Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- примерной программы основного общего образования по географии России (8 – 9 классы).
использована авторская программа по географии 6 – 10 классы под редакцией И.В. Душиной. (М: ДРОФА, 2006.)
Главная задача курса – сформировать у учащихся знания о родной стране, и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Курс готовит учащихся к ориентации в Российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде. Особенностью курса является- гумманизация его содержания, в центре находится человек.
Количество часов на изучение в 8 классе - 70; количество часов в неделю - 2, практических работ – 14 , из них обязательных – оценочных – 10
Примерная программа предусматривает на 8 – 9 классы 14 часов резервного времени. Из них - 7 часов распределены по разделам «Географии России» в 8 классе. На изучение географии Брянской области использовано 7 часов в разделе 2 «Природные комплексы России», тема «Природа регионов России»
. Изучение географии в 8 классе направлено на достижение следующих целей и задач:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:
тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного) уровня;
ориентация на комплексный подход в решении разнообразный экологических, экономических, социальных задач;
показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействия природы и общества».
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки).
Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника.
Широко используется учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок, карты.
В составе практических методов выделяются методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями.
На уроках географии сами школьники создают модели: строят графики и диаграммы, работают с контурными картами, вычерчивают схемы связей.
Форма контроля: тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты,
Оценочные практические работы.
Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
Определение поясного времени для различных пунктов России.
Объяснения зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения
Земной коры.
Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков .
Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Определение по синоптическим картам погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
Выявление условий почвообразования основных типов почв. Оценка их плодородия.
Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт.
Сравнительная характеристика двух природных зон России.
Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Характеристика взаимодействия природы и общества.
Содержание тем учебного курса
Введение 7 час
Что изучает география России. Роль географической информации в решении социально-экономических и экологических проблем страны.
Методы географических исследований.
Географическое положение России. Россия на карте мира. Оценка: размеров территории, географического, экономико-географического и геополитического положения России; сухопутных и морских границ. Размеры территории. Сравнение географического положения России с положением других государств. Сухопутные и
морские границы.
Различия во времени на территории России. Часовые пояса. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Практическая работа. Определение поясного времени для разных пунктов России посредством решения задач.
Раздел I
История заселения и исследования территории России (2ч)
Тема: Формирование, освоение и изучение территории России.
География первых русских княжеств. Ведущая роль Московского княжества в формировании Русского государства. Заселение и освоение территорий на востоке. Присоединение и освоение территорий на юге и юго-востоке. Изменения границ страны в XX в. Современные проблемы российских границ.
Путешествия и открытия новгородцев, поморские походы. Открытие и освоение Сибири и Дальнего Востока. М. В. Ломоносов. Великая Северная экспедиция. Экспедиция Российского географического общества. В. В. Докучаев. Изучение территории России советскими учеными. Современные географические исследования.
Раздел II Природа
Тема: Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы. Геологическое летоисчисление. Основные тектонические структуры. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека. Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности
Практическая работа. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
Тема: Климат и агроклиматические ресурсы.
Климатообразующие факторы на территории страны. Солнечная радиация и радиационный баланс. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные
фронты, циклоны и антициклоны). Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений.
Закономерности распределения тепла и влаги (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения).
Климатические пояса и типы климатов. Полюс холода Северного полушария. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта.
Агроклиматические ресурсы своего региона.
Практические работы. 1. Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной солнечной радиации, радиационного баланса и выявление особенностей распределения средних температур января и июля,
годового количества осадков по территории страны. 2. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. 3. Оценивание основных климатических показателей одной из территорий страны с позиций характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности ее населения.
Тема: Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.
Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Особая роль воды в природе и хозяйстве. Неравномерность распределения водных ресурсов. Необходимость мелиорации. Искусственные водоемы.
Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), предупреждение их действий.
Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Использование вод и пути сохранения их качества и объема.
Практические работы. 1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования. 2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. 3. Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.
Тема: Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компонент природы и национальное богатство. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения.
Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Закономерности распространения почв.
Почвенные ресурсы России, карта мелиорации земель. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв.
Особенности почв своего региона и своей местности.
Практическая работа. Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.
Тема: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный покров России, карта растительности.
Животный мир. Биота. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира по заданным условиям изменения других компонентов природного комплекса.
Тема: Природное районирование. Природные зоны и крупные природные районы. Формирование природных комплексов — результат длительного развития географической оболочки Земли. Природные комплексы (ПК): их естественное состояние и изменение в результате деятельности человека. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах.
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, пути рационального использования, экологические проблемы. Заповедники.
Высотная поясность. Зависимость природных комплексов от рельефа и высоты места. Жизнь в горах.
Природная зона своей местности, ее экологические проблемы.
Раздел 3. Природные комплексы России 26 час
Природа регионов России 19 час.
Крупные природные районы: Восточно-Европейская равнина, Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Средняя и Северо-Восточная Сибирь, горы Южной Сибири, Дальний Восток.
Практические работы. 1. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа серии общегеографических и тематических карт. Составление прогноза ее изменения в результате хозяйственной деятельности человека. 2. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории страны. Выделение внутри них более мелких составных частей на основе ярких, специфических черт их географического положения, природы, природных ресурсов и условий их освоения, экологических проблем.
Природа Брянской области. 7 час. Географическое положение области. Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые. Климат и климатические ресурсы области. Внутренние воды и водные ресурсы. Почвы и земельные ресурсы. Природные комплексы Брянской области..
Раздел 4. Человек и природа.7 час. Влияние природных условий на жизнь и здоровье людей, Воздействие человека на природу. Рациональное природопользование. Экологическая ситуация в оссииРоссии.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | К-во час | Дата | Примечание |
План | факт |
| Введение (1час) | | | | |
1 | Что изучает География России | 1 | | | |
| | | | | |
| Раздел 1.Особенности географического положения | (8 ч) | | | |
| | | | | |
2 | Географическое положение России. | 1 | | | |
3 | Границы России.П/р №1 | 1 | | | |
4 | Моря, омывающие берега России | 1 | | | |
5- | Россия на карте часовых поясов. | 1 | | | |
6 | Практическая работа №2Определение поясного времени для различных пунктов России | 1 | | | |
7 | Как осваивали и изучали территорию России | 1 | | | |
8 | Как осваивали и изучали территорию России | 1 | | | |
9 | Итоговый урок по теме. | 1 | | | |
| Раздел 11. Особенности природы и природные ресурсы ( 21час) | | | | |
| Тема: Рельеф. Геологическое строение. (5 час) | | | | |
10 | Особенности рельефа России | 1 | | | |
11 | Геологическое строение | 1 | | | |
12 | Минеральные ресурсы России.П/р №3 | 1 | | | |
13 | Развитие форм рельефа | 1 | | | |
14 | Итоговый урок по теме | 1 | | | |
| Тема: Климат и климатические ресурсы. (5час ) | | | | |
15 | Климатообразующие факторы | 1 | | | |
16 | Закономерности распределения тепла и влаги по территории страны .П/р №4 | 1 | | | |
17 | Типы климатов.П/р №6 | 1 | | | |
18 | Зависимость человека от климата | 1 | | | |
19 | Климат и климатические ресурсы. П/р №5 | 1 | | | |
| | | | | |
| Тема : Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа) | | | | |
20 | Разнообразие внутренних вод России. Реки | 1 | | | |
21 | Режим и питание рек | 1 | | | |
22 | Озера. Болота. Ледники. Подземные воды. | 1 | | | |
23 | Водные ресурсы. П\р № 8. | 1 | | | |
| | | | | |
| Тема: Почва и почвенные ресурсы ( 3часа) | | | | |
24 | Образование почв и их разнообразие | 1 | | | |
25 | Закономерности распространения почв | 1 | | | |
26 | Почвенные ресурсы. П/р № 7 | 1 | | | |
| | | | | |
| Тема: Растительный и животный мир . ( 3часа ) | | | | |
27 | Растительный и животный мир России. | 1 | | | |
28. | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира | 1 | | | |
29 | Природно-ресурсный потенциал России | 1 | | | |
30 | Обобщающий урок | | | | |
| Раздел 111. Природные комплексы России (31 час ) | 32ч | | | |
| Тема: Природное районирование (6 час) | | | | |
31 | Разнообразие ПК России. Физико-географическое районирование. | 1 | | | |
32 | Моря как крупные ПК | 1 | | | |
33 | Природные зоны России. Арктические пустыни. Тундра. | 1 | | | |
34 | Разнообразие лесов России | 1 | | | |
35 | Безлесные зоны на юге России | 1 | | | |
36 | Высотная поясность. П/р №9 | 1 | | | |
| | | | | |
| Тема: Природа регионов России ( 26 час.) | | | | |
37 | Русская ( Восточно-Европейская ) равнина .Географическое положение. Особенности природы. | 1 | | | |
38 | Природные комплексы Русской равнины. | 1 | | | |
39 | Проблемы рационального использования ресурсов равнины | 1 | | | |
| Тема: Природа Брянской области (7 час) | | | | |
40 | Географическое положение Брянской области | 1 | | | |
41 | Геологическое строение и рельеф , полезные ископаемые | 1 | | | |
42 | Климат Брянской области | 1 | | | |
43 | Внутренние воды | 1 | | | |
44 | Почвы и земельные ресурсы | 1 | | | |
45 | Природные комплексы Брянщины | 1 | | | |
46 | Обобщающий урок по теме | 1 | | | |
| | | | | |
47 | Северный Кавказ –самые высокие горы России. | 1 | | | |
48 | Природные комплексы Северного Кавказа | 1 | | | |
49 | Урал- «каменный пояс» земли Русской. | 1 | | | |
50 | Своеобразие природы Урала | 1 | | | |
51 | Природные уникумы Урала. Экологические проблемы | 1 | | | |
52 | Западно-Сибирская низменность | 1 | | | |
53 | Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы освоения | 1 | | | |
54 | Восточная Сибирь: величие и суровость природы | 1 | | | |
55 | Природные районы Восточной Сибири | 1 | | | |
56 | Жемчужина Сибири- Байкал | 1 | | | |
57 | Природные ресурсы Восточной Сибири. Проблемы их освоения. | 1 | | | |
58 | Дальний Восток- край контрастов | 1 | | | |
59 | Природные комплексы Дальнего Востока | 1 | | | |
60. | Природные ресурсы Дальнего Востока , освоение их человеком. | 1 | | | |
61- | Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. П/ р №10 | 1 | | | |
62 | Обобщающий урок по теме: «Природа регионов России) | | | | |
| Раздел 1V. Человек и природа | | | | |
63 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье людей | 1 | | | |
64 | Воздействие человека на природу. | 1 | | | |
65 | Рациональное природопользование | 1 | | | |
66 | Экологическая ситуация в России | 1 | | | |
67 | Обобщающий урок по теме: «Человек и природа». | 1 | | | |
68-69 | Итоговый контроль по курсу | 2 | | | |
70 | Анализ итогового контроля | 1 | | | |
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать / понимать:
географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки;
положение России на карте часовых поясов;
историю формирования и заселения территории России;
административно-территориальное деление России;
вклад исследователей и путешественников, землепроходцев в освоение территории России;
численность , плотность и воспроизводство населения России;
особенности естественного движения населения;
основные направления миграций;
Состав трудовых ресурсов;
Национальный и религиозный состав населения России;
Особенности размещения населения;
Типы поселений;
Связь рельефа с тектоническим строением;
Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;
Факторы, определяющие климат России;
Основные климатические пояса и типы климата России;
Влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России
Меры борьбы с загрязнением атмосферы;
Особенности морей , омывающих берега России,
Ресурсы морей и их использование человеком;
Крупнейшие речные системы и озера страны;
Граница распространения многолетней мерзлоты;
Меры по охране и восстановлению водных ресурсов;
Основные типы почв, их размещение по территории страны
Особенности земельных ресурсов и их рациональное использование
Состав и структуру хозяйства России;
Основные факторы размещения отраслей хозяйства страны;
Важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию;
Главные промышленные и сельскохозяйственные районы страны;
Главные отрасли хозяйства своей области,
Изменения в экономике страны и своей области;
Природные зоны России;
Особенности природно-хозяйственных зон;
Влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения;
Уметь:
Характеризовать географическое положение страны, своей области;
Определять поясное время;
Определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения;
Использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России;
Устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых по физической и тектонической картам;
Пользоваться климатической картой, климатограммой для определения типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях;
Анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы;
Устанавливать по картам связи размещения населения , хозяйства и природных условий;
Анализировать статистические показатели развития хозяйства России;
Анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности;
Составлять географическую характеристику отрасли по плану;
Объяснять структуру экспорта и импорта в России;
Устанавливать причины , сущность и пути решения экологических проблем России;
Отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;
Оценивать:
Географическое положение России , своей области;
Природно-ресурсный потенциал страны;
Климатические ресурсы России
Водные ресурсы России и своей местности;
Влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения;
Тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России;
Современные проблемы России.
Перечень учебно- методического обеспечения
УМК:
Баринова И.И. География России. Природа.- М.:Дрофа,2012г
2Географический атлас. 8 класс.- М.: Дрофа, 2009.
3Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 8класс- М.: Дрофа, 2007.
4. Ахромеев А.Н. География Брянской области. 1997.
Дополнительная литература: Раковская Н.В. География России. Природа. – М.:
М. Просвещение-2007.
2.ДроноВ.П., Баринова И. И. и др.География России. Природа. Население, Хозяйство.
-8класс – М.: Дрофа 2006.
3.Е.А. Жижина. Поурочные разаботки по географии. Природа России. 8 класс.
Москва. ВАКО.2009г.
4. Интернетресурсы. Мультимедийные ресурсы.
5.Интерактивные демонстрационные материалы:Географическое положение РФ.
Т.М. Савцова. М.Дрофа.
6.Интерактивные карты.
Географическая номенклатура
География России (8—9 классы)
Тема «Географическое положение России»: мыс Флигели, мыс Челюскин, полуостров Таймыр, гора Базардюзю, Кавказ, Гданьский залив, Балтийская коса,
город Калининград, мыс Дежнева, Берингов пролив, Кольский полуостров, Финский залив, пролив Лаперуза, пролив Кунаширский; моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро; архипелаги: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские острова, острова Северная Земля, острова Врангеля, остров Сахалин, острова Курильские; полуостров Камчатка, Ямал; Пенжинская губа.
Тема «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»: Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность); Западно-Сибирская равнина; Среднесибирское плоскогорье (плато Путорана), Кумо-Манычская впадина; горы: Кавказ (Большой Кавказ, гора Эльбрус), Урал, Алтай (гора Белуха), Западный и Восточный Саян, Становой хребет, Верхоянский хребет, Черского хребет, Оймяконское плоскгорье, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь. Бассейны нефти газоносные: Баренцево-Печорский, Волго-Уральский, Западная Сибирь с шельфом Карского моря. Бассейны каменноугольные: Подмосковный, Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский. Месторождения железных руд: КМА, Урал (Качканар), Карелия, Приангарье, Горная Шория. Месторождения цветных металлов: Кольский полуостров, Урал, Алтай, юг Сибири, Путорана и северо-восток Сибири, Сихотэ-Алинь. Фосфатные месторождения: Кольский полуостров, Южная Сибирь. Месторождения солей: Прикаспий, Предуралье, юг За- ^
падной Сибири. .;
Тема «Климат»: Оймякон.
Тема «Внутренние воды и водные ресурсы»: реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур. Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал. Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское. Подземные воды: Московский, Западно-Сибирский артезианские бассейны.
Тема «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»: заповедники: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора.
Тема «География отраслей межотраслевых комплексов»: машиностроительный комплекс. Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск. Центры трудоемкого машиностроения: Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск. Центры металлоемкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Топливно-энергетический комплекс. Месторождения: Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское. Система трубопроводов с Тюменского севера на запад. ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская. ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, Братская, Усть-Илимская. АЭС: Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская. Единая энергосистема (ЕЭС).
Металлургический и химико-лесной комплекс. Центры черной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк. Центры передельной металлургии: Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Златоуст, Комсомольск-на-Амуре. Центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, Орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск. Центры химико-лесного комплекса: Архангельск, Сыктывкар, Соликамск—Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсомольск- на-Амуре.
Инфраструктурный комплекс. Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Архангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский. Железнодорожные магистрали: Транссибирская, БАМ.
Регионы России. Европейский Север. Моря: Баренцево, Белое. Заливы: Кандалакшский, Онежская губа. Полуострова: Рыбачий, Канин, Кольский. Острова: Соловецкие, Кижи, Валаам, Колгуев, Вайгач. Возвышенности: Тиманский кряж, Северные Увалы. Горы: Хибины. Низменность: Печорская. Реки: Северная Двина, Печора, Онега, Мезень. Озера: Имандра. Беломорско-Балтийский канал. Заповедники: Кандалакшский, Лапландский. Печорский угольный бассейн. Месторождения: апатитов, руд черных и цветных металлов Кольского полуострова и Карелии. Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута. Кислогубская ПЭС. Кольская АЭС.
Центральная Россия. Моря: Балтийское. Заливы: Финский. Окско-Донская равнина. Возвышенности: Среднерусская, Валдайская. Низменности: Окско-Донская, Мещерская. Реки: Дон, Ока, Вятка, Кама, Нева. Озера: Ладожское, Онежское, Чудское, Псковское, Ильмень, Селигер. Водохранилища: Рыбинское, Горьковское. Каналы: Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы (Москва — Волга). Заповедники: Дарвинский, Приокско-Террасный. Подмосковный угольный бассейн, КМА. Города: Москва и подмосковные города науки (Пущине, Дубна, Троицк), Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк.
Поволжье. Моря: Каспийское. Возвышенности: Приволжская. Низменности: Прикаспийская. Реки: Волга, Дон. Озера: Эльтон, Баскунчак. Водохранилища: Куйбышевское, Волгоградское, Цимлянское. Канал: Волго-Донской. Заповедники и национальные парки: Астраханский, национальный парк Самарская Лука. Месторождения солей: Баскунчак. Города: Казань, Пенза, Самара, Ульяновск, Саратов, Волгоград, Астрахань.
Северный Кавказ и Нижний Дон. Моря: Азовское, Черное. Проливы: Керченский. Полуострова: Таманский. Возвышенности: Ставропольская. Горы: Большой Кавказ, гора Казбек, гора Эльбрус. Низменности: Прикубанская, Терско-Кумская, Кумо-Манычская впадина. Реки: Кубань, Кума, Терек. Заповедники: Тебердинский. Месторождения цветных металлов: Большого Кавказа. Города: Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа, Туапсе, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Теберда.
Урал. Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал. Горы: Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар. Реки: Печора, Кама, Урал, Белая, Чусовая, Северная Сосьва, Тура, Исеть. Заповедники: Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский. Города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Оренбург, Магнитогорск, Соликамск, Березники, Краснотурьинск, Салават, Орск, Медногорск, Златоуст, Миасс, Соль-Илецк.
Западная Сибирь. Заливы: Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский. Полуострова: Ямал, Гыданский. Горы: Алтай (гора Белуха), Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный Саян. Возвышенности: Сибирские Увалы. Равнины: Ишимская, Барабинская. Котловины: Кузнецкая. Реки: Обь, Бия, Катунь, Иртыш, Тобол, Ишим, Пур, Таз. Озера: Кулундинское, Чаны, Телецкое. Месторождения: Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн. Кузнецкий каменноугольный бассейн; железные руды Горной Шории, цветные и редкие металлы Рудного Алтая. Заповедники: Алтайский. Сургутская ТЭЦ. Города: Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Кемерово, Новокузнецк, Горно-Алтайск, Барнаул. Технополисы: Томск, Новосибирск, Омск. Нефтяные концерны: «Лукойл», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз».
Восточная Сибирь. Моря: Карское, Лаптевых. Заливы: Енисейский. Полуостров Таймыр. Острова: Северная Земля. Возвышенности: Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана. Горы: Бырранга, Енисейский кряж, Восточный Саян, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет. Низменности: Северо-Сибирская. Котловины: Минусинская, Тувинская. Реки: Енисей, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Хатанга, Ангара, Селенга, Алдан, Шилка, Аргунь. Озера: Байкал, Таймыр. Заповедники: Таймырский, Баргузинский, Кодаро-Чарский. Месторождения: Тунгусский, Таймырский, Минусинский, Улуг-Хемский, Южно-Якутский каменноугольные бассейны; железные руды Хакасии, Забайкалья; Удоканское месторождение меди, цветные и редкие металлы Путорана и гор Забайкалья. Транссибирская магистраль, БАМ (Большой и Малый). Города: Диксон, Дудинка, Норильск, Хатанга, Красноярск, Минусинск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Усть-Илимск, Братск, Ангарск.
Дальний Восток. Моря: Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское. Проливы: Берингов, Татарский, Лаперуза, Кунаширский. Заливы: Пенжинская губа, Петра Великого. Острова: Новосибирские, Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин. Полуострова: Чукотский, Камчатка. Горы: Верхоянский хребет, Черского, Яно-Оймяконское нагорье. Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, вулкан Ключевская Сопка, вулкан Авачинская Сопка. Равнины: Зейско-Буреинская, Центральноякутская; Яно-Индигирская, Колымская, Среднеамурская низменности. Реки: Вилюй, Алдан, Оленек, Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Амур, Зея, Уссури, Камчатка, Анадырь. Водохранилища: Вилюйское, Зейское. Озера: Ханка. Заповедники: УстьЛенский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской. Кедровая Падь. Бассейны буро- и каменноугольные: Ленский, Зырянский, Нижнезейский. Нефтегазоносные бассейны: Охотский (остров Сахалин и шельф). Месторождения цветных металлов: Северо-Восток Сибири, золотые прииски: Алдан и Бодайбо, Сихотэ-Алинь. Амуро-Якутская магистраль. Города: Тикси, Мирный, Якутск, Верхоянск, Анадырь, Магадан, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, Уссурийск.