ПРИЛОЖЕНИЕ
к ООП ООО (ФК ГОС) МБОУ СОШ №62
Пояснительная записка
к рабочей программе по физике для 7-9 классов.
1. Рабочая программа по физике составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта.
2. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения этих задач, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи:
создать условия для развития устойчивого интереса к физике, к решению задач;
сформировать навыки самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных ситуациях;
развить общеучебные умения: обобщать, анализировать, сравнивать, систематизировать через решение задач;
развить творческие способности учащихся;
развить коммуникативные умения работать в парах и группе;
показать практическое применение законов физики через решение экспериментальных задач, связанных с явлениями и процессами, происходящими в окружающем нас мире.
3. Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
4. Для достижения поставленных целей в соответствии с образовательной программой учреждения используются учебно-методические комплекты:
1. Учебник «Физика. 7 класс», А. В Пёрышкин., 2007 г.
2. Учебник «Физика. 8 класс», А. В Пёрышкин., 2008 г.
3. Учебник «Физика. 9 класс», А. В Пёрышкин., 2009 г.
4.«Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений» В.И. Лукашик, Е.В. Иванов, 21 издание, М., Просвещение 2007г.
5. Учебный предмет изучается в 7 – 9 классах, рассчитан на 208 часов, в том числе резерв – 12, оценочных лабораторных работ – 24, контрольных работ – 15. В 7 классе – 70 часов из них резерв – 4, оценочных лабораторных работ – 10, контрольных работ – 5.
В 8 классе – 70 часов из них резерв – 4, оценочных лабораторных работ – 10, контрольных работ – 5.
В 9 классе – 68 часов из них резерв – 4, оценочных лабораторных работ – 4, контрольных работ – 5.
6. В процессе преподавания курса широко используются комплексный подход, деятельностный подход, проблемное обучение, ориентирующие на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. При проведении уроков используются лекции, беседы, уроки-исследования, практическая работа с учебником, заполнение сравнительных таблиц, систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися и т.д.
Виды и формы контроля:
текущий в форме:
- устного контроля - индивидуальный и фронтальный опрос;
- письменный контроль – контрольные работы, физические диктанты, лабораторные работы;
- тестовый контроль;
- самоконтроль.
промежуточная итоговая аттестация в форме:
- тестовый контроль.
Учебно – тематический план
Раздел | Количество часов |
7 класс | 8 класс | 9 класс |
Физика и физические методы изучения природы | 3 | | |
Механические явления | 52 | | 28 |
Тепловые явления | 5 | 21 | |
Электромагнитные явления | | 38 | 17 |
Квантовые явления | | | 15 |
Повторение | 6 | 7 | 6 |
Резерв | 4 | 4 | 4 |
Итого количество часов | 70 | 70 | 70 |
Контрольные работы | 5 | 5 | 5 |
Лабораторные работы | 10 | 10 | 4 |
Содержание учебного предмета
Физика и физические методы изучения природы
Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЯВЛЕНИЙ И ОБЪЕКТОВ ПРИРОДЫ. Измерение физических величин. ПОГРЕШНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира.
Лабораторные работы
1. Определение цены деления измерительного прибора
Механические явления
Кинематика. Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. СИСТЕМА ОТСЧЕТА И ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ. Путь. Расчёт пути и времени движения. Перемещение. Определение координаты тела. Скорость. Единицы скорости. Прямолинейное равномерное движение. Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Прямолинейное и криволинейное движение. Искусственный спутник Земли. Движение по окружности. Инерция. Динамика. ИСО. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса. Плотность вещества. Расчёт массы и объёма тела по его плотности. Сила. Единицы силы. Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Сила тяжести. Явление тяготения. Свободное падение и движение тела брошенного вверх. ВЕС ТЕЛА. НЕВЕСОМОСТЬ. ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ ТЕЛА. Закон всемирного тяготения. Относительность движения. ГЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ И ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ МИРА. Механическая работа. Единицы работы. Мощность. Единицы мощности. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения механической энергии. УСЛОВИЯ РАВНОВЕСИЯ ТЕЛ.
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Блоки. Равенство работ при использовании механизмов. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.
Давление. Единицы давления. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление газа. Вес воздуха. Почему существует воздушная оболочка Земли. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр - анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Закон Паскаля. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. Передача давления жидкостями. Сообщающиеся сосуды. Поршневой жидкостный насос. ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ МАШИНЫ. Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Архимедова сила. Закон Архимеда. УСЛОВИЕ ПЛАВАНИЯ ТЕЛ. Плавание судов. Воздухоплавание.
Механические колебания. Свободные колебания. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. ПЕРИОД, ЧАСТОТА, АМПЛИТУДА КОЛЕБАНИЙ. Механические волны. Два вида волн. ДЛИНА ВОЛНЫ. Скорость волны. Звук. Источники звука. ГРОМКОСТЬ ЗВУКА И ВЫСОТА ТОНА. Тембр. Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Эхо.
Наблюдение и описание различных видов механического движения, взаимодействия тел, передачи давления жидкостями и газами, плавания тел, механических колебаний и волн; объяснение этих явлений на основе законов динамики Ньютона, законов сохранения импульса и энергии, закона всемирного тяготения, законов Паскаля и Архимеда.
Измерение физических величин: времени, расстояния, скорости, массы, объема, плотности вещества, силы, давления, работы, мощности, периода колебаний маятника.
Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: пути от времени при равномерном и равноускоренном движении, силы упругости от удлинения пружины, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, силы трения от силы нормального давления, условий равновесия рычага.
Практическое применение физических знаний для выявления зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости; использования простых механизмов в повседневной жизни.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: весов, динамометра, барометра, ПРОСТЫХ МЕХАНИЗМОВ.
Лабораторные работы
Измерение массы тела на рычажных весах
Измерение объёма тела
Определение плотности вещества твёрдого тела
Градуирование пружины и измерение сил динамометром
Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело
Выяснение условий плавания тел в жидкости
Выяснение условия равновесия рычага
Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости
Исследование зависимости периода и частоты от длины маятника
Тепловые явления
Строение вещества. Молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Три состояния вещества.
Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Испарение и конденсация. Кипение. Температура кипения. ЗАВИСИМОСТЬ ТЕМПЕРАТУРЫ КИПЕНИЯ ОТ ДАВЛЕНИЯ. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Температура плавления. УДЕЛЬНАЯ ТЕПЛОТА ПЛАВЛЕНИЯ И ПАРООБРАЗОВАНИЯ. Энергия топлива. УДЕЛЬНАЯ ТЕПЛОТА СГОРАНИЯ топлива.
Преобразования энергии в тепловых машинах. ПАРОВАЯ ТУРБИНА, ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ. КПД ТЕПЛОВОЙ МАШИНЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕПЛОВЫХ МАШИН.
Наблюдение и описание диффузии, изменений агрегатных состояний вещества, различных видов теплопередачи; объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества, закона сохранения энергии в тепловых процессах.
Измерение физических величин: температуры, количества теплоты, удельной теплоемкости, УДЕЛЬНОЙ ТЕПЛОТЫ ПЛАВЛЕНИЯ ЛЬДА, влажности воздуха.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: температуры остывающей воды от времени, температуры вещества от времени при изменениях агрегатных состояний вещества.
Практическое применение физических знаний для учета теплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседневной жизни.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: термометра, ПСИХРОМЕТРА, ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ, ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, ХОЛОДИЛЬНИКА.
Лабораторные работы
Измерение размеров малых тел
Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры
Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела
Электромагнитные явления
Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Электроскоп. Объяснение электрических явлений. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атома. ПРОВОДНИКИ, ДИЭЛЕКТРИКИ И ПОЛУПРОВОДНИКИ. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Постоянный электрический ток. ИСТОЧНИКИ ПОСТОЯННОГО ТОКА. Электрическая цепь и её составные части. Сила тока. Амперметр. Измерение силы тока. Электрическое напряжение. Вольтметр. Измерение напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление. НОСИТЕЛИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЗАРЯДОВ В МЕТАЛЛАХ, ПОЛУПРОВОДНИКАХ, ЭЛЕКТРОЛИТАХ И ГАЗАХ. ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЕ ПРИБОРЫ. Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка электрической цепи. Реостаты. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ И ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЯ ПРОВОДНИКОВ. Работа и мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Короткое замыкание. Плавкие предохранители. Закон Джоуля - Ленца.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле и его графическое изображение. Направление тока и направление линий магнитного поля. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Магнитные линии. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. ЭЛЕКТРОМАГНИТ и их применение. Взаимодействие магнитов. МАГНИТНОЕ ПОЛЕ ЗЕМЛИ. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ постоянного тока. Электромагнитная индукция. Явление самоиндукции. Опыты Фарадея. ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОР. Переменный ток. ТРАНСФОРМАТОР. ПЕРЕДАЧА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ НА РАССТОЯНИЕ.
КОЛЕБАТЕЛЬНЫЙ КОНТУР. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ. Электромагнитное поле. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ. ПРИНЦИПЫ РАДИОСВЯЗИ И ТЕЛЕВИДЕНИЯ.
Источники света. Элементы геометрической оптики. Закон прямолинейного распространения света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Закон преломления света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Электромагнитная природа света. СВЕТ - ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ВОЛНА. Дисперсия света. Цвета тел. Интерференция света. ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ НА ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ.
Наблюдение и описание электризации тел, взаимодействия электрических зарядов и магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, теплового действия тока, электромагнитной индукции, отражения, преломления и дисперсии света; объяснение этих явлений.
Измерение физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности тока, фокусного расстояния собирающей линзы.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: электростатического взаимодействия заряженных тел, действия магнитного поля на проводник с током, последовательного и параллельного соединения проводников, зависимости силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения.
Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока и электромагнитных излучений.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: амперметра, вольтметра, ДИНАМИКА, МИКРОФОНА, ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРА, ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, очков, ФОТОАППАРАТА, ПРОЕКЦИОННОГО АППАРАТА.
Лабораторные работы
Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках
Измерение напряжения на различных участках электрической цепи
Регулирование силы тока реостатом
Измерение электрического сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра
Измерение мощности и работы тока в электрической лампе
Сборка электромагнита и испытание его действия
Изучение электрического двигателя
Получение изображения при помощи линзы
Изучение явления электромагнитной индукции
Квантовые явления
Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. ПЕРИОД ПОЛУРАСПАДА. Закон радиоактивного распада. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. ОПТИЧЕСКИЕ СПЕКТРЫ. ПОГЛОЩЕНИЕ И ИСПУСКАНИЕ СВЕТА АТОМАМИ. Спектроскоп. Спектральный анализ.
Состав атомного ядра. Открытие протона и нейтрона. ЭНЕРГИЯ СВЯЗИ АТОМНЫХ ЯДЕР. Ядерные силы. Дефект масс. Ядерные реакции. Экспериментальные методы исследования частиц. Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции. ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ СОЛНЦА И ЗВЕЗД. ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА. Ядерный реактор. ДОЗИМЕТРИЯ. ВЛИЯНИЕ РАДИОАКТИВНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ НА ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ АТОМНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ.
Наблюдение и описание ОПТИЧЕСКИХ СПЕКТРОВ РАЗЛИЧНЫХ ВЕЩЕСТВ, их объяснение НА ОСНОВЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТРОЕНИИ АТОМА.
Практическое применение физических знаний для защиты от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излучений; для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности.
Лабораторные работы
Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля - Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов;
оценки безопасности радиационного фона.
Учебно-методические средства обучения
УМК:
Учебник «Физика. 7 класс», А. В Пёрышкин., 2007 г.
Учебник «Физика. 8 класс», А. В Пёрышкин., 2008 г.
Учебник «Физика. 9 класс», А. В Пёрышкин., Е.М. Гутник, 2009 г.
«Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений»? В.И. Лукашик, Е.В. Иванов, 21 издание, М., Просвещение 2007 г.
Пособия для учителя:
Контрольные работы по физике: 7-9 кл.: Кн. Для учителя/ А.Е. Марон, Е.А. Марон.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2007
Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс/ О.И. Громцева.-2-е изд., стереотип.- М: «Экзамен», 2010
Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс/ О.И. Громцева.-2-е изд., стереотип.- М: «Экзамен», 2010
Контрольные и самостоятельные работы по физике. 8 класс/ О.И. Громцева.-2-е изд., стереотип.- М: «Экзамен», 2010
Программы для общеобразоват. учреждений: Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / Сост. В.А Орлов, В.А.Коровин. – 3-е изд., стереотипное – М.: Дрофа, 2010
Рабочие программы по физике. 7-11 кл. / Сост. В.А.Попова .- Глобус, 2009
Физика. 7 – 11 классы: развёрнутое тематическое планирование/ авт.-сост. Г.Г.Телюкова.- Волгоград: Учитель, 2010
Физика. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.В.Пёрышкин/ авт.- сост. В.А.Шевцов.- Волгоград: Учитель, 2010
Р.И.Малафеев. Проблемное обучение физике в средней школе. – М.Просвещение 1993
В.Г.Сердинский Экскурсии по физике в средней школе – М.Просвещение 1991
Средства обучения:
Комплекты для поведения лабораторных работ
Приборы для демонстраций
Комплекты таблиц по физике
Дидактические средства обучения.
Технические средства: интерактивная доска, ноутбук, диски.
Интернет ресурсы:
http://him.1september.ru
http://www.fcior.edu.ru
http://school-collection.edu.ru