1. Планируемые результаты освоения учебного курса 5 класс
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования планируемые результаты освоения содержания предмета «Технология» отражают:
• осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
• овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
• овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
• формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
• развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
• формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам и требования индивидуализации обучения.
По годам (классам) обучения результаты структурированы и конкретизированы по следующим под блокам:
• Культура труда (знания в рамках предметной области и бытовые навыки):
- соблюдает правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием; организует и поддерживает порядок на рабочем месте;
- владеет безопасными приемами работы с ручными и электрифицированным бытовым инструментом и использует его по назначению;
- разъясняет содержание понятий «изображение», «эскиз», «материал», «инструмент», «механизм», «робот», «конструкция» и адекватно использует эти понятия;
- применяет и рационально использует ресурсы и материалы в соответствии с задачей собственной деятельности;
- осуществляет сохранение информации о результатах деятельности в формах описания, схемы, эскиза, фотографии, графического изображения;
- осуществляет операции по поддержанию порядка и чистоты в жилом и рабочем помещении;
- использует при выполнении учебных задач научно-популярную литературу, справочные материалы и ресурсы интернета;
- осуществляет корректное применение/хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки).
• Предметные результаты (технологические компетенции):
- выполняет измерение длин, расстояний, величин углов с помощью измерительных инструментов;
- читает информацию, представленную в виде специализированных таблиц, элементарных эскизов и схем; выполняет элементарные эскизы, схемы, в т.ч. с использованием программного обеспечения графических редакторов;
- характеризует свойства материалов природного происхождения (например, древесины и текстиля, а также материалов на ее основе);
- характеризует основные технологические операции, виды/способы/приемы обработки материалов природного происхождения (например, древесины и текстиля, а также
материалов на ее основе);
- характеризует оборудование, приспособления, инструменты и применяет безопасные приемы для обработки материалов природного происхождения (например, древесины итекстиля, а также материалов на ее основе) с использованием ручного и электрифицированного инструмента, имеет опыт отделки изделий из данных материалов;
- выполняет разметку плоского изделия на заготовке;
- получил и проанализировал опыт модификации материального или информационного продукта; имеет опыт проведения испытания, анализа продукта;
- конструирует модель по заданному прототипу, осуществляет сборку моделей, в т.ч. с помощью образовательного конструктора по инструкции;
- строит простые механизмы;
- классифицирует роботов по конструкции, сфере применения, степени самостоятельности (автономности), способам управления.
• Проектные компетенции (включая компетенции проектного управления):
- получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации или по готовому образцу с применением рабочихинструментов, не требующих регулирования.
Содержание предмета
Название раздела | Краткое содержание |
1. Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности | Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития. Проектная деятельность. Понятие творчества. Этапы выполнения творческого проекта. Выбор темы проектавмодельнойситуации. Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся. Самооценка интересов и склонностей к какому-либо виду деятельности. Разработка проектного замысла по алгоритму. Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения. Ознакомление с различными профессиями, с предприятиями региона, работающими на основе современных производственных технологий. |
2. Производство и технологии | Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития. Понятие технологии. Классификация производств и технологий. Техносфера. Потребительские блага. Производство потребительских благ. Общая характеристика производства. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о технологиях. Составление иллюстрированных проектных обзоров производств и технологий. Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о техносфере. Проведение наблюдений. Составление рациональных перечней потребительских благ для современного человека. Подготовка рефератов. Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения. Ознакомление с различными профессиями, с предприятиями региона, работающими на основе современных производственных технологий. |
3. Компьютерная графика, черчение | Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития. Понятие «изображение», «эскиз», «инструмент», «механизм», «конструкция». Сохранение информации о результатах деятельности в формах описания, схемы, эскиза, фотографии, графического изображения Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся. Измерение длин, расстояний, величин углов с помощью измерительных инструментов; чтение информации, представленной в виде специализированных таблиц; элементарных эскизов, схем; выполнение элементарных эскизов, схем, в том числе с использованием программного обеспечения графических редакторов; Способы представления технической и технологической информации. Эскизы и чертежи. Технологическая карта. Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения. Ознакомление с различными профессиями, с предприятиями региона, работающими на основе современных цифровых технологий. |
4. Технологии получения и преобразования древесины и древесных материалов. Технология обработки конструкционных материалов. | Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития. Виды древесины и древесных материалов. Конструкционные материалы. Механические свойства конструкционных материалов. Технология механической обработки материалов. Графическое отображение формы предмета. Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся. Ознакомление с образцами различного сырья и материалов. Просмотр роликов о производстве материалов, составление отчётов об этапах производства. Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения. Ознакомление с различными профессиями, с предприятиями региона, работающими в деревообрабатывающей и металлообрабатывающей промышленностях. |
5. Технологии получения и преобразования текстильных материалов | Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития. Виды материалов. Натуральные, искусственные и синтетические материалы. Текстильные материалы. Механические, физические и технологические свойства тканей из натуральных волокон. Технология механической обработки материалов. Графическое отображение формы предмета. Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся. Ознакомление с образцами различного сырья и материалов. Лабораторные исследования свойств различных материалов. Составление коллекций сырья и материалов. Просмотр роликов о производстве материалов, составление отчётов об этапах производства. Чтение и выполнение технических рисунков и эскизов деталей. Разметка проектных изделий и деталей. Обработка текстильных материалов из натуральных волокон растительного происхождения с помощью ручных инструментов, приспособлений, машин. Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения. Ознакомление с профессиями конструктора, технолога-модельера и профессиями художественного промысла. |
6. Робототехника | Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития. Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе. Робототехника. Системы автоматического управления. Программирование работы устройств. Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся. Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Электрическая схема. Конструирование простых систем с обратной связью. Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения. Ознакомление с профессиями, связанные с робототехникой. |
7. Технологии обработки пищевых продуктов | Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития. Кулинария. Основы рационального питания. Витамины и их значение в питании. Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне. Овощи в питании человека. Технологии механической кулинарной обработки овощей. Украшение блюд. Фигурная нарезка овощей. Технологии тепловой обработки овощей. Бутерброды и горячие напитки. Блюда из яиц. Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся. Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах. Определение качества мытья столовой посуды экспресс-методом химического анализа. Определение доброкачественности пищевых продуктов органолептическим методом и методом химического анализа. Приготовление кулинарных блюд и органолептическая оценка их качества. Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения. Ознакомление с различными профессиями, с предприятиями региона, производящими продукцию питания и работающими на основе современных производственных технологий. |
8. Технологии в сельском хозяйстве | Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития. Растения как объект технологии. Значение культурных растений в жизнедеятельности человека. Общая характеристика и классификация культурных растений. Исследования культурных растений или опыты с ними. Вегетативное размножение растений. Понятие полевого опыта. Выращивание комнатных растений. Пересадка и перевалка. Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся. Описание основных агротехнологических приёмов выращивания культурных растений. Определение полезных свойств культурных растений. Классифицирование культурных растений по группам. Проведение исследований с культурными растениями в условиях школьного кабинета. Выполнение основных агротехнологических приёмов выращивания культурных растений с помощью ручных орудий труда на пришкольном участке. Определение полезных свойств культурных растений. Классифицирование культурных растений по группам. Проведение опытов с культурными растениями на пришкольном участке. Перевалка (пересадка) комнатных растений. Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения. Ознакомление с различными профессиями, с предприятиями региона, выращивающими растениеводческую продукцию, занимающимися озеленением населённых пунктов. |
Содержание деятельности учащихся в 5-м классе по программе в соответствии с новой методологией включает в себя модули:
Модуль 1. Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности.
Модуль 2. Производство и технологии.
Модуль 3. Компьютерная графика, черчение.
Модуль 4. Технологии получения и преобразования древесины и древесных материалов. Технология обработки конструкционных материалов
Модуль 5. Технологии получения и преобразования текстильных материалов.
Модуль 6. Робототехника.
Модуль 7. Технологии обработки пищевых продуктов.
Модуль 8. Технологии в сельском хозяйстве.
Содержание модулей предусматривает изучение и усвоение информации по следующим тематическим линиям:
• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
• элементы черчения, графики и дизайна;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• технологическая культура производства;
• культура и эстетика труда;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии;
• Виды профессионального труда и профессии.
2. Содержание предмета «Технология» 5 класс (68 часов)
Название раздела | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Воспитательный компонент |
1. Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности | Понимать значимость творчества в жизни и деятельности человека и проекта как формы представления результатов творчества. Определять особенности рекламы новых товаров. Осуществлять самооценку интересов и склонностей к какому-либо виду деятельности. Обосновывать выбор изделия на основе личных и общественных потребностей. Находить необходимую информацию в учебнике, библиотеке кабинета технологии, в сети Интернет. Выбирать вид изделия. Характеризовать рекламу как средство формирования потребностей. Осуществлять выбор товара в модельной ситуации | - формирование навыков обработки информации, извлечение информации из первичных источников; - развитие опыта рефлексивно-оценочной деятельности; - развитие готовности к самостоятельным действиям и ответственности за качество своей деятельности. |
2. Производство и технологии | Знакомиться с производствами потребительских благ и их характеристикой. Участвовать в экскурсии на предприятие, производящее потребительские блага. Проанализировать собственные наблюдения и создать реферат о техносфере и проиизводствах потребительских благ | - формирование понимания причин, перспектив и последствий развития техники и технологий на данном этапе технологического развития общества; - формирование технологической культуры; - формирование основ экологической культуры. |
3. Компьютерная графика, черчение | Овладевать средствами и формами графического отображения объектов. Осваивать умение читать и выполнять технические рисунки и эскизы деталей. Выполнять эскизы или технические рисунки деталей из конструкционных материалов. | - формирование навыков корректного сохранения информации о результатах деятельности в формах описания, схемы, эскиза, фотографии, графического изображения. |
4. Технологии получения и преобразования древесины и древесных материалов. Технология обработки конструкционных материалов. | Организовывать рабочее место для работ. Выбирать инструменты для обработки конструкционных материалов. Знакомиться с особенностями технологий обработки конструкционных материалов | - формирование сквозных технологических компетенции, необходимых для организации собственной жизни; - формирование владения безопасными приемами работы с ручным и электрифицированным бытовым инструментом; - развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности. |
5. Технологии получения и преобразования текстильных материалов | Знакомиться с разновидностями производственного сырья и материалов. Проводить исследования свойств различных материалов | - формирование сквозных технологических компетенции, необходимых для организации собственной жизни; - формирование владения безопасными приемами работы с ручным и электрифицированным бытовым инструментом; - развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности. |
6. Робототехника | Чётко характеризовать сущность технологии как категории производства; — разбираться в видах и эффективности технологий получения, преобразования и применения материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды | - развитие опыта проведения испытания, анализа продукта; - формирование навыков модификации материального или информационного продукта. |
7. Технологии обработки пищевых продуктов | — Ориентироваться в рационах питания для различных категорий людей в различных жизненных ситуациях; — выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; — разбираться в способах обработки пищевых продуктов, применять их в бытовой практике; — выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; — соблюдать санитарно-гигиенические требования при обработке пищевых продуктов; — определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам, органолептическими и лабораторными методами; | - формирование безопасных приемов первичной и тепловой обработки продуктов питания; - формирование умений применять принципы бережливого отношения к продуктам и материалам, включая принципы организации рабочего места; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку через технологию групповой работы. |
8. Технологии в сельском хозяйстве | — Применять основные агротехнологические приёмы выращивания культурных растений; — определять полезные свойства культурных растений; — классифицировать культурные растения по группам; — проводить исследования с культурными растениями — Описывать роль различных видов животных в удовлетворении материальных и нематериальных потребностей человека; — анализировать технологии, связанные с использованием животных; — выделять и характеризовать основные элементы технологий животноводства | - формирование безопасных приемов первичной и тепловой обработки продуктов питания; - формирование умений применять принципы бережливого отношения к сельскому хозяйству, включая принципы организации рабочего места; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку через технологию групповой работы. |
Приложение к рабочей программе
3. Календарно-тематическое планирование по предмету «Технология» 5 класс
№ п/п | Блок/Модуль/Тема урока | Количество часов | Дата |
Интегрированные уроки | План | Факт |
| Технологии в сельском хозяйстве (4 часа) | | | 7.09 | |
1-2 | Растения как объект технологии. Отрасли сельского хозяйства. | 2 | | 14.09 | |
3-4 | Общая характеристика и классификация культурных растений. | 2 | | 21.09 | |
| Производство и технологии (4 часа) | | | | |
5-6 | Общество и техносфера. | 2 | + | 28.09 | |
7-8 | Человек и его потребности. | 2 | | 5.10 | |
| Компьютерная графика, черчение(8 часов) | | | 12.10 | |
9-10 | Графическое изображение изделий | 2 | | 19.10 | |
11-12 | Инженерная графика. | 2 | | 2.11 | |
13-14 | Компьютерная графика. | 2 | | 9.11 | |
15-16 | Основы дизайна. | 2 | | 16.11 | |
| Технологии получения и преобразования древесины и древесных материалов. Технология обработки конструкционных материалов. (16 часов) | | | | |
17-18 | Организация рабочего места в столярной и слесарной мастерской. Виды и свойства древесины и древесных материалов. | 2 | | 23.11 | |
19-20 | Инструменты и оборудование для обработки древесных материалов. Способы и приемы обработки древесных материалов. | 2 | | 30.11 | |
21-22 | Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы Армизонского района РК. | 2 | + | 7.12 | |
23-24 | Пиломатериалы. Древесные материалы экскурсия на лесхоз РК. | 2 | | 14.12 | |
25-26 | Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта | 2 | | 21.12 | |
27-28 | Разметка заготовок из древесины. Пиление заготовок из древесины. Строгание заготовок из древесины | 2 | | 11.01 | |
29-30 | Устройство сверлильного станка и приемы работы на нем | 2 | | 18.01 | |
31-32 | Сверление отверстий в деталях из древесины. Проверочная работа по теме «устройство сверлильного станка» | 2 | | 25.01 | |
33-34 | Выбор заготовки. Разметка деталей изделия (фанера) Выпиливание деталей ручным инструментом (лобзик) | 2 | | 1.02 | |
35-36 | Обработка деталей шлифованием Художественная обработка изделия выжиганием Контрольная работа по разделу «технология обработки древесины» | 2 | + | 8.02 | |
37-38 | Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы | 2 | | 15.02 | |
39-40 | Правка заготовок из проволоки и тонколистного металла. | 2 | | 22.02 | |
41-42 | Зачистка заготовок из проволоки. Изделия из проволоки Проверочная работа по теме «проволока» | 2 | | 1.03 | |
| Технологии обработки пищевых продуктов (4 часа) | | | | |
43-44 | Основы рационального питания. Культура потребления пищи. | 2 | + | 8.03 | |
45-46 | Бутерброды и горячие напитки. Овощи в питании человека. Блюда из сырых и варёных овощей. Блюда из яиц | 2 | | 15.03 | |
| Технологии получения и преобразования текстильных материалов (4 часа) | | | 29.03 | |
47-48 | Организация рабочего места в кабинете домоводства и кулинарии | 2 | | 5.04 | |
49-50 | Виды и свойства текстильных материалов Инструменты и оборудование для обработки текстильных материалов Снятие мерок с фигуры человека. Технологии художественной обработки текстильных материалов. | 2 | | 12.04 | |
| Робототехника (8 часов) | | | | |
51-52 | Введение в робототехнику | 2 | | 19.04 | |
53-54 | Конструирование и моделирование роботов | 2 | | 19.04 | |
55-56 | Управление робототехническими устройствами | 2 | | 26.04 | |
57-58 | Программирование роботов | 2 | | 26.04 | |
| Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности (6 часов) | | | 1.05 | |
59-60 | Основы творческой деятельности. Пирамида уровней творчества. | 2 | | 1.05 | |
61-62 | Проектная деятельность. Виды проектов. | 2 | | 3.05 | |
63-64 | Техническая документация. | 2 | | 3.05 | |
| Технологии в сельском хозяйстве (6 часов) | | | 10.05 | |
65-66 | Вегетативное размножение растений | 2 | + | 10.05 | |
67 | Понятие полевого опыта | 1 | | 17.05 | |
68 | Технологии выращивания комнатных растений | 1 | | 24.05 | |