СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на основе:

- Примерной программы по биологии, разработанной к учебникам по биологии для 11 класса под редакцией Д.К.Беляева, Г.М. Дымшица- М.: Просвещение, 2014.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 11 класс»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС

(базовый уровень)


Пояснительная записка.


Программа составлена на основе:

- Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования, среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089.

- Примерной программы по биологии, разработанной к учебникам по биологии для 11 класса под редакцией Д.К.Беляева, Г.М. Дымшица- М.: Просвещение, 2014.

- Основной образовательной программы среднего (полного) общего образования МБОУ ВУСОШ.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе в объеме 1 час в неделю.

Количество часов: 34 часа (1 час в неделю), из них лабораторных работ - 4, практических- 2, контрольных работ – 5.


Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии 11 класса (базовый уровень) направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.


Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Программа рассчитана на 1 год.







































Содержание программы по биологии

11 класс

33 часа (1 час в неделю)

Вид

История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.

Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому критерию; выявление приспособлений организмов к среде обитания; анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

 

Экосистемы

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

















Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

знать/понимать

- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

уметь

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

- описывать особей видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами.








Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

1. Федеральный закон « Об образовании РФ» от 29 декабря 2012года №273-ФЗ.

2. ФК ГОС (основного или среднего образования) 2004 года разработан в соответствии с законом «Об образовании РФ» №273 и концепции модернизации Российского образования до 2020 года

3. Постановление Главного государственного са­нитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и органи­зации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).

Для учащихся:

1. Биология. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2016г.

2. Батуев А.С, Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьни­ков и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

3. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся / Б.М. Медников. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2006г.

Для учителя:

1. Биология. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2016г..

2. Пальдяева Г.М. «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 кл». Сборник программ. Издательство Дрофа 2012г.

3.Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

4. Тейлор Д., Грин Я., Стаут У. Биология. Т. 1—3. М.: Мир, 2001.

Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:

1. Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- («Универсальное учебное 1 пособие»);

2. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания);

3. Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - издательский Дом «Генджер», 1997. - 96с;

4. О.В.Гончаров «Генетика. Задачи». Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2008 г

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ:

www.bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии.

 www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов



. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 класс базовый уровень

№ п/п

№ темы урока

Тема

урока

Элементы содержания

Планируемый результат обучения

Лабораторные практические работы

Раздел 1. Эволюция (21 час)

Тема 1. Свидетельства эволюции (3 часа)

1

1

Возникновение и развитие эволюционных идей.

Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Эволюция. Креационизм. Трансформизм. Классификация. Таксоны.


Давать определения ключевым понятиям. Называть ученых и их вклад в развитие биологической науки. Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения.


2

2

Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов

Основные положения теории Ч. Дарвина.

Эволюция. Теория Дарвина. Движущие силы эволюции: изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Синтетическая теория эволюции

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эволюция», «теория Дарвина», «движущие силы эволюции», «изменчивость», «борьба за существование», «естественный отбор», «синтетическая теория эволюции». Дают характеристику и сравнивают эволюционные представления Ж.Б.Ламарка и основные положения учения Ч.Дарвина. Объясняют закономерности эволюционных процессов с позиций учения Ч.Дарвина.


3

3

Доказательства эволюции

Эмбриологические, морфологические, палеонтологические, биогеографические доказательства эволюции, гомология, рудименты.

Называть основные доказательства единства происхождения органического мира, находить информацию в различных источниках


Тема 2. Факторы эволюции (8 часов)

4

1

Популяционная структура вида

Понятие о виде. Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. Ареал. Популяция. Свойства популяций. Биотические сообщества. Популяция.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «вид», «морфологический критерий вида», «физиологический критерий вида», «генетический критерий вида», «экологический критерий вида», «географический критерий вида», «исторический критерий вида», «ареал», «популяция». Дают характеристику критериев вида, популяционной структуры вида. Объясняют роль репродуктивной изоляции в поддержании целостности вида. Выполняют практическую работу по изучению морфологического критерия вида.

Лабораторная работа №1 «Морфологические особенности растений различных видов»

5

2

Наследственная изменчивость – исходный материал для эволюции

Мутационная изменчивость, полиплоидия, хромосомные мутации, генные. Комбинативная изменчивость.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «полиплоидия», «хромосомные мутации», «генные мутации», «мутационная и комбинативная изменчивость». Называют причины изменчивости.

Лабораторная работа №2 «изменчивость организмов»

6

3

Направленные и случайные изменения генофондов в ряду поколений

Дрейф генов, популяционные волны. Пространственная, экологическая изоляция.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «дрейф генов», «популяционные волны», «изоляция», «репродуктивная изоляция», «экологическая изоляция», «географическая изоляция».


7

4

Формы естественного отбора

Борьба за существование. Формы борьбы за существование. Формы естественного отбора Движущий и стабилизирующий отбор.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «внутривидовая борьба за существование», «межвидовая борьба за существование», «борьба за существование с неблагоприятными условиями среды», «стабилизирующий естественный отбор», «движущий естественный отбор». Характеризуют формы борьбы за существование и естественного отбора. Приводят примеры их проявления в природе. Разрабатывают эксперименты по изучению действий отбора, которые станут основой будущего учебно-исследовательского проекта.


8

5

Возникновение адаптаций в результате естественного отбора

Приспособленность. Мимикрия, маскировка, покровительственная окраска, предупреждающая окраска. Относительный характер приспособлений, конвергенция, дивергенция.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: конвергенцию, дивергенцию.

Лабораторная работа №3 «приспособленность организмов к среде обитания».

9

6

Видообразование

Видообразование: географическое и экологическое. Генофонд.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «видообразование», «географическое видообразование». Характеризуют механизмы географического видообразования с использованием рисунка учебника.

Лабораторная работа №4 «Ароморфозы у растений и идиоадаптация у насекомых»

10

7

Прямые наблюдения процесса эволюции. макроэволюция


Биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «направления эволюции», «биологический прогресс», «биологический регресс», «ароморфоз», «идиоадаптация», «дегенерация». Характеризуют главные направления эволюции.


11

8

Контрольно - обобщающий урок по теме «Эволюция»




Тема 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 часов)


12

1

Современные взгляды на возникновение жизни. Основные этапы развития жизни

Биогенез. Коацерваты, самовоспроизведение молекул. Гипотеза А.И. Опарина о происхождении жизни.

Определяют понятия «креационизм», «самопроизвольное зарождение», «гипотеза стационарного состояния», «гипотеза панспермии», «гипотеза биохимической эволюции». Характеризуют основные гипотезы возникновения жизни на Земле. Обсуждают вопрос возникновения жизни с одноклассниками и учителем


13

2

Развитие жизни в криптозое и раннем палеозое.

Архей, протерозой. Прокариоты, эукариоты Кембрий, ордовик, силур.

Определяют понятия «архей», «протерозой», «палеонтология», «кембрий», «ордовик», «силур», «трилобиты», «риниофиты». Характеризуют развитие жизни на Земле в эры древнейшей и древней жизни. Приводят примеры организмов, населявших Землю в эры древнейшей и древней жизни. Устанавливают причинно-следственные связи между условиями среды обитания и эволюционными процессами у различных групп организмов.


14

3

Развитие жизни в позднем палеозое, мезозое и кайнозое.

девон, карбон, пермь, триас, юра, мел, третичный период, четвертичный период

Определяют понятия «палеозой», «мезозой», «кайнозой», «карбон», «пермь», «кистеперые рыбы», «стегоцефалы», «ихтиостеги», «терапсиды» , «триас», «юра», «мел», «динозавры», «сумчатые млекопитающие», «плацентарные млекопитающие», «палеоген», «неоген», «антропоген». Характеризуют развитие жизни на Земле в основные периоды развития жизни в мезозое и кайнозое. Приводят примеры организмов, населявших Землю в кайнозое и мезозое. Устанавливают причинно-следственные связи между условиями среды обитания и эволюционными процессами у различных групп организмов. Смысловое чтение с последующим заполнением таблицы.


15

4

Многообразие органического мира.

Бинарная номенклатура, эволюционная наука Бактериофаги, вирусы, прокариоты, эукариоты.

Определяют понятия «бинарная номенклатура», «эволюционная наука», «бактериофаги», «вирусы», «прокариоты», «эукариоты» характеризуют вирусы как неклеточные формы. Сравнивают строение и функции клеток прокариот и эукариот.


16

5

Обобщение знаний по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»




Тема 4. Происхождение человека (5 часов)

17

1

Положение человека в системе живого мира

Сравнительная анатомия, цитогенетические данные, молекулярная биология

Характеризуют положение человека в системе живого мира. Выявляют принципиальные отличия человека от близкородственных ему видов


18

2

Предки человека. Первые представители рода Homo

Дриопитек, австралопитек, человек умелый, человек прямоходящий

Определяют понятия: дриопитек, австралопитек, человек умелый, человек прямоходящий


19

3

Появление человека разумного

Неандерталец, кроманьонец

Объясняют особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью


20

4

Факторы эволюции человека. Эволюция современного человека

Биологические, социальные факторы эволюции человека, человеческие расы

Характеризуют факторы эволюции человека, делают вывод о родстве человеческих рас


21

5

Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция человека»




Раздел 2. Экосистемы (13 часов)

Тема 5. Организмы и окружающая среда (9 часов)

22

1

Взаимоотношения организма и среды.

Экологические факторы. Условия среды. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических условий на организмы

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «абиотические экологические факторы», «биотические экологические факторы», «антропогенные экологические факторы». Дают характеристику основных экологических факторов. Устанавливают причинно-следственные связи на примере влияния экологических условий на организмы.

Практическая работа 1. «Оценка влияния температуры воздуха на человека»

23

2

Популяция в экосистеме

Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «симбиоз», «конкуренция», «хищничество», «паразитизм». Решают экологические задачи на применение экологических закономерностей. Приводят примеры положительных и отрицательных взаимоотношений организмов в популяциях


24

3

Сообщества и Экосистемы

Сообщество или биоценоз, экосистема или биогеоценоз, продуценты, редуценты, консументы, фитопланктон.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биотическое сообщество», «биоценоз», «экосистема», «биогеоценоз», «продуценты», «консументы», «редуценты». Описывают и сравнивают экосистемы различного уровня. Приводят примеры экосистем разного уровня. Характеризуют аквариум как искусственную экосистему


25

4

Экологическая ниша и межвидовые отношения

Биомасса, пищевая цепь, цепь выедания, цепь разложения, экологическая пирамида, биомасса

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «экологическая пирамида», биомассы», «пищевая цепь», «продукция экосистем». Дают характеристику роли автотрофных и гетеротрофных организмов в экосистеме. Решают экологические задачи на применение экологических закономерностей


26

5

Экосистема: устройство и динамика

Устойчивость, саморегуляция, прямые и обратные связи

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: устойчивость, саморегуляция, прямые и обратные связи


27

6

Смена экосистем

Саморазвитие, смена экосистем под влиянием антропогенного фактора, абиотических факторов

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «сукцессия», «саморазвитие». Характеризуют процессы саморазвития экосистемы.


28

7

Биоценоз и биогеоценоз

Агроценоз, структура его, отличия от биогеоценоза

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: агроценоз, структура его, отличия от биогеоценоза


29

8

Влияние человека на экосистемы

Биологические методы борьбы с вредителями, применение экологических знаний в лесоводстве, рыболовстве, рыбоводстве

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: биологические методы борьбы с вредителями, применение экологических знаний в лесоводстве, рыболовстве, рыбоводстве


30

9

Контрольное тестирование по теме: «Организмы и окружающая среда»




Тема 6. Биосфера (3 часа)

31

1

Биосфера и биомы

Учение Вернадского о биосфере. Биосфера. Живое вещество биосферы. Функции живого вещества: газовая, концентрационная, окислительно–восстановительная, биохимическая

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: биосфера, живое вещество. Характеризуют функции живого вещества


32

2

Круговорот веществ и его значение для биосферы

Хемосинтезирующие, бактерии – сапрофиты, бактерии – паразиты, круговорот углерода, азота.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: хемосинтезирующие, бактерии – сапрофиты, бактерии – паразиты, круговорот углерода, азота


33

3

Биосфера и человек

«Парниковый эффект», озоновые «дыры»; опустынивание, снижение биоразнообразия; истощение природных ресурсов; загрязнение речных и морских акваторий.

Определяют понятия «антропогенное воздействие на биосферу», «природные ресурсы», «опустынивание».Характеризуют человека как биосоциальное существо. Описывают экологическую ситуацию в своей местности. Устанавливают причинно-следственные связи между деятельностью человека и экологическими кризисами

Практическая работа 2. «Сравнительная характеристика природных и нарушенных экосистем»





9