Введено приказом от 08.2020 г. №
___________ Галиев А.Т.
Подпись Ф.И.О.
Заместитель директора___________ Гайфуллина Л.Т от_________2020г.
На заседании МО, протокол от________2020 г. №____
Руководитель МО ________ Галиева Г.Ф. от_________2020г.
УМК (Пасечник В.В. Биология.М: Просвещение – 2018)
№ по порядку | Изучаемый раздел, тема урока | К.ч. | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Прак. | Факт. |
Живые организмы Биология – наука о живых организмах 11часов |
1/1 | Введение. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. | 1 | 5д-1.09 5е-4.09 | 5д- 5е- | Знакомятся с основными методами исследования в биологии, правилами техники безопасности в кабинете биологии. Выбирают смысловые единицы текста и устанавливают отношения между ними |
2/2 | Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. | 1 | 5д-5.09 5е-7.09 | 5д- 5е- | Изучают источники биологической информации, способы ее получения, анализируют результатыНазывают объекты изучения биологических дисциплин; роли биологии в практической деятельности людей. |
3/3 | Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. | 1 | 5д-8.09 5е-11.09 | 5д- 5е- | Участвуют в коллективном обсуждении проблем Изучают источники биологической информации, способы ее получения, анализируют результаты. Знакомятся с основными методами исследования в биологии, правилами техники безопасности в кабинете биологии. Выбирают смысловые единицы текста и устанавливают отношения между ними. |
4/4 | Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. | 1 | 5д-12.09 5е-14.09 | 5д- 5е- | Участвуют в коллективном обсуждении проблем. Изучают источники биологической информации, способы ее получения, анализируют результаты. Знакомятся с основными методами исследования в биологии, правилами техники безопасности в кабинете биологии. Выбирают смысловые единицы текста и устанавливают отношения между ними. |
5/5 | Свойства живых организмов, их проявления у растений, грибов и бактерий | 1 | 5д-15.09 5е-18.09 | 5д- 5е- | Участвуют в коллективном обсуждении проблем. Изучают источники биологической информации, способы ее получения, анализируют результаты. Знакомятся с основными свойствами живых организмов. |
6/6 | Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение. | 1 | 5д-19.09 5е-21.09 | 5д- 5е- | Изучают признаки живого. Извлекают необходимую информацию из прочитанных текстов. Самостоятельно организовывают учебное взаимодействие в группе |
7/7 | Методы изучения живых организмов: эксперимент. | 1 | 5д-22.09 5е-25.09 | 5д- 5е- | Изучают признаки живого. Извлекают необходимую информацию из прочитанных текстов. Самостоятельно организовывают учебное взаимодействие в группе |
8/8 | Устройство увеличительных приборов. Лупа и микроскоп (оптическая и механическая часть) | 1 | 5д-26.09 5е-28.09 | 5д- 5е- | Работают с лупой и микроскопом, изучают устройства микроскопа, знание правил работы с микроскопом. Организовывают свою деятельность, готовят рабочее место для выполнения лабораторных работ. |
9/9 | Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними». | 1 | 5д-29.09 5е-2.10 | 5д- 5е- | Выполняют лабораторную работу |
10/10 | Экскурсия. Осенние явления в жизни растений и животных. | 1 | 5д-3.10 5е-5.10 | 5д- 5е- | Составляют творческий отчёт об осенних явлениях в жизни растений по результатам экскурсии. Анализируют изменения, происходящие в природе осенью. Продуктивно взаимодействуют со сверстниками |
11/11 | Повторение и обобщение по теме «Устройство увеличительных приборов» | 1 | 5д-6.10 5е-9.10 | 5д- 5е- | Анализируют связи организмов со средой обитания. Устанавливают причинно-следственные связи строения организмов и среды их обитания |
Клеточное строение организмов – 8 часов |
12/1 | Клетка- основа строения и жизнедеятельности организмов. | 1 | 5д-10.10 5е-12.10 | 5д- 5е- | Выделяют существенные признаки строения вирусов, различают на таблицах части вирусов. Осуществляют поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций) |
13/2 | История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Деление клетки | 1 | 5д-13.10 5е-16.10 | 5д- 5е- | Анализируют историю изучения клетки.Осуществляют поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций). |
14/3 | Строение бактериальная клетка. | 1 | 5д-17.10 5е-19.10 | 5д- 5е- | Выделяют существенные признаки строения бактериальной клетки, различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Осуществляют поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций). |
15/4 | Административная контрольная работа | 1 | 5д-20.10 5е-23.10 | 5д- 5е- | Выделяют существенные признаки строения растительной клетки, различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Осуществляют поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций). |
16/5 | Анализ контрольной работы. Строение растительная клетка. Химический состав клетки : неорганические и органические вещества. | 1 | 5д-24.10 5е-26.10 | 5д- 5е- | Выделяют существенные признаки строения животной клетки, различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Осуществляют поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций) |
17/6 | Строение животной клетки.Грибная клетка. | 1 | 5д-27.10 5е-30.10 | 5д- 5е- | Изучают роль грибов в природе и в хозяйственной деятельности человека. Сравнивают, объясняют явления, выявляемые в ходе изучения темы. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работают в группе – устанавливают рабочие отношения. |
18/7 | Жизнедеятельность клетки:поступление веществ в клетку (дыхание, питание)Лабораторная работа № 2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. | 1 | 5д-31.10 5е-9.11 | 5д- 5е- | Готовят микропрепарат, наблюдают за частями и органоидами клетки под микроскопом, сравнивают объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определяют их. Отражают полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы. Составляют план работы. |
19/8 | Повторение и обобщение по теме «Строение клетки» | 1 | 5д-10.11 5е-13.11 | 5д- 5е- | Анализируют строение клетки. Устанавливают причинно-следственные связи строения организмов и среды их обитания |
Многообразие организмов- 5 часов |
21/1 | Клеточные и неклеточные формы жизни. | 1 | 5д-14.11 5е-16.11 | 5д- 5е- | Изучают вирусы, особенностей их строения и жизнедеятельности, роль вирусов в природе и жизни человека. Работая по плану, сверяют свои действия с целью. Участвуют в коллективном обсуждении. |
21/2 | Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний. | 1 | 5д-17.11 5е-20.11 | 5д- 5е- | Обсуждают меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами. |
22/3 | Одноклеточные и многоклеточные организмы. | 1 | 5д-21.11 5е-23.11 | 5д- 5е- | Анализируют различия одноклеточных и многоклеточных организмов. |
23/4 | Классификация организмов. Принципы классификации | 1 | 5д-24.11 5е-27.11 | 5д- 5е- | Изучают классификацию живых организмов, выясняют принципы классификаций живых организмов. |
24/5 | Основные царства живой природы | 1 | 5д-28.11 5е-30.11 | 5д- 5е- | Изучают и приводят примеры основных царств живой природы. |
Среды жизни – 7 часов |
25/1 | Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Экологические факторы и их влияние на живые организмы | 1 | 5д-1.12 5е-4.12 | 5д- 5е- | Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу |
26/2 | Приспособления организмов к жизни в наземно- воздушной среде. | 1 | 5д-5.12 5е-7.12 | 5д- 5е- | Определяют понятия «наземно-воздушная среда». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу |
27/3 | Приспособления организмов к жизни в водной среде. | 1 | 5д-8.12 5е-11.12 | 5д- 5е- | Определяют понятия «водная среда». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу |
28/4 | Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. | 1 | 5д-12.12 5е-14.12 | 5д- 5е- | Определяют понятия «почва как среда обитания. Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу |
29/5 | Приспособления организмов к жизни в организменной среде. | 1 | 5д-15.12 5е-18.12 | 5д- 5е- | Определяют понятия «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу |
30/6 | Растительный и животный мир родного края. | 1 | 5д-19.12 5е-21.12 | 5д- 5е- | Составляют творческий отчёт об осенних явлениях в жизни растений. Ведут дневник фенологических наблюдений |
31/7 | Повторение и обобщение по теме «Многообразие организмов. Среды жизни» | 1 | 5д-22.12 5е-25.12 | 5д- 5е- | Систематизируют и обобщают понятия Адекватно оценивают результаты учебной деятельности, осознают причины неуспеха и обдумывают план восполнения пробелов в знаниях и умениях |
Царство Растения - 9 часов |
32/1 | Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. | 1 | 5д-26.12 5е-11.01 | 5д- 5е- | Изучают многообразие растений в природе. Ставят учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях |
33/2 | Общее знакомство с цветковыми растениями | 1 | 5д-12.01 5е-15.01 | 5д- 5е- | Выделяют признаки характерные для цветковых растений. |
34/3 | Растительные ткани и органы растений | 1 | 5д-16.01 5е-18.01 | 5д- 5е- | Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Прогнозируют последствия (на примере повреждения тканей у растений). Работают с микроскопом и определяют различные растительные ткани на микропрепаратах. Взаимодействуют в группе. |
35/4 | Вегетативные и генеративные органы. | 1 | 5д-19.01 5е-22.01 | 5д- 5е- | Выделяют признаки характерные для вегетативных и генеративных органов растений. Работают с таблицами и гербарными образцами |
36/5 | Жизненные формы растений. | 1 | 5д-23.01 5е-25.01 | 5д- 5е- | Выделяют жизненные формы растений. Работают с таблицами и гербарными образцами |
37/6 | Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений | 1 | 5д-26.01 5е-29.01 | 5д- 5е- | Изучают многообразие растений в природе. Ставят учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях |
38/7 | Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений | 1 | 5д-30.01 5е-1.02 | 5д- 5е- | Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу |
39/8 | Лабораторная работа №3 Изучение органов цветкового растения; | 1 | 5д-2.02 5е-5.02 | 5д- 5е- | Готовят микропрепарат, наблюдают за частями и органоидами клетки под микроскопом. Составляют план биологического эксперимента по изучению процессов жизнедеятельности организмов, с объяснением результатов работы. Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений |
40/9 | Контрольная работа по теме «Царство Растения» | 1 | 5д-6.02 5е-8.02 | 5д- 5е- | Систематизируют и обобщают понятия Адекватно оценивают результаты учебной деятельности, осознают причины неуспеха и обдумывают план восполнения пробелов в знаниях и умениях |
Многообразие растений – 14 часов |
41/1 | Многообразие растений, принципы их классификации. | 1 | 5д-9.02 5е-12.02 | 5д- 5е- | Изучают особенности низших и высших растений, называют основные группы растений, характеризуют практическую значимость растений, объясняют роль растений в биосфере. Ставят учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях |
42/2 | Водоросли – низшие растения. | 1 | 5д-13.02 5е-15.02 | 5д- 5е- | Работают с таблицами и гербарными образцами, определяют представителей водорослей объясняютроль водорослей в природе и жизни человека, обосновывают необходимость их охраны.. |
43/3 | Разнообразие, распространение, значение водорослей | 1 | 5д-16.02 5е-19.02 | 5д- 5е- | Работают с таблицами и гербарными образцами, определяют представителей водорослей объясняютроль водорослей в природе и жизни человека, обосновывают необходимость их охраны.. |
44/4 | Бурые и красные водоросли. Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей. | 1 | 5д-20.02 5е-22.02 | 5д- 5е- | Работают с таблицами и гербарными образцами, определяют представителей водорослей объясняютроль водорослей в природе и жизни человека, обосновывают необходимость их охраны |
45/5 | Лабораторная работа №4 «Строение зеленых водорослей» | 1 | 5д-27.02 5е-26.02 | 5д- 5е- | Обеспечивают обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Выполняют лабораторную работу |
46/6 | Высшие споровые растения – мхи, отличительные особенности и многообразие. | 1 | 5д-2.03 5е-1.03 | 5д- 5е- | Определяют признаки высших споровых растений, характеризуют особенности строения и жизнедеятельности мхов, находят их представителей на таблицах и гербарных образцах, объясняют роль мхов в природе и жизни человека. Самостоятельно проводят исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента |
47/7 | Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего строения мхов» | 1 | 5д-6.03 5е-5.03 | 5д- 5е- | Выполняют лабораторную работу. |
48/8 | Высшие споровые растения –папоротники, хвощи, плауны, отличительные особенности и многообразие Лабораторная работа №6 «Изучение внешнего строения папоротника (хвоща)» | 1 | 5д-9.03 5е-12.03 | 5д- 5е- | Определяют признаки высших споровых растений, характеризуют особенности строения и жизнедеятельности мхов, находят их представителей на таблицах и гербарных образцах, объясняют роль мхов в природе и жизни человека. Самостоятельно проводят исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента |
49/9 | Административная контрольная работа | 1 | 5д-13.03 5е-15.03 | 5д- 5е- | Выполняют лабораторную работу. |
50/10 | Анализ контрольной работы. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие | 1 | 5д-16.03 5е-19.03 | 5д- 5е- | Определяют признаки высших голосеменных растений, характеризуют особенности строения и жизнедеятельности голосеменных растений, находят их представителей на таблицах и гербарных образцах, объясняют роль голосеменных растений в природе и жизни человека. Самостоятельно проводят исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента |
51/11 | Лабораторная работа №7 «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений». | 1 | 5д-20.03 5е-2.04 | 5д- 5е- | Выполняют лабораторную работу. Определяют признаки высших покрытосеменных растений, характеризуют особенности строения и жизнедеятельности голосеменных растений, находят их представителей на таблицах и гербарных образцах, объясняют роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека. Самостоятельно проводят исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента. |
52/12 | Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения, отличительные особенности и многообразие | 1 | 5д-3.04 5е-5.04 | 5д- 5е- | Устраивают эффективные групповые обсуждения и обеспечивают обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Характеризуют основные этапов развития растительного мира |
53/13 | Лабораторная работа №8 «Изучение внешнего строения покрытосеменных растений». | 1 | 5д-6.04 5е-9.04 | 5д- 5е- | Выполняют лабораторную работу. Обобщают и систематизируют информацию, переводят её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную). |
54/14 | Повторение и обобщение по теме «Многообразие Растений» | 1 | 5д-10.04 5е-12.04 | 5д- 5е- | Систематизируют и обобщают понятия Адекватно оценивают результаты учебной деятельности, осознают причины неуспеха и обдумывают план восполнения пробелов в знаниях и умениях |
Царство Бактерии– 3 часа |
55/1 | Бактерии, их строение и жизнедеятельность | 1 | 5д-13.04 5е-16.04 | 5д- 5е- | Изучают особенности строения бактерий. Ставят учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях |
56/2 | Роль бактерий в природе, жизни человека | 1 | 5д-17.04 5е-19.04 | 5д- 5е- | Определяют роль бактерий в природе, жизни человека. |
57/3 | Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р.Коха и Л.Пастера | 1 | 5д-20.04 5е-23.04 | 5д- 5е- | Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека |
Царство Грибы – 11 часов |
58/1 | Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Шляпочные грибы. | 1 | 5д-24.04 5е-26.04 | 5д- 5е- | Изучают особенности строения грибов. Работают с учебником, и дидактическими материалами. |
59/2 | Роль грибов в природе, жизни человека. Плесневые грибы и дрожжи. | 1 | 5д-27.04 5е-30.04 | 5д- 5е- | Изучают особенности строения грибов, их роль в природе и жизни человека. Работают с учебником, и дидактическими материалами. |
60/3 | Грибы - паразиты | 1 | 5д-4.05 5е-3.05 | 5д- 5е- | Изучают особенности грибов-паразитов, их роль в природе и жизни человека. Выявляют признаки поражения организмов болезнетворными грибами; путей заражения грибами-паразитами; меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. |
61/4 | Съедобные и ядовитые грибы. Приѐмы оказания первой помощи при отравлении грибами. | 1 | 5д-8.05 5е-7.05 | 5д- 5е- | Изучают съедобные и ядовитые грибы, приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Работают с учебником, и дидактическими материалами. |
62/5 | Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. | 1 | 5д-11.05 5е-10.05 | 5д- 5е- | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами |
63/6 | Лишайники Роль лишайников в природе и жизни человека. Усложнение растений в процессе эволюции | 1 | 5д-15.05 5е-14.05 | 5д- 5е- | Называют особенности строения и жизнедеятельности лишайников, находят лишайники в природе.Осуществляют поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника |
64/7 | Годовая контрольная работа | 1 | 5д-18.05 5е-17.05 | 5д- 5е- | Изучают особенности низших и высших растений, называют основные группы растений, характеризуют практическую значимость растений, объясняют роль растений в биосфере. Ставят учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях. |
65/8 | Анализ годовой контрольной работы Повторение по теме «Царство Растений » | 1 | 5д-22.05 5е-21.05 | 5д- 5е- | Анализируют, делают выводы. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Работают в группе - устанавливают рабочие отношения. Отчитываются об экскурсии. |
66/9 | Экскурсия. Весенние явления в жизни растений и животных. | 1 | 5д-25.05 5е-24.05 | 5д- 5е- | Систематизируют и обобщают понятия Адекватно оценивают результаты учебной деятельности, осознают причины неуспеха и обдумывают план восполнения пробелов в знаниях и умениях. |
67/10 | Повторение по теме «Царство Бактерий.» | 1 | 5д-27.05 5е-28.05 | 5д- 5е- | Работа с итоговыми вопросами и заданиями в учебнике. |
68/11 | Повторение по теме «Царство Грибы» | 1 | 5д-29.05 5е-31.05 | 5д- 5е- | Работа с итоговыми вопросами и заданиями в учебнике. |