СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по физике на 68 часов, базовый уровень, по учебнику Физика. 10 класс. Базовый уровень. Учебник - Мякишев Г.Я., Петрова М.А., Физика. 11 класс. Базовый уровень. Учебник - Мякишев Г.Я., Петрова М.А.
Приложение № 7
к образовательной программе среднего общего образования МОУ «Зайковская СОШ №1»
Рабочая программа
учебного предмета «Физика»
Базовый уровень
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Физика»
Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей.
В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:
1. Личностными результатами обучения физике в средней школе являются
в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя — ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
в сфере отношений обучающихся к России как к Родне (Отечеству) — российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, за прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных сим- волов (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
в сфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу – гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношения к род- ной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;
в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений — уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности для подготовки к решению личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.
2. Метапредметные результаты обучения физике в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий
самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
определять несколько путей достижения поставленной цели;
выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной раннее;
оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
искать и находить обобщённые способы решения задач;
приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);
согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
3. Предметные результаты обучения физике в средней школе представлены для базового (2 ч в неделю) изучения курса физики.
демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современных техники и технологий, в практической деятельности людей;
показывать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;
использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;
различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного исследования (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и т. д.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;
проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность измерения по формулам;
выполнять исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вы- вод с учетом погрешности измерений;
использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;
решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера), используя модели, физические величины и законы; выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить рас- четы и проверять полученный результат;
учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;
применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройствдля решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;
использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.
понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические и роль физики в решении этих проблем;
решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины;
объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;
объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.
Физика и естественно-научный метод познания природы
Предметные результаты освоения темы позволяют:
давать определения понятий: физическая величина, физический закон, научная гипотеза, модель в физике, элементарная частица, фундаментальное взаимодействие;
приводить примеры объектов изучения физики;
приводить базовые физические величины, кратные и дольные единицы, основные виды фундаментальных взаимодействий, их характеристики, радиус действия;
описывать и применять методы научного исследования в физике;
делать выводы о границах применимости физических теорий, их преемственности, существовании связей и зависимостей между физическими величинами;
различать прямые и косвенные измерения физических величин; понимать смысл абсолютной и относительной погрешностей измерения;
интерпретировать физическую информацию, полученную из разных источников.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
- давать определения понятий: механическое движение, материальная точка, тело отсчета, система отсчета, траектория, поступательное движение, вращательное движение, равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение, относительность механического движения, инерциальная система от- счета, инертность, центр тяжести, невесомость, перегрузка, центр масс, замкнутая система, реактивное движение, устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесия, абсолютно твердое тело, гидростатическое давление, колебательное движение, колебательная система, вынужденные колебания, механический резонанс, волна, волновая поверхность, луч, музыкальный тон;
использовать табличный, графический и аналитический способы описания механического движения;
анализировать графики равномерного и равноускоренного прямолинейного движений, условия возникновения свободных колебаний в колебательных системах, зависимости проекций скорости и ускорения гармонически колеблющейся точки от времени, процессы превращения энергии при гармонических колебаниях, потери энергии в реальных колебательных системах, особенности распространения поперечных и продольных волн в средах, звуковых волн, основные характеристики звука;
приводить определения физических величин: перемещение, скорость, пройденный путь, средняя скорость, мгновенная скорость, средняя путевая скорость, среднее ускорение, мгновенное ускорение, ускорение свободного падения, период и частота обращения, угловая скорость, центростремительное ускорение, масса, сила, сила тяжести, первая космическая скорость, сила упругости, вес тела, сила трения покоя, сила трения скольжения, импульс материальной точки, работа силы, мощность, КПД механизма, механическая энергия, кинетическая энергия, потенциальная энергия, момент силы, плечо силы, сила давления, сила Архимеда, период, частота и фаза колебаний, длина волны и скорость ее распространения; записывать единицы измерения физических величин в СИ;
- формулировать: закон сложения скоростей, принцип (закон) инерции, законы Ньютона, принцип суперпозиции сил, принцип относительности Галилея, законы Кеплера, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения, закон Гука, теорему о кинетической энергии, закон сохранения механической энергии, первое и второе условия равновесия твёрдого тела, принцип минимума потенциальной энергии, закон Паскаля, закон Архимеда, условие плавания тел;
выделять основные признаки физических моделей, используемых в механике: материальная точка, инерциальная система отсчета, свободное тело, замкнутая система, абсолютно твердое тело, идеальная жидкость, гармонические колебания, пружинный маятник, математический маятник;
описывать эксперименты: по измерению коэффициента трения скольжения, по изучению основных положений статики и гидростатики, по наблюдению и изучению особенностей колебательного и волнового движений; фундаментальные опыты Галилея, Кавендиша и др.;
определять положение тела на плоскости в любой момент времени, рассматривать свободное падение тел без начальной скорости, преобразования Галилея, движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью, основную (прямую) и обратную задачи механики, движение искусственных спутников Земли, основные свойства работы силы, кинетической энергии, отличия потенциальной энергии от кинетической энергии;
получать уравнения движения груза на пружине и движения математического маятника;
записывать кинематические уравнения равномерного и равноускоренного прямолинейного движения, равномерного движения по окружности, уравнение гармонических колебаний, уравнение движения для вынужденных колебаний, формулы для расчета периодов колебаний пружинного и математического маятников;
различать геоцентрическую и гелиоцентрическую системы отсчета;
- приводить значения: ускорения свободного падения вблизи поверхности Земли, гравитационной постоянной, первой и второй космических скоростей для Земли;
применять полученные знания при описании устройства и принципа действия приборов (например, динамометра), при объяснении явлений, наблюдаемых в природе и быту (например, роль сил трения в движении тел), при решении задач.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
давать определения понятий: термодинамическая система, тепловое (термодинамическое) равновесие, абсолютный нуль температуры, изопроцесс, изотермический, изобарный, изохорный и адиабатический процессы, тепло- обмен, теплоизолированная система, тепловой двигатель, замкнутый цикл, необратимый процесс, насыщенный пар;
приводить определения физических величин: относительная молекулярная (или атомная) масса, количество вещества, молярная масса, температура, внутренняя энергия идеального газа, среднеквадратичная скорость, наиболее вероятная скорость, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, теплоемкость тела, молярная теплоемкость вещества, КПД теплового двигателя, удельная теплота парообразования жидкости, абсолютная и относительная влажность воздуха, точка росы, удельная теплота плавления; записывать единицы измерения физических величин в СИ;
формулировать и объяснять основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества;
наблюдать и объяснять явления: броуновское движение, диффузия, испарение, конденсация, сублимация, кипение, плавление, кристаллизация, анизотропия монокристаллов;
классифицировать агрегатные состояния вещества, характеризовать изменения структуры агрегатных состояний вещества при фазовых переходах;
формулировать: нулевой закон термодинамики, закон Бойля—Мариотта, закон Гей-Люссака, закон Шарля, объединенный газовый закон, закон Дальтона, закон сохранения энергии, первый и второй законы термодинамики;
понимать смысл: уравнения Клапейрона, уравнения состояния идеального газа (уравнения Менделеева—Клапейрона), основного уравнения МКТ, уравнения теплового баланса;
выделять основные признаки физических моделей, используемых в молекулярной физике: термодинамическая система, равновесное состояние системы, равновесный процесс, теплоизолированная система, идеальный газ, идеальный тепловой двигатель, цикл Карно;
использовать статистический подход для описания поведения совокупности большого числа частиц, включающий введение микроскопических и макроскопических параметров; термодинамический метод при рассмотрении свойств макроскопических тел без представлений об их внутреннем строении; уравнение теплового баланса при решении задач;
описывать эксперименты: по наблюдению и изучению изопроцессов, по измерению удельной теплоемкости вещества; опыты, иллюстрирующие изменение внутренней энергии тела при совершении работы; фундаментальные опыты Штерна, Джоуля и др.;
объяснять газовые законы на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества, зависимость давления газа от концентрации его молекул и температуры, связь температуры и средней кинетической энергии хаотического движения молекул, строение и свойства твердых и аморфных тел, графический смысл работы, невозможность создания вечного двигателя, необратимость тепловых явлений, цикл Карно, процессы, происходящие в идеальной холодильной машине, работающей по циклу Карно, зависимость температуры кипения жидкости от внешнего давления;
применять первый закон термодинамики к изопроцессам;
обсуждать применение адиабатических процессов в технике (принцип действия дизельного двигателя), экологические проблемы использования тепловых машин, значение влажности воздуха в жизни человека;
приводить значения: постоянной Авогадро, универсальной газовой постоянной, постоянной Больцмана;
применять полученные знания при описании устройства и принципа действия приборов (например, термометра, калориметра, конденсационного гигрометра, волосного гигрометра, психрометра), тепловых машин, при объяснении явлений, наблюдаемых в природе и быту, при решении задач.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
давать определения понятий: электризация тел, электрически изолированная система тел, электрическое поле, линии напряженности электростатического поля, однородное электрическое поле, эквипотенциальная поверхность, свободные и связанные заряды, конденсатор, поляризация диэлектрика, электростатическая индукция, электрический ток, сторонние силы, электролитическая диссоциация, ионизация газа, магнитное взаимодействие, линии магнитной индукции, однородное магнитное поле, электромагнитная индукция, индукционный ток, самоиндукция, колебательный контур, вынужденные электромагнитные колебания, переменный ток, электромагнитное поле, электромагнитная волна, модуляция, линза, главный фокус линзы, оптический центр линзы, фокальная плоскость линзы, аккомодация, дисперсия, интерференция, когерентные источники света, дифракция;
приводить определения физических величин: электрический заряд, элементарный электрический заряд, напряженность электростатического поля, диэлектрическая проницаемость среды, потенциал электростатического поля, разность потенциалов, электроемкость уединенного проводника, электроемкость конденсатора, сила тока, сопротивление проводника, удельное сопротивление проводника, работа и мощность электрического тока, ЭДС источника тока, модуль магнитной индукции, сила Ампера, сила Лоренца, магнитная проницаемость среды, магнитный поток, индуктивность контура, действующие значения силы тока и напряжения, коэффициент трансформации, длина и скорость распространения электромагнитной волны, интенсивность электромагнитной волны, абсолютный и относительный показатели преломления, фокусное расстояние и оптическая сил линзы, линейное увеличение тонкой линзы, угол зрения;
записывать единицы измерения физических величин в СИ;
записывать формулы определения энергии заряженного конденсатора и объемной плотности электрического поля, энергии магнитного поля тока; получать формулу для расчета: работы сил однородного электростатического поля;
рассматривать основные свойства электрических зарядов, смысл теорий близкодействия и дальнодействия, основные свойства электрического поля, связь между работой сил однородного электростатического поля и потенциальной энергией точечного заряда, связь между напряженностью электрического поля и разностью потенциалов, свойства проводников и диэлектриков в электростатическом поле, действия электрического тока, последовательное, параллельное и смешанное соединения проводников, магнитные свойства вещества, основные свойства вихревого электрического поля, спектр электромагнитных волн, принципы радиосвязи и телевидения, закон независимости световых пучков, ход светового луча через плоскопараллельную пластинку и треугольную призму, глаз как оптическую систему, методы измерения скорости света;
объяснять: зависимость электроемкости плоского конденсатора от площади пластин и расстояния между ними, возникновение энергии электрического поля заряженного конденсатора, условия возникновения и существования электрического тока, зависимость сопротивления проводника от температуры, электронную проводимость металлов, электропроводность электролитов, электролиз, электрический разряд в газах, возникновение самостоятельного и несамостоятельного разрядов, ионизацию электронным ударом, электрический ток в вакууме, возникновение собственной и примесной проводимости полупроводников, радиационные пояса Земли, возникновение энергии магнитного поля тока, свободных электромагнитных колебаний, связь физических величин в формуле Томсона, процессы при гармонических колебаниях в колебательном контуре, превращения энергии в колебательном контуре, возникновение электромагнитной волны, связь физических величин в формуле тонкой линзы, правило знаков при использовании формулы тонкой линзы, дефекты зрения и их коррекцию, образование интерференционной картины в тонких пленках, дифракцию света на длинной узкой щели, образование пятна Пуассона;
изучать действие магнитного поля на проводник с током, рамку с током и движущуюся заряженную частицу, магнитное взаимодействие проводников с токами;
формулировать: закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, принцип суперпозиции электрических полей, первое правило Кирхгофа, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон Ома для полной цепи, закон Ома для участка цепи, содержащего ЭДС, принцип суперпозиции магнитных полей, правило буравчика, правило левой руки, закон Ампера, закон Фарадея (электромагнитной индукции), правило Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света, принцип Гюйгенса, условия интерференционных максимумов и минимумов, принцип Гюйгенса—Френеля, условие дифракционных минимумов;
проводить измерения силы тока, напряжения и сопротивления в электрической цепи;
описывать эксперименты: по электризации тел и объяснять их результаты; по наблюдению силовых линий электрического поля, по измерению электроемкости конденсатора; по наблюдению теплового действия электрического тока; по наблюдению картин магнитного поля; по наблюдению электромагнитных колебаний; по наблюдению и исследованию прямолинейного распространения, отражения и преломления света, волновых свойств света; фундаментальные опыты Кулона, Эрстеда, Ампера, Фарадея, Герца, Юнга, Френеля, Ньютона и др.;
получать и описывать изображения предмета, получаемого с помощью плоского зеркала, собирающих и рассеивающих линз;
выделять основные признаки физических моделей, используемых в электродинамике и оптике: точечный заряд, пробный заряд, линии напряженности электростатического поля, однородное электростатическое поле, эквипотенциальные поверхности, электронный газ, однородное магнитное поле, линии индукции магнитного поля, идеальный колебательный контур, гармоническая электромагнитная волна, точечный источник света, световой луч, однородная и изотропная среда, плоская световая волна, тонкая линза;
приводить значения: скорости света в вакууме;
описывать гармонические электромагнитные колебания в цепях, содержащих резистор,;
рассматривать устройство, принцип действия и примеры использования: электроскопа, электрометра, конденсаторов, гальванического элемента, аккумулятора, реостата, потенциометра, вакуумного диода, электронно-лучевой трубки, электродвигателя постоянного тока, трансформатора; принцип действия генератора переменного тока, плоского зеркала;
применять полученные знания при объяснении явлений, наблюдаемых в природе и быту, при решении задач.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
давать определения понятий: событие, собственное время, собственная длина;
обсуждать трудности, возникающие при распространении принципа относительности на электромагнитные явления; связь между энергией и массой в СТО;
описывать принципиальную схему опыта Майкельсона—Морли;
формулировать постулаты СТО;
рассматривать относительность: одновременности событий, промежутков времени и расстояний;
записывать формулы определения релятивистского импульса, полной энергии и энергии покоя в СТО; основной закон динамики в СТО; релятивистское соотношение между энергией и импульсом.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
давать определения понятий: тепловое излучение, фотоэффект, корпускулярно-волновой дуализм, изотопы, ядерная реакция, дефект массы, энергетический выход ядерных реакций, цепная ядерная реакция, критическая масса, ионизирующее излучение, элементарная частица, аннигиляция;
описывать квантовые явления, используя физические величины и константы: энергия кванта, постоянная Планка, работа выхода электронов, энергия и импульс фотона, энергия ионизации атома, период полураспада, зарядовое и массовое числа, атомная единица массы, энергия связи атомного ядра, удельная энергия связи атомного ядра, коэффициент размножения нейтронов, поглощенная доза излучения, мощность поглощенной дозы, эквивалентная доза; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения в СИ, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
объяснять корпускулярно-волновой дуализм света, явление давления света, гипотезу де Бройля, возникновение серии Бальмера;
понимать смысл квантовой гипотезы Планка, постоянной Планка; физических законов: внешнего фотоэффекта, радиоактивного распада, сохранения энергии, электрического заряда, массового и зарядового чисел; радиоактивного распада; уравнения Эйнштейна для фотоэффекта; постулатов Бора; правил квантования, смещения для альфа-распада и бета-распада; отличать словесную формулировку закона от его математической записи; объяснять их содержание на уровне взаимосвязи физических величин;
изучать экспериментально возникновение непрерывного и линейчатого проводить измерения естественного радиационного фона, исследования треков заряженных частиц по фотографиям и др.;
описывать фундаментальные опыты Столетова, Лебедева, Резерфорда, Беккереля и др.;
выделять основные признаки физических моделей, используемых в квантовой физике: абсолютно черное тело, модель атома Томсона, планетарная модель атома, протонно- нейтронная модель атомного ядра;
обсуждать причины «ультрафиолетовой» катастрофы, красную границу фотоэффекта, модель атома водорода по Бору, состав радиоактивного излучения, физическую природу альфа-, бета- и гамма-лучей, свойства ядерных сил, экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций (АЭС), пути решения этих проблем, перспективы использования атомной, меры защиты от радиоактивных излучений, применение радиоактивных изотопов, классификацию элементарных частиц, фундаментальные взаимодействия;
рассматривать устройство, принцип действия и примеры использования: газоразрядного счетчика Гейгера, камеры Вильсона, пузырьковой камеры, ядерного реактора, дозиметра;
приводить значения: постоянной Планка, масс электрона, протона и нейтрона, атомной единицы массы;
применять полученные знания при объяснении явлений, наблюдаемых в природе и быту, при решении задач.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
познакомиться с объектами и методами исследования астрофизики;
давать определения понятий: астрономическая единица, солнечная активность, годичный параллакс, световой год, парсек, галактика;
рассматривать физическую природу планет земной группы, планет-гигантов и малых тел Солнечной системы;
приводить примеры астероидов, карликовых планет, комет, метеорных потоков;
обсуждать гипотезу происхождения Солнечной системы;
оценивать расстояния до космических объектов, используя понятия: астрономическая единица, световой год, парсек;
рассматривать строение солнечной атмосферы, примеры проявления солнечной активности и ее влияния на протекание процессов на нашей планете, строение нашей Галактики, эволюцию Вселенной, используя элементы теории Большого взрыва;
описывать геоцентрическую и гелиоцентрическую системы мира, протон-протонный цикл, происходящий в недрах Солнца, эволюцию звезд, используя диаграмму Герцшпрунга—Рассела, крупномасштабную структуру Вселенной;
записывать и анализировать: обобщенный третий закон Кеплера, закон Стефана — Больцмана, закон Хаббла;
сравнивать звезды, используя следующие параметры: масса, размер, температура поверхности;
указывать особенности: нейтронных звезд, пульсаров, черных дыр, переменных, новых и сверхновых звезд, экзопланет, рассеянных и шаровых звездных скоплений;
приводить значения: солнечной постоянной, постоянной Хаббла;
применять полученные знания при объяснении астрономических явлений, решении задач.
Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся является основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются ими в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в средней школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:
цели и задачи этих видов деятельности определяются как личностными, так и социальными мотивами обучающихся. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение их компетентности в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
организация учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности старшеклассников, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление:
о философских и методологических основаниях научной деятельностиной деятельности и методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, модель, метод сбора и метод анализа данных;
о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
об истории науки;
о новейших разработках в области науки и технологий;
об экологических проблемах и способах их решения;
о применении физических законов в быту и технике.
- решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);
использовать алгоритм исследования при решении своих учебно - познавательных задач;
использовать основные принципы проектной деятельности при решении учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
применять элементы математического моделирования при решении исследовательских задач; элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей выпускник научится:
формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие, как время, необходимые для достижения поставленной цели;
находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
самостоятельно или совместно с другими одноклассниками разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
Физика и естественно-научный метод познания природы
Физика — фундаментальная наука о природе. Объекты изучения физики. Научный метод познания мира. Взаимосвязь между физикой и другими естественными науками. Методы научного исследования физических явлений. Моделирование явлений и процессов природы. Физические законы. Границы применимости физических законов. Физические теории и принцип соответствия. Измерение физических величин. Погрешности измерений физических величин. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей.
Система отсчета. Важнейшие кинематические характеристики — перемещение, скорость, ускорение. Кинематические уравнения. Различные способы описания механического движения. Основная (прямая) и обратная задачи механики. Основные модели тел и движений. Поступательное и вращательное движения тела. Равномерное и равноускоренное прямолинейные движения. Свободное падение тел. Относительность механического движения. Закон сложения скоростей. Кинематика движения по окружности.
Закон инерции. Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета. Инертность. Масса. Сила. Принцип суперпозиции сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения. Опыт Кавендиша. Сила тяжести. Законы механики и движение небесных тел. Законы Кеплера. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Перегрузки. Сила трения. Импульс материальной точки и системы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Центр масс. Работа силы. Мощность. КПД механизма. Механическая энергия. Кинетическая энергия. Теорема об изменении кинетической энергии. Потенциальная энергия. Механическая энергия системы. Закон сохранения механической энергии.
Равновесие материальной точки. Условие равновесия твердых тел. Плечо и момент силы. Центр тяжести твердого тела. Виды равновесия твердого тела. Давление. Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Механические колебания и волны. Характеристики колебательного движения. Свободные колебания. Колебательные системы. Кинематика колебательного движения. Гармонические колебания. Динамика колебательного движения. Уравнение движения груза на пружине. Уравнение движения математического маятника. Периоды колебаний пружинного и математического маятников. Превращение энергии при гармонических колебаниях. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Поперечные и продольные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Волны в среде. Звук. Характеристики звука.
Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) и ее экспериментальные обоснования. Строение вещества. Масса и размеры молекул. Постоянная Авогадро. Тепловое движение частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.
Модель идеального газа. Статистическое описание идеального газа. Тепловое (термодинамическое) равновесие. Температура. Измерение температуры. Шкалы температур. Свойства газов. Изопроцессы. Газовые законы. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Постоянная Больцмана. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Закон Дальтона. Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева—Клапейрона). Универсальная газовая постоянная. Внутренняя энергия идеального газа. Измерение скоростей молекул газа.
Свойства жидкостей. Кристаллические и аморфные тела. Работа и теплообмен как способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Уравнение теплового баланса. Закон сохранения энергии. Первый закон термодинамики. Применение первого за- кона термодинамики к изопроцессам. Адиабатический процесс. Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики.
Тепловы машины. Принцип действия теплового двигателя. Цикл Карно. Идеальная холодильная машина. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Агрегатные состояния вещества. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Кипение жидкости. Удельная теплота парообразования жидкости. Влажность воздуха. Точка росы. Измерение влажности воздуха. Плавление и кристаллизация вещества. Удельная теплота плавления вещества.
Электрический заряд. Элементарный электрический заряд. Электризация тел. Электроскоп. Электрометр. Закон сохранения электрического заряда. Точечные заряды. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Линии напряженности электрического поля. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле. Диэлектрическая проницаемость.
Работа кулоновских сил. Энергия взаимодействия точечных зарядов. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Электроемкость уединенного проводника и конденсатора. Энергия электрического поля.
Постоянный электрический ток. Действия электрического тока. Сила тока. Источники тока. Сторонние силы. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для однородного проводника (участка цепи). Зависимость удельного сопротивления проводников и полупроводников от температуры. Соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. Закон Ома для полной цепи. Закон Ома для участка цепи, содержащего ЭДС. Реостат. Потенциометр. Измерение силы тока, напряжения.
Электрический ток в металлах, растворах и расплавах электролитов. Электролиз. Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный разряды. Электрический ток в вакууме. Вакуумный диод. Электронно-лучевая трубка. Электрический ток в полупроводниках.
Магнитное взаимодействие. Магнитное поле электрического тока. Индукция магнитного поля. Принцип суперпозиции магнитных полей. Линии магнитной индукции. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Закон Ампера. Электродвигатель постоянного тока. Рамка с током в однородном магнитном поле. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Сила Лоренца. Магнитный щит Земли. Магнитные свойства вещества.
Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность контура. Энергия магнитного поля тока.
Электромагнитные колебания и волны. Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Формула Томсона. Процессы при гармонических колебаниях в колебательном контуре. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Резистор в цепи переменного тока. Действующие значения силы тока и напряжения. Трансформатор.
Электромагнитное поле. Опыты Герца. Свойства электромагнитных волн. Интенсивность электромагнитной волны. Спектр электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
Геометрическая оптика. Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения света. Построение изображений в плоском зеркале. Закон преломления волн. Линзы. Формула тонкой линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображений в тонких линзах. Увеличение линзы. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения.
Измерение скорости света. Дисперсия света. Опыты Ньютона. Принцип Гюйгенса. Интерференция волн. Интерференция света. Когерентные источники света. Опыт Юнга. Кольца Ньютона. Интерференция в тонких пленках. Дифракция света. Принцип Гюйгенса— Френеля.
Законы электродинамики и принцип относительности. Опыт Майкельсона. Постулаты специальной теории относительности. Относительность одновременности событий, промежутков времени и расстояний. Масса, импульс и энергия в специальной теории относительности. Формула Эйнштейна.
Равновесное тепловое излучение. Квантовая гипотеза Планка. Постоянная Планка. Внешний фотоэффект. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Давление света. Опыты Лебедева. Энергия и импульс фотона. Корпускулярно-волновой дуализм. Гипотеза де Бройля.
Планетарная модель атома. Опыты Резерфорда. Поглощение и излучение света атомом. Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Линейчатые спектры.
Методы регистрации заряженных частиц. Естественная радиоактивность. Виды радиоактивных превращений атомных ядер. Закон радиоактивного распада. Изотопы. Правила смещения для альфа-распада и бета-распада. Искусственная радиоактивность. Протонно-нейтронная модель атомного ядра. Ядерные реакции. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Ядерная энергетика. Биологическое действие радиоактивных излучений. Экологические проблемы использования ядерной энергии. Применение радиоактивных изотопов.
Элементарные частицы. Классификация элементарных частиц. Кварки. Фундаментальные взаимодействия.
Солнечная система. Луна и спутники планет. Карликовые планеты и астероиды. Кометы и метеорные потоки. Солнце. Звезды. Диаграмма Герцшпрунга—Рассела и эволюция звезд. Переменные, новые и сверхновые звезды. Экзопланеты. Наша Галактика. Звездные скопления. Пространственно-временны́е масштабы наблюдаемой Вселенной. Закон Хаббла. Крупномасштабная структура Вселенной. Представления об эволюции Вселенной. Элементы теории Большого взрыва.
10 класс
Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного прямолинейного движения»
Лабораторная работа №2 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»
Лабораторная работа №3 «Измерение коэффициента трения скольжения»
Лабораторная работа № 4 «Изучение изотермического процесса»
Лабораторная работа №5 «Измерение относительной влажности воздуха»
Лабораторная работа № 6 «Измерение электрической емкости конденсатора».
11 класс
1. Лабораторная работа № 1 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»
2. Лабораторная работа № 2 «Исследование зависимости сопротивления полупроводника от температуры»
3. Лабораторная работа № 3 «Исследование колебаний пружинного маятника»
4. Лабораторная работа № 4 «Исследование явлений дифракции и интерференции света»
5. Лабораторная работа № 5 «Измерение естественного радиационного фона»
Измерение расстояний.
Измерение промежутков времени.
Измерение массы тела.
Измерение силы.
Измерение атмосферного давления.
Измерение температуры тел.
Измерение влажности воздуха.
Измерение силы тока в различных участках электрической цепи.
Измерение напряжения между двумя точками цепи.
Измерение сопротивления резистора.
Измерение ЭДС источника тока.
Определение фокусного расстояния собирающей линзы.
Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
Расчет абсолютной и относительной погрешностей измерения.
Определение начальной скорости тела, брошенного горизонтально.
Определение центростремительного ускорения тела.
Измерение коэффициента трения скольжения.
Измерение температуры кристаллизации и удельной теплоты плавления вещества.
Измерение электрической емкости конденсатора.
Определение внутреннего сопротивления источника тока.
Измерение ускорения свободного падения.
Определение скорости звука в воздухе.
Определение скорости света в веществе.
Определение показателя преломления воды.
Оценка длины волны света разного цвета.
Исследование равномерного прямолинейного и равно- ускоренного прямолинейного движений.
Наблюдение свободного падения тел в трубке Ньютона.
Изучение движения тела, брошенного горизонтально и под углом к горизонту.
Изучение инертности тел.
Изучение взаимодействия тел.
Наблюдение возникновения силы упругости.
Исследование изменения веса тела при его движении с ускорением.
Изучение трения покоя и трения скольжения.
Определение положения центра масс тела.
Изучение видов равновесия твердых тел.
Изучение закона Паскаля.
Изучение закона Архимеда.
Наблюдение диффузии в жидкостях и газах.
Наблюдение сил притяжения и сил отталкивания между молекулами.
Изучение теплового равновесия.
Наблюдение теплового расширения жидкостей.
Наблюдение теплового расширения твердых тел.
Изучение адиабатического процесса.
Наблюдение испарения, конденсации, кипения, плавления и кристаллизации тел.
Наблюдение поверхностного натяжения жидкости, явлений смачивания и несмачивания, капиллярных явлений.
Наблюдение электризации тел
Наблюдение электризации через влияние.
Исследование картин электрических полей.
Изучение электростатической индукции проводников и поляризации диэлектриков.
Наблюдение различных действий электрического тока.
Наблюдение возникновения электропроводности электролитов.
Наблюдение возникновения электрического тока в газах.
Наблюдение самостоятельного и несамостоятельного разрядов.
Наблюдение возникновения электрического тока в вакууме.
Наблюдение магнитного взаимодействия токов.
Изучение действия магнитного поля на рамку с током.
Исследование картин магнитных полей.
Наблюдение явления электромагнитной индукции.
Наблюдение явления самоиндукции.
Наблюдение колебаний тел.
Изучение затухающих колебаний, вынужденных колебаний и резонанса.
Наблюдение механических волн.
Изучение возникновения и распространения звуковых колебаний.
Наблюдение свободных электромагнитных колебаний в контуре.
Наблюдение прямолинейного распространения, отражения, преломления и дисперсии света.
Наблюдение явления полного внутреннего отражения света.
Исследование явлений интерференции, дифракции и поляризации света.
Наблюдение внешнего фотоэффекта.
Наблюдение сплошных и линейчатых спектров.
Исследование зависимости траектории, пути, перемещения, скорости движения тела от выбора системы отсчета.
Исследование связи между ускорением тела от действующих на него сил.
Изучение зависимости силы упругости от деформации пружины.
Изучение зависимости максимальной силы трения покоя от силы реакции опоры.
Изучение зависимости между давлением и объемом газа данной массы при постоянной температуре.
Изучение зависимости между давлением и температурой газа данной массы при постоянном объеме.
Изучение зависимости между объемом и температурой газа данной массы при постоянном давлении.
Исследование связи между давлением, объемом и температурой идеального газа (объединенного газового закона).
Исследование зависимости температуры кипения от давления.
Изучение изменения температуры остывающего расплавленного вещества от времени.
Исследование зависимости емкости проводника от его размеров.
Исследование зависимости сопротивления полупроводника от температуры.
Исследование зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
Исследование зависимости периода свободных колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
Изучение устройства и принципа действия динамометра.
Изучение устройства и принципа действия водоструйного насоса и пульверизатора.
Изучение устройства и принципа действия термометра.
Изучение устройства и принципа действия калориметра.
Изучение устройства и принципа действия тепловых двигателей и холодильных машин.
Изучение устройства и принципа действия психрометра и гигрометра.
Изучение устройства и принципа действия электроскопа и электрометра.
Изучение устройства и принципа действия различных конденсаторов.
Изучение устройства и принципа действия различных источников постоянного тока.
Изучение устройства и принципа действия вакуумного диода, электронно-лучевой трубки.
Изучение устройства и принципа действия электродвигателя постоянного тока.
Изучение устройства и принципа действия генератора переменного тока.
Изучение устройства и принципа действия трансформатора.
Изучение устройства и принципа действия различных оптических приборов.
Изучение устройства и принципа действия дифракционной решетки.
Изучение устройства и принципа действия дозиметра.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, в том числе с учётом рабочей программы воспитания
10 класс
№ урока | Раздел, тема | Количество часов |
|
|
|
| Вводный инструктаж по технике безопасности ИТБ - 46 Физика и объекты ее изучения. Методы научного исследования в физике. Измерение физических величин | 1 |
| Механика (33 ч) Кинематика (11 ч) |
|
| Различные способы описания механического движения | 1 |
| Перемещение. Радиус-вектор | 1 |
| Равномерное прямолинейное движение | 1 |
| Входная контрольная работа за курс физики 9 класса | 1 |
| Движение тела на плоскости. Средняя скорость. Мгновенная скорость | 1 |
| Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение | 1 |
| Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного прямолинейного движения» | 1 |
| Свободное падение тел | 1 |
| Решение задач на тему: «Свободное падение тел» | 1 |
| Относительность механического движения. Закон сложения скоростей | 1 |
| Кинематика движения по окружности | 1 |
| Динамика (10 ч) |
|
| Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчёта | 1 |
| Сила. Принцип суперпозиции сил | 1 |
| Инертность. Масса. Второй закон Нюьтона | 1 |
| Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея | 1 |
| Сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения | 1 |
| Сила тяжести. Движение искусственных спутников | 1 |
| Лабораторная работа №2 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести» | 1 |
| Сила упругости. Закон Гука | 1 |
| Вес тела. Невесомость. Перегрузки | 1 |
| Сила трения. Лабораторная работа №3 «Измерение коэффициента трения скольжения» | 1 |
| Законы сохранения в механике (8 ч) |
|
| Импульс материальной точки. Другая формулировка второго закона Ньютона | 1 |
| Закон сохранения импульса. Реактивное движение | 1 |
| Центр масс. Теорема о движении центра масс. День Российской науки | 1 |
| Работа силы. Мощность. КПД механизма | 1 |
| Механическая энергия. Кинетическая энергия | 1 |
| Потенциальная энергия | 1 |
| Закон сохранения механической энергии | 1 |
| Полугодовая контрольная работа за курс физики 10 класса. | 1 |
| Статика. Законы гидро и аэростатики (4 ч) |
|
| Условия равновесия твёрдых тел | 1 |
| Центр тяжести твёрдого тела. Виды равновесия | 1 |
| Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля | 1 |
| Закон Архимед | 1 |
| Молекулярная физика и термодинамика (20 ч) Основы молекулярно-кинетической теории (9 ч) |
|
| Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытные обоснования | 1 |
| Общие характеристики молекул | 1 |
| Температура. Измерение температуры | 1 |
| Газовые законы. Абсолютная шкала температур. Лабораторная работа № 4 «Изучение изотермического процесса» | 1 |
| Уравнение состояния идеального газа | 1 |
| Основное уравнение МКТ | 1 |
| Температура и средняя кинетическая энергия хаотичного движения молекул | 1 |
| Измерение скоростей молекул газа | 1 |
| Строение и свойства твёрдых тел | 1 |
| Основы термодинамики (7 ч) |
|
| Работа газа в термодинамике. Количество теплоты. Уравнение теплого баланса | 1 |
| Первый закон термодинамики | 1 |
| Применение первого закона термодинамики к изопроцессам | 1 |
| Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики | 1 |
| Решение задач на законы термодинамики | 1 |
| Тепловые машины. Цикл Карно. Экологические проблемы в использовании тепловых машин | 1 |
| Решение задач на характеристики тепловых двигателей | 1 |
| Изменения агрегатных состояний вещества (4 ч) |
|
| Испарение и конденсация. Насыщенный пар | 1 |
| Кипение жидкости | 1 |
| Влажность воздуха. Лабораторная работа №5 «Измерение относительной влажности воздуха» | 1 |
| Плавление и кристаллизация вещества | 1 |
| Электродинамика (14 ч) Электростатика (14 ч) |
|
| Электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда | 1 |
| Закон Кулона | 1 |
| Электрическое поле. Напряженность электрического поля | 1 |
| Графическое изображение электрических полей. День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы» | 1 |
| Работа кулоновских сил. Энергия взаимодействия точечных зарядов | 1 |
| Потенциал электрического поля и разность потенциалов | 1 |
| Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле | 1 |
| Годовая контрольная работа за курс физики 10 класса | 1 |
| Электрическая емкость. Плоский конденсатор. Соединение конденсаторов | 1 |
| Лабораторная работа № 6 «Измерение электрической емкости конденсатора» | 1 |
| Энергия электрического поля | 1 |
| Решение задач по электростатике | 1 |
| Повторение материала за курс физики 10 класса | 1 |
| Повторение материала за курс физики 10 класса | 1 |
| Итого | 68 |
11 класс
№ урока | Раздел, тема урока
| Количество часов |
| Электродинамика (продолжение) (22 ч) Постоянный электрический ток (8 ч) |
|
| Вводный инструктаж по технике безопасности ИТБ - 46 Условия существования электрического тока. Электрический ток в проводниках | 1 |
| Закон Ома для участка цепи. Зависимость сопротивления от температуры. | 1 |
| Соединение проводников | 1 |
| Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца | 1 |
| Измерение силы тока, напряжения и сопротивления электрической цепи | 1 |
| Электродвижущая сила. Источники тока | 1 |
| Закон Ома для полной цепи | 1 |
| Лабораторная работа № 1 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» |
|
| Электрический ток в средах (4 ч) |
|
| Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Закон электролиза. | 1 |
| Электрический ток в газах | 1 |
| Электрический ток в вакууме | 1 |
| Электрический ток в полупроводниках. Лабораторная работа № 2 «Исследование зависимости сопротивления полупроводника от температуры» | 1 |
| Магнитное поле (7 ч) |
|
| Магнитные взаимодействия. Магнитное поле токов | 1 |
| Индукция магнитного поля | 1 |
| Линии магнитной индукции | 1 |
| Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера | 1 |
| Движение заряженных частиц в магнитном поле. Сила Лоренца | 1 |
| Магнитные свойства вещества | 1 |
| Решение задач на тему: «Магнитное поле» | 1 |
| Электромагнитная индукция (3 ч) |
|
| Опыты Фарадея. Магнитный поток | 1 |
| Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле | 1 |
| Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока | 1 |
. | Колебания и волны (27 ч) |
|
| Механические колебания и волны (7 ч) |
|
| Условия возникновения механических колебаний. Две модели колебательных систем | 1 |
| Кинематика колебательного движения. Гармонические колебания. День Российской науки | 1 |
| Динамика колебательного движения. Лабораторная работа № 3 «Исследование колебаний пружинного маятника» | 1 |
| Превращение энергии при гармонических колебаниях. Затухающие колебания | 1 |
| Вынужденные колебания. Резонанс | 1 |
| Механические волны | 1 |
| Волны в среде. Звук | 1 |
| Электромагнитные колебания и волны (8 ч) |
|
| Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур | 1 |
| Процессы при гармонических колебаниях в колебательном контуре | 1 |
| Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток | 1 |
| Полугодовая контрольная работа за курс физики 11 класса | 1 |
| Резистор в цепи переменного тока. Действующие значения силы тока и напряжения | 1 |
| Трансформатор | 1 |
| Электромагнитные волны | 1 |
| Принципы радиосвязи и телевидения | 1 |
| Законы геометрической оптики (5 ч) |
|
| Закон прямолинейного распространения света | 1 |
| Закон преломления света | 1 |
| Линзы. Формула тонкой линзы | 1 |
| Построение изображений в тонких линзах | 1 |
| Глаз как оптическая система | 1 |
| Волновая оптика (4 ч) |
|
| Измерение скорости света | 1 |
| Принцип Гюйгенса. Интерференция волн | 1 |
| Интерференция света. Дифракция света | 1 |
| Лабораторная работа № 4 «Исследование явлений дифракции и интерференции света» | 1 |
| Элементы теории относительности (3 ч) |
|
| Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты специальной теории относительности | 1 |
| Масса, импульс и энергия в специальной теории относительности | 1 |
| Решение задач по теме: «Элементы теории относительности» | 1 |
| Квантовая физика. Астрофизика (19 ч) Квантовая физика. Строение атома (5 ч) |
|
| Равновесное тепловое излучение | 1 |
| Законы фотоэффекта | 1 |
| Давление света. Корпускулярно-волновой дуализм | 1 |
| Планетарная модель атома | 1 |
| Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору | 1 |
| Физика атомного ядра. Элементарные частицы ( 10 ч) |
|
| Методы регистрации заряженных частиц | 1 |
| Естественная радоактивность | 1 |
| Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Изотопы | 1 |
| Искусственное превращение атомных ядер. Протонно-нейтронная модель атомного ядра. День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы» | 1 |
| Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер | 1 |
| Решение задач по теме: «Энергия связи атомных ядер» | 1 |
| Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор | 1 |
| Биологическое действие радиоактивных излучений. Лабораторная работа № 5 «Измерение естественного радиационного фона» | 1 |
| Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия | 1 |
| Годовая контрольная работа за курс физики 10 класса | 1 |
| Элементы астрофизики ( 4 ч) |
|
| Солнечная система | 1 |
| Солнце. Звезды | 1 |
| Наша Галактика | 1 |
| Пространственно-временные масштабы наблюдаемой Вселенной. Представления об эволюции Вселенной | 1 |
| Итого | 68 |