СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Брасовского района Брасовская средняя общеобразовательная школа имени В.А.Алексютина


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» на заседании МО учителей гуманитарного цикла заместитель директора школы по УВР директор школы

«___» _____________2022 г. «___»_____________2022 г. «___»____________2022 г. Протокол № _______ _______________________ ________________________ _____________________ Шатова О.В. Кондрашова С.Л. Сафронова И.И.











Рабочая программа по русскому языку

7 «А» клаcc










Разработала учитель

русского языка и литературы

Шатова Ольга Владимировна
















2022-2023 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (требования к планируемым результатам);

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 №1/15;

- авторской программы по русскому языку Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, 2012;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ БСОШ имени В.А. АЛЕКСЮТИНА с учётом программ, включённых в её структуру, и соответствует учебному плану, календарному учебному графику и расписанию учебных занятий учреждения на 2022 – 2023 учебный год.

При разработке и реализации рабочей программы используются программы и учебники:

  1. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов - М.: Просвещение

  2. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская о.В., Нарушевич А.Г. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций - М.: Просвещение 2017

Программа обеспечена учебно-методическими пособиями, экранно-звуковыми, электронными (цифровыми) образовательными и интернет – ресурсами в соответствии с перечнем учебников и учебных пособий на 2022 - 2023 учебный год для реализации основной образовательной программы основного общего образования МБОУ БСОШ имени В.А. АЛЕКСЮТИНА.

В учебном плане учреждения на изучение русского языка в 7 классе выделяется 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебных недель). В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием занятий (на 01.09.2022 г) изучить содержание программы планируется за 206 часов: 4 урока совпадает с праздничными датами: 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.

Корректировка Рабочей программы проведена за счёт объединения изучаемых тем, что отражено в тематическом планировании.

Тема «Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками» от 23 февраля 2021 года будет объединена с темой «Местоимение как часть речи» от 24 февраля 2021 года.

Тема «Указательные местоимения» от 8 марта 2021 года будет объединена с темой «Определительные местоимения» 9 марта 2021 года.

Тема «Употребление безличных глаголов» от 3 мая 2021 года будет объединена с темой «Безличные глаголы» от 30 апреля 2021 года.

Тема «Повторение темы «Глагол»» от 10 мая 2021 года будет объединена с темой «Суффиксы –ова-/-ева-, -ива-/ыва- глаголов» от 7 мая 2021 года .



















Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»


Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:

- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;

- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка;

- уважительное отношение к родному языку;

- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- стремление к речевому самосовершествованию;

- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:

- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;

- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;

- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.

Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:

- представление о русском языке как языке русского народа;

- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;

- овладение всеми видами речевой деятельности.





























Содержание учебного предмета

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции


Речь и речевое общение

  1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.

  2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного общения.


Речевая деятельность

  1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

  2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией общения. Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного, изучающего чтения. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста. Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материла на определенную тему.


Текст

1. Понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. План текста как вид переработки текста.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста. Анализ языковых особенностей текста. Создание текстов различного типа. Соблюдение норм.


Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции


Общие сведения о языке

  1. Язык. Языкознание. Представление о языке как знаковой системе, о лингвистике как науке.

  2. Осознание роли языка в жизни человека, важности умения общаться..


Фонетика и орфоэпия

  1. Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.

  1. Совершенствование навыков различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слова.

Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.


Графика

  1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласного. Способы обозначения [ j ].

  2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, СМС-сообщениях.

Морфемика и словообразование

  1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, корень, суффикс как словообразующие морфемы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слова.

Возможность исторических изменений в структуре слова.

Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики.

Морфемный словарь

  1. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.

Применение знаний по морфемике в практике правописания.

Использование морфемного словаря при решении разнообразных учебных задач.


Лексикология и фразеология

  1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова (нейтральная лексика).

Стилевые пласты лексики. Разные виды лексических словарей русского языка и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

  1. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения экспрессивной окраски и стилевой принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Проведение лексического разбора слов.

Морфология

  1. Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия.

Служебные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки предлогов и союзов.

  1. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.

Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.


Синтаксис

  1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения.

Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения. Обращения.

Сложное предложение.

Способы передачи чужой речи.

  1. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.


Правописание: орфография и пунктуация.

  1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.

Слитные, раздельные и дефисные написания.

Употребление прописной и строчной буквы.

Перенос слов.

Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции.

Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении (при однородных членах предложения, при обращении). Знаки препинания при прямой речи.

  1. Формирование орфографической и пунктуационной зоркости. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.



Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции


Язык и культура

  1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

  2. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.









































Учебно-тематический план


№ раздела

Разделы программы

Количество часов по программе

Уроки РР

Контрольные диктанты, контрольные и проверочные работы

1

Введение.

10

2

1

2

Грамматика. Морфология, орфография. Культура речи.

120

21

7

Причастие

33

5

1

Деепричастие

15

5

1

Наречие

28

5

2

Предлог

11

2

1

Союз

19

2

1

Частица

12

2

-

Междометие

2

-

1

3

Повторение

6

-

1

Всего:


136

23

9




































Учебное и учебно-методическое обеспечение


Для учащихся:

Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / .М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич. М.: Просвещение, 2016.

Русский язык. Рабочая тетрадь. 7 класс. Авторы: Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик

Морфемика, словообразование, орфография. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0-537

Лексикология. Культура речи. - Режим доступа - http://www.gramma.ru/RUS/?id=6.0 , http://www.testent.ru/index/0-535 , http://www.testent.ru/index/0-540

Орфография (система проверки правописания - http://www.orfo.ru/online/) - Режим доступа - http://www.rusyaz.ru/pr/

Морфология. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0-538 , http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm , http://lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/1morfolog.shtml

Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. - Режим доступа. -http://www.gramma.ru/RUS/?id=5.0 , http://www.licey.net/russian/map

Для учителя:

Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2012. - 66 с. - (Академический школьный учебник).

Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. - М.:Просвещение, 2011. - 108 с.

Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. - 3-е изд., дораб. - М.:Просвещение, 2011. - 112 с.- (Стандарты второго поколения).

Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2009. - 4-е изд.

Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. Тексты – Режим доступа. - http://rus.1september.ru/article.php?ID=200103309

























Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата/

план


Дата/

факт

Тема урока

Кол-во часов

1



Русский язык в современном мире. Речь и речевое общение.

1

2



Речь. Речевое общение. Диалог. Монолог.

1

3



Речь. Речевое общение. Устная и письменная речь. Речевой этикет.

1

4



РР Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме: «Книга - наш лучший друг и советчик».

1

5



РР Написание сочинения - рассуждения на тему: «Книга - наш друг и советчик».

1

6



Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.

1

7



Функциональные разновидности языка. Книжная речь. Сферы общения.

1

8



Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы.

1

9



Входной контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием.

1

10



Работа над ошибками в контрольном диктанте.

1

11



Система частей речи в русском языке. Понятие о причастии. Их особенности.

1

12



Понятие о причастии. Причастие как особая форма глагола.

1

13



Признаки глагола у причастия.

1

14



Признаки прилагательного у причастия.

1

15



Причастный оборот, его признаки и особенности.

1

16



Причастный оборот и знаки препинания при причастном обороте.

1

17



Действительные и страдательные причастия.

1

18



РР Обучение написанию сжатого изложения «Картина И.И. Шишкина «Рожь» (по упр. 72).

1

19



РР Написание сжатого изложения «Картина И.И. Шишкина «Рожь» (по упр. 72).

1

20



Полные формы причастий.

1

21



Краткие формы причастий.

1

22



Причастия настоящего и прошедшего времени.

1

23



Образование действительных причастий настоящего времени.

1

24



Образование действительных причастий прошедшего времени.

1

25



Образование страдательных причастий настоящего времени.

1

26



Образование страдательных причастий прошедшего времени.

1

27



Повторение изученного. Подготовка к комплексной работе с текстом. РР. Обучение анализу текста.

1

28



РР. Комплексная работа с текстом.

1

29



Правописание гласных перед Н и НН в полных страдательных причастиях.

1

30



Правописание гласных перед Н и НН в кратких страдательных причастиях.

1

31



Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях.

1

32



Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных.

1

33



Н, НН в кратких страдательных причастиях.

1

34



Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных.

1

35



Морфологический разбор причастий.

1

36



Правописание НЕ с причастиями.

1

37



РР Обучение написанию изложения «Незаслуженное наказание» (по тексту упр.139)


38



РР Написание изложения «Незаслуженное наказание» (по тексту упр. 139).

1

39



Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий.

1

40



Повторение по теме «Причастие». Образование и морфологические признаки причастия. Орфограммы и пунктограммы

1

41



Повторительно - обобщающий урок по теме «Причастие».

1

42



Контрольный диктант № 2 по теме «Причастие» с грамматическим заданием.

1

43



Работа над ошибками.

1

44



Понятие о деепричастии.

1

45



Понятие о деепричастном обороте.

1

46



Деепричастный оборот: знаки препинания при деепричастном обороте.

1

47



РР Тезисный план текста (по тексту упр.165)

1

48



Правописание НЕ с деепричастиями.

1

49



Деепричастия совершенного вида.

1

50



Деепричастия несовершенного вида.

1

51



РР Обучение написанию сочинения-описания картины Б. Кустодиева «Сирень» (упр. 181, 182)

1

52



РР Написание сочинения-описания картины

Б. Кустодиева «Сирень».

1

53



РР Рассуждение и его виды. Рассуждение - доказательство. Рассуждение - объяснение и рассуждение - размышление.

1

54



РР Обучение написанию сочинения – рассуждения (по упр.193).

1

55



Морфологический разбор деепричастия.

1

56



Повторение изученного по теме «Деепричастие».

1

57



Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Деепричастие».

1

58



Работа над ошибками.

1

59



Наречие как часть речи.

1

60



Наречие как часть речи и слова категории состояния.

1

61



Разряды наречий по значению.

1

62



Разряды наречий по значению. Местоимённые наречия.

1

63



РР Комплексная работа над текстом. Обучение анализу текста.

1

64



Степени сравнения наречий. Формы сравнительной степени.

1

65



Степени сравнения наречий. Формы превосходной степени.

1

66



Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на о (-е): условия слитного написания.

1


67



Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на о (-е): условия раздельного написания.

1


68



Морфологический разбор наречия. Повторение изученного по теме «Наречие».

1

69



Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме «Наречие как часть речи».

1

70



Работа над ошибками.

1

71



Одна и две буквы Н в наречиях на –о (-е): особенности выбора.

1

72



Одна и две буквы Н в наречиях на –о (-е): отличие наречий и кратких причастий.

1

73



Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

1

74



Буквы о и а на конце наречий: условия написания букв о и а.

1

75



Дефис между частями слова в наречиях, образованных от прилагательных и притяжательных местоимений.

1

76



Дефис между частями слова в наречиях, образованных от порядковых числительных.

1

77



РР Обучение написанию подробного изложения «Море» (по тексту упр. 241).

1

78



РР Написание подробного изложения «Море» (по тексту упр. 241).

1

79



Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и числительных.

1

80



Слитное и раздельное написание наречий, образованных от количественных числительных.

1

81



Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

82



РР Речевая характеристика героя (на материале упр. 252)

1

83



РР Сжатое изложение « Речевая характеристика героя» (на материале упр. 252).

1

84



Повторение темы «Наречие»: образование и морфологические признаки. Орфограммы.

1

85



Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме «Наречие».

1

86



Работа над ошибками.

1

87



Предлог как часть речи.

1

88



Предлоги производные и непроизводные.

1

89



РР Обучение написанию репортажа на тему: «Холодная зима» с использованием предлогов.

1

90



РР Написание репортажа на тему: «Холодная зима».

1

91



Предлоги простые и составные.

1

92



Слитное и раздельное написание предлогов.

1

93



Написание предлогов через дефис.

1

94



Употребление предлогов в речи. Предлоги-синонимы и предлоги-антонимы. Употребление различных вариантов предлогов.

1

95



Морфологический разбор предлога.

1

96



Повторение темы «Предлог». Морфологические признаки и отличие от других частей речи. Правописание предлогов.

1

97



Контрольная работа № 1 по теме: «Предлог».

1

98



Союз как часть речи.

1

99



Разряды союзов.

1

100



Сочинительные союзы. Разряды по значению.

1

101



Сочинительные союзы и знаки препинания при них.

1

102



Подчинительные союзы. Разряды по значению.

1

103



Подчинительные союзы. Сложноподчинённые предложения с составными подчинительными союзами.

1

104



Правописание союзов. Отличия союзов тоже, также от омонимичных сочетаний слов.

1

105



Правописание союзов. Отличия союза чтобы от омонимичных сочетаний слов.

1

106



Правописание союзов. Отличия союза зато от омонимичных сочетаний слов.

1

107



РР Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Профессиональный подход» (по тексту упр.316).

1

108



РР Написание сочинения-рассуждения «Профессиональный подход» (по упр. 316).

1

109



Союзы и союзные слова. Понятие о союзных словах.

1

110



Союзы и союзные слова. Способы их разграничения.

1

111



Союзы и союзные слова. Употребление в тексте

1

112



Союзы в простых и сложных предложениях.

1

113



Морфологический разбор союза.

1

114



Повторение темы «Союз».

1

115



Контрольный диктант № 6 по теме «Союз» с грамматическим заданием.

1

116



Работа над ошибками.

1

117



Частица как часть речи.

1

118



Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1

119



Разряды частиц. Смысловые частицы.

1

120



Правописание частиц. Раздельное написание частиц.

1

121



Правописание частиц через дефис.

1

122



Правописание частицы НЕ: слитное и раздельное написание.

1

123



Разграничение частиц НЕ и НИ: условия написания НЕ.

1

124



РР Подготовка к написанию сочинения - рассуждения «Моя малая Родина» (по упр. 368).

1

125



РР Написание сочинение – рассуждения «Моя малая Родина» (по упр. 368).

1

126



Повторение темы «Частицы».

1

127



Междометие.

1

128



Контрольная работа № 2 по теме «Служебные части речи».

1

129



Повторение изученного в 7 классе. Морфологические признаки причастия и правописание причастий. Знаки препинания в предложениях с причастиями.

1

130



Повторение изученного в 7 классе. Морфологические признаки деепричастия. Знаки препинания в предложениях с деепричастиями.

1

131



Повторение изученного в 7 классе по теме «Наречие».

1

132



Повторение изученного в 7 классе. Морфологические признаки предлогов. Правописание предлогов.

1

133



Повторение изученного в 7 классе. Морфологические признаки союзов. Правописание союзов.

1

134



Повторение изученного в 7 классе. Правописание частицы НЕ и НИ.

1

135



Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием

1

136



Повторение изученного. Подведение итогов.

1