СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Безопасное детство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятельности "Безопасное детство" УМК "Школа России".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Безопасное детство"»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности « Безопасное детство»


Пояснительная записка


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Безопасное детство» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана на основе положений концепции «Школа жизни – окружающий мир», разработанной доктором педагогических наук А.А.Остапцом, «Программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ», программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся государственных общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации, Положении о рабочей учебной программе ГБОУ СОШ № 49.

Цель: Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов. Освоения основной образовательной программы начального общего образования; формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, своих способностей и возможностей.

Задачи:

  • формировать у обучающихся сознательное отношение к вопросам личной и общественной безопасности и стремления к здоровому образу жизни;

  • научить обучающихся, делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • создать условия для приобретения практических навыков и умений поведения детей в экстремальных ситуациях.

  • сформировать навыки по организации охраны окружающей среды .


Курс внеурочной деятельности «Безопасное детство» осуществляет связь с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Математика», «Физическая культура», «Технология», «Изобразительное искусство», программа позволяет детям расширить знания, получаемые не только на уроках в школе, но и во внеурочное время. Походы, экскурсии, краеведческие исследования способствуют развитию физических качеств младших школьников, закаляют организм, пробуждают пытливый, активный интерес к явлениям и фактам, как в области естествознания, так и в области общественной жизни, в частности, охране окружающей среды. В походах рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина. Обучающиеся в дальнейшем смогут применять полученные знания в жизни для обеспечения собственной безопасности.

Аудиторные занятия проходят в виде бесед, которые проводит руководитель программы, либо приглашенные специалисты в учебном кабинете; просмотра видеофильмов в классе.

Внеаудиторные занятия организованы в форме прогулок, экскурсий, походов, практических тренировок, тренингов, соревнований на местности, исследовательских и творческих работ на пришкольном участке.

Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» предусматривает использование следующих технологий:

Групповая. В течение всего периода обучения дети делятся на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач, выполнения определенной работы, успех которой зависит от вклада каждого члена группы. Состав группы меняется в зависимости от цели деятельности.

Игровая. Позволяет активно включить детей в деятельность, решить задачу воссоздания и усвоения общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

КТД. Предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Личностно-ориентированная технология. Содержание, методы и приемы её направлены на то, чтобы использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению его личности.

Исследовательская и проектная деятельность.

Программа является модульной и состоит из 4 модулей:

  • «Улица полна неожиданностей»;

  • «Мир вокруг нас»;

  • «Не шути с огнем»;

  • «Внимание! Опасность!».



Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности


Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

1-й уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни: о технике безопасности при занятиях туризмом, о способах и средствах самозащиты;

о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе; о правилах групповой работы;

об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

2-й уровень – формирование позитивного отношения обучающегося к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к физкультуре, к природе, к родному Отечеству, к труду, к другим людям.


3-й уровень – приобретение обучающимся опыта самостоятельного социального действия: приобретение школьником опыта актуализации ОБЖ в социальном пространстве;

опыта заботы о младших и организации их досуга;

опыта волонтерской деятельности; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками.


На I уровне обучающийся имеет представление:

  • о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения; 

  • о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;

  • о конфликтах и способах их разрешения;

  • об основных моделях коммуникативного поведения;

  • о правилах поведения в различных ситуациях: в школе , в магазине, на улице, в транспорте и др.


На II уровне:

  • соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;

  • умеет анализировать поступки свои и других людей ;

  • способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;

  • владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;

  • адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.


На III уровне имеет опыт:

  • использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе , в магазине, на улице, в транспорте и др.;

  • адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;

  • адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;

  • взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;

  • самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми


Регулятивные УУД обеспечивают организацию обучающимися своей деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные УУД включают самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; структурирование знаний; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; рефлексия; способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, доказательство, вывод аналогий и др.)

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика видов деятельности

Теоретичес-ких

Практичес-ких

1

«Улица полна неожиданностей»

8

6

2

Знакомство младших школьников с правилами дорожного движения, воспитание навыков безопасного поведения на улице. Знакомство с приемами оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в ДТП.

2

«Мир вокруг нас»

10

6

4

Дети получают первоначальные теоретические знания и практические навыки по организации пешего туристского путешествия, проходят топографическую подготовку, учатся ориентироваться на местности, изучают природные условия, флору родного края. Знакомятся со своим ближайшим окружением.

3

«Не шути с огнем»

8

4

4

Обучить детей противопожарным мерам, действиям при пожаре и первой помощи пострадавшим от огня.

Знакомство обучающихся с возможными факторами, источниками носителями пожарных бедствий.

Оказание первой помощи пострадавшим.

4

«Это должны знать все»

7

5

2

Знакомство детей с правилами: как нужно вести себя в экстремальной ситуации. Уметь применять три модели поведения в экстремальной ситуации: «Зови на помощь», «Уходи из ситуации», «Принимай меры по самоспасению».


Итоговое занятие

1

1


Применение полученных знаний на практике.


Итого

34

22

12










































Календарно - тематическое планирование (34ч.)

п/п

тема

Элементы содержания

Характеристи-ка видов деятельности

Дата по плану

Дата по факту

1.

Вводное занятие.


Самоопределение

(мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Ознакомление обучающихся с программой «Безопасное детство», чередование творческих поручений (ЧТП).


06.09


2.

Мы идем в школу.


Умение подчиняться правилам.

Ознакомление с безопасным маршрутом «дом-школа», «школа-дом».

13.09


3.

«Наша улица. Город, где мы живем».


Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Знакомство с улицами нашего города

20.09


4.

Движение пешеходов по улицам и дорогам.


Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Знакомство младших школьников с правилами дорожного движения, воспитание навыков безопасного поведения на улице. Знакомство с приемами оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в ДТП.

27.09


5-6

Общие правила перехода улиц и дорог.


Определять план выполнения заданий на занятии, жизненных ситуациях под руководством учителя.


Умение согласованно работать в группе; взаимодействие и сотрудничество.

Знакомство младших школьников с правилами дорожного движения, воспитание навыков безопасного поведения на улице. Знакомство с приемами оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в ДТП.

04.10

11.10


7.

Дорожные знаки.



Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение».

Знакомство с дорожными знаками.

18.10



8.

Где можно играть?


Работа в группе. Взаимодействие и сотрудничество.

Разрешение конфликта.

базовые ценности «безопасность», «самосохранение».

воспитание навыков безопасного поведения на улице.

25.10


9.

Мы пассажиры.


Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «добро», «самосохранение».

Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте.



10.

Обобщающее занятие «Посвящение в пешеходы».


Умение согласованно работать в группе; взаимодействие и сотрудничество, управление поведением партнера, оценка действий партнера.

Обучающие получают первоначальные теоретические знания и практические



11.

Чем полезны и интересны туристические походы и путешествия. Обязанности туристов.


Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Подведение под понятие на основе распознавания объектов.

Самоопределение.

Умение распределять роли между собой.

навыки по организации пешего туристского путешествия, проходят топографическую подготовку, учатся ориентироваться на местности, изучают природные условия, флору , фауну родного края. Знакомятся со своим ближайшим окружением.



12.

Физическая подготовка юного туриста. Преодоление препятствий в походе.


Осознание здорового образа жизни, необходимость физической подготовки.

Дети учатся преодолению препятствий в походе.



13-15.

Ориентирование на местности.


Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Обучающиеся учатся ориентироваться на местности, изучают природные условия, флору , фауну родного края. Знакомятся со своим ближайшим окружением.



16-18

Организация туристского путешествия.

Осуществление контроля процесса и результатов деятельности.

Обучающиеся учатся организации туристического путешествия.



19.

Огонь в жизни человека.


Ценить и принимать следующие базовые ценности »добро», «природа»; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм.

Обучить детей противопожарным мерам, действиям при пожаре и первой помощи пострадавшим от огня.




20.

Пожароопасные предметы.


Формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации.

Знакомство обучающихся с возможными факторами, источниками носителями пожарных бедствий.




21.

Правила поведения при пожаре в школе .

Выработка правил.

Планирование результата; составление плана последовательности действий.

Оказание первой помощи пострадавшим.



22.

Система оповещения при пожаре.


Определение цели, функции участников, способов взаимодействия.

Знакомство с системой оповещения при пожаре и дальнейшими действиями при ее срабатывании.



23.

Подготовка и проведение учебной эвакуации «Пожар в школе».


Организация своего рабочего места под руководством учителя;

Определять цель выполнения заданий в жизненной ситуации под руководством учителя.

Правила при проведении эвакуации.



24.

Экскурсия в пожарную часть города.


Участвовать в диалоге на экскурсии, задавать вопросы, соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.


Наблюдать и делать вывод.

Уважение к профессии пожарного.

Знакомство с пожарной частью города.



25.

Обобщающее занятие «Азбука противопожарной безопасности».

Работа в группе.

Взаимодействие и сотрудничество базовые ценности «безопасность», «самосохранение».

Знакомство детей с правилами: как нужно вести себя в экстремальной ситуации. Уметь применять три модели поведения в экстремальной ситуации: «Зови на помощь», «Уходи из ситуации», «Принимай меры по самоспасению».



26-27.

Правила поведение на улице. Правила предосторожности.


Планирование результата; составление плана последовательности действий.

Знакомство детей с правилами: как нужно вести себя в экстремальной ситуации.



28.

Правила предосторожности в транспорте.


Планирование результата; составление плана последовательности действий.




29.

Правила поведения в подъезде.


Планирование результата; составление плана последовательности действий.

Учатся правилам поведения по самоспасению.



30.

Правила поведения в гостях.


Планирование результата; составление плана последовательности действий.

Умение применять правила этикета.



31-32.

Правила поведения «Один дома».


Планирование результата; составление плана последовательности действий.

Уметь применять три модели поведения в экстремальной ситуации: «Зови на помощь», «Уходи из ситуации», «Принимай меры по самоспасению».



33.

Обобщающее занятие за первый год обучения.

Составление памятки.

Работа в группе.


Базовые ценности «безопасность», «самосохранение».

Обобщение правил по «безопасности» и «самосохранению»


























К концу 3 года обучающиеся должны:

Знать:

  • предназначение основных частей улицы, дороги; элементарные правила движения по улице и переход ее; значение красного, желтого, зеленого сигналов светофора; разнообразие видов транспорта; обязанности пешехода и пассажира.

  • сезонные признаки природы;

  • топографические знаки;

  • съедобные и несъедобные растения нашего края;

  • пожароопасные предметы;

  • правила поведения при пожаре в школе ;

  • знать систему оповещения при пожаре;

  • номер пожарной службы.

  • как вести себя с незнакомыми людьми на улице, в подъезде, транспорте, дома.


Уметь:

  • найти место пешеходного перехода на улице, самостоятельно идти по тротуару и обочине, по безопасному пути по дороге в школу и домой.

  • преодолевать естественные препятствия;

  • оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, порезах, ожогах, растяжениях, вывихах, укусах насекомых;

  • вести и фиксировать наблюдения за природой и погодой при помощи условных знаков, рисунков, аппликаций, мини- сочинений.

  • проявлять заботу о личной гигиене;

  • стремление следовать правилам поведения в природе и в обществе;

оценивать свое поведение

  • эвакуироваться во время пожара в школе ;

  • действовать при возникновении пожара.

  • сказать нет.



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература

Для педагога:

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии - Ярославль: Академия развития, 1998.

  2. Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений - М: Колос , 1992.

  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В. Степанов.-М.:Просвещение,2010.-223с.-(Стандарты второго поколения)

  4. Дмитриев Ю.О. Кто в лесу живет и что в лесу растет - М: Детская литература, 1985.

  5. Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких - М: Педагогика ,1982.

  6. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника/ Допущено Министерством образования РФ/Учебно-методическое пособие под общей редакцией В.Н.Кирьянова.- М.: Третий Рим,2007.

  7. Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе -М: Просвещение, 2003.

  8. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2008.

  9. Корабельников В.А. Краски природы - М: Просвещение , 1989.

  10. Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.- метод. пособие / С.О. Николаева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 80 с.

  11. Обухова Л.А.Школа Докторов природы, или 135 уроков здоровья(1-4 классы). Изд. 2-е, испр. И доп. –М.:ВАКО, 2005,208с. – (Мастерская учителя).

  12. Павлова О.В.Пожарная безопасность в начальной школе/конспекты занятий и классных часов-Волгоград: Учитель,2006,-143с.

  13. Полезные привычки/пособие для учителя-2000.

  14. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа / Составитель Г.В.Карпов. - М: Педагогика, 1981.

Для обучающихся:

  1. Плешаков А.А. Зеленые страницы - М: Просвещение, 1997.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наглядные пособия:

1.Таблицы.

2.Предметные картинки.


Технические средства обучения (ТСО)

1.Аудиторная доска

2.Телевизор.

3.Персональный компьютер.

4.Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).


Оборудование класса

1.Ученические столы 1–2-местные с комплектом стульев.

2.Стол учительский.

3.Настенные доски для вывешивания иллюстративного материал.




4