Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 им. Н.А. Некрасова»
Рассмотрена:
на методическом
объединении учителей начальных классов
20.08.2020г. Протокол №1
Согласована: на педагогическом совете25.08.2020г.
Протокол №1
Утверждена: приказ МАОУ «СОШ №1 им. Н.А. Некрасова» от 27.08.2020г. №188
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
на 2020-2021учебный год
разработана на основе Авторская программа курса «Окружающий мир» 1-4 классы. А.А.Плешаков. (УМК «Школа России)
Составила:
учитель начальных классов
Мосина Т.А.
г. Чудово
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 2 в класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Авторская программа курса «Окружающий мир» 1-4 классы. А.А.Плешаков.
- Основная Образовательная Программа начального общего образования МАОУ «СОШ №1 им. Н.А.Некрасова».
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включёнными в федеральный перечень учебников, приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018г. №345
- А.А.Плешаков. Окружающий мир 2 класс. Учебник. В 2 ч. – М., «Просвещение», 2013г.
- А.А.Плешаков, А.Е.Соловьёва. Окружающий мир 2 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение».
- А.А.Плешаков, С.А.Плешаков, Окружающий мир 2 класс. Проверочные работы. – М., «Просвещение».
- А.А.Плешаков. От земли до неба: атлас определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение».
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Программой для 2 класса предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий: природа, неживая природа, живая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные и др. Важное место в курсе занимает знакомство с конкретными природными объектами (воздух, вода, различные виды растений и животных). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности, комнатные растения, обитателей живого уголка, наиболее распространённые породы собак и т. д.
Каждый раздел учебника начинается заглавной страницей, где раскрыты целевые установки изучения данного раздела (планируемые результаты). За заглавной следует основной учебный материал, распределённый по урокам в соответствии с тематическим построением раздела. Учебный материал раскрывает и реализует целевые установки, зафиксированные на заглавной странице.
Каждый раздел завершается рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения». Она представляет собой блок тестовых заданий, который позволяет определить, достигнуты ли целевые установки данного раздела (планируемые результаты), обозначенные на заглавной странице раздела. В конце каждой части учебника имеется рубрика «Странички для самопроверки», работа с которой осуществляется на уроках.
Учебник «Окружающий мир» для 2 класса предполагает выполнение шести проектов: «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии», «Родословная», «Города России», «Страны мира».
Учебники для 2 класса включают семь «Страничек для любознательных». «Странички для любознательных» способствуют формированию различных видов универсальных учебных действий.
Наибольшее внимание уделено использованию учебника и атласа-определителя «От земли до неба».
При нештатных ситуациях (карантин, пандемия, ограничительные меры) реализация образовательной программы возможна с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Окружающий мир» во втором классе отводится:
Количество часов в неделю -2
Количество часов в год по –68
Количество проверочных работ – 8
Количество контрольных работ – 4
Количество практических работ – 6
Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру
к концу 2 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
установка на безопасный, здоровый образ на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
Учащиеся получат возможность для формирования:
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
различать виды транспорта;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
приводить примеры семейных традиций;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
Учащиеся получат возможность научиться:
оценивать отношение людей к окружающему миру;
проводить наблюдения и ставить опыты;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
соблюдать правила вежливости при общении с взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
ориентироваться на местности разными способами;
различать водоёмы, узнавать их по описанию;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
Учащиеся получат возможность научиться:
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Учащиеся научатся:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
Учащиеся получат возможность научиться:
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
Учащиеся получат возможность научиться:
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
Оценка личностных и метапредметных результатов проводится методом встроенного педагогического наблюдения. Результаты фиксируются в таблице в соответствии с положением о системе оценивания.
Оценка предметных результатов осуществляется диагностическими, проверочными и контрольными работами, решением проектных задач.
Для организации текущего контроля используются следующие пособия:
А.А.Плешаков, С.А.Плешаков, Окружающий мир 2 класс. Проверочные работы. – М., «Просвещение».
Рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения» в конце каждого раздела учебника.
Содержание учебного предмета.
Где мы живем? (4 ч.)
Родна страна. Город и село. Природа и рукотворный мир. Наш адрес в мире.
Природа (20 ч.)
Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени. Звездное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга.
Жизнь города и села (10 ч.)
Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме.
Здоровье и безопасность (9 ч.)
Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы.
Общение (7 ч.)
Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры.
Путешествия (18 ч.)
Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по Оке. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Впереди лето.
Тематический план.
№ | Раздел | Предметное содержание. | Кол-во часов в авторскойпрог рамме | Кол-во часов в рабочейпрог рамме | Практическая часть | Основные виды деятельности. |
1. | Где мы живём? | | 4 | 4 | Контрольные – Проверочные – 2 Практические – Проект – 1 А.А.Плешаков, С.А.Плешаков. Окружающий мир. Проверочные работы. 2 класс. | -Понимать учебные задачи , стремиться их выполнять; - различать государственные символы России4 исполнять гимн РФ; - анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; - приводить примеры народов России - сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село. - приводить примеры и различать объекты природы и рукотворного мира; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы. - выполнять задания учебника; |
2. | Природа. | Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. Практическая работа «Работа с термометром» (опыты) В гости к осени. Звездное небо. Заглянем в кладовые земли. Практическая работа «Исследование с помощью лупы состава гранита. Изучение образцов полевого шпата, кварца, слюды». Про воздух и про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Практическая работа «Уход за комнатными растениями» Животные живого уголка. Практическая работа№1 «Уход за домашними животными». Про кошек и собак. Красная книга. Проект: «Красная Книга, или Возьмём под защиту». | 20 | 20 | Контрольные –1 Проверочные – 1 Практические – 4 Проект – 1 А.А.Плешаков, С.А.Плешаков. Окружающий мир. Проверочные работы. 2 класс. | - Понимать учебные задачи , стремиться их выполнять; - приводить примеры, классифицировать объекты природы по существенным признакам; -устанавливать связи между живой и неживой природой; - Различать объекты и явления природы; - приводить примеры явлений неживой и и живой природы, сезонных явлений и наблюдать за ними; -проводить опыты с термометром; измерять температуру воздуха, тела человека и фиксировать результаты измерений. - наблюдать и описывать состояние погоды; -приводить примеры погодных явлений; - находить на рисунке знакомые созвездия; - различать горные породы и минералы; - рассказывать о значении воздуха, и воды для растений, животных и человека; - устанавливать по схеме различия между группами растений; Приводить примеры деревьев, кустарников трав своего края; - соотносить группы животных и их существенные признаки; - устанавливать взаимосвязи в природе между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными; - роль человека в сохранении или нарушении взаимосвязей в природе; - сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; - сравнивать и различать диких и домашних животных; приводить их примеры; - рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними; - определять породы кошек и собак, пользуясь учебником , атласом –определителем; Обсуждать роль растений и животных в жизни человека; - узнавать и определять с помощью атласа-определителя растения своего класса; животных живого уголка; - выявлять причины исчезновения растений и животных; - анализировать факторы угрожающие природе; - знакомиться с правилами друзей природы и экологическими знаками; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы. - выполнять задания учебника; |
3. | Жизнь города и села. | Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме. | 10 | 10 | Контрольные–1 Проверочные – 1 Практические – Проект – 1 А.А.Плешаков, С.А.Плешаков. Окружающий мир. Проверочные работы. 2 класс. | - Понимать учебные задачи , стремиться их выполнять; - рассказывать об отраслях экономики по плану; -анализировать взаимосвязи отраслей экономики; - читать предложенный текст, находить в нём ответы на поставленные вопросы; - классифицировать предметы по характеру материала; Приводить примеры использования природных материалов для производства изделий; - рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов; сравнивать технологию возведения многоэтажных городских домов и сельского дома; - классифицировать средства транспорта; приводить примеры средств транспорта каждого вида; - анализировать схемы; - различать учреждения культуры и образования; - обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни; - рассказывать о труде людей известных профессий, о профессиях своих родителей, членов семьи; - обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни; - наблюдать за зимними погодными явлениями и обобщать их; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы. - выполнять задания учебника; - формулировать правила безопасного поведения на улице зимой; |
4. | Здоровье и безопас-ность. | Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Практическая работа «Школа безопасности для пешехода». Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы. | 9 | 9 | Контрольные– Проверочные – 1 Практические – 1 Проекты - А.А.Плешаков, С.А.Плешаков. Окружающий мир. Проверочные работы. 2 класс. | - Понимать учебные задачи , стремиться их выполнять; -составлять рациональный режим дня школьника; рассказывать о своём режиме дня; -формулировать правила личной гигиены; - анализировать представленную на рисунке дорожную ситуацию; - формулировать, пользуясь рисунком учебника, правила движения по загородной дороге; - формулировать правила безопасности; -объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; -характеризовать пожароопасные предметы( раскалённые предметы, воспламеняющиеся предметы, открытый огонь) - характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; - характеризовать потенциальные опасности при контакте с незнакомыми людьми; - запомнить правила поведения при контактах с незнакомыми людьми; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы. - выполнять задания учебника; |
5. | Общение. | Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры Проект: «Родословная» | 7 | 7 | Контрольные–1 Проверочные – 1 Практические – Проекты – 1 А.А.Плешаков, С.А.Плешаков. Окружающий мир. Проверочные работы. 2 класс. | - Понимать учебные задачи , стремиться их выполнять; - рассказывать по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, семейной атмосфере. Общих занятиях; - формировать понятие «культура общения»; - обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; - составлять с помощью взрослых родословное древо своей семьи; - рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, в школе; - обсуждать какие формы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения; - формулировать правила этикета в гостях; - обсуждать ценность дружбы на примере пословиц народов России; - обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре, консерватории); - обсуждать правила поведения в в общественном транспорте( автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы. - выполнять задания учебника; |
6. | Путешествия. | Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Практическая работа «Знакомство с устройством компаса. Приёмы ориентирования по компасу». Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по Оке. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Впереди лето. Проект: «Города России», «Страны мира» | 18 | 18 | Контрольные–1 Проверочные – 2 Практические – 1 Проекты -2 А.А.Плешаков, С.А.Плешаков. Окружающий мир. Проверочные работы. 2 класс. | - понимать учебные задачи , стремиться их выполнять; - сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; - различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; - формулировать вывод о форме Земли; - знакомится со способами ориентирования по солнцу, по местным признакам; - сопоставлять фотографии равнин и гор на глобусе; - анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе; - различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по писанию; - рассказывать о водных богатствах родного края; - наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т.д., используя атлас-определитель «От земли до неба». - формулировать выводы о весенних явлениях природы; -знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной; - рассказывать о своих наблюдениях весенних наблюдениях в природе родного края; - сравнивать изображение России на карте и глобусе; - находить Москву на карте России, знакомиться с планом Москвы; -описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям; -отличать герб Москвы от гербов других городов; -находить в тексте учебника исторические сведения о Московском Кремле; -обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России; -находить Санкт-Петербург на карте России; знакомиться с планом Санкт-Петербурга, находит на нём достопримечательности; --отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов; -сравнивать глобус и карту мира, находить , называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки. - находить материки на карте мира; - сравнивать физическую и политическую карты мира; -находит и показывать на политической карте мира территорию России и других стран; - приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; |
| Итого: | | 68 | 68 | Контрольные–4 Проверочные – 8 Практические – 6 Проекты -2 | |
Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию авторской программы учебного предмета, изменения не вносились.
Количество часов в учебном плане – 68
Количество часов в рабочей программе – 68