Пояснительная записка к рабочей программе по истории в 6 классе
Рабочая программа курса истории в 6 классе составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе Примерной программы по истории для 6 класса. Рабочая программа предназначена для изучения курсов Всеобщей истории и Истории России (являющихся составными частями предмета ИСТОРИЯ),Предмет «История» изучается в качестве обязательного предмета в 6 классе в общем объеме 68 часов, по 2 часа в неделю. Курс «Всеобщая история» изучается в 6 классе в объеме 34 часов, курс «История России» в объеме 34 часов. Программа предполагает использование следующих учебников: по Всеобщей истории: В.А. Ведюшкин Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. М.: «Просвещение; 2014. по Истории России: Л.Н.Сахаров История России с древнейших времен до конца 16 века. «Просвещение; 2013г.
Цели:
-формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации шестиклассников в процессе освоения историко-культурного опыта народов зарубежных стран;
- воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе изучения истории и богатства культуры народов Европы, Азии, Африки и Америки;
- развитие у учащихся способностей выявлять общее и различия в развитии отдельных регионов мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки исторического явления, процесса;
-формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народами, в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми;
- формирование первичных ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;
-овладение учащимися основными знаниями по истории России с древнейших времён до конца XVI в., понимание ими места и роли Древней, Новгородской, Владимиро-Суздальской и Московской Руси во всемирно-историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества;
- воспитание учащихся в духе уважения к своей древней истории и гордости за героические свершения предков;
-развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в летописях («Повесть временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;
Задачи:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
-формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира;
Метапредметные результаты
- способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др; - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками;
Коммуникативные результаты
- определять цель, проблему в учебной деятельности;
- работать по плану, сверяясь с целью;
- выдвигать версии, планировать свою деятельность;
Личностные результаты
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи - освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
Содержание учебного предмета.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ( 28ч)
Модуль 1. Всеобщая история. Рождение средневековых цивилизаций. (14 ч)
Главными целями изучения данного модуля по линиям развития личности являются:
. Картина мира в фактах и понятиях
Сформировать представление о Средневековье как о прогрессивном этапе развития человеческой цивилизации.
Выделить основные этапы становления и развития варварских государств в Западной Европе.
На основе фактов Средневековой истории сформировать представление об основных чертах феодализма и политической раздробленности государств.
Из фактов истории Византии выделять признаки античности, обобщать и делать выводы о наличии или отсутствии этих явлений в культуре, политике, общественных отношениях Восточной Римской империи в VI-XI вв.
Выявить существенные черты процесса формирования и расширения православного мира.
Располагать во времени (определять по датам век, последовательность, длительность, соотносить даты друг с другом) этапы развития Средневековых цивилизаций, события истории Византии и соседних народов.
Сформировать представление о причинах и последствиях раскола христианского мира.
Из фактов истории арабского народа выделять признаки становления и развития мусульманской цивилизации. Обобщать и делать выводы о причинах и последствиях завоевательных походов в раннее Средневековье, достижениях народов и исламской цивилизации в этот период.
- Соотносить событие с исторической личностью.
- Формировать понятия «феодализм» и «политическая раздробленность» по определенным признакам.
- Сравнивать исторические карты разных периодов Средневековья; работать с исторической картой по заданию.
Понятия темы: античность, православный мир, католический мир, феодальные отношения, натуральное хозяйство, барщина, оброк, сословия, сеньор, духовенство, король, Папа Римский, Патриарх, хан, Крестовые походы, раскол христианской церкви, Великое переселение народов.
События:
476 г. - падение Западной Римской империи.
800 г. - возникновение империи Карла Великого.
1054 г.- раскол христианской церкви.1206 г. -объединение монгольских племен под властью Чингисхана.
V-XV века - Средние века.
Имена: Карл Великий, Чингисхан, Мухаммед.
Названия: Библия, Коран.
Историческое мышление
Выделять причины и последствия возвышения и распада государств в Средневековье.
Осмысление закономерностей, приведших к расколу христианской цивилизации, формированию и расширению православного мира.
Выделять причины и последствия завоевательных походов арабов и Крестовых походов.
Составлять сравнительные и другие текстовые таблицы.
Устанавливать взаимосвязь между возникновением ислама и созданием исламской цивилизации.
Определять своеобразие развития государств и народов, живущих на востоке христианского мира в VI-XI вв.
Сравнивать факты истории Средневекового Востока и Запада; делать выводы об особенностях развития народов, связанных с событиями этого периода.
Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение
Давать и объяснять самостоятельную характеристику исторических событий и процессов, памятников культуры, исторических явлений Средневековья.
Дать возможность с нравственных позиций оценить внешнюю политику Византии; значение раскола христианской церкви.
Заложить основы понятия о России как наследнице Византийской империи.
Соотносить менталитет представителей разных эпох.
Толерантно относиться к ДРУГИМ ПОЗИЦИЯМ И взглядам людей разных религий и времен.
Дать возможность осознать опасность религиозного фанатизма.
Вводная тема. Рубеж Древности и Средневековья. (2 ч.)
Что такое Средние века, чем они интересны современным людям? Античная цивилизация и мир варваров – различия общественного устройства и взгляда на мир. Великое переселение народов (IV–VI века, гунны, готы и другие). Перерождение античной цивилизации в христианский мир. Распад Римской империи (395 г.). Европейский Запад – крушение империи (410 г., 476 г.), основ цивилизации, создание варварских королевств и особая роль Папы Римского в сохранении культурного единства Западной Европы. Сохранение империи на Востоке – начало образования двух ветвей христианства. Складывание средневековой европейской картины мира (представление о Боге и человеке, пространстве и времени, отношения государства и церкви). Идея аскетизма и монашество.
Основные термины и понятия: Цивилизация, первобытное общество, средневековье, античная цивилизация, христианство, коны, варварские племена, гунны, «варварские королевства», аскетизм.
Тема 1. Запад христианского мира. V–X века. (4 ч.)
Восхождение жителей варварских королевств на ступень цивилизации, христианизация. Объединение большей части западноевропейского христианского мира в империю Карла Великого (800 г.): восстановление общественного порядка, возрождение культуры, разделение верховной власти на светскую (император) и духовную (Папа Римский). Рождение феодализма, феодальных отношений: 1) между феодалами (условными землевладельцами) и зависимыми от них крестьянами (феодальные повинности); 2) внутри сословия феодалов между сеньорами и вассалами. Сословный строй Западной Европы, три основных сословия: рыцари (светские феодалы), духовенство (духовные феодалы), крестьяне и горожане. Политическая раздробленность после распада империи Карла Великого на Францию, Германию и Италию. Установление феодальной раздробленности. Провозглашение Священной Римской империи. Набеги викингов: причины и последствия.
Основные термины и понятия: рыцари, условное землевладение, графы, зависимые крестьяне, феод, сеньоры, вассалы, феодалы, феодальная лестница, крестьянская соседская община, оброк, барщина, феодальные отношения, феодальная раздробленность, сословия, натуральное хозяйство, Викинги, норманны, колонии.
Тема 2. Восток христианского мира. V–XII века. (3 ч.)
Расцвет Византийской империя как наследницы Рима при Юстиниане: государственная власть и культурное наследие (иконы, храм Святой Софии). Вторжение славян и тюрок, образование их государств в Восточной Европе. Христианизация Восточной Европы, Кирилл и Мефодий, славянская азбука. Окончательный раскол христианской церкви на православных и католиков: причины, события 1054 года, отличительные особенности двух ветвей христианства. Разделение христианского мира на католическую и православную цивилизации (основные отличия).
Основные термины и понятия: Византия, православие, иконы, каноны, славянские племена, восточные славяне, западные славяне, южные славяне, славянская азбука, западные и восточные христианские церкви, православная, католическая церковь
Тема 3. Пророки и завоеватели Востока. VII–XIII века (4 ч.)
Арабские племена и возникновение ислама: личность и судьба Мухаммеда, начало мусульманской эры – 622 год, Коран и исламское вероучение (представление о Боге и человеке, времени и пространстве). Арабские завоевания и образование Арабского халифата: причины и последствия. Создание исламской цивилизации и ее культурное наследие: арабская письменность и литература (Омар Хайям), архитектура (мечеть Купол Скалы), своеобразие изобразительного искусства, научные открытия (Авиценна), торговые связи между различными цивилизациями Средневековья. Крестовые походы: причины и последствия для Востока и Европы. Первый поход 1096–1099 гг. Возникновение духовно-рыцарских орденов. Обострение отношений католиков и православных в эпоху Крестовых походов. Проблема взаимоотношений разных цивилизаций. Монгольские завоевания: причины, личность Чингисхана, последствия для всего мира.
Основные термины и понятия: арабы, Аллах, Мухаммед, мусульмане, ислам, Коран, мечеть, имам, рамадан, хадж, джихад, халиф, шариат, медресе, турки-сельджуки, крестоносцы, крестовые походы, духовно-рыцарские ордена, курултай, Чингисхан, улусы
Обобщение и контроль (1 ч.)
Модуль 2. Всеобщая история. Судьба средневековых цивилизаций (14 ч)
Главными целями изучения данного модуля по линиям развития личности являются:
Картина мира в фактах и понятиях
На основе фактов средневековой истории сформировать представление об особенностях феодальных отношений в средневековой Европе.
Определить значение духовной и светской власти в Европе и причинах борьбы Римских Пап за контроль над светской властью.
На основе фактов средневековой истории сформировать представление о причинах роста городов с XI века и возникновении товарно-денежных отношений.
Выделить кризисные черты европейского общества в XIV-XV веках; причины, ход и итоги Столетней войны между Англией и Францией.
Сформировать представление о причинах крестьянских восстаний в Европе в позднее Средневековье.
На основе фактов Средневековой истории сформировать представление об особенностях средневековых обществ в Индии, Китае, Японии.
Понятия темы: ремесло, торговля, товарно-денежные отношения, банк, крепостное право, Варны, касты, самураи, рыцари, монашество, купцы, ересь, инквизиция, индуизм, буддизм, аскетизм, гуманизм, Возрождение, сословно-представительная монархия, города-республики, гуситы.
События /даты:
1265 г.- созыв английского парламента, сословно-представительная монархия.
1453 г. - окончание Столетней войны.
1492 г. - захват мусульманской Гранады. Имена: Р. Бекон, Данте, Жанна дАрк, Христофор Колумб.
Названия: романский стиль, готика, собор Святой Софии, собор Нотр-Дам в Париже, Великая хартия вольностей.
Историческое мышление
Выделить причины и последствия феодальной раздробленности стран средневековой Европы.
Выделить особенности общественного положения средневековых сословий в Европе.
Сравнить положение общественных групп других цивилизаций с европейскими сословиями. Проследить процесс превращения зависимых от феодалов городов в вольные.
Выделить взаимосвязь между успехами в развитии хозяйства и бурным ростом городов.
Осмысление закономерностей образования централизованных государств.
Объяснение преимуществ и недостатков сословно- представительных монархий в Европе.
Анализировать цели и последствия ересей в Европе.
Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение
Создать условия для осознания роли организованной борьбы горожан за свои права в средневековом городе.
Создать условия для осознания бесправного положения средневекового крестьянства и значимости различных форм борьбы против злоупотреблений феодалов.
Дать возможность осознать негативные последствия государственной раздробленности и междоусобиц в истории.
Дать возможность ученикам оценить падение Византии с позиций православного и исламского мира.
Дать возможность учащимся самостоятельно определить нравственную сторону событий, явлений, достижений средневековых цивилизаций Востока и Америки; сравнить их с позиций сегодняшнего дня.
Создать условия для знакомства с очень непохожими культурами Востока и Америки.
Показать, что каждая сыграла свою роль в развитии общества и стала неотъемлемой частью общечеловеческой культуры.
Тема 4. Особенности Католической Европы. X–XV века. (4 ч.)
Экономическое развитие Западной Европы: улучшение сельского хозяйства (трехполье, рост урожаев), развитие ремесла и торговли (ярмарки, банки). Развитие средневековых городов Европы: ремесленные цеха и купеческие гильдии, защита частной собственности (римские законы), борьба за самоуправление и появление городов-республик. Быт основных сословий. Крестьянская (соседская) община. Развитие феодальных отношений: борьба крестьян за ограничение повинностей. Положение католической церкви в Европе. Борьба Папы и императора за светскую и духовную власть. Ереси: причины популярности и борьба церкви с ними (инквизиция) (признак кризиса европейского средневекового общества). Особенность странствующих монашеских орденов. Франциск Ассизский. Духовный мир европейского средневекового человека и культурное наследие Средневековья: простонародная культура, поэзия трубадуров, появление университетов, появление экспериментальной науки, изобретение книгопечатания (ок.1455 г., И.Гутенберг); смена художественных стилей – романское искусство и готика (парижский собор Нотр-Дам).
Основные термины и понятия: город, ростовщик, банки, ярмарка, ратуша, ремесленные цеха, купеческие гильдии, частная собственность, римские законы, рыцари, сословия, натуральное хозяйство, ересь, еретики, инквизиция, монашеские ордена, орден доминиканцев, орден францисканцев, университеты, романский стиль в искусстве, готический стиль в искусстве, витражи.
Тема 5. Страны Католической Европы. XI–XV века. (5 ч.)
Преодоление раздробленности в Англии и во Франции, формирование сословно-представительных монархий («Великая хартия вольностей» – 1215 г., парламент, Генеральные штаты). Столетняя война (1337–1453): причины, влияние на рост национального сознания, личность Жанны д'Арк, крестьянские восстания («жакерия» и Уотта Тайлера) – признак кризиса европейского средневекового общества. Образование централизованных государств в Англии и Франции. Итальянское Возрождение: причины, основные черты, замена идей аскетизма на идеи гуманизма. Раздробленность в Священной Римской империи и гуситские войны.
Основные термины и понятия: Великая хартия вольностей, парламент, Генеральные штаты, Столетняя война, Жакерия, восстание Уота Тайлера, единый государственный налог, монархия, эпоха Возрождения, гуманисты, рейхстаг, орден Меченосцев, Тевтонский орден, гуситы.
Тема 6. Судьбы средневековых цивилизаций. (4 ч.)
Образование Османской империи и судьба православного мира (1453 г.). Культурное наследие позднесредневековой православной и исламской культуры. Формирование мира средневековой индийской цивилизации (страны, где соперничали и дополняли друг друга традиции индуизма, буддизма и ислама), ее культурное наследие. Формирование мира средневековой дальневосточной цивилизации (страны, где переплетались традиции конфуцианства, даосизма и буддизма), ее культурное наследие. Проблема рубежа окончания Средневековья: поиск европейцами пути на Восток, «доколумбова Америка» и ее открытие в 1492 году.
Основные термины и понятия: турки-османы, Флорентийская уния, Османская империя, касты, индуизм, Делийский султанат, буддизм, конфуцианство, даосизм, дальневосточная цивилизация, синтоизм, самураи, цивилизация, Реконкиста, каравелла, ацтеки, инки.
Обобщение и контроль (1 ч.)
Форма организации образовательного процесса: коллективная; групповая; индивидуальная;
Для достижения планируемых результатов предполагается использование следующих типов уроков
урок изучения нового; урок закрепления; урок комплексного применения знаний; урок повторительно-обобщающий; контрольный урок; комбинированный урок; урок практикум;
Календарно тематическое планирование по истории Средних веков (6 класс)
№ | Разделы, темы | Кол-во часов | Дата |
| | | по плану | факт. |
1. | Введение в курс «История Средних веков». | 1 | | |
2. | Великое переселение народов и образование Германских королевств. Государство франков в 6-8 веках. | 1 | | |
3. | Христианская церковь в раннее Средневековье. | 1 | | |
4. | Возникновение и распад империи Карла Великого | 1 | | |
5. | Среди невзгод и опасностей: Западная Европа в IХ—XI вв. § 4, стр.41-51 | 1 | | |
6. | Англия в раннее средневековье | 1 | | |
| Византийская империя и славяне в 6-11 веках | | | |
7. | Византийское тысячелетие. § 6 | 1 | | |
8. | Культура Византии. § 7 | 1 | | |
9. | Образование славянских государств. § 8 | 1 | | |
10. | Обобщение. Тестирование | 1 | | |
| Арабы в 6-11 веках | | | |
11. | Рождение новой религии.Арабский халифат и его распад § 9 | 1 | | |
12. | Культура стран халифата. Мир ислама. § 10 | 1 | | |
| Феодалы и крестьяне | | | |
13. | Средневековая деревня. § 11 | 1 | | |
14. | Рыцарство: на войне и у себя дома. § 12, стр.117-126 | 1 | | |
| Средневековые город в Западной и Центральной Европе | | | |
15. | Возникновение и расцвет средневековых городов. § 13 | 1 | | |
16. | Ремесло и торговля в средневековой Европе. § 14 | 1 | | |
17. | Горожане и их образ жизни. | 1 | | |
| Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы | | | |
18. | Католическая церковь: путь к вершине могущества. § 16 | 1 | | |
19. | Крестовые походы. § 17 | 1 | | |
20. | Подведем итоги Тестирование. | 1 | | |
| Образование централизованных государств в Западной Европе (11-15 века) | | | |
21 | Франция – долгий путь к единству. § 18 | 1 | | |
22. | Что англичане считают началом своих свобод. § 19 | 1 | | |
23. | Самая долгая война в истории § 20 | 1 | | |
24. | Трудный путь к торжеству королевской власти § 21 | 1 | | |
27. | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове, п.22 | 1 | | |
28. | Несбывшиеся надежды германских императоров. Италия в 12-15 веках. § 23 | 1 | | |
| Славянские государства и Византия в 14-15 веках | | | |
29. | Гуситское движение в Чехии | 1 | | |
30. | Завоевание турками Османами Балканского полуострова | 1 | | |
31. | Подведем итоги Тестирование | | | |
| Культура Западной Европы в средние века | | | |
32. | Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья Средневековая литература. Средневековое искусство § 26 | 1 | | |
33. | Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения §29-30 | 1 | | |
| Народы Азии Африки и Америки в Средние века | | | |
34. | Средневековая Азия: Китай, Индия и Япония .Государства и народы Африки и доколумбовой Америки | 1 | | |
Научно – методический комплект
Учебник. 6 класс.: В.А. Ведюшкин История средних веков М., «Просвещение», 2012. ,
Рабочая тетрадь к учебнику «История средних веков» В.А. Ведюшкин Е.А. Крючкова
Технические средства обучения.
Электронные приложения к учебникам.
Электронные и настенные исторические карты.