Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каспинская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей-предметников Протокол № 1от ______.2020г Руководитель:_______/ А.А.Иркитова | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______ / А.К.Анакова/ « » _________ 2020г | Принято на педагогическом совете Протокол № 1от _____ 2020г | «Утверждаю» Директор школы _____ / В.В.Попова / Приказ № _____ от _____2020г |
Рабочая программа
по предмету «Русский язык»
для 8класса
на 2020 – 2021 учебный год
Учитель: Иркитова А.А., учитель русского языка и литературы
с. Каспа, 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе следующих нормативно-методических материалов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ( приказ Министерства образования и науки РФ от17.12.2010г № 1897);
Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Примерная программа по предметам. Русский язык. 5-9 класс.- М.: «Просвещение», 2011;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Каспинская основная общеобразовательная школа»;
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. – М.:Просвещение, 2013;
Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов в МБОУ «Каспинская основная общеобразовательная школа»;
Учебный план и годовой календарный график МБОУ «Каспинская основная общеобразовательная школа» на 2020-2021учебный год;
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
Программа ориентирована на использование УМК по русскому языку для 8класса авторов Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, А.Д.Дейкиной и др.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Технологии, используемые в обучении: технология развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения.
Формы текущего контроля знаний, умений и навыков и промежуточной аттестации обучающихся
При планировании предусмотрены разнообразные формы:
вводный. текущий или промежуточный, тематический, итоговый
диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий (с дополнительным заданием), морфемный
тесты
комплексный анализ текста
устные рассказы.
Раздел І. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» обучающиеся 8класса должны овладеть следующими планируемыми результатами:
Личностные результаты:
формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:
получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;
формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним;
осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;
формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, c установкой на билингвизм;
обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.
Метапредметные результаты :
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации
Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях
с однородными членами,
при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения,
в предложениях с прямой и косвенной речью,
при цитировании, обращении,
при междометиях, вводных словах и предложениях.
Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.
По орфографии
Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи
Определять тип и стиль текста.
Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников.
Писать сочинения – описания (сравнительная характеристика знакомы лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этическую тему.
Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки.
Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы.
Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
Раздел ІІ.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Функции русского языка в современном мире (1ч)
Повторение изученного в 5-7 классах (5ч+1кр)
Знаки препинания в сложном предложении. Буквы н – нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (7ч+1рр)
Словосочетание
Повторение материала о словосочетании, пройденного в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (Глагольное, именное, наречное).
ІІ.Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
ІІІ. Текст. Сочинение по теме «Дом, который украшает село»
Простое предложение (5ч+1рр)
Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
ІІ.Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении.
ІІІ. Описание памятника культуры (сочинение-описание по картине) Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения (5ч+2рр)
Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение материала изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II.Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
ІІІ.Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения (7ч+2рр+1кр)
Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительные оборот; знаки препинания при нем.
ІІ.Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
ІІІ.Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности. Групповой портрет
Простые односоставные предложения (8ч+2рр+1кр)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
ІІ.Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
ІІІ.Инструкция. Рассуждение
Неполные предложения
Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения (9ч+1рр+1кр)
Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.
ІІ.Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими при однородных членах.
ІІІ. Изложение (сравнительная характеристика)с элементами сочинения
Обособленные члены предложения (11ч+2рр+1кр)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
ІІ.Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
ІІІ.Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Обращения, вводные слова междометия (9ч+2рр+1кр)
Повторение изученного материала об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
ІІ.Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
ІІІ.Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление на общественно значимую тему.
Прямая и косвенная речь (8ч+1рр+1кр)
Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи прямой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
ІІ.Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
ІІІ.Рассказ
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (10ч+2рр+1кр)
Повторение тем «Словосочетание», «Односоставные предложения», «Двусоставные предложения», «Предложения с обособленными членами», «Вводные слова и предложения».
Раздел ІІІ. Тематическое планирование
Содержание | Кол-во часов | Развитие связной речи | Кол-во контрольных работ |
І. Общие сведения о языке | 1 | | |
ІІ.Повторение изученного в V-VII классах | 7 | | 1 |
ІІІ.Синтаксис и пунктуация | | | |
Словосочетание | 5 | 1 | - |
Простое предложение | 2 | 1 | - |
Двусоставные предложения | 5 | 2 | - |
Второстепенные члены предложения | 7 | 1 | 1 |
Односоставные предложения | 8 | 2 | 1 |
Предложения с однородными членами | 9 | 1 | 1 |
Предложения с обособленными членами | 11 | 2 | 1 |
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями | 9 | 2 | 1 |
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь | 8 | 1 | 1 |
Повторение изученного в VIII классе | 6 | 2 | 1 |
Резервные часы | 4 | | |
| 80 | 15 | 8 |
Итого: | 102 | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | Дата проведения |
по плану | по факту |
1 | 1 | Функции русского языка в современном мире | | |
| (8) | Повторение изученного в 5-7 классах | | |
2 | 1 | Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения .Знаки препинания в сложном предложении | | |
3 | 1 | Причастие . Морфологический разбор | | |
4 | 1 | Деепричастие .Морфологический разбор | | |
5 | 1 | Предлог. Морфологический разбор | | |
6 | 1 | Союз .Морфологический разбор | | |
7 | 1 | Частица . | | |
8 | 2 | Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5–7 классах» и анализ | | |
| (6) | Синтаксис и пунктуация. Культура речи | | |
10 | 1 | Основные единицы синтаксиса Текст как единица синтаксиса | | |
11 | 1 | Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса | | |
12 | 2 | Виды словосочетаний | | |
14 | 1 | Синтаксический разбор словосочетания | | |
15 | 1 | Текст. Сочинение по теме «Дом, который украшает село» | | |
| (3) | Простое предложение | | |
16 | 1 | Грамматическая (предикативная) основа предложения | | |
17 | 1 | Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение | | |
17 | 1 | Описание памятника культуры (сочинение-описание по картине) | | |
| (7) | Двусоставные предложения | | |
18 | 1 | Подлежащее | | |
19 | 1 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое | | |
20 | 1 | Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое | | |
21 | 2 | Публицистическое сочинение о памятнике культуры своей местности | | |
23 | 2 | Виды сказуемых | | |
| (9) | Второстепенные члены предложения | | |
25 | 1 | Повторение изученного о второстепенных членов предложения | | |
26 | 1 | Дополнение | | |
27 | 1 | Определение . Приложение | | |
28 | 1 | Обстоятельство | | |
29 | 1 | Синтаксический разбор двусоставного предложения | | |
30 | 1 | Характеристика человека как вид текста. Групповой портрет | | |
31 | 1 | Повторение по теме «Двусоставные предложения | | |
32 | 2 | Контрольная работа, анализ по теме «Двусоставные предложения» (диктант с грамматическим заданием) | | |
| (11) | Односоставные предложения | | |
34 | 1 | Главный член односоставного предложения. Назывные предложения | | |
35 | 1 | Определённо-личные предложения | | |
36 | 1 | Неопределённо-личные предложения | | |
37 | 1 | Инструкция | | |
38 | 1 | Безличные предложения | | |
39 | 1 | Рассуждение | | |
40 | 1 | Неполные предложения | | |
41 | 1 | Синтаксический разбор односоставного предложения | | |
42 | 1 | Повторение по теме «Односоставные предложения» | | |
43 | 2 | Контрольная работа, анализ по теме «Односоставные предложения»(диктант с грамматическим заданием) | | |
| (11) | Простое осложненное предложение | | |
44 | 1 | Понятие об осложнённом предложении. Понятие об однородных членах предложения | | |
45 | 1 | Однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них | | |
46 | 1 | Однородные и неоднородные определения | | |
47 | 1 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | | |
48 | 1 | Изложение (сравнительная характеристика)с элементами сочинения | | |
49 | 1 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | | |
50 | 1 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами | | |
51 | 2 | Повторение по теме «Предложения с однородными членами» | | |
53 | 1 | Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения» (диктант с грамматическим заданием) | | |
54 | 1 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | | |
| (14) | Обособленные члены предложения | | |
55 | 1 | Понятие об обособлении. Обособленные определения, выделительные знаки препинания при них | | |
56 | 2 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений | | |
58 | 2 | Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера). | | |
60 | 1 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | | |
61 | 2 | Обособленные обстоятельства. Выделенные знаки препинания при них | | |
63 | 2 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | | |
65 | 1 | Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами | | |
66 | 1 | Повторение по теме «Предложения с обособленными членами» | | |
67 | 1 | Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения» (тест) | | |
68 | 1 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | | |
| (12) | Слова, грамматически не связанные с членами предложения | | |
69 | 1 | Обращение. Назначение обращения | | |
70 | 2 | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по назначению | | |
72 | 2 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | | |
74 | 1 | Междометия в предложении | | |
75 | 1 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | | |
76 | 1 | Повторение по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении | | |
77 | 1 | Контрольная работа по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении» (Диктант с грамматическим заданием) | | |
78 | 1 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | | |
79 | 2 | Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление | | |
| (10) | Чужая речь | | |
81 | 1 | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть | | |
82 | 1 | Прямая и косвенная речь | | |
83 | 1 | Прямая речь | | |
84 | 1 | Диалог | | |
85 | 1 | Рассказ | | |
86 | 1 | Цитата | | |
87 | 1 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью | | |
88 | 1 | Повторение по теме «Чужая речь» | | |
89 | 1 | Контрольная работа по теме «Чужая речь» (Диктант с грамматическим заданием) | | |
90 | 1 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | | |
| (13) | Повторение и систематизация изученного в 8 классе | | |
91 | 1 | Словосочетание | | |
92 | 1 | Односоставные предложения | | |
93 | 1 | Двусоставные предложения | | |
94 | 1 | Предложения с обособленными членами | | |
95 | 1 | Вводные слова и предложения | | |
96 | 1 | Итоговая контрольная работа | | |
97 | 2 | Итоговая работа по развитию речи | | |
98 | 1 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | | |
99-102 | (4) | Резервные | | |
Приложение №1
Критерии оценивания предметных результатов
Оцениваются только такие знания, умения и навыки учащихся, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные умения и навыки; 3) речевые умения.
Проверка знаний, умений и навыков может проводиться как с целью определения их сформированности по этапам обучения (текущий контроль), так и для подведения итогов работы за год (итоговый контроль).
С целью повышения ответственности учащихся за качество знаний учитель, выставляя оценку, должен не только объявить, но и объяснить ее. Это относится к оценкам как за устные ответы, так и за все виды письменных работ.
Уровень знаний учащихся о языке в V—XI классах устанавливается путем устного опроса (знание правил, определений, грамматический разбор) и выполнения различных упражнений (списывание с постановкой слов в нужной форме, дописывание окончаний, вставка предлогов, приставок и т. п.) Это дает возможность выявить грамматические знания и умения.
1. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку, а также выявления у учащихся умений и навыков владения устной (монологической и диалогической) речью.
При устном опросе ответ ученика считается полным, если в нем содержится исчерпывающая характеристика того или иного языкового явления, приводятся формулировки правил, понятий и примеры, подтверждающие те или иные положения. При этом развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик; 1) полно излагает изученный материал (раскрывает тему), дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и полно с точки зрения норм литературного языка, при этом допущено не более одной речевой ошибки, не влияющей на содержание высказывания.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 2—3 речевые ошибки, которые сам же исправляет, 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно (раскрывает тему не полностью) и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и приводить свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого, допускает 4—5 речевых ошибок. При этом речь ученика недостаточно выразительна.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл (фактические ошибки), беспорядочно и неуверенно излагает материал, не умеет употреблять изученные слова и конструкции, допускает более 5—6 речевых и грамматических ошибок.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, что в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
При оценке диалогической речи учитывается умение учащихся вести разговор на определенную тему, правильно оформлять вопросы и ответы как грамматически, так и интонационно. Необходимо учитывать также количество реплик (вопросов, ответов), состоящих из полных или неполных предложений, умение включиться в диалог и поддерживать его.
Примерное количество реплик каждого участника диалога: в V—VII классах — от трех до пяти, в VIII—XI классах — не меньше пяти—семи.
Оценка «5» ставится, если ученик умеет задавать вопросы по заданной теме, ситуации и отвечать на них, с достаточной полнотой раскрывая содержание картины, темы, особенности ситуации; правильно интонирует вопросительные и утвердительные предложения-реплики, употребляет слова в нужной грамматической форме, использует при этом разнообразные синтаксические конструкции. Допустимы 1—2 речевые ошибки.
Оценка «4» ставится, если ученик умеет задавать вопросы по заданной теме, ситуации и отвечать собеседнику, передавая основное содержание картины, темы, специфику ситуации, но допускает 2—3 речевые ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик может задавать, хотя и с трудом, вопросы и отвечать на некоторые из них, но при этом затрудняется в оформлении ответов и допускает 3—5 речевых ошибок.
Оценка «2» ставится, если ученик затрудняется в составлении вопросов и ответов на заданную тему, ситуацию и допускает большое количество ошибок, речь изобилует продолжительными паузами.
2. Оценка диктанта
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны быть доступными по содержанию и не иметь в своем составе неизвестных учащимся слов, грамматических форм и синтаксических конструкций. Если в тексте диктанта встречаются незнакомые слова или слова с неизученными орфограммами, то их необходимо объяснить и записать на доске.
При подсчете количества слов в диктанте принимаются во внимание все слова, включая заголовки. Служебные слова (предлоги и союзы) также считаются за отдельные слова.
Количество слов в диктанте в течение учебного года должно увеличиваться постепенно: в начале учебного года такое же количество слов, как в диктантах предыдущего класса, затем в каждой четверти текст постепенно увеличивается и в III четверти число слов в диктанте должно достигать указанной для каждого класса нормы.
Проверочный диктант по определенной теме должен включать основные орфограммы или пунктограммы не только этой темы, но и других программных разделов, изученных ранее. Итоговые контрольные диктанты должны выявлять подготовленность учащихся по всем изученным ранее темам.
Объем текстов для диктантов:
для V класса - 60—80 слов,
для VI класса - 80—100 слов,
для VII класса - 100—110 слов,
для VIII класса - 110—130 слов,
для IX класса - 130—150 слов,
для Х—XI классов - 150—200 слов.
При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.
При оценке диктантов (а также изложений и сочинений) исправляются, но не учитываются следующие орфографические и пунктуационные ошибки:
1) на правила, которые не включены в школьную программу;
2) на еще не изученные правила;
3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
4) в переносе слов;
5) на единичные пропуски точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения начинается с заглавной буквы;
6) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова.
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях:
- слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами;
— трудного различения частиц не и ни в сочетаниях не кто иной, как...; не что иное, как..., никто иной не...; ничто иное не...;
- слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
4) в написании ы и и после приставок;
5) в собственных именах нерусского происхождения;
6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипной ошибкой считается написание орфограммы, регулируемой одним правилом, например, правописание безударных гласных, не с глаголами, дефис после приставок и наречиях, н и нн в прилагательных, образованных от существительных и т. д. При этом первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются на одну ошибку. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой. Нормы оценки диктантов следующие:
Оценка «5» ставится за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии и работе трех орфографических и трех пунктуационных ошибок, или двух орфографических и четырех пунктуационных, или пяти пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.
Оценка «3» выставляется при наличии пяти орфографических и пяти пунктуационных ошибок, или четырех орфографических и пяти пунктуационных ошибок, или девяти пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических.
В V классе допускается выставление оценки «3» за диктант при шести орфографических и пяти пунктуационных ошибках.
Оценка «2» ставится при наличии восьми орфографических и восьми пунктуационных ошибок, или семи орфографических и девяти пунктуационных, или шести орфографических и десяти пунктуационных, или девяти орфографических и семи пунктуационных.
При некоторой вариативности количества ошибок следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Такой предел для оценки «З»— пять орфографических ошибок (для V класса — шесть орфографических ошибок). Для оценки.«2» — девять орфографических ошибок.
Усвоение орфографии по определенной теме или разделу можно проверить при помощи словарного диктанта1. Начиная с V класса, словарные диктанты могут быть как обучающие, так и контрольные.
Словарный диктант может состоять:
в V классе из 10 -15 слов.
В диктант целесообразно включать слова, содержащие специфические трудности (непроизносимые согласные, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные и т. д.).
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1—2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, 3—4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы. Объем диктанта может быть сокращен примерно на 15 слов, если он сопровождается дополнительным заданием.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
оценка «5» ставится, если все задание выполнено правильно;
оценка «4» ставится, если правильно выполнено не менее 2/3 задания;
оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины задания;
оценка «2» ставится за работу, в которой правильно выполнено менее половины задания;
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
3. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Для изложения следует брать законченный отрывок из прочитанного ранее литературно-художественного произведения или законченные по смыслу, безукоризненные по языку тексты, принадлежащие к разным типам речи и стилю (в зависимости от программного учебного материала того или другого класса). Тексты для изложений должны отвечать требованиям нравственно-эстетического воспитания учащихся и содержанию учебной программы данного класса.
С помощью изложений проверяют умения раскрыть тему данного текста, передать его основную мысль, использовать языковые средства в соответствии с темой и задачей высказывания, а также грамматические знания, орфографические, пунктуационные умения и навыки.
Текст изложения должен быть доступен учащимся. Новые слова и выражения следует объяснить и в целях усвоения правописания выписать их на классной доске.
Примерный объем текстов для изложения:
в V классе — 90—120 слов,
Темы контрольных сочинений должны усложняться от класса к классу. При этом учитывается, насколько глубоко и полно раскрыта тема. При сдвоенном (двухчасовом) уроке объем контрольного классного сочинения должен быть примерно таким:
для V—VI классов — 0,5—1 страница,
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, от их общего развития.
С помощью сочинений проверяются: 1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Кроме того, при оценке письменных работ следует обращать внимание на логическую последовательность как при передаче содержания готового текста (изложение), так и при построении самостоятельного высказывания (сочинение), на умение членить текст на абзацы, связывать предложения между собой, использовать разнообразные выразительные средства языка. Изложения и сочинения оцениваются двумя оценками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки — по русскому языку, за исключением тех случаев, когда сочинение проводят с целью проверки знаний по литературе. В этом случае первая оценка, за содержание и речь, считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оцениваются по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность и логичность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых ошибок и речевых недочетов в содержании. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Критерии оценки изложений и сочинений:
Оценка | Основные критерии |
Содержание и речь | Грамотность |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание изложено последовательно (по плану или без него). 4. Работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообразием используемых морфологических категорий и синтаксических конструкций (с учетом изученного материала). 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. 6. Допускаются 1 недочет в содержании и 1—2 речевые ошибки. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. 132 |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (с незначительными отклонениями от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические ошибки. 3. Имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи в целом достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. 6. Допускаются не более 2 недочетов в содержании и 3—4 речевые ошибки. | Допускается: 3 орфографические, 3 пунктуационные и 3 грамматические ошибки. |
«3» | 1. Допущены существенные отклонения от темы. 2. Имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. 6. Допускаются не более 4 речевых недочетов в содержании и 5—6 речевых ошибок. | Допускается: 5 орфографических, 5 пунктуационных и 5 грамматических ошибок |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность в изложении, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями, нарушена связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. 6. В работе допущены 6 недочетов в содержании и до 7 речевых ошибок. | Допускается: 7—8 орфографических, 8 пунктуационных и 8 грамматических ошибок. |
Примечания:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Первая оценка не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
4. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимы и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
6. Выведение итоговых оценок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивалось баллом «2».
В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.
Нормативы оценок за устные ответы и письменные работы учащихся V—IX классов нерусской национальности, обучающихся в массовых школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1—2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки, или оцениваться в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся национальных (нерусских) школ по русскому языку», утвержденными Министерством образования РФ.