СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»




Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 7 класса составлена на основе

  1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;

  2. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Бургуйская СОШ»;

  3. Положения о рабочей программе;

  4. Программы для общеобразовательных учреждений министерства образования и науки РФ «Русский язык, 5-9 классы» под редакцией Л. М. Рыбченковой (М., «Просвещение», 2011).

  5. Данное планирование предусматривает работу по следующему учебнику: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова «Русский язык. 7 класс» в 2-х частях под редакцией Л. М. Рыбченковой ( М, «Просвещение», 2017 год). Всего на изучение русского языка в 7 классе отводится 170 часов (из расчета 5 часов в неделю). 34 учебные недели. Планирование построено с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


  1. Основное содержание программы.

Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык - язык русской художественной литературы. Понятие о русском литературном языке и его нормах. Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей. Система языка

Фонетика. Орфоэпия Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Фонетическая транскрипция. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Связь фонетики с графикой и орфографией. Основные выразительные средства фонетики. Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

Морфемика (состав слова) и словообразование Морфема - минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах. Основные способы образования слов. Основные выразительные средства словообразования. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексика и фразеология Слово - основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Стилистически окрашенная лексика русского языка Исконно русские и заимствованные слова Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Фразеологизмы, их значение и употребление. Понятие об этимологии как науке о происхождении слов и фразеологизмов. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Основные морфологические нормы русского литературного языка. Основные выразительные средства морфологии. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Синтаксис Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные. Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения. Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции. Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи. Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. Основные выразительные средства синтаксиса. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. Правописание: орфография и пунктуация Орфография Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм. Пунктуация Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге. Сочетание знаков препинания.

















  1. Тематическое планирование

учебного предмета «Русский язык»

п/п

Дата


Тема урока

Кол-во часов

1 четверть (45ч)

Введение

1


Русский язык в современном мире.

1

2


Речь. Речевое общение. Диалог. Монолог.

1

3


Речь. Речевое общение. Устная и письменная речь.

1

4


Речевой этикет.

1

5


РР Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме: «Книга - наш лучший друг и советчик».

1

6


РР Написание сочинения - рассуждения на тему: «Книга - наш друг и советчик».

1

7


Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.

1

8


Функциональные разновидности языка. Книжная речь. Сферы общения.

1

9


Текст: его основная и дополнительная информация. §5

1

10


Контрольный диктант № 1 по теме: «Повторение изученного в 6 классе» с грамматическим заданием.

1

11


Работа над ошибками в контрольном диктанте.

1

Морфология. Причастие. (34 часа)

12


Система частей речи в русском языке. § 6

1

  1. 13


Понятие о причастии. Причастие как особая форма глагола. § 7

1

  1. 14


Признаки глагола и прилагательного в причастии. § 8

1

  1. 15


Причастный оборот, его признаки и особенности. § 9

1

  1. 16


Причастный оборот и знаки препинания при причастном обороте.

1

  1. 17


Действительные и страдательные причастия. § 10

1

  1. 18


РР Обучение написанию сжатого изложения по теме: «Причастный оборот» (по упр. 72).

1

  1. 19


Полные и краткие формы причастий. §11

1

  1. 20


Причастия настоящего и прошедшего времени. §12

1

21


Образование действительных причастий настоящего времени. §13

1

22


Образование действительных причастий настоящего времени. §13

1

23


Образование действительных причастий прошедшего времени.

1

24


Образование действительных причастий прошедшего времени.

1

25


Образование страдательных причастий настоящего времени. § 14

1

26


Образование страдательных причастий прошедшего времени.

1

27


Работа с информацией, представленной в различном виде

1

28


Самостоятельная работа. Повторение образования причастий.

1

29


Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях.

1

30


Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях.

1

31


Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях.

1

32


Правописание Н, НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных.

1

33


Н, НН в кратких страдательных причастиях.

1

34


Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных.

1

35


Морфологический разбор причастий.

НЕ с причастиями.

1

36


Правописание НЕ с причастиями. Закрепление.

1

37


РР Обучение написанию изложения «Незаслуженное наказание» по теме: «Правописание причастий» (по тексту упр.139)

1

38


РР Написание изложения «Незаслуженное наказание» по теме: «Правописание причастий» (по тексту упр. 139).

1

39


Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий.

1

40


Повторение по теме: «Причастие». Образование и морфологические признаки причастия.

1

41


Повторение по теме: «Причастие». Орфограммы и пунктограммы.

1

42


Повторение по теме: «Причастие». Орфограммы.

1

43


Повторительно - обобщающий урок по теме: «Причастие».

1

44


Контрольный диктант № 2 по теме: «Причастие» с грамматическим заданием.

1

45


Работа над ошибками.

1

2 четверть (35ч)

Морфология. Деепричастие. (18 часов)

46


Понятие о деепричастии.

1

47


Понятие о деепричастном обороте.

1

48


Деепричастный оборот: знаки препинания при деепричастном обороте.

1

49


РР Тезисный план текста (по тексту упр.165)

1

50


Правописание НЕ с деепричастиями.

1

51


Правописание НЕ с деепричастиями. Закрепление.

1

52


Деепричастия совершенного вида.

1

53


Деепричастия несовершенного вида.

1

54


РР Написание сочинения-описания картины

Б. Кустодиева «Сирень».(упр. 181, 182)

1

55


РР Рассуждение и его виды. Рассуждение - доказательство.

1

56


РР Обучение написанию сочинения – рассуждения по теме: «Деепричастие» (по упр.193).

1

57


Сочинение-рассуждение по рассказу «Коллекционная вещь» Тибора Фишера

1

58


Морфологический разбор деепричастия. (§ 27)

1

59


Повторение изученного по теме: «Деепричастие». (§28)

1

60


Повторение изученного по теме: «Деепричастие».

1

61


Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме: «Деепричастие».

1

62


Работа над ошибками.

1

63


РР Изложение

1

Наречие. (36 часов)

64


Наречие как часть речи.

1

65


Наречие как часть речи.

1

66


Наречие как часть речи и слова категории состояния.

1

67


Разряды наречий по значению.

1

68


Разряды наречий по значению. Местоимённые наречия.

1

69


Сочинение-рассуждение по тексту В.Ю.Постникова

«Как растения- иностранцы Россию осваивали»

1

70


РР Изложение

1

71


РР Комплексная работа над текстом. Обучение анализу текста.

1

72


РР Комплексная работа над текстом по теме: «Причастие. Деепричастие».

1

73


Степени сравнения наречий. Формы сравнительной степени.

1

74


Степени сравнения наречий. Формы превосходной степени.

1

75


Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на о (-е): условия слитного написания.

1


76


Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на о (-е): условия раздельного написания.

1


77


Морфологический разбор наречия. Повторение изученного по теме: «Наречие».

1

78


Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме: «Наречие как часть речи».

1

79


Работа над ошибками.

1

80


Одна и две буквы Н в наречиях на –о (-е): особенности выбора.

1

3 четверть (50ч)

81


Одна и две буквы Н в наречиях на –о (-е): отличие наречий и кратких причастий.

1

82


Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

1

83


Буквы о и а на конце наречий: условия написания буквы а.

1

84


Буквы о и а на конце наречий: условия написания о.

1

85


Дефис между частями слова в наречиях, образованных от прилагательных и притяжательных местоимений.

1

86


Дефис между частями слова в наречиях, образованных от порядковых числительных.

1

87


РР Обучение написанию подробного изложения по теме: «Правописание наречий» (по тексту упр. 241).

1

88


РР Написание подробного изложения «Море» по теме: «Правописание наречий» (по тексту упр. 241).

1

89


Слитное написание наречий, образованных от существительных и числительных.

1

90


Раздельное написание наречий, образованных от существительных и числительных.

1

91


Слитное написание наречий, образованных от количественных числительных.

1

92


Раздельное написание наречий, образованных от количественных числительных.

1

93


Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

94


РР Речевая характеристика героя (на материале упр. 252)

1

95


РР Сжатое изложение « Речевая характеристика героя» по теме: «Правописание наречий» (на материале упр. 252).

1

96


Повторение темы «Наречие»: образование и морфологические признаки.

1

97


Повторение темы «Наречие». Орфограммы.

1

98


Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме: «Наречие».

1

99


Работа над ошибками.

1

Морфология. Предлог. (16 часов)

100


Предлог как часть речи.

1

101


Предлоги производные.

1

102


Предлоги непроизводные.

1

103


РР Обучение написанию репортажа на тему: «Холодная зима» с использованием предлогов.

1

104


РР Написание репортажа на тему: «Холодная зима».

1

105


Предлоги простые и составные.

1

106


Слитное написание предлогов.

1

107


Раздельное написание предлогов.

1

108


Написание предлогов через дефис.

1

109


Употребление предлогов в речи. Предлоги-синонимы и предлоги-антонимы.

1

110


Употребление предлогов в речи. Употребление различных вариантов предлогов.

1

111


Морфологический разбор предлога.

1

112


Повторение темы «Предлог». Морфологические признаки и отличие от других частей речи.

1

113


Повторение темы «Предлог». Правописание предлогов.

1

114


Контрольная работа № 1 по теме: «Предлог».

1

115


Работа над ошибками.

1

Морфология. Союз. (20 часов)

116


Союз как часть речи.

1

117


Разряды союзов.

1

118


Сочинительные союзы. Разряды по значению.

1

119


Сочинительные союзы и знаки препинания при них.

1

120


Подчинительные союзы. Разряды по значению.

1

121


Подчинительные союзы. Сложноподчинённые предложения с составными подчинительными союзами.

1

122


Правописание союзов. Отличия союзов тоже, также от омонимичных сочетаний слов.

1

123


Правописание союзов. Отличия союза чтобы от омонимичных сочетаний слов.

1

124


Правописание союзов. Отличия союза зато от омонимичных сочетаний слов.

1

125


РР Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме: «Союзы» (по тексту упр.316).

1

126


РР Написание сочинения-рассуждения «Профессиональный подход» по теме: «Союзы» (по упр. 316).

1

127


Союзы и союзные слова. Понятие о союзных словах.

1

128


Союзы и союзные слова. Способы их разграничения.

1

129


Союзы и союзные слова. Употребление в тексте

1

130


Союзы в простых предложениях.

1

4 четверть (40ч)

131


Союзы в сложных предложениях.

1

132


Морфологический разбор союза.

1

133


Повторение темы «Союз».

1

134


Контрольный диктант № 6 по теме: «Союз» с грамматическим заданием.

1

135


Работа над ошибками.

1

136


Частица как часть речи.

1

137


Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1

138


Разряды частиц. Смысловые частицы.

1

139


Правописание частиц. Раздельное написание частиц.

1

140


Правописание частиц через дефис.

1

141


Правописание частицы НЕ с различными частями речи.

1

142


Правописание частицы НЕ: слитное написание.

1

143


Правописание частицы НЕ: раздельное написание.

1

144


Разграничение частиц НЕ и НИ: условия написания НЕ.

1

145


Разграничение частиц НЕ и НИ: условия написания НИ.

1

146


Разграничение частиц НЕ и НИ: орфографический практикум.

1

147


РР Подготовка к написанию сочинения - рассуждения «Моя малая Родина» по теме:»Частицы» (по упр. 368).

1

148


РР Написание сочинение – рассуждения «Моя малая Родина» на тему: «Правописание частиц» (по упр. 368).

1

149


Повторение темы «Частицы».

1

150


Повторение темы «Частицы».

1

151


Контрольная работа № 2 по теме: «Служебные части речи».

1

152


Работа над ошибками.

1

Морфология. Междометие. (4 часа)

153


Междометие.

1

154


Междометие.

1

155


Контрольная работа № 3 по теме: «Междометие».

1

156


Работа над ошибками.

1

Повторение изученного в 7 классе. (16 часов)

157


Повторение изученного в 7 классе: Морфологические признаки причастия и правописание причастий.

1

158


Повторение изученного в 7 классе: Знаки препинания в предложениях с причастиями.

1

159


Повторение изученного в 7 классе: Морфологические признаки деепричастие.

1

160


Повторение изученного в 7 классе: Знаки препинания в предложениях с деепричастиями.

1

161


Повторение изученного в 7 классе по теме: «Наречие».

1

162


Повторение изученного в 7 классе: Морфологические признаки предлогов.

1

163


Повторение изученного в 7 классе: Правописание предлогов.

1

164


Повторение изученного в 7 классе: Морфологические признаки союзов.

1

165


Повторение изученного в 7 классе: Правописание союзов.

1

166


Повторение изученного в 7 классе: Правописание частицы НЕ и НИ.

1

167


Итоговая контрольная работа по теме: «Изученное в 7 классе».

1

168


Работа над ошибками.

1

169


Подведение итогов.

1

170


Повторение изученного.

1

ИТОГО:

170






11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!