СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасное детство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Содержание данной программы соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования, реализуемой в  МОУ «Гуранской средней общеобразовательной школе ».

     Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» осуществляет связь с  УМК «Школа России», а именно с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Математика», «Физическая культура»,  «Технология», «Изобразительное искусство»,  программа позволяет детям расширить знания, получаемые не только на уроках в школе, но и во внеурочное время. Походы, экскурсии, краеведческие исследования способствуют развитию физических качеств младших школьников, закаляют организм, пробуждают пытливый, активный интерес к явлениям и фактам, как в области естествознания, так и в области общественной жизни, в частности, охране окружающей среды. В походах рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина. Обучающиеся в дальнейшем смогут применять полученные знания в жизни для обеспечения собственной безопасности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасное детство"»



1.Планируемые результаты освоения обучающимися программы

внеучебной (внеурочной) деятельности:


Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

1-й уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни: о технике безопасности при занятиях туризмом, о способах и средствах самозащиты; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе; о правилах групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

2-й уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к физкультуре, к природе, к родному Отечеству, к труду, к другим людям.


3-й уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: приобретение школьником опыта актуализации обж в социальном пространстве; опыта заботы о младших и организации их досуга; опыта волонтерской деятельности; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками


На I уровне воспитанник имеет представление:

  • о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения; 

  • о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;

  • о конфликтах и способах их разрешения;

  • об основных моделях коммуникативного поведения;

  • о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.


На II уровне:

  • соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;

  • умеет анализировать поступки свои и других людей ;

  • способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;

  • владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;

  • адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.


На III уровне имеет опыт:

  • использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;

  • адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;

  • адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;

  • взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;

самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми


Управление реализацией программы осуществляет зам. директора школы-интерната по воспитательной работе, классный руководитель.

В процессе изучения программы «Безопасное детство» обучающиеся овладеют универсальными учебными действиями (УУД): личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными. Каждый модуль программы раскрывает возможность для формирования УУД, определяемые его функцией и его предметным содержанием.

Результатом формирования личностных универсальных учебных действий будет являться умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные УУД включают самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; структурирование знаний; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; рефлексия; способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, доказательство, вывод аналогий и др.)

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


Основные результаты реализации программы оцениваются через:

  • анкетирование родителей и обучающихся;

  • мониторинг результатов обучения и личностного развития;

  • тесты на определение уровня сформированности общеучебных умений и навыков.


Итоги реализации программы будут представлены через итоговые занятия по каждому модулю (праздник «Посвящение в ЮИДД», летнее зачетное путешествие, посвящение в отряд «ЮПД», составление памятки «Как не стать жертвой»).



2.Содержание курса.



Содержание данной программы соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования, реализуемой в МОУ «Гуранской средней общеобразовательной школе ».

Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» осуществляет связь с УМК «Школа России», а именно с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Математика», «Физическая культура», «Технология», «Изобразительное искусство», программа позволяет детям расширить знания, получаемые не только на уроках в школе, но и во внеурочное время. Походы, экскурсии, краеведческие исследования способствуют развитию физических качеств младших школьников, закаляют организм, пробуждают пытливый, активный интерес к явлениям и фактам, как в области естествознания, так и в области общественной жизни, в частности, охране окружающей среды. В походах рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина. Обучающиеся в дальнейшем смогут применять полученные знания в жизни для обеспечения собственной безопасности.

Аудиторные занятия проходят в виде бесед, которые проводит руководитель программы, либо приглашенные специалисты в учебном кабинете; просмотра видеофильмов в компьютерном классе. Внеаудиторные занятия организованы в форме прогулок, экскурсий, походов, практических тренировок, тренингов, соревнований на местности, исследовательских и творческих работ в лесу, парке, пришкольном участке.

Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» предусматривает использование следующих технологий:

Групповая. В течение всего периода обучения дети делятся на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач, выполнения определенной работы, успех которой зависит от вклада каждого члена группы. Состав группы меняется в зависимости от цели деятельности.

Игровая. Позволяет активно включить детей в деятельность, решить задачу воссоздания и усвоения общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

КТД. Предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Личностно-ориентированная технология. Содержание, методы и приемы её направлены на то, чтобы использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению его личности.

Исследовательская и проектная деятельность.

Программа является модульной и состоит из 4 модулей: «Улица полна неожиданностей», «Мир вокруг нас», «Не шути с огнем», «Внимание! Опасность!» общим объемом 135 ч. Программа рассчитана на четыре года обучения для младших школьников, 1 час в неделю, 1 класс- 33 час, 2-4 по 34 часа.


Учебно-тематический план


Название модуля

Количество часов по годам обучения

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

4-й год обучения

Общее количество часов

1

«Улица полна неожиданностей»

8

8

8

8

32

2

«Мир вокруг нас»

8

8

8

8

32

3

«Не шути с огнем»

8

8

8

8

32

4

«Внимание! Опасность!»

8

8

8

8

32


Итоговое занятие

1

2

2

2

7


Итого

33

34

34

34

135


Модуль 1. «Улица полна неожиданностей», знакомит младших школьников с правилами дорожного движения, воспитывает в них навыки безопасного поведения на улице.

Занятия построены в форме тематических бесед, игровых занятий, конкурсов, соревнований и викторин, а для контроля знаний составлены вопросы и задания.

Модуль позволит достичь успешных результатов в обучении и воспитании дисциплинированных участников дорожного движения, а также поможет снизить уровень детского травматизма на дорогах.

Цель:

Формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения.


Задачи:

  • обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;

  • научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в ДТП;

  • развить природные задатки, способствующие успеху в социальном самоопределении детей.


Модуль 2. «Мир вокруг нас», пробуждает и развивает чувства ребенка, знакомить с окружающим миром через чувственно-эмоциональное восприятие, способствует освоению элементарных практических навыков и правил поведения во время походов, прогулок и экскурсий.

Дети получают первоначальные теоретические знания и практические навыки по организации пешего туристского путешествия, проходят топографическую подготовку, учатся ориентироваться на местности, изучают природные условия, флору родного края. Знакомятся со своим ближайшим окружением.


Цель: Формирование знаний и умений обучающихся безопасного поведения в природе.


Задачи:

  • научить детей применять знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;

  • сформировать стремление к сохранению и укреплению своей безопасности.


Модуль 3. «Не шути с огнем». В истории человечества немало событий, связанных с пожарами, память о которых хранится веками. Ежегодно при пожарах погибают тысячи людей, в том числе и дети.

Пожарная безопасность, как и безопасность человека, вообще, во многом зависит от его просвещенности, в том числе осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действия в чрезвычайных ситуациях.

Цель:

Обучить детей противопожарным мерам, действиям при пожаре и первой помощи пострадавшим от огня.


Задачи:

  • познакомить обучающихся с возможными факторами, источниками носителями пожарных бедствий;

  • сформировать знания и умения по пожарной безопасности, оказание первой помощи пострадавшим;

  • обучить правилам действий в чрезвычайных ситуациях.


Модуль 4. «Внимание! Опасность!», знакомит детей, как нужно вести себя в экстремальной ситуации, уметь применять три модели поведения в экстремальной ситуации: «Зови на помощь», «Уходи из ситуации», «Принимай меры по самоспасению»; знакомит, как уберечь свою жизнь, достоинство от преступного посягательства. Особенно актуальна проблема правовой защиты ребенка, обеспечение его социальной безопасности.

Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, к сожалению, не имеет тенденций к снижению. Как уберечь ребенка от подобных встреч?

Здесь многое зависит от родителей, педагогов школ, истинна, здесь проста, следует объяснять и учить детей правилам предосторожности.


Цель: Уберечь жизнь и достоинство от преступного посягательства.

Задачи:

  • показать связь дружбы и социального здоровья

  • описать различные влияния друзей друг на друга

  • познакомить с видами давления и способами сопротивления давлению

  • показать ученикам ситуации, в которых отказ – единственный способ ответственного поведения

  • познакомить с формами отказа.

Формы и методы работы:

Формы воспитательной работы:

  • познавательная беседа;

  • этическая беседа;

  • профилактическая беседа;

  • игры: ролевые, ситуационные;

  • занятия с использованием художественных средств выразительности;

  • упражнения;

  • тренинги;

  • экскурсии;

  • тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.

Методы воспитания:

    • методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);

    • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

    • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);

    • методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.


Содержание (1 год обучения):

I.I. Вводное занятие. (1 ч.) Ознакомление обучающихся с программой «Безопасное детство», чередование творческих поручений (ЧТП).

I.II. «Азбука поселка - с чем мы встречаемся на улице»:

1.2.1 Мы идем в школу (1 ч). Особенности микрорайона, где находится школа. Наиболее безопасный путь школьника в школу.

Практическое занятие: разбор конкретных маршрутов детей в школу.

1.2.2 Наша улица. Поселок, где мы живем (1 ч). Улица, дорога, их составные части: проезжая часть, тротуар, газон.

1.2.3 Движение пешеходов по улицам и дорогам (1ч). Движение пешеходов по тротуару и обочине. Особенности движения пешеходов по обочине улицы.

1.2.4 Общие правила перехода улиц и дорог (1 ч).

Практическое занятие: разбор действий пешеходов в конкретных ситуациях.

1.2.5 Дорожные знаки (1 ч). Дорожные знаки, их предназначение. Название и предназначение знаков «Пешеходный переход», «Дети».

1.2.6 Где можно играть?(1 ч). Почему нельзя играть на лицах и дорогах? Места для игр, катания на детских велосипедах, лыжах, санках и коньках.

1.2.7 Мы пассажиры (1 ч). Правила пользования общественного транспорта. Как нужно обходить автобус, автомобиль.

1.2.8 Обобщающее занятие «Посвящение в пешеходы» (1ч). Обобщение знаний и представлений младшего школьника о безопасности дорожного движения, полученные за год обучения.

Практическое занятие: проведение игровой программы «Посвящение в пешеходы».

II. «Мир вокруг нас».

II.I «Веселый рюкзачок»:

2.1.1 Чем полезны и интересны туристические походы и путешествия (1 ч). Поход. Разновидности походов. Обязанности туристов. Правила поведения в природе.

Практическое занятие: распределение поручений работы в группе.

2.1.1 Физическая подготовка юного туриста. Преодоление препятствий в походе

(1ч). Обеспечение безопасности в походе. Обязанности ведущего и замыкающего.Виды и характер естественных препятствий.

2.1.2 Ориентирование на местности (1 ч). Карты. Ориентирование на местности по местным признакам.

Практическое занятие: проведение прогулки «Наше окружение».

2.1.3 Организация туристского путешествия (3 ч). Спортивное туристское снаряжение и его назначение. Укладка рюкзака. Установка палатки. Разбивка бивуака. Разведение костра. Приготовление пиши. Природоохранные действия человека во время отдыха на природе и при оборудовании туристских стоянок.

Практическое занятие: разбивка бивуака.

III.I «Огонь – не вода, схватит, не выплывешь»:

3.1.1 Огонь в жизни человека (1 ч). История возникновения огня. Огонь не только друг, но и враг.

3.1.2 Пожароопасные предметы (1 ч). Отчего может возникнуть пожар.

Практическое занятие: отгадывание ребусов о пожароопасных предметах».

3.1.3 Правила поведения при пожаре в школе (1.5 ч). Изучение правила эвакуации при пожаре. Правила поведения при пожаре.

Практическое занятие: проведение инструктажа по пожарной безопасности в учреждении.

3.1.4 Подготовка и проведение учебной эвакуации «Пожар в школе» (1.5 ч).

Практическое занятие: учебная эвакуация «Пожар в школе».

3.1.5 Система оповещения при пожаре (1 ч). Система оповещения, ее виды.

Практическое занятие: проведение игры «Доскажи словечко», разгадывание кроссворда «Что может привести к пожару».

3.1.6 Экскурсия пожарную часть (1 ч). История пожарной части. Профессия пожарного. Почему телефон пожарной службы 01?

3.1.7 Обобщающее занятие за первый год обучения. Проведение викторины «Азбука противопожарной безопасности» (1 ч). Проверка знаний учащихся по пожарной безопасности за 1 год обучения.

Практическое занятие: проведение викторины «Азбука противопожарной безопасности».

IV.I «Это должны знать все»:

4.1.1 Правила поведение на улице. Правила предосторожности (2 ч).

Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.

4.1.2. Правила предосторожности в транспорте (1 ч).

Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.

4.1.3 Правила поведении в подъезде (1 ч). Правила предосторожности.

Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.

4.1.4 Правила поведения «В гостях» (1 ч). Место пребывания в гостях и время возвращения.

Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.

4.1.5 Правила поведения «Один дома» (2 ч).

Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.

4.1.6 Обобщающее занятие за первый год обучения (1 ч). Повторение правил предосторожности. Составление памятки.


К концу 1 года обучения дети должны:

Знать:

  • предназначение основных частей улицы, дороги; элементарные правила движения по улице и переход ее; значение красного, желтого, зеленого сигналов светофора; разнообразие видов транспорта; обязанности пешехода и пассажира.

  • сезонные признаки природы;

  • топографические знаки;

  • съедобные и несъедобные растения нашего края;

  • пожароопасные предметы;

  • правила поведения при пожаре в школе;

  • знать систему оповещения при пожаре;

  • номер пожарной службы.

  • как вести себя с незнакомыми людьми на улице, в подъезде, транспорте, дома.


Уметь:

  • найти место пешеходного перехода на улице, самостоятельно идти по тротуару и обочине, по безопасному пути по дороге в школу и домой.

  • преодолевать естественные препятствия;

  • оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, порезах, ожогах, растяжениях, вывихах, укусах насекомых;

  • вести и фиксировать наблюдения за природой и погодой при помощи условных знаков, рисунков, аппликаций, мини- сочинений.

  • проявлять заботу о личной гигиене;

  • стремление следовать правилам поведения в природе и в обществе;

оценивать свое поведение

  • эвакуироваться во время пожара в школе;

  • действовать при возникновении пожара.

  • сказать нет.


Содержание (2 год обучения):

I.«Улица полна неожиданностей».

I.I. Вводное занятие. (1 ч.) Ознакомление обучающихся с программой «Безопасное детство», чередование творческих поручений (ЧТП).

I.II. «Школа пешехода приглашает в Автоград»:

1.2.1 Основные правила поведения учащихся на улице, дороге (1 ч). Повторение правил дорожного движения, изученные за 1 год обучения. Разбор конкретных маршрутов. Наиболее безопасные места для движения пешеходов в поселке.

1.2.2 Элементы улиц и дорог (1 ч). Для чего служит дорога. Улица, ее составные части. Безопасное поведение на улицах и дорогах.

1.2.3 Движение пешеходов по улицам и дорогам (1 ч). Подготовка к игре «Водители-пешеходы».

Практическое занятие: проведение игры «Водители-пешеходы».

1.2.4 Правила перехода улиц и дорог (1 ч). Места, где разрешено переходить улицу (дороги): пешеходный переход, перекресток. Как найти и определить ближайший безопасный переход улицы (дороги).

1.2.5 Дорожные знаки (1 ч). Закрепление знаний учащихся по дорожным знакам, выученным за первый год обучения. Название и предназначение знаков сервиса.

Практическое занятие: проведение игры «Теремок.

1.2.6 Обязанности пассажиров (1 ч). Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай.

1.2.7 Обобщающее занятие (1 ч). Подготовка игры «Автоград-город дисциплинированных!»

Практическое занятие: проведение игры «Автоград-город дисциплинированных!»


II. «Мир вокруг нас».

I.II «В царстве Берендея»:

1.2.1 Организация туристского путешествия (1 ч). Повторение знаний за 1 год обучения. Составление маршрутного листа.

1.2.2 Топографическая подготовка юного туриста (2 ч). Знакомство с понятием топография. Топографические знаки. Чтение топографических карт.

Практическое занятие: топографическая съемка местности.

1.2.3 Туристский быт (1 ч). Укладка рюкзака. Питание в походе. Требования к продуктам питания.

1.2.4 Гигиена туриста (1 ч). Соблюдение правил личной гигиены в походе. Предупреждение заболеваний. Походная аптечка.

Практическое занятие: изучение походной аптечки.

1.2.5 Физическая подготовка юного туриста (1.5 ч). Страховки. Переправы через препятствия: траверс склона, спортивный спуск, горизонтальный и вертикальный маятники, параллели, навесная переправа.

Практическое занятие: проведение игры на местности.

1.2.6 Обобщающее занятие за 2 год обучения (1.5 ч).

Практическое занятие: пеший однодневный поход «Вместе весело шагать».


III. «Не шути с огнем».

III.I «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»:

3.1.1 Правила пожарной безопасности в быту (1 ч). Можно ли играть со спичками? Почему детям нельзя включать газовую плиту? Можно ли оставлять включенный телевизор без присмотра? Где следует укрываться во время пожара. Что мы знаем о правильных действиях во время возникновения пожара?

Практическое занятие: проведение игры «Если возник пожар».

3.1.2 Беседа по сказке «Тили-бом, тили-бом. Почему загорелся Кошкин дом?». (1 ч). Основные правила пожарной безопасности. Правила поведения при пожаре в квартире.

3.1.3 Осторожно электричество (1 ч). Электроприборы. Правила безопасного обращения с электроприборами. Первая помощь при поражении электрическим током.

3.1.4 Подготовка и проведение игры-практикума «Пожар в доме напротив» (1 ч).

Практическое занятие: проведение игры-практикума «Пожар в доме напротив».

3.1.5 Ожоги. Как оказать первую помощь при ожогах (2 ч). Ожоги. Причины возникновения ожогов. Степени ожога. Как оказать помощь пострадавшему, ошпаренному кипятком.

Практическое занятие: оказание первой помощи пострадавшему, ошпаренному кипятком;

разбор ситуации «на пострадавшем горит одежда», что нужно сделать.

3.1.6 Составление памятки как, вести себя при пожаре (1 ч).

Практическое занятие: составление памятки, как вести себя при пожаре.

3.1.7 Итоговое занятие за второй год обучения - игра «Поле безопасных чудес» (1 ч).

Практическое занятие: проведение игры «Поле безопасных чудес».


IV. «Это должны знать все»

IV.I «Почему на улице опасно»:

4.1.1. Если ты оказался на улице (1.5 ч). Подозрительные предметы, люди.

Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.

4.1.2 Незнакомец (1.5 ч). К чему может привести знакомство и разговор с незнакомым человеком.

Практическое занятие: проведение игры «Хочу познакомиться».

4.1.3 Внимание! Опасно! (1.5 ч). Подозрительные предметы и люди в подъезде. Виды подозрительных предметов. Правила поведения.

Практическое занятие: проведение игры «Внимание, черепаха!»

4.1.4 Если беда случилась (1.5 ч). Средства самозащиты: сумка, ключи от дома, газовый баллончик…

Практическое занятие: проведение тренинга специалистом по самообороне.

4.1.5 Итоговое занятие за второй год обучения (2 ч).

Практическое занятие: проведение игры «Я-спасатель».



К концу 2 года обучения дети должны:

Знать:

  • все безопасные места перехода проезжей части в микрорайоне школы; правила движения по загородной дороге. Все виды перекрестков и правила перехода проезжей части на них; все сигналы светофора и их значение; правила перехода проезжей части; правила посадки и высадки из автобуса.

  • природные и климатические особенности родного края;

  • топографические знаки;

  • правила укладки рюкзака.

  • правила пожарной безопасности в быту;

  • правила безопасного обращения с электроприборами;

  • подручные средства защиты.


Уметь:

  • применять на практике основные правила перехода проезжей части; перейти улицу, дорогу с односторонним движением; выбрать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин.

  • изготовлять простейшее туристское оборудование;

  • проводить простейшие исследования, обрабатывать и коллекционировать собранные материалы;

  • читать топографическую карту местности;

  • различать продукты по срокам хранения;

  • вязать 3-4 распространенных туристских узла;

  • ориентироваться на местности с помощью местных признаков.

  • оказывать помощь пострадавшему;

  • сообщить о пожаре в службу 01.

уметь защитить себя на элементарном уровне подручными средствами.




Содержание (3 год обучения):

I.«Улица полна неожиданностей».

I.I. «Правила дорожного движения»:

1.1.1 Вводное занятие. (1 ч.) Ознакомление обучающихся с программой «Безопасное детство», чередование творческих поручений (ЧТП).

1.1.2 Экскурсия по поселку (1 ч).

Практическое занятие: Наблюдение за дорожным движением. Обеспечение безопасности пешеходов.

1.1.3. Виды транспортных средств (1 ч). Виды транспортных средств, их предназначение.

1.1.4 Правила дорожного движения: обязанности водителей, пешеходов и пассажиров (2 ч). Обязанности водителей. Обязанности пешеходов. Обязанности пассажиров.

1.1.5 Правила дорожного движения. Организация движения (1 ч).

1.1.6 Правила дорожного движения: Светофор (1 ч). Назначение светофора, значение его сигналов.

Практическое занятие: проведение игры «Светофорное регулирование».

1.1.7 Правила дорожного движения: дорожные знаки (1 ч). Назначение предупреждающих, запрещающих знаков.

Практическое занятие: проведение игры «Пять названий дорожных знаков».

1.1.8 Правила дорожного движения: обязанности пешеходов (1 ч). Как вести себя на улице (дороге). Ответственность пешеходов за нарушение ПДД.

Практическое занятие: проведение викторины «Как ты знаешь Правила дорожного движения».

1.1.9 Итоговое практическое занятие по правилам безопасного поведения (1 ч).

Практическое занятие: решение задач Пети Светофорова.


II. «Мир вокруг нас».

II.I «Путешествие в Экоград»:

1.2.1 Организация туристского путешествия на школьном автобусе в лес (2 ч). Условия безопасности при пользовании общественным транспортом. Обязанности пассажира.

Практическое занятие: проведение инструктажа «Правила перевозки обучающихся школьным автобусом». Поверка знаний правил дорожного движения на тему «Мы - пассажиры».

1.2.2 Экскурсия «Лес – природное сообщество» (1 ч). Знакомство детей с лесом как природным сообществом, экологический закон «Все со всем взаимосвязано».

Практическое занятие: проведение игры «Съедобные растения леса». Витамины для школьной столовой - сбор шиповника.

1.2.3 Особенности лыжных походов. Оказание первой доврачебной помощи (1.5 ч). Специфика лыжных путешествий. Экипировка лыжника-туриста. Оказание первой помощи при обморожении, переохлаждении. Предупреждение обморожения.

Практическое занятие: лыжная прогулка, оказание первой помощи при переохлаждении.

1.2.4 Весенняя прогулка «Идем по следу» (1.5 ч). Навыки пешего туризма. Меры безопасности на воде весной. Спасательные средства. Оказание первой помощи.

Практическое занятие: проведение весенней прогулки «Идем по следу». Подготовка материалов для школьного информационного уголка «Сам себе спасатель»: правила поведения на воде весной.

1.2.5 Обобщающее занятие за третий год обучения (2 ч).

Практическое занятие: игра на местности «Экологическая тропа».


III. «Не шути с огнем».

III.I «Главный способ защиты от пожара самому не стать его причиной» - 3 год обучения:

3.1 Смотр знаний «Знаем, как при пожаре себя вести, знаем, как пожара не допустить» (1 ч). Повторение, проверка знаний за 2 года обучения.

Практическое занятие: решение теста.

3.2 Пожар в лесу. (1 ч). Виды и причины лесных пожаров. Борьба с пожаром.

3.3 Предупредим пожары от детской шалости (1.5 ч). Для чего нужны знаки. Знаки пожарной безопасности.

Практическое занятие: нарисуй знаки пожарной безопасности для дома.

3.4 Средства пожаротушения (1 ч). Доступные средства пожаротушения. Огнетушители.

Практическое занятие: проведение игры

3.5 Подготовка к проведению праздника – посвящения отряд «Юная пожарная дружина» (2 ч).

3.6 Практическое занятие: Праздник – посвящение отряд «Юная пожарная дружина».


IV. «Это должны знать все»

IV.I «Один дома»:

4.1 Личная безопасность (2 ч). Модель поведения

Практическое занятие: тренинг со специалистом.

4.2 Стрельба в помещении (1 ч).

4.3 Личная безопасность в подъезде. Если ты оказался заложником (1 ч).

Практическое занятие: разбор ситуации «Захват заложника».

4.4 Личная безопасность в гостях (1 ч). Звонок в дверь.

Практическое занятие: разыгрывание ситуации «Звонок в дверь».

4.5 Личная безопасность дома. Внимание – мошенники, воры ( 1 ч).

Практическое занятие: разыгрывание ситуации «Поворот ключа в замочной скважине».

4.6 Обобщающее занятие за три года обучения (2 ч). Личная безопасность.

Практическое занятие: подготовка материалов «Внимание! Опасно!» для информационного стенда школы.


К концу 3 года обучения дети должны:

  • Знать:

  • программные требования за курс обучения; значение и названия дорожных знаков и разметки, предусмотренные программой; правила движения по загородной дороге и перехода проезжей части в разных погодных условиях.

  • обязанности пассажира;

  • законы природы;

  • роль человека в природном равновесии;

  • меры безопасности на воде весной.

  • знаки пожарной безопасности;

  • средства пожаротушения.

  • как вести себя с непрошенными гостями;

  • знать правила поведения при захвате террористами;

  • телефоны экстренной службы.


Уметь:

  • уметь пользоваться общественным транспортом, переходить проезжую часть поселковой дороги после выхода из автобуса.

  • строить взаимоотношения со своим окружением.

  • оказывать первую помощь при охлаждении, обморожении;

  • уметь экипироваться для лыжного похода.

  • соблюдать правила пожарной безопасности на природе;

  • предотвратить пожар подручными средствами.



Содержание (4 год обучения):

I.«Улица полна неожиданностей».

I. «Отряд юных инспекторов движения»:

1.4.1 Отряд юных инспекторов движения (1 ч). Повторение пройденного за три года обучения. Отряд юных инспекторов движения, их роль и участие в обеспечении безопасности дорожного движения. Правила членов Отряда юных инспекторов движения.

1.4.2 История развития автомототранспорта и проблемы безопасного движения (1 ч). История развития автотранспорта и правил дорожного движения в нашей стране.

1.4.3 Дорожные знаки и их группы. История возникновения дорожных знаков (1 ч). Подготовка игровой программы «Путешествие в Страну дорожных знаков».

Практическое занятие: проведение игровой программы «Путешествие в Страну дорожных знаков».

1.4.4 Дорожная разметка и ее предназначение (1 ч). Разновидности дорожной разметки.

1.4.5 Общие правила к водителям велосипедов (2 ч). Правила и места пользования велосипедом. Порядок движения на улицах и дорогах. Выбор безопасного пути движения в той или иной местности.

1.4.6 Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП (1 ч). Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших.

Практическое занятие: первая помощь пострадавшим при несчастных случаях на дорогах.

1.4.7 Выступление агитбригады ЮИДД «Пропаганда правил дорожного движения» (1 ч).

Практическое занятие: выступление агитбригады ЮИДД «Пропаганда правил дорожного движения» для учащихся 0-х и 1-х классов.

1.4.8. Итоговое занятие «Посвящение в ЮИДД» (1 ч). Подведение итогов за 4 года обучения.

Практическое занятие: посвящение в юные инспектора дорожного движения.

II. «Мир вокруг нас».

II.1 «Юные туристы»:

2.1Ориентирование на местности. (2 ч). Ориентирование на местности по местным признакам.

Практическое занятие: оказание первой помощи при ушибах.

2.2 Ориентирование на местности. Компас (1 ч). Правила ориентирования по компасу.

Практическое занятие: определение сторон горизонта по компасу.

    1. Итоговое занятие за четыре года обучении. Летнее зачетное путешествие протяженностью (4 ч).

Практическое занятие: проведение летнего зачетного путешествия, по итогам которого руководитель вручит личные учетные карточки туристов. В карточках оценивается степень освоения следующих элементов туристкой техники: укладка рюкзака, установка палатки в обычных условиях, разведение костра, переход через речку (ручей) по бревну, ходьба по пересеченной местности, подъемы и спуски по склонам, определение сторон горизонта по местным признакам, ориентирование по компасу и карте, умение оказывать первую доврачебную помощь.


III. «Не шути с огнем».

III. I «Мы- отряд «ЮПД» - 4 год обучения:

3.1 Отряд «Юная пожарная дружина» («ЮПД»)(2 ч).

Практическое занятие: КТД: разработка положения отряда «ЮПД»: цели и задачи, функции, права и обязанности членов отряда, символики.

3.2 Подготовка к представлению отряда «ЮПД» учащимся школы (1 ч).

Практическое занятие: Представление отряда «ЮПД» перед учащимися школы.

3.3 Подготовка игры-практикума для учащихся 1-х классов «Звони по номеру-01» (2 ч).

Практическое занятие: Проведение игры – практикума «Звони по номеру-01».

3.4 Сбор и подготовка материала для создания книжки-малышки «С огнем шутить нельзя!» для учащихся 0,1-х классов (2 ч).

Практическое занятие: Сбор и подготовка материала для создания книжки-малышки «С огнем шутить нельзя!» для учащихся 0,1-х классов. Издание книжки-малышки.

3.5 Итоговое занятие (1 ч). Закрепление знаний за 4 года обучения.

Практическое занятие: решение теста.


IV. «Это должны знать все»

IV.I «Будь внимательным и осторожным» - 4 год обучения:

4.1 Умей сказать нет! (2 ч). Овладение навыками уверенного поведения.

Практическое занятие: тренинг «Умей сказать нет!»

4.2 «Чтобы вы сделали? (1.5 ч).

Практическое занятие: проведение деловой игры «Чтобы вы сделали?»

4.3 Насилие и закон (1.5 ч). Игра или реальная жизнь?

Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.

4.4 Подбор материала для буклета-памятки (1 ч).

4.5 Итоговое занятие за четыре года обучения (2 ч). Закрепление знаний, умений и навыков.

Практическое занятие: составление буклета-памятки «Как не стать жертвой»



К концу 4 года обучения дети должны:

Знать:

  • основные термины и понятия, общие положения «Правил дорожного движения», правила перехода проезжей части на площадях, перекрестках, правила посадки и высадки из общественного транспорта, правила поведения детей при перевозке автобусом.

  • правила движения управления велосипедом (с 14 лет);

  • законы природы;

  • роль человека в природном равновесии;

  • меры предосторожности при разведении костра;

  • меры безопасности на воде весной, в лесу.

  • знать правила пожарной безопасности.

  • правила личной безопасности.

Уметь:

  • правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги; пользоваться общественным транспортом; самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной местности.

  • укладывать рюкзак;

  • устанавливать палатку в обычных условиях;

  • разводить костер;

  • ориентироваться на местности с помощью компаса и местным признакам;

  • определять стороны горизонта;

  • переходить через ручей по бревну;

  • ходить по пересеченной местности;

  • оказывать первую доврачебную помощь.

  • правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях во время пожара.

  • владеть навыками уверенного поведения;

вызвать полицию, скорую помощь, пожарную службу..



Название модуля

Количество часов по годам обучения

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

4-й год обучения

Общее количество часов

1

«Улица полна неожиданностей»

8

8

8

8

32

2

«Мир вокруг нас»

8

8

8

8

32

3

«Не шути с огнем»

8

8

8

8

32

4

«Внимание! Опасность!»

8

8

8

8

32


Итоговое занятие

1

2

2

2

7


Итого

33

34

34

34

135