МОУ Катуаровская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ Катуаровской СОШ
___________________/Н.В. Чуркина/
«______» _______20____ года
Введено в действие
приказом № _____ от «___»____20____г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Я художник»
параллель, 4 (А(класс
Составил Чиквасова Е.А.,
учитель ИЗО
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы регламентирующие создание рабочей программы по внеурочной деятельности «Я художник»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я художник» в 4 классе на 2016-17 учебный год составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования второго поколения на основании «Примерной программы внеурочной деятельности» под редакцией В.А.Горского. (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное общее образование [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Симирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 111 с. – (Стандарты второго поколения)). И в соответствии с основной образовательной программой МОУ Катуаровская СОШ.
Общая характеристика
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребе=иа, которые не†вⱁегда удатся рассм౾треть нР уроҺе, развитию у`детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуҺтИвной, одобряемой обществом деятелэноути, уҼению самостояЂельно жрганизовать своё щвободное вЀемяʮ Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Цели и задачи
Цель: Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию доброво;Lческих иницҸатив.ᄂЗадачи курса်
Организация общеӁтвᐵнно-полԵзной и досуговой еятҵ;ьности учащихся совместно с3общественнымиĠорганизациЏми耬 ДԔТ. феذтраѼи, библиотеками, семьями учащихся.ĭВключенѸе учащихся в разносторонѹюю деятельймстьЮ
Формироваие навыков позитивного коммуникативного общения.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности
и настойчивости в достижении результата.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.
Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных
программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
Организация информационной поддержки учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебная программа разработана для 1—ȴ классов начальной!школы. На изучение врего кӃрса по предмету отводится всгоࠠ13ဵ часов, по 1 ѧаᐁу в неделю. Программа 䐸зучаеూся Эа базовом уроѲне общее кол-во часов 34 н ဴ класс (1 чах в неᐴелю).
№ п/п | Наз䐲ание рѰздела в рабочеహ программе | Колరче⑁тво(часов |
| Истоки искусства твоего народа | 8 |
| Древние города твоей земли | 7 |
| Каждый народ – художник11 | |
| Искусство объединяет народы | 8 |
Итого: | 34 |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ
Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью – то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализацим, умению работать самЮстоятельнؾ или в группеဩ.
Критериями оцениванияĠрабؾт являются слз࠴ующие параметры: оф萮рмᐻение (оригинальНость дизайна, цветовое решенке, оптиЬальность сочетания объекта)Ь тԵхнивᐰ ыпогнения (оправданность выбранных فтедств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяться в оформлении школы.
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредменые результаты:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона.
В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.
В трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Истоки искусства твоего народа (8ч)
Древние города твоей земли (8ч)
Каждый народ – художник (11ч)
Искусство объединяет народы (8ч)
Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
На занятиях используются методы:
Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).
Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, методы самоконтроля).
Эвристические
Ведущие формы организации занятий: групповые (творческие мастерские); индивидуальные (самостоятельная работа); коллективные (занятия, экскурсии, игра).
В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.
III. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРఞВАНИЕ
по 萲неуро⑇ڽОй дԽятельнсти «䐯 художник» 4 классԵ на 34 часа
(34 нежели по учебному пл0ну)
на 2016-2017 уՇ. год
№ п/п№ဠуркка в раздбле萢е఼а урокаСроки проведенияИспользование ИКТпо пла落упо фкъуИСТОКИࠠИСК䐣ССТВА ТВОЕГО ЍАРОДА (8 Ч.)11Вводное занятие «Этот разноцветный мир» Техника безопасности02.09.2016 22Рисование на тему «Пейзаж родной земли».09.09.201633Русская изба16.09.201644Красный угол23.09.201655Деревня моя30.09.201666Женский образ07.10.201677Образ красоты человека14.10.2016 88Покрывание орнаментами «Орнамент на полосе»21.10.2016ДРЕВНИЕ ГОРОДА ТВОЕЙ ЗЕМЛИ (7 Ч.)91Башни11.11.2016102Идём в церковь18.11.2016113Древний город и его жители25.11.2016124Былинные богатыри. Илья Муромец. 02.12.2016135Москва моя09.12.2016146Москва моя. Московский Кремль16.12.2016157Праздничный пир в теремных палатах23.12.2016КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК (11 Ч.)161Творческая работа «Рождественские пряники»13.01.2016172Роспись разделочной доски «Красавицы матрёшки»20.01.2017183Рисование на тему «Морской подводный мир»27.01.2017194Коллективная работа «Животный мир»03.02.2017 205Защитники Земли Русской10.02.2017216Искусство народов мира17.02.2017227Рисунки на тему «Любимые герои»03.03.2017238Рисование «Слава армии родной!».10.03.2017249Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»17.03.2017 2510Знакомство с мультипликацией. Творческая работа «Кот Леопольд»07.04.2017 2611Рисунки «Весенние сказки лесной феи»14.04.2017 ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8 Ч.)27121.04.2017282Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей».28.04.2017293Как мы помогаем старшим.05.05.2017304Мы за мир. Дружба народов.12.05.2017315Рисование плаката День победы19.05.2017326Роль художественных выставок в жизни людей. История возникновения Третьяковской галереи.26.05.2017337Рисование цветов15.05.2017348Рисование на тему: «Лето красное»22.05.2017
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПЛАНИРОВАНИЯ
Внеурочная деятельность «Я художник»
учитель Чиквасова Екатерина Александровна
№
Название раздела, темы
Дата проведения по плануДата проведения по факту
Причина корректировки
Корректирующие мероприятия
7