Министерство образования и науки РФ
Рабочая программа кружка «Обществознание (подготовка к ОГЭ и ЕГЭ)»
для 9 класса основного общего образования и 11 класса среднего (полного) общего образования
Пояснительная записка.
Направленность программы:
Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, егосферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования. Экзаменационные работы по обществознанию как в 9, так и в 11 классе состоят из трёх частей, которые различаются по проверяемому содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является тип заданий.
В процессе подготовки к экзамену по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ОГЭ и ЕГЭ. Данная программа призвана сформировать представ-ления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ОГЭ и ЕГЭ.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:
Данная программа включает темы, относящиеся ко всем содержательным блокам школьного курса обществознания: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право».
Успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию требует от экзаменуемого не только глубокого знания учебного материала и соответствующего уровня сформированности ведущих умений и понимания смысла заданий, включённых в экзаменационную работу, способности выстраивать свою мыслительную деятельность в нужном направлении. Поэтому нужна планомерная, систематическая деятельность по развитию сообразительности, творческих и аналитических способностей, что предполагает определённую тренировку в выполнении заданий различной степени сложности. Такая тренировка может быть эффективной в том случае, если экзаменуемому будет предложен значительный по своему объёму банк вариативных заданий, различающихся по проверяемому содержанию, степени сложности и форме представления результатов их выполнения.
Это позволит преодолеть определённый психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.
Цели и задачи программы:
Главная цель программы – подготовка учащихся 9 и 11 классов к сдаче государственного экзамена по обществознанию в формате ОГЭ (9 класс) и ЕГЭ (11 класс).
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;4содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
- подготовка учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, отработка практических навыков учащихся при выполнении заданий разного типа.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Программа данного курса «Обществознание. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ» предлагается для учащихся 9 и 11 классов, где ставится главная задача подготовить выпускников школы к сдаче выпускных экзаменов по обществознанию в формате ОГЭ и ЕГЭ.
Общая характеристика рабочей программы:
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач, указанных выше, времени, выделенного учебным планом на данный кружок, а также в соответствии с достаточно низким уровнем готовности обучающихся 9 класса к сдаче государственного экзамена по обществознанию.
В основу программы положены следующие принципы:
- системный подход, позволяющий характеризовать современное общество во всех взаимосвязях и взаимозависимостях его основных сфер: экономической, политической, социальной и культурной;
- практическая направленность, позволяющая применять теоретические знания в решении конкретных ситуационных задач, что для подростка особенно значимо;
- деятельностный подход, который проявляется в анализе документов, выработке собственной позиции на основе этого анализа.
Главная содержательная линия курса — человек в обществе. В связи с этим основное внимание уделяется личностному восприятию окружающей действительности, потребностям, интересам, мотивам деятельности, ценностям человека.
В программе определены в целостном и систематизированном виде следующие ключевые аспекты содержания курса обществознания основной школы:
- общество как система: структура общества, этапы его развития, исторические типы обществ, взаимосвязь сфер общественной жизни;
- экономическая сфера общества: система общественного производства, типы экономических систем, собственность и её виды, рыночная экономика;
- политическая сфера общества: государство и его признаки, политические режимы, формы правления и территориального устройства, политические партии, политическая система современной России;
- социальная сфера общества: социальная структура, социальная роль и социальный статус, социальная мобильность, социальное неравенство;
- духовная сфера общества: религия, наука, образование, искусство, право, мораль.
Сроки реализации программы:
Курс рассчитан на 68 часаов при проведении 2 аудиторных занятий (по 1 часу в 9 и 11 классах, т.е. 34 часа на класс) в неделю в период с октября 2014 года по май 2015 года.
Особенностью программы является:
Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой. Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания образования по обществоведению для основной общей и средней (полной) школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом.
Рабочая дополнительная образовательная программа составлена на основе «Программы подготовки к поступлению в высшие учебные заведения по обществознанию (подготовка к ЕГЭ)» и тематического планирования курса «Обществознание. Подготовка к ОГЭ» для учащихся 9 класса. Формы занятий:Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум.
В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне.
Практикум предполагает знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию, а также с особенностями выполнения заданий различных типов.
Ведущими методами изучения являются:
● речевая деятельность;
● практические умения для выполнения заданий различных видов ОГЭ и ЕГЭ.
Приёмы организации деятельности:
Интерактивные-
● лекция
● дискуссии
● мини-сочинение
Активные-
● семинар
● практическая работа
Возможны следующие виды деятельности учащихся:
-анализ источников;
-написание эссе;
-решение тренировочных заданий по обществознанию ( КИМы ОГЭ и ЕГЭ).
Форма подведения итогов:
-пробный экзамен по обществознанию в 9 классе (по КИМ ОГЭ) и в 11 классе (по КИМ ЕГЭ).
Содержание изучаемого курса в 9 и 11 классах:
Содержание изучаемого курса в 9 классе:
Содержание изучаемого курса в 11 классе:
Название темы
Часы
Название темы
Часы
Введение.
Тема 1. Современное общество.
Тема 2. Человек среди людей. Тема
3. Экономическая сфера жизни.
Тема 4. Политика и право.
Тема 5. Духовная жизнь общества.
Тема 6. Социальная жизнь общества.
Практикум.
Структура экзаменационной работы.
Особенности выполнения заданий различных типов.
Пробный экзамен по обществознанию.
Итоговое занятие.
Учебно-тематический план 9 класса
№
п/п
Название темы занятия.
Кол-во часов
Дата прове--дения
Приме-чания
Введение. 1 час.
1
ОГЭ как форма итоговой аттестации.
1
Тема 1. Современное общество. 4 часа.
2
Общество – динамичная саморазвивающаяся система.
1
3
На пути к современной цивилизации.
1
4
Глобальные проблемы современности.
1
5
Решение тренировочных заданий.
1
Тема 2. Человек среди людей. 4 часа.
6
Человек. Индивид. Личность.
1
7
Личность и мораль. Потребности человека.
1
8
Многообразие малых групп.
1
9
Решение тренировочных заданий.
1
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. 4 часа.
10
Экономика. Товар и деньги. Спрос и предложение.
1
11
Право собственности. Потребитель и его права.
1
12
Роль государства в экономике. Предпринимательство. Труд.
1
13
Решение тренировочных заданий.
1
Тема 4. Политика и право. 5 часов.
14
Основы Конституционного строя РФ.
1
15
Участие граждан в политике и управлении.
1
16
Трудовое и семейное законодательство.
1
17
Административное и уголовное законодательство.
1
18
Решение тренировочных заданий.
1
Тема 5. Духовная жизнь общества. 4 часа
19
Формы и разновидности культуры.
1
20
Искусство. Культурные нормы.
1
21
Образование. Наука. Религия.
1
22
Решение тренировочных заданий.
1
Тема 6. Социальная жизнь общества. 4 часа
23
Социальная структура. Социальная стратификация.
1
24
Этнос: нации и народности. Межнациональные отношения.
1
25
Конфликты в обществе. Семья.
1
26
Решение тренировочных заданий.
1
Практикум. Структура экзаменационной работы.
Особенности выполнения заданий различных типов. - 6 час.
27-28
Решение заданий части А.
2
29-30
Решение заданий части В.
2
31-32
Решение заданий части С.
2
33
Пробный экзамен по обществознанию.
1
34
Итоговое занятие.
1
№
п/п
Название темы занятия.
Кол-во часов
Дата прове--дения
Приме-чания
Тема 1. Основы философии. 3 часа.
1
Философия, её разделы и роль в обществе.
1
2
История философии, её основные проблемы.
1
3
Решение тренировочных заданий.
1
Тема 2. Основы теории цивилизаций. 5 часов.
4
Формационный и цивилизационный подходы к истории.
1
5
Цивилизации.древности, средневековья и нового времени.
1
6
Современные цивилизации.
1
7
Глобальные проблемы современности.
1
8
Решение тренировочных заданий.
1
Тема 3. Основы культурологии. 3 часа.
9
Основы теории культуры. Компоненты культуры.
1
10
Компоненты духовной жизни общества.
1
11
Решение тренировочных заданий.
1
Тема 4. Основы социологии. 5 часов.
12
Предмет и методы социологии.
1
13
Социальная структура. Стратификация общества.
1
14
Понятие и теории личности. Социальный конфликт.
1
15
Нации и межнациональные отношения.
1
16
Решение тренировочных заданий.
1
Тема 5. Экономическая сфера жизни. 6 часов.
17
Экономика. Основные экономические системы.
1
18
Факторы современного производства.
1
19
Переходная экономика. Деньги. Инфляция.
1
20
Государство и экономика. Налоги и налогообложение.
1
21
Рынок труда. Доходы населения.
1
22
Решение тренировочных заданий.
1
Тема 6. Основы политологии. Государство. 6 часов.
23
Политика. Государство, его признаки и функции.
1
24
Форма государства. Механизм (аппарат) государства.
1
25
Система разделения властей. Демократия, её формы и признаки.
1
26
Власть и политика. Политические партии.
1
27
Политика и общественное сознание.
1
28
Решение тренировочных заданий.
1
Тема 7. Право. 5 часов.
29
Теория права. Основы конституционного права.
1
30
Основы правового положения человека и гражданина.
1
31
Основы гражданского, семейного и трудового права.
1
32
Основы уголовного, административного и муниципального права.
1
33
Решение тренировочных заданий.
1
34
Итоговое занятие.
1
Учебно-тематический план 11 класса
Уровень подготовки учащихся:
Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
● определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
● использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
● исследование реальных связей и зависимостей;
● умение развёрнуто обосновывать суждение, давать определения, проводить доказательства (в том числе от противного);
● объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
● поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
● отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
● передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
● перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
● выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
● уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
● владение навыками редактирования текста;
● самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
● участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»);
● формулирование полученных результатов;
● создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
● пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
● владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
Предполагаемые результаты:
Предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся:
- В приобретении учащимися опыта познавательной и практической деятельности, в который войдут:
работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
анализ современных общественных явлений и событий;
аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях о современных социальных проблемах; - успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию.
Список литературы для 9 класса:
1. Обществознание 8-9 кл./ Под ред. А. Ф. Никитина. - М.,2008
2. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы государства и права. – М.., 2008
3. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита – Пресс, 2008
4. Введение в обществознание: 8-9 кл./Под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2007
5. Основы экономической теории: Учебник для 9-10 кл./Гос. Унив. – Высшая школа экономики; Под ред. С. И. Иванова – В 2-х книгах. М.:Вита – Пресс,2007
6. ГИА 2009 (в новой форме) Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А. Ю. Лабезникова, О. А. Котова . – М.: Издательство «Экзамен»,2009.
7. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2009:Обществознание/ авт. – сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: Астрель, 2009.
8. Конституция РФ.- М.,2007
9. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина. – М., 2007.
10. Автономов Введение в экономику. – М.: Вита – Пресс, 2008
11. Сборник кодексов РФ. – М.,2009
12. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М., АСТ:Астрель, 2009
13. Мухаев Р. Т. Политология. И – М.,2008
14. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М., 2009
Список литературы для 11 класса:
Основная литература:
А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов и др..Единый государственный экзамен. Обществознание: Репетитор. М.: Просвещение, Эксмо, 2007.
А. Клименко, В. Румынина. Экзамен по обществознанию., М.: Айрис-пресс, 2008.
И.И. Бабленкова, В.В.Акимов, Е.А. Сурова. Обществознание: весь курс для выпускников и абитуриентов, М.: Эксмо, 2007.
Обществознание. Варианты ЕГЭ. (Федеральный институт педагогических измерений). М.: «Издательство Астрель», 2008, 2009.
Дополнительная литература:
П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. Обществознание. Полный справочник. Под редакцией П.А. Баранова. Москва. АСТ. Астрель. 2010 г.
П.А. Баранов. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ /П.А. Баранов, С.В. Шевченко; под редакцией П.А. Баранова/. Москва. АСТ. Астрель, 2010 г.