Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
-.Примернoй программаы основного общего образования по географии «География Земли» (6-7 классы).
-. Авторскoй программы по географии 6- 10 класс / под редакцией И.В. Душиной - М.: Дрофа 2006г\
Количество часов: всего 70часов, в неделю – 2часа ; практических работ -27, из них оценочных-14.
Курс географии материков и океанов — это второй по счету школьный курс географии. При условии работы школы по планам, где есть интегрированный курс «Естествознание», рассматриваемый курс открывает изучение географии. Именно с этим обстоятельством связана его структура и содержание. В содержании курса увеличен объем страноведческих знаний и несколько снижена роль общеземлеведческой составляющей, что должно усилить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
Основная цель курса — создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их
со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей
эпохи. Другая важная цель курса — раскрыть закономерности землеведческого характера, с тем чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе,
международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей.
Оценочные практические работы
Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах , координат различных точек.
Тема «Африка»
Определение географического положения материка.
Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа материка и месторождений полезных ископаемых.
Определение причин разнообразия природных зон материка.
Тема «Австралия»
5 Сравнение географического положения Африки и Австралии.
Тема «Южная Америка»
6 Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.
7 Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.
8. Характеристика одной из стран материка по плану.
Тема «Северная Америка»
9.Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.
10. Составление описания путешествия по одной из стран материка.
Тема «Евразия»
11. Сравнение климата Евразии и Северной Америки; определение типов климата по климатограммам, оценивание условий для жизни и хозяйственной деятельности.
12. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америки, выявление черт сходства и различия в чередовании зон.-.
13. Составление по картам и другим источникам описания страны Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.
14.Работа на местности : описание ПК, составление плана местности.
Основное содержание тем учебного курса
Введение . Что изучает география материков и океанов. (1 час)
Раздел 11. Источники географической информации. ( 3час.)
Как люди открывали мир. Карта , как особый источник знаний.
Практическая работа.
Раздел 111. Земля- уникальная планета (10 час.)
Тема: Литосфера и рельеф Земли . (2 час)
Гипотезы и теории происхождения и эволюции литосферы. Карта строения земной коры.
Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа .
Практическая работа.
Тема: Атмосфера и климаты Земли. (3 час)
Свойства и роль атмосферы. Климатические карты. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Воздушные массы, Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области.
Тема Гидросфера. (1 час)
Мировой океан главная часть гидросферы. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений.
Тема : Биосфера. ( 2 час).
Разнообразие растительного и животного мира Земли. Строение и свойства географической оболочки. Природные комплексы. Географическая зональность.
Практическая работа.
Анализ схем круговоротов веществ и энергии.
Тема: Земля- планета людей. (2 час).
Численность населения. Расселение человека по материкам. Размещение населения по материкам. Основные этносы. Основные религии мира. Страны мира.
Раздел 1У. Материки, океаны, страны. (50 час).
Тема: Африка (11 час).
Географическое положение , размеры, очертания и омывающие континент океаны. История исследования материка.
Особенности природы. Рельеф и полезные ископаемые материка.
Климат. Климатические пояса и области материка. Внутренние воды , их зависимость от рельефа и климата. Природные зоны. Заповедники Африки. Стихийные природные явления.
Практические работы.
Обучение определению географического положения материка по плану.
Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Составление географического описания климата отдельных территорий материка.
Определение причин разнообразия природных зон материка.
Народы и стран . Численность и размещение населения. Разнообразие расового и этнического состава населения.
Политическая карта Африки.
Страны материка. Страны Северной Африки , Центральной Африки, Восточной Африки, Южной Африки. Краткая характеристика наиболее крупных и типичных для регионов материка стран ( Алжир, Кения, Нигерия, Эфиопия, ЮАР и др.) с указанием особенностей их географического положения, природы и природных ресурсов, населения, основных видов его деятельности, особенностей материальной и духовной культуры народов, столицы и наиболее крупных городов.
Практическая работа.
Тема : Австралия и Океания (4 час). ( типовая характеристика материка)
Практические работы.
Тема: Южная Америка (7 час) ( по плану )
Практические работы .
Определение черт сходства и различия в географическом положении материков Африки и Южной Америки.
Определение черт сходства и различия в рельефе Африки и Юж. А мерики.
Сравнительное описание крупных рек Африки и Южной Америки.
Характеристика одной из стран материка по плану
Тема : Океаны. (2 час)
Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение, Краткая история исследования. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом океане. Охрана природы океанов.
Тема: Полярные области Земли ( 3 час).
Антарктида, Географическое положение, История исследования материка. Особенности и своеобразие природы материка.
Северный Ледовитый океан.
Тема: Северная Америка ( 8 час ).( по плану )
Практические работы.
Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.
Составление описания путешествия по одной из стран материка.
Тема : Евразия ( 15 час).
Практические работы.
Сравнение климата Евразии и Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам.
Оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности.
Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америки.
Раздел У. Земля наш дом.
Географическая оболочка, её свойства и строение. Закономерности развития географической оболочки.
Взаимодействие природы и общества. Влияние природы на условия жизни людей. Роль живых организмов в формировании природы Земли.
Практические работы и экскурсии.
Описание природных комплексов своей местности. Составление плана местности, на котором изучаются природные комплексы.
Резерв -1 час.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | К-во час | Дата | Примечание |
План | факт | |
| Введение (4 час) | | | | |
1 | Что изучает география материков и океанов | 1 | | | |
2 | Как люди открывали мир | 1 | | | |
3 | Карта особый источник знаний | 1 | | | |
4 | Разномасштабность картографического изображения. П/р № 1 | 1 | | | |
| | | | | |
| Раздел111- Земля –уникальная планета | (10 ч) | | | |
| Тема: Литосфера и рельеф Земли (2ч) | | | | |
5 | Состав и строение литосферы. Гипотезы дрейфа литосферных плит. | 1 | | | |
6 | Рельеф земной поверхности | 1 | | | |
| | | | | |
| Тема: Атмосфера и климаты Земли (3 час) | | | | |
7 | Свойства и роль атмосферы. Климатические карты. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. | 1 | | | |
8 | Климатообразующие факторы | 1 | | | |
9 | Климатические пояса | 1 | | | |
| | | | | |
| Тема: Гидросфера. (1 час) | | | | |
10 | Мировой океан. Свойства вод мирового океана. Движение воды в океане. | 1 | | | |
| | | | | |
| Тема :Биосфера . Географическая оболочка | (2час) | | | |
11 | Разнообразие растительного и животного мира Земли. Строение и свойства географической оболочки. | 1 | | | |
12 | Природные комплексы. Географическая зональность. | 1 | | | |
| | | | | |
| Тема :Земля- планета людей. (2 час) | | | | |
13 | Численность населения. Расселение человека по материкам. Размещение населения. | 1 | | | |
14 | Основные этносы. Религии мира. Страны мира. | 1 | | | |
| | | | | |
| Раздел 1V. Материки , океаны , страны. | (50ч) | | | |
| | | | | |
| Тема : Африка ( 11час. ) | | | | |
15 | Географическое положение и история исследования. П/р №2 | 1 | | | |
16 | Особенности форм рельефа материка. П/р №3 | 1 | | | |
17 | Климат Африки | 1 | | | |
18 | Внутренние воды материка | 1 | | | |
19 | Природные зоны. Экваториальные леса. Саванны. П/р №4 | 1 | | | |
20 | Население материка. Политическая карта | 1 | | | |
21 | Тропические пустыни. Влияние человека на природу. Заповедники Африки | 1 | | | |
22 | Страны Северной Африки. Алжир. | 1 | | | |
23 | Страны Судана и Центральной Африки | 1 | | | |
24 | Страны Восточной Африки | 1 | | | |
25 | Страны Южной Африки. ЮАР | 1 | | | |
| | | | | |
| Тема: Австралия и Океания. (4час) | | | | |
| | | | | |
26 | Австралия. Географическое положение. История открытия и исследования материка. П/р№5 | 1 | | | |
27 | Особенности компонентов природы Австралии .Рельеф. Климат. Внутренние воды . При родные зоны. | 1 | | | |
28 | Население Материка. Австралия. | 1 | | | |
29 | Океания. | 1 | | | |
| | | | | |
| Тема: Южная Америка (7 час) | | | | |
| | | | | |
30 | Географическое положение. История открытия и исследования материка. | 1 | | | |
31 | Особенности форм рельефа материка.П/р№6 | 1 | | | |
32 | Климат . Внутренние воды. П/р№7 | 1 | | | |
33 | Природные зоны Юж. Америки. Изменение природы человеком | 1 | | | |
34 | Население Юж. Америки. Политическая карта. | 1 | | | |
35 | Страны Южной Америки. Страны Востока материка. П/р8 | 1 | | | |
36 | Андские страны. | | | | |
| Тема: Океаны. (2 час.) | | | | |
36 | Тихий Океан. Индийский океан. | 1 | | | |
37 | Атлантический океан | 1 | | | |
| | | | | |
| Тема: Полярные области Земли (3 час) | | | | |
38 | Антарктида. Географическое положение. История открытия и исследования материка. | 1 | | | |
39 | Своеобразие природы ледяного континента. | 1 | | | |
40 | Северный Ледовитый океан. | 1 | | | |
| | | | | |
| Тема: Северная Америка ( 8 час. ) | | | | |
| | | | | |
41 | Географическое положение, Открытие и исследование материка. | 1 | | | |
42 | Особенности рельефа материка. Полезные ископаемые. | 1 | | | |
43 | Климат Северной Америки .П/р№9 | 1 | | | |
44 | Внутренние воды материка | 1 | | | |
45 | Природные зоны материка | 1 | | | |
46 | Население материка. Политическая карта. | 1 | | | |
47 | Страны северной и средней части Северной Америки. Канада. США | 1 | | | |
48 | Страны Центральной Америки. П/р №10 | 1 | | | |
| Тема : Евразия (15 час) | | | | |
49 | Географическое положение и история исследования Евразии | 1 | | | |
50 | Рельеф и полезные ископаемые | 1 | | | |
51 | Климат Евразии. П/р 11 | 1 | | | |
52 | Внутренние воды | 1 | | | |
53 | Природные зоны материка. П/р №12 | 1 | | | |
54 | Население и политическая карта | 1 | | | |
55 | Страны Зарубежной Европы. Северная и Западная Европа. | 1 | | | |
56 | Восточная Европа | 1 | | | |
57 | Южная Европа. П/р №13 | 1 | | | |
58 | Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны Закавказья. Центральная Азия. | 1 | | | |
59 | Страны Восточной Азии | 1 | | | |
60 | Страны Южной и Юго-Восточной Азии | 1 | | | |
61 | Страны СНГ | 1 | | | |
62 | Итоговый урок по Евразии | | | | |
63 | Обобщающий урок по теме « Материки и океаны» | | | | |
| Раздел V. Земля- наш дом (3 час) | | | | |
64 | Закономерности развития географической оболочки | 1 | | | |
65 | Взаимодействие природы и общества. | | | | |
66-68 | Экскурсия: Описание природных комплексов своей местности. Составление плана местности. П /р №14 | 3 | | | |
69-70 | Итоговый контроль | 2 | | | |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса ученик должен
Оценивать и прогнозировать
по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
изменения климатов Земли в целом и на отдельных материках;
природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;
основные особенности природы в её связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков и крупных регионов и отдельных стран.
Объяснять:
особенности строения и развития геосфер Земли, а также причины процессов и явлений , происходящих в геосферах;
особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
особенности расового и этнического состава населения;
различия в условиях жизни народов, степени заселенности материков и отдельных стран;
различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде;
особенности экологических ситуаций на материках, в акваториях океанов, отдельных странах;
основные закономерности и свойства географической оболочки;
понятия: платформа, рельеф, воздушная масса, водная масса, природная зона, климатообразующие факторы, географическое положение материка, режим реки, природный комплекс, географическая оболочка, зональность, высотная поясность; уметь применять их в процессе учебного познания.
3.Описывать:
основные источники географической информации;
географическое положение объектов ( по карте);
существующие в природе круговороты вещества и энергии (по схемам);
компоненты ландшафта, природной зоны, географические особенности крупных регионов материков и крупнейших стран мира;
объекты и территории по картам, картинам и другим источникам информации, создавая словесный и графический образ;
особенности материальной и духовной культуры крупных народностей
4.Определять (измерять):
географическую информацию по картам различного содержания ( количество осадков, температуру воздуха, годовую амплитуду температур и т.п.);
вид и тип карт и других источников географических знаний для получения необходимой информации.
Называть и (или) показывать:
важнейшие природные объекты материков, океанов , крупных регионов, стран;
типы земной коры, основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмические пояса;
факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере;
крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, крупнейшие по площади и населению страны мира;
основные культурно – исторические стран , их столицы и крупные города;
ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности;
природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши.
Перечень учебно - методического обеспечения
Учебник: И.В Душина., В.А. Коринская , Щенев В.А. География. Материки, океаны,народы и страны. Москва. Дрофа. 2013г.
УМК:
Географический атлас 7 класс.- М.: Дрофа -2008
Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии 7 класс.- М.: Дрофа -2007г.
3 М.Н. Никитина Поурочные разработки по географии 7 класс.
Москва. ВАКО.2013.
4 Коринская В.А. и др. География материков и океанов :-М.: Дрофа -2008.
Интернет-ресурсы. Мультимедийные ресурсы
6 Интерактивные карты.
Географическая номенклатура
Материки, океаны, народы и страны
(7 класс)
Тема «Африка»: природа: Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, Гвинейский залив, полуостров Сомали, остров Мадагаскар; Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье, вулкан Килиманджаро; реки: Нил, Конго, Нигер, Замбези; озера: Виктория, Танганьика, Чад. Страны: Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Абуджа, Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби),
ЮАР (Претория, Кейптаун, Йоханнесбург).
Тема «Австралия и Океания»: природа: полуостров Кейп-Йорк; Большой Австралийский залив; острова: Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф; Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность; река Муррей, озеро Эйр. Города: Сидней, Мельбурн, Канберра.
Тема «Южная Америка»: природа: Панамский перешеек, Карибское море, остров Огненная Земля; горы Анды и Аконкагуа, Бразильское и Гвианское плоскогорья, Оринокская и Ла-Платская низменности; реки: Парана, Ориноко; озера: Титикака, Маракайбо. Страны: Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).
Тема «Северная Америка»: природа: полуострова: Флорида, Калифорния, Аляска; заливы: Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский; острова: Канадского
Арктического архипелага. Большие Антильские, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские; горные системы Кордильер и Аппалачей, Великие и Цент- ральные равнины, Миссисипская низменность, гора Мак-Кинли, вулкан Орисаба; реки: Маккензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия; озера: Великие (американские), Виннипег, Большое Соленое. Страны: Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).
Тема «Евразия»: природа: полуострова: Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корея; моря: Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское; заливы: Финский, Ботнический, Персидский; проливы: Карские Ворота, Босфор, Малаккский; острова: Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские равнины: Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья: Восточно-Сибирское, Декан; горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья: Тибет, Гоби; вулкан Кракатау; реки: Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Эльба, Одра, Висла, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг; озера: Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор. Страны: основные страны крупных регионов Евразии, названные в программе, их столицы и крупнейшие города.