета и средств массовой информации на конкретных примерах готовят сообщение на тему «Хулиганство и вандализм — разновидности экстремизма». |
7. | Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации (2 ч) 7.1.Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации. 7.2.Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации. | Объясняют организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации. Анализируют примеры деятельности Национального антитеррористического комитета по обеспечению своевременной и надёжной защиты населения от терроризма. С помощью Интернета и средств массовой информации составляют сообщение на тему «Деятельность Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» России (ФСКН России)» и её положительные результаты» |
8. | Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (2часа) 8.1. Правила поведения при угрозе террористического акта. 8.2 Профилактика наркозависимости. | Анализируют рекомендации специалистов по безопасному поведению при угрозе теракта. Вырабатывают отрицательное отношение к приёму наркотиков. По итогам изучения раздела пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 ч) |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (9 ч) |
9. | Здоровье — условие благополучия человека (3 ч) 9.1. Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. 9.2. Здоровый образ жизни и его составляющие. 9.3. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России | Характеризуют здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие. Анализируют взаимосвязь индивидуального и общественного здоровья. Объясняют влияние репродуктивного здоровья на национальную безопасность России |
10. | Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3 ч) 10.1. Ранние половые связи и их последствия. 10.2. Инфекции, передаваемые половым путём. 10.3. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе | Характеризуют основные факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (ранние половые связи, инфекции, передаваемые половым путём, ВИЧ-инфекция), анализируют профилактику заражения ИППП |
11. | Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (Зч) 11.1. Брак и семья. 11.2. Семья и здоровый образ жизни человека. 11.3. Основы семейного права в Российской Федерации | Анализируют основы семейного права в Российской Федерации. Анализируют взаимосвязь семьи и здорового образа жизни в жизнедеятельности личности и общества. Характеризуют особенности семейно-брачных отношений в Российской Федерации |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (2 ч) |
12. | Оказание первой помощи (2 ч) 12.1. Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя). 12.2. Первая помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ | Отрабатывают в паре приемы в оказании первой помощи при массовых паражениях населения и при передозировке в приеме психоактивных веществ, различные способы транспортировки пострадавших |
11