Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа имени
Героя Советского Союза Петра Алексеевича Бабичева
п. Выкатной»
Приложение №1 к основной
образовательной программе
основного общего образования
МКОУ ХМР «СОШ им. Героя
Советского Союза П.А. Бабичева
п. Выкатной»
на 2019 – 2020 учебный год
Пр. № 148 - О от 30.08.2019 г.
Рабочая программа
по учебному предмету
основы безопасности жизнедеятельности
8 класс
2019 -2020 учебный год
Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю
Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую программу:
Пономарева Марина Ивановна
п. Выкатной
2019 г.
Структура рабочей учебной программы
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате освоения основной образовательной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности обучающиеся достигают личностные, метапредметные и предметные результаты:
Личностные:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование анти экстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Планируемые результаты изучения предмета
Основы комплексной безопасности
Ученик научиться:
Квалифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;
Анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнение окружающей природной среды, ЧС природного и техногенного характера;
Выявить и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций; обосновать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся в современных условиях;
Формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни, по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира или водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;
Руководствоваться рекомендациями специалистов по безопасному поведению в условиях ЧС природного и техногенного характера.
Ученик получит возможность научиться:
Систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире;
Раскрывать на примерах влияние последствий ЧС природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;
Прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;
Характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у обучающихся;
Проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищенности личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Ученик научиться:
Характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения РФ от ЧС мирного и военного времени;
Характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени;
Анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;
Описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания для защиты населения от ЧС природного и техногенного характера;
Описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения ЧС;
Характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от ЧС мирного и военного времени; различать виды эвакуаций; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;
Моделировать свои действия по сигналам оповещения о ЧС в районе проживания, при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (театре, библиотеке и др.), дома.
Ученик получит возможность научиться:
Формулировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите обучающихся и персонала от последствий ЧС мирного и военного времени;
Подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий ЧС мирного военного времени»;
Различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания для защиты населения от ЧС техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.
Основы здорового образа жизни
Ученик научиться:
Характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средства физического совершенствования;
Анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;
Систематизировать знания о репродуктивном здоровье, как единой составляющей здоровья личности и общества.
Ученик получит возможность научиться:
Использовать здоровье сберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.
Основы медицинских знаний
Ученик научиться:
Характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;
Характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;
Выполнять в паре/втроем приемы оказания само- и взаимопомощи.
Ученик получит возможность научиться:
Готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.
2. Содержание учебного предмета
МОДУЛЬ I. Основы безопасности личности, общества и государства
РАЗДЕЛ I. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах.
Тема 2. Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Велосипедист — водитель транспортного средства.
Тема 3. Безопасность на водоемах
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Безопасный отдых на водоемах.
Оказание помощи терпящим бедствие на воде.
Тема 4.Экология и безопасность
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.
Тема 5.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.
РАЗДЕЛ II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Тема6. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций
Обеспечение радиационной безопасности населения. Обеспечение химической защиты населения. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях
Тема7.Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
МОДУЛЬ II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
РАЗДЕЛ IV. Основы здорового образа жизни
Тема8. Здоровый образ жизни и его составляющие
Здоровье как основная ценность человека. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
РАЗДЕЛ V. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Тема 9. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
Первая помощь пострадавшим и ее значение.
Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами.
Первая помощь при травмах.
Первая помощь при утоплении.
Итоговая контрольная работа.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Темы раздела | Кол-во часов | Формы контроля |
1. | Основы комплексной безопасности | 15 | Пожарная безопасность | 3 | тест |
Безопасность на дорогах | 3 | тест |
Безопасность на водоемах | 2 | тест |
Экология и безопасность | 2 | тест |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и возможные последствия | 5 | тест |
2. | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 7 | Обеспечение безопасности населения от чрезвычайных ситуаций | 4 | тест |
| | | Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 3 | тест |
3. | Основы здорового образа жизни | 7 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 8 | Практические задания Тест |
4. | Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | 4 | Первая помощь при неотложных состояниях | 4 | Практические задания |
| Итоговая контрольная работа | 1 | | 1 | |
| Итого: | 35 | | | |
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Наименование раздела, темы урока | Кол-во часов на изучение | Дата изучения |
план | факт |
Раздел 1 | Основы комплексной безопасности | 15 | | |
Тема 1 | Пожарная безопасность | 3 | | |
1 | Введение. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия | 1 | 05.09. | |
2 | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения | 1 | 12.09. | |
3 | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах | 1 | 19.09. | |
Тема 2 | Безопасность на дорогах | 3 | | |
4 | Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей | 1 | 26.09. | |
5 | Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров | 1 | 03.10. | |
6 | Велосипедист - водитель транспортного средства | 1 | 10.10. | |
Тема 3 | Безопасность на водоемах | 2 | | |
7 | Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Безопасный отдых на водоемах | 1 | 17.10. | |
8 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде | 1 | 24.10. | |
Тема 4 | Экология и безопасность | 2 | | |
9 | Загрязнение окружающей среды и здоровье человека | 1 | 07.11. | |
10 | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке | 1 | 14.11. | |
Pаздел2 | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 12 | | |
Тема 5 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения | 9 | | |
11 | Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 | 21.11. | |
12 | Аварии на радиационноопасных объектах и их возможные последствия | 1 | 28.11. | |
13 | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия | 1 | 05.12. | |
14 | Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия | 1 | 12.12. | |
15 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия | 1 | 19.12. | |
16 | Обеспечение радиационной безопасности населения | 1 | 26.12. | |
17 | Обеспечение химической защиты населения | 1 | 16.01. | |
18 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах | 1 | 23.01. | |
19 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях | 1 | 30.01. | |
Тема 6 | Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 3 | | |
20 | Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера | 1 | 06.02. | |
21 | Эвакуация населения | 1 | 13.02. | |
22 | Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 | 20.02. | |
Pаздел 3 | Основы здорового образа жизни | 12 | | |
Тема 7 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 8 | | |
23 | Общие понятия о здоровье как основной ценности человека | 1 | 27.02. | |
24 | Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность | 1 | 05.03. | |
25 | Репродуктивное здоровье -составляющая здоровья человека и общества | 1 | 12.03. | |
26 | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества | 1 | 19.03. | |
27 | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний | 1 | 02.04. | |
28 | Вредные привычки и их влияние на здоровье | 1 | 09.04. | |
29 | Профилактика вредных привычек | 1 | 16.04. | |
30 | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | 1 | 23.04. | |
Тема 8 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 4 | | |
31 | Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение | 1 | 30.04. | |
32 | Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами | 1 | 07.05. | |
33 | Первая медицинская помощь при травмах | 1 | 14.05. | |
34 | Первая медицинская помощь при утоплении | 1 | 21.05. | |
35 | Итоговая контрольная работа | 1 | 28.05 | |
| Всего часов | 35 | | |