Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 г. Комсомольска-на-Амуре
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОУ СОШ № 6
по учебному ПРЕДМЕТУ «Физическая культура»
(10-11 кл)
Базовый уровень
СОСТАВИТЕЛЬ:
Боярчук Олеся Юрьевна,
учитель высшей квалификационной категории
Срок реализации программы 2018 – 2022 уч.г.
г. Комсомольск-на-Амуре
Пояснительная записка
Рабочая программа на изучение физической культуры на базовом уровне и составлена на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Приказа Министерства образования и науки от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г № 1897;
Примерной программы по физической культуре 10-11 класс. Под редакцией А.П. Матвеева.
Программа составлена для общеобразовательных классов МОУ СОШ № 6. Согласно учебному плану МОУ СОШ №6 на изучение физической культуры в объёме образовательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 3 часа в неделю, 102 часа за год.
Рабочая программа реализует региональный компонент Хабаровского края.
Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в сфере общечеловеческой культуры, является главной целью развития отечественной системы школьного образования. Как следствие этого, каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижении этой цели.
Цель образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В рамках реализации этой общей цели программа для учащихся средней (полной) школы ориентируется на решение следующих задач:
Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.
Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью.
Овладение технологиями современных систем физического воспитания.
Овладение системой знаний о физической культуре, как способе формирования здорового образа жизни и социальных ориентаций.
Приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
В основу рабочей программы положены современные образовательные технологии:
-Здоровьесберегающие технологии;
Создать такую рабочую общеобразовательную программу, которая формирует и обеспечивает здоровье учащихся.
Создать условия для заинтересованного отношения учащихся к учёбе.
Включить в процесс занятий элементы активного отдыха.
Обеспечивать необходимые гигиенические условия в учебных помещениях.
- Личностно - ориентированное и фиффиринцированное обучение – применение тестов и заданий с учётом уровня физической подготовленности и группы здоровья;
- Информационно-коммуникационные технологии-показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры.
Для более качественного освоения предметного содержания предмета физическая культура, образовательный процесс подразделяется на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:
- образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее изученного учебного материала;
- образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов гимнастики, лёгкой атлетики, спортивных игр, лыжной подготовки, плавания;
- образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решения соответствующих задач на этих уроках, формируются представления о физической подготовке и физических качествах, обучают способам регулирования физической нагрузки, способам контроля её влияния на развитие систем организма.
Освоение программного материала.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом курс «Физическая культура» изучается в 10-11 классе три часа в неделю. Основное время отводится на раздел «Физическое совершенствование».
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека связь с трудовой и военной деятельностью;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий , доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками спортивные игры и элементы соревнований , осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса , регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения спортивных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находитьошибки, эффективно их исправлять;
- подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений ;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками , выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки технического исполнения;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта , применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами , в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Ожидаемые результаты реализации рабочей программы образовательного курса;
1.повышение мотивации к здоровому образу жизни;
2.снижение заболеваемости среди детей;
3.представление о разнообразном мире движений;
4.систематичность и регулярность к занятиям физическими упражнениями;
5.интерес к игровой деятельности;
6.улучшение показателей физического развития и физической подготовленности.
Структура и содержание программы. Программа состоит из трёх разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент); «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операционный компонент); «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы , как «Физическая культура и здоровый образ жизни», «Оздоровительные системы физического воспитания», «Спортивная подготовка» и «Прикладно ориентированная физическая подготовка». В этих темах раскрываются современные представления о роли физической культуры в формировании индивидуального образа жизни., сохранении здоровья и продлении творческой активности, подготовке человека к предстоящей жизнедеятельности. Кроме того, приводятся сведения о современных оздоровительных системах физического воспитания, раскрываются их цели , задачи, формы организации.
В разделе «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» представлены задания , которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя такие темы , как «Организация и проведение занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является необходимый и достаточный для самостоятельной деятельности перечень практических навыков и умений.
Наиболее представительным по объёму учебного содержания является раздел «Физическое совершенствование», который ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепления здоровья школьников. Это раздел включает в себя следующие темы: «Упражнения в системе занятий адаптивной физической культурой», «Упражнения в системе занятий атлетической гимнастикой (юноши)», «Упражнения в системе занятий шейпингом (девушки)», «Упражнения в системе спортивной подготовки», «Упражнения в системе прикладно ориентированной физической подготовки» и «Упражнения культурно-этнической направленности».
Содержание первой темы соотносится с решением задач по укреплению здоровья учащихся и представлено комплексами упражнений адаптивной физической культуры. Вторая и третья темы представлены упражнениями оздоровительных систем физического воспитания, которые излагаются в последовательности , определяющей решение задач по коррекции телосложения. Четвёртая и пятая темы этого раздела раскрывают задачи спортивной и пркладно-ориентированной физической подготовки. Здесь учебный материал представлен соревновательными и прикладными упражнениями из базовых видов спорта, а также упражнениями атлетических единоборств.
Как и в основной школе , включение соответствующего базового вида спорта в содержание учебно-воспитательного процесса определяется решением Совета школы исходя из интересов учащихся, имеющих спортивных традиций, а так же наличия спортивной базы и квалифицированных преподавателей. Для углубленной спортивной подготовки по избранному виду спорта рекомендуется использовать два варианта учебного процесса. Первый-это добавлением третьего часа физической культуры в недельный бюджет учебного времени из регионального (школьного) компонента Базисного учебного плана. Второй-это выделение до 20% часов за счёт уменьшения количества времени на освоение учащимися других учебных тем и разделов программы.
Тема «Упражнения культурно-этнической направленности» посвящена историческим особенностям развития физической культуры той народности , которая населяет конкретный регион. Учебный материал для неё рекомендуется местными органами образования и разрабатывается учителями физической культуры.
Программа завершается изложением Требований к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по физической культуре. Они соотносятся с Требованиями Государственного стандарта и задаются по четырём базовым основаниям: «знать/понимать», «уметь», «демонстрировать» и «использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». В программе требования выполняют двойную функцию. С одной стороны, они являются критериями оценки успешности овладения учащимися программным содержанием , а с другой – устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым выпускником, оканчивающим среднюю (полную) школу.
В программе требования не дифференцируются по годам обучения, а даются в интегральном (едином) выражении. Использование такого подхода является оправданным, поскольку позволяет на протяжении всего периода обучения в средней (полной) школе осуществлять объективную оценку успеваемости учащихся с учётом их индивидуальных особенностей и физических возможностей. Исходя из программных требований и ориентируясь на индивидуальные возможности каждого ученика , учитель вправе самостоятельно разрабатывать контрольные задания и в соответствии с ними оценивать успеваемость каждого ученика по учебным полугодиям. Главное, чтобы к концу в средней (полной) школе каждый учащийся смог выполнить программное требование к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по физической культуре.
Формы организации и примерное планирование образовательного процесса. В средней (полной) школе урочные формы учебных занятий физической культурой приобретают всё более самостоятельный характер, т.е. учащимся предоставляется определённая самостоятельность в их планировании и структурировании, выборе состава упражнений и дозировки нагрузки, контроле за функциональным состоянием организма и результативностью тренировочного процесса. Роль учителя здесь сводится в большей степени к проведению консультаций по корректировке разрабатываемых учащимися индивидуальных методик, помощи в организации занятий, включая и самостоятельные занятия дома. При таком подходе , наряду с традиционными типами уроков (с образовательно-познавательной, образовательно-обучающей, образовательно-тренировочной направленностью), появляются так называемые практико-ориентированные занятия, которые по своей сути носят методический характер. На этих уроках совместно с учителем разрабатываются индивидуальные учебные задания, составляются планы-конспекты, оценивается результативность в обучении двигательным действиям и развитие физических качеств.
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки 10 класс Социокультурные основы. Физическая культура общества и человека. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движения. Психолого-педагогические основы. Основные формы и виды физических упражнений. Понятие телосложения и характеристика его основных типов. Основные технико-тактические действия и приемы в игровых видах спорта. Медико-биологические основы. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний. Основы техники безопасности и профилактики травматизма. Закрепление навыков закаливания. Воздушные и солнечные ванны. Закрепление приемов саморегуляции. Психомышечная и психорегулирующая тренировки. Закрепление приемов самоконтроля. 11 класс Социокультурные основы. Понятие физической культуры личности. Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре. Психолого-педагогические основы. Способы индивидуальной организации контроля над физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями. Способы регулирования массы тела, использование корригирующих упражнений для проведения самостоятельных занятий. Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по видам спорта (спортивные игры, легкая атлетика, лыжные гонки, гимнастика). Медико-биологические основы. Основы организации двигательного режима. Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания), причины их возникновения и пагубное влияние на организм человека. Закрепление навыков закаливания. Воздушные и солнечные ванны. Закрепление приемов саморегуляции. Психомышечная и психорегулирующая тренировки. Закрепление приемов самоконтроля. Спортивные игры 10-11 класс. Терминология спортивной игры. Правила игры. Техника безопасности при занятиях спортивными играми. Помощь в судействе соревнований. Гимнастика с элементами акробатики 10-11 класс. Основы биомеханики гимнастических упражнений. Их влияние на телосложение, воспитание волевых качеств. Техника 8 безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при травмах. Легкая атлетика 10-11 класс. Виды соревнований по легкой атлетике и рекорды. Дозирование нагрузки при занятиях бегом, прыжками и метанием. Прикладное значение легкоатлетических упражнений. Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой. Доврачебная помощь при травмах. Правила соревнований. Помощь в судействе соревнований. Лыжная подготовка 10-11 класс. Правила проведения самостоятельных занятий. Особенности физической подготовки лыжника. Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая помощь при травмах и обморожениях. Помощь в судействе соревнований. Плавание 10-11 класс. Биомеханические особенности техники плавания. Доврачебная помощь пострадавшему. Правила плавания в открытом водоеме. Практическая часть 10-11 класс Спортивные игры Баскетбол, гандбол. Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек: комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Ловля и передач мяча: варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника в различных построениях (в парах, тройках, квадрате, круге). Техника ведения мяча: варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Техника бросков мяча: варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Индивидуальная техника защиты: действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание). Техника перемещений, владения мячом: комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Тактика игры: индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Овладение игрой: игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам. Волейбол. Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек: комбинации из 9 освоенных элементов техники передвижений. Техника приема и передач мяча: варианты техники приема и передач мяча. Техника подачи мяча: нижняя и верхняя прямая подача мяча в заданную часть площадки. Техника прямого нападающего удара: прямой нападающий удар при встречных передачах. Варианты нападающего удара через сетку. Техника защитных действий: Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и вдвоем), страховка. Техники владения мячом: комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар. Тактика игры: индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Овладение игрой: игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам. Футбол. Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек: комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Удары по мячу и остановка мяча: варианты ударов по мячу ногой и головой без сопротивления и с сопротивлением защитника. Варианты остановок мяча ногой, грудью. Техника ведения мяча: варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Техника защитных действий: действия против игрока без мяча и с мячом (выбивание, отбор, перехват). Техника перемещений, владения мячом: игра головой, использование корпуса, финты. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Тактика игры: индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Овладение игрой: игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игра по правилам. Совершенствование координационных способностей: прыжки в заданном ритме; комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом, варианты круговой тренировки, комбинированные упражнения и эстафеты с разнообразными предметами (мячами, шайбой, теннисными ракетками). Подвижные игры с мячом, приближенные к спортивным. Развитие выносливости: эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры, двусторонние игры и игровые задания с акцентом на анаэробный или аэробный механизм длительностью от 20 секунд до 18 минут. Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей: бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений на расстояние от 10 до 25 м, ведение мяча в разных стойках, 10 подвижные игры и эстафеты с мячом в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность. Гимнастика с элементами акробатики. Строевые упражнения. Пройденный в предыдущих классах материал. Повороты кругом в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении. Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, развитие координационных, силовых способностей, гибкости и правильной осанки: Комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении. Юноши: с набивными мячами (весом до 5 кг), гантелями (до 8 кг). Девушки: с обручами, скакалками, большим мячом, палками. Прыжки через скакалку. Акробатические упражнения: юноши: длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см; стойка на руках с помощью; кувырок назад через стойку на руках с помощью. Переворот боком; прыжки в глубину, высота 150—180 см. Комбинации из ранее освоенных элементов. Девушки: сед углом; стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках. Комбинации из ранее освоенных элементов. Висы и упоры: юноши: пройденный в предыдущих классах материал. Подъем в упор силой; вис, согнувшись, прогнувшись, сзади; сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, угол в упоре, стойка на плечах из седа ноги врозь. Подъем переворотом, подъем разгибом до седа ноги врозь, соскок махом назад. Развитие силовых способностей и силовой выносливости: юноши: лазанье по двум канату без помощи ног и с помощью ног на скорость. Подтягивания. Упражнения в висах и упорах, с гантелями, набивными мячами. Девушки: упражнения в висах и упорах, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, в парах. Опорные прыжки: юноши: прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115-120 см (10 класс) и 120-125 см (11 класс). Девушки: прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину, высота 110 см). Развитие координационных способностей: комбинации общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений, акробатических упражнений. Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, гимнастических снарядах. Акробатические упражнения. Эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и упражнений. Развитие скоростно-силовых способностей: опорные прыжки, прыжки со скакалкой, метания набивного мяча. 11 Развитие гибкости: общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для различных суставов. Упражнения с партнером, на гимнастической стенке, с предметами. Легкая атлетика. Техника спринтерского бега: высокий и низкий старт до 40 м. Стартовый разгон. Бег на результат на 100 м. Эстафетный бег. Техника длительного бега: юноши: бег в равномерном и переменном темпе 20-25 мин. Бег на 3000 м. Девушки: бег в равномерном и переменном темпе 15-20 мин. Бег на 2000 м. Техника прыжка в длину: прыжки в длину с 13 - 15 шагов разбега способом «прогнувшись». Техника прыжка в высоту: прыжки в высоту с 7- 9 шагов разбега способом «перешагивание». Техника метания малого мяча: юноши: метание мяча 150 г с 4-5 бросковых шагов с полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1x1 м) с расстояния до 20 м. Метание гранаты 500- 700 г с места на дальность; с 4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную цель (2x2 м) с расстояния 12-15 м, по движущейся цели (2x2 м) с расстояния 10-12 м. Девушки: метание теннисного мяча и мяча 150 г с места на дальность, с 4-5 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние в коридор 10 м; в горизонтальную и вертикальную цель (l x l м) с расстояния 12-14 м. Метание гранаты 300-500 г с места на дальность. Развитие выносливости: юноши: длительный бег до 25 минут, кросс, бег с препятствиями, бег с гандикапом, в парах, группой, эстафеты, круговая тренировка. Девушки: длительный бег до 20 минут. Развитие скоростно-силовых способностей: прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., набивных мячей, круговая тренировка. Развитие скоростных и координационных способностей: эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью, изменением темпа и ритма шагов. Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения; бег с преодолением препятствий и на местности; барьерный бег; прыжки через препятствия и на точность приземления; метание различных предметов из различных и. п. в цель и на дальность обеими руками. Лыжная подготовка. 10 класс. Техника лыжных ходов: переход с одновременных ходов на попеременные. Прохождение дистанции до 5 км (девушки) и до 6 км (юноши). 12 Преодоление подъемов и препятствий. Игры: «Гонки с выбыванием», «Горнолыжная эстафета» с преодолением препятствий. 11 класс. Техника лыжных ходов: Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни. Прохождение дистанции до 5 км (девушки) и до 8 км (юноши). Преодоление подъемов и препятствий. Элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование. Плавание. 10 - 11 класс. Плавание изученными спортивными способами. Плавание на боку, брассом, на спине. Плавание в умеренном и попеременном темпе до 600 м. Проплывание отрезков 25 – 100 м 2 – 6 раз. Распределение учебного времени на различные виды программного
Примерное распределение программного материала
Раздел программы | 10 класс | 11 класс |
Знание о физической культуре (история физической культуры, Физическая культура и спорт в современном обществе. Базовые понятия физической культуры.Физическая культура человека) | В процессе урока |
Способы физкультурной деятельности |
Организация и проведения занятий физической культурой Оценка эффективности занятий физической культурой | В процессе урока |
Физическое совершенствование |
Физкультурно-оздоровительная деятельность | В процессе урока |
Спортивно-оздоровительная деятельность |
Лёгкая атлетика | 22 | 21 |
Гимнастика с основами акробатики, элементы самбо. | 14 | 14 |
Гандбол | 14 | 14 |
Спортивные игры | 16 | 16 |
Плавание | 32 | 32 |
Школьный компонент | 4 | 4 |
| | |
Всего часов: | 102 | 101 |
В рабочей программе в разделе гимнастика добавляется модуль «самбо», в разделе спортивных игр «гандбол»
Критерии оценивания подготовленности учащихся по физической культуре
Качественные критерии по физической культуре являются качественными и количественными.
Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом; знаниями двигательными умениями и навыками , способами физкультурно-оздоровительной деятельности , включёнными в обязательный минимум содержания образования и школьный образовательный стандарт.
Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности , складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных , выносливости, гибкости и их сочетаний , что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ. Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учителя реализуют не только собственно оценочную, но и стимулирующую, и воспитывающую функции, учитывая темп и индивидуальные особенности учащихся. При этом учителю необходимо быть максимально тактичным , внимательным ,не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.
ИТОГОВАЯ оценка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, четверть (за полугодие), за учебный год. Она включает в себя текущие оценки.
Критерии оценивания успеваемости по базовым составляющим физической подготовки учащихся:
Знания
При оценивании знаний по предмету «физическая культура» учитываются такие показатели; глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями. С целью проверки знаний используются следующие методы; опрос, проверочные беседы, тестирование.
Оценка 5 | Оценка 4 | Оценка 3 | Оценка 2 |
За ответ в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает; используя в деятельности. | За этот же ответ, если в нём содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки. | За ответ в котором отсутствует логическая последовательность, имеются проблемы в знании материала. | За незнание программы |
Техника владения двигательными умениями и навыками
Для оценивания техники владения двигательными навыками и умениями используются следующие методы:
Наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений.
Оценка 5 | Оценка 4 | Оценка 3 | Оценка 2 |
Движения или отдельные элементы выполнены правильно, без ошибок, легко, свободно, чётко, уверенно. | Допущено не более двух незначительных ошибок. | Допущена одна глубокая ошибка или несколько мелких. | Элемент выполнен неправильно. |
Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
Оценка 5 | Оценка 4 | Оценка 3 | Оценка 2 |
Учащийся умеет: самостоятельно организовать место занятий, подбирать инвентарь и применять в конкретных условиях. | Допускает незначительные ошибки. | Более половины видов выполняет с помощью учителя. | Не мо жжет выполнить самостоятельно ни один из пунктов. |
Уровень физической подготовленности.
Оценка 5 | Оценка 4 | Оценка 3 | Оценка 2 |
Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определённый период времени. | Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста. | Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту. | Учащийся не выполняет государственный стандарт. |
Общая оценка успеваемости складывается по видам программ: по гимнастике, волейболу, баскетболу, лёгкой атлетике, лыжной подготовке, плаванию,гандболу,саибо.
Использование проектных технологий обучения на уроках физической культуры.
Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти.
Аттестация учащихся специально медицинской группы (СМГ)
В соответствии с рекомендациями образования Российской Федерации учитываются особенности в организации занятий физической культурой в СМГ. Дети 2 ой и 3ей групп здоровья, которые составляют СМГ по своим двигательным возможностям не могут сравниваться со здоровыми детьми. Физические нагрузки должны быть снижены с обучающимися в СМГ. Каждый из обучающихся в СМГ имеет свой набор ограничений двигательной активности, который обусловлен формой и тяжестью его заболевания. При выставлении текущей оценки необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшее занятие физической культурой. Итоговая отметка выставляется с учётом теоретических и практических знаний, а так же с учётом динамики физической подготовленности и прилежания.