СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Умелые ручки" поможет в проведении занятий в 4 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" 4 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №12»


Рассмотрена «Согласована» «Утверждаю»

на заседании МО Заместитель директора по УВР Директор МОУ «Лицей №12»

______/Р.А. Захарова/ _______ /Е.В. Кучина/ ________/В.В. Долженков/

Протокол №1 от 27 августа 2019 г. Приказ № 1 – 298

от 26 августа 2019 г. от 30 августа 2019 г.



Принята

на заседании Педагогического совета

Протокол №1

от 30 августа 2019 г






Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Умелые ручки»

на 2019-2020 учебный год





Направление: художественно-эстетическое

Класс: 4 «Б»

Учитель: Силакова Светлана Валентиновна

I квалификационная категория.


















г. Железногорск

2019 год



АННОТАЦИЯ

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

на 2019-2020 учебный год


Нормативно-методические материалы

Рабочая программа курса «Умелые ручки» составлена на основе:

1.Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ст.2, п.9, в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования (далее ФГОС).

2.Письма Минобрнауки России от 18.08.2017г №09-167 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».

3. Положения о внеурочной деятельности обучающихся МОУ «Лицей №12» .

4.Учебного плана МОУ «Лицей№12».

5.Устава МОУ «Лицей №12».


Цели и задачи программы

Цель программы

Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.


Задачи курса:

Образовательные:

1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.

2.Обучать детей владению инструментами и приспособлениями.

3. Научить выполнять швы «козлик», «узелок».

4. Познакомить с техникой бисероплетения.

5. Обучать приемам конструирования поделок из природного материала.

6. Познакомить с приемами художественного моделирования из бумаги.

Развивающие:

1.Развивать интерес к истории родного края, его культуре.

2. Развивать творческую инициативу, смекалку.

3. Развивать память, воображение, мышление.

Воспитательные:

1. Воспитывать трудолюбие,

2. Формировать коммуникативные способности личности ребенка.

3.Воспитывать экологически разумное отношение к природным ресурсам.


Срок реализации программы: 1 год


Актуальность программы.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Программа «Умелые руки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

При разработке программы были использованы материалы авторских программ по технологии «Умелые руки» Кудашевой Анны Анатольевны.

Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Содержание в каждом классе разделено по видам обрабатываемых материалов.


Условия реализации программы


Программа рассчитана на обучающихся младшего школьного возраста 9 -10 лет, на 1 год обучения: 68 часов в год, 2 раза в неделю.

Рекомендуемое количество учащихся в группе 10-18 человек.


Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

«Умелые ручки»

Прогнозируемый результат:

  • Скоординированы движения кистей рук воспитанников;

  • развито творческое воображение у воспитанников;

  • сформирован интерес к творческой деятельности;

  • развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • владеть монологической и диалогической формой речи;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • высказываться в устной и письменной форме;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

  • достичь оптимального для каждого уровня развития;

  • сформировать навыки работы с информацией.


Планируемые результаты

К концу 4 года обучения учащиеся должны

знать:

  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

  • приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);

  • способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),

  • применение пастели и бисера в окружающем мире.

уметь:

  • правильно называть ручные инструменты и использовать их

  • по назначению;

  • выполнять работу самостоятельно без напоминаний;

  • организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

  • понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал,

  • из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);

  • выполнять работы, используя изобразительный материал – пастель;

  • самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);

  • изготовлять изделия из бисера.

Содержание программы 

К четвертому классу учащиеся совершенно самосто­ятельно анализируют конструкцию образца, а руководство обучени­ем переносится на ситуацию, когда образец требует серьезных конструктивных изменений, либо его вообще нет, есть только тех­ническое задание.

Четвероклассники составляют план работы самостоятельно.

1.Введение (2 часа).

Теория – 1 час

Введение в образовательную программу 4 года обучения

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

Практика – 1 час

Знакомство с книгой А.Бахметьева, Т.Кизякова «Оч. умелые ручки».Росмэн, 1999.+ видеофрагменты передачи «Пока все дома»

2.Работа с бисером (15 часов).

Теория – 1 час

Просмотр видеофильма «Красота из бисера»

Практика – 14 часов

Технология изготовления поделок по схемам (изучение знаков, условных обозначений). Практические упражнения (2 часа)

Плетение брошек (работа по схемам) (4 часа).

Плетение кулонов (4 часа).

Плетение ажурных браслетов (4 часа).

3.Работа с тканью, мехом (11 часов).

Теория – 1 час

Профессия дизайнер.

Практика – 10 часов

Техника выполнения швов «простой соединительный», «соединительный на основе петельного шва». Тренировочные упражнения. Повторение ранее изученных способов и приемов шитья (2часа)

Аппликации из ткани «Снеговик» (2 часа), «Новогодняя елка» (2 часа)

Технология изготовления и шитье мягких игрушек «Собачка» (2 часа)

«Кит» (2 часа) (уметь самостоятельно изготовлять игрушки, используя лекала).

4.Работа с бумагой и бросовым материалом (17 часов).

Теория – 1 час

Лес – наше богатство. Слайдовая презентация и фотоколлаж.

Практика – 16 часов

Технология изготовления шкатулок из открыток (подбор открыток,

изготовление выкроек, шитье частей шкатулки петельным швом,

сбор шкатулки) (4 часа)

Чеканка – один из видов декоративно-прикладного искусства (показ образцов, иллюстраций). Тренировочные упражнения. (4 часа)

Изготовление чеканки по замыслу детей (2 часа)

Технология и изготовление поделок из пластиковых стаканчиков, картонных коробок, фантиков, бутылочных крышек и др. (6 часов)

5.Роспись по дереву (9 часов).

Теория – 1 час

Технология росписи по дереву, показ образцов, иллюстраций.

Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты.

Практика – 8 часов

Пробное рисование набросков росписи на листе (1 час).

Роспись по дереву (на разделочных досках): достопримечательности родного края (7 часов).

6.Художественное творчество (12 часов)

Теория – 1 час

Виды художественного творчества. Слайдовая презентация.

Практика – 11 часов

Выполнение работ в техниках: «Оригами», «Квилинг», «Мозаика, «Папье-маше»

7.Итоговое занятие (2 часа).

Практика – 2 часа

Творческий отчет, выставка.




Формы и виды деятельности

Содержание курса внеурочной деятельности «Умелые ручки» предусматривает следующие формы и виды деятельности.

1. Работа с бумагой и картоном.

Формы деятельности: беседы, практические работы, групповая и индивидуальная деятельность, коллективная деятельность. Состязания.

Виды деятельности: проектирование и изготовление различных игрушек из бумаги

2. Работа с природным материалом.

Формы деятельности: практические занятия,  ролевые игры. Групповая и индивидуальная деятельность

Виды деятельности: Простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки; анализ конструкций, их свойств, принципов и приемов их создания; простейшие аппликации из листьев.

3. Работа с бисером.

Формы деятельности: выставки работ учащихся. Групповая и индивидуальная деятельность.

Виды деятельности: моделирование, конструирование.

4. Работа с тканью и мехом.

Формы деятельности: игра, выставка работ, индивидуальная деятельность.

Виды деятельности: решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

5. Работа с разными материалами.

Формы деятельности: беседы, выставка, групповая работа.

Виды деятельности: простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).

Учебно-тематический план обучения


п/п

Наименование

раздела

Теория

Практика

Всего часов

1


Введение

1


1


2


2

Работа с бисером


1

14

15

3

Работа с тканью, мехом

1

10

11

4

Работа с бумагой и бросовым материалом

1

16


17

5

Роспись по дереву

1

8

9

6

Художественное творчество

1

10

11

7

Итоговое занятие

1

2


3



Итого

7

61


68

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Название раздела, темы занятия

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту


Введение

2



1

Введение. Соблюдение правил по технике безопасности.

1



2

Книга А.Бахметьева, Т.Кизякова «Оч. умелые ручки» .и видеофрагменты передачи «Пока все дома»

1




Работа с бисером

15



3

Видеофильм «Красота из бисера»

1



4

Технология изготовления поделок по схемам (изучение знаков, условных обозначений)

1



5

Технология изготовления поделок по схемам. Практические упражнения.

1



6

Плетение брошки «Бабочка»

1



7

Плетение брошки «Бабочка» (завершение)

1



8

Плетение брошки «Осенний лист»

1



9

Плетение брошки «Осенний лист» (завершение)

1



10

Плетение кулона «Звёздочка»

1



11

Плетение кулона «Звёздочка»

1



12

Плетение кулона «Сердечко»

1



13

Плетение кулонов «Сердечко» (завершение)

1



14

Плетение ажурных браслетов

1



15

Плетение ажурных браслетов

1



16

Плетение «Стрекозы»

1



17

Плетение «Стрекозы» (завершение)

1




Работа с тканью и мехом

11



18

Профессия дизайнер.

1



19

Техника выполнения шва «простой соединительный». Тренировочные упражнения.

1



20

Техника выполнения шва «соединительный на основе петельного шва». Тренировочные упражнения.

1



21

Аппликации из ткани «Снеговик»

1



22

Аппликации из ткани «Снеговик» (завершение)

1



23

Аппликации из ткани «Новогодняя елка»

1



24

Аппликации из ткани «Новогодняя елка» (завершение).

1



25

Мягкая игрушка «Собачка»

1



26

Мягкая игрушка «Собачка» (завершение)

1



27

Мягкая игрушка «Кит»

1



28

Мягкая игрушка «Кит» (завершение)

1




Работа с бумагой и бросовым материалом


17



29

Лес – наше богатство.

1



30

Технология изготовления шкатулки из открыток (подбор открыток, изготовление выкроек)

1



31

Технология изготовления шкатулки из открыток (шитье частей шкатулки петельным швом)

1



32

Технология изготовления шкатулки из открыток (шитье частей шкатулки петельным швом)

1



33

Технология изготовления шкатулки из открыток (сбор шкатулки)

1



34

Чеканка – один из видов декоративно-прикладного искусства. Тренировочные упражнения.

1



35

Чеканка из фольги «Автомобиль»

1



36

Чеканка из фольги «Автомобиль» (завершение)

1



37

Чеканка «Рыбка»

1



38

Чеканка «В подводном царстве»

1



39

Чеканка «В подводном царстве»

1



40

«Осьминог» из крышек от пластиковых бутылок

1



41

Стаканчик для карандашей (из пластиковых стаканчиков)

1



42

Декоративная чашка из пластиковой бутылки

1



43

Хризантемы (из пластиковых стаканчиков).

1



44

«Снеговик» (из пластиковых стаканчиков)


1



45

«Снеговик» (из пластиковых стаканчиков) (завершение)

1




Работа по дереву

9



46

Технология росписи по дереву, показ образцов, иллюстраций.

1



47

Пробное рисование набросков росписи на листе

1



48

Роспись по дереву на разделочных досках: «Достопримечательности родного края»

1



49

Роспись по дереву на разделочных досках: «Достопримечательности родного края»

1



50

Роспись по дереву на разделочных досках: «Достопримечательности родного края»

1



51

Роспись по дереву на разделочных досках: «Яблоки» хохлома

1



52

Роспись по дереву на разделочных досках: «Яблоки» хохлома

1



53

Городецкая роспись

1



54

Городецкая роспись

1




Художественное творчество

12



55

Виды художественного творчества.

1



56

«Осеннее дерево» – рисование пучком ватных палочек

1



57

Оригами. Животные.

1



58

Оригами. «Кораблик»

1



59

Оригами. «Мельница»




60

Квилинг. «Василёк»

1



61

Квилинг. «Бабочка»

1



62

Папье-маше. «Посуда»

1



63

Папье-маше. «Посуда»

1



64

Папье-маше. «Посуда» -роспись

1



65

Мозаика из яичной скорлупы. «Грибок»

1



66

Мозаика из яичной скорлупы. «Грибок» (завершение)

1




Итоговое занятие

2



67

Выставка творческих работ. Творческий отчёт.




68

Подведение итогов