РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Дружим с математикой»
на 2021/2022 учебный год
Санкт-Петербург
2021г.
Пояснительная записка
В условиях реализации ФГОС НОО содержание внеурочной деятельности определяют следующие документы:
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26.10.2010 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373»;
Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357«О внесении изменений в федеральной государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (начало действия документа 21.02.2015г.).
Санитарно - гигиенические требованиия к условиям обучения в образовательных учреждениях (Санитарно – гигиенические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189);
Распоряжением Комитета по образованию от 12.04.2021 № 1013-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2021/2022 учебном году»;
Распоряжением Комитета по образованию от 21.04.2021 № 1011-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»;
Инструктивно-методическое письмо «Об организации работы образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающие углубленное изучение учебных предметов, предметных областей» от 02.06.2015 №03-20- 2216/15-00
Письмо Министерства образования и науки от 18.08.2017 № 09–1672 « О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
Инструктивно-методическое письмо «Об организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования, в образовательных учреждениях Санкт- Петербурга» от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-003
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010;
Концепция воспитания юных петербуржцев па 2020-2025 годы «Петербургские перспективы» (в рамках реализации Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от
6-P) Санкт-Петербург,
Устав ГБОУ школа № … Пушкинского района Санкт-Петербурга;
Программа развития ГБОУ школа № … Пушкинского района Санкт-Петербурга;
Рабочая программа курса «Дружим с математикой» составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального образования на основе авторской программы курса «Развитие познавательных способностей», О.А. Холодовой, лауреата конкурса "Грант Москвы" в области науки и технологии в сфере образования), / М.: РОСТ, 2013 г./, учебно-методического комплекса курса «Развитие познавательных способностей»:
О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). Рабочие тетради в 2-х частях. - М.: РОСТ , 2018.
О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). 2 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: РОСТ книга, 2017
Цели и задачи внеурочной деятельности
Цели внеурочной деятельности на ступени начального общего образования:
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
Задачи внеурочной деятельности учащихся:
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Дружим с математикой»
Личностные результаты :
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты :
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты :
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 20. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
Числа от 1 до 100.
Числа-великаны. Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание программы внеурочной деятельности «Дружим с математикой»
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 20. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
Числа от 1 до 100.
Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар.
Общая характеристика содержания занятий
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Происходит движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. «Дружим с математикой» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживается прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий используется принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований .
Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Формы и виды организации внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность осуществляется на принципах деятельностного подхода.
Внеурочная деятельность организуется и проводится в зависимости от направления деятельности: в классных кабинетах, в парках, на спортивных площадках и спортзалах, в музеях, актовом зале, кабинете информатики, библиотеке, и т.д.
Кадровое и методическое обеспечение соответствует требованиям учебного плана. Внеурочная деятельность реализуется в формах, отличных от классно – урочной.
При разработке Плана внеурочной деятельности учитывались возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Для реализации Плана внеурочной деятельности используются формы организации внеурочной деятельности в соответствии с государственным стандартом:
заочные путешествия
исследования
мини-проекты
презентации, выставки творческих работ
конкурсы и олимпиады
деловые игры
Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения |
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Мультимедийный проектор. Компьютер. |
Экранно-звуковые пособия. |
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы |
Оборудование класса |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Компьютерный стол. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Магнитная доска. Кубики (игральные) с точками или цифрами Комплекты карточек с числами «Математический веер» Часовой циферблат с подвижными стрелками. Математические настольные игры |
Список литературы
1.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. № 7.
2.Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000 г.;
3.Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. -- СПб.: Кристалл, 2001г.:
4.Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. —Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е. Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. – М., 2006
6.Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб.: Союз, 2001.
7.Сухин И.Г.Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М.: АСТ, 2006.
8.Труднее В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1975.
Интернет-ресурсы (ЦОР)
1.httр://www.vneurоkа.ru/mathematics— образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2.httр://konkurs-kenguru.ru— российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3.http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4.http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5.http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.