СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 5 класс»




Пояснительная записка


Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями; Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ; Концепцией развития географического образования в Российской Федерации; учебным планом МБОУ Гусинской СШ на 2020-2021 уч. год; положением МБОУ Гусинской СШ «О рабочей программе педагога»; ООП ООО МБОУ Гусинской СШ, приказ №35 от 31. 08.2016 года.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012 г.


Рабочая программа ориентирована на учебник:

Порядковый номер учебника в Федеральном перечне

Автор/авторский коллектив

Название учебника

Класс

Издатель учебника

Нормативный документ

1.2.2.4.2.1.

Баринова И.И.

Плешаков А.А.

Сонин Н.И.

География. Начальный курс

5

Дрофа

Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 июля 2017 г. № 629 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253”






Согласно новой Концепции, географическое образование на уровне основного общего образования должно:

- воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, глубокого понимания национальной и государственной специфики посредством актуализации содержания курса «География России», введения в систему географического образования в образовательных организациях обязательного курса (модуля) «География родного края», а также изучения этого курса в рамках внеурочной деятельности;

- обеспечивать соответствие объема и содержания примерных рабочих программ по географии и учебно-методических комплексов возрастным особенностям, потребностям и интересам обучающихся;

- использовать потенциал географии как яркого, увлекательного, образного учебного предмета, позволяющего представлять информацию максимально доступной для восприятия современными средствами (в первую очередь, картографическими), способствовать развитию мотивации к изучению географии;

- предоставить каждому обучающемуся, независимо от места и условий его проживания, возможность достижения высокого уровня географической подготовки посредством создания, развития и внедрения в образовательную практику дистанционных образовательных технологий;

- обеспечивать комплексный подход в изучении географии для преодоления содержательного и методологического разрыва между физической и социально-экономической географией.


Результаты освоения учебного предмета:


ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли;

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и гео-экологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; создавать тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презентации.



Содержание курса

Что изучает география. (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.


Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря».

Освоение Сибири.

Практическая работа №1: Отметить на контурной карте пути следования 2 первооткрывателей (по выбору учащихся)

Практическая работа №2: Отметить на контурной карте пути следования 2 русских исследователей (по выбору учащихся)




Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.

Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.

Итоговое тестирование за 1 полугодие


Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности.

Практическая работа №3: Определение сторон горизонта на местности.

Практическая работа №4: Определение расстояний и направлений по плану местности.


Природа Земли (10 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,

И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Итоговая контрольная работа (1 ч)


Календарно-тематическое планирование.

Тема урока

Тип урока

Вид и форма

контроля

Планируемые результаты

Дата

по

плану

Дата

по

факту

Предметные

Метапредметные

Личностные


Тема 1: Что изучает география? (5 часов)

1


Мир, в котором мы живем.


Вводный

устный опрос

1. Называть характерные черты живой природы, приводить примеры тел живой и неживой природы.

2.Объяснять значение понятий: «природа», «явления природы»

Формирование приёмов работы с учебником; умение выделять ключевое слово и существенные признаки понятий.


Формирование ответственного отношения к учёбе.




2

Науки о природе.


комбинированный

решение ситуационных задач устный опрос, устный опрос,

1.Называть основные естественные науки и знать, что они изучают. Знать значение понятий: естественные науки, вещества, явления природы.

2.Объяснять значение понятий: география, разделы географии.

3.Приводить примеры географических наук.

Формирование и развитие по средствам географических знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов


Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном

и локальном уровнях (житель планеты Земля) Формирование приёмов работы с учебником: искать и отбирать информацию.

.



3

География— наука о Земле

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Текущий, тематический, устный опрос,

называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;


Формирование приёмов работы с учебником: искать и отбирать информацию.



4

Методы географических исследований.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

решение ситуационных задач устный опрос, эвристическая беседа,

1.Приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографический, сравнительно-географический, статистический).


Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.


Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками, их применения в различных жизненных ситуациях




5

Контрольная работа по разделу

«Что изучает география»


Урок обобщения и систематизации знаний

Тематический, тестовый,

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя


Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов


Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками, их применения в различных жизненных ситуациях





Тема 2: Как люди открывали Землю (5 часа)

6

Географические открытия древности и Средневековья.


Изучения нового материала.

устный опрос, эвристическая беседа, входной,

1.Знать географические открытия, которые люди совершали в древности: Геродот, Пифей, Эратосфен; Средневековья.



Формирование и развитие по средствам географических

знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих

результатов

Осознание ценности географических знаний, как

важнейшего компонента научной картины мира




7

Важнейшие географические открытия.

Практическая работа №1: Отметить на контурной карте пути следования 2 первооткрывателей (по выбору учащихся)

комбинированный

решение ситуационных задач, устный опрос, текущий

1.Знать великих путешественников и называть географические объекты, названные в их честь. Показывать их маршруты по карте.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических

карт

Осознание ценности географических открытий, как важнейшего компонента научной картины мира





8

Открытия русских путешественников.


комбинированный

устный опрос, эвристическая беседа, решение ситуационных задач

Знать русских путешественников, называть географические объекты, названные в их честь, показывать их маршруты.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических

карт

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира





9

Урок-конференция: путешественники их открытия.

Практическая работа №2: Отметить на контурной карте пути следования 2 русских исследователей (по выбору учащихся)

комбинированный

решение ситуационных задач, текущий

называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.


создавать устные сообщения о географических открытиях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира





10

Контрольная работа по разделу: «Как люди открывали Землю».


Урок обобщения и систематизации знаний

Тематический, тестовый,

Научиться находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания.

Формирование навыков учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Применять методы информационного поиска. Уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса.


Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.





Тема 3: Земля во Вселенной (9часов)


11

Как древние люди представляли себе вселенную

Изучения нового материала.

входной, эвристическая беседа, устный опрос,

1.Объяснять значение понятий: «галактика», «Вселенная»


Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

Умения управлять своей познавательной деятельностью

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)





12

Изучение Вселенной от Коперника до наших дней.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

устный опрос, эвристическая беседа, текущий

1.Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

Умения управлять своей познавательной деятельностью

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)





13

Солнечная система. Планеты земной группы.

комбинированный

входной, тестовый, решение ситуационных задач

1.Знать особенности всех планет Солнечной системы

2.Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов


Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстни-ками в процессе образовательной деятельности.





14

Планеты-гиганты



комбинированный

устный опрос, эвристическая беседа,

1.Знать особенности всех планет Солнечной системы

2.Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов


Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстни-ками в процессе образовательной деятельности.





15

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты


комбинированный

Итоговый тест за 1 полугодие


1. Объяснять значение понятий:

небесные тела, метеоры и метеориты

2. Уметь называть малые небесные

тела и их характерные черты.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и сравнению: выделять сходства и различия

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты

Земля)




16

Мир звезд


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

входной, устный опрос, эвристическая беседа,

1. Объяснять значение понятия звезда, созвездия.

2.Знать на какие группы звёзды делятся

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний. Формирование умения ставить учебную цель


Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.




17

Уникальная планета Земля.

комбинированный

тестовый, решение ситуационных задач устный опрос,

1.Знать особенности планеты Земля, отличие Земли от других планет

1.Объяснять значение

понятий: астрономия, её задачи.


Формирование способностей к самостоятельном

у приобретению новых знаний. Выделять главные отличительные черты.


Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.




18

Современные исследования космоса.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

устный опрос, эвристическая беседа, текущий

представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных задач.


создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.


Выяснить значение изучения космоса в настоящее время.





19

Контрольная работа по разделу

«Земля во

Вселенной»


Урок обобщения и систематизации знаний

тестовый, устный опрос,

Формирование ответственного отношения к учёбе, учить работе в группах, взаимопомощи при подготовке к ответам.

Научиться самодиагностике и самокоррекции.

Знать основные термины и понятия по пройденным разделам, уметь объяснять явления и выявлять причинно-следственные связи.





Тема 4: Виды изображений поверхности Земли (4 часов)


20

Стороны горизонта


Изучение нового материала.

входной, тестовый,

1. Объяснять значение понятий:

горизонт,

линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта.


Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов


Использование приобретённых знаний и умений для чтения карт любого содержания, для ориентированияна местности и проведения съёмок.





21

Ориентирование

Практическая работа №3: Определение сторон горизонта на местности.

комбинированный

устный опрос, эвристическая беседа, текущий

1. Объяснять значение понятий: ориентирование,

компас.

2.Знать способы ориентирования на местности и с помощью компаса.


Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов


Проводить самостоятельный поиск информации о своей местности

Из различных источников.




22

План местности и географическая карта.

Практическая работа №4: Определение расстояний и направлений по плану местности.


комбинированный

решение ситуационных задач устный опрос, эвристическая беседа,

Виды изображения земной поверхности. Объяснять значение понятий:

план, карта,

масштаб,

условные знаки


Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью

плана местности


Формирование ответственного отношения к учёбе. Знакомство с условными знаками плана, их оформление в тетради.




23

Контрольная работа по разделу «Виды изображений поверхности Земли»


Урок обобщения и систематизации знаний

тестовый, устный опрос, Тематический

объяснять значение понятий по теме, находить и объяснять причинно-следственные связи.

Способность к самостоятельному применению. новых знаний и практических умений с помощью

плана местности

.

Формирование ответственного отношения к учёбе.





Тема 4: Природа Земли (10 ч)


24

Как возникла Земля


Изучения нового материала.

входной, эвристическая беседа,

Объяснять значение понятий:

гипотеза .

Знать разные гипотезы возникновения

Земли и их особенности.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений


Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.




25

Внутренне строение Земли


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

тестовый, решение ситуационных задач эвристическая беседа,

1. Объяснять значение понятий:

ядро,

мантия,

земная кора, горные породы, минералы, рельеф,

литосфера

полезные

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и высказывать суждения, подтверждая их фактами. Формирование умения составлять описание по плану.


Формирование ответственного отношения к учёбе и эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде..




26

Землетрясения и вулканы

комбинированный

устный опрос, эвристическая беседа, решение ситуационных задач

1. Объяснять значение понятий:

землетрясение, очаг землетрясения,

эпицентр, вулкан, кратер, жерло

2.Уметь называть и показывать на карте зоны землетрясений и вулканы.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт


Осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде.




27

Путешествие по материкам


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

эвристическая беседа, устный опрос, решение ситуационных задач

1. Объяснять значение

понятий: материк,

остров, архипелаг,

часть света.

2.Уметь показывать на карте полушарий все материки.

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий, умение работать с текстовым компонентом, умения составлять описание объектов.

Формирование осознания единства географического пространства.




28

Вода на Земле


комбинированный

тестовый, устный опрос, эвристическая беседа,

Объяснять значение понятий:

гидросфера, мировой океан, айсберг, ледник.

2.Уметь показывать на карте полушарий все океаны

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника.


Формирование основ экологической культуры;

умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках.

.



29

Воздушная одежда Земли

Изучения нового материала.

эвристическая беседа, устный опрос,

Объяснять значение понятия: атмосфера ветер, бриз, муссон.. Называть свойства воздуха.

Объяснять причины возникновения ветра.

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника.


Формирование

экологического сознания: о необходимости не загрязнять воздух; осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы.





30

Живая оболочка

Земли

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий эвристическая беседа, решение ситуационных задач

Объяснять значение понятия

биосфера

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов


Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)





31

Почва – особое природное тело


комбинированный

устный опрос, эвристическая беседа, текущий

Объяснять значение понятий:

почва, гумус, плодородие

Приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли.

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов





32

Человек и природа


комбинированный

устный опрос, эвристическая беседа, текущий

Объяснять значение понятий:

заповедники, заказники, национальные парки

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов


Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов





33

Контрольная работа по разделу

«Природа Земли»


Урок обобщения и систематизации знаний

устный опрос, эвристическая беседа, решение ситуационных задач

Объяснять значение понятий:

заповедники, заказники, национальные парки

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов


Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов





34

Промежуточная аттестация

Контрольный

тестовый, решение ситуационных задач, итоговый

Научиться самодиагностике и самокоррекции.

С точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиям коммуникации. Применять методы информационного поиска. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в учебной деятельности.







23