СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 6 класс»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями; Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ; Концепцией развития географического образования в Российской Федерации; учебным планом МБОУ Гусинской СШ на 2020-2021 уч. год; положением МБОУ Гусинской СШ «О рабочей программе педагога»; ООП ООО МБОУ Гусинской СШ, приказ №35 от 31. 08.2016 года.


Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012 г.


Рабочая программа ориентирована на учебник:

Порядковый номер учебника в Федеральном перечне

Автор/авторский коллектив

Название учебника

Класс

Издатель учебника

Нормативный документ

1.2.2.4.2.2.

Герасимова Т.П.

Неклюкова Н.П.

География. Начальный курс

6

Дрофа

Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 июля 2017 г. № 629 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253”



Согласно новой Концепции, географическое образование на уровне основного общего образования должно:

- воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, глубокого понимания национальной и государственной специфики посредством актуализации содержания курса «География России», введения в систему географического образования в образовательных организациях обязательного курса (модуля) «География родного края», а также изучения этого курса в рамках внеурочной деятельности;

- обеспечивать соответствие объема и содержания примерных рабочих программ по географии и учебно-методических комплексов возрастным особенностям, потребностям и интересам обучающихся;

- использовать потенциал географии как яркого, увлекательного, образного учебного предмета, позволяющего представлять информацию максимально доступной для восприятия современными средствами (в первую очередь, картографическими), способствовать развитию мотивации к изучению географии;

- предоставить каждому обучающемуся, независимо от места и условий его проживания, возможность достижения высокого уровня географической подготовки посредством создания, развития и внедрения в образовательную практику дистанционных образовательных технологий;

- обеспечивать комплексный подход в изучении географии для преодоления содержательного и методологического разрыва между физической и социально-экономической географией.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами являются следующие умения:

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

• ценностные ориентации обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

• гармонично развитые социальные чувства и качества:

— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

• образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами освоения программы по географии являются:

1) формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире, и адекватной ориентации в нем;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Обучающийся научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Введение (3 ч)

География — наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса.

Земля — планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и годовом движении Земли). Луна — спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Современные географические исследования; формы их организации и методы.

Раздел 2. Виды изображения поверхности Земли (15 часов).

Тема 1: План местности (7 часов)

Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса. Условные знаки плана. Масштабы плана. Стороны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями. Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Особенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Определение (примерно) местонахождения своей школы.

Использование планов местности в практической деятельности человека.

Тема 2: Географическая карта (8 часов)

Форма и размеры Земли. Географическая карта и ее виды. Глобус. Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий. Градусная сетка на глобусе и географической карте. Меридианы и параллели. Определение направлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря. Использование географических карт в практической деятельности человека.

Раздел 3. Строение земли. Земные оболочки (42 часа)

Тема 3: Литосфера (9 часов)

Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые Курской области. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др. Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная долина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали.

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека.

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека.

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.

Особенности рельефа своей местности.

Тема 4: Гидросфера (14 часов)

Вода на Земле — как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — растворитель. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли. Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части — полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы. Свойства вод Мирового океана: соленость, температура. Движения вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение океана.

Воды суши: подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные. Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соленые). Ледники. Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод.

Тема 5: Атмосфера (13 часов)

Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы. Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).

Погода, ее характеристика, причины ее изменений. Взаимосвязи между элементами погоды.

Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.

Тема 6: Биосфера (6 часов)

Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане.

Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие состава почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности. Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Образование единой оболочки: географической, ее границы. Биосфера — часть географической оболочки.

Разнообразные компоненты географической оболочки: формы рельефа, климат, воды, почвы, растительность, животный мир. Их взаимосвязь и образование ими отличающихся друг от друга природных комплексов.

Природные комплексы своей местности.

Воздействие человека на компоненты и природный комплекс в целом. Правила отношения к окружающей природе.

Раздел 4. Человек и природа (8 часов)

Тема 7: Население Земли (5 часов)

Человечество – единый биологический вид. Расы. Численность населения Земли, изменения ее на протяжении основных исторических эпох. Крупнейшие народы. Кто живет в нашей местности. Язык, обычаи. Основные типы населенных пунктов.

Тема 8: Влияние природы на жизнь и здоровье человека (3 часа)

Стихийные природные явления и их последствия. Весенняя экскурсия по изучению природных комплексов своей местности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Дата по плану

Дата по факту

Раздел 1 Введение – 3 часа

1

География как наука.

Открытие, изучение и преобразование Земли

Знать понятия «география», «малая родина», значение географических знаний

Умение работать с новым учебником, контурной картой и атласом (П), формулировать собственное мнение и позицию (К), учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем (Р),

Формирование социально-активной, мобильной и адаптивной личности.



2

Земля – планета Солнечной системы

Знать: известных путешественников - мореплавателей, внесших большой вклад в изучение планеты Земля

Формировать умение ставить вопросы, структурировать материал, аргументировать собственную позицию, умение извлекать информацию из различных источников

Формирование научного мировоззрения



3

Входная контрольная работа

Умение объяснять: влияние космоса на жизнь на Земле; географические следствия движения Земли; особенности распределения света и тепла по поверхности Земли.

Планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений;

Формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности.



Раздел 2. Виды изображения поверхности Земли – 15 часов

Тема 1. План местности – 7 часов

4

План местности

Знать условные знаки, измерять расстояние, описывать маршрут по плану местности, уметь объяснять понятие «план местности»


Ориентироваться в разнообразии способов решения задач (П), контролировать действия партнера (К), планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане (Р)


Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу



5

Масштаб

Уметь читать топографический план, знать условные знаки, измерять расстояние, описывать маршрут по плану местности, уметь составлять план класса, школьного участка или других объектов.


Осуществлять синтез как составление целого из частей (П), адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач (К), оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области (Р).

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности



6

Стороны горизонта. Ориентирование

Уметь определять направление сторон горизонта на карте и местности по местным признакам и с помощью компаса

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений (П), формулировать собственное мнение и позицию (К), адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников, родителей и других людей (Р).


Ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»



7

Практическая работа №1 «Ориентирование на местности»

Объяснять понятие «азимут», уметь определять направление сторон горизонта на плане и местности по местным признакам и с помощью компаса

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (П), договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К), допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной (Р)

Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности



8

Изображение на плане неровностей земной поверхности

Уметь изображать рельеф местности горизонталями, определять абсолютную высоту точки по плану, направление повышения или понижения рельефа.

Осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о, себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ (П), использовать речь для регуляции своего действия (К), строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет (Р)


Ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей



9

Практическая работа №2 «Составление плана школьного двора»

Уметь составлять план местности

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений (П), задавать вопросы (К), ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии (Р

Установка на здоровый образ жизни



10

Урок обобщающего повторения, К.Р. №1

Закрепление и повторение основных понятий и навыков


Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (К.), осознавать себя как движущую силу своего обучения, свою способность к преодолению препятствий (Р.), составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности (П.).


Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.



Тема 2: Географическая карта – 8 часов

11

Форма и размеры Земли

Знать о форме и размерах Земли, о глобусе как о модели Земли

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П), учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (К), учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения Р)


Учебно-познавательные и внешние мотивы



12

Географическая карта

Объяснять понятие «географическая карта», уметь пользоваться масштабом и легендой карты, различать карту от плана

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач (П), адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач (К), оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи (Р).


Осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности



13

Градусная сеть на глобусе и картах

Знать понятия «параллель», «меридиан», уметь показывать на карте и глобусе параллели и меридианы, определять по параллелям и меридианам направление сторон горизонта.


Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям (П), контролировать действия партнера (К), планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане (Р)

Готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного нерасточительного здоровье сберегающего поведения



14

Географическая широта

Уметь давать определение «географическая широта» и определять географическую широту объектов на карте и глобусе


Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (П), строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет (К), вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок (Р)


Ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, других людей.



15

Географическая долгота.

Уметь давать определение «географическая долгота и координаты» и определять географическую долготу и координаты объектов на карте и глобусе

Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи (П), учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (К), адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей (Р)


Компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности



16

Практическая работа №3 «Определение географических координат объектов»

Уметь определять географические координаты объектов на карте и глобусе


Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (П), учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (К), адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей (Р)


Компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности



17

Изображение на физических картах высот и глубин

Уметь определять абсолютные высоты и глубины по карте по отметкам высот и шкале глубин,

Строить сообщения в устной и письменной форме (П), договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К), различать способ и результат действия (Р)


Формирование познавательного интереса к предмету исследований.



18

Контрольная работа №2 «Географическая карта»

Закрепление и повторение основных понятий и навыков



Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.



Раздел 3. Строение Земли. Земные оболочки – 42 часа

Тема 3: Литосфера – 9 часов

19

Земля и ее строение

Знать внутреннее строение, отличия океанической и материковой, способы изучения земной коры

Владеть рядом общих приемов решения задач (П), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения (К), актуальный контроль на уровне произвольного внимания, контроль по результату и по способу действия (Р)


Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей



20

Горные породы и минералы

Знать отличие всех групп горных пород

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П), задавать вопросы (К), учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем (Р)

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе



21

Движение земной коры

Уметь работать с картой, показывать области медленных вертикальных движений земной коры, сейсмических поясов, районов землетрясений


Строить сообщения в устной и письменной форме, создавать творческие работы (П), работать в парах и группах, контролировать действия партнера (К), учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения (Р)


Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи




22

Вулканы, горячие источники, гейзеры

Знать строение вулканов, типы вулканов, уметь объяснять образование вулканов, гейзеров


Устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма (П.), полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию (Р.)

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности



23

Рельеф суши. Горы

Знать, что такое горы, различие гор по высоте, план описания ГП гор

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач, уметь работать с картами атласа (П), организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (К.), самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию (Р.)

Широкая мотивационная основа учебной деятельности



24

Равнины суши

Знать, что такое равнины, различие равнин по высоте, план описания ГП равнин

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач, уметь работать с картами атласа (П), организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (К.), самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию (Р.)

Широкая мотивационная основа учебной деятельности



25

Рельеф дна Мирового океана

Знать части дна Мирового океана и их особенности

Уметь работать с картой океанов (П), полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию (Р.)

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма



26

Практическая работа №4 «Работа с контурной картой по нанесению вулканов, гор, равнин»

Знать основные приемы работы с контурной картой, знать расположение всех объектов литосферы на карте

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (П), учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (К), адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей (Р

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.



27

Контрольная работа №3 «Литосфера»

Знать определения и понятия по теме

Строить сообщения в устной и письменной форме (П), договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К), различать способ и результат действия (Р)


Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности



Тема 4: Гидросфера - 14

28

Вода на Земле

Уметь определять характерные явления гидросферы, знать понятие «гидросфера»


Уметь характеризовать свойства и местонахождение воды в природе (П.), организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (К.), самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию (Р.).

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задач.



29

Части Мирового океана

Сформировать представление о Мировом океане и его частях, о суше в Мировом океане, определять ГП проливов и островов


Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П), договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К), самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию (Р.).


Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата



30

Свойства океанической воды

Знать свойства океанической воды, причины различия температуры и солености воды в разных частях Мирового океана


Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (П), адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (К), планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (Р)


Ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи



31

Волны в океане

Знать понятия «волна», «цунами», «прилив и отлив»


Уметь объяснять различия разных видов волн, определять причины их образования (П), слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (Р.)

Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в учебной деятельности при консультативной помощи учителя.



32

Океанические течения

Знать понятие «океаническое течение», виды течений

Уметь объяснять причины формирования тех или иных течений (П), контролировать действия партнера (К), учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения (Р)


Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задач.



33

Практическая работа №5 «Нанесение на контурную карту частей Мирового океана»

Познакомиться с историей развития знаний о Мировом океане и с его исследователями, способами его изучения

Выделять существенную информацию из сообщений разных видов (П), задавать вопросы (К), самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию (Р.)


Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, конструированию.



34

Подземные воды

Знать о подземных водах, их особенностях, видах, значении, охране от загрязнений


Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях (П), учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных (К), использовать предложения и оценки для создания нового более совершенного результата (Р)


Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи



35

Реки.

Знать понятия «реки», «долина», «пойма», «устье», отличие равнинной реки и горной, бассейн реки и водораздел


Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений (П), самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К), самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему (Р)


Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;



36

Практическая работа №6 «Описание реки по плану»

Знать понятия «питание», «режим», виды рек по питанию, особенности режима крупных рек, уметь показывать реки на карте


Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений (П), самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К), самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему (Р)

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;



37

Озера

Знать понятие «озеро», причины образования, виды озёр и озёрных котловин, уметь описывать озеро по плану, показывать крупные озера на карте

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей (П), организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (К.), оценивать достигнутые результаты (Р)


Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности



38

Ледники

Знать понятия «снеговая граница», «морена», «айсберги», условия образования ледника, виды ледников

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта (П); формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы (К.), проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества (Р)

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности



39

Искусственные водоемы

Практическая работа №7 «Нанесение на контурную карту вод суши»

Знать понятия «водохранилище», «канал», их значение, уметь показывать на карте России искусственные водоёмы.

Умения вести самостоятельный поиск, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий (П) работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (Р)

Выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения



40

Загрязнение гидросферы

Знать значение, необходимость охраны и рационального использования вод суши

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность (П), самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К), выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат (Р)


Выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения



41

Контрольная работа № 4 «Гидросфера»

Знать основные понятия по гидросфере, сведения о водах планеты.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность (П), самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К), выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат (Р)


Выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения



Тема 5: Атмосфера – 13 часов

42

Атмосфера: строение, значение, изучение

Знать понятие «атмосфера», строение атмосферы, необходимость охраны атмосферного воздуха.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях (П), учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных (К), использовать предложения и оценки для создания нового более совершенного результата (Р)


Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;



43

Температура воздуха

Знать особенности суточного хода температуры, определять среднесуточные температуры, суточные амплитуды


Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность (П), самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К), выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат (Р)


Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу



44

Годовой ход температуры воздуха

Практическая работа №8 «Построение графика температуры»

Знать особенности годового хода температуры, определять среднегодовые температуры, годовые амплитуды, уметь строить график колебания температуры

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность (П), самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К), выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат (Р)


Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу



45

Атмосферное давление

Знать понятие «атмосферное давление», способы измерения атмосферного давления, причины изменения атм. давления

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей (П); задавать вопросы (К), работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (Р)

Выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения



46

Ветер

Знать понятие «Ветер, виды ветров, причины образования ветра


Строить сообщения в устной и письменной форме (П), договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К), различать способ и результат действия (Р)


Формирование познавательного интереса к предмету исследований.



47

Водяной пар в атмосфере

Знать понятия «абсолютная и относительная влажность, воздух, насыщенный и ненасыщенный, уметь определять абсолютную и относительную влажность воздуха.


Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность (П), самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К), выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат (Р)


Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу



48

Атмосферные осадки

Знать понятие «атмосферные осадки», виды осадков, способ измерения, причины, влияющие на количество осадков, уметь строить диаграммы количества осадков

Строить сообщения в устной и письменной форме (П), владеть диалогической формой коммуникации (К), осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (Р)


Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи



49

Погода

Знать понятие «погода», уметь описывать по условным знакам погоду своей местности

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей (П); задавать вопросы (К), работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (Р)

Широкая мотивационная основа учебной деятельности



50

Климат

Знать понятие «климат», называть основные характеристики климата, описывать климат различных территорий

Выделять существенную информацию из сообщений разных видов (П), обосновывать собственную позицию и учитывать разные мнения (К), различать способ и результат действия (Р)

Адекватно понимать причины успешности или не успешности в обучении



51

Распределение солнечного света и тепла на Земле

Знать пояса освещенности, особенности распределения солнечного тепла


Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных занятий с использованием учебной литературы, энциклопедий, словарей (П), задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером (К), вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок (Р

Ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей



52

Причины, влияющие на климат

Знать особенности влияния на климат географического положения, близости или удаленности океанов и морей, направления господствующих ветров


Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей (П); задавать вопросы (К), работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (Р)

Адекватно понимать причины успешности или не успешности в обучении



53

Причины, влияющие на климат (продолжение)

Знать особенности влияния на климат океанических течений, рельефа, высоту над уровнем моря


Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей (П); задавать вопросы (К), работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (Р)

Адекватно понимать причины успешности или не успешности в обучении



54

Контрольная работа №5 «Атмосфера»

Знать все понятия и закономерности по теме «Атмосфера»


Выделять существенную информацию из сообщений разных видов (П), обосновывать собственную позицию и учитывать разные мнения (К), различать способ и результат действия (Р)


Адекватно понимать причины успешности или не успешности в обучении



Тема 6: Биосфера – 6 часов

55

Разнообразие и распространение организмов на Земле

Называть царства организмов, их основные характеристики, широтная зональность


Устанавливать аналогии (П), задавать вопросы (К), различать способ и результат действия (Р)


Основы экологической культуры



56

Природные зоны на Земле

Называть природные зоны, их распространение


Владеть рядом общих приемов решения задач (П), задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером (К), вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок (Р)

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с уникумами родного края



57

Организмы в Мировом океане

Называть основные сообщества организмов океана, примеры приспособленности к окружающей среде


Выделять существенную информацию из сообщений разных видов (П), обосновывать собственную позицию и учитывать разные мнения (К), различать способ и результат действия (Р)


Адекватно понимать причины успешности или не успешности в обучении



58

Воздействие организмов на земные оболочки

Называть оболочки Земли, понятие «почва», определять различия почв, приводить примеры взаимодействия биосферы с другими оболочками


Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей (П), обосновывать собственную позицию и учитывать разные мнения (К), различать способ и результат действия (Р)


Компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности



59

Природный комплекс

Называть и показать компоненты ПТК, описывать ПТК


Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных занятий с использованием учебной литературы, энциклопедий, словарей (П), задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером (К), вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок (Р)

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования




60

Контрольная работа №6 «Биосфера»

Знать все понятия и закономерности по теме «Биосфера»


Владеть рядом общих приемов решения задач (П), обосновывать собственную позицию и учитывать разные мнения (К), различать способ и результат действия (Р)


Адекватно понимать причины успешности или не успешности в обучении



Раздел 4. Человек и природа – 8 часов

Тема 7: Население Земли - 5

61

Человечество – единый биологический вид

Называть и показать три расы людей

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач (П), контролировать действия партнера (К), планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (Р)


Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу



62

Численность населения Земли

Знать численность населения, факторы, влияющие на ее изменение, об особенностях численности населения своей местности


Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных занятий с использованием учебной литературы, энциклопедий, словарей (П), задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером (К), вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок (Р)


Ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.



63

Основные типы населенных пунктов

Называть и показывать основные типы населенных пунктов, поведение человека в природе


Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных занятий с использованием учебной литературы, энциклопедий, словарей (П), задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером (К), вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок (Р)

патриотизм, любовь к своей местности



64

Человек – часть биосферы

Знать понятие «ноосфера»


Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей (П), обосновывать собственную позицию и учитывать разные мнения (К), различать способ и результат действия (Р)

Компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности



65

Промежуточная аттестация

Знать все понятия и закономерности за курс 6 класса

Владеть рядом общих приемов решения задач (П), обосновывать собственную позицию и учитывать разные мнения (К), различать способ и результат действия (Р)


Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях



Тема 8: Влияние природы на жизнь и здоровье человека – 3 часа

66

Стихийные природные явления

Называть природные явления, определять влияние природы на жизнь и здоровье человека,


Выдвигать версии решения проблемы (П), обосновывать собственную позицию и учитывать разные мнения (К), искать самостоятельно и выбирать из предложенных средства достижения цели (Р)


Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу



67

Весенняя экскурсия в природу

Составить описание природного комплекса своей местности


Владеть рядом общих приемов решения задач (П), уметь строить работу в группах (К), актуальный контроль на уровне произвольного внимания, контроль по результату и по способу действия (Р)


Ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей



68

Итоговое занятие

Знать понятия и закономерности, изученные в курсе «География. Начальный курс»


Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий (П), самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) (К), способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью (Р)


Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, и норм поведения.









9