СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Введение в физику 6 класс"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработанный пропедевтический курс построен на основе метода научного познания. Он способствует начальному формированию и дальнейшему развитию физических понятий в системе непрерывного физического образования и обеспечивает формирование у учащихся целостного представления о мире.

Освоение метода научного познания предоставляет ученикам инициативу, независимость и свободу в процессе обучения и творчества при освоении реального мира вещей и явлений.

В условиях реализации образовательной программы широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного эксперимента. Ребенок в процессе познания, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Введение в физику 6 класс"»

20

Российская Федерация

Министерство образования и науки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16 г.о. Самара



Рассмотрено

на заседании МО

учителей естественно-научного цикла

Председатель МО

______/Грибушкина И.Г.

«___» ________ 2015


Согласовано

Зам. директора по УВР


______/Болисов В.В.

«___» _________ 2015

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 16


_______/Лукоянова Л.Г.

«___» _________ 2015





РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Введение в физику»

6 класс



Составитель

учитель физики МБОУ СОШ № 16

Ю. А. Масалова



Количество часов:

6 класс – 1 час в неделю





Самара

2015

Пояснительная записка

Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает одно из ведущих мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно способствует формированию знаний об основных методах научного познания окружающего мира, фундаментальных науч­ных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и техники.

Модернизация современного образования ориентирована на формирование у учащихся личностных качеств, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям в современном обществе. Необходимо повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, личностному опыту, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей в настоящем и будущем. Индивидуализация и дифференциация образовательной политики стали средствами решения поставленной задачи.

Как школьный предмет, физика обладает огромным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Учитель при этом становится организатором познавательной деятельности ученика, стимулирующим началом в развитии личности каждого школьника.

Дифференциация предполагает такую организацию процесса обучения, которая учитывает индивидуальные особенности учащихся, их способности и интересы, личностный опыт.

Дифференциация обучения физике, позволяет с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.

Содержание физического образования в каждой конкретной школе определяется инвариантной и вариативной составляющими. Вариативная часть физического образования учитывает особенности ученика, учителя, школы, региона. Инвариантная часть определяет материал, минимально необходимый для решения приоритетных задач физического образования в основной школе.

Опираясь на своеобразие учащихся, уровень развития их индивидуальных способностей, каждый учитель может выбрать или разработать образовательную программу, обеспечив её дидактическое и методическое наполнение, которое соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС).

Непрерывная система физического образования в системе основного общего и среднего полного общего образования представляет собой последовательные, связанные между собой этапы обучения: основная школа (7 – 9 классы), старшая школа (10 – 11 классы).

Пропедевтика – введение в науку, в переводе с греческого языка (propaidéuō) означает «предварительно обучаю». Под пропедевтикой мы понимаем вводный курс, систематически изложенный в сжатой элементарной форме, который осуществляет предварительную подготовку учащихся к изучению предмета в основной школе и далее в старшей школе.

Преобразование структуры и содержания курса физики, в связи с модернизацией системы общего образования в стране, вызывают необходимость серьезных изменений в пропедевтике (подготовке учащихся к изучению систематического курса физики).

Разработанный пропедевтический курс построен на основе метода научного познания. Он способствует начальному формированию и дальнейшему развитию физических понятий в системе непрерывного физического образования и обеспечивает формирование у учащихся целостного представления о мире.

Освоение метода научного познания предоставляет ученикам инициативу, независимость и свободу в процессе обучения и творчества при освоении реального мира вещей и явлений.

В условиях реализации образовательной программы широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного эксперимента. Ребенок в процессе познания, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления.

Целями изучения пропедевтического курса физики в 6 классах являются:

  • развитие интереса и творческих способностей школьников при освоении ими метода научного познания на феноменологическом уровне;

  • приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы, многие из которых им предстоит изучать в старших классах школы;

  • формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явления, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);

  • приобретение учащимися знаний о явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у учащихся знаний о физических величинах как о способе описания закономерностей физических явлений и свойств физических тел;

  • формирование у учащихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать зако­номерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее рас­пространенные и значимые для человека явления природы;

  • овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • пониманием отличия научных данных от непроверенной информации; ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.


Описание места пропедевтического курса физики в учебном плане

Представленная программа по физике для 6 классов может быть использована в качестве самостоятельного предмета. Она может быть реализована в урочной или внеурочной деятельности обучающихся.

Для изучения предметного пропедевтического курса физики необходимо выделить 34 часа. Тематическое планирование для обучения в 6 классах составлено из расчета 1 ч в неделю.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного курса


Общими предметными результатами обучения при изучении

пропедевтического курса физики являются:

  • феноменологические знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и качественно объяснять причину их возникновения;

  • умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;

  • научиться наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;

  • научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр и т.д.), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;

  • умения применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач;

  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • умение применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла;

  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  • развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;

  • коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.


Частными предметными результатами обучения в пропедевтическом курсе физики, на которых основываются общие результаты, являются:

  • умения приводить примеры и способность объяснять на качественном уровне физические явления;

  • умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, объем, силу, температуру, атмосферное давление;

  • владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы трения скольжения от массы тела, силы Архимеда от объема тела;

  • умение применять элементы молекулярно-кинетической и электронной теорий для объяснения явлений природы: расширение тел при нагревании, большую сжимаемость газов, малую сжимаемость жидкостей и твердых тел;

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).


Метапредметными результатами обучения при изучении пропедевтического курса физики являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Личностными результатами обучения при изучении пропедевтического курса физики являются:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;

  • приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

  • приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу;


Основное содержание

Введение.

Природа. Явления природы. Что изучает физика? Физическое тело. Вещество. Материя. Методы научного познания: наблюдение, опыт. Моделирование. Физические величины и их измерения. Прямые и косвенные измерения. Основная система единиц (СИ). Измерительные приборы. Математическая запись больших и маленьких величин. Что мы знаем о строении Вселенной? Время. Измерение интервалов времени. Год. Месяц. Сутки. Календарь.

Демонстрации:

1. Механические, тепловые, электромагнитные, звуковые и световые явления природы.

  1. Разные измерительные приборы.

Лабораторные работы:

1. Изготовление линейки и ее использование.

  1. Измерение площадей разных фигур.

  2. Определение цены деления измерительного прибора.

  3. Определение массы тела с помощью рычажных весов.


Строение вещества

Гипотеза о дискретном строении вещества.

Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Взаимодействие частиц вещества. Модели газа, жидкости и твердого тела. Агрегатные состояния вещества. Плавление. Испарение. Кипение.

Температура. Связь температуры с хаотическим движением частиц. Термометр. Теплопередача. Виды теплопередачи.

Демонстрации:

1. Модель хаотического движения молекул.

  1. Сжимаемость газов

  2. Свойство газа занимать весь предоставленный ему объем.

  3. Механическая модель броуновского движения.

  4. Диффузия газов, жидкостей.

  5. Объем и форма твердого тела, жидкости.

Лабораторные работы:

1. Измерение температуры вещества.

  1. Градуировка термометра.

  2. Изучение свойств воды в твердом, жидком и газообразном состоянии.


Движение и взаимодействие тел.

Механическое движение. Траектория. Прямолинейное и криволинейное движение. Путь. Скорость. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Движение планет. Солнечной системы. Взаимодействие тел. Земное притяжение. Упругая деформация. Трение. Сила. Силы в природе: сила тяготения, сила тяжести, сила трения, сила упругости. Векторное изображение силы. Сложение сил. Равнодействующая сила.

Демонстрации:

1. Равномерное движение.

  1. Неравномерное движение.

  2. Относительность движения.

  3. Прямолинейное и криволинейное движение.

  4. Зависимость силы упругости от деформации пружины.

  5. Силы трения покоя, скольжения.

Лабораторные работы:

  1. Изучение движения автомобиля по дороге (по рисунку учебника).

  2. Изучение траектории движения шайбы в разных системах отсчета.

  3. Исследование взаимодействия груза с Землей и пружиной.

  4. Исследование зависимости удлинения пружины от силы ее растяжения.

  5. Градуировка динамометра. Измерение силы динамометром.

  6. Изучение зависимости силы трения от веса тела.


Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Передача давления жидкостями и газами. Сообщающееся сосуды и их применение. Архимедова сила. Движение невзаимодействующих тел. Давление газа. Атмосферное давление. Зависимость давления газа от температуры. Атмосфера Земли. Погода и климат. Влажность воздуха. Образование ветров.

Демонстрации:

1. Зависимость силы Архимеда от объема тела, погруженного в жидкость.

2. Обнаружение атмосферного давления.

3. Сцепление свинцовых цилиндров.

Лабораторные работы:

  1. Измерение выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.


Механизмы

Механическая работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Преоб­разование энергии. Энергетические ресурсы. Простые механизмы и их применение в быту и технике. Рычаг. Блоки. Наклонная плоскость. Винт. Ворот. «Золотое» правило механики.

Демонстрации

  1. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы

1. Изучение движения парашютиста по стробоскопической записи.

  1. Исследование превращения энергии тела при его взаимодействии с Землей и пружиной.

  2. Выяснение условий равновесия рычага.


Звуковые явления.

Звук. Источники звука. Звуковая волна. Эхо. Громкость и высота звука. Способность слышать звук. Музыкальные звуки. Эхолокация.

Демонстрации:

1. Свободные колебания груза на нити и груза на пружине.

2. Колеблющееся тело как источник звука.

3. Механическая продольная волна в упругой среде.


Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса

С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на «системно-деятельностную» и переносится акцент с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями, становятся универсальные, или метапредметные, умения (и стоящие за ними компетенции).

Системно-деятельностный подход требует постоянной опоры процесса обучения физике на демонстрационный эксперимент, выполняемый учителем, и лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. Поэтому школьный кабинет физики должен быть обязательно оснащен полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.

Демонстрационное оборудование должно обеспечивать возможность наблюдения всех изучаемых явлений, включенных в основную образовательную программу по физике. Система демонстрационных опытов при изучении физики предполагает использование как классических аналоговых измерительных приборов, так и современных цифровых средств измерений.

Снабжение кабинета физики электричеством и водой должно быть выполнено с соблюдением правил техники безопасности.

В кабинете физики необходимо иметь:

  • противопожарный инвентарь и аптечку с набором перевязочных средств и медикаментов;

  • инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся и журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.

Кабинет физики кроме лабораторного и демонстрационного оборудования должен быть также оснащен:

  • комплектом технических средств обучения, компьютером с мультимедиа-проектором и интерактивной доской;

  • учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературой (учебниками, сборниками задач, журналами, руководствами по проведению учебного эксперимента, инструкциями по эксплуатации учебного оборудования);

Требования к уровню подготовленности учащихся

Результаты освоения курса


Личностными результатами изучения предмета «Введение в физику» являются:

  • Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами изучения курса «Введение в физику» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

  • Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер.

  • Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  • Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.

  • Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

  • Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

  • Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

  • Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

  • Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

  • Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности.

  • Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.


Коммуникативные УУД:

  • Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

  • В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

  • Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

  • Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории.

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Предметными результатами изучения предмета «Введение в физику» являются следующие умения:

Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления:

- различать экспериментальный и теоретический способ познания природы;

- характеризовать механическое движение, взаимодействия и механические силы, понятие об атомно-молекулярном строении вещества и трёх состояниях вещества.

Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов:

- оценивать цены деления приборов и рассчитывать абсолютную погрешность измерения;

- проводить измерение силы, давления, атмосферного давления;


Диалектический метод познания природы:

- оперировать пространственно-временными масштабами мира, сведениями о строении Солнечной системы и представлениями о её формировании;

- обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств вещества.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей:

- разрешать учебную проблему при введении понятия механического движения, силы, давления, механической работы, мощности, энергии.

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни:

- определять цену деления измерительного прибора;

- измерять механическую работу, мощность;

- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности;

- знать значение литосферы, гидросферы, атмосферы для жизни на Земле;

- объяснять роль Солнца для жизни на Земле;

Система оценки результатов обучения

В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки

результатов образования, ее содержательной и критериальной базой

выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения учащимися основной образовательной

программы основного общего образования. Обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

  • стартовой диагностики;

  • тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;

  • творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.


Календарно – тематическое планирование уроков

по предмету «Пропедевтика физики»

урока

урока по теме

Тема урока

1

2

3

Введение (9 часов)

1

1

Зачем надо изучать физику? Как влияет физика на развитие техники? Как связана физика с другими науками?

2

2

Физическое тело, физическое явление, физическая величина.

3

3

Методы исследования в физике. Роль измерений в физике. Прямые и косвенные измерения.

4

4

Измерительные приборы. Цена деления. Точность измерений.

5

5

Единицы измерения физических величин. Международная система единиц (СИ).

6

6

Измерение площади. Единицы площади. Лабораторная работа «Измерение площадей».

7

7

Измерение объёма. Единицы объёма. Лабораторная работа «Измерение объёмов».

8

8

Масса тела. Единицы массы. Лабораторная работа «Изучение рычажных весов. Измерение массы».

9

9

Время. Измерение времени. Повторяющиеся события. Движение Земли вокруг своей оси и Солнца.

Строение вещества (4 часа)

10

1

Тела и вещества. Дискретное строение вещества

11

2

Тепловое движение частиц.

12

3

Температура. Измерение температуры. Термометры.

13

4

Агрегатные состояния вещества.

Движение и взаимодействие тел (8 часов).

14

1

Механическое движение. Относительность покоя и движения.

15

2

Траектория, путь, время. Единицы пути и времени.

16

3

Равномерное движение. Скорость. Единицы скорости.

17

4

Почему изменяется скорость движения? Инерция.

18

5

Действие и противодействие. Сила как характеристика.

19

6

.Гравитационное взаимодействие. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы. Измерение сил.

20

7

Деформация. Наблюдение различных видов деформации. Сила упругости и ее направление. Исследование зависимости силы упругости от деформации.

21

8

Трение. Сила трения. Трение покоя. Полезное применение трения.

Давление твердых тел, жидкостей и газов (6 часов).

22

1

Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры.

23

2

Давление жидкости, обусловленное её весом. Гидравлические механизмы. Сообщающиеся сосуды.

24

3

Газы и их вес. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления.

25

4

Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила.

26

5

Условия плавания тел. Лабораторная работа «Выяснение условий плавления тел».

27

6

Плавание судов. Воздухоплавание.

Механизмы (3 часа).

28

1

Механическая работа. Мощность.

29

2

Энергия. Виды энергии. Сохранение и превращение энергии.

30

3

Простые механизмы. Рычаг. Блоки. Лабораторная работа «Выяснение условий равновесия рычага».

Звуковые явления (3 часа).

31

1

1.Звуковыя явления. Звук как источник информации и средства общения.

32

2

2.Распространение звука в различных средах. Отражение звука. Эхо.

33

3

4.Инфразвук и ультразвук в природе и технике.

34




Перечень учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения

1. Стандарты физического образования

2. Учебники

4. Справочные пособия, энциклопедии, справочники

5. Дидактический материал

6. Тематические таблицы по физике

7. Научно-популярная литература по физике и технике

8. Портреты выдающихся ученых по физике

9. Таблица единиц измерения СИ

10. Шкала электромагнитных измерений

11.Комплекты лабораторного оборудования для проведения демонстрационных и фронтальных лабораторных работ

12. Интерактивная доска

13. Комплект презентаций

14. Цифровые образовательные ресурсы:

1

Виртуальная физическая лаборатория: Лабораторные работы 7-11 класс, ООО Дрофа, 2009

2

Мультимедийное пособие «Открытая физика» 2 части

3

Библиотека электронных наглядных пособий по физике 7-11 класс

4

Физика «Просвещение» мультимедийное пособие нового образца 7 – 9 классы

5

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

6

1 С: Школа Физика 7-11. Библиотека наглядных пособий


Список литературы

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции).

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, стр.16-17)

  3. Федеральный Государственный образовательный стандарта основного общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2011 год)

  4. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. –1-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 334 с.

  5. Естествознание. Введение в естественнонаучные предметы. 5-6 класс А.Е.Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С.Понтак. М. Дрофа -2014

  6. Естествознание. Введение в естественнонаучные предметы. 5-6 класс: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2014.

  7. Большой справочник школьника. 5-11 класс. – М.: Дрофа, 2008.

  8. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. Физика/сост. Т. Б. Васильева, И.Н. Иванова. – М.: Вентана - Граф, 2007 . -208 с.

  9. http://standart.edu.ru/

  10. http://www.posobie.sch 901.edusite.ru/p6aa1.html