Краснодарский край Кавказский район поселок им. М. Горького
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8 поселок им. М. Горького
муниципальное образование Кавказский район
Утверждено
решением педсовета
протокол № 1 от 30.08. 2013г
председатель педсовета
___________ В.И. Пеплова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По физической культуре
Ступень обучения (класс)среднее (полное) общее образование(10-11классы)
Количество часов: 102ч. Уровень базовый
Учитель: Коссов Валерий Александрович
Программа разработана на основе авторской программы «Физическое воспитания учащихся 1-11классов» ,Москва, « Просвещение», 2011 год, доктора педагогических наук В.И. Лях, кандидата педагогических наук А.А. Зданевич.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа 2 вида разработана на основе авторской программы «Физическое воспитание учащихся 10-11 классов» доктора педагогических наук В.И. Лях, кандидата педагогических наук А.А. Зданевич, Москва. «Просвещение», 2011 год и в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089).
Рабочая программа является программой 2 вида из-за отсутствия в школе необходимых условий по выполнению разделов «Единоборства», «Лыжная подготовка». Отведённые на них часы и часы вариативной части распределены следующим образом:
-по 15 часов из вариативной части и по 6 часов из раздела «Элементы единоборства» перенесены в раздел «Спортивные игры», 18 часов из раздела «Лыжная подготовка» и 3 часа из раздела «Элементы единоборства» перенесены в раздел «Легкая атлетика».
Цель: содействие всестороннему гармоничному развитию личности.
Задачи физического воспитания учащихся 10-11 классов направлены на:
• содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;
• формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
• расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
• дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростносиловых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных (быстроты перестроения двигательных действий, согласования, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости и др.) способностей;
• формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;
• закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
• формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;
• дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов |
Авторская программа | Рабочая программа |
|
| Классы | Классы |
|
| 10 | 11 | 10 | 11 |
1 | Базовая часть | 58(87) | 58(87) | 105 | 102
|
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока | | |
1.2 | Спортивные игры | 14(21) | 14(21) | 42 | 42 |
1.2.1. | Волейбол | | | 21 | 21 |
1.2.1.1. | Прием , передача и верхняя подача. | | | 11 | 11 |
1.2.1.2. | Нападающий удар и блокировка. Учебная игра. | | | 10 | 10 |
1.2.2. | Баскетбол | | | 21 | 21 |
1.2.2.1. | Ведение и броски мяча. | | | 11 | 11 |
1.2.2.2. | Тактические действия в защите и в нападении. | | | 10 | 10 |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики | 12(18) | 12(18) | 18 | 18 |
1.3.1 | Гимнастические упражнения на снарядах. | | | 9 | 9 |
1.3.2 | Акробатика. | | | 9 | 9 |
1.4 | Легкая атлетика | 14(21) | 14(21) | 45 | 42 |
1.4.1 | Бег, прыжки в длину. | | | 11 | 11 |
1.4.2. | Метание, прыжки в высоту. | | | 11 | 10 |
1.4.2 | Кроссовая подготовка | | | 23 | 21 |
1.4.2.1. | Бег с преодолением препятствий. | | | 10 | 10 |
1.4.2.2. | Бег с изменением направления. | | | 10 | 11 |
1.4.2.3. | Марш бросок | | | 3 | - |
1.5 | Лыжная подготовка | 12(18) | 12(18) | - | - |
1.6 | Элементы единоборств | 6(9) | 6(9) | - | - |
1.7 | Плавание | - | - | - | - |
2 | Вариативная часть | 10(15) | 16(15) | | |
| Итого | 68 (102) | 68 (102) | 105 | 102 |
2. Содержание обучения .
10 класс
Раздел1.4.Легкая атлетика (45 часов). (девушки и юноши)
11 класс
Раздел1.4.Легкая атлетика (42 часов). (девушки и юноши)
Основная направленность | 10— 11 классы |
| Юноши | Девушки |
На совершенствование техники спринтерского бега | Высокий и низкий старт до 40 м. Стартовый разгон. Бег на результат на 100 м. Эстафетный бег |
На совершенствование техники длительного бега | Бег в равномерном и переменном темпе 20—25 мин. Бег на 3000 м | Бег в равномерном и переменном темпе 15—20 мин. Бег на 2000 м |
На совершенствование техники прыжка в длину с разбега | Прыжки в длину с 13—15 шагов разбега |
| гандикапом, в парах, группой, эстафеты, круговая тренировка | |
На развитие ско- ростно-силовых способностей | Прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., толкание ядра, набивных мячей, круговая тренировка |
На развитие скоростных способностей | Эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью, изменением темпа и ритма шагов |
На развитие координационных способностей | Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения; бег с преодолением препятствий и на местности; барьерный бег; прыжки через препятствия и на точность приземления; метание различных предметов из различных и. п. в цель и на дальность обеими руками |
На знания о физической культуре | Биомеханические основы техники бега, прыжков и метаний. Основные механизмы энергообеспечения легкоатлетических упражнений. Виды соревнований по легкой атлетике и рекорды. Дозирование нагрузки при занятиях бегом, прыжками и метанием. Прикладное значение легкоатлетических упражнений. Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой. Доврачебная помощь при травмах. Правила соревнований |
На совершенствование организаторских умений | Выполнение обязанностей судьи по видам легкоатлетических соревнований и инструктора в занятиях с младшими школьниками |
Самостоятельные занятия | Тренировка в оздоровительном беге для развития и совершенствования основных двигательных способностей. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой |
Раздел 1.2.Спортивные игры (42 часов).
Основная направленность | 10—11 классы |
Баскетбол На совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов, стоек | Комбинации из освоенных элементов техники передвижений |
На совершенствование ловли и передач мяча | Варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях) |
На совершенствование техники ведения мяча | Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника |
На совершенствование техники бросков мяча | Варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника |
На совершенствование техники защитных действий | Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание) |
На совершенствование техники перемещений, владения МЯЧОМ и разните кондиционных и координационных способностей | Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом |
На совершенствование тактики игры | Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите |
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей | Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам |
Волейбол На совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек | Комбинации из освоенных элементов техники передвижений |
На совершенствование техники приема и передач мяча | Варианты техники приема и передач мяча |
На совершенствование техники подач мяча | Варианты подач мяча |
На совершенствование техники нападающего удара | Варианты нападающего удара через сетку |
На совершенствование техники защитных действий | Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и вдвоем), страховка |
На совершенствование тактики игры | Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите |
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей | Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам |
Футбол На совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек | Комбинации из освоенных элементов техники передвижений |
На совершенствование техники ударов по мячу и остановок мяча | Варианты ударов по мячу ногой и головой без сопротивления и с сопротивлением защитника. Варианты остановок мяча ногой, грудью |
На совершенствование техники ведения мяча | Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника |
На совершенствование техники перемещений, владения мячом и развитие кондиционных и координационных способностей | Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом |
На совершенствование техники защитных действий | Действия против игрока без мяча и с мячом (выбивание, отбор, перехват) |
На совершенствование тактики игры | Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите |
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей | Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игра по правилам |
На совершенствование координаци- | Упражнения* по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, мета- |
Раздел 1.3. Гимнастика с элементами акробатики (18часов.).
Основная направленность | 10—11 класс 1.1 |
Юноши | Девушки |
На совершенствование строевых упражнений | Пройденный в предыдущих классах материал. Повороты кругом в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении |
На совершенствование общеразвивающих упражнений без предметов | Комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении |
На совершенствование общеразвивающих упражнений с предметами | С набивными мячами (весом до 5 кг), гантелями (до 8 кг), гирями (16 и 24 кг), штангой, на тренажерах, с эспандерами | Комбинации упражнений с обручами, булавами, лентами, скакалкой, большими мячами |
На освоение и совершенствование висов и упоров | Пройденный в предыдущих классах материал. Подъем в упор силой; вис согнувшись, прогнувшись, сзади; сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, угол в упоре, стойка на плечах из седа ноги врозь. Подъем переворотом, подъем разгибом до седа ноги врозь, соскок махом назад | Толчком ног подъем в упор на верхнюю жердь; толчком двух ног вис углом. Равновесие на нижней жерди; упор присев на одной ноге, махом соскок |
На освоение и совершенствование опорных прыжков | Прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115-120 см (10 кл.) и 120-125 см (11 кл.) | Прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину, высота 110 см) |
На освоение и совершенствование акробатических упражнений | Длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см; стойка на руках с помощью; кувырок назад через стойку на руках с помощью. Переворот боком; прыжки в глубину, высота 150—180 см. Комбинации из ранее освоенных элементов | Сед углом; стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках. Комбинации из ранее освоенных элементов |
На развитие координационных способностей | Комбинации общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений, акробатических упражнений. Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, гимнастических снарядах. Акробатические упражнения. Упражнения на батуте, подкидном мостике, прыжки в глубину с вращениями. Эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и упражнений. Ритмическая гимнастика |
На развитие силовых способностей и силовой выносливости | Лазанье по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость. Лазанье по шесту, гимнастической лестнице, стенке без помощи ног. Подтягивания. Упражнения в висах и упорах, со штангой, гирей, гантелями, набивными мячами | Упражнения в висах и упорах, общеразвиваю-щие упражнения без предметов и с предметами, в парах |
На развитие скоростно-силовых способностей | Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, метания набивного мяча |
На развитие гибкости | Обшеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для различных суставов. Упражнения с партнером, акробатические, па гимнастической стенке, с предметами |
На знания о физической культуре | Основы биомеханики гимнастических упражнений. Их влияние на телосложение, воспитание волевых качеств. Особенности методики занятий с младшими школьниками. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при травмах |
На овладение организаторскими умениями | Выполнение обязанностей помощника судьи и инструктора. Проведение занятий с младшими школьниками |
Самостоятельные занятия | Программы тренировок с использованием гимнастических снарядов и упражнений. Самоконтроль при занятиях гимнастическими упражнениями |
3.Требования к подготовке учащихся по предмету
Уровень развития физической культурой учащихся, оканчивающих среднюю школу.
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании средней школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Объяснять:
• роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
• роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
Характеризовать:
• индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;
• особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроля их эффективности;
• особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
• особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;
• особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;
• особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.
Соблюдать правила:
• личной гигиены и закаливания организма;
• организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;
• культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
• профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
• экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.
Проводить:
• самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью;
• контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
• приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах;
• приемы массажа и само массажа;
• занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;
• судейство соревнований по одному из видов спорта.
Составлять:
• индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;
• планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.
Определять:
• уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
• эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;
• дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.
Демонстрировать:
Физические способности | Физические упражнения | Юноши | Девушки |
Скоростные | Бег 30 м Бег 100 м | 5,0 с 14,3 с | 5,4 с 17,5 с |
Силовые | Подтягивание из виса на высокой перекладине. Подтягивание в висе лежа на низкой перекладине, раз Прыжок в длину с места, см | 10 раз 215 см | 14 раз 170 см |
К выносливости | Кроссовый бег на 3 км Кроссовый бег на 2 км | 13 мин 50 с | 10 мин 00 с |
4. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Былеева Л.В. Подвижные игры. М.1974г.
2. Портных Ю.И. Спортивные игры. М.1974г.
3. В.И.Лях. Физическая культура. Учебник для 8-9 классов. Просвещение.2004 г.
4. В.Н.Касаткин. Здоровье – организационные шаги по созданию школы содействующей здоровью.
5. В.И.Лях. Физическое воспитание. 8-9 классы – пособие для учителя. Просвещение. 2005 г.
6. Лях В.И. комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов М. «Просвещение», 2011 год.
7. Матвеев А.П. программа по физической культуре для 1-11 классов. М. Просвещение. 2001г.
8. Журналы: Физическая культура в школе.
9. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М. Просвещение. 1986г.
10.«Теория и методика физического воспитания» под редакцией Л.П. Матвеева, и А.Д. Новикова, «Физическое воспитание учащихся10-11 классов» под редакцией В.И. Ляха, и Г.Б. Мейксона.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания заместитель директора по УВР
ШМЦ учителей физкультуры,
технологии,ИЗО и музыки _____Т.У.Бондарева
от 28.08.13 №1, ____ _____________2013 г.
руководитель ШМЦ
_____________Н.В.Петрова