СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа «Технология» для 5классов, под редакцией Казакевич В.М. -Москва, «Просвещение», 2020.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Технология» для 5классов, под редакцией Казакевич В.М. -Москва, «Просвещение», 2020.»


1. Планируемые результаты освоения учебного курса 5 класс

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования планируемые результаты освоения содержания предмета «Технология» отражают:

• осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

• овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

• овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

• формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

• развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

• формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам и требования индивидуализации обучения.

По годам (классам) обучения результаты структурированы и конкретизированы по следующим под блокам:

Культура труда (знания в рамках предметной области и бытовые навыки):

- соблюдает правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием; организует и поддерживает порядок на рабочем месте;

- владеет безопасными приемами работы с ручными и электрифицированным бытовым инструментом и использует его по назначению;

- разъясняет содержание понятий «изображение», «эскиз», «материал», «инструмент», «механизм», «робот», «конструкция» и адекватно использует эти понятия;

- применяет и рационально использует ресурсы и материалы в соответствии с задачей собственной деятельности;

- осуществляет сохранение информации о результатах деятельности в формах описания, схемы, эскиза, фотографии, графического изображения;

- осуществляет операции по поддержанию порядка и чистоты в жилом и рабочем помещении;

- использует при выполнении учебных задач научно-популярную литературу, справочные материалы и ресурсы интернета;

- осуществляет корректное применение/хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки).


Предметные результаты (технологические компетенции):

- выполняет измерение длин, расстояний, величин углов с помощью измерительных инструментов;

- читает информацию, представленную в виде специализированных таблиц, элементарных эскизов и схем; выполняет элементарные эскизы, схемы, в т.ч. с использованием программного обеспечения графических редакторов;

- характеризует свойства материалов природного происхождения (например, древесины и текстиля, а также материалов на ее основе);

- характеризует основные технологические операции, виды/способы/приемы обработки материалов природного происхождения (например, древесины и текстиля, а также

материалов на ее основе);

- характеризует оборудование, приспособления, инструменты и применяет безопасные приемы для обработки материалов природного происхождения (например, древесины итекстиля, а также материалов на ее основе) с использованием ручного и электрифицированного инструмента, имеет опыт отделки изделий из данных материалов;

- выполняет разметку плоского изделия на заготовке;

- получил и проанализировал опыт модификации материального или информационного продукта; имеет опыт проведения испытания, анализа продукта;

- конструирует модель по заданному прототипу, осуществляет сборку моделей, в т.ч. с помощью образовательного конструктора по инструкции;

- строит простые механизмы;

- классифицирует роботов по конструкции, сфере применения, степени самостоятельности (автономности), способам управления.

Проектные компетенции (включая компетенции проектного управления):

- получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации или по готовому образцу с применением рабочихинструментов, не требующих регулирования.

Содержание предмета

Название раздела

Краткое содержание

1. Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности




Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития.

Проектная деятельность. Понятие творчества. Этапы выполнения творческого проекта. Выбор темы проектавмодельнойситуации.

Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.

Самооценка интересов и склонностей к какому-либо виду деятельности. Разработка проектного замысла по алгоритму.

Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения.

Ознакомление с различными профессиями, с предприятиями региона, работающими на основе современных производственных технологий.

2. Производство и технологии

Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития.

Понятие технологии. Классификация производств и технологий.

Техносфера. Потребительские блага. Производство потребительских благ. Общая характеристика производства. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о технологиях. Составление иллюстрированных проектных обзоров производств и технологий.

Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.

Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о техносфере. Проведение наблюдений. Составление рациональных перечней потребительских благ для современного человека. Подготовка рефератов.

Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения.

Ознакомление с различными профессиями, с предприятиями региона, работающими на основе современных производственных технологий.

3. Компьютерная графика, черчение

Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития.

Понятие «изображение», «эскиз», «инструмент», «механизм», «конструкция».

Сохранение информации о результатах деятельности в формах описания, схемы, эскиза, фотографии, графического изображения

Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.

Измерение длин, расстояний, величин углов с помощью измерительных инструментов; чтение информации, представленной в виде специализированных таблиц; элементарных эскизов, схем; выполнение элементарных эскизов, схем, в том числе с использованием программного обеспечения графических редакторов;

Способы представления технической и технологической информации. Эскизы и чертежи. Технологическая карта.

Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения.

Ознакомление с различными профессиями, с предприятиями региона, работающими на основе современных цифровых технологий.

4. Технологии получения и преобразования древесины и древесных материалов. Технология обработки конструкционных материалов.

Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития.

Виды древесины и древесных материалов. Конструкционные материалы. Механические свойства конструкционных материалов. Технология механической обработки материалов. Графическое отображение формы предмета.

Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.

Ознакомление с образцами различного сырья и материалов. Просмотр роликов о производстве материалов, составление отчётов об этапах производства.

Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения.

Ознакомление с различными профессиями, с предприятиями региона, работающими в деревообрабатывающей и металлообрабатывающей промышленностях.

5. Технологии получения и преобразования текстильных материалов

Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития.

Виды материалов. Натуральные, искусственные и синтетические материалы. Текстильные материалы. Механические, физические и технологические свойства тканей из натуральных волокон. Технология механической обработки материалов. Графическое отображение формы предмета.

Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.

Ознакомление с образцами различного сырья и материалов. Лабораторные исследования свойств различных материалов. Составление коллекций сырья и материалов. Просмотр роликов о производстве материалов, составление отчётов об этапах производства.

Чтение и выполнение технических рисунков и эскизов деталей. Разметка проектных изделий и деталей. Обработка текстильных материалов из натуральных волокон растительного происхождения с помощью ручных инструментов, приспособлений, машин.

Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения.

Ознакомление с профессиями конструктора, технолога-модельера и профессиями художественного промысла.

6. Робототехника

Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития.

Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе. Робототехника. Системы автоматического управления. Программирование работы устройств.

Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.

Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Электрическая схема. Конструирование простых систем с обратной связью.

Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения.

Ознакомление с профессиями, связанные с робототехникой.

7. Технологии обработки пищевых продуктов

Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития.

Кулинария. Основы рационального питания. Витамины и их значение в питании. Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне. Овощи в питании человека. Технологии механической кулинарной обработки овощей. Украшение блюд. Фигурная нарезка овощей. Технологии тепловой обработки овощей. Бутерброды и горячие напитки. Блюда из яиц.

Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.

Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах. Определение качества мытья столовой посуды экспресс-методом химического анализа. Определение доброкачественности пищевых продуктов органолептическим методом и методом химического анализа.

Приготовление кулинарных блюд и органолептическая оценка их качества.

Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения.

Ознакомление с различными профессиями, с предприятиями региона, производящими продукцию питания и работающими на основе современных производственных технологий.

8. Технологии в сельском хозяйстве

Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития.

Растения как объект технологии. Значение культурных растений в жизнедеятельности человека. Общая характеристика и классификация культурных растений. Исследования культурных растений или опыты с ними. Вегетативное размножение растений. Понятие полевого опыта. Выращивание комнатных растений. Пересадка и перевалка.

Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.

Описание основных агротехнологических приёмов выращивания культурных растений. Определение полезных свойств культурных растений. Классифицирование культурных растений по группам. Проведение исследований с культурными растениями в условиях школьного кабинета.

Выполнение основных агротехнологических приёмов выращивания культурных растений с помощью ручных орудий труда на пришкольном участке. Определение полезных свойств культурных растений. Классифицирование культурных растений по группам. Проведение опытов с культурными растениями на пришкольном участке. Перевалка (пересадка) комнатных растений.

Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения.

Ознакомление с различными профессиями, с предприятиями региона, выращивающими растениеводческую продукцию, занимающимися озеленением населённых пунктов.


Содержание деятельности учащихся в 5-м классе по программе в соответствии с новой методологией включает в себя модули:

Модуль 1. Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности.

Модуль 2. Производство и технологии.

Модуль 3. Компьютерная графика, черчение.

Модуль 4. Технологии получения и преобразования древесины и древесных материалов. Технология обработки конструкционных материалов

Модуль 5. Технологии получения и преобразования текстильных материалов.

Модуль 6. Робототехника.

Модуль 7. Технологии обработки пищевых продуктов.

Модуль 8. Технологии в сельском хозяйстве.

Содержание модулей предусматривает изучение и усвоение информации по следующим тематическим линиям:

• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

• элементы черчения, графики и дизайна;

• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

• технологическая культура производства;

• культура и эстетика труда;

• история, перспективы и социальные последствия развития технологии;

• Виды профессионального труда и профессии.


2. Содержание предмета «Технология» 5 класс (68 часов)

Название раздела

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Воспитательный компонент

1. Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности




Понимать значимость творчества в жизни и деятельности человека и проекта как формы представления результатов творчества. Определять особенности рекламы новых товаров. Осуществлять самооценку интересов и склонностей к какому-либо виду деятельности. Обосновывать выбор изделия на основе личных и общественных потребностей. Находить необходимую информацию в учебнике, библиотеке кабинета технологии, в сети Интернет. Выбирать вид изделия.

Характеризовать рекламу как средство формирования потребностей. Осуществлять выбор товара в модельной ситуации

- формирование навыков обработки информации, извлечение информации из первичных источников;

- развитие опыта рефлексивно-оценочной деятельности;

- развитие готовности к самостоятельным действиям и ответственности за качество своей деятельности.

2. Производство и технологии

Знакомиться с производствами потребительских благ и их характеристикой. Участвовать в экскурсии на предприятие, производящее потребительские блага. Проанализировать собственные наблюдения и создать реферат о техносфере и проиизводствах потребительских благ

- формирование понимания причин, перспектив и последствий развития техники и технологий на данном этапе технологического развития общества;

- формирование технологической культуры;

- формирование основ экологической культуры.

3. Компьютерная графика, черчение

Овладевать средствами и формами графического отображения объектов.

Осваивать умение читать и

выполнять технические рисунки и эскизы деталей.

Выполнять эскизы или технические рисунки деталей из конструкционных материалов.

- формирование навыков корректного сохранения информации      о результатах деятельности в формах описания, схемы, эскиза, фотографии, 

графического изображения.

4. Технологии получения и преобразования древесины и древесных материалов. Технология обработки конструкционных материалов.

Организовывать рабочее место для работ. Выбирать инструменты для обработки конструкционных материалов. Знакомиться с особенностями технологий обработки конструкционных материалов

- формирование сквозных технологических компетенции, необходимых для организации собственной жизни;

 - формирование владения безопасными приемами работы с ручным и электрифицированным бытовым инструментом;

- развитие  эстетического  сознания  через  освоение творческой деятельности.

5. Технологии получения и преобразования текстильных материалов

Знакомиться с разновидностями производственного сырья и материалов. Проводить исследования свойств различных материалов


- формирование сквозных технологических компетенции, необходимых для организации собственной жизни;

 - формирование владения безопасными приемами работы с ручным и электрифицированным бытовым инструментом;

- развитие  эстетического  сознания  через  освоение творческой деятельности.

6. Робототехника

Чётко характеризовать сущность технологии как категории производства;

— разбираться в видах и эффективности технологий получения, преобразования и применения материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды

- развитие опыта проведения испытания, анализа продукта; 

- формирование навыков модификации материального или информационного продукта.

7. Технологии обработки пищевых продуктов

— Ориентироваться в рационах питания для различных категорий людей в различных жизненных ситуациях;

— выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах;

— разбираться в способах обработки пищевых продуктов, применять их в бытовой практике;

— выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;

— соблюдать санитарно-гигиенические требования при обработке пищевых продуктов;

— определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам, органолептическими и лабораторными методами;

- формирование безопасных приемов первичной и тепловой обработки продуктов питания;

- формирование умений применять принципы бережливого отношения к продуктам и материалам, включая принципы организации рабочего места;

 - формирование осознанного, уважительного и  доброжелательного отношения к другому  человеку через   технологию групповой работы.

8. Технологии в сельском хозяйстве

— Применять основные агротехнологические приёмы выращивания культурных растений;

— определять полезные свойства культурных растений;

— классифицировать культурные растения по группам;

— проводить исследования с культурными растениями

— Описывать роль различных видов животных в удовлетворении материальных и нематериальных потребностей человека;

— анализировать технологии, связанные с использованием животных;

— выделять и характеризовать основные элементы технологий животноводства

- формирование безопасных приемов первичной и тепловой обработки продуктов питания;

- формирование умений применять принципы бережливого отношения к сельскому хозяйству, включая принципы организации рабочего места;

 - формирование осознанного, уважительного и  доброжелательного отношения к другому  человеку через   технологию групповой работы.



Приложение к рабочей программе

3. Календарно-тематическое планирование по предмету «Технология» 5 класс



п/п

Блок/Модуль/Тема урока

Количество часов

Дата

Интегрированные уроки

План

Факт


Технологии в сельском хозяйстве (4 часа)



7.09


1-2

Растения как объект технологии. Отрасли сельского хозяйства.

2


14.09


3-4

Общая характеристика и классификация культурных растений.

2


21.09



Производство и технологии (4 часа)





5-6

Общество и техносфера.

2

+

28.09


7-8

Человек и его потребности.

2


5.10



Компьютерная графика, черчение(8 часов)



12.10


9-10

Графическое изображение изделий

2


19.10


11-12

Инженерная графика.

2


2.11


13-14

Компьютерная графика.

2


9.11


15-16

Основы дизайна.

2


16.11



Технологии получения и преобразования древесины и древесных материалов. Технология обработки конструкционных материалов. (16 часов)





17-18

Организация рабочего места в столярной и слесарной мастерской. Виды и свойства древесины и древесных материалов.

2


23.11


19-20

Инструменты и оборудование для обработки древесных материалов. Способы и приемы обработки древесных материалов.

2


30.11


21-22

Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы Армизонского района РК.

2

+

7.12


23-24

Пиломатериалы. Древесные материалы экскурсия на лесхоз РК.

2


14.12


25-26

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта

2


21.12


27-28

Разметка заготовок из древесины. Пиление заготовок из древесины. Строгание заготовок из древесины

2


11.01


29-30

Устройство сверлильного станка и приемы работы на нем

2


18.01


31-32

Сверление отверстий в деталях из древесины. Проверочная работа по теме «устройство сверлильного станка»

2


25.01


33-34

Выбор заготовки. Разметка деталей изделия (фанера) Выпиливание деталей ручным инструментом (лобзик)

2


1.02


35-36

Обработка деталей шлифованием Художественная обработка изделия выжиганием Контрольная работа по разделу «технология обработки древесины»

2

+

8.02


37-38

Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы

2


15.02


39-40

Правка заготовок из проволоки и тонколистного металла.

2


22.02


41-42

Зачистка заготовок из проволоки. Изделия из проволоки Проверочная работа по теме «проволока»

2


1.03



Технологии обработки пищевых продуктов (4 часа)





43-44

Основы рационального питания. Культура потребления пищи.

2

+

8.03


45-46

Бутерброды и горячие напитки. Овощи в питании человека. Блюда из сырых и варёных овощей. Блюда из яиц

2


15.03



Технологии получения и преобразования текстильных материалов (4 часа)



29.03


47-48

Организация рабочего места в кабинете домоводства и кулинарии

2


5.04


49-50

Виды и свойства текстильных материалов Инструменты и оборудование для обработки текстильных материалов Снятие мерок с фигуры человека. Технологии художественной обработки текстильных материалов.

2


12.04



Робототехника (8 часов)





51-52

Введение в робототехнику

2


19.04


53-54

Конструирование и моделирование роботов

2


19.04


55-56

Управление робототехническими устройствами

2


26.04


57-58

Программирование роботов

2


26.04



Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности (6 часов)



1.05


59-60

Основы творческой деятельности. Пирамида уровней творчества.

2


1.05


61-62

Проектная деятельность. Виды проектов.

2


3.05


63-64

Техническая документация.

2


3.05



Технологии в сельском хозяйстве (6 часов)



10.05


65-66

Вегетативное размножение растений

2

+

10.05


67

Понятие полевого опыта

1


17.05


68

Технологии выращивания комнатных растений

1


24.05