5
Предметные результаты освоения учебного курса
Выпускник научится:
– знать понятия: информация, информатика, виды информационных процессов; – измерять единицу измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;
– понимать сущность алфавитного подхода к измерению информации;
– знать назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
– записывать представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;
– строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;
– понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
– составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
– использовать логические значения, операции и выражения с ними;
– понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
– создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
– создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
– знать языки программирования и где они используются.
Выпускник получит возможность научиться:
– познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
– познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.
– познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;
– развивать алгоритмический и логический стили мышления;
сформировать умение организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи;
– сформировать умение планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели, при помощи фиксированного набора средств;
– сформировать навыки поиска, обработки, хранения информации посредством современных компьютерных технологий для решения учебных задач, а в будущем и в профессиональной деятельности;
– решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
– представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
– составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем;
– выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня.
Содержание учебного курса
Введение в предмет. Правила поведения и ТБ Введение. Структура информатики. | - обобщить ранее полученные знания; - повторить правила поведения в классе; |
Информация. Представление информации, языки, кодирование. Практическая работа № 1 «Шифрование данных» Измерение информации. Алфавитный подход. Практическая работа № 2 «Измерение информации» Измерение информации. Содержательный подход. Представление чисел в компьютере. Практическая работа № 3 «Представление чисел» Представление текста, изображения и звука в компьютере Контрольная работа № 1. Практическая работа № 4 «Представление текстов. Сжатие текстов» Практическая работа № 5 «Представление изображения и звука» | -знать понятие информации, ее типы и применение; - понимать понятия «шифрование», «дешифрование». символов); - решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов) - решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении) - выполнять пересчет количества информации в разные единицы - выполнять пересчет количества информации в разные единицы - получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера; - определять по внутреннему коду значение числа. |
Информационные процессы. Хранение информации. Передача информации. Обработка информации и алгоритмы. Практическая работа № 6 «Управление алгоритмическим исполнителем» Автоматическая обработка информации. Практическая работа № 7 «Выбор конфигурации компьютера» Информационные процессы в компьютере. Контрольная работа № 2 | - знать историю развития носителей информации; - выделять основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность; - сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам - рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи; - составлять алгоритмы решения несложных задач; |
| |
Программирование обработки информации. Алгоритмы и величины. Структура алгоритмов. Паскаль-язык структурного программирования. Элементы языка Паскаль и типы данных. Операции, функции, выражения. Оператор присваивания, ввод и вывод данных. Логические величины, операции, выражения. Программирование ветвлений. Контрольная работа № 3. Программирование циклов. Практическая работа № 8-9 «Программирование ветвлений и циклов» Вложенные и итерационные циклы. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Массивы. Организация ввода и вывода данных с использованием файлов. Типовые задачи обработки массивов. Практическая работа № 10 «Программирование обработки двумерных массивов. Символьный тип данных. Строки символов. Комбинированный тип данных. Контрольная работа № 4 Обобщение. | - знать основные понятия алгоритма, его типы; - выделять типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; - разрабатывать алгоритмы и программы с использование различных алгоритмических конструкций для решения различных задач; - знать типы данных; - знать массивы и как их выделять - решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов; - знать систему типов данных в Паскале. - знать логический тип данных, логические величины, логические операции; |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема программы | Кол-во часов | Контрольная работа |
1 | Введение в предмет | 1 | |
2 | Информация | 9 | 1 |
3 | Информационные процессы | 5 | 1 |
4 | Программирование обработки информации | 19 | 2 |
| Общее кол-во | 34 | 4 |