СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Примерной ООП ООО, одобренной 08.04.15.№1/15 с учетом ООП ООО  МБОУ ВУСОШ, утвержденной 31.08.2015 с учетом авторской программы В.В. Пасечника.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 6 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

1. ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273 ФЗ,

2. ФГОС ООО, зарегистрированном Минюстом России 01.02.11 №19644, утвержденным 17.12.10 №1897;

3. Примерной ООП ООО, одобренной 08.04.15.№1/15 с учетом ООП ООО МБОУ ВУСОШ, утвержденной 31.08.2015 с учетом авторской программы В.В. Пасечника.

4. Примерные программы по учебным предметам. Биология.5-9 классы: - 3-е изд. Перераб.-М.: Просвещение, 2012. – (Стандарты второго поколения).

5. Прогарамма основного общего образования по биологии. 5-9 классы. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов, М.: Дрофа, 2012.

6. Программа модуля «Живая природа». Часть 1. РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ. Авторский коллектив: Попова О.А., профессор кафедры биологии и методики обучения биологии, профессор, д.б.н., Гилёва М.В., к.б.н. Якушевская Е.Б., зав. каф. биологии и методики обучения биологии, к.б.н., доцент. Чита: ИРО Забайкальского края, 2018.



Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Изучение курса по программе модуля «Растительный мир Забайкальского края» предполагает изучение флоры и растительности Забайкальского края. Интерес к проблеме изучения родного края продиктован потребностям современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природе своей Родины. Региональный материал более доступен ребенку для освоения, позволяет на конкретных примерах объяснить целостность природы, дает возможность знакомства с флорой и растительностью своей местности, способствует формированию представления об уникальности растительного мира Забайкальского края.



Цели и задачи изуения курса биологии в 6 классе.

Целью изучения биологии в 6 классе является осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки для формирования осознанного отношения к сохранению окружающей среды и ценности здоровья человека.

Задачами курса являются:

- выяснение, чем живая природа отличается от неживой;

- формирование общих представлений о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе;

- получение сведений о клетке, тканях и органах живых организмов;

- углубление знаний об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека;

- формирование умения распознавать растения и растительные сообщества; анализировать возможности рационального использования флоры Забайкальского края;

- развивать умения определять приспособления растений к природно-климатическим условиям Забайкальского края;

- формирование представлений о целостности растительного мира и необходимости его охраны;

- развивать умения анализировать, сравнивать, пользоваться определителями, пользоваться дополнительными источниками информации;

- воспитывать у учащихся чувства патриотизма, уважительного отношения к малой Родине.






























Место курса «БИОЛОГИЯ. 5 класс» в учебном плане.

В соответствии с учебным планом на изучение биологии в 6 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год соответственно, из них контрольных работ - 7, лабораторных работ – 14, экскурсий – 2, часов регионального компонента – 17.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта (УМК):

1. Пасечник В.В. Биология Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник. М.: Дрофа, 2014.

2. Электронное приложение к учебнику. Издательство «Дрофа», 2014.

3. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2013.

4. Программа модуля «Живая природа». Часть 1. РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ. Авторский коллектив: Попова О.А., профессор кафедры биологии и методики обучения биологии, профессор, д.б.н., Гилёва М.В., к.б.н. Якушевская Е.Б., зав. каф. биологии и методики обучения биологии, к.б.н., доцент. Чита: ИРО Забайкальского края, 2018.

5. Гилева, М.В. и др. Зеленый мир Забайкальского края: учебное пособие /М.В. Гилева, О.А. Попова, Н.В. Уманская, В.Г. Филиппов, Е.П. Якимова, Е.Б. Якушевская. – Чита: Экспресс-издательство,2012. – 188 с., ил.


Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.



Содержание программы

Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс

(68 часов, 2 часа в неделю)

Строение и многообразие покрытосеменных растений.

Покрытосеменные. Разнообразие, распространение, значение.

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро - и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные работы

Строение семян двудольных растений. Строение зерновки пшеницы. Виды корней. Изучение внутреннего и внешнего строения корня. Изучение строение почек. Изучение строения листа. Изучение микростроения стебля. Изучение видоизмененных побегов. Изучение строения цветка. Ознакомление с разными видами соцветий. Сухие и сочные плоды.

Экскурсия. Осенние явления в жизни растений.

Жизнь растений.

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Семян Прорастание. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Экскурсии

Зимние явления в жизни растений.

Классификация растений.

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Природные сообщества.

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.





Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

​ ·взаимосвязь растений с другими организмами;

​ ·растительные сообщества и их типы;

​ ·закономерности развития и смены растительных сообществ;

​ ·о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

​ ·устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

​ ·определять растительные сообщества и их типы;

​ ·объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

​ ·проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

​ ·под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;

​ ·организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Личностные результаты обучения

​ ·воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;

​ ·знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе;

​ ·понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

​ ·умение реализовывать теоретические познания на практике;

​ ·осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

​ ·понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к само_

​ ·развитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

​ ·умение учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

​ ·воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями;

​ ·признание учащимися прав каждого мнение;

​ ·проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

​ ·умение отстаивать свою точку зрения;

​ ·критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;

​ ·понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

​ ·умение слушать и слышать другое мнение;

​ ·умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.













Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

1. Федеральный закон « Об образовании РФ» от 29 декабря 2012года №273-ФЗ.

2. ФК ГОС (основного или среднего образования) 2004 года разработан в соответствии с законом «Об образовании РФ» №273 и концепции модернизации Российского образования до 2020 года

3. Постановление Главного государственного са­нитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и органи­зации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).

Основная литература для учителя:

  1. Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Многообразие покрытосеменных растений. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2016. .

  2. Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, В.В.Пасечника, И.Н. Пономаревой. Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип.- М.: Глобус 2008.

  3. Гилева, М.В. и др. Зеленый мир Забайкальского края: учебное пособие /М.В. Гилева, О.А. Попова, Н.В. Уманская, В.Г. Филиппов, Е.П. Якимова, Е.Б. Якушевская. – Чита: Экспресс-издательство,2012. – 188 с., ил.


Дополнительная литература для учителя:

    1. Бассейн реки Амур в Забайкалье в вопросах и ответах / под ред.Н.В. Помазковой. – Чита: Экспресс-издательство,2011. – 208 с.

    2. Биология 6-9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий.

    3. Биология 6 класс. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Образовательный комплекс предназначен для изучения, повторения, и закрепления учебного материала школьного курса по биологии для 6 класса. Содержит -материалы учебника под редакцией профессора И.Н.Пономаревой. Издательский центр «Вентана-Граф».

    4. Биология в школе. Функции и среда обитания живых организмов. Электронные уроки и тесты.

    5. Гилева, М.В. и др. Лекарственные растения Забайкалья: атлас /М.В. Гилева, О.А. Попова, Н.А. Першина, Н.В. Уманская, Е.П. Якимова. – Чита: ООО «Тайфун», 2008. – 88 с., ил.

    6. Как проектировать универсальные учебные дейс­твия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г.  Асмолов, Г.В.  Бурменская, И.А. Володарская и др. / Под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.

    7. Кузнецов А.А. О стандарте второго поколе­ния // Биология в школе. - 2009. - №2

    8. Корсун, О.В. Полевой атлас видового разнообразия Забайкалья: каталог/ О.В. Корсун. – Чита: Экспресс-издательство,2015. – 272с., ил.

    9. Попова О.А. и др. Экология растений Забайкалья: учебно-методический комплект. Часть 1. / О.А. Попова, Н.В. Уманская, Е.П. Якимова.

– Чита: изд-во ЗабГПУ, 2002. – 158 с.

    1. Сивоглазов, В.И., Козлова, Т.А. Растения из Красной книги России / В.И. Сивоглазов., Т.А. Козлова. – М.: Дрофа, 2010. – 158 с., ил.

    2. http://www.lift.net.Электронная иллюстрированная энциклопедия «Живые существа».

    3. http://www.floranimal.ru/Портал о растениях и животных

    4. .http://www.plant.geoman.ru/Занимательно о ботанике. Жизнь растений.

Календарно-тематическое планирование

Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс.

(68 часов, 2 часа в неделю)

№ п/п

№ темы урока

Тема урока

Содержание

Вид деятельности ученика

Региональный компонент (17 часов)

Лабораторные работы, контрольные работы

Повторение курса 5 класса (3 часа)

1

1

Клеточное строение организмов

Понятия «вид», «флора», «растительность», «растительные сообщества».

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли

Пластиды. Хлоропласты Строение клеток кожицы чешуи лука

Определяют понятия «вид», «флора», «растительность», «растительные сообщества».

Получают информацию об исследователях растительного мира Забайкальского края. Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.


1


2

2

Царства Бактерии и Грибы. Растения Царство

Бактерии, грибы, голосеенные растения ,особенности строения и жизнедеятельности.

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий,грибов, голосеменных растений. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека



3

3

Входная контрольная работа №1




Входная контрольная работа №1 по курсу 5 класса

Строение и многообразие покрытосеменных растений ( 26 часов)

4

1

Разнообразие, распространение и значение растений

Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение

Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение.



5

2

Покрытосеменные

Растения Покрытосеменные, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека.

Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей покрытосеменых растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека



6

3

Строение семян двудольных растений

Строение семян

Определяют понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле» . Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа


Лабораторная работа № 1 Строение семян двудольных растений

7

4

Строение семян однодольных растений

Особенности строения семян однодольных растений

Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян


Лабораторная работа №2 Строение зерновки пшеницы

8

5

Виды корней и типы корневых систем

Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы.

Определяют понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем


Лабораторная работа №3 Виды корней.

9

6

Зоны корня.

Участки (зоны) корня. Внешнее и внутреннее строение корня.

Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня


Лабораторная работа №4 Изучение внутреннего и внешнего строения корня

10

7

Условия произрастания и видоизменения корней

Приспособления корней к условиям существования.

Видоизменения корней

Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней



11

8

Побег и почки

Побег. Листорасположение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега.

Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение».



12

9

Почки Побеги

Побег. Листорасположение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега.

Закрепляют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение».


Лабораторная работа № 5 Изучение строение почек.

13

10

Внешнее строение листа

Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев.

Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев


Лабораторная работа№6 Изучение строения листа

14

11

Клеточное строение листа.

Строение кожицы листа, строение мякоти листа.

Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна»,



15

12

Клеточное строение листа.

Строение кожицы листа, строение мякоти листа.

Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна»,


Лабораторная работа№7 Клеточное строение листа

16

13

Влияние факторов среды на строение листа.Видоизменение листьев

Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев.

Определяют понятия «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев».



17

14

Осенние явления в жизни растений

Листопадные, вечнозеленые древесные растения;

зимне-зеленые

лиственные кустарники, летнезеленые кустарники. Полукустарники, полукустарнички. Зимнезеленые травяные

растения, летнезеленые травянистые растения. Деревянистые, травянистые лианы,

Определяются понятия «древесные растения», «полудревесные растения», «травянистые растения». Используя информационные ресурсы и региональный материал готовят презентации по темам: «Вечнозеленые древесные растения»; «Зимнезеленые лиственные кустарники», «Летнезеленые кустарники», «Зимне-зеленые травяные растения», «Летне-зеленые травянистые растения». Характеризуют приспособления

зимне-зеленых лесных растений к суровым

условиям зимы Забайкальского края. Рас-

познают представителей жизненных форм.

Выполняют практическую работу.

1

Экскурсия

18

15

Строение стебля.

Строение стебля.

Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель»



19

16

Строение стебля

Многообразие стеблей.

Определяют понятия «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты


Лабораторная работа№8 Изучение микростроения стебля

20

17

Видоизменение побегов

Строение и функции видоизмененных побегов.

Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Результаты Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее


Лабораторная работа№9 Изучение видоизмененных побегов

21

18

Строение цветка

Строение цветка. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник.

Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник»,. Результаты Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее


Лабораторная работа №10 Изучение строения цветка

22

19

Строение цветка

Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка.

Определяют понятия «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения»



23

20

Соцветия

Виды соцветий. Значение соцветий.

Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой


Лабораторная работа № 11 Ознакомление с разными видами соцветий

24

21

Соцветия

Виды соцветий. Значение соцветий.

Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой



25

22

Плоды

Строение плодов. Классификация плодов.

Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», « костянка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие».



26

23

Плоды

Классификация плодов

Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Результаты работы Обсуждают


Лабораторная работа № 12 Сухие и сочные плоды

27

24

Распространение плодов и семян

Способы распространения плодов и семян. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения

Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений»



28

25

Повторение по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»





29

26

Контрольная работа №2 по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»







Контр. работа №2


Жизнь растений (19 часов)

30

1

Химический состав растений

Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием



31

2

Минеральное питание растений

Почвенное питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды

Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе



32

3

Фотосинтез

Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле

Абиотические,

биотические, антропогенные факторы. Светолюбивые и теневыносливые растения.

Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Условия протекания фотосинтеза Определяют. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека

1









33

4

Дыхание растений

Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза



34

5

Испарение воды растениями.

Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев

Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений



35

6

Передвижение воды и питательных веществ в растении

Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении.

Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от повреждений.

Ксерофиты,

суккуленты, мезо-

фиты, гигрофиты,

гидрофиты.

Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений Определяют понятия, формируемые в ходе

изучения темы: «ксерофиты», «суккуленты», «мезофиты», «гигрофиты», «гидрофиты». Распознают представителей различных экологических групп по отношению к

воде..


1

Лабораторная работа № 13 Передвижение воды и минеральных веществ по древесине

36

7

Прорастание Семян

Роль семян в жизни растений. Условия, необходимые для прорастания семян.

Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян.



37

8

Посев семян

Посев семян. Рост и питание проростков

Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ



38

9

Растительный организм как единое целое

Фазы развития, этапы развития: зародыш, молодое растение, взрослое растение, размножение, старение.

Уметь работать с учебной литературой. Уметь обосновывать взаимосвязь строения и функций органов растения. Доказывать, что растительный организм – единое целое



39

10

Весенние явления в жизни растений. Экскурсия

Первоцветы, эфе-

мероиды, редкие

виды

Дают характеристику охраняемых первоцветов. Осваивают приемы работы с определителем растений. Используя текст методического пособия, отгадывают кроссворд. Выполняют практическую работу.

1

Экскурсия

40

11

Способы размножения растений

Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира



41

12

Размножение споровых растений: водорослей, мхов, хвощей

Размножение водорослей, мхов, хвощей. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений.

Маршанция, водные мхи, сфагнум, хвощи

Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений.

Повторяют характерные признаки мхов и

хвощей. Пользуясь текстом пособия описывают и зарисовывают водный мох. Доказывают, что риччиокарпус плавающий когда-то был наземным растением. Объясняют с какой анатомической особенностью

мха сфагнума связана возможность использования его вместо ваты. Определяют строение и функции ветвей сфагнума. Выясняют различия женских и мужских подставок маршанции, взаимосвязь их строения с функцией.

1


42

13

Размножение споровых растений: папоротники, плауны

Размножение плаунов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений.

Голокучник трехраздельный, вудсия эльбская,

многоножка, орляк

обыкновенный,

кривокучник сибирский, краекучник серебристый, Оноклея чувствительная

Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений.

Повторяют характерные признаки папоротниковидных. Используя информационные ресурсы выполняют презентации на

темы: «Голокучник трехраздельный», «Вудсия эльбская», « многоножка», «Орляк обыкновенный», «Кривокучник серебристый», «Оноклея чувствительная». Объясняют, почему в Забайкальском края папоротники встречаются очень редко.

1


43

14

Размножение голосеменных растений

Размножение голосеменных растений.

Сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна карликовая, пихта сибирская, ель сибирская, можжевельник даурский,

можжевельник сибирский, можжевельник ложноказацкий, эфедры.

Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка».

Повторяют характерные признаки голосеменных растений. По гербарному материалу или фотографиям методических рекомендаций выясняют отличительные признаки видов голосеменных Забайкальского края. Выясняют, какие морфологические

особенности позволяют кедровому стланику переносить суровые климатические условия Забайкальского края и зимние морозы. Знакомятся с охраняемыми видами голосеменных Забайкальского края.

1


44

15

Способы опыления у покрытосеменных растений

Опыление. Способы опыления

Сравнивают различные способы опыления и их роли.



45

16

Половое размножение покрытосеменных растений

Оплодотворение. Оплодотворение Двойное. Образование плодов и семян

Определение понятий«двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян.


.

46

17

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

Способы вегетативного размножения.

Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком



47

18

Повторение по теме «Жизнь растений»





48

19

Контрольная работа №4 по теме «Жизнь растений»




Контрольная работа №4 по теме «Жизнь растений»

Классификация растений (13 часов)

49

1

Основы систематики растений

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений

Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство».



50

2

Признаки двудольных и однодольных растений


Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений



51

3

Семейство Крестоцветные

Признаки, характерные для растений семейства Крестоцветные

Пастушья сумка

обыкновенная, резуха повислая, клаусия солнцепечная, бурачок, бородиния Тилинга

Выделяют основные особенности растений семейства Крестоцветные Знакомятся с определительными карточками

1

Лабораторная работа № 14 Выявление признаков семейства крестоцветные Забайкальского края

52

4

Семейство Розоцветные

Признаки, характерные для растений семейства Розоцветные

Шиповник даурский, шиповник

иглистый, боярышник кровавокрасный, боярышник даурский, рябина сибирская,

рябинник рябинолистный, волжанка азиатская, абрикос сибирский, кизильник черноплодный

Выделяют основные особенности растений семейства Розоцветные.

Повторяют характерные признаки семейства розоцветные. Используя гербарий, заполняют сравнительную таблицу по шиповнику даурскому и шиповнику иглистому. Выясняют сходные признаки между рябиной и рябинником. Определяют какое растение семейства розоцветных цвете до появления листьев. Выявляют, чем лапчатка белолистная похожа на мать и-мачеху. Заполняют схему хозяйственного использования дикорастущих видов растений семейства розоцветные.

1

Лабораторная работа № 15 Выявление признаков семейства розоцветные Забайкальского края

53

5

Семейство Пасленовые

Признаки, характерные для растений семейства Пасленовые

Выделяют основные особенности растений семейства Пасленовые. Определяют растения по карточкам



54

6

Семейство Бобовые

Признаки, характерные для растений семейства Бобовые

Термопсис ланцетный, леспедец , клевер люпиновый, клевер луговой, клевер ползучий, леспедеца

двуцветная, сферофиза солончаковая, солодка уральская

Выделяют основные особенности растений семейства Бобовые. Определяют растения по карточкам

1

Лабораторная работа Выявление признаков семейства бобовые Забайкальского края

55

7

Семейство Сложноцветные

Признаки, характерные для растений семейства Сложноцветные

Череда лучевая,

эдельвейс скученный, Кошачья лапка двудомная, дендрантема Завадского, астры,

девясил иволистный, девясил британский, полынь рутолистная

Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Определяют растения по карточкам

1

Лабораторная работа Выявление признаков семейства сложноцветные Забайкальского края

56

8

Класс Однодольные. Семейство Лилейные

Признаки, характерные для растений семейств Лилейные

купена душистая,

спаржа даурская,

красоднев малый,

лилия даурская,

лилия Буша, лилия

карликовая, тюль-

пан одноцветковый, рябчик Максимовича, рябчик дагана. Кладодии.

Выделяют основные особенности растений семейств Лилейные. Определяют растения по карточкам.

Повторяют характерные признаки семейства лилейные. Выявляют, какие виды лилий распространены в Забайкалье. Определяют, что такое кладодии. Используя гербарий, заполняют определительную карточку для рябчика Максимовича и рябчика дагана. Работают с Красной книгой Забайкальского края. По материалам методического пособия разгадывают кроссворд

1

Лабораторная работа Выявление признаков семейства лилейные Забайкальского края

57

9

Семейство Злаковые

Признаки, характерные для растений семейств Злаковые

Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые



58

10

Определение семейства растения по его признакам

Признаки, характерные для растений семейств

Определяют растения по карточкам



59

11

Культурные растения

Важнейшие сельскохозяйственные растения, агротехника их возделывания, использование человеком

об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников



60

12

Повторение по теме «Классификация растений»





61

13

Контрольная работа № 5 по теме «Классификация растений»




Контрольная работа № 5 по теме «Классификация растений»


Природные сообщества (7 часов)

62

1

Растительные сообщества.

Типы растительных сообществ. Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в 2растительном сообществе

Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе

1


63

2

Взаимосвязи растений в сообществе

Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе

Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе

1


64

3

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. История охраны природы в нашей стране. Роль заповедников и заказников. Рациональное природопользование

Красная книга

Российской Феде-

рации, Красная

книга Забайкальского края

Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Повторяют значение растений в жизни человека. Используя информационные ресурсы, готовят презентации по темам: «История охраны природы», «редкие растения

Забайкальского края». Выясняют роль

Красной книги в охране растений. Анализируют Красную книгу Забайкальского

края, выясняют - какие редкие растении произрастают в их местности? Выбирают задание на лето

1


65

4

Лекарственные растения. Ядовитые растения

Лекарственные

растения,

Полезные свойства лекарственных растений

Ядовитые растения, ядовитые вещества, ядовитые органы

Используя электронные ресурсы, выполняют презентации по темам: «Пустырник сибирский», «Какалия копьевидная», «Полынь Сиверса»,«Очанка», «Копеечник альпийский». Выясняют, как в народной

медицине используются растения Забайкальского края.

Дают характеристику ядовитым растениям,

продолжают формировать приемы работы с определителем растений. Различают ядовитые растения. Выясняют, какое действие на организм оказывают ядовитые растения.

Знакомятся с правилами оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями.

1


66

5

Контрольная работа № 6 по теме «Природные сообщества»




Контрольная работа № 6 по теме «Природные сообщества»

67

6

Итоговая контрольная работа № 7 за курс 6 класса




Итоговая контрольная работа за курс 6 класса

68

7

Анализ итоговой контрольной работы. Обобщение материала

Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую