СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. История родного края и школы.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности. История родного края и школы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. История родного края и школы.»

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

История родного края и нашей школы.

Класс: 6а

Ф.И.О. педагога-разработчика программы: Барабанова И.Н.

Пояснительная записка


1.Программа курса по внеурочной деятельности «История родного края и нашей школы» для 6а класса составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа от 29 декабря 2014г №1654);
примерной основной образовательной программы основного общего образования; методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработанных Российской академией образования (письмо Минобрнауки от 7 августа 2015 года №08-1228);

2.Актуальность программы данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств учащихся в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности школьников.


3. Цель программы формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города, села; воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.


4. Задачи программы: включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность; развитие мотивации к сбору краеведческого материала; изучение истории родного края; формирование потребности в саморазвитии; формирование активной жизненной позиции; развитие культуры общения; воспитание любви к своей малой Родине;


5. Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих общедидактических принципах:
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
индивидуальный подход к учащимся;
принцип связи теории с практикой;
принцип доступности;
принцип добровольного участия школьников в занятиях;
принцип равного права всех учеников на участие в кружковой работе;
принцип самодеятельности, самостоятельности учащихся;
принцип занимательности.

6. Возраст обучающихся: 12-13лет


7. Срок реализации программы:

Форма организации - кружок.
Количество часов –1 час в неделю (45 минут).
За год (34 недели) – 34 занятия.






8. Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
групповые (работа в больших и малых группах);
индивидуальные.
Виды деятельности:
теоретические (рассказ, сообщение, беседа, лекция);
практические (экскурсия, работа над словом, работа с книгой, составление диалогов, выступлений, подготовка сообщений, выполнение проектов);
индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, создание устных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия, проведением практических занятий с элементами игр и игровых элементов, использованием скороговорок, дидактических и раздаточных материалов, текстов разных стилей речи.


9. Тематический план

Наименование разделов, блоков, тем

Характеристика деятельности учащихся

1

Введение


работа с книгой, со справочной литературой, создание устных монологических высказываний, сообщений

2

“Я и моя семья”


работа с книгой, со справочной литературой, создание устных монологических высказываний, сообщений

3

“Моя школа”


работа с книгой, со справочной литературой, создание устных монологических высказываний, сообщений

4

“Гайский городской округ ”


работа с книгой, со справочной литературой, создание устных монологических высказываний, сообщений

5

“Мой город Гай”


работа с книгой, со справочной литературой, создание устных монологических высказываний, сообщений

6

“Мой край Оренбургский”

работа с книгой, со справочной литературой, создание устных монологических высказываний, сообщений

7

“Моё Отечество”


работа с книгой, со справочной литературой, создание устных монологических высказываний, сообщений

8

“Музеи города ”


работа с книгой, со справочной литературой, создание устных монологических высказываний, сообщений









10. Содержание программы

Я и моя семья”.

Учащиеся узнают, каким должен быть человек по отношению к старшим, сверстникам, малышам, к себе. Чем человек похож на животных и чем отличается. Одно из важнейших отличий человека от животных – способность творить, изобретать. Чем отличаются друг от друга и чем могут быть похожи люди. Какие черты характера человека позволяют судить о его красоте (щедрость, искренность, доброта, честность, умение дружить). Что делает человека некрасивым (грубость, неряшливость, жадность, леность, нечестность). Учащиеся знакомятся с правилами поведения в общественных местах. Учатся давать объективную оценку своих и чужих поступков; уважать чужое мнение. Семья, в которой ты живёшь: состав семьи, сколько поколений живёт в семье. Твоя родословная: ближайшие родственники и предки. Профессии твоих родителей и предков. Семейные традиции в твоей семье. Распределение обязанностей членов семьи. Старинные семейные вещи, фотографии.

Моя школа”.

Школа и её место в жизни ребёнка. Взаимоотношения, взаимопомощь в классе, дома, в школе. Изучают безопасный маршрут от дома до школы.

Оценка ребёнком взаимоотношений, взаимопомощи. Определение своей роли в жизни классного коллектива. Правила поведения в школе, их сущность. Необходимость организации школьной жизни по определённым правилам. Оценка соблюдения или несоблюдения правил отдельными учениками, объяснения своего мнения.

Гайский городской округ ”.

История возникновения района. Знакомство с сёлами района. Работа с картой Оренбургской области. История происхождений и названий улиц родного края. Каким бы хотелось видеть свой район в будущем. Как соизмерить потребности района и его возможности. Что нужно сделать для того, чтобы родной район процветал, чтобы сохранить его красоту для будущих поколений. Бережное отношение к историческим названиям – залог сохранения национальных традиций, быта, их назначениями и месторасположением; преобладающими профессиями в районе; условиями жизни человека в селе.

Мой город Гай”.

Место родного города на карте Оренбургской области. Учащиеся знакомятся с важнейшими достопримечательностями и культурными ценности родного города. Даётся понятие Герой Советского Союза, Герой России.

Мой край Оренбургский”.

Достопримечательности и культурные ценности родного края. Народные обычаи. Пробуждение эмоционально ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие.

Моё Отечество”.

Учащиеся узнают, кто такой гражданин, как осуществляется управление в нашей стране, как проходит голосование. Вводится понятия "президент", "Федеральное Собрание", "Государственная Дума", "Совет Федерации", "правительство". Учащиеся узнают о главных праздниках страны, вводится понятие "государственный праздник". Даётся понятие Родины. Формируется отношение к Родине, как к матери. Учащиеся осознают неразрывную связь истории и развития Оренбургской области с историей и развитием всего нашего государства.

Музеи города ”.

Учащиеся знакомятся с известными людьми города: первостроителями, героями труда, ветеранами Великой Отечественной войны, участниками военных действий. Формируется бережное отношение к окружающей среде.


11. Планируемые результаты
Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов: формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


12. Формы и виды контроля
Формы контроля: творческие конкурсы, экскурсия, проекты, практикум, мониторинг, ученическая студия.
Виды контроля: вводный, текущий, итоговый.
13. Методические рекомендации
Данная программа внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся. В отличие от классных занятий во внеурочной деятельности обучающиеся мало пишут и много говорят.
14. Материально-техническое обеспечение программы

- компьютер

- проектор



15. Календарно-тематическое планирование (Приложение)





Наименование разделов, блоков, тем

Коли-чество часов

Дата проведения

Виды деятельности

Форма проведения

план

факт




Я и моя семья

5





2

Кто живет в моем доме

1

05.09


теоретический, практический

практикум

3

Мое имя и фамилия

1

12.09


теоретический, практический

практикум

4

Генеалогическое древо семьи

1

19.09




практический

мониторинг



5

У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки

1

26.10





теоретический, практический


практикум



6

«Мои предки – участники ВОВ».

1

03.10


теоретический, практический

практикум


Наша школа

6





7

Школьные кабинеты

1

10.10


теоретический, практический

обзорная экскурсия

8

Правила школьной жизни

1

17.10


практический

проект

9

Адрес школы. Дорога в школу

1

24.10


теоретический, практический

проект

10

Мои одноклассники. Мой сосед по парте


1

14.11


практический

творческий конкурс

11

Традиции школы (рассказ учителя и старшеклассников).

1

28.11


теоретический, практический

практикум

12

Школьная библиотека и музей

1

05.12


практический

экскурсия


Гайский городской округ

5





13

История возникновения округа.

1

12.12


теоретический, практический

практикум

14

История нашего округа.

1

19.12


практический

творческий конкурс

15

Памятные места округа.

1

26.12




теоретический, практический

практикум

16

«Мои земляки в Великой Отечественной войне»

1

16.01


теоретический, практический

практикум

17

«Как живёшь ты, отчий дом»

1

23.01





теоретический, практический


творческий конкурс


Мой город Гай

4





18

Название моего города

1

30.01


практический

экскурсия в музей

19

Памятные и исторические места города

1

06.02


теоретический, практический

заочная экскурсия

20

Главная улица нашего города

1

13.02


теоретический, практический

практикум

21

Наши земляки – Герои Советского Союза.

1

20.02





теоретический, практический

ученическая студия




Мой край Оренбургский

4





22

Путешествие в прошлое.

1

27.02


практический

проект

23

Культурная жизнь края.

1

06.03


теоретический, практический

практикум

24

Природные богатства родного края.

1

13.03


практический

творческий конкурс

25

«Люби и знай свой край родной»

1

20.03


теоретический, практический

викторина


Моё отечество

4





26

Россия - родина моя

1

03.04


теоретический, практический

практикум

27

Москва - столица нашей Родины

1

10.04


теоретический, практический

практикум

28

Славные символы России

1

17.04


практический

мониторинг

29

Родной край- частица России

1

24.04




теоретический, практический


ученическая студия


Музеи города

4





30

Экскурсия в городской краеведческий музей.

1

30.04


практический

экскурсия

31

Экскурсия в выставочный зал.

1

07.05





практический


экскурсия

32

Экскурсия в музей ЦДТ «Радуга»

1

15.05


практический

экскурсия

33

Работа в школьном музее

1

22.05





практический

творческий конкурс


34

Работа в школьном музее

1

29.05


практический

творческий конкурс









Литература.

  1. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год.

  2. Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год.

  3. Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год.

  4. Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982г.

  5. Материалы школьного музея.