СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) (2004г) по биологи и ориентирована на использование учебника « Биология.  10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова  и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2016».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 10 класс»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 10 КЛАСС

(базовый уровень)


Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) (2004г) по биологи и ориентирована на использование учебника « Биология. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2016».

На предмет «Биология» в учебном плане МБОУ ВУСОШ в 10 классе отведен 1 час в неделю. Итого 35 часов. Лабораторные работы – 8 часов, контрольных – 4.


Общая характеристика учебного предмета.

На завершающей ступени общего образования решаются задачи обеспечения функциональной грамотности, социальной адаптации и гражданского самоопределения учащихся. В связи с этим внимание акцентируется на развитии личности ученика, осознающего свои гражданские права и обязанности, имеющего независимый стиль мышления и представляющего потенциальные возможности и способы выбора собственного жизненного пути.

Основой для становления новых идей общего образования выступают мировоззренческие идеи о ценности, целостности и единстве природы, ее системной организации, единстве человека и природы, разумности, гуманности и развитии цивилизации.

Исходя из необходимости совершенствования биологического образования при реализации его мировоззренческой, культурообразующей, воспитательной и развивающей функций, определяются образовательные цели курса «Биология». Они направлены на достижение учащимися четырех видов компетентности: мировоззренческой, методологической, теоретической и практической.

Мировоззренческая компетентность предполагает усвоение учащимися знаний с целью формирования научного мировоззрения и развития понимания ценности природы и жизни.

Методологическая компетентность включает ознакомление учащихся с методами научного познания и методами биологической науки.

Теоретическая компетентность предполагает осознание практической ценности биологического знания и биологического образования, расширение политехнического кругозора школьников, развитие их профессиональных интересов и ориентации.

Курс биологии для старшей ступени общеобразовательной школы является преемственным по отношению к курсу «Основы общей биологии», изучаемому в 9-м классе. Однако изучение биологии в 10-м классе осуществляется на более высоком уровне обобщения, с обязательным включением основных методологических и теоретических знаний биологии.

В содержании учебной программы принципиальной является идея понимания ответственности каждого человека за все, что происходит в природе и социальном мире на нашей планете. Изучение современной биологии должно способствовать формированию стиля мышления, важнейшие черты которого следующие:

глобальность;

целостное восприятие мира с его многочисленными связями, осознание места и роли человека в природе;

гибкость, открытость личности к новому, способность находить альтернативные решения;

осмысление собственного опыта в контексте общечеловеческой деятельности;

способность устанавливать причинно – следственные, вероятностные, прогностические и другие виды связей.


Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.













Основное содержание курса.


Биология как наука. Методы научного познания

Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Клетка

Развитие знаний о клетке (Р. Гун, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы - неклеточные формы. Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код.

Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Организм

Организм - единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии - свойства живых организмов.

Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).



Требования к уровню подготовки учащихся.

 

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

уметь:

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

- описывать особей видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания н умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

 






































Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

1. Федеральный закон « Об образовании РФ» от 29 декабря 2012года №273-ФЗ.

2. ФК ГОС (основного или среднего образования) 2004 года разработан в соответствии с законом «Об образовании РФ» №273 и концепции модернизации Российского образования до 2020 года

3. Постановление Главного государственного са­нитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и органи­зации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).

Для учащихся:

1. Биология. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2016г.

2. Батуев А.С, Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьни­ков и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

3. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся / Б.М. Медников. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2006г.

Для учителя:

1. Биология. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2016г..

2. Пальдяева Г.М. «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 кл». Сборник программ. Издательство Дрофа 2012г.

3.Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

4. Тейлор Д., Грин Я., Стаут У. Биология. Т. 1—3. М.: Мир, 2001.

Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:

1. Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- («Универсальное учебное 1 пособие»);

2. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания);

3. Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - издательский Дом «Генджер», 1997. - 96с;

4. О.В.Гончаров «Генетика. Задачи». Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2008 г

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ:

www.bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru -

Эйдос - центр дистанционного образования www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»







Тематическое планирование

БИОЛОГИЯ 10 класс (базовый уровень)

п/п

№ темы урока

Тема урока

Основные понятия

Лабораторные работы.

Планируемый результат обучения



Введение (1 час).

1

1

Биология - наука о живой природе. Основные признаки живого и уровни организации жизни.

Основные свойства живой материи: единство химического состава, обмен веществ, самовоспризведение, саморегуляция, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость, целостность и дискретность. Уровни организации живого.


Знать основные признаки живого и уровни организации жизни; методы изучения и значение биологии.



Раздел I. Клетка - единица живого. (16ч)

Тема1. Химический состав клетки (6ч)

2

1

Неорганические (минеральные) соединения.

Группы химических элементов (макро-, микро-, ультрамикроэлементы). Неорганические вещества клетки: минеральные соли и вода, их роль в клетке.


Знать биологически важные химические элементы клетки, роль воды в клетке; биологическую терминологию: гидрофильные соединения, гидрофобные соединения, микроэлементы, макроэлементы, ультрамикроэлементы, биополимеры. Уметь объяснять уникальные свойства воды в связи с ее строением.



3

2

Биополимеры. Углеводы. Липиды.

Классификация углеводов: моно-, олиго-, полисахариды. Многообразие липидов. Функции углеводов, липидов в клетке.


Знать классификацию углеводов; строение функции углеводов и липидов.



4

3

Белки, их строение и функции.

Белки – биополимеры. Структура белковых молекул. Свойства белков. Функции белков.

Л/р№1"Каталитическая активность ферментов в живых тканях".

Знать строение и функции белков. Уметь характеризовать строение молекул белков в связи с их функциями в клетке.






5

4

Биополимеры. Нуклеиновые кислоты.

История открытия и изучения нуклеиновых кислот. Строение, функции и свойства ДНК. Структура и функции РНК.


Знать строение и функции НК. Уметь устанавливать черты сходства и различия, взаимосвязь между строение и функциями.



6

5

АТФ и другие органические соединения клетки.

АТФ, ее биологическое значение. Регуляторные и сигнальные вещества.


Знать особенности строение и функции АТФ. Уметь устанавливать взаимосвязь между строение и функциями, объяснять роль регуляторных и сигнальных веществ в клетке.



7

6

Контрольная работа №1 « химический состав клетки»






Тема 2. Структура и функции клетки (4ч)

8

1

Клеточная теория.

Цитология как наука, ее становление и развитие. Клеточная теория. Методы современной цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно - научной картины мира.

Л/р№2 "Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом и их описание."


Знать основные положения клеточной теории, ее роль в становлении современной естественно - научной картины мира. Уметь проводить наблюдения, устанавливать черты сходства и различия в строении клеток.



9

2

Строение клетки. Одномембранные органоиды.

Строение и основные свойства мембран, функции поверхностного аппарата. Плазмолиз и деплазмолиз. Органоиды клетки: ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы.

Л/р№3 "Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука"

Знать строение и функции цитоплазмы, мембран, ЭПС, комплекса Гольджи, лизосом. Уметь проводить наблюдения, объяснять основные свойства мембран, делать выводы.



10

3

Двумембранные органоиды. Органоиды движения, включения.

Митохондрии и пластиды, их строение и функции. Опорно – сократительный аппарат клетки : микротрубочки, микрофиламенты. Клеточные включения.


Знать строение и функции митохондрий, пластид, органоидов движения.

Уметь описывать особенности строения органоидов в связи с их функциями в клетке.



11

4

Ядро. Прокариоты и эукариоты.





Строение ядра, хромосом. Роль ядра в наследственности. Прокариоты и эукариоты.

Л/р №4 "Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом."

Знать строения ядра, хромосом. Уметь объяснять роль ядра в наследственности, устанавливать черты сходства и различия в строении прокариот и эукариот.



Тема 3. Обеспечение клеток энергией(2ч)

12

1

Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей.

Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция. Автотрофы: фототрофы и хемотрофы. Гетеротрофы. запасание энергии света в биологических "аккумуляторах". Фазы фотосинтеза. Значение фотосинтеза.


Знать сущность процессов метаболизма, фотосинтеза. Объяснять биологические термины; значение фотосинтеза.




13

2

Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.

Биологическое окисление и горение. Подготовительный этап энергетического обмена. Окисление без участия кислорода. Гликолиз. Цикл Кребса. Цикл переноса электронов. Окислительное фосфорилирование. Митохондрии - энергетические станции клетки.


Уметь характеризовать процесс безкислородного окисления, сравнивать горение и биологическое окисление.

Уметь характеризовать процесс дыхания клетки.



Тема4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (4ч)

14

1

Генетическая информация. Удвоение ДНК.

Индивидуальные различия организмов. ДНК - матрица для синтеза белков. Удвоение ДНК. Принцип комплементарности.


Знать сущность принципа комплементарности. Уметь строить комплементарные цепочки ДНК.



15

2

Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков.

Транскрипция. Генетический код и его свойства. Строение транспортной РНК. Кодон. Антикодон. Трансляция.


Знать сущность процесса транскрипции, свойства генетического кода. Знать сущность процесса трансляции. Уметь определять последовательность аминокислот в белке по последовательности нуклеотидов НК.



16

3

Вирусы.

Неклеточные формы жизни. История открытия вирусов. Строение ( капсид, суперкапсид). Вирионы, бактериофаги. Процессы жизнедеятельности. Вирусные заболевания. Профилактика СПИДа, гепатита С


Знать особенности строения и процессов жизнедеятельности вирусов, влияние на живые организмы, меры профилактики СПИДа , гепатита и др.



17

4

Контрольная работа №2 «Клетка – единица живого»












Раздел II. Размножение и развитие организмов(6ч)

Тема5. Размножение организмов(4ч)

18

1

Деление клетки. Митоз.

Деление - важнейшее свойство клеток. Подготовка к делению(интерфаза). Фазы митоза. Биологическая сущность и значение митоза.


Уметь характеризовать фазы митоза, объяснять биологическую сущность и значение митоза.



19

2

Бесполое и половое размножение.

Бесполое размножение, его способы, значение в природе. Половое размножение. Партеногенез. Работы Б.Л. Астаурова.


Знать способы бесполого и полового размножения, значение в природе. Уметь объяснять практическое значение различных видов размножения.



20

3

Мейоз.

Диплоидный и гаплоидный набор хромосом. Соматические и половые клетки. Фазы мейоза. Биологическое значение и сущность мейоза.


Знать фазы, сущность и значение мейоза.



21

4

Образование половых клеток и оплодотворение.

Сперматогенез и овогенез. Строение половых клеток. Способы оплодотворения у животных. Двойное оплодотворение у растений. Биологическое значение оплодотворения.


Знать сущность процессов сперматогенеза и овогенеза, оплодотворения у животных и растений; строение половых клеток. Уметь объяснять биологическое значение оплодотворения.



Тема6. Индивидуальное развитие организмов(2ч).

22

1

Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Организм как единое целое.

Онтогенез. Стадии эмбрионального развития: бластула, гаструла, нейрула. органогенез. Постэмбриональное развитие: прямое и непрямое. Дифференцировка клеток. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Саморегуляция. Влияние внешних условий на раннее развитие организмов. Биологические часы. Фотопериодизм. Анабиоз.


Знать сущность стадий эмбрионального развития организмов, постэмбрионального развития.. Уметь давать определение понятиям. Уметь приводить примеры приспособленности организмов к условиям среды на клеточном и тканевом уровнях; отрицательное воздействие наркотиков, алкоголя, никотина на развитие эмбриона.



23

2

Контрольная работа № 3 «Размножение и развитие организмов»











Раздел III. Основы генетики и селекции (12ч)

Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности (5ч).

24

1

Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г. Менделя.

Краткая история развития генетики. Гибридологический метод наследственности. I и II законы Менделя. Гомозиготные и гетерозиготные особи. Причина расщепления признаков у гибридов.

Л/р №5 " Составление простейших схем скрещивания"

Знать сущность гибридологического метода, формулировки законов. Уметь объяснять термины, составлять простейшие схемы скрещивания.



25

2

Генотип и фенотип. Аллельные гены.

Аллельные гены. Фенотип и генотип. Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование. Принцип чистоты гамет.


Знать сущность анализирующего скрещивания, неполного доминирования, принципа чистоты гамет. уметь составлять простейшие схемы скрещивания.



26

3

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Дигибридное скрещивание. Независимое наследование. Решетка Пеннета.

Л/р №6 " Решение элементарных генетических задач."

Знать сущность третьего закона Менделя. Уметь решать простейшие генетические задачи.



27

4

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов.

Основные положения хромосомной теории наследственности. Группы сцепления. Сцепленное наследование и явление перекреста.


Иметь представление о хромосомной теории наследственности, сцепленном наследовании генов, нарушении сцепления.



28

5

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.

Хромосомное определение пола. Аутосомы и половые хромосомы. Хромосомный набор мужского и женского организма. Наследование, сцепленное с полом.


Знать отличие мужского и женского хромосомного набора, хромосомное определение пола. Уметь объяснять наследование признаков, сцепленных с полом.






Тема8. Закономерности изменчивости (4ч).

29

1

Модификационная, наследственная, комбинативная изменчивость.

Модификационная изменчивость, Типы наследственной изменчивости: генотипическая, комбинативная, цитоплазматическая.

Л/р №7 "Фенотипы местных сортов растений"

Уметь давать характеристику модификационной, наследственной и комбинативной изменчивости; описывать растения по фенотипу и сравнивать их между собой.








30

2

Изменчивость. Вариационный ряд, вариационная кривая.

Вариационный ряд, вариационная кривая.

Л/р №8 "Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой."

Иметь представление о статистических закономерностях модификационной изменчивости. уметь строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.



31

3

Мутационная изменчивость.

Геномные, хромосомные, генные мутации. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И.Вавилова, его практическое значение.


Уметь давать характеристику

мутационной изменчивости. Знать виды мутаций, формулировку закона гомологических рядов наследственной изменчивости.



32

4

Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение наследственных болезней человека.

Генетика и медицина. Методы изучения наследственности человека. Наследственные болезни человека. Резус фактор. Родственные браки. Медико-генетическое консультирование


Иметь представление о наследственных болезнях человека, резус-конфликте, медико-генетическом консультировании. Уметь объяснять причины нежелательности близкородственных браков.



Тема9. Генетика и селекция(3ч)

33

1

Одомашнивание как начальный этап селекции.

Селекция как наука. Одомашнивание как первый этап селекции. Центры происхождения культурных растений.


Уметь характеризовать селекцию как науку, объяснять практическое значение для селекции учения Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений.



34

2

Методы современной селекции. Успехи селекции.

Значение изменчивости для отбора. Искусственный отбор, его творческая роль. Оценка наследственных качеств. Инбридинг, его значение. Гетерозис, его использование. Работы российских селекционеров. Новейшие методы селекции: клеточная и генная инженерия, клонирование.


Знать методы современной селекции, творческую роль искусственного отбора. Уметь объяснять практическое значение близкородственного скрещивания и явления гетерозиса. Знать методы клеточной и генной инженерии; иметь представление о работах российских селекционеров, перспективах клеточной и генной инженерии.



35

3

Контрольная работа №4 «Основы генетики и селекции»








10