СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 5 класс

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 5 класс»

СОГБОУ «Шумячская санаторная школа-интернат»
















РАБОЧАЯ

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

изучение адаптации учащихся 5 класса

(2018– 2021 учебный год)







Педагог-психолог:

Агеева Е.И.





Пояснительная записка

Диагностическая программа изучение адаптации учащихся 5 классов разработана

на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего

образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. No 373

- Учебного плана СОГБОУ «Шумячская санаторная школа-интернат».

Реализация программы предусматривает использование методического пособия:

Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС. Планирование. Документация. Мониторинг. Учет и отчетность. Составители И.В. Возняк, И.М. Узянова, С.В. Лебедева, Н.И. Сафонова, Е.А. Симонова, Д.Н. Кудрикова, И.В. Лукашова, О. Н. Богданова, О.А. Родченко.

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия. Если человек находится в ситуации дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, что в свою очередь вызывает тревожность как ответную реакцию на стрессовую ситуацию. Устойчивая тревожность порождает негативные, неврозоподобные и психические нарушения. Существует мнение, что в пятых классах число детей с высоким уровнем тревожности несколько выше, чем в других классах школы, и связан этот факт с особенностями переходного периода из начальной школы в основную.

В письме Департамента общего и дошкольного образования Министерства

образования РФ от 21.05.2004 No14-51-140/13 « Об обеспечении успешной

адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования наосновную» сказано: «Успешность адаптации школьника к обучению в 5-6 классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего школьника к новым условиям обучения в 5 классе, необходимо:

- учитывать психологические особенности 10-12-летних детей, вступающих в

подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс;

- анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.

Свидетельством дезадаптации школьников к условиям обучения в 5-6 классах

является снижение интереса к учению и успеваемости; появление признаков

тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики

учителя; нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Все это наблюдается там, где переход со ступени начального образования в основную не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива. Помощь обучающимся в этот трудный период связана с серьезной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками. необходимо:

- иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях;

- наметить преемственные связи в содержании и методах последнего этапа

обучения в начальной школе (4 класс) и первого этапа обучения в основной школе (5-6 классы);

- знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающегопсихологию общения младшего школьника.

Пятый класс – это переломный этап в жизни и развитии детей, так как они

переходят к предметному обучению. Начало учебного года – это период

адаптации. Новые учебные дисциплины, незнакомые учителя, постоянный контакт со сверстниками, необходимость подчиняться школьным требованиям, другой стиль общения создают сильную нагрузку на нервную систему ученика, что нередко приводит к быстрому ее истощению, сопровождающемуся резкой сменой настроения, беспокойным сном, потерей веса. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: эмоциональная удовлетворенность или внутренний конфликт (в случае дезадаптации) и адекватность поведения, способность легко и точно выполнять требования среды.

Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного

учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка - ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько.

Какие "плюсы" несет в себе переход из начального звена в среднюю школу? Что дает в психологическом плане это развитию личности ребенка? Прежде всего, дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются. Разные стили отношений является зримым показателем взросления. Но возросшие требования зачастую оказываются не по силам пятиклассникам. Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, резкие смены настроения, беспокойный сон, жалобы на плохое самочувствие. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества, им кажется, что никому из взрослых в школе они не нужны. Все эти особенности нужно учитывать.

У пятиклассников появляется желание хорошо учиться, делать все так, чтобы

взрослые были довольны. Дети ожидают перемен, ждут, что им в школе станет

интересно. На этом этапе очень важно формировать и развивать учебно-

познавательную мотивацию. Отсюда вытекает необходимость изучения доминирующих мотивов учения.

Эмоциональное отношение к учебному предмету очень сильно проявляется в

завышенной самооценке детей. Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность в этом предмете, а субъекттивное отношение к нему. Негативные оценки окружающих, собственные неудачи воспринимаются детьми как ситуативные, временные, а главное – не имеющие прямого отношения к их способностям и возможностям. Поэтому важным является ориентация детей на выработку объективных критериев успешности и неуспешности, стремления проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их развития и совершенствования. И чем раньше ребенок начнет вырабатывать такие критерии, тем быстрее он адаптируется к новым условиям обучения. Таким образом, можно выделить следующие причины возможных трудностей в учении пятиклассников: типологические особенности ребенка, препятствующие адаптации к новым условиям (тревожность, агрессивность, чрезмерная регидность и т.д.); низкая мотивация учения, негативное отношение к школе; устойчивая завышенная самооценка; несформированность мыслительных операций. Своевременное выявление указанных трудностей позволяет ликвидировать проблемы дезадаптации на начальных стадиях их появления: повысить внимание к «трудному» ребенку, помочь ему включиться в коллектив, раскрыть свои способности, преодолеть страхи.

Задачи педагогического коллектива по обеспечению благополучного

бесконфликтного протекания адаптационного периода в 5-6 классах следующие:

- выявление тех изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить,

сделать более плавными для обеспечения переходного периода как здоровьесберегающего;

- обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений, навыков и

способов деятельности, проведение анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции.

Диагностика процесса адаптации к среднему звену школы проводится в два

этапа. Первый диагностический этап проводится в выпускном 4 классе (в

апреле-мае).

Диагностика интеллектуального развития, комплекс методик для определения

готовности к обучению в среднем звене, апробированный Л.Ф. Тихомировой и А.В. Басовым. Углубленная диагностика интеллектуальной сферы в 4 классе

позволяет сделать вывод о развитии ребенка, уровне сформированности самостоятельности мышления как основном факторе последующей успешной

адаптации в среднем звене и не повторять обширную батарею интеллектуальных тестов в 5 классе.

Диагностика уровня тревожности позволяет выявить наличие школьного,

самооценочного и межличностного аспектов тревожности у учащихся, а в

последствии сравнить результаты в 5 классе при смене условий обучения.


ЭТАП 1. Диагностическая программа скринингового исследования в 4 классе

Целевая группа: обучающиеся четвертых классов.

Сроки проведения: апрель-май

Цель: изучение уровня готовности учащихся четвертых классов к обучению в

среднем звене школы

Задачи:

- Изучение интеллектуальных способностей, необходимых для успешного

обучения в среднем звене

-Изучение личностной готовности младших подростков к новым условиям

обучения

-Изучение зоны и содержания возможных проблем адаптации в 5 классе

-Составление рекомендаций участникам образовательного процесса по


построению стратегии взаимодействия с детьми и организация учебно-

воспитательной деятельности в среднем звене школы

Методики:

1. Методика диагностики уровня интеллектуального развития младших

школьников при переходе в среднее звено (Л.Ф. Тихомирова и А.В. Басов)

2. Методика диагностики уровня тревожности (автор Р. Кондаш, модификация

А. Прихожан)

3. Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе по

Э.М. Александровской (экспертная оценка учителя).


ОПИСАНИЕ МЕТОДИК, ПРОЦЕДУРЫ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ,

ОБРАБОТКИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ


Методика диагностики уровня интеллектуального развития младших

школьников при переходе в среднее звено (Л.Ф. Тихомирова и А.В. Басов)

Субтест 1.Общая осведомленность.

Цель: выявление круга представлений ребенка об окружающем мире, умения

рассуждать и обосновывать свои выводы

Субтест 2. Исправь ошибки

Цель: изучение внимательности, сформированности функции контроля

Субтест 3. Смысловая память

Цель: изучение способности ребенка к смысловому запоминанию

Субтест 4.Классификация (исключение лишнего понятия)

Цель: изучение чувства языка, индуктивного речевого мышления, способности точного выражения словесных значений

Субтест 5. Простые аналогии (анализ отношений понятий)

Цель: изучение способности комбинировать, понимания отношений, обстоятельности мышления.

Субтест 6. Обобщение

Цель: изучение способности к абстрагированию, образованию понятий,

умственной образованности, умения грамотно выражать и оформлять

содержание своих мыслей.

Субтест 7. Конструирование слов

Цель: определение словарного запаса

Субтест 8. Составь фразу из 4 слов.

Цель: оценка способности к речевому синтезу и к установлению смысловых

логических связей.

Субтест 9. Предложения

Цель: определение некоторых сторон речевого развития: понимания речи,

сформированности письменной речи, а также уровня смысловой памяти

Субтест 10. Числовые ряды.

Цель: выявление способности оперирования числовым материалом

Субтест 11. Последовательность вычислительных операций

Цель: определение уровня сформированности навыка вычислительных

операций.

Субтест 12. Арифметический тест.

Цель: определение уровня овладения программными знаниями по математике,

способности к рассуждению.


ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводится в групповой или индивидуальной форме. Количество детей в группе не должно быть слишком большим, особенно если дети относятся к группе риска по успеваемости или поведению. Оптимально — 5–7 человек. Дети выполняют задания на бланке.

Перед началом дается общая инструкция следующего содержания:

Дорогие ребята! Вы скоро будете переходить в 5-й класс. За время обучения в

начальной школе вы многому научились. Сейчас вы выполните несколько

заданий, и мы с вами узнаем, что вы научились делать особенно хорошо. Я буду объяснять вам, как выполнять каждое задание. Время на выполнение каждого задания ограничено. Вы будете начинать, и оканчивать работу по моему сигналу. Приступать к выполнению следующего задания можно только после объяснения. Прошу вас ничего не говорить вслух. Если что-то будет непонятно, поднимите руку, я к вам подойду.

Перед каждой новой методикой дается инструкция.

В целом проведение всего набора занимает около 90 минут (2 урока по 45

минут).

Во время исследования нельзя оказывать никакой помощи, кроме стимулирующей.

Субтест 1. Общая осведомленность

Инструкция: Ответь, пожалуйста, на десять вопросов.

Экспериментатор читает вопрос 1 раз, дети кратко записывают ответ в листе

ответов.

1. Как называется река, на которой расположен Ярославль? (Волга)

2. Что такое пара? (Два, двое и т.п.)

3. Назови четыре времени года? (Зима, весна, лето, осень)

4. Где садится солнце? (На западе)

5. Для чего нужен желудок? (Переваривать еду, пищу)

6. Почему нефть или масло плавают по воде? (Они легче воды)

7. Что празднуют 9 Мая? (День Победы)

8. Каков примерно рост человека? (От 1,5 до 2 метров)

9. Как называется столица Украины? (Киев)

10. Кто живет во Франции? (Французы)

Оценка: каждый правильный ответ оценивается в 1

Субтест 2. Исправь ошибки

Инструкция: Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые) исправь их

1. Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи.

2. Взрослые и дти толпились на берегу.

3. Внизу над ними расстилалась пустыня.

4. В отфет я киваю ему рукой.

5. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними.

6. Сорняки живучи и плодовиты.

7. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня.

8. На столе лежала карта на шего города.

9.Самолёт сюда, чтобы помочь людям.

10. Скоро удалось мне на машине.

Оценка: подсчитывается количество замеченных ошибок, каждая замеченная

ошибка оценивается в 1 балл

Субтест 3. Смысловая память

Инструкция: Я прочитаю 10 пар слов, связанных по смыслу. Постарайся их

запомнить. Потом нужно будет на каждое первое слово из пары ответить

вторым словом.

После предъявления стимульных пар: А теперь я буду читать первое слово из

каждой пары, а ты припомни второе и запиши в листе ответов.

шум — вода дуб — желудь

стол— обед дичь — выстрел

мост — река рой — пчела

рубль — копейка час — время

лес — медведь гвоздь — доска

Оценка: подсчитывается число правильно воспроизведенных пар, каждая

оценивается в 1 балл.

Субтест 4. Классификация (исключение лишнего понятия)

Инструкция: Какое понятие в каждом из перечней является лишним и почему?

На выполнение дается не более 5 минут.

1) приставка, предлог, суффикс, окончание, корень

2) треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг

3) дождь, снег, осадки, иней, град

4) запятая, точка, двоеточие, тире, союз

5) дуб, дерево, ольха, тополь, ясень

6) Василий, Федор, Иван, Петров, Семен

7) секунда, час, год, вечер, неделя

8) футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол

9) самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль

10) смелый, храбрый, решительный, злой, отважный

Оценка: 1 балл, если лишнее слово выделено правильно.

Субтест 5. Простые аналогии (анализ отношений понятий)

Инструкция: Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Третье

и одно из приведенных ниже находятся в такой же связи. Найди это слово и

запиши в листе ответов.

Например:

песня : композитор = самолет : ?

а) аэродром б) горючее в) конструктор г) летчик д) истребитель

Песню сочинил композитор, значит ответ — конструктор, потому что конструктор


сделал (придумал, спроектировал) самолет.

На выполнение задания отводится 5 минут.

1.Огурец – овощ, гвоздика - ?

а) сорняк, б) роса , в) садик, г) цветок, д)земля.


2.Огород – морковь, сад - ?

а) забор, б) грибы, в) яблоня, г)колодец, д) скамейка.

3.Учитель – ученик, врач - ?

а) очки, б) больница, в) палата, г) больной, д) лекарство.


4.Цветок – ваза, птица - ?

а) клюв, б) чайка, в) гнездо, г) перья, д) хвост.


5.Перчатка – рука, сапог - ?

а) чулки, б) подошва, в) кожа, г) нога, д) щетка.

6.Темный – светлый, мокрый - ?

а) солнечный, б) скользкий, в) сухой, г) тёплый, д) холодный.

7.Часы – время, градусник - ?

а) стекло, б) больной, в) кровать, г) температура, д) врач.


8.Машина – мотор, лодка - ?

а) река, б) маяк, в) парус, г) волна, д) берег.


9.Стол – скатерть, пол - ?

а) мебель, б) ковёр, в) пыль, г) доски, д) гвозди.

10.Стул – деревянный, игла - ?

а) острая, б) тонкая, в) блестящая, г) короткая, д) стальная.

Оценка: подсчитывается количество правильных ответов, каждый оценивается в 1

балл.


Субтест 6 . Обобщение.

Инструкция: Назови одним словом

1.Окунь, карась, ...

2.Метла, лопата,...

3.Лето, зима,...

4.Огурец, помидор,...

5.Сирень, орешник,...

6.Шкаф, диван,...

7.Июнь, июль,...

8.День, ночь,...

9.Слон, муравей,...

10.Дерево, цветок,...

Оценка: подсчитывается количество правильных ответов, каждый оценивается в 1 балл.

Субтест 7. Конструирование слов.

Инструкция: За 1 минуту собери как можно больше слов из 16 слогов.

Фа, кар, та, ра, то, те, не, фель, ка, за, ле, кел, ро, ки, ли, фон.

Оценка: каждое правильно составленное слово оценивается в 1 балл

Субтест 8. Составь фразу из 4 слов.

Инструкция: Из четырёх слов составь предложение и запиши в тетрадь (3 мин.).

Дверь – комната – больной – доктор.

Собака – кошка – дерево – крыша.

Бумага – карандаш – мост – река.

Оценка: подсчитывается количество удачных ответов, каждый ответ оценивается в 1 балл, нелепые или малоосмысленные фразы не принимаются в расчет

Субтест 9. Предложения

Инструкция: Вставь пропущенные слова. В каждый пропуск только одно слово.

ПРИМЕР: Ученик _____________ задачу. У кошки четыре ________ и

____________хвост.

1. Рабочий ___________________ на заводе.

2. Ноябрь – предпоследний _______________ в году.

3. _________________ восходит утром и _________________ вечером.

4. Осенью _________________ желтеют и __________________ с деревьев.

5. Мы пишем карандашом или _______________________.

6. Тяжелый груз ______________________ только тот, у ______________

много ________________.

7. _______________ в воскресенье будет ________________ погода, мы с

братом пойдём _______________ прогулку.

8. В письме ________________ я получил, были плохие __________________.

9. Чистота является ____________________ сохранения __________________.

10. Холодная ________________ хорошо утоляет __________________.

Субтест 10. Закончи логический ряд чисел

Инструкция: Внимательно посмотри каждый ряд чисел и в два свободных меставпиши такие два числа, которые логически продолжат данный числовой ряд.

Примеры:


2 4 6 8 1 0 1 2 ........ ........

10 9 8 7 6 5 ......... ........

3 3 4 4 5 5 ........ ........

1 7 2 7 3 7 ......... ........


Числовые ряды


Субтест 11. Последовательность вычислительных операций

26 – 45 : 9 = ....... 27 х 2 -14 = ...... 21 х 4 + 16 = ......... 88 : 11 + 27 = ...

Инструкция: Сейчас вы будете писать математический диктант. Записывайте

только ответы

Оценка: подсчитывается количество правильных ответов, каждый оценивается в 1 балл.

Субтест 12. Арифметический тест.

Инструкция: Ответь быстро и правильно на вопросы и ответы запиши .

1. Сколько будет, если к 16 яблокам прибавить 7 яблок?

2. Если разделить 32 ореха на 4 одинаковые кучки, сколько орехов будет

в каждой кучке?

3. У Саши было12 конфет. Ему дали еще 3 конфеты, 6 конфет он съел.

Сколько конфет у него осталось?

4. Велосипедист проехал 96 км за 6 часов. Сколько км он проезжал в

среднем за один час?

5. Сколько учеников в 9 классах, если в каждом классе по 30 учеников?

6. Сколько слов содержит книга, состоящая из 20 страниц, если на

каждой странице 15 строчек и в каждой строчке 10 слов ?

7. Сколько мячей можно купить на 12 рублей, если 3 мяча стоят 2 рубля?

8. Ребята нашли 10 белых грибов и 8 подберёзовиков. Все грибы они разложили в корзины, по 9 грибов в каждую. Сколько корзин потребовалось ?

9. Знаменитые куранты на Спасской башне были установлены через 704 года после основания Москвы. В каком году это было, если в 1997 году Москве исполнилось 850 лет ?

10.У Наташи в три раза больше денег, чем у Вани. У Вани на 50 коп. больше,

чем у Гриши. У Гриши 2 рубля. Сколько денег у всех вместе?

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Производится оценка результатов в соответствии с указаниями в рабочей тетради экспериментатора (см. Приложение). Подсчитывается количество баллов по каждой методике и сумма баллов по шкалам 1, 3–12. Результаты заносятся в сводную таблицу и сравниваются с нормами, представленными в таблице «Нормы результатов».

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ

Итоговый показатель здесь и выше подсчитывался следующим образом.

Суммарный балл получался простым сложением сырых баллов, набранных по шкалам No 1–12, так как полученные по этим шкалам баллы прямо пропорциональны уровню развития соответствующих психических функций.

Для удобства пользователя не строились таблицы перевода сырых балов в стандартные оценки, а подсчитывались процентили, не менее эффективно обеспечивающие возможность определения соответствия результатов возрастной норме.

При интерпретации результатов предлагаемого набора не производится построение профиля испытуемого, а набранные им сырые баллы по шкалам и подсчитанный итоговый показатель сравниваются с данными, приведенными в таблице.

– Если значение набранных испытуемым баллов находится между 25-м и 75-м процентилем, включая граничные значения, то результаты соответствуют возрастной норме, что в стандартных оценках соответствует, например, результату 4–7 стенов.

– Если значение набранных испытуемым баллов находится ниже 25-го процентиля, исключая граничное значение, то результаты статистически ниже возрастной нормы, что в стандартных оценках соответствует, например, результату 1–3 стена.

– Если значение набранных испытуемым баллов находится выше 75-го процентиля, исключая граничное значение, то результаты статистически выше возрастной нормы, что в стандартных оценках соответствует, например, результату 8–10 стенов.


Сводный протокол результатов диагностики интеллектуального развития

учащихся 4 ___ класса


Выше возрастной нормы - _____ человек ______ %

Возрастная норма - _____ человек ______ %

Ниже возрастной нормы - _____ человек ______ %

Низкий (отклонение) - _____ человек ______ %

Интерпретация результатов

_________________________________________________________________

Рекомендации

__________________________________________________________________

2. Шкала личностной тревожности Р.Кондаш

(А.М.Прихожан)

Назначение теста: определение уровня личной тревожности

ОПИСАНИЕ ТЕСТА
Настоящая шкала тревожности была разработана А.М.Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О.Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.

Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.

Методика разработана в двух формах. Форма А предназначена для школьников 10-12 лет. Инструкция к обеим формам одинакова.

Инструкция к тесту

(На первой странице бланка). На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.

Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4, – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.

• Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, в столбик "Ответ" поставь цифру 0.
• Если она немного тревожит, беспокоит тебя, в столбик "Ответ" поставь цифру 1.
• Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, в столбик "Ответ" поставь цифру 2.
• Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, в столбик "Ответ" поставь цифру 3.
• При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе в столбик "Ответ" поставь цифру 4.

Переверни страницу.

(На второй странице инструкция продолжается) Твоя задача – представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.

Варианты ответов:

Нет Немного Достаточно Значительно Очень
0         1              2                  3            4

Форма А

1 Отвечать у доски  
2 Оказаться среди незнакомых ребят 
3 Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 
4 Слышать заклятия 
5 Разговаривать с директором школы 
6 Сравнивать себя с другими 
7 Учитель смотрит по журналу, кого спросить 
8 Тебя критикуют, в чем-то упрекают 
9 На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 
10 Видеть плохие сны 
11 Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету 
12 После контрольной, теста – учитель называет отметки 
13 У тебя что-то не получается 
14 Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна 
15 На тебя не обращают внимания 
16 Ждешь родителей с родительского собрания 
17 Тебе грозит неуспех, провал 
18 Слышать смех за своей спиной 
19 Не понимать объяснений учителя 
20 Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем 
21 Слышать предсказания о космических катастрофах 
22 Выступать перед зрителями 
23 Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других 
24 С тобой не хотят играть 
25 Проверяются твои способности 
26 На тебя смотрят как на маленького 
27 На экзамене тебе достался 13-й билет 
28 На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 
29 Оценивается твоя работа 
30 Не можешь справиться с домашним заданием 
31 Засыпать в темной комнате 
32 Не соглашаешься с родителями 
33 Берешься за новое дело 
34 Разговаривать с школьным психологом 
35 Думать о том, что тебя могут «сглазить» 
36 Замолчали, когда ты подошел (подошла) 
37 Слушать страшные истории 
38 Спорить со своим другом (подругой) 
39 Думать о своей внешности 
40 Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах 



Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ является общим для обеих форм.

•    Школьная тревожность: 1, 5, 7, 11, 12, 16, 19, 28, 30, 34
•    Самооценочная тревожность: 3, 6, 8, 13, 17, 20, 25, 29, 33, 39
•    Межличностная тревожность: 2, 9, 15, 18, 22, 24, 26, 32, 36, 38
•    Магическая тревожность: 4, 10, 14, 21, 23, 27, 31, 35, 37, 40

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Выделение субшкал во многом условно. Например, предложенные в ней ситуации общения можно рассматривать с позиции актуализации представлений о себе, некоторые школьные ситуации – как ситуации общения со взрослыми и т. п. Однако представленный вариант, как показывает практика, продуктивен с точки зрения задачи преодоления тревожности: он позволяет локализовать зону наибольшего напряжения и построить индивидуализированную программу работы.

При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале.

Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.

Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка. Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельнымсубшкалам – отдельных видов тревожности.


Сводная таблица результатов диагностики уровня тревожности

учащихся 4____ класса, 20___ - 20 ___ уч. год.


Интерпретация результатов

После обработки делается вывод о степени выраженности каждого из параметров,проводится сравнительный анализ по каждому ученику и классу в целом.Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой общей

тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо

реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях

деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно

благополучному положению, являясь следствием определенных личностных

конфликтов, нарушений в развитии самоценки и т.п.

Последние случаи представляются наиболее существенными, поскольку они редко проходят мимо внимания учителей и родителей. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценной и чревато срывам, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения. Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщенный характер. Следствием всего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение,

выражающиеся в нарушениях внимания, снижения работоспособности,

повышенной утомляемости.

ЭТАП 2. Диагностическая программа скринингового исследования в 5 классе

Целевая группа: обучающиеся пятых классов.

Сроки проведения: конец октября - ноябрь

1.Экспрес – методика выявления тревожности у пятиклассников в период

адаптации (автор О. Хмельницкая, модифицированная анкета на основе

следующих методик: «Шкала самооценки»Спилбергера, «Личностная шкала

проявлений тревоги» Тейлор, «Шкала депрессии» НИИ им. Бехтерева).

Учащимся предлагается оценить изменения в своем самочувствии, произошедшие в последнее время. Положительное утверждение принимается

только в том случае, если произошло изменение. Например, ребенок быстро

уставал и так же быстро или меньше устает сейчас, в этом случае ответ будет

отрицательным.

Каждое из предложенных утверждений следует начинать с фразы «В последнее

время...»

1. Я быстро устаю (да, нет).

2. Думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых ребят (да, нет).

3. Я чувствую себя свободнее (да, нет).

4. У меня появились головокружения/слабость/подташнивание (да, нет).

5. Учителя недовольны мной (больше замечаний) (да, нет).

6. Мне не хватает уверенности в себе (да, нет).

7. Я чувствую себя в безопасности (да, нет).

8. Я избегаю трудностей (да, нет).

9. Я могу легко расстроиться и даже заплакать (да, нет).

10. У меня стало больше конфликтов (да, нет).

11. Домашние задания стали интереснее (да, нет).

12. Я хуже понимаю объяснения учителей (да, нет).

13. Я долго переживаю неприятности (да, нет).

14. Я не высыпаюсь (да, нет).

15. Хочу, чтобы в 5-м классе учили прошлогодние учителя (да, нет).

Подсчет баллов:

Начисляется по 1 баллу за каждый ответ «да» на вопросы — 1, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15 и «нет» на вопросы — 2, 3, 7, 11.


Оценка уровня тревожности:

1–4 балла — низкий уровень.

5–7 баллов — средний уровень.

8–10 баллов — повышенный уровень.

11–15 баллов — высокий уровень.

Сводная таблица результатов диагностики уровня тревожности

учащихся 5 – го класса, 20___ - 20 ___ уч. год).


Интерпретация результатов

__________________________________________________________________

Рекомендации

__________________________________________________________________

2. Диагностика самооценки. Тест «Какой Я»

Цель: определение уровня самооценки.

Тестируемые должны оценить свои личные качества по следующим критериям:

Да – 1 балл

Нет – 0 баллов

Иногда – 0,5 балла

Не знаю – 0,5 баллов

Оцениваемые качества:

1. Хороший

2. Добрый

3. Умный

4. Аккуратный

5. Послушный

6. Внимательный

7. Вежливый

8. Умелый (способный)

9. Трудолюбивый

10.Честный

Обработка:

10 баллов – очень высокий уровень самооценки

8-9 баллов – высокий уровень самооценки

4-7 баллов – средний уровень самооценки

2-3 балла – низкий уровень самооценки

0-1 балла – очень низкий уровень самооценки

Сводная таблица результатов диагностики уровня самооценки

учащихся 5 – го класса, 20___ - 20 ___ уч. год).


Интерпретация результатов

__________________________________________________________________

Рекомендации


3. Социометрия (социометрическое исследование)

Методика «Выбор»

Предназначена для диагностики межличностных отношений в коллективе и

социометрического статуса школьника.

Изучение межличностных отношений проводится в следующей форме. Детям

предлагается расселить по домикам – конвертам – всех учащихся класса (их имена и фамилии написаны на отдельных карточках). Домики разные: дворец (I выбор), квартира (II выбор), изба (III выбор), шалаш (IV выбор). После чего каждый ребёнок подписывает свои конверты (4 шт.) и даёт их экспериментатору.

Последний заносит данные в таблицу, используя цифры (I, II, III, IV). После

заполнения таблицы можно по специальной формуле подсчитать

социометрический статус ребёнка (С).

С= (4 х ДI + 3 х КII + 2 х ИIII +1 х ШIV) : (N – 1),

где ДI – количество первых выборов (дворец); КII - количество вторых выборов (квартира); ИIII - количество третьих выборов (изба); ШIV- количество четвертых выборов (шалаш); N – количество учеников в классе.

Например, Алеша И. получил ДI – 4, КII – 5, ИIII – 2, ШIV – 3. В группе 15

учеников. Статус обследуемого равен: С= (4 х 4 + 3 х 5 + 2 х 2 + 1 х 3) : (15 – 1)=(16 + 15 +4 + 3) : 14 = 38 : 14 = 2,7

Что это означает? От 3,4 до 3 – лидер; от 2,9 до 2,5 – предпочитаемый; от 2,4 до 2 – принятый; от 1,9 до 1 – изолированный.

Таким образом, ученик, набравший 2,7 балла, имеет в своем классе положение

предпочитаемого.

Можно предложить другую форму проведения теста. Каждому из школьников

предлагается таблица, состоящая из 2-х частей. Левая часть заполняется

фамилиями и именами школьников класса. Правая пустая. Задача школьников

напротив каждой фамилии поставить условное обозначение – Д, К, И, Ш, т. е. тип домика, в который они селят своего одноклассника.


22


Изучение взаимоотношений в классном коллективе

(социометричесское исследование) ____________класс.

Дата______________ Кл. руководитель_________________________

Структура класса:

Лидер

Предпочитаемый

Принятый

изолированный

4. Анкета «Оценка школьной мотивации» Н. Г. Лускановой

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании

ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом

допустимы два варианта предъявления:

1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты

ответов, а дети (или ребенок) должны написать те ответы, которые им

подходят.

2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и

экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом

варианте выше фактор лжи, так как дети в большей степени ориентируются

на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего

вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние

ответы детей на вопросы анкеты, но такой способ анкетирования затруднен в

первом классе, так как дети еще плохо читают.

Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику

школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить

критерием школьной дезадаптациии ребенка, а его повышение -

положительный динамики в обучении и развитии младшего школьника.


Вопросы анкеты


1. Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень

- нравится

- не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу

или тебе часто хочется дома?

- чаще хочется остаться дома

- бывает по-разному

- иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить

всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу

или остался бы дома?

- не знаю

- остался дома

- пошёл бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

- не нравится

- бывает по-разному

- нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы

- не хотел бы

- не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю

- не хотел бы

- хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

- часто

- редко

- не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

- точно не знаю

- хотел бы

- не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

- мало

- много

- нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся

- не очень

- не нравятся

Обработка и интерпретация результатов

Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации

была разработана система балльных оценок:

- ответ ребенка, свидетельствующих о его положительном отношении к

школе и предпочтении им учебных ситуаций оценивается в 3 балла;

- нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1

балл;

- ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той

или иной школьной ситуации оценивается в 0 баллов.

Оценки в 2 балла не были включены, так как математический анализ

показал, что при оценках в 3, 1 и 0 баллов возможно более жестокое и

надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой

мотивацией.

Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию

Стьюдента и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

1. 25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень

школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов,

стремлением наиболее успешно выполнять предъявляемые школой

требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя,

добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают

неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на

школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный

материал и т.п.


2. 22 – 24 балла - хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов,

успешно справляющихся с учебной деятельнотью. В рисунках на школьную

тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы

проявляют меньшую зависимость от жёстких требований. Подобный

уровень мотивации является средней нормой.

3. 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа

привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако

чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им

нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки,

тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей

степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную

тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные

ситуации.

4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают

пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами,

играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности.

Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе. В рисунках на

школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно

они связаны со школой, присутствуют в школе.

5. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная

дезадаптация.

Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются

с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с

одноклассниками, в взаимоотношениях с учителем. Школа нередко

воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них

невыносимо. Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В

других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться

выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.

Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического

здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной

школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребёнка.

Все эти количественные оценки сопоставлялись с другими показателями

психического развития ребёнка, а также сравнивались с такими

объективными показателями, так: успеваемость по различным предметам,

положения ребёнка в группе и особенности его взаимоотношений с детьми

и педагогами, поведенческие характеристики, динамика состояния здоровья и прочее. Подобное сопоставление и позволило выделить указанные пять

групп школьников.

Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для

упрощения оценки может быть использован специальный ключ:


Сводная таблица результатов оценки школьной мотивации

учащихся 5 –го класса, 20___ - 20 ___ уч. год).


1. Высокий уровень - ____ чел. ____ %

2. Хорошая школьная мотивация - ____ чел. ____ %

3. Положительное отношение к школе - ____ чел. ____ %

4. Низкая школьная мотивация - ____ чел. ____ %

5. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация - ___чел. __ %

Интерпретация результатов

__________________________________________________________________

Рекомендации

__________________________________________________________________