СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету ОБЖ 8 класс. Программа разработана в соответствии с ФГОС, количество часов 35, 1 час в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа имени

Героя Советского Союза Петра Алексеевича Бабичева

п. Выкатной»


Приложение №1 к основной

образовательной программе

основного общего образования

МКОУ ХМР «СОШ им. Героя

Советского Союза П.А. Бабичева

п. Выкатной»

на 2019 – 2020 учебный год

Пр. № 148 - О от 30.08.2019 г.






Рабочая программа

по учебному предмету

основы безопасности жизнедеятельности

8 класс

2019 -2020 учебный год



Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю



Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую программу:

Пономарева Марина Ивановна





















п. Выкатной

2019 г.


Структура рабочей учебной программы


1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

2. Содержание учебного предмета.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.



1. Планируемые результаты изучения учебного предмета


В результате освоения основной образовательной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности обучающиеся достигают личностные, метапредметные и предметные результаты:

Личностные:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование анти экстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках  предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и  экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

  • понимание необходимости  сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;

  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умение оказать первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.


Планируемые результаты изучения предмета

Основы комплексной безопасности

 Ученик   научиться:

  • Квалифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;

  • Анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнение окружающей  природной среды, ЧС природного и техногенного характера;

  • Выявить и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций; обосновать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся в современных условиях;

  • Формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни, по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира или водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;

  • Руководствоваться рекомендациями специалистов по безопасному поведению в условиях ЧС природного и техногенного характера.

Ученик  получит возможность научиться:

  • Систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире;

  • Раскрывать на примерах влияние последствий ЧС природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;

  • Прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;

  • Характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у обучающихся;

  • Проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищенности личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.


Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Ученик   научиться:

  • Характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения РФ от ЧС мирного и военного времени;

  • Характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени;

  • Анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;

  • Описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания для защиты населения от ЧС природного и техногенного характера;

  • Описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения ЧС;

  • Характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от ЧС мирного и военного времени; различать виды эвакуаций; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;

  • Моделировать свои действия по сигналам оповещения о ЧС в районе проживания, при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (театре, библиотеке и др.), дома.  

Ученик  получит возможность научиться:

  • Формулировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите обучающихся и персонала от последствий ЧС мирного и военного времени;

  • Подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения  от последствий ЧС мирного военного времени»;

  • Различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания для защиты населения от ЧС техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.


Основы здорового образа жизни

Ученик   научиться:

  • Характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средства физического совершенствования;

  • Анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;

  • Систематизировать знания о репродуктивном здоровье, как единой составляющей здоровья личности и общества.

Ученик  получит возможность научиться:

  • Использовать здоровье сберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.


Основы медицинских знаний

Ученик   научиться:

  • Характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;

  • Характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;

  • Выполнять в паре/втроем приемы оказания само- и взаимопомощи.

Ученик  получит возможность научиться:

  • Готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.


2. Содержание учебного предмета


МОДУЛЬ I. Основы безопасности личности, общества и государства

РАЗДЕЛ I. Основы комплексной безопасности

Тема 1. Пожарная безопасность

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Профилактика пожаров в повседневной жиз­ни и организация защиты населения. Права, обязанности и ответственность граж­дан в области пожарной безопасности. Обес­печение личной безопасности при пожарах.

Тема 2. Безопасность на дорогах

Причины дорожно-транспортных происшест­вий и травматизма людей. Организация дорожного движения, обязан­ности пешеходов и пассажиров. Велосипедист — водитель транспортного средства.

Тема 3. Безопасность на водоемах

Безопасное поведение на водоемах в раз­личных условиях. Безопасный отдых на водоемах.

Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

Тема 4.Экология и безопасность

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Правила безопасного поведения при небла­гоприятной экологической обстановке.

Тема 5.Чрезвычайные ситуации техногенного харак­тера и их возможные последствия

Классификация чрезвычайных ситуаций тех­ногенного характера. Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные послед­ствия. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.


РАЗДЕЛ II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Тема6. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций

Обеспечение радиационной безопасности на­селения. Обеспечение химической защиты населения. Обеспечение защиты населения от послед­ствий аварий на взрывопожароопасных объ­ектах. Обеспечение защиты населения от послед­ствий аварий на гидротехнических сооруже­ниях

Тема7.Организация защиты населения от чрезвы­чайных ситуаций техногенного характера

Организация оповещения населения о чрезвы­чайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населе­ния от чрезвычайных ситуаций техногенного характера


МОДУЛЬ II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

РАЗДЕЛ IV. Основы здорового образа жизни

Тема8. Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровье как основная ценность человека. Индивидуальное здоровье человека, его фи­зическая, духовная и социальная сущность. Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни как необходимое ус­ловие сохранения и укрепления здоровья че­ловека и общества. Здоровый образ жизни и профилактика ос­новных неинфекционных заболеваний. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни и безопасность жиз­недеятельности


РАЗДЕЛ V. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Тема 9. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

Первая помощь пострадавшим и ее значение.

Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами.

Первая помощь при травмах.

Первая помощь при утоплении.

Итоговая контрольная работа.


Учебно-тематическое планирование


п/п

Название раздела

Кол-во часов

Темы раздела

Кол-во часов

Формы контроля

1.

Основы комплексной безопасности

15

Пожарная безопасность

3

тест

Безопасность на дорогах

3

тест

Безопасность на водоемах

2

тест

Экология и безопасность

2

тест

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и возможные последствия

5

тест

2.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

7

Обеспечение безопасности населения от чрезвычайных ситуаций

4

тест




Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

3

тест

3.

Основы здорового образа жизни

7

Здоровый образ жизни и его составляющие

8

Практические задания

Тест

4.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

4

Первая помощь при неотложных состояниях

4

Практические задания



Итоговая контрольная работа

1


1



Итого:

35






3. Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы


п/п

Наименование раздела, темы урока

Кол-во часов

на изучение

Дата изучения

план

факт

Раздел 1

Основы комплексной безопасности

15



Тема 1

Пожарная безопасность

3



1

Введение. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

1

05.09.


2

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

1

12.09.


3

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах

1

19.09.


Тема 2

Безопасность на дорогах

3



4

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей

1

26.09.


5

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров

1

03.10.


6

Велосипедист - водитель транспортного средства

1

10.10.


Тема 3

Безопасность на водоемах

2



7

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Безопасный отдых на водоемах

1

17.10.


8

Оказание помощи терпящим бедствие на воде

1

24.10.


Тема 4

Экология и безопасность

2



9

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека

1

07.11.


10

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

1

14.11.


Pаздел2

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

12



Тема 5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения

9



11

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1

21.11.


12

Аварии на радиационноопасных объектах и их возможные последствия

1

28.11.


13

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

1

05.12.


14

Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия

1

12.12.


15

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

1

19.12.


16

Обеспечение радиационной безопасности населения

1

26.12.


17

Обеспечение химической защиты населения

1

16.01.


18

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах

1

23.01.


19

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях

1

30.01.


Тема 6

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

3



20

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера

1

06.02.


21

Эвакуация населения

1

13.02.


22

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1

20.02.


Pаздел 3

Основы здорового образа жизни

12



Тема 7

Здоровый образ жизни и его составляющие

8



23

Общие понятия о здоровье как основной ценности человека

1

27.02.


24

Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность

1

05.03.


25

Репродуктивное здоровье -составляющая здоровья человека и общества

1

12.03.


26

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

1

19.03.


27

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний

1

02.04.


28

Вредные привычки и их влияние на здоровье

1

09.04.


29

Профилактика вредных привычек

1

16.04.


30

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

1

23.04.


Тема 8

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

4



31

Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение

1

30.04.


32

Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами

1

07.05.


33

Первая медицинская помощь при травмах

1

14.05.


34

Первая медицинская помощь при утоплении

1

21.05.


35

Итоговая контрольная работа

1

28.05


 

Всего часов

35