СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Природа родного края»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Природа родного края» общеинтеллектуального направления

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Природа родного края»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Стеченская средняя общеобразовательная школа

Погарского района Брянской области






УТВЕРЖДЕНО

Приказом № ___от «___» ________2017г.

Директор_____________ Р.Н. Ермощенко






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

кружка «Природа родного края»

общеинтеллектуального направления



Срок реализации – 1 год

Возраст детей – 8-9 лет




Составитель:

Острикова_Татьяна_Ивановна__________________________

(Ф.И.О. полностью)

учитель начальных классов 1 категория среднее специальное

(должность, кв/категория или разряд, образование)






РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол №__от ______


СОГЛАСОВАНО_______

зам.директора по УВР

___________ С.В. Зенченко

ПРИНЯТО

педагогическим Советом

№ ____от_____________

С. Стечна


2017 – 2018 учебный год



I. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БРЯНСКИЙ КРАЙ», «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ. 2 класс»


Ожидаемый результат.


Ожидаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты познавательной деятельности экологического профиля.

1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения исследования; проявление самостоятельной творческой активности.

2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к родной природе и культуре, родному Отечеству, знаниям, миру, людям, своему внутреннему миру.

3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности, принимать участие в акциях экологической направленности ( субботники, олимпиады); конкурсах; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.


Личностные, метапредметные, предметные результаты

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков

В сфере познавательных УУД учащиеся научатся :

  • любить историю своего края.

  • рассказывать о том, что в нем есть,

  • иметь преставление о достопримечательностях нашего края,

  • знать символы области,.

Регулятивные универсальные учебные действия, научатся:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;

  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

  • Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • Оценивать правильность выполнения действия;

  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные универсальные учебные действия, научатся:

  • Вести диалог ;

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

  • Формулировать собственное мнение и позицию;

  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • Задавать вопросы;

  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные универсальные учебные действия, научатся:

- желание приобретать новые знания;

- способность оценивать свои действия.

- объяснять что связывает тебя с малой родиной.


В результате изучения курса « Брянский край»


Получат возможность :

  • узнать важнейшие достижения культуры Брянского края;

  • овладеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;

  • давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;

  • дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным достижениям культуры

заботиться о здоровом образе жизни;заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;

оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

узнать особенности культуры Брянщины и выдающихся деятелей Брянской области


Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.


В результате изучения «Природа родного края».


К концу года учащиеся должны знать:

наиболее типичных представителей животного мира России, Брянской области;

  • какую пользу приносят представители животного мира;

  • некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

  • планета Земля - наш большой дом;

  • Солнце - источник жизни на Земле;

  • неживое и живое в природе Брянской области;

  • основные группы растительных и животных организмов Брянской области и их приспособленность к условиям существования (примеры);

  • влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

  • самоценность любого организма;

  • значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

  • значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

  • многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

  • основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

  • организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не­которые меры борьбы с ними;

  • человек существо природное и социальное; разносторон­ние связи человека с окружающей природной средой;

  • условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века и природы;

  • различия съедобных и несъедобных грибов;

  • позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

  • способы сохранения окружающей природы Брянской области;

  • что такое наблюдение и опыт;

  • экология - наука об общем доме;

  • экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц родного края на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);

  • составлять экологические модели, трофические цепи;

  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

  • заботиться о здоровом образе жизни;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;

  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы





II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ» С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Вводное занятие.

2. В гостях у осени. Краски осени. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ.

В царстве растений Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев. Практическая работа в группах - «Раскрась»

Осенние прогулки по брянскому лесу Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.

Загадки. Пословицы, поговорки об осени Практическая работа «Знакомство с народными приметами и пословицами». «Сочинение стихов, загадок об осени»..

Для самых любознательных. Соображалки Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи. Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта. Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков

В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. Формировать представления детей о приспособле­ниях птиц и зверей в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Работа по определению птиц и зверей края. Работа в группах – «Собери мозаику». Экскурсия по выявлению перелетных и зимующих птиц.

В царстве рыб Классификация рыб Брянской области. Отгадывание кроссворда Творческая работа «Составление рассказа о рыбалке». Рисование рыбки, которую поймали.»

Народные приметы осени Неживая и живая природа.

Формирование представлений о живой и неживой природе, ее многообразии. Экскурсия «Предметы и явления живой и неживой природы осенью вокруг меня»

3. В гости к зиме.

Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль. Беседа о зимних месяцах, особенностях изменений в природе. Работа с индивидуальными дневниками наблюдений, экскурсия.

Народный зимний календарь. Предсказание погоды по народным приметам

Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.

Практическая работа: вырезание снежинок, изготовление новогодней маски или рисование новогоднего праздника, объяснение пословиц, загадок, картинок с изображением животных.

Для самых любознательных. Новый год работа над скороговорками и народными приметами. Зимние слова. Февраль в народном календаре

. Жизнь животных зимой. Экскурсия.

Для самых любознательных. Красная книга Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Брянской области. Разгадывание загадок.

Растения зимой.. Дикорастущие растения луга, водоёма, леса в зимнее время.

Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране. Экскурсия.

Стихи о зиме. Чтение стихов о зиме брянских поэтов.

  1. В гости к Весне.

Приметы весны. Весенние месяцы. Знакомство с происхождением слова и особенностями изменений в природе. Работа с индивидуальными дневниками наблюдений, разгадывание кроссворда, загадок. Просмотры видеофильмов о весенних месяцах, написание мини – сочинений.

Растения весной Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Практическая работа: «Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов»

Первоцветы Брянского края. Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге Брянской области. Доклады учащихся о раннецветущих растениях, сочинение сказки о первоцветах.

. Жизнь животных. Птицы.

Рассказ о перелет­ных птицах Брянской области, разгадывание загадок, игра «Назови всех птиц на картинке». Экскурсия.

. Звери весной

. Проснулись ящерицы, змеи, лягушки. Во время экскурсии понаблюдать, проснулись ли лягушки.

. Первые цветы и первые насекомые. Экскурсия.

  1. В гостях у Лета.

Летние месяцы. Беседа о летних месяцах, особенностях изменений в природе.

Народный летний календарь. Предсказание погоды по народным приметам

Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью. Просмотры видеофильмов.

Практическая работа: игры – собиралки, отгадывание загадок, объяснение пословиц, подвижные игры на свежем воздухе. Акция «Посади дерево», направлена на озеленение территории школы, села.


Признаки хорошей погоды. Ненастья Дать общее понятие погоды и клима­та. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в при­роде Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»

Работа над народными приметами.

  1. Охраняемые природные территории и объекты

Проект «Расскажите об одном охраняемом объекте брянской области»».



. Методы работы используемые при освоении программы:

- наглядный;

- словесный;

- практический;

Наглядный метод   
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в школьный музей ; наблюдения; 
• экскурсий по селу, целевые прогулки; 
Словесный метод  
• чтение стихотворений; 
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; 
• ответы на вопросы педагога, детей; 
• сообщение дополнительного материала; 
• загадывание загадок; 
• рассматривание наглядного материала; 
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; 
• разбор житейских ситуаций. 
Практический метод  
• проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); 
• постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин; 
• проведение экскурсии различной направленности; 
• организация встреч с интересными людьми, родителями

Виды деятельности: игра, творческая деятельность, практическая, заочные путешествия, экскурсии.

Беседа. Сообщения. Встречи с интересными людьми. Просмотр и обсуждение видеоматериала Творческие конкурсы

Соревнования . Викторины. Творческие проекты


Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.







































III. Тематическое планирование



№ п/п

Тема уроков

Количество часов

Теория

Практика

1

Знакомство с учебником. Конкурс знатоков природы

1

0,5

0,5


В гостях у осени.

9

0,5

0,5

2

Начало осени у нас – замечательная пора.

1

0,5

0,5

3

Стихи об осени.

1

0,5

0,5

4

Загадки об осени

1

0,5

0,5

5

В царстве растений. Экскурсия.

1


1

6

Чем богаты брянские леса?

1

0,5

0,5

7

В царстве животных. Кто и как готовится к зиме.

1

0,5

0,5

8

Перелётные и зимующие птицы.

1


1

9

В царстве рыб.

1

0,5

0,5

10

Народные приметы осени.

1


1


В гости к зиме

8

0,5

0,5

11

Зима – время отдыха природы. Экскурсия.

1


1

12

Декабрь – зиму начинает.

1

0,5

0,5

13

Январь – году начало, зиме – середина.

1

0,5

0,5

14

Февраль - перелом зимы.

1

1


15

Зимние праздники.

1

0,5

0,5

16

Жизнь животных зимой.

1


1

17

Растения зимой.

1


1

18

Стихи о зиме.

1


1


В гости в весне

9



19

Приметы весны. Экскурсия.

1


1

20

Март – утро года.

1

0,5

0,5

21

Апрель – пора большой воды.

1

0,5

0,5

22

Май

1

0,5

0,5

23

Растения весной.

1

0,5

0,5

24

Первоцветы Брянского края.

1

0,5

0,5

25

Животные весной.

1

0,5

0,5

26

Проснулись ящерицы, змеи, лягушки.

1

0,5

0,5

27

Первые цветы и первые насекомые. Экскурсия.

1


1


В гостях у лета.

5



28

Июнь – первый летний месяц.

1

0,5

0,5

29

Июль –лету макушка, году серёдка.

1

0,5

0,5

30

Август – лета закат.

1

0,5

0,5

31

Летние приметы. Какая бывает роса на траве. Экскурсия.

1

0,5

0,5

32

Акция «Посади дерево».

1


1

33

Охраняемые природные территории и объекты.

1


1

34

Итоговое занятие. Проект «Расскажи об одном охраняемом природном объекте Брянской области».

1

1



Учебно – тематический план, календарно – тематическое планирование составлено по содержанию учебника Н.Е. Пряниковой «Природа родного края» рекомендованного Департаментом общего и профессионального образования Брянской области.

Тематическое планирование


№ п/п

Тема уроков

Количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

Дата проведения

по плану

фактич.

1

Знакомство с учебником. Конкурс знатоков природы

1

0,5

0,5




В гостях у осени.

9





2.

Начало осени у нас – замечательная пора.

1


1



3

Стихи об осени.

1


1



4

Загадки об осени

1


1



5

В царстве растений. Экскурсия.

1


1



6

Чем богаты брянские леса?

1

1




7

В царстве животных. Кто и как готовится к зиме.

1

1




8

Перелётные и зимующие птицы.

1


1



9

В царстве рыб.

1

1




10

Народные приметы осени.

1


1




В гости к зиме

8





11

Зима – время отдыха природы. Экскурсия.

1


1



12

Декабрь – зиму начинает.

1

1




13

Январь – году начало, зиме – середина.

1


1



14

Февраль - перелом зимы.

1

1




15

Зимние праздники.

1

1




16

Жизнь животных зимой.

1


1



17

Растения зимой.

1


1



18

Стихи о зиме.

1


1




В гости в весне

9





19

Приметы весны.

1

1




20

Март – утро года.

1

1




21

Апрель – пора большой воды.

1

1




22

Май

1

0,5

0,5



23

Растения весной.

1

1




24

Первоцветы Брянского края.

1

1




25

Животные весной.

1

0,5

0,5



26

Проснулись ящерицы, змеи, лягушки.

1

0,5

0,5



27

Первые цветы и первые насекомые. Экскурсия.

1


1




В гостях у лета.

5





28

Июнь – первый летний месяц.

1

0,5

0,5



29

Июль –лету макушка, году серёдка.

1

0,5

0,5



30

Август – лета закат.

1

0,5

0,5



31

Летние приметы. Какая бывает роса на траве. Экскурсия

1

1




32

Акция «Посади дерево»

1


1



33

Охраняемые природные территории и объекты.

1


1



34

Итоговое занятие. Проект «Расскажите об одном охраняемом природном объекте Брянской области».

1


1