7 | Важнейшие географические открытия. Практическая работа №1: Отметить на контурной карте пути следования 2 первооткрывателей (по выбору учащихся) | комбинированный | решение ситуационных задач, устный опрос, текущий | 1.Знать великих путешественников и называть географические объекты, названные в их честь. Показывать их маршруты по карте. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Осознание ценности географических открытий, как важнейшего компонента научной картины мира | | | |
8 | Открытия русских путешественников. | комбинированный | устный опрос, эвристическая беседа, решение ситуационных задач | Знать русских путешественников, называть географические объекты, названные в их честь, показывать их маршруты. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира | | | |
9 | Урок-конференция: путешественники их открытия. Практическая работа №2: Отметить на контурной карте пути следования 2 русских исследователей (по выбору учащихся) | комбинированный | решение ситуационных задач, текущий | называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их. | создавать устные сообщения о географических открытиях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира | | | |
10 | Контрольная работа по разделу: «Как люди открывали Землю». | Урок обобщения и систематизации знаний | Тематический, тестовый, | Научиться находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания. | Формирование навыков учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Применять методы информационного поиска. Уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | | | |
| Тема 3: Земля во Вселенной (9часов) | |
11 | Как древние люди представляли себе вселенную | Изучения нового материала. | входной, эвристическая беседа, устный опрос, | 1.Объяснять значение понятий: «галактика», «Вселенная» | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений Умения управлять своей познавательной деятельностью | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | | | |
12 | Изучение Вселенной от Коперника до наших дней. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | устный опрос, эвристическая беседа, текущий | 1.Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений Умения управлять своей познавательной деятельностью | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | | | |
13 | Солнечная система. Планеты земной группы. | комбинированный | входной, тестовый, решение ситуационных задач | 1.Знать особенности всех планет Солнечной системы 2.Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстни-ками в процессе образовательной деятельности. | | | |
14 | Планеты-гиганты | комбинированный | устный опрос, эвристическая беседа, | 1.Знать особенности всех планет Солнечной системы 2.Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстни-ками в процессе образовательной деятельности. | | | |
15 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | комбинированный | Итоговый тест за 1 полугодие | 1. Объяснять значение понятий: небесные тела, метеоры и метеориты 2. Уметь называть малые небесные тела и их характерные черты. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и сравнению: выделять сходства и различия | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | | | |
16 | Мир звезд | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | входной, устный опрос, эвристическая беседа, | 1. Объяснять значение понятия звезда, созвездия. 2.Знать на какие группы звёзды делятся | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний. Формирование умения ставить учебную цель | Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде. | | | |
17 | Уникальная планета Земля. | комбинированный | тестовый, решение ситуационных задач устный опрос, | 1.Знать особенности планеты Земля, отличие Земли от других планет 1.Объяснять значение понятий: астрономия, её задачи. | Формирование способностей к самостоятельном у приобретению новых знаний. Выделять главные отличительные черты. | Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде. | | | |
18 | Современные исследования космоса. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | устный опрос, эвристическая беседа, текущий | представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных задач. | создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией. | Выяснить значение изучения космоса в настоящее время. | | | |
19 | Контрольная работа по разделу «Земля во Вселенной» | Урок обобщения и систематизации знаний | тестовый, устный опрос, | Формирование ответственного отношения к учёбе, учить работе в группах, взаимопомощи при подготовке к ответам. | Научиться самодиагностике и самокоррекции. | Знать основные термины и понятия по пройденным разделам, уметь объяснять явления и выявлять причинно-следственные связи. | | | |
| Тема 4: Виды изображений поверхности Земли (4 часов) | |
20 | Стороны горизонта | Изучение нового материала. | входной, тестовый, | 1. Объяснять значение понятий: горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта. | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Использование приобретённых знаний и умений для чтения карт любого содержания, для ориентированияна местности и проведения съёмок. | | | |
21 | Ориентирование Практическая работа №3: Определение сторон горизонта на местности. | комбинированный | устный опрос, эвристическая беседа, текущий | 1. Объяснять значение понятий: ориентирование, компас. 2.Знать способы ориентирования на местности и с помощью компаса. | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Проводить самостоятельный поиск информации о своей местности Из различных источников. | | | |
22 | План местности и географическая карта. Практическая работа №4: Определение расстояний и направлений по плану местности. | комбинированный | решение ситуационных задач устный опрос, эвристическая беседа, | Виды изображения земной поверхности. Объяснять значение понятий: план, карта, масштаб, условные знаки | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью плана местности | Формирование ответственного отношения к учёбе. Знакомство с условными знаками плана, их оформление в тетради. | | | |
23 | Контрольная работа по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | Урок обобщения и систематизации знаний | тестовый, устный опрос, Тематический | объяснять значение понятий по теме, находить и объяснять причинно-следственные связи. | Способность к самостоятельному применению. новых знаний и практических умений с помощью плана местности . | Формирование ответственного отношения к учёбе. | | | |
| Тема 4: Природа Земли (10 ч) | |
24 | Как возникла Земля | Изучения нового материала. | входной, эвристическая беседа, | Объяснять значение понятий: гипотеза . Знать разные гипотезы возникновения Земли и их особенности. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений | Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | | | |
25 | Внутренне строение Земли | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | тестовый, решение ситуационных задач эвристическая беседа, | 1. Объяснять значение понятий: ядро, мантия, земная кора, горные породы, минералы, рельеф, литосфера полезные | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и высказывать суждения, подтверждая их фактами. Формирование умения составлять описание по плану. | Формирование ответственного отношения к учёбе и эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.. | | | |
26 | Землетрясения и вулканы | комбинированный | устный опрос, эвристическая беседа, решение ситуационных задач | 1. Объяснять значение понятий: землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр, вулкан, кратер, жерло 2.Уметь называть и показывать на карте зоны землетрясений и вулканы. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде. | | | |
27 | Путешествие по материкам | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | эвристическая беседа, устный опрос, решение ситуационных задач | 1. Объяснять значение понятий: материк, остров, архипелаг, часть света. 2.Уметь показывать на карте полушарий все материки. | Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий, умение работать с текстовым компонентом, умения составлять описание объектов. | Формирование осознания единства географического пространства. | | | |
28 | Вода на Земле | комбинированный | тестовый, устный опрос, эвристическая беседа, | Объяснять значение понятий: гидросфера, мировой океан, айсберг, ледник. 2.Уметь показывать на карте полушарий все океаны | Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника. | Формирование основ экологической культуры; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках. | . | | |
29 | Воздушная одежда Земли | Изучения нового материала. | эвристическая беседа, устный опрос, | Объяснять значение понятия: атмосфера ветер, бриз, муссон.. Называть свойства воздуха. Объяснять причины возникновения ветра. | Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника. | Формирование экологического сознания: о необходимости не загрязнять воздух; осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы. | | | |
30 | Живая оболочка Земли | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | текущий эвристическая беседа, решение ситуационных задач | Объяснять значение понятия биосфера | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | | | |
31 | Почва – особое природное тело | комбинированный | устный опрос, эвристическая беседа, текущий | Объяснять значение понятий: почва, гумус, плодородие | Приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли. | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | | | |
32 | Человек и природа | комбинированный | устный опрос, эвристическая беседа, текущий | Объяснять значение понятий: заповедники, заказники, национальные парки | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | | | |
33 | Контрольная работа по разделу «Природа Земли» | Урок обобщения и систематизации знаний | устный опрос, эвристическая беседа, решение ситуационных задач | Объяснять значение понятий: заповедники, заказники, национальные парки | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | | | |
34 | Промежуточная аттестация | Контрольный | тестовый, решение ситуационных задач, итоговый | Научиться самодиагностике и самокоррекции. | С точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиям коммуникации. Применять методы информационного поиска. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. | Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в учебной деятельности. | | | |