СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 5 кл. Изобразительная деятельность.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа будет полезна для учителей и родителей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 5 кл. Изобразительная деятельность.»








Пояснительная записка.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой. – М.: «Просвещение» 2011 г. Данная программа позволяет организовать урочную работу по изобразительному искусству с учащимся с легкой степенью умственной отсталости. Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования.

Цель формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами.

Задачи курса изобразительного искусства в 5классе, состоят в том, чтобы:

– сформировать у обучающегося элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;

– сформировать набор предметных и учебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии;

– использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития учащегося и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика.

- развивать у учащегося эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое; оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:

– основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий);

– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

– зрительного восприятия и узнавания;

- моторики пальцев;

– пространственных представлений и ориентации;

– речи и обогащение словаря;

– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;

– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.


Содержание курса.

Рисование с натуры (3 часа). Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей обучающегося. Объекты изображения располагаются, как правило, ниже уровня зрения. Во время работы должны быть 2-3 однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для учащегося.

Для активизации мыслительной деятельности модели небольших размеров раздаются , чтобы можно было проводить их реальный анализ. Это может быть детский строительный конструктор (кубики, брусочки и др. фигуры).

Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения. Важно выработать у учащегося потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

Декоративное рисование (4 часа). Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов.

Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования обучающиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву, кости; изделиями из стекла, керамики и другими предметами быта.

Задания по декоративно-прикладному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узора по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников.

Рисование на темы (8 часов). Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.

Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить учащемуся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать реальные объекты, а для более точного изображения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащегося с моделями и макетами.

С целью обогащения зрительных представлений можно использовать как подсобный материал книжные иллюстрации, плакаты, открытки, диафильмы.

Беседы об изобразительном искусстве (5 часов). На одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну темы; или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у учащегося умения определять сюжет, понимать содержание произведения, его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления отсталых школьников средства художественной выразительности.


Основные требования к знаниям и умениям .


Учащийся должен уметь:

  • Пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;

  • Подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;

  • Уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;

  • Передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;

  • Сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;

  • Делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности;

  • Находить в картине главное, рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.


Учащийся должен знать:

  • Виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);

  • Отличительные признаки видов изобразительного искусства (декоративно-прикладное творчество, живопись);

  • Особенности материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь);

  • Основные средства выразительности (цвет, объем, освещение).


Контрольно-измерительные материалы.

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна и интересна.

Оценка «4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2» - поставленные задачи не выполнены.





















Календарно – тематическое планирование 5 класс


Тема уроков

Кол-во часов

Дата
1 Рисование елочных игрушек.

1

14.12.

2

Беседа о жанрах изобразительного искусства.

1

21.12

3

Рисование на тему: ”Зимний вечер”.

1

28.12

4

Декоративное рисование “Снегурочка”.

1

18.01.

5

Рисование с натуры “Праздничная елка”.

1


25.01.

6

Рисование по памяти и представлению “ Снежная королева”.

1

1.02.

7

Беседа о жанрах изобразительного искусства с показом репродукции. Тип натюрморта.

1

8.02.

8

Рисование узора в круге “Кристалл”.

1

15.02.

9

Декоративное рисование “Узоры”

1

22.02.

10

Рисование на тему “Открытка маме”.

1

1.03.


11

Беседа об основных характеристиках цвета, понятия колорита с показом иллюстраций.


1


15.03.

12

Декоративное рисование “Цветы жостовского букета”.

1

22.03.

13

Рисование С натуры объемных предметов (круг).

1

29.03.

14

Рисование на тему “ Весенний пейзаж”.

1

5.04.

15

Беседа о жанрах изобразительного искусства. Портрет.

1

12.04.

16

Рисование узоров в круге” Хохломская роспись”

1

19.04.

17

Беседа : репродукции картин о ВОВ. Рисование на тему” Открытка ветерану”.


1


26.04.

18

Рисование с натуры “Скворцы прилетели”.

1

17.05.

19

Рисование на тему ”Путешествие в космосе”.

1

24.05.

20

Декоративное рисование “Птицы в полете”

1

31.05.

Всего 20 уроков.