Рабочая программа учебной дисциплины по профессии 08.01.07. Мастер общестроительных работ входящий в состав укрупненной группы направления подготовки 08.00.00 Техника и технология строительства разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее – СПО)по профессии 270802.09 Мастер общестроительных работ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (далее Минобрнауки России от 02.08.2013 N 683 ( ред.от17.03.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта СПО по профессии 270802.09«Мастер общестроительных работ», (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29727).
Организация - разработчик: Государственноеавтономное профессиональное образовательное учреждение Башкирский агропромышленный колледж филиал р.п.Чишмы
Разработчики:
Хайруллина Светлана Айратовна -преподаватель спец дисциплин
Рассмотрено и утверждено на
заседании педагогического совета
от «__»______20___г №_____
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| |
- условия реализации учебной дисциплины
| |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии Мастер общестроительных работ:
Каменщик
Монтажник
Сварщик
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании при освоении программ повышения квалификации и переподготовки, профессиональногообучения по профессиям:Каменщик, Монтажник, Сварщик.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
работать с учебно-технической, специальной литературой и нормативно-правовыми актами о труде и по охране труда;
использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой работы, профессиональной деятельности;
пользоваться первичными средствами пожаротушения;
отличать знаки безопасности;
оказывать первую медицинскую помощь при поражении электрическим током;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
основные понятия и определения охраны труда;
основные законодательные и нормативно-правовые акты РФ о труде и об охране труда;
структуру контроля и управления охраны труда;
нормативно-техническую документацию по технике безопасности, электробезопасности, пожарной безопасности;
виды инструктажей, ответственность за нарушение законодательства об охране труда;
основные мероприятия по предупреждению травматизма;
способы защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
мероприятия, предупреждающие опасность поражения электрическим током;
общие требования безопасности при организации строительной площадки;
требования безопасности при производствекаменных работ основные мероприятия по противопожарной защите и первичные средства пожаротушения;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося -72часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -36 часов;
самостоятельной работы обучающегося -18часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 13 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта | 1 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОХРАНА ТРУДА Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1.Правовая основа охраны труда | Содержание учебного материала | 1 | 1 |
1 | Введение. Основные термины и понятия охраны труда. |
Самостоятельная работа обучающихся:Чтение статей 2,3 ,5, 8,9, 35, 40-45, 209-217 ТК РФ. | 1 | 3 |
Тема2 Общие вопросы трудового законодательства | 1 | Режим рабочего времени. Охрана труда несовершеннолетних рабочих.Охрана труда женщин. Льготы по охране труда в строительстве. Ответственность за нарушение правил охраны труда. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий. Проработка контрольных вопросов. Самостоятельное чтение тем:Общие вопросы трудового законодательства | 1 | 3 |
Тема 3.Организация охраны труда в строительстве | Содержание учебного материала | 1 | 1 |
1 | Организация охраны труда в строительстве(Обязанности работников и работодателей по соблюдению требований охраны труда. Аттестация рабочих мест. Обучение и профессиональная подготовка по охране труда. Инструкции по охране труда.) |
2 | Практическая работа:Виды инструктажей и оформления их проведения. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, чтение статей 21, 22, 218-231 ТК РФ. | 1 | 3 |
Тема 4.Производственный травматизм | 1 | Причины травматизма и профессиональных заболеваний. Классификация несчастных случаев | 1 | 1 |
2 | Практическая работа:Составление мероприятий по предупреждению травматизма | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектовзанятий. Самостоятельное чтение темы:Производственный травматизм | 1 | 3 |
Тема 5.Средства индивидуальной защиты | Содержание учебного материала | 1 | 1 |
1 | Средства индивидуальной защиты . (Классификация средств индивидуальной защиты. Специальная защитная одежда. Средства защиты ног, рук, головы. Средства защиты органов дыхания, глаз. Средства защиты лица и органов слуха. Средства защиты от падения с высоты. ) |
2 | Практическая работа:Средства индивидуальной защиты | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий. Самостоятельное чтение темы :Средства индивидуальной защиты | 1 | 3 |
Тема6. Безопасная организация строительной площадки | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1 | Требования безопасности к подготовке и содержанию территории строительной площадки. Требования безопасности к организации рабочих мест. Требования безопасности к складированию и хранению строительных материалов. Молниезащита строительных обьектов. |
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспектов занятий. Самостоятельное чтение темыСкладирование и хранение строительных материалов. | 1 | 3 |
Тема 7 Безопасная организация работ нулевого цикла | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1 | Требования безопасности при планировки территории, разработке траншей и котлован. Требования безопасности при свайных работах и устройстве фундаментов. |
Самостоятельная работа обучающихся. Систематическая проработка конспектов занятий. Самостоятельное чтение правил безопасности труда на строительной площадке. | 1 | 3 |
Тема 8 Безопасная организация основных видов строительно-монтажных работ | Содержание учебного материала | 1 | 1 |
1 | Требования безопасности при выполнении каменных и монтажных работ. |
2 | Практическая работа:Составление инструкции по охране труда для рабочего места и профессии. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Систематическая проработка конспектов занятий. Самостоятельное чтениетемы:Безопасная организация основных видов строительно-монтажных работ | 1 | 3 |
Тема 9 Безопасная организация сварочных работ | Содержание учебного материала | 1 | 1 |
1 | Требования безопасности при выполнении электросварочных работ. |
2 | Практическая работа:Составление инструкции по охране труда для рабочего места ипрофессии. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий, чтение темы: Безопасная организация сварочных работ | 1 | 3 |
Тема10 Безопасная организация погрузочно-разгрузочных работ | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1 | Требования безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ |
Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий :чтение темыБезопасная организация погрузочно-разгрузочных работ | 1 | 1 |
Тема11 Безопасная эксплуатация строительных машин и механизмов | Содержание учебного материала | 1 | 1 |
1 | Требования безопасности приэксплуатации строительных машин и механизмов |
Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий. чтение темы:Безопасная эксплуатация строительных машин и механизмов | 1 | 3 |
Тема12. Безопасная эксплуатация сосудов работающих под давлением. | Содержание учебного материала | 1 | 1 |
1 | Требования безопасности приэксплуатациисосудов работающих под давлением . |
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий. Проработка контрольных вопросов. Самостоятельное изучение: чтение темыБезопасная эксплуатация сосудов работающих под давлением. | 1 | 3 |
Тема13. Безопасная эксплуатация технологической оснастки | Содержание учебного материала | 1 | 1 |
1 | Требования безопасности приэксплуатациилесов. Требования безопасности приэксплуатации подмостей, стремянок, лестниц. |
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий. . Самостоятельное чтение темыБезопасная эксплуатация технологической оснастки | 1 | 3 |
Тема14.Требования безопасности при работе с ручным инструментом и оборудованием его заточки | Содержание учебного материала | | |
1 | Требования безопасности при работе с ручным инструментом и оборудованием его заточки. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий.. Самостоятельное чтение темы:Требования безопасности при работе с ручным инструментом и оборудованием его заточки | 1 | 3 |
Тема 15.Электробезопасность на строительной площадке. | Содержание учебного материала |
1 | Основные меры защиты человека от поражения электрическим током. Порядок обучения, присвоения квалификационных групп и проверки знаний по электробезопасности. Безопасная эксплуатация ручных электрических машин. Производство работ вблизи линий электропередач. | 2 | 1 |
2 | Практическая работа:Оказание первой доврачебной помощи человеку, пораженному электрическим током | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий. Самостоятельное чтение темы: Электробезопасность на строительной площадке. | 1 | 3 |
Тема 16. Санитарно - бытовое обеспечение работающих на строительной площадке. | Содержание учебного материала | | 1 |
1 | Санитарно - бытовое обеспечение работающих на строительной площадке. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, чтение темы: Санитарно - бытовое обеспечение работающих на строительной площадке. | 1 | 3 |
Тема 17.Основы пожарной безопасности | Содержание учебного материала | 1 | 1 |
1 | Основные понятия. Классификация объектов по взрывопожароопасности.Средства пожаротушения. |
2 | Практическая работа: Пожарная безопасность | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, чтение темы:Основы пожарной безопасности | 1 | 3 |
Тема 18.Оказание первой помощи при несчастных случаях | Содержание учебного материала |
1 | Оказание первой помощи при несчастных случаях | 1 | 1 |
2 | Практическая работа: Первая помощь пострадавшим при пожаре | 1 | 2 |
3 | Дифференцированный зачёт | 1 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий.Реферат на тему :Оказание первой доврачебной медицинской помощи. | 1 | 3 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места в количестве 30 шт., рабочее место преподавателя, учебная доска, комплект учебно-наглядных пособий,индивидуальные средства защиты.
Технические средства обучения: комплект мультимедийного оборудования с лицензионным программы обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Куликов О.Н. Охрана труда в строительстве: Издательство «Академия» (10-е изд., стер.) учебник 2014 -360с.
Дополнительные источники:
1.ultps.ruA.A.SUKHACHEV_OKHRANA_TRUDA_V_STROITELSTVE_2013G_.
2.pu34.edusite.ru›Учебник Охрана труда
3.Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство "Омега –Л" – 192 с. – (Кодексы Российской Федерации).
4.Сухачев Александр Анатольевич Охрана труда в строительстве. Учебник
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
работать с учебно-технической, специальной литературой и нормативно-правовыми актами о труде и по охране труда; | текущий контроль тестирование |
использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой работы, профессиональной деятельности; | практическое занятие |
пользоваться первичными средствами пожаротушения; | практическое занятие |
отличать знаки безопасности; | текущий контроль тестирование |
оказывать первую медицинскую помощь при поражении электрическим током | практическое занятие |
Знания: | |
основные понятия и определения охраны труда; | тестовые задания словарь терминов |
основные законодательные и нормативно-правовые акты РФ о труде и об охране труда; | тестовые задания словарь терминов |
структуру контроля и управления охраны труда; | тестовые задания |
нормативно-техническую документацию по технике безопасности, электробезопасности, пожарной безопасности; | тестовые задания |
виды инструктажей, ответственность за нарушение законодательства об охране труда; | тестовые задания |
основные мероприятия по предупреждению травматизма; | тестовые задания |
способы защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов; | тестовые задания словарь терминов |
мероприятия, предупреждающие опасность поражения электрическим током; | тестовые задания |
общие требования безопасности при организации строительной площадки | тестовые задания |
требования безопасности при производстве каменных, монтажных ,электросварочных работах | тестовые задания |
основные мероприятия по противопожарной защите и первичные средства пожаротушения; | тестовые задания словарь терминов |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели результатов подготовки | Формы и методы контроля |
1 | 2 | 3 |
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Демонстрация интереса к будущей профессии через: повышение качества обучения ПМ; участие в конференциях, олимпиадах; участие в органах самоуправления обучающимся; участие в конкурсах профессионального мастерства; создание обучающимися портфолио. | Наблюдение, мониторинг, оценка содержания портфолио обучающегося. |
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем | арматурных работ; | Наблюдение . |
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | самоанализ и коррекция результатов собственной работы; проявление ответственности за качество выполненной работы; освоение дополнительных рабочих профессий; обучение на курсах дополнительной профессиональной подготовки. | Деловые игры: профессиональных качеств обучающегося; |
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач | Использование информации из различных источников, включая электронные. | Подготовка рефератов, докладов, сообщений. Участие в конкурсах, докладах, рефератах, кроссвордах и т.д. |
ОК 5 Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | Оформление результатов самостоятельной работы с использованием ИКТ. Работа с интернет- ресурсами. | Наблюдение за навыками работы в информационных сетях. |
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами | обучающимися, мастерами п/о, преподавателями; умение работать в группе; наличие лидерских качеств; участие в самоуправлении; участие в спортивных и культурно-массовых мероприятиях. | Наблюдение за ролью обучающегося в группе. Портфолио. |
ОК 7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний | соблюдение безопасных условий труда; соблюдение правил внутреннего распорядка; ориентация на воинскую службу с учетом профессиональных знаний; военизированных эстафетах. | тестирование по охране труда; своевременная постановка на воинский учет; проведение воинских сборов. |
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения профессионального модуля.