
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 10 КЛАСС
(базовый уровень)
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) (2004г) по биологи и ориентирована на использование учебника « Биология. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2016».
На предмет «Биология» в учебном плане МБОУ ВУСОШ в 10 классе отведен 1 час в неделю. Итого 35 часов. Лабораторные работы – 8 часов, контрольных – 4.
Общая характеристика учебного предмета.
На завершающей ступени общего образования решаются задачи обеспечения функциональной грамотности, социальной адаптации и гражданского самоопределения учащихся. В связи с этим внимание акцентируется на развитии личности ученика, осознающего свои гражданские права и обязанности, имеющего независимый стиль мышления и представляющего потенциальные возможности и способы выбора собственного жизненного пути.
Основой для становления новых идей общего образования выступают мировоззренческие идеи о ценности, целостности и единстве природы, ее системной организации, единстве человека и природы, разумности, гуманности и развитии цивилизации.
Исходя из необходимости совершенствования биологического образования при реализации его мировоззренческой, культурообразующей, воспитательной и развивающей функций, определяются образовательные цели курса «Биология». Они направлены на достижение учащимися четырех видов компетентности: мировоззренческой, методологической, теоретической и практической.
Мировоззренческая компетентность предполагает усвоение учащимися знаний с целью формирования научного мировоззрения и развития понимания ценности природы и жизни.
Методологическая компетентность включает ознакомление учащихся с методами научного познания и методами биологической науки.
Теоретическая компетентность предполагает осознание практической ценности биологического знания и биологического образования, расширение политехнического кругозора школьников, развитие их профессиональных интересов и ориентации.
Курс биологии для старшей ступени общеобразовательной школы является преемственным по отношению к курсу «Основы общей биологии», изучаемому в 9-м классе. Однако изучение биологии в 10-м классе осуществляется на более высоком уровне обобщения, с обязательным включением основных методологических и теоретических знаний биологии.
В содержании учебной программы принципиальной является идея понимания ответственности каждого человека за все, что происходит в природе и социальном мире на нашей планете. Изучение современной биологии должно способствовать формированию стиля мышления, важнейшие черты которого следующие:
глобальность;
целостное восприятие мира с его многочисленными связями, осознание места и роли человека в природе;
гибкость, открытость личности к новому, способность находить альтернативные решения;
осмысление собственного опыта в контексте общечеловеческой деятельности;
способность устанавливать причинно – следственные, вероятностные, прогностические и другие виды связей.
Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Основное содержание курса.
Биология как наука. Методы научного познания
Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Клетка
Развитие знаний о клетке (Р. Гун, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы - неклеточные формы. Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код.
Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Организм
Организм - единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии - свойства живых организмов.
Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания н умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
1. Федеральный закон « Об образовании РФ» от 29 декабря 2012года №273-ФЗ.
2. ФК ГОС (основного или среднего образования) 2004 года разработан в соответствии с законом «Об образовании РФ» №273 и концепции модернизации Российского образования до 2020 года
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).
Для учащихся:
1. Биология. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2016г.
2. Батуев А.С, Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
3. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся / Б.М. Медников. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2006г.
Для учителя:
1. Биология. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2016г..
2. Пальдяева Г.М. «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 кл». Сборник программ. Издательство Дрофа 2012г.
3.Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
4. Тейлор Д., Грин Я., Стаут У. Биология. Т. 1—3. М.: Мир, 2001.
Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:
1. Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- («Универсальное учебное 1 пособие»);
2. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания);
3. Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - издательский Дом «Генджер», 1997. - 96с;
4. О.В.Гончаров «Генетика. Задачи». Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2008 г
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ:
www.bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru -
Эйдос - центр дистанционного образования www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Тематическое планирование
БИОЛОГИЯ 10 класс (базовый уровень)
№ п/п | № темы урока | Тема урока | Основные понятия | Лабораторные работы. | Планируемый результат обучения | | |
Введение (1 час). |
1 | 1 | Биология - наука о живой природе. Основные признаки живого и уровни организации жизни. | Основные свойства живой материи: единство химического состава, обмен веществ, самовоспризведение, саморегуляция, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость, целостность и дискретность. Уровни организации живого. | | Знать основные признаки живого и уровни организации жизни; методы изучения и значение биологии. | | |
Раздел I. Клетка - единица живого. (16ч) |
Тема1. Химический состав клетки (6ч) |
2 | 1 | Неорганические (минеральные) соединения. | Группы химических элементов (макро-, микро-, ультрамикроэлементы). Неорганические вещества клетки: минеральные соли и вода, их роль в клетке. | | Знать биологически важные химические элементы клетки, роль воды в клетке; биологическую терминологию: гидрофильные соединения, гидрофобные соединения, микроэлементы, макроэлементы, ультрамикроэлементы, биополимеры. Уметь объяснять уникальные свойства воды в связи с ее строением. | | |
3 | 2 | Биополимеры. Углеводы. Липиды. | Классификация углеводов: моно-, олиго-, полисахариды. Многообразие липидов. Функции углеводов, липидов в клетке. | | Знать классификацию углеводов; строение функции углеводов и липидов. | | |
4 | 3 | Белки, их строение и функции. | Белки – биополимеры. Структура белковых молекул. Свойства белков. Функции белков. | Л/р№1"Каталитическая активность ферментов в живых тканях". | Знать строение и функции белков. Уметь характеризовать строение молекул белков в связи с их функциями в клетке. | | |
5 | 4 | Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. | История открытия и изучения нуклеиновых кислот. Строение, функции и свойства ДНК. Структура и функции РНК. | | Знать строение и функции НК. Уметь устанавливать черты сходства и различия, взаимосвязь между строение и функциями. | | |
6 | 5 | АТФ и другие органические соединения клетки. | АТФ, ее биологическое значение. Регуляторные и сигнальные вещества. | | Знать особенности строение и функции АТФ. Уметь устанавливать взаимосвязь между строение и функциями, объяснять роль регуляторных и сигнальных веществ в клетке. | | |
7 | 6 | Контрольная работа №1 « химический состав клетки» | | | | | |
Тема 2. Структура и функции клетки (4ч) |
8 | 1 | Клеточная теория. | Цитология как наука, ее становление и развитие. Клеточная теория. Методы современной цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно - научной картины мира. | Л/р№2 "Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом и их описание." | Знать основные положения клеточной теории, ее роль в становлении современной естественно - научной картины мира. Уметь проводить наблюдения, устанавливать черты сходства и различия в строении клеток. | | |
9 | 2 | Строение клетки. Одномембранные органоиды. | Строение и основные свойства мембран, функции поверхностного аппарата. Плазмолиз и деплазмолиз. Органоиды клетки: ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы. | Л/р№3 "Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука" | Знать строение и функции цитоплазмы, мембран, ЭПС, комплекса Гольджи, лизосом. Уметь проводить наблюдения, объяснять основные свойства мембран, делать выводы. | | |
10 | 3 | Двумембранные органоиды. Органоиды движения, включения. | Митохондрии и пластиды, их строение и функции. Опорно – сократительный аппарат клетки : микротрубочки, микрофиламенты. Клеточные включения. | | Знать строение и функции митохондрий, пластид, органоидов движения. Уметь описывать особенности строения органоидов в связи с их функциями в клетке. | | |
11 | 4 | Ядро. Прокариоты и эукариоты. | Строение ядра, хромосом. Роль ядра в наследственности. Прокариоты и эукариоты. | Л/р №4 "Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом." | Знать строения ядра, хромосом. Уметь объяснять роль ядра в наследственности, устанавливать черты сходства и различия в строении прокариот и эукариот. | | |
Тема 3. Обеспечение клеток энергией(2ч) |
12 | 1 | Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. | Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция. Автотрофы: фототрофы и хемотрофы. Гетеротрофы. запасание энергии света в биологических "аккумуляторах". Фазы фотосинтеза. Значение фотосинтеза. | | Знать сущность процессов метаболизма, фотосинтеза. Объяснять биологические термины; значение фотосинтеза. | | |
13 | 2 | Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода. | Биологическое окисление и горение. Подготовительный этап энергетического обмена. Окисление без участия кислорода. Гликолиз. Цикл Кребса. Цикл переноса электронов. Окислительное фосфорилирование. Митохондрии - энергетические станции клетки. | | Уметь характеризовать процесс безкислородного окисления, сравнивать горение и биологическое окисление. Уметь характеризовать процесс дыхания клетки. | | |
Тема4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (4ч) |
14 | 1 | Генетическая информация. Удвоение ДНК. | Индивидуальные различия организмов. ДНК - матрица для синтеза белков. Удвоение ДНК. Принцип комплементарности. | | Знать сущность принципа комплементарности. Уметь строить комплементарные цепочки ДНК. | | |
15 | 2 | Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. | Транскрипция. Генетический код и его свойства. Строение транспортной РНК. Кодон. Антикодон. Трансляция. | | Знать сущность процесса транскрипции, свойства генетического кода. Знать сущность процесса трансляции. Уметь определять последовательность аминокислот в белке по последовательности нуклеотидов НК. | | |
16 | 3 | Вирусы. | Неклеточные формы жизни. История открытия вирусов. Строение ( капсид, суперкапсид). Вирионы, бактериофаги. Процессы жизнедеятельности. Вирусные заболевания. Профилактика СПИДа, гепатита С | | Знать особенности строения и процессов жизнедеятельности вирусов, влияние на живые организмы, меры профилактики СПИДа , гепатита и др. | | |
17 | 4 | Контрольная работа №2 «Клетка – единица живого» | | | | | |
Раздел II. Размножение и развитие организмов(6ч) |
Тема5. Размножение организмов(4ч) |
18 | 1 | Деление клетки. Митоз. | Деление - важнейшее свойство клеток. Подготовка к делению(интерфаза). Фазы митоза. Биологическая сущность и значение митоза. | | Уметь характеризовать фазы митоза, объяснять биологическую сущность и значение митоза. | | |
19 | 2 | Бесполое и половое размножение. | Бесполое размножение, его способы, значение в природе. Половое размножение. Партеногенез. Работы Б.Л. Астаурова. | | Знать способы бесполого и полового размножения, значение в природе. Уметь объяснять практическое значение различных видов размножения. | | |
20 | 3 | Мейоз. | Диплоидный и гаплоидный набор хромосом. Соматические и половые клетки. Фазы мейоза. Биологическое значение и сущность мейоза. | | Знать фазы, сущность и значение мейоза. | | |
21 | 4 | Образование половых клеток и оплодотворение. | Сперматогенез и овогенез. Строение половых клеток. Способы оплодотворения у животных. Двойное оплодотворение у растений. Биологическое значение оплодотворения. | | Знать сущность процессов сперматогенеза и овогенеза, оплодотворения у животных и растений; строение половых клеток. Уметь объяснять биологическое значение оплодотворения. | | |
Тема6. Индивидуальное развитие организмов(2ч). |
22 | 1 | Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Организм как единое целое. | Онтогенез. Стадии эмбрионального развития: бластула, гаструла, нейрула. органогенез. Постэмбриональное развитие: прямое и непрямое. Дифференцировка клеток. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Саморегуляция. Влияние внешних условий на раннее развитие организмов. Биологические часы. Фотопериодизм. Анабиоз. | | Знать сущность стадий эмбрионального развития организмов, постэмбрионального развития.. Уметь давать определение понятиям. Уметь приводить примеры приспособленности организмов к условиям среды на клеточном и тканевом уровнях; отрицательное воздействие наркотиков, алкоголя, никотина на развитие эмбриона. | | |
23 | 2 | Контрольная работа № 3 «Размножение и развитие организмов» | | | | | |
Раздел III. Основы генетики и селекции (12ч) |
Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности (5ч). |
24 | 1 | Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г. Менделя. | Краткая история развития генетики. Гибридологический метод наследственности. I и II законы Менделя. Гомозиготные и гетерозиготные особи. Причина расщепления признаков у гибридов. | Л/р №5 " Составление простейших схем скрещивания" | Знать сущность гибридологического метода, формулировки законов. Уметь объяснять термины, составлять простейшие схемы скрещивания. | | |
25 | 2 | Генотип и фенотип. Аллельные гены. | Аллельные гены. Фенотип и генотип. Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование. Принцип чистоты гамет. | | Знать сущность анализирующего скрещивания, неполного доминирования, принципа чистоты гамет. уметь составлять простейшие схемы скрещивания. | | |
26 | 3 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | Дигибридное скрещивание. Независимое наследование. Решетка Пеннета. | Л/р №6 " Решение элементарных генетических задач." | Знать сущность третьего закона Менделя. Уметь решать простейшие генетические задачи. | | |
27 | 4 | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. | Основные положения хромосомной теории наследственности. Группы сцепления. Сцепленное наследование и явление перекреста. | | Иметь представление о хромосомной теории наследственности, сцепленном наследовании генов, нарушении сцепления. | | |
28 | 5 | Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. | Хромосомное определение пола. Аутосомы и половые хромосомы. Хромосомный набор мужского и женского организма. Наследование, сцепленное с полом. | | Знать отличие мужского и женского хромосомного набора, хромосомное определение пола. Уметь объяснять наследование признаков, сцепленных с полом. | | |
Тема8. Закономерности изменчивости (4ч). |
29 | 1 | Модификационная, наследственная, комбинативная изменчивость. | Модификационная изменчивость, Типы наследственной изменчивости: генотипическая, комбинативная, цитоплазматическая. | Л/р №7 "Фенотипы местных сортов растений" | Уметь давать характеристику модификационной, наследственной и комбинативной изменчивости; описывать растения по фенотипу и сравнивать их между собой. | | |
30 | 2 | Изменчивость. Вариационный ряд, вариационная кривая. | Вариационный ряд, вариационная кривая. | Л/р №8 "Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой." | Иметь представление о статистических закономерностях модификационной изменчивости. уметь строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака. | | |
31 | 3 | Мутационная изменчивость. | Геномные, хромосомные, генные мутации. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И.Вавилова, его практическое значение. | | Уметь давать характеристику мутационной изменчивости. Знать виды мутаций, формулировку закона гомологических рядов наследственной изменчивости. | | |
32 | 4 | Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение наследственных болезней человека. | Генетика и медицина. Методы изучения наследственности человека. Наследственные болезни человека. Резус фактор. Родственные браки. Медико-генетическое консультирование | | Иметь представление о наследственных болезнях человека, резус-конфликте, медико-генетическом консультировании. Уметь объяснять причины нежелательности близкородственных браков. | | |
Тема9. Генетика и селекция(3ч) |
33 | 1 | Одомашнивание как начальный этап селекции. | Селекция как наука. Одомашнивание как первый этап селекции. Центры происхождения культурных растений. | | Уметь характеризовать селекцию как науку, объяснять практическое значение для селекции учения Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. | | |
34 | 2 | Методы современной селекции. Успехи селекции. | Значение изменчивости для отбора. Искусственный отбор, его творческая роль. Оценка наследственных качеств. Инбридинг, его значение. Гетерозис, его использование. Работы российских селекционеров. Новейшие методы селекции: клеточная и генная инженерия, клонирование. | | Знать методы современной селекции, творческую роль искусственного отбора. Уметь объяснять практическое значение близкородственного скрещивания и явления гетерозиса. Знать методы клеточной и генной инженерии; иметь представление о работах российских селекционеров, перспективах клеточной и генной инженерии. | | |
35 | 3 | Контрольная работа №4 «Основы генетики и селекции» | | | | | |
10