мУНИЦИПАЛЬНОЕ казенное ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «дЕТСКИЙ САД № 3 «Улыбка» комбинированного вида»
Принято Педагогическим Советом Протокол №2 _____________________ | Утверждаю Заведующий МКДОУ № 3 «Улыбка» к/в _____________ Ставицкая В.Л. __________________________ |
Часть основной образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений
«Мы живем в Сибири»
р.п. Мошково, 2020 год
Содержание образовательной программы
1. | Целевой раздел части формируемой участниками образовательных отношений | |
| 1.1.Пояснительная записка к парциальной программе «Мы живем в Сибири»…………………………………………………………….. | |
| 1.1.1.Цель и задачи реализации программы……………………….. | |
| 1.1.1.1. Принципы и подходы к формированию программы……… | |
| 1.1.1.2. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста……………………………………………….. | |
| 1.1.1.3.Планируемые результаты программы……………………… | |
2. | Содержательный раздел части, формируемой участниками образовательных отношений | |
| 2.1.Программа «Мы живем в Сибири», формируемая участниками образовательных отношений………………………… | |
| 2.2. Формы организации работы с детьми, педагогические технологии ………………………………….……………………….. 2.3. Сложившиеся традиции коллектива…………………………… | |
3. | Организационный раздел части программы, формируемой участниками образовательных отношений | |
| 3.1.Описание материально-технического обеспечения Программы «Мы живем в Сибири»……………………………………………… 3.1.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания……………………………………………… 3.1.2.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды………………………………………………………………… | Приложение: карта наблюдения за эффективностью реализации программы ……………………………………………. | | | | |
| | |
1.Целевой раздел части формируемой участниками образовательных отношений
1.1.Пояснительная записка к парциальной программе «Мы живем в Сибири».
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накоплениями социального опыта жизни в своём крае, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Наиболее актуальным ответом на современные тенденции образования является использование потенциала регионального компонента.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно–нравственного развития ребёнка является «осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его района, области, города, страны». В данной программе речь идет о значении истории родного края и ее влияние на патриотическое воспитание дошкольников.
Программа МКДОУ детский сад № 3 «Улыбка» к/в составлена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ", Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
1.1.1.Цель и задачи реализации Программы
Цель программы: формирование познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.
Задачи программы:
-формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины;
-формировать представления о достопримечательностях родного края, исторических корнях района, символике;
-расширять представления о природных богатствах Сибири: растительном и животном мире; полезных ископаемых;
-изучать историю Новосибирской области во взаимосвязи с культурой и историей России;
-сформировать ценностные отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению;
-вызвать потребность и желание как можно больше узнать о своей малой Родине;
-развивать у дошкольников навыки познавательно - исследовательской, творческой деятельности.
1.1.1.1.Принципы и подходы, к формированию Программы.
Принцип научности – предполагающий стимулирование познавательного интереса детей к художественной литературе, окружающему миру; формирование основ научного мировоззрения.
Принцип доступности – обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, особенностей личностного развития детей дошкольного возраста.
Принцип последовательности – обеспечивающий постепенное обогащение содержания.
Принцип системности – предполагающий формирование у дошкольников обобщенного представления об окружающем мире, в котором все объекты, процессы, явления находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.
Принцип интегративности - предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.
Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка - создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Кроме того, в программе предусматривается решение целей и задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
1.1.1.2. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
Программа «Мы живем в Сибири», ориентирована на детей дошкольного возраста. Программа учитывает возрастные особенности усвоения программного материала детьми:
возрастает познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое;
осознает общепринятые нормы и правила поведения и обязательность их выполнения; предъявляет к себе те требования, которые раньше предъявляли к нему взрослые.
способен соблюдать общепринятые нормы и правила поведения: на основе образца, заданного взрослым;
усвоены основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений;
способен произвольно контролировать свое поведение;
ребенок проявляет интерес к миру людей, человеческих взаимоотношений;
проявляет устойчивый интерес к произведениям народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства;
интересуется материалом, из которого выполнены работы, их содержанием;
самостоятельно распределяет роли и договаривается о совместных действиях в игровой и продуктивной деятельности;
участвует в коллективных играх и занятиях, устанавливая в большинстве случаев положительные взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками на основе соблюдения элементарных моральных норм и правил поведения;
проявляет интерес к взаимоотношениям людей, познанию их характеров, оценке поступков;
в процессе общения отражает в речи общепринятые нормы и правила поведения и объясняет необходимость их выполнения;
оценивает литературного героя с точки зрения соответствия его поступка общепринятым моральным нормам;
активно использует в речи слова и выражения, отражающие представления ребенка о нравственных качествах людей: честный, смелый, трудолюбивый, заботливый и т.д;
проявляет интерес к социальным событиям, отражающимся в средствах массовой информации, разговаривает о них с взрослыми и сверстниками;
проявляет интерес к страноведческим знаниям, национальностям людей;
задает вопросы о России, ее общественном устройстве, других странах и народах мира, их особенностях;
инициирует общение и совместную со взрослыми и сверстниками деятельность, организует сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские игры;
испытывает гордость за достижения отдельных россиян и России в целом, любовь к «малой» и «большой» Родине;
положительно относится к возможности выполнения гендерных ролей в обществе;
знает простейшую структуру государства, его символы, имеет представление о «малой» и «большой» Родине, ее природе, определяет собственную принадлежность к государству;
Имеет представление о планете Земля, многообразии стран и государств (европейские, африканские, азиатские и др.), населении и своеобразии природы планеты.
3.Планируемые результаты освоения Программы
Реализация программы будет способствовать достижению следующих результатов:
Ребенок имеет представление о географических, климатических, социально-экономических особенностях Сибирского края, умеет различать символику государства и малой Родины. Знает названия близлежащих улиц, основные социальные объекты и достопримечательности поселка. Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и центральных улицах поселка. Знает и стремится выполнять правила поведения в природе и на улицах поселка, умеет составлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути в детский сад и обратно домой». Ребенок имеет элементарные представления о жизни, быте, культуре народа, различает и называет национальные костюмы, имеющихся в группе национальностей, умеет играть в их подвижные игры. Имеет элементарные представления об охране природы, о заповедниках, о красной книге. Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям. Ребенок проявляет интерес к малой родине.
С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины. Ребенок проявляет инициативу в социально-значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям поселка. Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.).
Отслеживание результатов освоения Программы «Мы живем в Сибири» осуществляется в процессе бесед с детьми, изучение продуктов детской деятельности, детских высказываний и оформляется в карте достижений. Организуются выставки детских работ, выставки фотографий (с помощью родителей) на тему: «Любимый край!», «Мой поселок».
Организация музыкально-спортивных праздников, развлечений:
- День народных игр; музыкальный досуг «Шумят хлеба», «Кто любит трудиться, тому на месте не сидится», «День России».
2.Содержательный раздел части, формируемой участниками образовательных отношений.
2.1. Программа «Мы живем в Сибири», формируемая участниками образовательных отношений.
Содержание воспитательно-образовательной работы с детьми охватывает следующие образовательные области:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно‑эстетическое развитие;
физическое развитие.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | |
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание | Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками. |
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание | Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. |
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание | Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. |
Формирование основ безопасности | Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них. Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил. |
Образовательная область «Познавательное развитие» |
Развитие познавательно-исследовательской деятельности | Развитие интереса к своей семье, окружающему миру, малой Родине; изучение и исследование родного края; формирование умения и навыков проектной деятельности, связанной с поисково-исследовательской работой по изучению родного края. Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. |
Приобщение к социокультурным ценностям | Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира. |
Формирование элементарных математических представлений | Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. |
Ознакомление с миром природы. | Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее. |
Образовательная область «Речевое развитие» |
Развитие речи | Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. |
Художественная литература | Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия. |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» |
Приобщение к искусству | Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства. |
Изобразительная деятельность | Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстникам при создании коллективных работ. |
Конструктивно-модельная деятельность | Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов. Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять. |
Музыкально-художественная деятельность | Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении. |
Образовательная область «Физическое развитие» |
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни | Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. |
Физическая культура | Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту |
Тематическое планирование образовательной деятельности
Младший дошкольный возраст
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь «Наш детский сад» |
«Знакомимся с группой» «Кто работает у нас в группе?» (имя, отчество воспитателей, музыкального руководителя, медсестры, инструктора по физической культуре, заведующего детского сада) | Игры: «Где живут наши игрушки!» «Каждой игрушке свое место!» Театрализация сказок «Теремок», «Рукавичка»; Сбор осенних листьев для поделок; | Адаптация воспитанников к детскому саду; Создание ППРС; Выставка поделок «Осенние овощные фантазии»; Оформление игровых зон. |
Ноябрь « Образ - Я» |
Валеологические беседы: «Я – человек» «Я – мальчик, я – девочка» формирование первичных гендерных представлений. Рисование «Моя любимая игрушка» | Дидактические игры: «Мои друзья»; «Чем играют девочки, чем играют мальчики» « Одежда для мамы и папы» | Рассматривание домашних фотоальбомов (ребенок от рождения до сегодняшнего дня) |
Февраль «Мой папа был солдат!» |
НОД «Кто служит в армии!» Рассматривание картинок об армии (летчики, танкисты, пограничники); Рисование «Письмо брату в армию» | Чтение произведений об армии, солдатах; Игры «Пограничник на посту», « Мы солдаты». | Рассматривание фотоальбомов «Мой папа был солдат!» |
Март «Моя семья» |
Рассматривание картины: «Моя семья» Беседы: «Кто живет у нас дома?» | Сюжетно – ролевая игра «В гостях у куклы». | Оформление газеты «Моя семья»; Встреча с бабушками за чашкой чая. |
Апрель «Родная страна» |
НОД «Мы живем в Мошково». «Самые красивые места поселка». Рисование «Мой дом». | Оформить русский уголок в группе; Русские народные подвижные игры; Чтение сказок. | Просмотр видеофильмов, энциклопедий о природе нашей страны. |
Старший дошкольный возраст
Непосредственно образовательная деятельность | Совместная деятельность взрослого и детей | Взаимодействие с родителями, участниками образовательного процесса |
Сентябрь « Мой любимый детский сад» |
Конструирование из большой коробки «Наш детский сад» Беседы: «Наши добрые дела» «Мы самые старшие в детском саду»; «Как мы дружим с малышами!» Аппликация «Ковер из осенних листьев» Рисование « Наш участок»; Развлечение «Осень в гости к нам пришла» | Экскурсия по детскому саду (труд сотрудников); Беседа о важности труда людей работающих в детском саду; Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»; «Помогаем мл. воспитателю убирать группу» | Родительское собрание: «Воспитываем патриотов» Выставка поделок: «Овощи + фантазия» Анкета для родителей: «Родители – участники образовательного процесса» |
Октябрь « Моя семья» |
Беседы: «Традиции нашей семьи» «Я пишу письмо дедушке и бабушке» «Я горжусь трудом своих родителей» Рисование «Любимое занятие нашей семьи» Конструирование «Квартира» | Работа над понятием «Моя семья» Сбор осенних листьев для поделок; «Поможем дворнику собрать листья на участке». Сюжетно-ролевая игра «Дом». | Подбор фотографий из семейного альбома; Рассказы родителей о семейных праздниках; Построение генеалогического древа |
Ноябрь «Мошково - родина моя» |
Беседы «Наш поселок – Мошково»; «Улицы нашего поселка»; Рисование «Дом, в котором я живу»; Аппликация «Дом с резными ставнями»; Лепка «На строительной площадке» Конструирование «Улица поселка» | Экскурсии: в библиотеку, музыкальную школу, музей, дом культуры. Сюжетно – ролевая игра «Наша улица» по ПДД | Изготовление кормушек; Газета: «Достопримечательности нашего Мошково»; Конкурс семейного рисунка: Мы живем в Мошково» |
Декабрь «Я и мое имя» |
НОД « Для чего человеку имя?» «Мое полное имя», «Кем я буду, когда вырасту?» Аппликация «Ростом разные подружки, а похожи друг на дружку» симметричное вырезывание Лепка «Дети весело танцуют» Конструирование «Карусель» - подарок малыша. | Дид.игра «Назови ласково» Оформить открытку в подарок другу. | Устройство ледяных горок, снежного городка фотоальбом «Вот я какой!» |
Январь « Наша Родина – Россия» |
НОД «Наша Родина – Россия» (гимн, герб) Аппликация «Флаг нашей страны»; Рисование «Кремль» Беседа «Мы живем в Сибири»; Развлечение «Коляда», «Святочные посиделки»; «Путешествие по карте России, глобусу». | Украшение участка цветными льдинками; Игра – путешествие «Едем на север», Знакомимся с русским костюмом; Чтение русских народных сказок; Пословицы о Родине; Слушаем и поем русские народные песни, частушки, колыбельные. | Выставка рисунков: «Сибирская зима». Фотовыставка «Разные уголки России». Конкурс «Святочное агентство». Музей «Волшебные вещи». |
Февраль «Наши защитники» |
НОД «Тот герой, кто за Родину горой», «Что должны уметь солдаты»; Рисование «Наша армия родная» Конструирование «Подарки для пап и дедушек»; Лепка « Аэродром», «Вертолет»; Аппликация «Военная техника» | Дидактические игры: «Военная техника». Коллективная работа: «Солдат на посту». Рассматривание картин об Армии; Чтение художественной литературы. | Фотоальбом «Мой папа солдат!»; Спортивное развлечение «Вместе с папой»; Рассказ приглашенного воина о защитниках Отечества Мамина школа «Подарок для любимых мужчин». |
Март « Моя мама лучше всех!» |
НОД Моя мама лучше всех»; « О чем расскажет семейный альбом?»; «Кем работает мама?»; Рисование «Портрет мамы»; Аппликация «Красивое платье для мамы!» | Вышивание – подарок для мамы.; Беседа «Я забыл поздравить маму, как это исправить?» Игра – пантомима « Как мама наряжается»; «Вручи подарок» - культура общения с сотрудниками детского сада. | Праздник для мам «Очень мамочку люблю» |
Апрель «Наши космонавты» |
НОД «Планета – Земля» Рисование: «Космический полет»; Лепка «Ракета» Конструирование «Космодром» Аппликация «Звездное небо» | Оформление группы на космическую тему; Подборка картин «Космос»; Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре: «Мы космонавты»; Сюжетно – ролевая игра «Путешествие на ракете» Чтение рассказов о Ю. А. Гагарине, космосе. | Подбор видеотеки о космосе, космонавтах |
Май «День Победы» |
НОД: «Кого называем героем?» Рисование «Салют в день Победы» «Цветущая весна» Аппликация «Букет ветерану» Лепка «Пограничник с собакой» Утренник в детском саду | Рассматривание картин о Победе; Выставка детских рисунков ко дню Победы; Экскурсии к памятнику «Воин-освободитель» и «Герои Советского Союза» , «Мать и дитя» р. п. Мошково | Посещение праздника «День Победы» р.п. Мошково Встреча с ветеранами ВОВ. Оформление музейной экспозиции в ДОУ «Ветераны п. Мошково» Посещение районного музея с композицией «Они ковали Победу». |
2.2.Формы организации работы с детьми, педагогические технологии.
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания. Цикл занятий по ознакомлению с родным поселком проводится в форме экскурсии по достопримечательным местам малой родины. Организуются целевые прогулки, которые помогают детям в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни птиц, обитателей водоемов.
Большая роль в реализации Программы отводится совместной деятельности воспитателей с детьми, т.к. воспитание чувств – процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине.
Деятельность | Формы работы |
двигательная | Подвижные народные игры Хороводные игры Игры – соревнования Физкультурные досуги Индивидуальная работа по развитию движений Самостоятельная двигательная деятельность Оформление физкультурных уголков в группах Разучивание упражнений для глаз Пальчиковая гимнастика Логоритмическая гимнастика |
игровая | Сюжетно – отобразительные игры, Бытовые игры Сюжетно –дидактические игры с воспитателем Дидактические игры на закрепление социальных понятий. КВН и викторины на знание поселка, профессий Самостоятельная игровая деятельность Драматизации Досуговые игры Инсценировки Сюжетно – ролевые игры |
Конструктивно – модельная | Аппликации из природного материала, ткани Художественный труд Декорации к театрализованным спектаклям Творческая продуктивная деятельность Конструирование из песка и снега Рисование иллюстраций к сибирским сказкам. |
Коммуникативная | Художественно – речевая деятельность Сочинение сказок, загадок, пословиц, дразнилок Специальное моделирование ситуаций общения Коммуникативные игры на создание положительных эмоций, развитие эмпатии… Придумывание этюдов для театрализации Игры - фантазии по мотивам литературных произведений Дидактические, словесные, народные игры Речевые игры Индивидуальная работа |
Элементарный бытовой труд | Работа на весеннем участке – субботник Работа на огороде - посев, посадка овощей, полив Работа на зимнем участке: подкормка птиц Работа на осеннем участке: сбор урожая, уборка в цветнике, розарии Реализация проектов, Трудовые акции. Ручной труд из природного и бросового материала Ознакомление воспитанников с трудом взрослых |
Познавательная и познавательно – исследовательская деятельность | Рассматривание, обследование, наблюдение Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах о природе родного края; Создание тематических коллажей, стенгазет; Просмотр познавательных фильмов, детских передач Создание лаборатории: опыты, эксперименты Пополнение ПРС Проектная деятельность Игры на развитие сенсорики, мышления, памяти, внимания, воображения Решение логических задач Индивидуальная работа Проблемные беседы Моделирование проблемных ситуаций Оформление уголков природы в группах Поисковая и исследовательская деятельность Коллекционирование |
Музыкально - художественная | Слушание, соответственно возрасту народной музыки; Праздники и развлечения Пополнение уголка музыкального творчества Концерты – импровизации; Выставки рисунков «Природа Сибири», выставки семейного рисунка «Моя улица», «Мой поселок – Мошково» участие в праздновании улицы Пушкина «Место на карте поселка» посещение выставок местных художников в районном музее. Самостоятельная музыкально – ритмическая деятельность Рассматривание, обыгрывание кукол в русских национальных костюмах Пополнение национального уголка в ДОУ: посуда, вышитые рушники, скатерти, фотографии достопримечательностей п. Мошково и г. Новосибирска |
Взаимодействие с родителями, социальными партнерами | Акции: «Покормите птиц зимой», «Сделаем скворечник», «Посади цветок, укрась Планету» Анкетирование Составление генеалогического древа Родительская мастерская по изготовлению костюмов Встреча с интересными людьми Творческая гостиная Совместное проведение праздников, чаепитий Реализация проектов: «Бабушкины сказки», « Я главный помощник у мамы и папы», «Будем расти здоровыми» |
Содержание работы по направлениям развития и образования детей
Физическое развитие |
Формировать знание о спортивных достижениях Сибиряков: Карелин А. - борец, Булыгин С., Формировать физические качества детей в играх народа Сибири Создать условия для обучения ходьбе на лыжах Способствовать становлению у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни |
Познавательное развитие |
Знакомить детей с произведениями сибирских авторов: Ю. Магалиф, В. Шамов, Знакомить детей с произведениями Мошковского района: В. Черемисин, А. Назаров, Г. Листопад, О. Тимошкина Расширять представления о русском костюме народов Сибири Развивать коммуникативные навыки общения Воспитывать чувства гордости за Сибирь Знать геральдику НСО, Мошковского района, п.Мошково Воспитывать бережное отношение к природе родного края Посещать краеведческие музей города Новосибирска, поселка Мошково |
Социально - коммуникативное развитие |
Приобщать к правилам безопасного поведения в природе, на улицах поселка Знакомить с трудом с взрослых: родителей, работников детского сада, ближайшего окружения. Формировать общепринятые нормы и правила поведения со сверстниками и взрослыми |
Художественно–эстетическое развитие |
Формировать знание о произведениях народно декоративного искусства Способствовать включению детей в совместную художественную деятельность с детьми и взрослыми Воспитывать духовно богатую, творческую личность Приобщать к национальной культуре Сибири: Сибирский Хор, «Перевертыши» Сибирские узоры Приобщать детей к посещению театров: театр оперы и балета, ТЮЗ Глобус, кукольный театр города Новосибирска. Проводить фольклорные праздники: «Коляда», «Масленица», «Красная горка», «Мы живем в Сибири» Воспитывать чувство прекрасного Учить отражать полученные знания в продуктивной деятельности |
Методы, приемы и средства реализации программы, формируемой участниками образовательного процесса.
Практические | Словесные | Наглядные |
Экскурсии: памятные места п. Мошково: Памятник «Женщина - мать и дитя войны»; «Памятная аллея героям Советского Союза» «Участникам ВОВ»; Доска « Земляки - Герои Советского Союза»; «Воинам – афганцам»; Памятный камень воинам умерших от ран в госпитале №1149 в1941 – 1942 годах к мемориальным доскам: писателя А.С. Иванова; Аксененко Н.Е. – министра путей сообщений; Шнырева Н. И – почетного жителя Мошкова; Болдырева А. С.- почетного жителя Мошково; Посещение районного музея: «Быт сибирского села»; «Они ковали Победу»; «Картины художников Мошковского района»; «Выставка народных умельцев»; Мини – музей детского сада: «Мы внуки победителей в ВОВ» «Реликвия семьи»; «Старая новогодняя игрушка» «Коллекция моей семьи»; «Веселая соломка» - выставка поделок Мини-музеи в каждой группе: «Наследие Сибири»; Фотогазеты «Наше Мошково» « День Победы- праздник в каждом доме»; Встреча с ветеранами ВОВ «Концерт к дню Победы» «Фестиваль цветов» Встречи с интересными людьми: Членами поэтического клуба «Надежда»; Художником – флористом Почтаревой О.А.; Старожилами п. Мошково; учащимися школы искусств | Беседы с детьми чтение художественной литературы заучивание стихов сибирских поэтов дидактические игры сюжетно ролевые игры народные подвижные игры развлечения моделирование ситуаций консультации наблюдение проектная деятельность | Рассматривание энциклопедий «Москва столица нашей Родины» « Природа России» «Новосибирск - столица Сибири» «Земля Новосибирская» «Сибирь индустриальная» «Памятники Новосибирска» Красная книга НСО Сбор фотоматериалов: «Природа Мошковского района» «Путешествуем по России» «Наше любимое Мошково» Театральная деятельность. Организация выставок - конкурсов: «Золотая осень» «Зимушка хрустальная» «Весенняя капель» «Лето, лето к нам пришло»; Выставка семейного рисунка «Наше любимое Мошково»; Изготовление макетов «Деревенская усадьба» «Наш детский сад» |
2. 3.Сложившиеся традиции учреждения
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем и освоение программы «Мы живем в Сибири» возможно только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально патриотическим путем, т.е через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение и приобщение детей к определенным сложившимся традициям в нашем детском саду.
Так воспитывая патриотические чувства, любовь к родному краю, в каждой группе создан центр по «Краеведению», где собраны наглядные материалы, литература, иллюстрации, фотографии, оформлены альбомы о людях прославивших нашу родину, о богатстве Сибирского края.
Знакомя детей с настоящим и прошлым родного края, в нашем ДОУ создан краеведческий мини-музей где подобран материал о Мошковском районе, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края. Экспозиции музея постоянно обновляются и обогащаются. Посещение музея доступно для каждого ребенка и родителя.
Знакомя детей с историческим прошлым и боевой славой поселка вошла традиция ежегодной встречи с ветеранами ВОВ, изготовление праздничных открыток, поздравление ветеранов.
Также вошло в традицию проводить ряд мероприятий в ДОУ (озеленение участков, высадка цветников и деревьев и уход за ними, оформление экологической тропы, проведение праздника «Земля наш общий дом»).
3.Организационный раздел части, формируемой участниками образовательных отношений.
3.1. Описание материально- технического обеспечения Программы
В группах центральное место при организации предметно-развивающей среды отведено центру краеведения, где дети могут ознакомиться с культурным наследием родного края, узнать историю родного поселка и Новосибирской области.
Альбомы: «Мое Мошково»; «Достопримечательности родного края», «Знаменитые люди Мошковского района», «Как хлеб на стол пришел», « Знаменитые места Новосибирска» и др.
Выставки: «Первый космонавт», «Времена года. Мошково», «Любимый край!», «Что нам Осень принесла?, «Зима – белоснежная!» и др.
Оборудование: мультимедиа, музыкальный центр, ПК.
3.1.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения воспитания
Методическая литература, обеспечивающая успешную реализацию программы:
1. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина М.: творческий центр, 2003.76с
3.1.2. Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда группы:
• содержательно-насыщенная, развивающая;
• трансформируемая;
• полифункциональная;
• вариативная;
• доступная;
• безопасная;
• здоровьесберегающая;
• эстетически-привлекательная.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры»,«уголки», «площадки»), оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование). Все предметы доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития выступают:
• уголок для сюжетно-ролевых игр;
• уголок ряженья (для театрализованных игр);
• книжный уголок;
• зона для настольно-печатных игр;
• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров);
• уголок природы (наблюдений за природой);
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей —
конструктивной, изобразительной, музыкальной, спортивный.
Предметно-пространственная среда не ограничивается рамками групповой комнаты, она охватывает территорию всего детского сада. В приемной находятся тематические стенды для родителей, фотовыставки. В музыкальном зале проходят развлечения, досуги, праздники и подготовка к ним. Дети пользуются детскими музыкальными инструментами (ложки, дудочки, металлофоны и др.), различными атрибутами(венки, маски, ленточки и др.). Активно используют их в народных играх. Во время прогулки на участках есть возможность понаблюдать за живой и не живой природой, организовываются опыты, игры детей с природным материалом.
И за пределами детского сада не заканчивается предметно-пространственная среда. Совместно с родителями создаются маршруты целевых прогулок и проводятся в парк, к памятнику боевой славы, школу, библиотеку, музей.
Предметно-пространственная среда распространяется и на семью ребенка, здесь продолжает идти совместная работа детей и родителей по реализации данной программы: изготовление фотоколлажей для различных выставок, разгадывание кроссвордов, рассматривание фото альбомов бабушек и прабабушек для фото выставки "Фото прошлых лет", и т.д.
Воспитатели проводят виртуальные экскурсии, где дети могут путешествовать по территории всей области "Мой край родной - Сибирь".
Приложение
Карта наблюдения за эффективностью реализации программы
№ п | Целевые ориентиры | Критерии оценки | Качество проявляется |
часто | редко | не проявляется |
1 | Сформировано представление о своей семье и своем доме. | В –Хорошо сформировано представление о своей семье и своем доме. С - частично сформировано представление о своей семье и своем доме. Н - не сформировано представление о своей семье и своем доме. | | | |
2 | Может составить небольшой рассказ о своем поселке | В – Самостоятельно может составить небольшой рассказ о своем поселке С - По алгоритму может составить небольшой рассказ о своем поселке Н – С помощью взрослого может составить небольшой рассказ о своем поселке | | | |
3 | Может назвать некоторые растения и животных Сибири. | В - Может назвать некоторые растения и животных Сибири. С – Частично может назвать некоторые растения и животных Сибири. Н – Не может назвать некоторые растения и животных Сибири. | | | |
4 | Может назвать достопримечательности своего поселка, Новосибирской области | В – Способен назвать достопримечательности С – Не всегда способен назвать достопримечательности Н – Не может назвать достопримечательности | | | |
5 | Имеет сведения о нашей стране, знает столицу, может показать на карте. | В – Имеет разнообразные сведения о нашей стране, знает столицу, может показать на карте. С – Имеет небольшие сведения о нашей стране, знает столицу, может показать на карте, с помощью взрослого Н – Не имеет сведений о нашей стране, не может назвать столицу, не может показать на карте. | | | |
6 | Имеет представление об общественных нормах и правилах | В – У ребенка развито чувство терпимости к другим людям С – Имеет представление об общественных нормах и правилах, и старается выполнять их. Н – Имеет представление об общественных нормах и правилах, но не всегда выполняет их. | | | |
Реализацию программы обеспечивают воспитатели всех групп, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Воспитатель организовывает образовательную деятельность:
1. В специально организованной образовательной среде (создание в группе условий для формирования у дошкольников представлений о родном крае).
2. В организованных формах (экскурсии, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельной деятельности детей, направляет совместную деятельность детей и родителей и др.).
3. В проектной деятельности (создание альбомов и презентаций).
4. Наблюдение за эффективностью реализации программы.
Музыкальный руководитель: участие в подготовке и проведении праздников; создание аудиотеки.
Инструктор по физической культуре: участие в подготовке и проведении праздников; создание картотеки: «Народные игры Сибири».
Воспитатели обеспечивают непрерывную образовательную деятельность с использованием видео и фотоматериалов, беседы, проведение викторин, конкурсов, театральных представлений по данной теме, организует предметно-развивающую среду. Подбирает соответствующие альбомы, иллюстрации, настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить полученные знания, формируют умения самостоятельно использовать их.
Воспитатель использует прием действенного соучастия детей, привлекает детей к поисковой деятельности, самостоятельности, развивает их фантазию.
При реализации данной программы каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование, экспериментирование).