Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности « Безопасное детство»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Безопасное детство» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана на основе положений концепции «Школа жизни – окружающий мир», разработанной доктором педагогических наук А.А.Остапцом, «Программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ», программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся государственных общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации, Положении о рабочей учебной программе ГБОУ СОШ № 49.
Цель: Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов. Освоения основной образовательной программы начального общего образования; формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, своих способностей и возможностей.
Задачи:
научить обучающихся, делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
создать условия для приобретения практических навыков и умений поведения детей в экстремальных ситуациях.
сформировать навыки по организации охраны окружающей среды .
Курс внеурочной деятельности «Безопасное детство» осуществляет связь с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Математика», «Физическая культура», «Технология», «Изобразительное искусство», программа позволяет детям расширить знания, получаемые не только на уроках в школе, но и во внеурочное время. Походы, экскурсии, краеведческие исследования способствуют развитию физических качеств младших школьников, закаляют организм, пробуждают пытливый, активный интерес к явлениям и фактам, как в области естествознания, так и в области общественной жизни, в частности, охране окружающей среды. В походах рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина. Обучающиеся в дальнейшем смогут применять полученные знания в жизни для обеспечения собственной безопасности.
Аудиторные занятия проходят в виде бесед, которые проводит руководитель программы, либо приглашенные специалисты в учебном кабинете; просмотра видеофильмов в классе.
Внеаудиторные занятия организованы в форме прогулок, экскурсий, походов, практических тренировок, тренингов, соревнований на местности, исследовательских и творческих работ на пришкольном участке.
Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» предусматривает использование следующих технологий:
Групповая. В течение всего периода обучения дети делятся на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач, выполнения определенной работы, успех которой зависит от вклада каждого члена группы. Состав группы меняется в зависимости от цели деятельности.
Игровая. Позволяет активно включить детей в деятельность, решить задачу воссоздания и усвоения общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
КТД. Предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Личностно-ориентированная технология. Содержание, методы и приемы её направлены на то, чтобы использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению его личности.
Исследовательская и проектная деятельность.
Программа является модульной и состоит из 4 модулей:
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
1-й уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни: о технике безопасности при занятиях туризмом, о способах и средствах самозащиты;
о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе; о правилах групповой работы;
об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2-й уровень – формирование позитивного отношения обучающегося к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к физкультуре, к природе, к родному Отечеству, к труду, к другим людям.
3-й уровень – приобретение обучающимся опыта самостоятельного социального действия: приобретение школьником опыта актуализации ОБЖ в социальном пространстве;
опыта заботы о младших и организации их досуга;
опыта волонтерской деятельности; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками.
На I уровне обучающийся имеет представление:
о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения;
о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;
о конфликтах и способах их разрешения;
об основных моделях коммуникативного поведения;
о правилах поведения в различных ситуациях: в школе , в магазине, на улице, в транспорте и др.
На II уровне:
соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;
умеет анализировать поступки свои и других людей ;
способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;
адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.
На III уровне имеет опыт:
использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе , в магазине, на улице, в транспорте и др.;
адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;
адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;
взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;
самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми
Регулятивные УУД обеспечивают организацию обучающимися своей деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные УУД включают самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; структурирование знаний; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; рефлексия; способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, доказательство, вывод аналогий и др.)
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Учебно-тематический план
№п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика видов деятельности |
Теоретичес-ких | Практичес-ких |
1 | «Улица полна неожиданностей» | 8 | 6 | 2 | Знакомство младших школьников с правилами дорожного движения, воспитание навыков безопасного поведения на улице. Знакомство с приемами оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в ДТП. |
2 | «Мир вокруг нас» | 10 | 6 | 4 | Дети получают первоначальные теоретические знания и практические навыки по организации пешего туристского путешествия, проходят топографическую подготовку, учатся ориентироваться на местности, изучают природные условия, флору родного края. Знакомятся со своим ближайшим окружением. |
3 | «Не шути с огнем» | 8 | 4 | 4 | Обучить детей противопожарным мерам, действиям при пожаре и первой помощи пострадавшим от огня. Знакомство обучающихся с возможными факторами, источниками носителями пожарных бедствий. Оказание первой помощи пострадавшим. |
4 | «Это должны знать все» | 7 | 5 | 2 | Знакомство детей с правилами: как нужно вести себя в экстремальной ситуации. Уметь применять три модели поведения в экстремальной ситуации: «Зови на помощь», «Уходи из ситуации», «Принимай меры по самоспасению». |
| Итоговое занятие | 1 | 1 | | Применение полученных знаний на практике. |
| Итого | 34 | 22 | 12 | |
Календарно - тематическое планирование (34ч.)
№ п/п | тема | Элементы содержания | Характеристи-ка видов деятельности | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Вводное занятие. | Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). | Ознакомление обучающихся с программой «Безопасное детство», чередование творческих поручений (ЧТП). | 06.09 | |
2. | Мы идем в школу. | Умение подчиняться правилам. | Ознакомление с безопасным маршрутом «дом-школа», «школа-дом». | 13.09 | |
3. | «Наша улица. Город, где мы живем». | Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. | Знакомство с улицами нашего города | 20.09 | |
4. | Движение пешеходов по улицам и дорогам. | Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | Знакомство младших школьников с правилами дорожного движения, воспитание навыков безопасного поведения на улице. Знакомство с приемами оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в ДТП. | 27.09 | |
5-6 | Общие правила перехода улиц и дорог. | Определять план выполнения заданий на занятии, жизненных ситуациях под руководством учителя. Умение согласованно работать в группе; взаимодействие и сотрудничество. | Знакомство младших школьников с правилами дорожного движения, воспитание навыков безопасного поведения на улице. Знакомство с приемами оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в ДТП. | 04.10 11.10 | |
7. | Дорожные знаки. | Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение». | Знакомство с дорожными знаками. | 18.10 | | |
8. | Где можно играть? | Работа в группе. Взаимодействие и сотрудничество. Разрешение конфликта. базовые ценности «безопасность», «самосохранение». | воспитание навыков безопасного поведения на улице. | 25.10 | |
9. | Мы пассажиры. | Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «добро», «самосохранение». | Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. | | |
10. | Обобщающее занятие «Посвящение в пешеходы». | Умение согласованно работать в группе; взаимодействие и сотрудничество, управление поведением партнера, оценка действий партнера. | Обучающие получают первоначальные теоретические знания и практические | | |
11. | Чем полезны и интересны туристические походы и путешествия. Обязанности туристов. | Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Подведение под понятие на основе распознавания объектов. Самоопределение. Умение распределять роли между собой. | навыки по организации пешего туристского путешествия, проходят топографическую подготовку, учатся ориентироваться на местности, изучают природные условия, флору , фауну родного края. Знакомятся со своим ближайшим окружением. | | |
12. | Физическая подготовка юного туриста. Преодоление препятствий в походе. | Осознание здорового образа жизни, необходимость физической подготовки. | Дети учатся преодолению препятствий в походе. | | |
13-15. | Ориентирование на местности. | Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. | Обучающиеся учатся ориентироваться на местности, изучают природные условия, флору , фауну родного края. Знакомятся со своим ближайшим окружением. | | |
16-18 | Организация туристского путешествия. | Осуществление контроля процесса и результатов деятельности. | Обучающиеся учатся организации туристического путешествия. | | |
19. | Огонь в жизни человека. | Ценить и принимать следующие базовые ценности »добро», «природа»; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм. | Обучить детей противопожарным мерам, действиям при пожаре и первой помощи пострадавшим от огня. | | |
20. | Пожароопасные предметы. | Формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации. | Знакомство обучающихся с возможными факторами, источниками носителями пожарных бедствий. | | |
21. | Правила поведения при пожаре в школе . | Выработка правил. Планирование результата; составление плана последовательности действий. | Оказание первой помощи пострадавшим. | | |
22. | Система оповещения при пожаре. | Определение цели, функции участников, способов взаимодействия. | Знакомство с системой оповещения при пожаре и дальнейшими действиями при ее срабатывании. | | |
23. | Подготовка и проведение учебной эвакуации «Пожар в школе». | Организация своего рабочего места под руководством учителя; Определять цель выполнения заданий в жизненной ситуации под руководством учителя. | Правила при проведении эвакуации. | | |
24. | Экскурсия в пожарную часть города. | Участвовать в диалоге на экскурсии, задавать вопросы, соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Наблюдать и делать вывод. Уважение к профессии пожарного. | Знакомство с пожарной частью города. | | |
25. | Обобщающее занятие «Азбука противопожарной безопасности». | Работа в группе. Взаимодействие и сотрудничество базовые ценности «безопасность», «самосохранение». | Знакомство детей с правилами: как нужно вести себя в экстремальной ситуации. Уметь применять три модели поведения в экстремальной ситуации: «Зови на помощь», «Уходи из ситуации», «Принимай меры по самоспасению». | | |
26-27. | Правила поведение на улице. Правила предосторожности. | Планирование результата; составление плана последовательности действий. | Знакомство детей с правилами: как нужно вести себя в экстремальной ситуации. | | |
28. | Правила предосторожности в транспорте. | Планирование результата; составление плана последовательности действий. | | | |
29. | Правила поведения в подъезде. | Планирование результата; составление плана последовательности действий. | Учатся правилам поведения по самоспасению. | | |
30. | Правила поведения в гостях. | Планирование результата; составление плана последовательности действий. | Умение применять правила этикета. | | |
31-32. | Правила поведения «Один дома». | Планирование результата; составление плана последовательности действий. | Уметь применять три модели поведения в экстремальной ситуации: «Зови на помощь», «Уходи из ситуации», «Принимай меры по самоспасению». | | |
33. | Обобщающее занятие за первый год обучения. | Составление памятки. Работа в группе. Базовые ценности «безопасность», «самосохранение». | Обобщение правил по «безопасности» и «самосохранению» | | |
| | | | | |
К концу 3 года обучающиеся должны:
Знать:
предназначение основных частей улицы, дороги; элементарные правила движения по улице и переход ее; значение красного, желтого, зеленого сигналов светофора; разнообразие видов транспорта; обязанности пешехода и пассажира.
сезонные признаки природы;
топографические знаки;
съедобные и несъедобные растения нашего края;
пожароопасные предметы;
правила поведения при пожаре в школе ;
знать систему оповещения при пожаре;
номер пожарной службы.
как вести себя с незнакомыми людьми на улице, в подъезде, транспорте, дома.
Уметь:
преодолевать естественные препятствия;
оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, порезах, ожогах, растяжениях, вывихах, укусах насекомых;
вести и фиксировать наблюдения за природой и погодой при помощи условных знаков, рисунков, аппликаций, мини- сочинений.
проявлять заботу о личной гигиене;
стремление следовать правилам поведения в природе и в обществе;
оценивать свое поведение
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература
Для педагога:
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии - Ярославль: Академия развития, 1998.
Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений - М: Колос , 1992.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В. Степанов.-М.:Просвещение,2010.-223с.-(Стандарты второго поколения)
Дмитриев Ю.О. Кто в лесу живет и что в лесу растет - М: Детская литература, 1985.
Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких - М: Педагогика ,1982.
Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника/ Допущено Министерством образования РФ/Учебно-методическое пособие под общей редакцией В.Н.Кирьянова.- М.: Третий Рим,2007.
Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе -М: Просвещение, 2003.
Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2008.
Корабельников В.А. Краски природы - М: Просвещение , 1989.
Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.- метод. пособие / С.О. Николаева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 80 с.
Обухова Л.А.Школа Докторов природы, или 135 уроков здоровья(1-4 классы). Изд. 2-е, испр. И доп. –М.:ВАКО, 2005,208с. – (Мастерская учителя).
Павлова О.В.Пожарная безопасность в начальной школе/конспекты занятий и классных часов-Волгоград: Учитель,2006,-143с.
Полезные привычки/пособие для учителя-2000.
Энциклопедический словарь юного географа-краеведа / Составитель Г.В.Карпов. - М: Педагогика, 1981.
Для обучающихся:
Плешаков А.А. Зеленые страницы - М: Просвещение, 1997.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наглядные пособия:
1.Таблицы.
2.Предметные картинки.
Технические средства обучения (ТСО)
1.Аудиторная доска
2.Телевизор.
3.Персональный компьютер.
4.Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).
Оборудование класса
1.Ученические столы 1–2-местные с комплектом стульев.
2.Стол учительский.
3.Настенные доски для вывешивания иллюстративного материал.
4