Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Селенгинская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрено на заседании МК Руководитель МК _________________/_____________ ФИО Протокол №_____________от «________» __________2022г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________/_________/ ФИО «______»____________2022г. | Утверждаю Директор МАОУ «Селенгинская СОШ №1» ______________/_____________ ФИО Приказ №__________от «_____»_________2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОБЖ
для 10 класса
1час в неделю (всего 34часа)
Составитель:
учитель ОБЖ
I квалификационной категории,
Филиппов Аркадий Валентинович
Селенгинск, 2022 г.
срок действия (1 год)
Пояснительная записка
Настоящая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 10 класса МАОУ «Селенгинская СОШ №1 написана на основании следующих нормативных документов:
• Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» с изменениями, внесенными приказом от 29.06.2017 № 613
• Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
• Санитарные правила СП 2.4.36.48-20- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2021 №28.
• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г. №2 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021г., регистрационный №62296 (далее соответственно–Санитарно–эпидемиологические требования и правила, Гигиенические нормативы)
• Приказ об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (пр.Министерства просвещения РФ от 20.05.2020г.№254)
• ООП СОО МАОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассчитана на текущий учебный год.
Цели изучения:
освоение знаний о здоровом образе жизни;
об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.
Задачи рабочей программы:
формирование у обучающихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
формирование у обучающихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решение и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Рабочая программа содержит планируемые образовательные результаты изучения курса ОБЖ
Предметные УУД:
Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
1) развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
2) формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
3) воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:
1) овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
2) владение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
3) формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
5) развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
6) освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
7) формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
8) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан
к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской
и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы
и окружающей среды для полноценной жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Общая характеристика учебного предмета
Безопасность жизнедеятельности — это область знаний, в которой изучаются опасные и чрезвычайные ситуации, угрожающие человеку, обществу и окружающей среде, закономерности их проявлений и способы защиты от них. Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от всех видов угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями.
Настоящая рабочая программа направлена на формирование и повышение современного уровня культуры безопасности учащихся 10-х классов. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающийся должен научиться:
правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
способам безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
способам защиты от ЧС природного и техногенного характера;
ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;
Обучающийся получит возможность научиться:
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Безопасность личности, общества и государства (12ч)
Основные направления национальной безопасности. Обеспечение национальной безопасности России на международной арене. Законы и другие нормативно – правовые акты РФ по обеспечению безопасности. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени. Средства индивидуальной защиты. Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применения современных средст поражения. Организация гражданской обороны в общеобразовательных организациях.
Раздел 2. Основы военной службы (14ч)
Национальные интересы России. Угроза национальной безопасности России. История создания Вооруженных Сил России. Предназначение Российских Вооружённых Сил на современном этапе и необходимость их реформирования. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды вооружённых сил, рода войск. История их создания и предназначение. Отдельные рода войск Вооружённых Сил и их назначение. Патриотизм и верность воинскому долгу – неотъемлемые качества русского воина, основа героизма. Дни воинской славы России. Дружба, войсковое товарищество - основа боевой готовности войск. Боевое знамя воинской части. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Раздел 3. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (3 часа)
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование на местности. Движение по азимуту. Как не нанести ущерб природе в вынужденной автономии в природной среде. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
Раздел 4. Здоровый образ жизни (5 ч)
Индивидуальное здоровье человека и здоровье общества. Здоровье человека и его физическое развитие. Пути передачи инфекции. Факторы риска инфекционных заболеваний. Иммунитет. Профилактика инфекционных болезней. Здоровый образ жизни и его составляющие. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Культура питания. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека. Режим труда и отдыха. Значение двигательной активности и закаливания организма - для здоровья человека. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Духовно – нравственное здоровье общества - фактор национальной безопасности России.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Из них кол-во отведённых на практическую часть и контроль |
практическая работа | проекты | контрольные работы |
1 | Безопасность личности, общества и государства | 12 | 1 | | 1 |
1. | Основы комплексной безопасности. Защита населения от внешних и внутренних угроз | 5 | | | |
1. | Основные направления национальной безопасности России | 1 | | | |
2. | Государственная и общественная безопасность | 1 | | | |
3. | Обеспечение национальной безопасности России на международной арене | 1 | | | |
4. | Законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности | 1 | | | |
5. | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее структура и задачи | 1 | | | |
2. | Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны | 7 | 1 | | 1 |
6. | Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны | 1 | | | |
7. | Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения | 1 | | | |
8. | Оповещение населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени | 1 | | | |
9. | Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени | 1 | | | |
10. | Средства индивидуальной защиты | 1 | | | |
11. | Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применении современ ных средств поражения | 1 | | | |
12. | Организация гражданской обороны в образовательном учреждении | 1 | | | |
3. | Основы военной службы | 14 | | | 1 |
| Вооружённые Силы Российской Федерации – надёжная защита нашего Отечества | 5 | | | |
13. | История создания Вооруженных сил России | 1 | | | |
14. | Состав и структура Вооруженных Сил Российской Федерации | 1 | | | |
15. | Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение | 1 | | | |
16. | Отдельные рода войск Вооруженных Сил и их предназначение | 1 | | | |
17. | Другие войска, их состав и предназначение | 1 | | | |
| Правовые основы военной службы | 9 | 3 | | 1 |
18. | Воинская обязанность граждан. Постановка на первоначальный воинский учёт | 1 | | | |
19. | Общевоинские уставы Вооруженных Сил закон воинской жизни | 1 | | | |
20. | Основные виды военно-профессиональной деятельности | 1 | | | |
21. | Размещение и быт военнослужащих | 1 | | | |
22. | Суточный наряд. Организация караульной службы | 1 | | | |
23. | Строевая подготовка | 1 | | | |
24. | Огневая подготовка | 1 | | | |
25. | Основы тактической подготовки | 1 | | | |
26. | Учебные сборы – составная часть подготовки к военной службе | 1 | | | |
4. | Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях | 3 | 1 | | 1 |
| Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения | | | | |
27. | Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера | 1 | | | |
28. | Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | 1 | | | |
29. | Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях | 1 | | | |
5. | Здоровый образ жизни | 5 | | | 1 |
| Основы формирования здорового образа жизни | | | | |
30. | Индивидуальное здоровье человека и здоровье общества | 1 | | | |
31. | Здоровье человека и его физическое развитие. Культура питания | 1 | | | |
32. | Режим труда и отдыха, хороший сон - составляющие здорового образа жизни | 1 | | | |
33. | Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек | 1 | | | |
34. | Духовно-нравственное здоровье общества-фактор национальной безопасности России | 1 | | | |
| Итого: | 34 | 6 | | 6 |
Аннотация к рабочей программе по ОБЖ 10 класс
Выбор данной примерной программы и учебника обусловлен тем, что их содержание соответствует основам федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по Основам безопасности жизнедеятельности и дают возможность раскрывать содержания основных направлений и разделов курса «ОБЖ» с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения образовательной организации, интересов и потребностей обучающихся.
Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, источники информации и средства обучения, содержание курса, календарно-тематическое планирование.
Программа выполняет две основные функции.
1.Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствам и данного учебного предмета.
2.Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся.
Цели изучения ОБЖ призваны способствовать:
• повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
• снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
• формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс, Фролов М.П, Юрьева М.В. , Шолох В.П. АСТ Астрель Москва 2019 г.
Программа рассчитана на изучение курса в10 классе, «Основ безопасности жизнедеятельности» в течение 34 часов учебного времени в год. Минимальное количество учебных часов в неделю – 1час.
Срок реализации программы 1 год.