СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Умелые ручки" 2 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа может быть использована для проведения занятий по внеурочной деятельности и кружковой работы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Умелые ручки" 2 класс»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Сказовская начальная школа – детский сад»











Программа кружка

обще – интеллектуальной направленности

«Бумажное конструирование»

для обучающихся начальных классов






















Составила: Рогожина

Наталья Юрьевна

Учитель начальных классов,

МКОУ «Сказовская нш – д/с»









2013



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.

В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Актуальность программы.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Программа «Умелые руки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.


При разработке программы были использованы материалы авторских программ по технологии «Умелые руки» Кудашевой Анны Анатольевны, учителя технологии МОУ СОШ с. Константиновка Саратовского района Саратовской области и Панфиловой Светланы Леонидовны, учителя начальных классов МОУ Кольской основной общеобразовательной школы №3 Кольского района Мурманской области.

Цель программы

Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.

Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:

1 год обучения


Образовательные


1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.

2. Познакомить со свойствами материалов и инструментами.

3.Научить применять инструменты и приспособления.

4.Познакомить с правилами техники безопасности при работе с инструментами и материалами.

5.Обучить приемам художественного моделирования из бумаги.


Развивающие


1.Расширять художественный кругозор.

2.Развивать мелкую моторику рук.

3.Развивать внимание, память


Воспитательные


1.Воспитывать усидчивость, аккуратность.

2. Адаптировать детей к школе.

3. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.


2 год обучения


Образовательные



1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.

2. Обучить детей владению инструментами и приспособлениями .

3. Обучать художественному моделированию из бумаги.


Развивающие



1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Развивать внимание, память, воображение, усидчивость.

3.Расширять художественный кругозор, обогащать личный жизненно – практический опыт учащихся.




Воспитательные


1.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку.

2. Формировать творческий подход к выбранному виду деятельности.


3 год обучения



Образовательные


1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.

2.Обучать детей владению инструментами и приспособлениями.

3. Познакомить с приемами художественного моделирования из бумаги.


Развивающие



1.Развивать интерес к истории родного края, его культуре.

2. Развивать творческую инициативу, смекалку.

3. Развивать память, воображение, мышление.



Воспитательные



1. Воспитывать трудолюбие,

2. Формировать коммуникативные способности личности ребенка.

3.Воспитывать экологически разумное отношение к природным ресурсам.


4 год обучения


Образовательные


1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.

2.Обучать детей владению инструментами и приспособлениями.

4. Обучать конструированию поделок из бумаги и бросового материала.

5. Познакомить с основами росписи по дереву.


Развивающие


1. Развивать память, любознательность, волю, воображение и фантазию.

2. Развивать эстетический вкус.


Воспитательные



1. Воспитывать эстетический вкус.

2. Воспитывать чувство гордости за свой выполненный труд.

3. Формировать потребность в саморазвитии.


Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Содержание в каждом классе разделено по видам обрабатываемых материалов.

Условия реализации программы

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6 -11 лет, на 4 года обучения: 35 часа в год, 1 раз в неделю.

Рекомендуемое количество учащихся в группе 6-10 человек.

Предполагаемые результаты:

К концу 1 года обучения учащиеся должны

знать:

  • название и назначение бумаги;

  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

уметь:

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.


К концу 2 года обучения учащиеся должны

знать:

  • название ручных инструментов, материалов, приспособлений;

  • правила безопасности труда при работе ручным инструментом;

  • правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;

  • способы обработки различных материалов;

уметь:

  • правильно пользоваться ручными инструментами;

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

  • организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

  • бережно относиться к инструментам и материалам;

  • экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

  • самостоятельно изготовлять изделия по образцу;

  • выполнять работу, используя художественные материалы;

К концу 3 года обучения учащиеся должны

знать:

  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

  • приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);

  • способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),


уметь:

  • правильно называть ручные инструменты и использовать их

по назначению;

  • выполнять работу самостоятельно без напоминаний;

  • организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

  • понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал,

из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);

  • самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);


К концу 4 года обучения учащиеся должны

знать:

  • название изученных материалов и инструментов, их назначение;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

  • правила планирования и организации труда;

  • способы и приемы обработки различных материалов.

уметь:

  • правильно использовать инструменты в работе;

  • строго соблюдать правила безопасности труда;

  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд;

  • самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку,

эскизу, схеме, замыслу);

  • экономно и рационально расходовать материалы;

  • контролировать правильность выполнения работы.

Учебно-тематический план 1 года обучения

№ п/п

Наименование

раздела

Теория

Практика

Всего часов

1


Введение

1


1


2


2

Работа с бумагой и картоном

3

25

28

3

Итоговое занятие

1

2


3




5

28


Итого



33


Содержание программы 1 года обучения (35 часа)

Первый год обучения определяет содержа­ние и характер совместной работы учителя и учащихся по осозна­нию предстоящей практической деятельности: это анализ конструк­ции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструмен­тами, название используемых материалов и ряда их свойств, подле­жащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

При обсуждении технологии изготовления изделия первоклас­сники под руководством учителя составляют словесный план, разли­чая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготов­ление будет вестись подконтрольно.

1.Введение (2 часа).

Теория- 1 час

  • Введение в образовательную программу I года обучения.

  • Требования к поведению учащихся во время занятия.

  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

  • Соблюдение правил по технике безопасности.

  • «Из истории происхождения ножниц». Беседа.

Практика- 1 час

Экскурсия в Дом творчества

2.Работа с бумагой и картоном (30 часов).

Теория – 3 часов

- Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».(1 час)

- Беседа «История создания ножниц» (0,5 часа)

- Беседа «Будь природе другом»- (0,5 часа)

- Экскурсия в музей – 1 час

Практика – 25 часов

  • Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно - оригами «Лесные мотивы».(2 часа)

  • Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу «Лесная сказка», «У озера», «Веселые лягушата», «Полянка» (8 часов)

  • Изготовление карнавальных масок. (3 часа)

  • Изготовление поздравительных открыток (по образцу). (4 часа)

  • Конструирование дома для сказочных героев – 3 часа.

  • Конструирование игрушек из прямоугольных коробок («Автомобиль», «Робот») - 2 часа

  • Игрушки из пластмассовых бутылок («Ракета», «Фонарик», «Карусель») – 3 часа

3.Итоговое занятие (4 часа)

Теория – 1 час

Итоговое занятие

Практика – 2 часа (выставка творческих работ)

Выполнение изделий по выбору детей (1 час)

Выставка работ (1час)

Учебно-тематический план 2 года обучения

№ п/п

Наименование раздела

Теория

Практика

Всего часов

1


Введение

1


1


2


2

Работа с бумагой и картоном


2

16

18

3

Бумажное творчество

2

11

13

4

Итоговое занятие

1

1


2




6

29

Итого


35

Содержание программы 2 года обучения (35 часов)

Во втором классе руко­водство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изо­бражениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки.

Второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в первом классе, самос­тоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы.

1.Введение (2 часа).

Теория – 1 час

  • Введение в образовательную программу I года обучения.

  • Требования к поведению учащихся во время занятия.

  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

  • Соблюдение правил по технике безопасности.

Практика – 1 час

  • Экскурсия в музей

  1. Работа с бумагой и картоном (18 часов).

Теория – 2 часа

  • Виды бумаги и картона.

  • Заочное путешествие на бумажную фабрику (с использованием мультимедийных продуктов)

Практика – 16 часов

  • Знакомство с техникой «мозаика» (2 часа)

  • Мозаика «Воспоминание о лете» (3 часа)

  • Изготовление аппликаций «Осенний лес»(3часа),

  • «Ракета летит на Луну» (3 часа)

  • Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей (3 часа)

  • Вырезание снежинок (2 часа)

  1. Бумажное творчество (13 часов).

Теория – 2 часа

  • Беседа о художественном творчестве (1 час).

  • Беседа о растительном мире и лесных дарах местности, в которой живут обучающиеся(1 час)

Практика – 11 часов

  • Аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края:

- «Летом в лесу» (2 часа)

- «На реке Уфе» (2 часа)

- «Мой сад» (2 часа)

- «Ромашковая поляна» (2 часа)

- По замыслу детей (3 часа)

3. Итоговое занятие (2 часа).

Теория – 1 час

Рефлексия, анкетирование.

Практика – 1 час

Выставка творческих работ


Учебно-тематический план 3 года обучения

№ п/п

Наименование

раздела

Теория

Практика

Всего часов

1


Введение


1


1


2


2

Работа с бумагой и картоном


1

19

20

4

Бумажное творчество

1

9

10

7

Итоговое занятие

1

2


3




4

31


Итого



35

Содержание программы 3 года обучения (35 часов)

В третьем классе уровень абстрагирования по­вышается: при обсуждении используется образец в сборе, а не в де­талях, и обучение чтению эскиза продолжается на базе анализа об­разца и его технического рисунка, что позволяет в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изме­нений в эскиз.

Третье­классники обсуждают возможность замены одной операции на другую с целью упростить изготовление, то есть фактически обсуждают вопросы рационализации труда.

1.Вводная беседа (2 часа).

Теория – 1 час

  • Введение в образовательную программу 3 года обучения

  • Требования к поведению учащихся во время занятия.

  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

  • Соблюдение правил по технике безопасности.

Практика – 1 час

  • Новые свойства бумаги

2.Работа с бумагой и картоном (20 часов).

Теория – 1 час

  • Профессия дизайнера.

Практика – 19 часов

  • Изготовление игрушек-сувениров (новогодний фонарик, бабочка, кубик, цветок, ракета) (8 часов)

  • Мозаика (тема в соответствии с датами и событиями) (6 часа)

  • Аппликации по желанию детей (5 часа)

4.Бумажное творчество (10 часов).

Теория – 1 час

  • Виды росписи домашней утвари

Практика – 9 часов

Конструирование бумажной посуды. Тренировочные упражнения (2часа)

  • «Блюдца» (2 часа),

  • « Кружки» (2 часа),

  • «Тарелки» (2 часа),

  • работа по замыслу (1 час)

7. Итоговое занятие (3 часа).

Теория – 1 час

Рефлексия, анкетирование

Практика – 2 часа

Выставка творческих работ


Учебно-тематический план 4 года обучения

№ п/п

Наименование

раздела

Теория

Практика

Всего часов

1


Введение


1


1


2


2

Работа с бумагой

1

16

17

3

Бумажное творчество

1

12

13

4

Итоговое занятие

1

2


3




4


30


Итого



35


Содержание программы 4 года обучения (35 часа)

К четвертому классу учащиеся совершенно самосто­ятельно анализируют конструкцию образца, а руководство обучени­ем переносится на ситуацию, когда образец требует серьезных конструктивных изменений, либо его вообще нет, есть только тех­ническое задание.

Четвероклассники составляют план работы самостоятельно.

1.Введение (2 часа).

Теория – 1 час

  • Введение в образовательную программу 4 года обучения

  • Требования к поведению учащихся во время занятия.

  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

  • Соблюдение правил по технике безопасности.

Практика – 1 час

  • Знакомство с книгой А.Бахметьева, Т.Кизякова «Оч. умелые ручки».Росмэн, 1999.+ видеофрагменты передачи «Пока все дома»

4.Работа с бумагой (17 часов).

Теория – 1 час

Лес – наше богатство. Слайдовая презентация и фотоколлаж.

Практика – 16 часов

  • Технология изготовления шкатулок из открыток (подбор открыток,

изготовление выкроек, шитье частей шкатулки петельным швом,

сбор шкатулки) (6 часа)

Выполнение коробочки из картона для ниток (4 часа)

Объемная открытка – игрушка (3 часа)

Игрушки из бумаги (3 часа)

6.Бумажное творчество (13 часов)

Теория – 1 час

  • Кукольный дом. Слайдовая презентация.

Практика – 12 часов

  • Выполнение домика для куклы из бумаги (5 часа)

  • Работа по замыслу (6 часов)

7.Итоговое занятие (3 часа).

Теория – 1 час

Рефлексия, анкетирование.

Практика – 2 часа

Творческий отчет, выставка.

Рекомендации по проведению занятий и методическое

обеспечение программы.

Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступи­тельная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самос­тоятельной практической работы без помощи учителя.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной лов­кости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

Во время занятий дети могут сидеть за столами, расставленными рядами, ленточно или буквой П.

Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено.

Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ. Рабочие инструменты хранятся также в шкафу в индивидуальных папках.

Таким образом, для работы необходимы:

Хорошо освещенный кабинет, столы, стулья, шкаф.

Наглядные пособия по темам, шаблоны, литература для обучающихся.

Программа предусматривает различные формы и методы работы:

  • теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний с использованием элементов игры, работа с учебной литературой;

  • работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;

  • практические занятия по изготовлению поделок и оформлению

творческих отчетов о проделанной работе.

Методы


Приемы

Объяснительно- иллюстративные

Рассказ, показ, беседа

Репродуктивные


Практические занятия

Эвристические

Творческие задания


Ожидаемые результаты.

  1. Укрепление физических и психологических сил детей.

  2. Приобретение ими новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы и изготовлении изделий.

3. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.

4. Приобретение умения ценить свой труд, уважать чужой.

5. Формирование способности применять теоретические знания на практике.


Оценка результатов работы

Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и районные, областные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.


Литература для учителя:

  • Бахметьев А., Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”.Росмэн, 1999.

  • Виноградова Е.“Браслеты из бисера”. АСТ, 2007.

  • Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.

  • Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”. М., Просвещение, 1985.

  • Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.

  • Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.

  • Гусева Н. Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс ,2003.

  • Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998.

  • Еременко Т., Л.Лебедева “Стежок за стежком”. М., Малыш, 1986.

  • Канурская Т .А., Л.А.Маркман “Бисер”. М., ИД «Профиздат», 2000.

  • Кочетова С. В. “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка). М., Олма-пресс, 1999.

  • Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. – 256 с., с илл. –(Внимание: дети!).

  • Лутцева Е. А. Технология: 1-4 классы: Программа. М., Вентана-Граф, 2008.

  • Молотобарова О. С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров”.М., Просвещение, 1990.

  • Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”. Ярославль, «Академия Развития», 1997.

  • Петрунькина А.“Фенечки из бисера”.М., Кристалл, 1998.


Литература для обучающихся

  • Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.

  • Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.

  • Гусева Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс ,2003.

15