Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 6
городского округа город Выкса Нижегородской области
Рабочая программа внеурочной деятельности
спортивно – оздоровительного направления
для 5 классов
«Играя, растём здоровыми»
Выполнил:
учитель физической культуры
МБОУ СШ № 6
Иванова О. В.
2015 – 2016 учебный год
Содержание
- Пояснительная записка …………………………………………………….. 2
- Содержание программы………………….……………………………….. 3
- Описание места занятий в учебном плане ……………….………………. 4
- Описание ценностных ориентиров содержания ………………………… 4
- Учебно – тематический план …………………………………………….. 5
- Методические рекомендации……………………..………………………. 6
- Личностные, метапредметные и предметные результаты ……………… 8
- Планируемый результат ………………………………………………… 10
- Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 10
- Список литературы ………………………………………………...…….. 14
- Календарно – тематическое планирование …………………………… 16
Пояснительная записка
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся основной школы (М., Просвещение, 2012 г.)
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего обучающегося и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.
Содержание программы
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Подвижные игры» вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место занятий по внеурочной деятельности в учебном плане.
Программа рассчитана на 33часов -5 классе в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание занятия отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данных занятий являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,
– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
– привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Цель программы: удовлетворение потребностей школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основными задачами данного курса являются:
укреплять здоровье обучающихся посредством развития физических качеств;
развивать двигательные реакций, точность движения, ловкость;
развивать сообразительность, творческое воображение;
развивать коммуникативные умения;
воспитать внимание, культуру поведения;
обучить умению работать индивидуально и в группе,
развивать природные задатки и способности детей;
развивать доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
развивать коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.
Учебно - тематический план (5 класс)
№ | Разделы | Кол-во часов |
1 | Русские народные игры | 18 |
2 | Эстафеты | 8 |
3 | Игры народов России | 7 |
| итого | 33 |
Методические рекомендации
Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.
Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают утомленные центры.
Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
Весь материал разделяется на отдельные разделы:
раздел - «Русские народные игры», изучается с 1-го по 5-й
класс.
раздел - «Игры народов России», изучается со 2 по 5-й класс.
раздел - «Подвижные игры», изучается в 5-х классах.
раздел - «Эстафеты», изучается в 1-5-х классах.
Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. Для обучающихся помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.
Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.
цели изучения по каждому разделу:
«Русские народные игры»
Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.
На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.
«Игры народов России»
Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.
«Подвижные игры»
Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
«Эстафеты»
Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности
Личностными результатами занятий по внеурочной деятельности «Подвижные игры»
являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами занятий по внеурочной деятельности «Подвижные игры»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий во время занятия;
учиться работать по определенному алгоритму
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
Формы занятий:
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
Режим занятий:
В 5 классе проводятся занятия продолжительностью 40 минут проводятся 1 раз в неделю в группах не менее 20-ти детей.
Планируемый результат:
-у выпускника основной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформировано начальное представление о культуре движении;
- обучающийся сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать в коллективе.
Методическое обеспечение программы
Тематическое планирование Разделы, Темы: | Формы занятий | Методы | Дидактический материал, ТСО | Форма подведения итогов |
Теоретическая подготовка: Техника безопасности и правила поведения на уличной площадке и в спортивном зале, на учебных занятиях. Здоровье и развитие человека. Строение тела человека. Основные формы движения. | Беседа | Словесный, Демонстрационный | Памятки | Опрос |
Общая физическая подготовка (ОФП): Эстафеты. Закрепление навыка и совершенствование техники бега, прыжков, метания мяча, бросков мяча. | Практическое занятие. | Словесный, наглядный, упражнения | Школьный стадион, теннисные мячи, свисток, секундомер, кубики, обручи, скакалки. | Практические занятия. Наблюдение Объяснение ошибок, упр. для исправления. |
Комплексы упражнений на развитие физических качеств. | Практическое занятие. | Словесный, наглядный, упражнения | Гимнастические скамейки, маты, шведская стенка, скакалки, перекладина, гимнастический козёл. | Практические занятия. Наблюдение Объяснение ошибок, упр. для исправления. |
Подвижные игры на основе баскетбола, эстафеты, соревнования. | Игра | Соревновательный | Мячи, кегли, обручи, свисток, гимнастические палки, скакалки, кубики. | Наблюдение, Оценивание. |
Организация деятельности учащихся на занятиях физкультурой предусматривает использование фронтального, группового, индивидуального методов.
Фронтальный метод (поточный) предусматривает такую организацию деятельности учащихся, при которой весь класс выполняет какое – либо общее для всех задание.
Групповой метод обеспечивает дифференцированный подход к ученикам в процессе обучения упражнениям. При групповом методе класс делят на группы (отделения), и каждая из групп выполняет свое, отличающееся от других задание.
Индивидуальный метод позволяет каждому учащемуся проявить свои стремления, выразить себя в движении, в действии как отдельной личности и в среде всего коллектива.
Используется круговой способ - выполнения упражнения на станциях.
Учитель учитывает индивидуальные особенности каждого ученика, уровень физической подготовленности, можно разделить школьников по группам физической подготовки.
Преподавателю необходимо использовать наиболее рациональные формы проведения занятий по физкультуре, чтобы добиться высокого качества обучения и активного интереса детей к занятиям.
При обучении упражнениям принято выделять два основных метода – это метод целостного освоения упражнения и метод обучения посредством расчленения.
Целостный метод – это метод обучения, подразумевающий изучение всего действия целиком и применяющийся при обучении простых движений, а также при обучении перспективных учеников, имеющих высокий уровень координационных способностей. По мере изучения целостного действия внимание уделяется общей картине движений, основной его функции, затем изучаются и корректируются отдельные неудачные детали, мешающие формированию качественной техники движений.
Расчлененный метод – это метод обучения наиболее распространенный и применяющийся на начальном этапе обучения и при обучении технически сложных упражнений. Целостное действие подвергается анализу, разделяется на части (детали техники), которые можно выполнить отдельно. Затем определяется последовательность изучения отдельных упражнений, составляется план – схема обучения их техники, подбираются методы и средства обучения.
Следующий этап – изучение по необходимости группы деталей, т.е. формируются структурные связи между деталями техники. Завершающий этап – изучение всего упражнения в целом, закрепление и совершенствование техники целостного действия.
Использование современных информационных технологий на уроках физической культуры делает обучение ярким, запоминающимся, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.
Здоровьесберегающие технологии:
На занятиях физической культуры данная технология – это основа основ. Занятие построено оптимально комфортно для учащихся, методы обучения подбираются с учетом сохранения психоэмоционального и физического здоровья обучающихся. С целью поддержания их здоровья и формирования у них необходимых навыков здорового образа жизни учитель выполняет санитарно-гигиенические требования (проветривание спортивного зала, соблюдение светового режима и т.д.), проводит физкультминутки, спортивные праздники, дни здоровья. Деятельность учителя физической культуры по сохранению здоровья детей является одной из составляющих качеств результата.
Материально-техническое обеспечение Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших обучающихся в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших обучающихся; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Учебники и пособия для реализации программы:
А.Ю. Патрикеев «Поурочные разработки по физкультуре» 5 класс, Москва «ВАКО»2014 г.
Авт.сост. А.Ю. Патрикеев. Новые стандарты. Система уроков по учебнику А.П.Матвеева, «Поурочное планирование 5 класс». Волгоград 2012 г.
Ю.А.Копылов, В.Н.Верхлин «Третий урок физической культуры в школе», Москва 2005 г.
Г.А.Колодницкий, В.С Кузнецов, М.В.Маслов. «Внеурочная деятельность учащихся» легкая атлетика, пособие для учителей, Москва «Просвещение» 2011 г.
А.П.Матвеев Рабочие программы. Физическая культура. 5-9 классы. ФГОС Москва «Просвещение» 201 год;
Для учеников:
А.П.Матвеев Академический школьный учебник. Физическая культура. 5 класс. ФГОС Москва «Просвещение» 2012 год;
Перечень учебно-методического обеспечения:
Гимнастические палки, скамейки, стенка, конь, маты, обручи, скакалки;
Мячи футбольные, волейбольные, баскетбольные; кольца баскетбольные, сетка волейбольная;
Мячи для метания, турник, кубики, гантели, кегли, секундомер, рулетка, свисток;
Компьютерные презентации по темам.
Календарно - тематическое планирование
занятий по внеурочной деятельности «Подвижные игры» 5-й класс (33часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Правила по т/б на занятиях. Русская народная игра «Жмурки» | 1 | |
2 | Русская народная игра «Кот и мышь» | 1 | |
3 | Русская народная игра «Горелки» | 1 | |
4 | Русская народная игра «Салки» | 1 | |
5 | Русская народная игра «Пятнашки» | 1 | |
6 | Русская народная игра «Охотники и зайцы» | 1 | |
7 | Русская народная игра «Фанты» | 1 | |
8 | Русская народная игра «Ловушки с приседаниями» | 1 | |
9 | Русская народная игра «Волк» | 1 | |
10 | Русская народная игра «Птицелов» | 1 | |
11 | Русская народная игра «Гори, гори ясно!» | 1 | |
12 | Игры народов России «Юрта», «Медный пень» | 1 | |
13 | Игры народов России «Ищем палочку» | 1 | |
14 | Игры народов России «Рыбки» | 1 | |
15 | Игры народов России «Катание мяча» | 1 | |
16 | Игры народов России повторение | 1 | |
17 | Игры народов России «Сокол и лиса» | 1 | |
18 | Игры народов России закрепление | 1 | |
19 | Эстафета «Передача мяча» | 1 | |
20 | Эстафета со скакалкой | 1 | |
21 | Эстафета «С мячом» | 1 | |
22 | Эстафета зверей | 1 | |
23 | Эстафета «Быстрые и ловкие» | 1 | |
24 | Эстафета «Вызов номеров» | 1 | |
25 | Эстафета по кругу | 1 | |
26 | Эстафета с обручем | 1 | |
27 | Русская народная игра «Салки» | 1 | |
28 | Русская народная игра «Пятнашки» | 1 | |
29 | Русская народная игра «Охотники и зайцы» | 1 | |
30 | Русская народная игра «Краски» | 1 | |
31 | Русская народная игра «Гори, гори ясно» | 1 | |
32 | Русская народная игра «Третий лишний» | 1 | |
33 | Русская народная игра «Пятнашки» | 1 | |
17