Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Стеченская средняя общеобразовательная школа
Погарского района Брянской области
УТВЕРЖДЕНО
Приказом № ___от «___» ________2017г.
Директор_____________ Р.Н. Ермощенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
кружка «Природа родного края»
общеинтеллектуального направления
Срок реализации – 1 год
Возраст детей – 8-9 лет
Составитель:
Острикова_Татьяна_Ивановна__________________________
(Ф.И.О. полностью)
учитель начальных классов 1 категория среднее специальное
(должность, кв/категория или разряд, образование)
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол №__от ______ | СОГЛАСОВАНО_______ зам.директора по УВР ___________ С.В. Зенченко | ПРИНЯТО педагогическим Советом № ____от_____________ |
С. Стечна
2017 – 2018 учебный год
I. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БРЯНСКИЙ КРАЙ», «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ. 2 класс»
Ожидаемый результат.
Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты познавательной деятельности экологического профиля.
1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения исследования; проявление самостоятельной творческой активности.
2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к родной природе и культуре, родному Отечеству, знаниям, миру, людям, своему внутреннему миру.
3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности, принимать участие в акциях экологической направленности ( субботники, олимпиады); конкурсах; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков
В сфере познавательных УУД учащиеся научатся :
любить историю своего края.
рассказывать о том, что в нем есть,
иметь преставление о достопримечательностях нашего края,
знать символы области,.
Регулятивные универсальные учебные действия, научатся:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Оценивать правильность выполнения действия;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные универсальные учебные действия, научатся:
Вести диалог ;
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
Задавать вопросы;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные универсальные учебные действия, научатся:
- желание приобретать новые знания;
- способность оценивать свои действия.
- объяснять что связывает тебя с малой родиной.
В результате изучения курса « Брянский край»
Получат возможность :
узнать важнейшие достижения культуры Брянского края;
овладеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
объяснять свое отношение к наиболее значительным достижениям культуры
заботиться о здоровом образе жизни;заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
узнать особенности культуры Брянщины и выдающихся деятелей Брянской области
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
В результате изучения «Природа родного края».
К концу года учащиеся должны знать:
наиболее типичных представителей животного мира России, Брянской области;
какую пользу приносят представители животного мира;
некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
планета Земля - наш большой дом;
Солнце - источник жизни на Земле;
неживое и живое в природе Брянской области;
основные группы растительных и животных организмов Брянской области и их приспособленность к условиям существования (примеры);
влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
самоценность любого организма;
значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
различия съедобных и несъедобных грибов;
позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
способы сохранения окружающей природы Брянской области;
что такое наблюдение и опыт;
экология - наука об общем доме;
экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц родного края на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
составлять экологические модели, трофические цепи;
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
заботиться о здоровом образе жизни;
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ» С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Вводное занятие.
2. В гостях у осени. Краски осени. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ.
В царстве растений Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев. Практическая работа в группах - «Раскрась»
Осенние прогулки по брянскому лесу Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.
Загадки. Пословицы, поговорки об осени Практическая работа «Знакомство с народными приметами и пословицами». «Сочинение стихов, загадок об осени»..
Для самых любознательных. Соображалки Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи. Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта. Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков
В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. Формировать представления детей о приспособлениях птиц и зверей в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Работа по определению птиц и зверей края. Работа в группах – «Собери мозаику». Экскурсия по выявлению перелетных и зимующих птиц.
В царстве рыб Классификация рыб Брянской области. Отгадывание кроссворда Творческая работа «Составление рассказа о рыбалке». Рисование рыбки, которую поймали.»
Народные приметы осени Неживая и живая природа.
Формирование представлений о живой и неживой природе, ее многообразии. Экскурсия «Предметы и явления живой и неживой природы осенью вокруг меня»
3. В гости к зиме.
Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль. Беседа о зимних месяцах, особенностях изменений в природе. Работа с индивидуальными дневниками наблюдений, экскурсия.
Народный зимний календарь. Предсказание погоды по народным приметам
Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.
Практическая работа: вырезание снежинок, изготовление новогодней маски или рисование новогоднего праздника, объяснение пословиц, загадок, картинок с изображением животных.
Для самых любознательных. Новый год работа над скороговорками и народными приметами. Зимние слова. Февраль в народном календаре
. Жизнь животных зимой. Экскурсия.
Для самых любознательных. Красная книга Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Брянской области. Разгадывание загадок.
Растения зимой.. Дикорастущие растения луга, водоёма, леса в зимнее время.
Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране. Экскурсия.
Стихи о зиме. Чтение стихов о зиме брянских поэтов.
В гости к Весне.
Приметы весны. Весенние месяцы. Знакомство с происхождением слова и особенностями изменений в природе. Работа с индивидуальными дневниками наблюдений, разгадывание кроссворда, загадок. Просмотры видеофильмов о весенних месяцах, написание мини – сочинений.
Растения весной Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Практическая работа: «Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов»
Первоцветы Брянского края. Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге Брянской области. Доклады учащихся о раннецветущих растениях, сочинение сказки о первоцветах.
. Жизнь животных. Птицы.
Рассказ о перелетных птицах Брянской области, разгадывание загадок, игра «Назови всех птиц на картинке». Экскурсия.
. Звери весной
. Проснулись ящерицы, змеи, лягушки. Во время экскурсии понаблюдать, проснулись ли лягушки.
. Первые цветы и первые насекомые. Экскурсия.
В гостях у Лета.
Летние месяцы. Беседа о летних месяцах, особенностях изменений в природе.
Народный летний календарь. Предсказание погоды по народным приметам
Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью. Просмотры видеофильмов.
Практическая работа: игры – собиралки, отгадывание загадок, объяснение пословиц, подвижные игры на свежем воздухе. Акция «Посади дерево», направлена на озеленение территории школы, села.
Признаки хорошей погоды. Ненастья Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»
Работа над народными приметами.
Охраняемые природные территории и объекты
Проект «Расскажите об одном охраняемом объекте брянской области»».
. Методы работы используемые при освоении программы:
- наглядный;
- словесный;
- практический;
Наглядный метод
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в школьный музей ; наблюдения;
• экскурсий по селу, целевые прогулки;
Словесный метод
• чтение стихотворений;
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• ответы на вопросы педагога, детей;
• сообщение дополнительного материала;
• загадывание загадок;
• рассматривание наглядного материала;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• разбор житейских ситуаций.
Практический метод
• проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин;
• проведение экскурсии различной направленности;
• организация встреч с интересными людьми, родителями
Виды деятельности: игра, творческая деятельность, практическая, заочные путешествия, экскурсии.
Беседа. Сообщения. Встречи с интересными людьми. Просмотр и обсуждение видеоматериала Творческие конкурсы
Соревнования . Викторины. Творческие проекты
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
III. Тематическое планирование
№ п/п | Тема уроков | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Знакомство с учебником. Конкурс знатоков природы | 1 | 0,5 | 0,5 |
| В гостях у осени. | 9 | 0,5 | 0,5 |
2 | Начало осени у нас – замечательная пора. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Стихи об осени. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Загадки об осени | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | В царстве растений. Экскурсия. | 1 | | 1 |
6 | Чем богаты брянские леса? | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Перелётные и зимующие птицы. | 1 | | 1 |
9 | В царстве рыб. | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Народные приметы осени. | 1 | | 1 |
| В гости к зиме | 8 | 0,5 | 0,5 |
11 | Зима – время отдыха природы. Экскурсия. | 1 | | 1 |
12 | Декабрь – зиму начинает. | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Январь – году начало, зиме – середина. | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Февраль - перелом зимы. | 1 | 1 | |
15 | Зимние праздники. | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Жизнь животных зимой. | 1 | | 1 |
17 | Растения зимой. | 1 | | 1 |
18 | Стихи о зиме. | 1 | | 1 |
| В гости в весне | 9 | | |
19 | Приметы весны. Экскурсия. | 1 | | 1 |
20 | Март – утро года. | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Апрель – пора большой воды. | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Май | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Растения весной. | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Первоцветы Брянского края. | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Животные весной. | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Проснулись ящерицы, змеи, лягушки. | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Первые цветы и первые насекомые. Экскурсия. | 1 | | 1 |
| В гостях у лета. | 5 | | |
28 | Июнь – первый летний месяц. | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Июль –лету макушка, году серёдка. | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | Август – лета закат. | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | Летние приметы. Какая бывает роса на траве. Экскурсия. | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | Акция «Посади дерево». | 1 | | 1 |
33 | Охраняемые природные территории и объекты. | 1 | | 1 |
34 | Итоговое занятие. Проект «Расскажи об одном охраняемом природном объекте Брянской области». | 1 | 1 | |
Учебно – тематический план, календарно – тематическое планирование составлено по содержанию учебника Н.Е. Пряниковой «Природа родного края» рекомендованного Департаментом общего и профессионального образования Брянской области.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема уроков | Количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий | Дата проведения |
по плану | фактич. |
1 | Знакомство с учебником. Конкурс знатоков природы | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| В гостях у осени. | 9 | | | | |
2. | Начало осени у нас – замечательная пора. | 1 | | 1 | | |
3 | Стихи об осени. | 1 | | 1 | | |
4 | Загадки об осени | 1 | | 1 | | |
5 | В царстве растений. Экскурсия. | 1 | | 1 | | |
6 | Чем богаты брянские леса? | 1 | 1 | | | |
7 | В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. | 1 | 1 | | | |
8 | Перелётные и зимующие птицы. | 1 | | 1 | | |
9 | В царстве рыб. | 1 | 1 | | | |
10 | Народные приметы осени. | 1 | | 1 | | |
| В гости к зиме | 8 | | | | |
11 | Зима – время отдыха природы. Экскурсия. | 1 | | 1 | | |
12 | Декабрь – зиму начинает. | 1 | 1 | | | |
13 | Январь – году начало, зиме – середина. | 1 | | 1 | | |
14 | Февраль - перелом зимы. | 1 | 1 | | | |
15 | Зимние праздники. | 1 | 1 | | | |
16 | Жизнь животных зимой. | 1 | | 1 | | |
17 | Растения зимой. | 1 | | 1 | | |
18 | Стихи о зиме. | 1 | | 1 | | |
| В гости в весне | 9 | | | | |
19 | Приметы весны. | 1 | 1 | | | |
20 | Март – утро года. | 1 | 1 | | | |
21 | Апрель – пора большой воды. | 1 | 1 | | | |
22 | Май | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
23 | Растения весной. | 1 | 1 | | | |
24 | Первоцветы Брянского края. | 1 | 1 | | | |
25 | Животные весной. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
26 | Проснулись ящерицы, змеи, лягушки. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
27 | Первые цветы и первые насекомые. Экскурсия. | 1 | | 1 | | |
| В гостях у лета. | 5 | | | | |
28 | Июнь – первый летний месяц. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
29 | Июль –лету макушка, году серёдка. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
30 | Август – лета закат. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
31 | Летние приметы. Какая бывает роса на траве. Экскурсия | 1 | 1 | | | |
32 | Акция «Посади дерево» | 1 | | 1 | | |
33 | Охраняемые природные территории и объекты. | 1 | | 1 | | |
34 | Итоговое занятие. Проект «Расскажите об одном охраняемом природном объекте Брянской области». | 1 | | 1 | | |