Художественное развитие учащихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы – в процессе личностного художественного творчества.
В учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе основной школы отводится 34 часа, занятия (уроки) проводится 1 раз в неделю. Предусмотрен резерв учебного времени – 2 часа.
Учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как особой и необходимой форме духовной культуры общества. В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания и последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства.
Изобразительное искусство. Семья пластических искусств.
Художественные материалы.
Рисунок – основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира – натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости, линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Образ человека – главная тема искусства.
Конструкция головы человека и ее пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Графический портретный рисунок и выразительный образ человека.
Портрет в скульптуре.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Портрет в живописи.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты.
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила линейной и воздушной перспектив.
Пейзаж. Организация изображаемого пространства.
Пейзаж и настроение. Природа и художник.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Выявление уровня овладения учащимися образовательными результатами через систему контроля и включает:
"отлично" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, – или практическую направленность для современного общества.
"хорошо" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, – или практическое значение выполненной работы.
"удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, – или практическое значение.
"неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.
№ Урока | Тема/ тип урока/ формы работы | Основное содержание учебного материала, термины и понятия | Планируемые результаты обучения | Дата по плану | Дата по факту | Домашнее задание |
Освоение предметных знаний и умений | Универсальные учебные действия (УУД) |
Раздел 1. «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» 8 часов |
1 | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Пространственные (пластические) виды искусства. Конструктивные виды искусства (архитектура и дизайн). Декоративно-прикладные виды искусства. Изобразительные виды искусства (живопись, графика, скульптура) | Узнают различные виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности. Научатся анализировать пространственные и изобразительные виды искусства; использовать красочные фактуры. | Предметные: научатся классифицировать по заданным основаниям (деление пространственных искусств на две группы), сравнивать объекты на заданным критериям (конструктивность, декоративность, художественные материалы); подразделять пространственные искусства на две группы и сравнивать их по заданным критериям; познакомятся с художественными материалами и их выразительными возможностями. Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности (различное назначение видов искусства в жизни людей. Личностные: осознавать свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учится?) навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | | | |
2 | Рисунок – основа изобразительного творчества постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Графика, набросок, зарисовка, учебный рисунок, творческий рисунок. Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Академический рисунок. Графические материалы. | Узнают: виды рисунка, графические материалы. Научатся пользоваться графическими материалами | Предметные: научится классифицировать виды рисунка, самостоятельно сравнивать и определять виды искусства, графические материалы. Метапредметные: выдвигать версии. Работать по плану, излагать свое мнение в диалоге, корректировать свое мнение. Личностные: освоение новых социальных ролей, понимать значение знаний для человека. | | | |
3 | Линия и ее выразительные возможности постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Свойства, характер, вид линий, ритм линий. Выразительные свойства линий. Условность и образность линейного изображения. | Узнают значение ритма линий, роль ритма. Научатся использовать выразительные средства туши | Предметные: научится находить решение на поставленную задачу, различать свойства линий, виды и характер, ритм, условность и образность линейного изображения. Метапредметные: определять цель, проблему в практической деятельности, оценивать свои достижения на уроке. Личностные: осознание своих интересов, эмоций | | | |
4 | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Основные характеристики цвета. Пятно в изобразительном искусстве. Цветовой тон, тональные отношения. Линия и пятно. | Узнают понятия силуэт, тон, ритм в изобразительном искусстве. Научатся пользоваться графическими материалами, передавать характер освещения. | Предметные: научатся передачи контраста, тона и тональных отношений Метапредметные: определение различий ахроматических пятен в изображении. Личностные: развивают художественный вкус как способность эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства. | | | |
5 | Цвет. Основы цветоведения постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Спектр. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета. Основные и сотавные цвета. Изучение свойств цвета. | Узнают основные и составные цвета, теплые и холодные цвета. Научатся использовать выразительные средства гуаши, понимать и анализировать художественные произведения художников. | Предметные: научатся классифицировать и подбирать цвета из цветового круга, научатся создавать рисунок в одном цвете разными оттенками. Метапредметные: планируют деятельность в учебной ситуации, принимают самостоятельные решения. Личностные: осознание своих интересов в изучении свойств цвета. | | | |
6 | Цвет в произведения живописи постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Цветовые отношения. Локальный цвет. Тон в живописи. Колорит. Гармония цвета. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура в живописи. | узнают основные характеристики и свойства цвета. Научатся выполнять цветовые растяжки ограниченной палитрой, овладеют навыками механического смешения цветов. | Предметные: Научатся самостоятельно сравнивать цветовые отношения. Метапредметные: Получать эстетическое наслаждение от произведений искусства. Личностные: проявлять активность для решения познавательных задач | | | |
7 | Объемные изображения в скульптуре постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Скульптура и ее виды. Рельеф и его виды. Выразительные возможности скульптуры. | Узнают: художественные материалы в скульптуре и их выразительные возможности. Научатся: взаимодействовать в процессе совместной деятельности; воспринимать произведения искусства; создавать фигуры животных в объеме; работать пластическими материалами | Предметные: изучать выразительные возможности объемного изображения; классифицировать виды скульптуры; пользоваться художественными материалами, организовывать рабочее место. Метапредметные: определять цель и проблему в учебной деятельности; различать художественные материалы и искать способы работы с ними; задавать вопросы для уточнения учебной деятельности. Личностные: понимать значение знаний для человека, стремится к приобретению новых знаний, учится критически оценивать свою деятельность. | | | |
8 | Основы языка изображения постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Выразительные свойства линий. Свойства цвета. Объемно-пространственные изображения. | Узнают виды изобразительного искусства. Научатся: воспринимать произведения изобразительного искусства | Предметные: использовать выразительные возможности линии, условность и образность линейного изображения; использовать в работе и анализировать цветовые отношения; понимать выразительные возможности объемного изображения и пользоваться ими. Метапредметные: научится выражать и контролировать свои эмоции; различать художественные средства и их возможности; излагать свое мнение в диалоге; осознавать правила контроля. Личностные: понимать значение знание для человека, осознавать целостность мира и разнообразие взглядов. | | | |
Раздел 2 «Мир наших вещей. Натюрморт» 8 часов |
9 | Реальность и фантазия в творчестве художника постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Условность и реальность в изображении. Фантазия в творчестве. Композиция. Колорит. Поэтические иносказания в живописи. (Творчество марка Шагала) | Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве | Предметные: вносить необходимые дополнения и изменения в действия. Метапредметные : подвести под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки. Личностные: формулировать собственное мнение и позицию | | | |
10 | Изображение предметного мира – натюрморт постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Предметный мир в натюрморте. Развитие жанра – от Древнего Египта до наших дней. Аппликация. Композиция. Натюрморты И.Машкова, Р.Фалька и др. | Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция) | Предметные: научиться устанавливать аналогии, создавать модель объектов. Познакомится с жанром натюрморта, его местом в истории искусства; знать имена художников, работавших в жанре натюрморта; получить навыки составления композиции натюрморта. Метапредметные: научится определять цель и проблему в учебной деятельности. Различать художественные средства и их возможности. Личностные: проявлять интерес к поставленной задаче. | | | |
11 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Линейные, плоскостные, объемные формы. Природные формы и предметы, созданные человеком. Конструкция предметов. | Узнают: понятие формы, правила изображения и средства выразительности. Научатся: понимать красоту, воспринимать и выражать свое отношение к предметному миру. | Предметные: учиться видеть внутреннюю структуру предмета, его конструкцию; работа определенными материалами и инструментами, конструировать из бумаги; понимать линейные, плоскостные и объемные формы; различать конструкцию предметов в соотношении простых геометрических тел. Метапредметные: наблюдение окружающих предметов, использовать ассоциативные качества мышления. Личностные: стремится к достижению поставленной цели. | | | |
12 | Изображение объема на плоскости, линейная перспектива постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Перспектива. Точка зрения, точка схода. Натюрморт из геометрических тел. Выявление объема предметов с помощью освещения. Свет и тень, линия и штрих. | Узнают: правила объемного изображения геометрических тел, понятие ракурса произведений художников, изображавших натюрморты из геометрических тел. Научатся воспринимать произведения искусства. | Предметные: ознакомиться с перспективой; научится различать фронтальную и угловую перспективу; научится строить в перспективе предметы; учиться выполнять рисунок карандашом. Метапредметные: развивать восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь; развивать воображение, навыки художественно-творческой деятельности, способности творческого самовыражения, используя различные языки и средства выражения. Личностные: проявление интереса к новому. | | | |
13 | Освещение. Свет и тень постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Свет, блик тень, полутень, падающая тень, рефлекс, полутон. Тональные отношения. Выявление объема предметов с помощью освещения. Линия и штрих. | Узнают, как выполнять изображения геометрических тел с передачей объема. Научатся: воспринимать и эстетически переживать красоту, адекватно оценивать свои работы. | Предметные: определять понятия – свет, блик, рефлекс. Видеть выразительные возможности светотени, выполнять изображения геометрических тел с передачей объема. Метапредметные: научится определять цель и проблему в учебной деятельности, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией. Личностные: проявлять познавательную активность. | | | |
14 | Натюрморт в графике постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Графика. Печатная графика. Оттиск. Гравюра. Древняя японская книжная гравюра. Творчество А.Дюрера, А.Ф.Зубова, Ф.Гойя. Гравюры В.А.Фаворского | Узнают, что такое гравюра и ее свойства, особенности работы на гравюрой, имена художников-графиков. Научатся: разным приемам работы в графике. | Предметные: знать понятие гравюра и ее свойства; прнимать активное участие в обсуждении нового материала, анализировать работы великих художников, использовать разные графические техники, применять подручные средства для выполнения отпечатков. Метапредметные: учится задавать вопросы, планировать деятельность в учебной ситуации. Личностные:понимать значение внимания и наблюдательности для человека; проявлять интерес к видам изобразительного искусства. | | | |
15 | Цвет в натюрморте постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Русские художники, работавшие в жанре натюрморта К.Коровин, В.Д.Поленов. Западноевропейский натюрморт. Французский реалист Г.Курбе. Художники-импрессионисты: О.Ренуар, К.Моне, Э.Мане. | Узнают работы великих художников-импрессионистов в жанре натюрморта. Научатся: понимать роль цвета в натюрморте; работать красками. | Предметные: познакомится с именами выдающихся живописцев; принимать активное участие в обсуждении нового материала; изучать богатство выразительных возможностей цвета в живописи; определять понятие импрессионизм; научится передавать цветом настроение в натюрморте. Метапредметные: определять способы передачи чувств и эмоций посредством цвета и техники импрессионистов; уметь слушать друг друга, планировать деятельность и работать по плану. Личностные: уметь чувствовать настроение в картине, осознавать многообразие и богатство выразительных возможностей цвета. | | | |
16 | Выразительные возможности натюрморта постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Монотипия – вид печатной графики, художественное произведение, выполненное за один прием (отпечаток, оттиск, образ). Французский художник Э.Дега. | Узнают: особенности изображения натюрмортов, имена выдающихся художников и их произведения. Научатся воспринимать произведения искусства; составлять натюрморт. | Предметные: научится обобщать полученные знания и применять богатство выразительных возможностей в своем натюрморте. Метапредметные: корректировать свои действия в соответствии с алгоритмом, самостоятельно принимать решения в творческой работе. Личностные: проявлять интерес к новой технике создания картины и желание использовать ее в своем творчестве, получать эстетическое наслаждение от произведений искусства. | | | |
Раздел 3 «Вглядываясь в человека. Портрет» 12 часов |
17 | Образ человека – главная тема искусства постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Портрет. Разновидности портрета: бюст, миниатюра, парадный, групповой, камерный. Портреты Древнего Египта. Фаюимские портреты. Скульптурные портреты Древнего Рима. Камерный портрет в России. Серии портретов знатных людей, созданных Ф.Рокотовым, Д.Левицким, В.Боровиковским. | Узнают: новые эстетические представления, имена выдающихся художников и их произведения. Научатся: новым знаниям в работе. | Предметные: уметь находить информацию, необходимую для решения учебной задачи; воспринимать и анализировать произведения искусства. Метапредметные: излагать свое мнение в диалоге. Личностные: осваивать новые правила, осознавать многообразие взглядов. | | | |
18 | Конструкция головы человека и ее пропорции постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Конструкция головы человека и ее пропорции. Мимика лица. Соразмерность частей образует красоту формы. Раскрытие психологического состояния портретируемого. | Узнают: творческие материалы работы над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. Научатся использовать художественные материалы для выполнения творческой работы. | Предметные: получить новые знания о закономерностях в конструкции головы человека, пропорции лица; определять термины, пропорции. Учится творчески экспериментировать, устанавливать аналогии, использовать их в решении учебной задачи. Метапредметные: выбирать средства достижения цели. Личностные: принятие новых правил в изображении. | | | |
19 | Изображение головы человека в пространстве постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Ракурс головы, рисунок головы в повороте, соотношения лицевой и черепной частей головы человека. Объемное конструктивное изображение головы человека. Рисование с натуры гипсовой головы. | Познакомятся с творчеством А.Модильяни. Научатся: использовать новые возможности материалов, выполнять зарисовки головы в разных положениях. | Предметные: пользоваться необходимой информацией, создавать конструктивное изображение головы, изучать ракурс и поворот головы, соотношение частей. Метапредметные: определять цель работы, самостоятельно исправлять ошибки в художественной работе. Личностные: осознание своих интересов. | | | |
20 | Графический портретный рисунок и выразительный образ человека постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Выразительные средства и возможности графического изображения. Мастера эпохи Возрождения. | Познакомятся с творчеством Леонардо да Винчи. Научатся передавать индивидуальные особенности, характер, настроения человека в графическом портрете. | | | |
21 | Портрет в скульптуре постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Скульптурный портрет в истории искусства. Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Выразительный язык портретных образов в скульптуре Рима III века н.э. | Узнают об особенностях и выразительных возможностях скульптуры. Научатся работать графическими материалами, передавать индивидуальные особенности портретируемого. | Предметные: изучать скульптурный портрет в истории искусства, скульптурные материалы, анализировать скульптурные образы, работать со скульптурным материалом. Метапредметные: планировать деятельность в учебном процессе. Личностные: осознавать разнообразие средств и материалов мира искусства, вырабатывать наблюдательность, творческое воображение. | | | |
22 | Портрет в скульптуре постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | | | |
23 | Сатирические образы человека постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Карикатура. Шарж. Правда жизни и язык искусства. Творческий коллектив Кукрыниксы. | Узнают приемы художественного преувеличения, творчество известных карикатуристов. Научатся обострять образы при создании шаржа. | Предметные: проявлять положительное отношении е к графическому юмору, учится приемам художественного преувеличения. Метапредметные: соблюдать нормы коллективного поведения, работать по плану. Личностные: понимать эмоциональное состояние других людей. | | | |
24 | Образные возможности освещения в портрете постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Свет естественный, искусственный. Контраст. Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Биографические очерк о И.Репине | Узнают приемы изображения при направлении света сбоку, снизу, при рассеянном свете. Научатся видеть контрастность освещения; использовать приемы выразительных возможностей искусственного освещения для характеристики образа. | Предметные: научится воспринимать изменение образа человека при естественном освещении и искусственном; постоянство формы при любом освещении, воспринимать контражур. Метапредметные: планировать деятельность в учебной ситуации, определять способы достижения практической цели. Личностные: вырабатывать свои мировоззренческие позиции, осознавать свои эмоции, выражать и контролировать их. | | | |
25 | Портрет в живописи постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Знакомство с творчеством художников портретного жанра. Виды портрета. Роль и место портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в разные эпохи. | Узнают о значении цвета и тона в портретном жанре. Познакомятся с выдающимися портретистами: В.Серовым, З.Серебряковой, Рембрантом, Ф.Кало. Научатся использовать цвет для передачи настроения и характера | Предметные: научатся передавать цветовое решение образа в портрете; научатся определять понятия автопортрет; осваивать навыки применения живописной фактуры, самостоятельно выбирать и использовать художественную технику. Метапредметные: определять цель и проблему в учебной деятельности, оценивать степень достижения цели; самостоятельно исправлять ошибки. Личностные: понимать значение знаний для человека, приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков. | | | |
26 | Роль цвета в портрете постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Цвет, настроение, характер. Цветовое решение портрета. Тон и цвет. Освещение. Живописная фактура в произведениях искусства. В.Серов «Девочка с персиками», «Дети» | | | |
27 | Роль цвета в портрете постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа | Автопортрет. Тон и цвет. | | | |
28 | Великие портретисты постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Образный язык художника. Личность художника и его эпоха. | Узнают имена великих портретистов. Научатся выполнять художественный анализ своих работ и работ одноклассников. | Предметные: определять индивидуальность произведений в портретном жанре; находить и предоставлять информацию о портрете. Метапредметные: оценивать степень достижения цели. Личностные: проявлять познавательную активность. | | | |
Раздел 4 «Человек и пространство. Пейзаж» 4 часа |
29 | Жанры в изобразительном искусстве постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Тематическая картина. Жанры. Видение мира художниками в разные эпохи. | Узнают: произведения и жанры изобразительного искусства. Научатся: аргументировано анализировать картины художников. | Предметные: анализировать, выделять главное в картине и обобщать; определять термин жанр и его виды: портрет, натюрморт, пейзаж, исторический жанр, батальный, бытовой; определять термин тематическая картина и ее виды. Устанавливать аналогии и использовать их в решении практической задачи. Метапредметные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; планировать и организовывать свою деятельность. Личностные: приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков. | | | |
30 | Изображение пространства постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Точка зрения. Перспектива: линейная, прямая, обратная. Пространство иконы и его смысл. | Узнают: понятия точка зрения и линия горизонта, способы изображения пространства в различные эпохи. Узнают правила воздушной перспективы. Научатся: изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы. | Предметные: знакомится с перспективой как с изобразительной грамотой, показывать возникновение потребности в изображении глубины пространства, уметь определять особенности обратной перспективы, знакомится с нарушением правил перспективы в искусстве XX века и его образным смыслом; использовать закономерности многомерного пространства при решении творческой задачи. Метапредметные: планировать и организовывать свою деятельность, корректировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала. | | | |
31 | Правила линейной и воздушной перспективы. Городской пейзаж постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Точка схода в линейной и воздушной перспективе. Плоскость картины. Линия горизонта. Передача глубины пространства. Мастера городского пейзажа. | | | |
32 | Пейзаж – настроение. Природа и художник постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Импрессионизм в живописи. Жизнь и творчество художника– импрессиониста К.Писсаро. Эпический, романтический пейзаж. | Узнают: об истории и развитии жанра пейзажа, об импрессионизме. Научатся: организовывать перспективу в картинной плоскости, использовать изобразительные средства для достижения лучшего эффекта. | Предметные: научится самостоятельно применять полученные знания о перспективе. Сравнивать картины по заданным критериям. Научится осуществлять поиск колорита, определять характер цветовых отношений, применять освещение. Метапредметные: выполнять работу по памяти и по представлению, давать эстетическую оценку выполненным работам, анализировать использование перспективы. Личностные: учится критически осмысливать результаты деятельности, проявлять интерес к новым видам работы. | | | |
33 | Резерв | | | | | | |
34 | Резерв | | | | | | |