СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая програма по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая програма по окружающему миру»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 им. Н.А. Некрасова»





Рассмотрена:

на методическом

объединении учителей начальных классов

20.08.2020г. Протокол №1

Согласована: на педагогическом совете25.08.2020г.

Протокол №1


Утверждена: приказ МАОУ «СОШ №1 им. Н.А. Некрасова» от 27.08.2020г. №188









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по окружающему миру

на 2020-2021учебный год


разработана на основе Авторская программа  курса «Окружающий мир» 1-4 классы. А.А.Плешаков. (УМК «Школа России)









Составила:

учитель начальных классов

Мосина Т.А.




г. Чудово


2020 год


Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 2 в класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

- Авторская программа  курса «Окружающий мир» 1-4 классы. А.А.Плешаков.

- Основная Образовательная Программа начального общего образования МАОУ «СОШ №1 им. Н.А.Некрасова».

Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включёнными в федеральный перечень учебников, приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018г. №345

- А.А.Плешаков. Окружающий мир 2 класс. Учебник. В 2 ч. – М., «Просвещение», 2013г.

- А.А.Плешаков, А.Е.Соловьёва. Окружающий мир 2 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение».

- А.А.Плешаков, С.А.Плешаков, Окружающий мир 2 класс. Проверочные работы. – М., «Просвещение».

- А.А.Плешаков. От земли до неба: атлас определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение».

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

  • формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Программой для 2 класса предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий: природа, неживая природа, живая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные и др. Важное место в курсе занимает знакомство с конкретными природными объектами (воздух, вода, различные виды растений и животных). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности, комнатные растения, обитателей живого уголка, наиболее распространённые породы собак и т. д.

Каждый раздел учебника начинается заглавной страницей, где раскрыты целевые установки изучения данного раздела (планируемые результаты). За заглавной следует основной учебный материал, распределённый по урокам в соответствии с тематическим построением раздела. Учебный материал раскрывает и реализует целевые установки, зафиксированные на заглавной странице.

Каждый раздел завершается рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения». Она представляет собой блок тестовых заданий, который позволяет определить, достигнуты ли целевые установки данного раздела (планируемые результаты), обозначенные на заглавной странице раздела. В конце каждой части учебника имеется рубрика «Странички для самопроверки», работа с которой осуществляется на уроках.

Учебник «Окружающий мир» для 2 класса предполагает выполнение шести проектов: «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии», «Родословная», «Города России», «Страны мира».

Учебники для 2 класса включают семь «Страничек для любознательных». «Странички для любознательных» способствуют формированию различных видов универсальных учебных действий.

Наибольшее внимание уделено использованию учебника и атласа-определителя «От земли до неба».

При нештатных ситуациях (карантин, пандемия, ограничительные меры) реализация образовательной программы возможна с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Окружающий мир» во втором классе отводится:

Количество часов в неделю -2

Количество часов в год по –68

Количество проверочных работ – 8

Количество контрольных работ – 4

Количество практических работ – 6

Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру

к концу 2 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;

  • овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

  • понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

  • познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;

  • этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

  • установка на безопасный, здоровый образ на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;



Учащиеся получат возможность для формирования:

  • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;

  • представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;

  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;



ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

  • называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

  • различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;

  • приводить примеры народов России;

  • сравнивать город и село, городской и сельский дома;

  • различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

  • различать объекты и явления неживой и живой природы;

  • находить связи в природе, между природой и человеком;

  • измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

  • определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

  • сравнивать объекты природы, делить их на группы;

  • различать виды транспорта;

  • различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

  • правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

  • различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

  • приводить примеры семейных традиций;

  • различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

  • различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

  • читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

  • находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;


Учащиеся получат возможность научиться:

  • оценивать отношение людей к окружающему миру;

  • проводить наблюдения и ставить опыты;

  • находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

  • соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

  • различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

  • узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

  • приводить примеры учреждений культуры и образования;

  • определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

  • соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

  • правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

  • соблюдать правила вежливости при общении с взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;

  • ориентироваться на местности разными способами;

  • различать водоёмы, узнавать их по описанию;

  • различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

  • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации;

  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;



Учащиеся получат возможность научиться:


  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

  • моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).


Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

Учащиеся получат возможность научиться:


  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

  • составлять небольшие рассказы на заданную тему.

  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

Оценка личностных и метапредметных результатов проводится методом встроенного педагогического наблюдения. Результаты фиксируются в таблице в соответствии с положением о системе оценивания.

Оценка предметных результатов осуществляется диагностическими, проверочными и контрольными работами, решением проектных задач.

Для организации текущего контроля используются следующие пособия:

  • А.А.Плешаков, С.А.Плешаков, Окружающий мир 2 класс. Проверочные работы. – М., «Просвещение».

  • Рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения» в конце каждого раздела учебника.


Содержание учебного предмета.

Где мы живем? (4 ч.)

Родна страна. Город и село. Природа и рукотворный мир. Наш адрес в мире.

Природа (20 ч.)

Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени. Звездное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга.

Жизнь города и села (10 ч.)

Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме.

Здоровье и безопасность (9 ч.)

Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы.

Общение (7 ч.)

Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры.

Путешествия (18 ч.)

Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по Оке. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Впереди лето.


























Тематический план.

Раздел

Предметное содержание.

Кол-во часов в авторскойпрог

рамме

Кол-во часов в рабочейпрог

рамме

Практическая часть


Основные виды деятельности.

1.

Где мы живём?

  • Родна страна.

  • Город и село.

  • Природа и рукотворный мир.

  • Проект: «Родной город»


4

4

Контрольные – Проверочные – 2

Практические –

Проект – 1



А.А.Плешаков, С.А.Плешаков. Окружающий мир. Проверочные работы. 2 класс.

-Понимать учебные задачи , стремиться их выполнять;

- различать государственные символы России4 исполнять гимн РФ;

- анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны;

- приводить примеры народов России

- сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село.

- приводить примеры и различать объекты природы и рукотворного мира;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы.

- выполнять задания учебника;

2.

Природа.

  • Неживая и живая природа.

  • Явления природы.

  • Что такое погода. Практическая работа «Работа с термометром» (опыты)

  • В гости к осени.

  • Звездное небо.

  • Заглянем в кладовые земли. Практическая работа «Исследование с помощью лупы состава гранита. Изучение образцов полевого шпата, кварца, слюды».

  • Про воздух и про воду.

  • Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити.

  • Дикорастущие и культурные растения.

  • Дикие и домашние животные.

  • Комнатные растения. Практическая работа «Уход за комнатными растениями»

  • Животные живого уголка. Практическая работа№1 «Уход за домашними животными».

  • Про кошек и собак.

  • Красная книга.

  • Проект: «Красная Книга, или Возьмём под защиту».


20

20

Контрольные –1 Проверочные – 1

Практические – 4

Проект – 1





А.А.Плешаков, С.А.Плешаков. Окружающий мир. Проверочные работы. 2 класс.

- Понимать учебные задачи , стремиться их выполнять;

- приводить примеры, классифицировать объекты природы по существенным признакам;

-устанавливать связи между живой и неживой природой;

- Различать объекты и явления природы;

- приводить примеры явлений неживой и и живой природы, сезонных явлений и наблюдать за ними;

-проводить опыты с термометром; измерять температуру воздуха, тела человека и фиксировать результаты измерений.

- наблюдать и описывать состояние погоды;

-приводить примеры погодных явлений;

- находить на рисунке знакомые созвездия;

- различать горные породы и минералы;

- рассказывать о значении воздуха, и воды для растений, животных и человека;

- устанавливать по схеме различия между группами растений;

Приводить примеры деревьев, кустарников трав своего края;

- соотносить группы животных и их существенные признаки;

- устанавливать взаимосвязи в природе между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными;

- роль человека в сохранении или нарушении взаимосвязей в природе;

- сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;

- сравнивать и различать диких и домашних животных; приводить их примеры;

- рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними;

- определять породы кошек и собак, пользуясь учебником , атласом –определителем;

Обсуждать роль растений и животных в жизни человека;

- узнавать и определять с помощью атласа-определителя растения своего класса; животных живого уголка;

- выявлять причины исчезновения растений и животных;

- анализировать факторы угрожающие природе;

- знакомиться с правилами друзей природы и экологическими знаками;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы.

- выполнять задания учебника;

3.

Жизнь города и села.

  • Что такое экономика.

  • Из чего что сделано.

  • Как построить дом.

  • Какой бывает транспорт.

  • Культура и образование.

  • Все профессии важны.

  • В гости к зиме.

  • Проект: «Профессии».

10

10

Контрольные–1 Проверочные – 1

Практические –

Проект – 1





А.А.Плешаков, С.А.Плешаков. Окружающий мир. Проверочные работы. 2 класс.

- Понимать учебные задачи , стремиться их выполнять;

- рассказывать об отраслях экономики по плану;

-анализировать взаимосвязи отраслей экономики;

- читать предложенный текст, находить в нём ответы на поставленные вопросы;

- классифицировать предметы по характеру материала;

Приводить примеры использования природных материалов для производства изделий;

- рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов; сравнивать технологию возведения многоэтажных городских домов и сельского дома;

- классифицировать средства транспорта; приводить примеры средств транспорта каждого вида;

- анализировать схемы;

- различать учреждения культуры и образования;

- обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни;

- рассказывать о труде людей известных профессий, о профессиях своих родителей, членов семьи;

- обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни;

- наблюдать за зимними погодными явлениями и обобщать их;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы.

- выполнять задания учебника;

- формулировать правила безопасного поведения на улице зимой;


4.

Здоровье и безопас-ность.

  • Строение тела человека.

  • Если хочешь быть здоров.

  • Берегись автомобиля! Школа пешехода. Практическая работа «Школа безопасности для пешехода».

  • Домашние опасности. Пожар.

  • На воде и в лесу.

  • Опасные незнакомцы.


9

9

Контрольные–

Проверочные – 1

Практические – 1

Проекты -


А.А.Плешаков, С.А.Плешаков. Окружающий мир. Проверочные работы. 2 класс.

- Понимать учебные задачи , стремиться их выполнять;

-составлять рациональный режим дня школьника; рассказывать о своём режиме дня;

-формулировать правила личной гигиены;

- анализировать представленную на рисунке дорожную ситуацию;

- формулировать, пользуясь рисунком учебника, правила движения по загородной дороге;

- формулировать правила безопасности;

-объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;

-характеризовать пожароопасные предметы( раскалённые предметы, воспламеняющиеся предметы, открытый огонь)

- характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;

- характеризовать потенциальные опасности при контакте с незнакомыми людьми;

- запомнить правила поведения при контактах с незнакомыми людьми;

-

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы.

- выполнять задания учебника;


5.

Общение.

  • Наша дружная семья.

  • В школе.

  • Правила вежливости.

  • Ты и твои друзья.

  • Мы – зрители и пассажиры

  • Проект: «Родословная»









7

7

Контрольные–1 Проверочные – 1

Практические –

Проекты – 1


А.А.Плешаков, С.А.Плешаков. Окружающий мир. Проверочные работы. 2 класс.

- Понимать учебные задачи , стремиться их выполнять;

- рассказывать по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, семейной атмосфере. Общих занятиях;

- формировать понятие «культура общения»;

- обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;

- составлять с помощью взрослых родословное древо своей семьи;

- рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, в школе;

- обсуждать какие формы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения;

- формулировать правила этикета в гостях;

- обсуждать ценность дружбы на примере пословиц народов России;

- обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре, консерватории);

- обсуждать правила поведения в в общественном транспорте( автобусе, троллейбусе, трамвае, метро)

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы.

- выполнять задания учебника;


6.

Путешествия.

  • Посмотри вокруг.

  • Ориентирование на местности. Практическая работа «Знакомство с устройством компаса. Приёмы ориентирования по компасу».

  • Формы земной поверхности.

  • Водные богатства.

  • В гости к весне.

  • Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по Оке.

  • Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира.

  • Впереди лето.

  • Проект: «Города России», «Страны мира»

18

18

Контрольные–1 Проверочные – 2

Практические – 1

Проекты -2


А.А.Плешаков, С.А.Плешаков. Окружающий мир. Проверочные работы. 2 класс.

- понимать учебные задачи , стремиться их выполнять;

- сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;

- различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

- формулировать вывод о форме Земли;

- знакомится со способами ориентирования по солнцу, по местным признакам;

- сопоставлять фотографии равнин и гор на глобусе;

- анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;

- различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по писанию;

- рассказывать о водных богатствах родного края;

- наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т.д., используя атлас-определитель «От земли до неба».

- формулировать выводы о весенних явлениях природы;

-знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной;

- рассказывать о своих наблюдениях весенних наблюдениях в природе родного края;

- сравнивать изображение России на карте и глобусе;

- находить Москву на карте России, знакомиться с планом Москвы;

-описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям;

-отличать герб Москвы от гербов других городов;

-находить в тексте учебника исторические сведения о Московском Кремле;

-обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России;

-находить Санкт-Петербург на карте России; знакомиться с планом Санкт-Петербурга, находит на нём достопримечательности;

--отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов;

-сравнивать глобус и карту мира, находить , называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки.

- находить материки на карте мира;

- сравнивать физическую и политическую карты мира;

-находит и показывать на политической карте мира территорию России и других стран;

- приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе;


Итого:


68

68

Контрольные–4 Проверочные – 8

Практические – 6

Проекты -2



Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию авторской программы учебного предмета, изменения не вносились.

Количество часов в учебном плане – 68

Количество часов в рабочей программе – 68