Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Инзагатуйская средняя общеобразовательная школа»
Джидинский район Республика Бурятия
«Рассмотрено» на заседании МО естественно-математического цикла Руководитель МО______/ Цыренова Х. З./ протокол № 1 от « 31 » августа 2022 | « Согласовано» Заместитель директора по УВР____/ Доржиева Д. В./ «31 » августа 2022 г | «Утверждаю» Директор МБОУ «Инзагатуйская СОШ» ______/Бадмажапов Ж. В./ Протокол № 99 от «31» августа 2022 г |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По предмету: биология
Класс: 10
ФИО учителя: Сагдеева Лилия Равильевна
Категория: I, педстаж 18
Срок действия программы: 2022-2023 учебныйгод
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального закона №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. №413 с изм. доп.);
3. Федеральным перечнем учебников, утвержденным Приказом Минпросвещения России от 20.05.2020г.№254;
4. Основная общеобразовательная программа МБОУ «Инзагатуйская СОШ»;
5. Примерная программа по предмету : Биология : 10 класс под редакцией Пономаревой И.Н. М., издательский центр «Вентана-Граф», 2021;
6. Учебного плана МБОУ «Инзагатуйская СОШ» на 2022-2023 учебный год;
7. Положение о рабочей программе МБОУ «Инзагатуйская СОШ»;
Программа направлена на решение следующих задач:
системное формирование знаний об основах науки биологии в контексте ее исторического развития и на уровне профильного обучения школьников; овладение способами добывания и творческого применения этих знаний;
формирование научного миропонимания как компонента научного и природосообразного мировоззрения и как условия понимания гуманистических, экокультурных ценностей и природосообразных ориентиров в жизненной позиции личнос ти;
развитие личности средствами предмета биологии на основе формирования общеучебных и предметных умений и навыков, учебно-познавательной деятельности профилированного характера на компетентностном уровне.
В 10 классе изложение учебного содержания приводится на примере биосферного, биогеоценотического и популяционно-видового уровней организации жизни. В 11 классе идёт продолжение раскрытия содержания курса на примере организменного, клеточного и молекулярного уровней жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии позволяет в 10 классе более подробно ознакомиться с учением о биосфере , с особенностями биогеоценозов (экосистем), с процессами многообразия видов, чтобы затем (в 11 классе), на основе этих знаний изучать свойства организма, клетки и материалы о молекулярных основах жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
I. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
-характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;
-выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере); объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
-приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды, необходимости сохранения многообразия видов;
-умение пользоваться биологической терминологией и символикой; -решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
-описание особей видов по морфологическому критерию,
-выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;
-сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и
искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка
выводов на основе сравнения.
2 .В ценностно-ориентационной сфере:
-анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников;
-оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехноло! ии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).
3. В сфере трудовой деятельности:
- овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.
4 В сфере физической деятельности:
-обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде.
Метапредметные:
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностные:
-реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
-признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
-сформированность познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс
Раздел I. Введение в курс общей биологии (6 ч)
Биология как наука и ее прикладное значение. Введение: Биология — наука о живом. Отрасли биологии, ее связи с другими наукам. Биологическое разнообразие как проблема в истории науки биологии. Практическая биология и ее значение. Биотехнология. Бионика. Роль биологических знаний в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Общие биологические явления и методы их исследования. Основные свойства жизни. Общие признаки биологических систем. Отличительные признаки живого и неживого. Определение понятия «жизнь». Биосистема как объект изучения биологии и как структурная единица живой материи. Структурные уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
Методы биологических исследований. Наблюдение, эксперимент, описание, измерение и определение видов — биологические методы изучения природы. Моделирование и мониторинг. Определение видов растений и животных.
Раздел II. Биосферный уровень организации жизни (8 ч)
Особенности биосферного уровня живой материи.
Учение о биосфере. Понятие о биосфере. Границы и структура биосферы. Учение В.И. Вернадского о живом веществе и его особенностях. Функции живого вещества в биосфере.
Происхождение живого вещества. Гипотезы происхождения живого вещества на Земле, их анализ и оценка. Современные гипотезы происхождения жизни (А.И. Опарин и Дж. Холдейн). Физико-химическая эволюция и развитие биосферы. Этапы возникновения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира и ее значение в развитии биосферы. Хронология развития жизни на Земле. Эволюция биосферы.
Биосфера как глобальная биосистема. Функциональная неоднородность живого вещества. Особенности распределения биомассы на Земле. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот и его значение. Биогеохимические циклы в биосфере. Биогенная миграция атомов. Механизмы устойчивости биосферы.
Условия жизни в биосфере. Среды жизни на Земле. Экологические факторы и их значение. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Комплексное действие факторов среды на организм. Общие закономерности влияния экологических факторов на организм. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.
Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Живой мир и культура.
Раздел III. Биогеоценотический уровень организации жизни (7 ч)
Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема.
Биогеоценоз как часть биосферы. Биогеоценозы как структурные компоненты биосферы. Понятия «биогеоценоз», «биоценоз» и «экосистема». Понятия «экотоп» и «биотоп». Строение и свойства биогеоценоза (экосистемы). Структура экосистемы. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Функциональные компоненты экосистемы. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Системы «хищник-жертва» и «паразит- хозяин». Пищевые связи в экосистеме. Экологические ниши и жизненные формы организмов в биогеоценозе.
Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пирамиды чисел. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.
Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Понятие о сукцессии. Стадии развития биогеоценозов. Суточные и сезонные изменения в биогеоценозе.
Многообразие биогеоценозов и их значение. Водные экосистемы и сухопутные биогеоценозы. Искусственные биогеоценозы — агроэкосистемы (агробиоценозы). Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроэкосистем.
Сохранение разнообразия экосистем. Влияние деятельности человека на биогеоценозы. Использование биогеоценозов в истории человечества. Экологические законы природопользования. Живая природа в литературе и народном творчестве.
Раздел IV. Популяционно-видовой уровень организации жизни (14 ч)
Особенности популяционно-видового уровня жизни.
Вид и видообразование. Вид, его характеристика и структура. Критерии вида. Популяция как структурная единица вида и как форма его существования. Популяция как структурный компонент биогеоценозов. Типы популяций.
Популяция как элементарная единица эволюции. Понятие о генофонде популяции. Исследования С.С. Четверикова. Понятие о микроэволюции и обр азовании видов. Элементарные фактор ы эволюции. Движущие силы эволюции. Естественный отбор - главный движущий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Видообразование - процесс увеличения видов на Земле.
Происхождение и этапы эволюции человека. Место человека в системе живого мира. Понятия «гоминиды» и «понгиды». Предшественники человека. Популяционная концепция происхождения человека. Этапы эволюции человека. История изучения антропогенеза.
Особенности эволюции человека. Человек как уникальный в ид живой природы. Политипичный характер вида Человек разумный. Расселение человека по земному шару. Человеческие расы и гипотезы происхождения рас. Находки палеолитического человека на территории России.
Учение об эволюции и его значение. Развитие эволюционных идей в истории биологии. Значение работ К. Линнея, Ж-Б. Ламарка и эволюционной теории Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Синтетическая теория эволюции. Основные закономерности эволюции. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Микро- и макроэволюция.
Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.
Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация (А.Н Северцов, И.И. Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Система живых организмов на Земле. Сохранение многообразия видов - основа устойчивости биосферы.
Сохранение биоразнообразия — насущная задача человечества. Проблема сохранения биологического разнообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов.
Лабораторная работа № 7 «Характеристики вида»
1. Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях или гербарии и коллекциях животных. 2. Выявление морфологических признаков при описании разных видов рода традесканция (или рода бегония, пеларгония).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока |
По плану | Фактически |
Введение в курс общей биологии (6ч) |
1 | Содержание и структура курса общей биологии | 1 | | |
2 | Основные свойства живого | 1 | | |
3 | Уровни организации живой материи | 1 | | |
4 | Значение практической биологии | 1 | | |
5 | Методы биологических исследований | 1 | | |
6 | ПР №1 «Использование различных методов при изучении биологических объектов» | 1 | | |
Биосферный уровень жизни (8ч) |
7 | Учение о биосфере | 1 | | |
8 | Происхождение живого вещества | 1 | | |
9 | Биологическая эволюция в развитии биосферы | 1 | | |
10 | Условия жизни на Земле | 1 | | |
11 | Биосфера как глобальная экосистема | 1 | | |
12 | Круговорот веществ в природе | 1 | | |
13 | Особенности биосферного уровня организации живой материи | 1 | | |
14 | Взаимоотношения человека и природы | 1 | | |
Биогеоценотический уровень жизни (7ч) |
15 | Биогеоценоз как особый уровень организации жизни | 1 | | |
16 | Учение о биогеоценозе и экосистеме | 1 | | |
17 | Строение и свойства биогеоценоза | 1 | | |
18 | Совместная жизнь видов в биогеоценозе. ЛР №1 «Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе» | 1 | | |
19 | Причины устойчивости биогеоценозов | 1 | | |
20 | Зарождение и смена биогеоценозов | 1 | | |
21 | Разнообразие биогеоценозов | 1 | | |
Популяционно – видовой уровень (14ч) |
22 | Вид, его критерии и структура. ЛР №2 «Морфологические критерии, используемые при определении видов» | 1 | | |
23 | Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система | 1 | | |
24 | Популяция как основная единица эволюции | 1 | | |
25 | Видообразование – процесс возникновения новых видов на Земле | 1 | | |
26 | Система живых организмов на Земле | 1 | | |
27 | Этапы антропогенеза | 1 | | |
28 | Человек как уникальный вид живой природы | 1 | | |
29 | История развития эволюционных идей | 1 | | |
30 | Естественный отбор и его формы | 1 | | |
31 | Современное учение об эволюции | 1 | | |
32 | Основные направления эволюции. ЛР №3 «Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных» | 1 | | |
33 | Особенности популяционно – видового уровня жизни | 1 | | |
34 | Всемирная стратегия охраны природных видов | 1 | | |
35 | Итоговый контроль по курсу «Биология 10 класс» | 1 | | |