СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 5 класс

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 5 класс»

Российская Федерация

Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее

адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа- интернат №6»

680015, г. Хабаровск, ул. Аксенова, д. 55, тел/факс 53-61-08, 53-61-56





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по КРК

«Индивидуальные и групповые логопедические занятия»

(АООП ООО, вариант 5.2)

(5, 6 класс)







Учитель-логопед Гаврилова А.С.



Хабаровск

2024 г.

Пояснительная записка

Программа коррекционной работы КГБОУ ШИ 6 разработана для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (включая учеников, для которых нарушения речи являются следствием особенностей интеллекта) в соответствии с принципами, структурой, понятиями и подходами Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для учеников с ОВЗ с учётом Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ТНР. Программа коррекционной работы является неотъемлемым структурным компонентом основной образовательной программы КГБОУ ШИ 6.

Коррекционный курс «Индивидуальные и групповые логопедические занятия» является обязательной частью коррекционно-развивающей области учебного плана при реализации ФАОП ООО для обучающихся с ТНР (включая учеников, для которых нарушения речи являются следствием особенностей интеллекта). Он направлен на преодоление и/или минимизацию речевого недоразвития у обучающихся 5, 6 классов, получающих образование в соответствии с ФАОП ООО для обучающихся с ТНР (включая учеников, для которых нарушения речи являются следствием особенностей интеллекта).

Содержание курса «Индивидуальные и групповые логопедические занятия» определяется исходя из требований ФГОС ООО для обучающихся с ОВЗ и направлено на коррекцию имеющихся недостатков в речевом развитии обучающихся, препятствующих освоению программы. Курс является обязательной частью ФАОП ООО для обучающихся с ТНР (включая учеников, для которых нарушения речи являются следствием особенностей интеллекта) и реализуется на протяжении всего периода обучения в основной школе.

Курс реализуется учителем-логопедом во внеурочной деятельности на индивидуальных и/или групповых занятиях.


Программа коррекционной работы предназначена:

‒ для выявления особых образовательных потребностей, обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (включая учеников, для которых нарушения речи являются следствием особенностей интеллекта), обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

‒ для осуществления индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Программа коррекционной работы предусматривает реализацию коррекционно-развивающей области через:

  1. коррекционные курсы, что позволяет учащимся с тяжелыми нарушениями речи (включая учеников, для которых нарушения речи являются следствием особенностей интеллекта) освоить специальные умения и навыки повышения коммуникативных возможностей, развить компенсаторные механизмы;

  2. обеспечение коррекционной направленности общеобразовательных предметов и воспитательных мероприятий в условиях урочной и внеурочной деятельности;

  3. организацию и осуществление специалистами индивидуальной коррекционной работы (педагогической, психологической, медицинской) с учащимися, имеющими индивидуальные особые образовательные потребности и особенности развития, требующие проведения индивидуальных коррекционных занятий;

  4. взаимодействие с семьей (законными представителями) учащихся с тяжелыми нарушениями речи (включая учеников, для которых нарушения речи являются следствием особенностей интеллекта).

     Коррекционно-развивающая работа построена в следующих направлениях:

- преодоление отклонений речевого развития учеников (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);

- создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи обучающихся;

- коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности).

     Программа предназначена для проведения логопедических коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5, 6 классов, занятия по коррекции речи обеспечивают:

- уточнение, обогащение и активизацию словарного запаса обучающихся;

- овладение навыками словообразования;

- формирование грамматического строя речи;

- развитие связной речи (устной и письменной);

- коррекцию навыков чтения и письма.

Программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

 Цель программы: создание системы комплексной помощи ученикам с речевыми нарушениями способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации обучающихся.


Задачи:

- своевременное выявление учеников с трудностями в обучении и адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;

- определение особых образовательных потребностей, обучающихся с недостатками устной и письменной речи;

- определение особенностей организации коррекционно-образовательного процесса для рассматриваемой категории учеников в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика, структурой речевого дефекта и степенью его выраженности;

- осуществление индивидуально ориентированной помощи обучающимся с речевым недоразвитием с учетом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей учеников, коррекция недостатков устной и письменной речи обучающихся;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) учеников с речевой патологией.

 

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ученика.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений учеников с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем обучающегося; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ученику и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования обучающимися, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) учеников с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения обучающимися образования, защищать законные права и интересы учеников.

Принцип обходного пути. Предполагает формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы.

Комплексность. Преодоление нарушений должно носить комплексный медико-психолого-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, классный руководитель, воспитатель, педагог- психолог, медицинские работники, социальный педагог и др.).

Принцип дифференцированного подхода (учитывалась различная структура дефекта, возрастные и индивидуальные особенности каждого ученика).

Направления работы:

Программа коррекционной работы с обучающимися с речевой патологией на уровне основного общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление учеников с нарушениями устной и письменной речи, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях ОУ;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков речевого развития и психических процессов, лежащих в основе устной и письменной речи;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения учеников с нарушениями речевого развития и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, коррекции, развития и социализации обучающихся;

- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории учеников, со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Материально-техническое обеспечение коррекционного курса:

• Профессиональный интерактивный логопедический стол;

• Ноутбук;

• Интерактивный экран с возможностью подключения к сети интернет.

Условия реализации:

1. Обеспечение оптимальных условий получения специализированной помощи в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.

2. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.

3. Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей.

4. Использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных (интерактивная доска, профессиональный интерактивный логопедический стол) для эффективности образовательного процесса.

5. Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач коррекционной работы, использование специальных методов, приемов, средств обучения, коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся, учет специфики речевого нарушения ученика; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях);

6. Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при проведении занятия – благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения учениками изучаемого материала.

7. Необходимым условием является создание на занятии атмосферы доверия, открытости, доброжелательности.

8. Каждое занятие предусматривает проведение упражнений на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.

9. Обеспечение здоровьесберегающих условий (профилактика умственных и психологических перегрузов, обучающихся; соблюдение санитарно - гигиенических норм и правил).

Количество учеников в группе 6-8 человек, что позволяет максимально индивидуализировать работу. Для занятий используется время как урочное (кроме русского языка, математики и др. основных предметов) – по согласованию с учителями и администрацией школы, так и внеурочное (прогулки, тихий час, самоподготовка).

 

Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение обучающихся с речевой патологией (включая учеников, для которых нарушения речи являются следствием особенностей интеллекта). Такое взаимодействие включает:

- комплексность в определении и решении проблем обучающегося, представлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ученика;

- составление программ (индивидуальных маршрутов) по коррекции речевых нарушений обучающихся.

Консолидация усилий разных специалистов позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ученика с речевыми нарушениями.

В качестве еще одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнерство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами. Социальное партнерство включает:

- сотрудничество с родителями (лицами их заменяющих).


Основные методы обучения:

Практические методы:

1. упражнения: подражательно – исполнительские (рядоговорение, голосовые, артикуляторные), речевые и игровые (повторение речевого материала, имитация действий), которые снимают напряжение, создают эмоционально – положительный настрой, устные и письменные, которые закрепляют знания, умения и навыки;

2. игровой метод – использование различных компонентов игры в сочетании с показом, пояснением, указаниями, вопросами;

3. метод моделирования – создание моделей и их использование в целях формирования требуемых представлений (схема структуры предложения, морфемного, слогового и звукового состава слова);

Наглядные методы

Форма усвоения знаний, умений, навыков в зависимости от применяемых наглядных пособий и технических средств обучения:

1. наблюдение – связано с применением плакатов, рисунков, макетов, графических схем;

2. пояснение и объяснение, особенно необходимые на начальных этапах работы, при актуализации и закреплении знаний, умений и навыков.

3. моделирование – составление звуковых и графических схем слова; «зашифровка» слова в виде установочных знаков; алгоритм выполнения действия и т.д.

Словесные методы

Рассказ, беседа, рассуждение, педагогическая оценка – это воздействие на мышление ребенка, воображение, чувства, которые побуждают к речевому общению, обмену впечатлениями.



В работе используются следующие виды контроля:

- ежегодное обследование обучающихся с последующим заполнением результатов в речевой карте,

- проведение диктантов и творческих работ (написание рассказа по теме, по впечатлению, по представлению),

- тестовые задания,

- списывание печатного и рукописного текста.

В процессе реализации программы учитель – логопед осуществляет взаимосвязь с педагогами через индивидуальные и групповые консультации, педагогические советы. С родителями через выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации.



Форма организации деятельности обучающихся:

- групповая;

- индивидуальная.

Занятия по коррекции письменной речи проводятся: 3 раза в неделю. Длительность групповых логопедических занятий 40 минут, начиная со второго полугодия, индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения составляют 20 минут.

 Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития учеников.

Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать некоторые темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося.

 

Основные требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать:

- морфологические признаки частей речи;

- состав и названия частей слова;

- признаки гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих звуков и букв;

- правописание Ь, Ъ в различных частях речи;

- синтаксические единицы, знаки препинания при них;

- структуру текста.

Научиться:

различать морфологические и грамматические признаки частей речи;

проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический и др.);

доказывать написание звуков буквами, имеющих акустико-артикуляционное сходство по твердости – мягкости, ударности – безударности, подбирая проверочные слова, проверяя сомнительную букву;

дифференцировать основные синтаксические единицы, правильно употреблять знаки препинания;

проводить анализ текста, составлять план;

устранять ошибки в деформированных текстах, предложениях, словах.







Планируемые результаты

В результате реализации логопедической программы предполагается, что обучающиеся 5, 6 классов овладеют следующими умениями и навыками в развитии письменной речи:

• понимать основное содержание необходимого по программе по объему

текста, воспринимаемого на слух;

• выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

Фонетика и графика

• выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;

• различать ударные и безударные слоги;

• не смешивать звуки и буквы;

• свободно пользоваться алфавитом, работа со словарями;

• разбирать слова фонетически;

Орфоэпия

• правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;

• разбирать слова орфоэпически;

Лексика

• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

• толковать лексическое значение слов и подбирать к ним синонимы и антонимы;

• пользоваться толковым словарем;

Словообразование

• выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа

слов;

• подбирать однокоренные слова;

• разбирать слова по составу;

Морфология

• квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;

• правильно употреблять грамматические признаки изученных частей речи;

• образовывать формы изученных частей речи;

• разбирать слово морфологически;

Синтаксис

• выделять словосочетания в предложении;

• определять главное и зависимое слово;

• определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию

или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

• составлять простые и сложные предложения;

• разбирать простое предложение синтаксически;

Орфография

• находить в словах изученные орфограммы и правильно писать слова с изученными орфограммами;

• правильно писать слова с непроверяемыми согласными;

• пользоваться орфографическим словарем;

Пунктуация

• находить в предложениях места для постановки знаков препинания;

• расставлять знаки препинания в предложениях;

Связная речь

• определять тему и основную мысль текста, его стиль;

• составлять простой план текста;

• подробно и сжато излагать повествовательные тексты;

• писать сочинения повествовательного характера;

• совершенствовать содержание и языковое оформление.

•будут устранены специфические ошибки письма и чтения;

•сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

 





Характеристика группы обучающихся, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленных общим недоразвитием речи

5, 6 классы

     Нарушение усвоения правописания у школьников часто сочетается с дислексией, дисграфией, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

У большинства обучающихся, имеющих данное нарушение отмечается:

1) снижение слухоречевой памяти;

2) нарушение буквенного гнозиса;

3) нарушение динамического праксиса руки;

4) затруднено восприятие ритмической структуры слова;

5) нечеткая дикция, плохая артикуляция;

6) нарушение лексико-грамматического строя речи.



Основные направления работы

Коррекционная работа по преодолению дизорфографии проводится в четыре этапа: первый — диагностический, второй — подготовительный, третий — коррекционный и четвертый — оценочный.



Коррекционно-развивающая работа проводится в 4 этапа.

Первый (диагностический) этап

На данном этапе проводится анализ письменных работ, процесса чтения; определяется состояние звукопроизношения, состояние языкового анализа и синтеза, представлений; фонематического восприятия (дифференциация фонем), проверяется состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи, выявляются индивидуальные особенности таких психических процессов, как мышление, внимание, память; выявляется наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта.

Второй (подготовительный) этап

На подготовительном этапе уточняются созданные в процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения орфографией (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления); проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Выполняется работа по развитию психических процессов.

Третий (коррекционный) этап

В течение коррекционного этапа осуществляется преодоление дисграфических нарушений. Работа проводится по направлениям, соответствующим основным видам ошибок, и реализуется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. Комплексный подход данной методики по коррекции дисграфии предполагает при необходимости параллельную работу, направленную на устранение нарушений звукопроизношения, чтения и письма.

Четвертый (оценочный) этап

На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы, проводится повторная проверка навыков письма, анализируются различные виды письменных работ учеников.

При наличии у обучающихся нарушений звукопроизношения проводится индивидуально-подгрупповая работа по общепринятой схеме на адаптированном для данного возраста речевом материале. В случае выявления у дизорфографиков ошибок дисграфического характера коррекционная работа ведется параллельно: формируются группы сочетанного диагноза “дисграфия — дизорфография”, на группу составляется перспективный и поурочный планы работы в зависимости от формы и степени выраженности дефекта.



Перспективный план работы с группой обучающихся

5 класс.

Этапы коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

 

Кол-во

занятий

Диагностический

 

1. Проведение фронтальных диктантов с помощью учителей русского языка; проверка, анализ ошибок.

2. Повторная письменная работа с группой учеников, допустивших специфические ошибки в диктантах, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов; рассказ-сочинение по опорным словам, серии сюжетных картинок.

3. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи с использованием групповой тестовой методики (письменно).

4. Обследование связной речи: проводится индивидуально с каждым учеником в форме беседы.

5. Анализ результатов обследования. Комплектование групп.

 

2-3ч

Подготовительный

 

1. Развитие общей и мелкой ручной моторики.

2. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.

3. Развитие внимания: важно для нахождения “ошибкоопасных” мест в слове, собственных ошибок (корректурные пробы).

4. Развитие памяти. Запоминание при помощи ассоциативных рядов, эмоциональной близости запоминаемого, с помощью графической зашифровки объекта запоминания.

5. Развитие мышления.

 

1-2ч

Коррекционный

 

1.Осуществляется преодоление дизорфографических нарушений.

2.Работа проводится на фонетическом уровне.

3. Работа проводится на лексическом уровне

3. Работа проводится на синтаксическом уровне.

 

32-42

Оценочный

 

Оценка осуществляется в виде контрольной работы:

1.Диктант с грамматическим заданием;

2.Тестовое задание, по которому оценивается усвоение учебной терминологии и состояние лексико-грамматической стороны речи;

3.Изложения и сочинения для оценки состояния речевого внимания и памяти;

4.Устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличия в ней аграмматизмов.

 

2-4ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Календарно-тематическое планирование.

5 класс.

 

Коррекционная тема

Кол-во занятий



1

Предложение. 2 ч

 

Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.

1

1

2

 

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

1

 

1

3

Развитие фонематического анализа и синтеза 4ч

 

 

Гласные звуки

Ударение. Роль ударения. Проверяемые безударные гласные в корне слова.

 

2

 

 

3

 

4

Гласные после шипящих и Ц

2

1

5

Согласные звуки 7 ч

 

 

Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях ( на конце и в середине слова)

1

1

6

Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных двумя способами: гласными второго ряда и мягким знаком.

 

1

 

1

7

Разделительный мягкий знак.

1

1

8

Разделительный твёрдый знак. Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков.

1

1

9.

Непроизносимые согласные.

1

1

10.

Двойные согласные.

2

2

11.

Морфемика и словообразование 6ч

 

 

Основа слова и окончание.

1

1

12.

Корень слова. Однокоренные слова.

1

1

13.

Приставка. Роль приставки в изменении значения слова. Слова с приставками, противоположными и близкими по значению.

1

1

14.

Суффикс. Образование качественных прилагательных с помощью различных суффиксов (-н-, -ив-, -лив-,-чик-, -оват-, -еват-).

1

1

15.

Образование относительных прилагательных (-ов-,-ев-, -н-, -ян-, -ск-, -енн-).

1

1

16.

Образование притяжательных прилагательных (-инн-, …).

1

1

 

Словоизменение 19ч

 

 

 

Имя существительное 4ч

 

 

17.

Изменение существительных по числам.

1

1

18.

Изменение прилагательных по числам.

1

1

19.

Изменение существительных по падежам, в том числе существительных на –ии, -ие, -ия (В.п., Р.п., Т.п.)1

1

1

20.

Изменение существительных по падежам, в том числе существительных на –ии, -ие, -ия (Д.п., П.п.)

1

1

 

Имя прилагательное 5ч

 

 

21

Род имён прилагательных.

1

1

22

Изменение прилагательных по числам.

1

1

23

Согласование прилагательных с существительными в роде.

1

1

24

Согласование прилагательных с существительными в числе.

1

1

25

Изменениепо падежам прилагательных с основой на шипящие –ц, -ий, -ья, -ье, -ов, -ин.

1

1

 

Глагол 5ч

 

 

26

Изменение глаголов по временам.

1

1

27

Изменение глаголов по числам.

1

1

28

Изменение глаголов по родам в прошедшем времени.

1

1

29

Согласование глаголов с существительными в числе.

1

1

30

Согласование глаголов прошедшего времени с именем существительным.

1

1

 

Развитие анализа структуры предложения 5ч

 

 

31

Предложение. Грамматическая основа. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения.

1

1

32

Обращение.

1

1

33

Прямая и косвенная речь.

1

1

34

Проверка результативности коррекционной работы.

1

1

 

Работа над ошибками.

1

1