- Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05. 03. 2004 № 1089).
- программой основного общего образования по биологии 5 – 9 классы. Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов, М.: «Дрофа», 2011г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «Биология: Человек, 8 класс», для общеобразовательных учреждений, авторы: Д. В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев -3-е., стереотип М.: Дрофа, 2016.- 416с.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 68 часов, из них лабораторных работ –24, контрольных работ - 7.
- Освоение знаний о человеке как биосоциальном существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- Воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- Иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
- научиться сравнивать клетки, ткани, органы, системы органов, процессы и т.д.
- научиться обосновывать влияние различных факторов на здоровье человека, основные правила гигиены, меры первой помощи при несчастных случаях.
- развивать общеучебные и специальные умения и навыки.
В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формирования социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации. Понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определённых границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведёт к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих здоровью человека и нарушающих его. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно – гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.
Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.
Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.
Опорно-двигательная система:строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Функции крови илимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхательная система:строение ифункции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.
Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Мочевыделительная система:строение ифункции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.
Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.
Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии.Социальная и природная среда, адаптации к ним.Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
- особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки.тканей, органов и систем органов человеческого организма;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
- вклады отечественных учёных в развитие наук: анатомии, физиологии, психологии, гигиены, медицины
-выделять существенные признаки строения и функционирования органов человеческого организма;
- объяснять:роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- в системе моральных норм ценностей по отношениюк собственному здоровью и здоровью других людей;
-устанавливать причинно-следственные связи между строением органов и выполняемой им функцией;
- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов ,рефератов, презинтаций;
-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об заболеваниях организма человека, оформлять её в виде рефератов, докладов;
- выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье;
- аргументировать свою точку в ходе дискуссии по обсуждению глобальных проблем: СПИД,наркомания,алкоголизм
— использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудах,ожогах,обморожениях,травмах,спасении утопающего
— признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
1. Федеральный закон « Об образовании РФ» от 29 декабря 2012года №273-ФЗ.
2. ФК ГОС (основного или среднего образования) 2004 года разработан в соответствии с законом «Об образовании РФ» №273 и концепции модернизации Российского образования до 2020 года
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).
1. Программа основного общего образования по биологии 5-9 классы. Авторы: В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, Г. Г. Швецов, М.: «Дрофа», 2011г
2. Биология. Человек. 8 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев, М. :Дрофа, 2016.
3.Биология. Человек. 8 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.В. Колесова, Р.Д.Маш, И.Н. Беляева «Биология. Человек. 8 класс» /Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016.
1. Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 8 класс. Человек» - М.: Дрофа, 2006 -218с.;
2. Пугал Н.А. «Методические рекомендации по использованию биологической микролаборатории. Биологические исследования», М,2008г.
3. Контрольно-измерительные материалы. Биология. 8 класс. М.ВАКО,2011
4. В.Н.Семенцова «Биология. Технологические карты уроков. 8 класс» - Санкт-Петербург: Паритет – 2006.
5. Бодрова Н.Ф. Поурочное планирование «Изучение курса «Человек и его здоровье», 8 класс. Воронеж, 2002 г.
6. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. «Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека». М.: Просвещение, 2006.
7. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек/ – М.: Дрофа, 2004.
1. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://schoolcollection.edu.ru/).
2. www.bio.1september.ru– газета «Биология» - приложение к «1 сентября».
3. http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку.
4. www.bio.nature.ru – научные новости биологии.
5. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования.
6. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
7. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология».
№ | № темы урока | Тема урока | Содержание | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Лабораторные работы |
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 ч) |
1 | 1 | Науки о человеке. Здоровье и его охрана | Понятие: анатомия, физиология, психология, гигиена, здоровье, факторы сохраняющие здоровье; факторы риска. | Объясняют место и роль человека в природе. Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни. Выявляют методы изучения организма человека | |
2 | 2 | Становление наук о человеке | Научные труды: Гераклит, Аристотель, Гиппократ, Клавдий Гален, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Андреас Везалий, Уильям Гарвей, Луи Пастер, Илья Мечников. | Объясняют связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине | |
Раздел 2. Происхождение человека (3 ч) |
3 | 1 | Систематическое положение человека | Понятие: таксоны, рудименты, атавизмы. | Объясняют место человека в системе органического мира. Приводят доказательства (аргументируют) родства человека с млекопитающими животными. Определяют черты сходства и различия человека и животных | |
4 | 2 | Историческое прошлое людей | Понятие: австралопитеки, человек умелый, древнейшие люди ( питекантропы, синантропы), древние люди ( неандертальцы), современные люди ( кроманьонцы). | Объясняют современные концепции происхождения человека. Выделяют основные этапы эволюции человека | |
5 | 3 | Расы человека. Среда обитания | Понятие: большие расы: европеоидная, монголоидная, негроидная: природная и социальная среда. | Объясняют возникновение рас. Обосновывают несостоятельность расистских взглядов | |
Раздел 3. Строение организма (5 ч) |
6 | 1 | Общий обзор организма человека | Понятие: уровни организации, полости ела, органы, внутренние органы, системы органов, аппараты органов, гормоны, нервные импульсы. | Выделяют уровни организации человека. Выявляют существенные признаки организма человека. Сравнивают строение тела человека со строением тела других млекопитающих. Отрабатывают умение пользоваться анатомическими таблицами, схемами | |
7 | 2 | Клеточное строение организма | Понятие: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, хромосомы, гены, органоиды, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат гольджи, лизосомы, центриоли, деление, обмен веществ и энергии, рост, развитие, покой, возбуждение. | Устанавливают различия между растительной и животной клеткой. Приводят доказательства единства органического мира, проявляющегося в клеточном строении всех живых организмов. Закрепляют знания о строении и функциях клеточных органоидов | |
8 | 3 | Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная | Понятие: ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная: нейроны, дендриты, аксон, нейроглия, нервное волокно, синапс. | Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы: клеток, тканей, органов и систем органов. Сравнивают клетки, ткани организма человека и делают выводы на основе сравнения. Наблюдают и описывают клетки и ткани на готовых микропрепаратах. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Работают с микроскопом. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним | Лабораторная работа № 1: Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей. |
9 | 4 | Нервная ткань. Рефлекторная регуляция | Понятие: центральная и периферическая нервная система, рефлекс, рефлекторная дуга, рецептор, рабочий орган, рефлексогенная зона, обратные связи. | Выделяют существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека. Объясняют необходимость согласованности всех процессов жизнедеятельности в организме человека. Раскрывают особенности рефлекторной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | Лабораторная работа № 2: «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.» Лабораторная работа № 3: «Коленный рефлекс» |
10 | 5 | Контрольная работа по теме «Строение организма» | | | |
Раздел 4. Опорно-двигательная система (7 ч) |
11 | 1 | Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей | Понятие: скелет, мышцы, надкостница, компактное и губчатое вещество кости, красный косный мозг, желтый костный мозг, тип костей: трубчатые, губчатые, плоские. | Распознают на наглядных пособиях органы опорно-двигательной системы (кости). Выделяют существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | Лабораторная работа №4 « Микроскопическое строение кости» |
12 | 2 | Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей | Понятие: осевой скелет, добавочный скелет, мозговой и лицевой отделы черепа, позвоночник, межпозвонковый диск, отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый: грудная клетка, ребра, грудина | Раскрывают особенности строения скелета человека. Распознают на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Объясняют взаимосвязь гибкости тела человека и строения его позвоночника | |
13 | 3 | Соединения костей | Понятие: плечевой пояс; кости руки, плечевая, локтевая и лучевая, кости кисти: тазовый пояс; кости ноги: бедренная, большеберцовая и малоберцовая, кости стопы; соединения костей: непрерывные и прерывные. | Определяют типы соединения костей | |
14 | 4 | Строение мышц. Работа скелетных мышц и её регуляция | Понятие: брюшко мышцы, сухожилия, головка и хвост мышцы, мышцы –антагонисты, мышцы – синергисты, мышечные пучки, мышечное волокно, соединительно- тканные оболочки мышечных пучков, фасции, двигательная единица, исполнительный ( моторный) нейрон, тренировочный эффект, гиподинамия, динамическая и статическая работа | Объясняют особенности строения мышц. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов Объясняют особенности работы мышц. Раскрывают механизмы регуляции работы мышц. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | Лабораторная работа №5 «Мышцы человеческого тела» Лабораторная работа№6 « Утомление при статической работе» |
15 | 5 | Нарушения опорно-двигательной системы | Понятие: осанка, остеохондроз, корригирующая гимнастика, сутулость, боковые искривления (сколиоз), плоскостопие. | Выявляют условия нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения. На основе наблюдения определяют гармоничность физического развития, нарушение осанки и наличие плоскостопия | Лабораторная работа №7 « Осанка и плоскостопие» Лабораторная работа № 8:Выявление плоскостопия (выполняется дома). |
16 | 6 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов | Понятие: травма, травматизм, ушиб, перелом (закрытый и открытый), шина, растяжение связок, вывих. | Приводят доказательства (аргументируют) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. Осваивают приёмы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы | Лабораторная работа № 9: Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки. |
17 | 7 | Контрольная работа по теме «Опорно-двигательный аппарат» | | | |
Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 ч) |
18 | 1 | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма | Понятие:внутренняя среда, кровь, тканевая жидкость, лимфа, лимфатический капилляр, лимфатический сосуд, лимфатический узел, эритроцит, гемоглобин, лейцит, лимфоцит, фагоцитоз, антитела, антитела, тромбоциты, фибриноген, фибрин. | Сравнивают клетки организма человека. Делают выводы на основе сравнения. Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями. Изучают готовые микропрепараты и на основе этого описывают строение клеток крови. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним. Объясняют механизм свёртывания крови и его значение | Лабораторная работа № 10: Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом. |
19 | 2 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет | Понятие: иммунитет, неспецифический и специфический иммунитет, антитела, антигены, иммунная система, воспаление, инфекционные болезни, паразитарные болезни, постинфекционный иммунитет, «ворота инфекции», бацилло – и вирусоносители, интерферон. | Выделяют существенные признаки иммунитета. Объясняют причины нарушения иммунитета | |
20 | 3 | Иммунология на службе здоровья | Понятие: иммунология, лечебные сыворотки, предупредительные прививки (вакцины), антитела, антитоксины, естественный иммунитет: видовой, наследственный, приобретенный; исскуственный иммунитет: пассивный, активный; аллергия, аллерген, тканевая совместимость, I,II,III,IV группы крови, резус-фактор, донор, реципиент. | Раскрывают принципы вакцинации, действия лечебных сывороток, переливания крови. Объясняют значение переливания крови | |
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (7 ч) |
21 | 1 | Транспортные системы организма | Понятие: артерии, аорта, кровеносные капилляры, вены, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, лимфатические узлы, кармановидные клапаны. | Описывают строение и роль кровеносной и лимфатической систем. Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем | |
22 | 2 | Круги кровообращения | Понятие: предсердие и желудочки сердца, аорта, артерии, капилляры, верхняя и нижняя полые вены, лёгочные артерии, лёгочные капилляры, лёгочные вены, артериальная кровь, венозная кровь, венечная артерия. | Выделяют особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | Лабораторная работа№ 11« Изучение особенностей кровообращения» Лабораторная работа №12 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение» |
23 | 3 | Строение и работа сердца | Понятие: околосердечная сумка, створчатые клапаны, полулунные клапаны, автоматия, сердечный цикл: сокращение предсердий, сокращение желудочков, пауза; нервная и гуморальная регуляция. | Устанавливают взаимосвязь строения сердца с выполняемыми им функциями | |
24 | 4 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения | Понятие: артериальное давление крови, скорость кровотока, пульс, гипертония и гипотония, инсульт, инфаркт. | Устанавливают зависимость кровоснабжения органов от нагрузки. | Лабораторная работа№ 13 « Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» Лабораторная работа № 14« Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движение крови» |
25 | 5 | Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов | Понятие: ударный объем сердца, гиподинамия, перемежающаяся хромота, гангрена, спазм сосудов, стенокардия, инфаркт, электрокардиограмма, гипертонический криз, функциональная проба. | Приводят доказательства (аргументируют) необходимости соблюдения мер профилактики сердечнососудистых заболеваний | Лабораторная работа № 15«Функциональная проба. Реакция сердечно – сосудистой системы на дозированную нагрузку» |
26 | 6 | Первая помощь при кровотечениях | Понятие: внутреннее и внешнее кровотечения, гематома ( синяк), капиллярное, венозное, артериальное, носовое кровотечения, антисептик, жгут, закрутка, струп. | Осваивают приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечнососудистой системы, оформляют её в виде рефератов, докладов | |
27 | 7 | Контрольная работа «внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая система | | | |
Раздел 7. Дыхание (4 ч) |
28 | 1 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей | Понятие: дыхание, дыхательные пути: носовая полость, носоглотка, глотка, гортань, трахея, главные бронхи; легкие, легочная плевра, бронхиальное дерево, альвеолы; голосовые связки, артикуляция; аденоиды, миндалины, гайморит, фронтит, тонзиллит, дифтерия. | Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Распознают на таблицах органы дыхательной системы | |
29 | 2 | Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание | Понятие: ворота лёгких, лёгочная плевра, пристеночная плевра, плевральная полость, диффузия. | Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Делают выводы на основе сравнения | |
30 | 3 | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды | Понятие: легочная и пристеночная плевра, плевральная полость, межреберные мышцы; дыхательный центр, продолговатый мозг, рефлекторная и гуморальная регуляция, наркогенные вещества, никотин, карбоксигемоглобин, респиратор, смог. | Объясняют механизм регуляции дыхания | Лабораторная работа № 16: «Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе». |
31 | 4 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: их профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации | Понятие: жизненная ёмкость лёгких, остаточный воздух, обхват грудной клетки, флюорография, туберкулез легких, палочка Коха, рак легких, электротравма, клиническая смерть, биологическая смерть, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. | Приводят доказательства (аргументируют) необходимости соблюдения мер профилактики лёгочных заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформляют её в виде рефератов, докладов | Лабораторная работа №17 « Измерение обхвата грудной клетки в состоянии входа и выдоха» |
Раздел 8. Пищеварение (7 ч) |
32 | 1 | Питание и пищеварение | Понятие: пластический обмен, энергический обмен, пищеварение, питательные вещества, пищевые продукты, пищеварительный тракт, пищеварительные железы, брыжейка, перистальтика, рацион, балластные вещества. | Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения. Распознают на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы | |
33 | 2 | Пищеварение в ротовой полости | Понятие: ротовая полость, рецепторы вкуса, слюнные железы, зубы: корень, шейка, коронка: зубная эмаль, дентин, зубная пульпа; резцы, клыки, малые и большие коренные зубы, кариес, пульпит. | Раскрывают особенности пищеварения в ротовой полости. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | |
34 | 3 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока | Понятие: пищевод, желудок, пепсин, сфинктер, двенадцатиперстная кишка, поджелудочная железа, трипсин, печень, желчь, фермент, субстрат кишечная палочка, дисбактериоз. | Объясняют особенности пищеварения в желудке и кишечнике. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | Лабораторная работа №18 « Действие слюны на крахмал» |
35 | 4 | Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника | Понятие: всасывание, кишечная ворсинка, печень, мочевина, глюкоза, гликоген, толстый кишечник, слепая кишка, аппендикс, аппендицит, перитонит. | Объясняют механизм всасывания веществ в кровь. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы | |
36 | 5 | Регуляция пищеварения | Понятие: фистула, безусловный рефлекс, условный рефлекс, мнимое кормление, аппетитный сок, гуморальное сокоотделение желудочных желез. | Объясняют принцип нервной и гуморальной регуляции пищеварения | |
37 | 6 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций | Понятие: ботулизм, сальмонеллез, холера, холерный вибрион, диарея, дизентерия, дизентерийная палочка, гельминтозы, пищевое отравление. | Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы в повседневной жизни | |
38 | 7 | Контрольная работа по темам «Дыхание», «Пищеварение» | | | |
Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 ч) |
39 | 1 | Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ | Понятие: обмен веществ и энергии: пластический и энергетический обмен, обмен белков, обмен жиров, солей, макроэлементы, обмен воды, обмен углеводов, микроэлементы, ультрамикроэлементы. | Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Описывают особенности обмена белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей. Объясняют механизмы работы ферментов. Раскрывают роль ферментов в организме человека | |
40 | 2 | Витамины | Понятие: авитаминоз, гиповитаминоз, водорастворимые витамины, жирорастворимые витамины. | Классифицируют витамины. Раскрывают роль витаминов в организме человека. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики авитаминозов | |
41 | 3 | Энергозатраты человека и пищевой рацион | Понятие: основной обмен, общий обмен, энерготраты организма, энергетическая ёмкость пищевых продуктов (калорийность), нормы питания, режим питания. | Обсуждают правила рационального питания | Лабораторная работа№ 19 « Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» Лабораторная работа № 20: Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат. |
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (5 ч) |
42 | 1 | Покровы тела. Кожа — наружный покровный орган | Понятие: эпидермис, дерма, гиподерма, сальные железы, потовые железы, волосы, ногти. | Выделяют существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | |
43 | 2 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи | Понятие: угревая сыть, гормональные и гиповитаминозные кожные заболевания: грибковые и паразитарные заболевания кожи: чесотка, стригущий лишай: ожоги: химические и термические: обморожения. | Приводят доказательства необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями, а также соблюдения правил гигиены | |
44 | 3 | Терморегуляция организма. Закаливание | Понятие: терморегуляция, теплообразование, теплоотдача, тепловой удар, солнечный удар, закаливание. | Приводят доказательства роли кожи в терморегуляции. Осваивают приёмы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова | |
45 | 4 | Выделение | Понятие: органы мочевыделения: почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал; корковое и мозговое вещество почки, почечные пирамиды, почечная лоханка, нефрон, первичная моча, мочекаменная болезнь. | Выделяют существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Распознают на таблицах органы мочевыделительной системы. Объясняют роль выделения в поддержании гомеостаза. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы | |
46 | 5 | Контрольная работа по теме «Обмен веществ и энергии», «покровные ткани, терморегуляция, выделение». | | | |
Раздел 11. Нервная система (5 ч) |
47 | 1 | Значение нервной системы | Понятие: потребности, активность, опознание объектов, субъективное отражение. | Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности | |
48 | 2 | Строение нервной системы. Спинной мозг | Понятие: центральна и периферическая нервная система, серое и белое вещество, кора, ядра, нервные узлы, нервные волокна, спинной мозг, спинномозговая жидкость, центральный канал, серые столбы спинного мозга, белое вещество – восходящие и нисходящие пути, рефлекторная и проводящая функции. | Определяют расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознают на наглядных пособиях органы нервной системы. Раскрывают функции спинного мозга | |
49 | 3 | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка | Понятие: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг, промежуточный мозг, большие полушария головного мозга (большой мозг), желудочки мозга. | Описывают особенности строения головного мозга и его отделов. Раскрывают функции головного мозга и его отделов. Распознают на наглядных пособиях отделы головного мозга | Лабораторная работа № 21 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка» |
50 | 4 | Функции переднего мозга | Понятие: передний мозг; промежуточный мозг: таламус, гипоталамус; полушария большего мозга, мозолистое тело, кора, борозды, извилины, доли мозга, древняя, старая и новая кора. | Раскрывают функции переднего мозга | Лабораторная работа № 22: Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи - тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении. |
51 | 5 | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы | Понятие: соматический и вегетативный ( автономный) отделы нервной системы; симпатическая и парасимпатическая подсистемы. | Объясняют влияние отделов нервной системы на деятельность органов. Распознают на наглядных пособиях отделы нервной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | |
Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч) |
52 | 1 | Анализаторы | Понятие: орган чувств, анализатор, модальность, рецепторы, нервные пути, чувствительные зоны коры больших полушарий мозга: первичные, вторичные, третичные: галлюцинации, иллюзии. | Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов чувств | |
53 | 2 | Зрительный анализатор | Понятие: глазное яблоко, глазница, глазные мышцы, слезная железа, слезный канал, белочная оболочка (склера), роговая оболочка (роговица), зрачок, радужная оболочка ( радужка), хрусталик, ресничное тело, стекловидное тело, сетчатка, палочки и колбочки, жёлтое пятно, слепое пятно, бинокулярное зрение. | Выделяют существенные признаки строения и функционирования зрительного анализатора | Лабораторная работа № 23 « Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением». |
54 | 3 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | Понятие: глазные инфекции, конъюнктива, конъюнктивит, близорукость, дальнозоркость, мышцы ресничного тела, преломляющая способность глаза, диоптрия, бельмо. | Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения | |
55 | 4 | Слуховой анализатор | Понятие: наружное ухо: ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка; среднее ухо: слуховые косточки, слуховая труба, перепонка овального и круглого окна: внутреннее ухо: костный лабиринт, перепончатый лабиринт, улитка, рецепторный слуха: стереофоническое звучание; воспаление среднего уха, тугоухость. | | |
56 | 5 | Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус | Понятие: вестибульный аппарат, мешочки, полукружные каналы, волосковые клетки, мышечное чувство, кожное чувство, осязание, обонятительные клетки, вкусовые сосочки, вкусовые рецепторы. | Выделяют существенные признаки строения и функционирования вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов. Объясняют особенности кожно-мышечной чувствительности. Распознают на наглядных пособиях различные анализаторы | |
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч) |
57 | 1 | Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности Врождённые и приобретённые программы поведения | Понятие: высшие нервная деятельность, безусловные и условные рефлексы, безусловные (внешнее) и условное (внутреннее) торможение, доминанта. Лабораторная работа «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа» | Характеризуют вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности Выделяют существенные особенности поведения и психики человека. Объясняют роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека | |
58 | 2 | Сон и сновидения | Понятие: биологические ритмы, сон и бодрствование, медленный сон, быстрый сон, сновидения. | Характеризуют фазы сна. Раскрывают значение сна в жизни человека | |
59 | 3 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы | Понятие: базовые и вторичные потребности, сознание, интуиция: речь, внешняя, внутренняя; познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, объект, фон, наблюдение, представления, ум. | Характеризуют особенности высшей нервной деятельности человека, раскрывают роль речи в развитии человека. Выделяют типы и виды памяти. Объясняют причины расстройства памяти. Проводят биологическое исследование, делают выводы на основе полученных результатов | Лабораторная работа № 24: «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.» |
60 | 4 | Воля. Эмоции. Внимание | Понятие: волевое действие: борьба мотивов, выбор цели, способа действия, само действие, оценка результатов: внушаемость, негативизм, эмоциональные реакции, эмоциональные состояния: аффект, стресс: эмоциональные отношения: внимание: непроизвольное и произвольное, устойчивое и колеблющееся, рассеянность. | Объясняют значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека. Выявляют особенности наблюдательности и внимания. | Лабораторная работа № 25 « Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях» |
61 | 5 | Темперамент и характер. | Понятие: темперамент и характер, экстраверты и интроверты, самооценка. | Темперамент и характер. Способность и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики. | |
Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч) |
62 | 1 | Роль эндокринной регуляции | Понятие: эндокринная система, железы внутренней секреции: эпифиз, гипофиз, щитовидная железа, надпочечники: железы смешанной секреции: поджелудочная железа, половые железы, железы внешней секреции: нейрогормоны. | Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы. Устанавливают единство нервной и гуморальной регуляции | |
63 | 2 | Функция желёз внутренней секреции | Понятие: гипофиз, гормон роста, акромегалия: щитовидная железа, базедова болезнь, микседема, кретинизм: половые железы: семенники, яичники: поджелудочная железа, инсулин, сахарный диабет, надпочечники: адреналин, норадреналин. | Раскрывают влияние гормонов желёз внутренней секреции на человека | |
| Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (5ч) |
64 | 1 | Жизненные циклы. Размножение. Половая система Развитие зародыша и плода. Беременность и роды | Понятие: сперматозоиды, семенники (яички), семявыносящие каналы, предстательная железа (простата), семенная жидкость; редукционное деление, гены, половые хромосомы, яичники, маточные трубы, матка, графов пузырёк (фолликул), яйцеклетка, овуляция; оплодотворение, зигота; менструация, менструальный цикл, поллюции. биогенетический закон, онтогенез, филогенез; плацента, пупочный канатик (пуповина), зародыш, плод, беременность, родовые схватки, плодные оболочки, пупок. | Выделяют существенные признаки органов размножения человека Определяют основные признаки беременности. Характеризуют условия нормального протекания беременности. Выделяют основные этапы развития зародыша человека | |
65 | 2 | Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём | Понятие: наследственные болезни, врождённые болезни, венерические болезни, ВИЧ, СПИД, Гепатит В, сифилис, бледная спирохета (трепонема). | Раскрывают вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек, инфекций, передающихся половым путём, ВИЧ-инфекции. Характеризуют значение медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека | |
66 | 3 | Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности | Понятие: ребенок новорожденный и грудной, пубертат. | Определяют возрастные этапы развития человека. Раскрывают суть понятий: «темперамент», «черты характера» | |
67 | 4 | Контрольная работа по теме «Высшая нервная деятельность», «Эндокринная система», «Индивидуальное развитие организма» | | | |
68 | 5 | Итоговая контрольная работа | | | |